Составлена на основе:
образования (базовый уровень), 2004.
Приказа Министерства образования,науки и молодежи Республики Крым от 11.06.2015г. №555
Примерной программы общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной, утвержденной Министерством образования РФ и соответствующей Федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта. - 6-е изд., переработанное Издательство «Просвещение», 2005г.
Коровина В.Я. Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций с прил.на электронном носителе. В 2 ч./ В.Я Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2014.
Данная рабочая программа мотивирована тем, что она
предназначена для обучающихся 8 класса и преподаётся на базовом уровне;
построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;
обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся;
учитывает тип и вид общеобразовательной школы № 23
Пояснительная записка
к рабочей программе по литературе для 8 – А класса
Статус документа
Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, содержание разделов учебного курса, требования к уровню подготовки обучающихся по данной програмне, перечень учебно-методического обеспечения, критерии оценивания по предмету.
Данная программа составлена с учетом Обязательного минимума содержания основного (общего) образования по литературе.
Содержание программы составлено с учетом возможностей обучающихся и соответствующего уровня их общеобразовательной подготовки.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет "Литература" занимает центральное место в общей системе эстетического и нравственного воспитания школьников, в развитии их самосознания, познавательных интересов, коммуникативных способностей, художественного вкуса, читательской и речевой культуры. Одной из важных задач "Федеральной программы развития образования" является "усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе".
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Цель изучения литературы в школе — приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования — чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
-осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
-выразительное чтение художественного текста;
-различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
-ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
-заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
-анализ и интерпретация произведения;
-составление планов и написание отзывов;
-написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьников, в значительной степени формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
В каждом из классов затронута одна из ведущих проблем. Так в 7 классе затрагиваются особенности труда писателей, их позиции, изображение человека как важнейшей проблемы литературы.
Изучение литературы в 8-ом классе – это второй этап освоения материалов литературного образования. Модель структуры курса в 8-ом классе – литературный процесс в его последовательности от древности до наших дней.
Большое внимание в программе уделяется изучению литературы XX века, так как необходимо показать роль литературы этого периода в истории культуры и литературы и полностью использовать силу её воздействия на читателя. Особое внимание уделяется проблеме рода и жанров, их многообразию и развитию.
Основа литературного образования:
Чтение и изучение художественных произведений;
Знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Изучение литературы сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления обучающихся об историческом развитии литературы, позволяет обучающимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы, так как теоретико-литературные знания помогают постижению произведения искусства. Именно поэтому базовые теоретико-литературные понятия одновременно являются структурообразующими составляющими программы.
Основные теоретико – литературные понятия.
Древнерусская повесть. Житие как жанр литературы. Сатирическая повесть.
Фольклор. Жанры фольклора.
Литературные роды и жанры.
Понятие о классицизме. Основные правила классицизма.
Басня. Мораль. Аллегория. Дума.
Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой.
Историзм художественного произведения. Роман. Реализм.
Комедия. Юмор. Сатира.
Романтический герой.
Гипербола. Гротеск. Литературная пародия. Эзопов язык.
Сюжет и фабула. Драматическая поэма.
Сонет как форма лирической поэзии.
Классицизм. Сатира.
Согласно Технологии модульного обучения, функционирующей в школе с 2009 года, программный материал разработан в виде блоков, расстановка которых определяется показателем первичности, значимости и сложности художественных явлений, направлений, течений. Блочная система позволит обучающимся нагляднее представлять и глубже осмысливать особенности развития русской литературы на каждом историческом этапе. Такой подход способствует объективности и целостности изучения литературного процесса.
Серьёзное внимание в программе уделено совершенствованию умений обучающихся верно понять, интерпретировать произведение и высказать свои суждения в процессе анализа. Обобщение результатов этой работы может быть выражено в форме устной или письменной рецензии, сочинения (очерка, доклада, эссе, статьи, ученической исследовательской работы, коллективной работы в творческой лаборатории и пр.), особое внимание обращено на с о в е р ш е н с т в о в а н и е речи обучающихся. В программу включен перечень необходимых видов работы по развитию речи: словарная работа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, творческие работы и пр.
Цели литературного образования –
приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.
осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
Осваивая программу, ученик накапливает солидный читательский багаж, формирует представление о литературе как виде искусства, постигает ее специфические внутренние законы, знакомится с литературным процессом, учится понимать ее связь с процессом историческим. Образование на уроках литературы идет рука об руку с воспитанием; они в равной мере реализуются под сильнейшим воздействием эмоциональной силы художественного слова.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Изучение литературы в школе позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность; освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики; научиться анализировать и оценивать литературные произведения; получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей; развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании тематического планирования реализуются актуальные в настоящее время подходы, которые определяют задачи обучения:
приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Выбор данной программы основан на следующих критериях:
Программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций - лингвистической, культурологической, коммуникативной.
Ученик, овладевая читательской деятельностью, осваивает определенные умения, знания, конкретные навыки. Логика этого процесса определяется структурой программы.
Данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воображения и творческой деятельностью самого ученика.
Избегается жестокая регламентация, предоставляющая право учителю определять какие произведения следует читать и изучать, какие – читать самостоятельно и обсуждать в классе, какое количество часов отвести на каждую тему.
Художественные тексты во всех учебниках-хрестоматиях данной программы сопровождаются рисунками лучших художников.
Место предмета в базисном учебном плане:
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования данная программа рассчитана на преподавание курса литературы в объёме 2 часа в неделю. Так как в 2015/2016 учебном году 34 учебные недели, то для обязательного изучения учебного предмета в 8 - А классе отводится 68 часов.
Формы организации образовательного процесса:
нетрадиционные формы модулей, проблемные дискуссии, беседы, лекции, семинары, выступления учащихся с сообщениями, докладами, рефератами, выразительное чтение прозы и стихов, художественный пересказ, сжатое и подробное изложение прочитанного, составление библиографии к теме, инсценирование эпизодов, иллюстрирование эпизодов.
Виды учебной деятельности
Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:
- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);
- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов; ответов на вопросы репродуктивного характера);
- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;
- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.
Подготовка к ЕГЭ.
Главная идея данной программы по литературе – помочь обучающимся в подготовке к ЕГЭ как по литературе, так и по русскому языку, где при написании творческой части (части С) обучающийся должен, определив проблему исходного текста, аргументировать свою точку зрения примерами из художественной литературы. С этой целью на модулях литературы, реализуя Стандарты второго поколения в 8 классе стандартные обязательные контрольные работы (промежуточные и итоговые) проводятся в форме тестирования, чтобы дать возможность ученикам составить представление о структуре будущих КИМ, количестве заданий, их форме, уровне сложности. Работа над заданиями с развернутым ответом (сочинения, рецензии, отзывы), позволит составить представление о требованиях к полноте и правильности оформления развёрнутого ответа.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Содержание разделов учебного курса
В программе соблюдена системная направленность - курс 8 класса представлен разделами:
Введение
Устное народное творчество.
Из древнерусской литературы.
Из литература XVIII века.
Из литературы XIX века (в т.ч. «Поэзия родной природы»).
Из русской литературы XX века (в т.ч. «Писатели улыбаются», «Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.», «Русские поэты о Родине, родной природе»).
Из зарубежной литературы.
Распределение учебных часов по разделам программы
Введение – 1 ч.
Устное народное творчество – 2 ч.
Из древнерусской литературы – 3 ч. (в т. ч. 1 доп.лит.)
Из литература XVIII века – 4 ч. (в т. ч. 1 Р.р., итоговое тестирование).
Из литературы XIX века (в т.ч. «Поэзия родной природы») – 35 ч (в т. ч. 2 К.р., 2 Р.р., 6 доп., 2 домашних сочинения)
Из русской литературы XX века (в т.ч. «Писатели улыбаются», «Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.», «Русские поэты о Родине, родной природе») – 15 ч. (в 8-Б классе - 14 ч.) (в т. ч. 1проект, 2 Р.р).
Из зарубежной литературы – 4 ч. (в 8-Б классе - 3 ч.) (в т. ч. 1 Р.Р, 1 итоговый контроль).
Коррекция ЗУН– 4 ч.
Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета "Литература" в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, внеклассное чтение.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию
речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть. Также в рамках модульного обучения на коррекцию ЗУН отводится 4 часа.
ВВЕДЕНИЕ (1 ч)
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2 ч)
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни).
«В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная ... », «Вдоль по улице метелица метет ... », «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Отражение жизни народа в народной песне
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы.
«О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком ... ». Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч)
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий - главное новшество литературы XVII в.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская воинская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (4 ч)
Денис Иванович Фонвизин.
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Социальная и нравственная проблематика комедии. Проблемы воспитания, образования гражданина. Говорящие фамилии
и имена. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. Проект.
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
Итоговое тестирование (по разделам «УНТ», «Из древнерусской литературы», «Из русской литературы XVIII века»)
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (34 ч.)
Иван Андреевич Крылов (1 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец.
«Обоз». Критика вмешательства императора Александра в стратегию и тактику М.И. Кутузова в Отечественной войне 1812 г. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
Кондратий Федорович Рылеев (1 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
Автор сатир и дум. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы.
Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы к.Ф. Рылеева - основа народной песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин (12 ч)
Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения - зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.
«K***». («Я помню чудное мгновенье …»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие А.С. Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История Пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.С. Пушкин). История создания романа. Пугачев в историческом труде А.С. Пушкина и в романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю.
Роман «Капитанская дочка». Петр Гринев - жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова - нравственная красота героини. Швабрин - антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм А.С. Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Истории Пугачева». Образ Петербурга в произведении «Пиковая дама».
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Повесть. Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
К.Р.: классное сочинение по повести «Капитанская дочка»
Михаил Юрьевич Лермонтов (2 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
Отношение М.Ю. Лермонтова к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.
«Мцыри», Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь (6 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
Отношение Н.В. Гоголя к истории, исторической теме в художественном
произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора - высмеять «все дурное в России» (Н.В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие
действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). Ремарки как форма выражения авторской позиции (начальные представления). Фантастическое (развитие представлений) .
К.Р.: домашнее сочинение по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (2 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. М.Е. Салтыков-Щедрин - писатель, редактор, издатель.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Р.Р. Выразительное чтение фрагментов романа. Устное рецензирование
выразительного чтения. Устная и письменная характеристика героев и средств создания их образов. Составление плана письменного высказывания.
Николай Семенович Лесков (2 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в
рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его унижения и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Сказовая форма повествования.
Лев Николаевич Толстой (2 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведении.
Поэзия родной природы в русской литературе XIX в. (обзор) (2 ч)
А.С. Пушкин «Цветы последние милей ... »; М.Ю. Лермонтов «Осень»; Ф.И. Тютчев «Осенний вечер»; А.А. Фет «Первый ландыш»; А.Н. Майков «Поле зыблется цветами ... ». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).
Антон Павлович Чехов (2 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА (18 ч)
Иван Алексеевич Бунин (2 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Теория литературы. Понятие о теме и идее nроизведения (развитие представлений).
Александр Иванович Куприн (2 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок (1 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, ее современное звучание и смысл.
Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений). Обогащение знаний о ритме и рифме.
Сергей Александрович Есенин (2 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С. Пушкина, С.А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме С.А. Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелев (1 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя (детство, юность, начало творческого пути).
«Как я стал nисателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Теория литературы. Мемуарная литература (развитие представлений).
М.А.Осоргин (1 ч)
Личность и творчество писателя.М.А.Осоргина.
Сочетание реалистичности и фантастики в рассказе «Пенсне».
Теория литературы. Литературный комментарий (развитие представлений). Фантастика и реальность (развитие представлений).
Писатели улыбаются (2 ч)
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А.Т. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом‟». Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом. Проект.
Теория литературы. Сатира, сатирические приемы (развитие представлений). Тэффи. Рассказ «Жизнь и воротник». Другие рассказы писательницы (для внеклассного чтения). Сатира и юмор в рассказе.
Теория литературы. Историко-литературный комментарий (развитие представлений).
Михаил Михайлович Зощенко.
Рассказ «История болезни». Другие рассказы писателя (для внеклассного чтения). Сатира и юмор в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции. Сатира. Юмор (развитие представлений).
Александр Трифонович Твардовский (3 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский характер Василия Теркина - сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (развитие понятий).
Андрей Платонович Платонов (1 ч)
Слово о писателе.
Рассказ «Возвращение». Картины войны и мирной жизни в рассказе. Нравственная проблематика и гуманизм рассказа.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. (обзор)
(1 ч)
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищавших свою Родину. М.В. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Ш. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не nоют ... »; А.И. Фатьянов «Соловьи»; Л.И. Ошанин «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Проект.
Теория литературы. Лирическое стихотворение, ставшее песней (развитие представлений). Песня как синтетический жанр искусства (развитие представления).
Виктор Петрович Астафьев (1 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).
К.Р.: контрольное сочинение по произведениям о Великой Отечественной войне.
Русские поэты о Родине, родной природе (обзор) (1 ч)
И.Ф. Анненский «Снег»; Д.С. Мережковский «Родное», «Не надо
звуков»; Н.А. Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок ... »; Н.М. Рубцов «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия ... ».
Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.А. Оцуп «Мне трудно без России ... » (отрывок); З.Н. Гиппиус «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо «Бабье лето»; И.А. Бунин «У птицы есть гнездо ... ». Общее и индивидуальное в произведениях поэтов русского зарубежья о Родине. Проект.
Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства языка
(развитие представлений).
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (7 ч)
Уильям Шекспир (2 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта - символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве У. Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты «Ее глаза на звезды не nохожи ... », «Увы, мой стих не блещет новизной ... ».
В строгой форме сонетов живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира - «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г. Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер (1 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Мещанин во дворянстве». (обзор с чтением отдельных сцен). ХVII в. - эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Ж.-Б. Мольер - великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Ж.-Б. Мольера. Народные истоки смеха Ж.- Б. Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Комедия (развитие понятий).
Вальтер Скотт( 2 ч)
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события.
К.Р. Контрольное тестирование по итогам изучения курса.
Коррекция ЗУН (4ч)
п/п
Кор-рекц.
№
Дата
Коррек-
ция даты
Тема модуля
Теория литературы,
основные
понятия
Виды деятельности
обучающихся
Домашнее задание
1
І ТРИМЕСТР
1
1М-1
1
1
001.09
Введение. Литература и история. Историзм творчества классиков русской литературы.
Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические песни. Исторические песни. Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком».
Литература как искусство слова, фольклор, виды и жанры фольклора, народная лирика, народная песня.
Работа с учебником (осознанное чтение статьи учебника); беседа (эмоциональный отклик на прочитанное); составление тезисов статьи; участие в коллективном диалоге.
2М-2
108.09
Из древнерусской литературы.
«Житие Александра Невского» (фрагменты). Особенности содержания и формы воинской повести и жития.
«Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века. Действительные и вымышленные события, новые герои, сатирический пафос произведения.
Исторический жанр, жанр житие.
Выразительное чтение фрагментов; устное рецензирование выразительного чтения); устные и письменные ответы на вопросы; выполнение тестов.
3М-3
115.09
Из литературы XVIIІ века
Д.И. Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Понятие о классицизме.
Проблема воспитания истинного гражданина.
Сатира, юмор, сарказм. Комедия, классицизм.
Анализ различных форм выражения авторской позиции. Беседа, элементы сопоставительной характеристики.
4М-4
222.09
Д.И. Фонвизин. «Недоросль» .
Речевые характеристики главных героев как средство создания комического.
Р.р.1. Творческая работа «Характеристика героев литературы ХVІІІ ст.»(подготовка к дом.сочинению)
Драматическое произведение
Восприятие и выразительное чтение комедии (по ролям), участие в коллективном диалоге; составление характеристики героев.
Домашнее сочинение
5М-5
29.09.16
«Из литературы ХІХ века»
И.А. Крылов. «Обоз». Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков.
К.Ф. Рылеев. Дума «Смерть Ермака» и её связь с русской историей. Тема расширения русских земель. Образ Ермака Тимофеевича.
Басня, мораль, дума, историческая тематика.
Составление лексических и историко-культурных комментариев.Анализ различных форм выражения авторской позиции. Выполнение тестов.
6М-6
13.10
А.С. Пушкин. Стихотворения «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября». Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы.
Стихотворение, образы и приёмы создания образа человека.
Восприятие и выразительное чтение стихотворений (в т.ч.наизусть). Определение роли художественных средств.
7М-7
20.10
А.С. Пушкин .«История Пугачёва» (отрывки). История пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя.
А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения.
Герои и их исторические прототипы.
Повесть, историзм литературы (начальное представление)
Составление лексических и историко-культурных комментариев. Участие в коллективном диалоге.
8М-8
27.10
А.С. Пушкин. «Капитанская дочка».
Гринёв: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности.
Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина.
Повесть, характеристика героев произведения.
Характеристика сюжета, тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Словесное рисование
9М-9
03.11.16
Р.р. 2.Гуманизм и историзм А.С. Пушкина в романе «Капитанская дочка».
Контрольное сочинение по произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Авторская позиция.
Беседа с использованием цитатной характеристики героев. Творческая работа
СМ-10
10.11
Вн.чтение 1. А.С. Пушкин «Пиковая дама».
Форма и содержание литературного произведения: композиция, система образов.
Повторение изученного за 1 триместр.
Беседа, составление плана, решение проблемной задачи, сопоставительный анализ.
ІІ ТРИМЕСТР
ММ-11
24.11
Михаил Юрьевич Лермонтов.Кавказ в жизни поэта,история создания поэмы «Мцыри».
«Мцыри» - лиро – романтическая поэма.
Образ свободного,сильного духом героя поэмы
Сюжет, тема, проблема, идейно-эмоциональное содержание произведения.
Составление лексических и историко-культурных комментариев. Участие в коллективном диалоге.
ММ-12
01.12
Н.В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и её первой постановки. «Ревизор» в оценке современников.
Комедия, пьеса
Работа со словарём литературоведческих терминов.
Поиск примеров, иллюстрирующих понятие комедия.
ММ-13
08.12
Н.В. Гоголь. «Ревизор» Приёмы сатирического изображения чиновников. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление.
Особенности композиционной структуры комедии.
Сатира, юмор (развитие представлений)
Соотнесение содержания пьесы с реалистическими принципами изображения жизни и человека.
Подбор эпиграфа, цитат.
Домашнее сочинение
ММ-14
15.12
Н.В. Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества.
Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании
Сатира и юмор (развитие представлений).
Беседа, выявление особенностей стиля произведения,словарная работа.
ММ-15
22.12
М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (отрывок).
Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Образы градоначальников.
Р.р.3. Творческая работа: характеристика героев и средств создания их образов.
Гипербола, гротеск ,
Пародия.
Эзопов язык (развитие понятия).
Характеристика тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания фрагмента романа. Обсуждение статьи «Уроки Щедрина»
ММ-16
29.12
Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».
Защита обездоленных. Сатира на чиновничество.
Рассказ
Художественная деталь
Беседа,словарная работа,
анализ поступков главных героев, творческая работа.
ММ-17
12.01
Л. Н. Толстой. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала».
Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приёмы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа.
Художественная деталь.Антитеза.Композиция.
Роль антитезы в композиции
произведений.
Пересказ с элементами рассуждения. Ответы на поставленные вопросы.
ММ-18
19.01
Поэзия родной природы. Творчество А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Майкова.
А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа.
Психологизм художест-
венной литературы
Характеристика тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания.
ММ-19
26.01
Литература ХХ века
И.А. Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство И.А. Бунина-прозаика.
Психологизм
Анализ различных форм выражения авторской позиции. Участие в коллективном диалоге.
ММ-20
02.02.16
А.И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле.
Сюжет и фабула
Характеристика тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания фрагмента романа.
ММ-21
09.02
А.А. Блок. Образ родины в цикле стихотворений «На поле Куликовом».
«Россия». Историческая тема в стихотворении, её современное звучание и смысл.
Контрольная работа по теме «Из литературы ХІХ века».
Стихотворение, образы и приёмы создания образа природы Художественная деталь.
Восприятие и выразительное чтение стихотворений. Словесное рисование.
Выполнение тестовых заданий.
ММ-22
116.02
Вн.чтение 2. А.П. Чехов. «Шуточка».Истинное и ложное в человеческих отношениях.
Повторение изученного за 2 триместр.
3 ТРИМЕСТР
ММ-23
02.03.16
С.А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме.
Образ Пугачёва в фольклоре, произведениях А.С. Пушкина и С.А. Есенина.
Драматическая поэма (на-
чальные представления).
Восприятие и выразительное чтение фрагментов поэмы. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие драматическая поэма.
ММ-24
09.03
И.С. Шмелёв. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству.
М.А.Осоргин. Сочетание реалистичности и фантастики в рассказе «Пенсне».
Герой-повествователь
Участие в коллективном диалоге. Анализ различных форм выражения авторской позиции.
ММ-25
16.03
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. « «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки).
Сатирическое изображение исторических событий. Ироническое повествование о прошлом и современности.
Художественная деталь.
Устный рассказ о журнале, истории его создания. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Составление лексических и историко-культурных комментариев.
ММ-26
.
23.03
Тэффи. «Жизнь и воротник».
Вн.чтение 3. М.М. Зощенко. «История болезни». Сатира и юмор в рассказах.
Сатира,юмор
Беседа с использованием цитатной характеристики героев, выборочный пересказ отдельных эпизодов.
ММ-27
30.03
А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин». Картины фронтовой жизни в поэме.
Новаторский характер образа Василия Тёркина. Правда о войне в поэме Твардовского
Фольклор
Участие в коллективном диалоге. Аргументирование своей позиции. Составление плана ответа на проблемный вопрос. Ответ на вопрос (с использованием цитирования).
ММ-28
13.04
Стихи и песни о Великой Отечественной войне.
М. Исаковского А. Фатьянова, Л. Ошанина.
В.П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе.
Герой-повествователь
Восприятие и выразительное чтение отрывков. Анализ различных форм выражения авторской позиции.
ММ-29
20.04
Р.р.4 Поэтическая энциклопедия
Великой Отечественной войны.
Контрольное сочинение на тему «Отражение Великой Отечественной войны в произведениях писателей XX века.
Составление лексических и историко-культурных комментариев. Творческая работа.
ММ-30
27.04
Русские поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе.
Поэты русского зарубежья о Родине
Вн.чтение 4. А.П. Платонов. «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа.
Герой-повествователь
Портретная характеристика героя, выборочный пересказ отрывков из текста. Аргументирование своей позиции.
ММ-31
04.05
Из зарубежной литературы.
Уильям Шекспир. Сонеты .
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности.
Конфликт как основа сю-
жета драматического произведения.
Беседа ,чтение с комментариями, рассуждение на морально-этическую тему.
ММ-32
11.05
Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии Мольера. Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии
Классицизм. Сатира
Сравнительная характеристика героев,оценка их поступков,беседа,
словарная работа.
ММ-33
18.05
Вальтер Скотт. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события.
Контрольная работа по темам « Литература ХХ века», «Из зарубежной литературы».
Конфликт
Сравнительная характеристика героев,оценка их поступков,беседа,
словарная работа
ММ-34
25.05
Коррекционный модуль.
Повторение и обобщение изученного.
Требования к уровню подготовки учащихся 8-А класса по данной программе
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:
Программа предусматривает формирование у обучающихся учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
сравнение и сопоставление;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
владение монологической и диалогической речью, выбор и использование выразительных средств языка составление плана, тезиса, конспекта;
формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Таким образом, к концу учебного года восьмиклассники должны знать:
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков XІX–XX в.;
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
основные теоретико-литературные понятия;
основные жанры литературы; специфику создания эссе, рефератов;
особенности речевой организации;
виды тропов, приёмов построения речи.
уметь:
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
определять род и жанр произведения;
сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию;
выразительно читать изученные произведении (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения на литературные темы.
видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;
обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
комментировать моменты биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;
различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;
определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;
сопоставлять героев и сюжеты разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;
выделять общие свойства произведений, объединённых жанром;
видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;
сопоставлять жизненный материл и художественный сюжет произведения;
выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;
писать отзыв об экранизации эпического произведения;
писать рецензию на произведение отечественной и зарубежной литературы;
редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.
Виды и формы контроля
Формы контроля
индивидуальный
групповой
фронтальный
Виды контроля
стартовый
текущий
тематический
итоговый.
Сводная таблица по видам контроля
Виды письменных работ
Классное сочинение
2
Домашнее сочинение
2
Контрольная работа
1
Критерии оценивания по предмету
КРИТЕРИИ УСТНОГО ОТВЕТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Отметка Степень выполнения учащимся общих требований к ответу
«5»
Оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения, умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой; свободное владение монологической литературной речью.
«4»
Оценивается ответ, который показывает прочные знания и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Однако допускается одна – две неточности в ответе.
«3»
Оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знание основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыком разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствии уровня чтения нормам, установленным для данного текста.
«2»
Оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной техникой чтения, бедность выразительность средств языка.
«1»
Оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.
Критерии оценивания знаний учащихся с помощью тестов
Отметка «5» (отлично) ставится, если верные ответы составляют 90%-100% от общего количества вопросов.
Отметка «4» (хорошо) может быть поставлена, если верные ответы составляют 80% от общего количества вопросов.
Отметка «3» (удовлетворительно) ставится, если работа содержит 50%-70% правильных ответов.
Отметка «2» (неудовлетворительно) ставится, если работа содержит менее 30%-50% правильных ответов.
Отметка «1» (очень плохо) ставится, если работа содержит менее 30% правильных ответов.
Критерии и нормативы оценки ИЗЛОЖЕНИЙ и СОЧИНЕНИЙ
Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в V—IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».
Примерный объем текста сочинений
класс
классного сочинения
8
1,5 – 2,0 страницы
Объём текстов итоговых контрольных подробных изложений в VIII и IX классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
К указанному объёму сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объём ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.
Критериями оценки содержания и композиционного оформления изложений и сочинений являются:
соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность и логичность изложения;
правильное композиционное оформление работы.
Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических и логических ошибок и недочетов.
Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.
Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:
- богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- правильность и уместность употребления языковых средств.
Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.
Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).
Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.
Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.
Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.
Изложение и сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность.
При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).
При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.
Основные критерии оценки за изложение и сочинение
отметка Содержание и речь
Грамотность
«5»
1.Содержание работы полностью соответствует теме.
2.Фактические ошибки отсутствуют.
3.Содержание излагается последовательно.
4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.
Допускаются:
1 орфографическая,
или 1 пунктуационная,
или 1 грамматическая ошибки
«4»
1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.
Допускаются:
2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки,
или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки,
или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок,
а также 2 грамматические ошибки
«3»
1.В работе допущены существенные отклонения.
2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения
4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Допускаются:
4 орфографические и
4 пунктуационные ошибки,
или 3 орф. и 5 пунк.,или
7 пунк. при отсутствии
орфографических (в 5 кл.-
5 орф. и 4 пунк., а также
4 грамматических ошибки
«2»
Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов.
Допускаются:
7 орф. и 7 пунк. ошибок, или
6 орф. и 8 пунк., или
5 орф. и 9 пунк., или
9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,
а также 7 грамматических
ошибок
ПРИМЕЧАНИЯ
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинения на один балл.
2. Если объём сочинения в полтора - два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки…», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2—3—2, 2—2—3; «3» ставится при соотношениях: 6—4—4, 4—6—4, 4—4—6. При выставлении оценки «5» превышение объёма сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведённые в разделе «Оценка диктантов».
6. Перечень учебно-методического обеспечения
Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-частях. М.: Просвещение, 2043 г.
Чернец Л. В. и др. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2002.
Безносов Э. Л. Раздаточные материалы по литературе. 8-11 кл. Методическое пособие. – М.: Дрофа.
Золотарёва И. В., Крылова Т. А. Поурочные разработки по литературе, 8 кл., М.: Просвещение, 2003 г.
Пустошкина А. А. Современные открытые уроки литературы, 8-9 классы – Ростов н/Дону, 2003 г.
Чижов Д. Г. Тесты: Литература, 8 класс. Учебно-методическое пособие. – М.: ООО Астрель, 2012 г.
Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР)
[link] - BiblioГид — книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки.
http://www.wikipedia.ru - Универсальная энциклопедия «Википедия».
http://www.krugosvet.ru - Универсальная энциклопедия «Кругосвет».
http://www.rubricon.ru - Энциклопеция «Рубрикон».
http://www.feb-web.ru - Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».
http://litera.edu.ru - Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала.
http://metlit.nm.ru - Методика преподавания литературы.
http://pisatel.org/old/ - Древнерусская литература.
http://rifma.com.ru/ - Рифма. Теория и словари рифм. Словарь разновидностей рифмы. Всё по стихосложению. Поэтический словарь в примерах. Сотни терминов, цитат и пояснений.
http://slova.org.ru - Слова: поэзия Серебряного века.
http://som.fio.ru/ - Сетевое объединение методистов.
http://www.aleksandrpushkin.net.ru - Пушкин Александр Сергеевич.
http://chehov.niv.ru/ - Чехов Антон Павлович.
http://www.feb-web.ru - Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».
http://www.fonvisin.net.ru - Фонвизин Денис Иванович.
http://www.krylov.net.ru - Крылов Иван Андреевич.
http://www.kuprin.org.ru - Куприн Александр Иванович.
http://www.lermontov.name/ - Лермонтов Михаил Юрьевич.
http://www.levtolstoy.org.ru - Толстой Лев Николаевич.
http://www.likt590.ru/project/museum/ - Виртуальный музей литературных героев.
http://www.domgogolya.ru/ - Гоголь Николай Васильевич.
http://www.prosv.ru/ebooks/Todorov_Literat_Olimpiadi/5.html
http://www.saltykov.net.ru - Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович.
http://www.turgenev.net.ru/ - Тургенев Иван Сергеевич.