Урок-размышление «Я была тогда с моим народом…»
Тема: Поэма А.А.Ахматовой «Реквием» в контексте творческого пути поэтессы.
Цель: знакомство с поэмой А.А.Ахматовой «Реквием.
Задачи: 1) продолжить обучение анализу жанрового своеобразия поэмы от общего представления к выделению центральных образов, сюжетных линий, основных тем вслед за автором;
2) развивать способности осознанного восприятия слова учителя, видеть главное, делать обобщения и выводы;
3) воспитывать культуру общения, умение выслушивать мнение собеседника, высказывать свою точку зрения, умение взаимодействовать в коллективе; вызвать интереса истории Родины через творчество А.А.Ахматовой.
Ход урока
I. Слово учителя.
А. А. Ахматова - поэтесса неординарная. Мы уже познакомились с ее жизнью, ее художественным миром, поэтикой. Сегодня нам предстоит знакомство с ее главным творческим и гражданским достижением 30-х годов - «Реквием», произведением, непосредственно посвященным годам террора, страданиям репрессированного народа. По каким-то неисповедимым законам творчества, трагедия 30-х годов словно высекла искру из кремня , и пламя ее творчества взметнулось высоко и торжествующе, несмотря на мучительные тюремные очереди, на постоянное ожидание ареста. Это были страшные годы.
Послушайте историческую справку
II. Историческая справка (уч-ся).
К концу 30-х годов сформировалась целостная общественная система, определяемая как «государственный социализм». Собственность и власть по существу оказались в руках партийно-государственного аппарата во главе со Сталиным. Осуществлялся жестокий контроль за всем и всеми. Человек становился механизмом, «винтиком», который можно было всегда легко и быстро заменить. За малейшее нарушение и инакомыслие полагалось наказание. Страна осуществляла свое правосудие не только с помощью судебной системы, а и особыми совещаниями при НКВД и ОГПУ, «двойками» и «тройками».
В первую очередь, расправы проводились над лицами, пользующимися популярностью и авторитетом.
По стране прокатились три волны сталинских репрессий:
1-ая- коллективизация и индустриализация. Пик ее приходился на 1928-31 годы и захватил от 250 тысяч до 1 миллиона семей, сосланных на стройки, в лагеря и поселения. В 1929 - 32 годах было закрыто 90% церквей и высланы их священнослужители. Около 3 миллионов человек, занятых при НЭПе, стали «лишенцами». Для ученых создавались «шараги», спецлагеря по проведению научных исследований и изысканий.
2-ая - (1932-33 и 1939-40 годы) захватила простых тружеников.
3-ья - захватила народнохозяйственные, партийные, государственные, военные,
научно-технические кадры и остатки старой творческой интеллигенции. Обвинения им предъявлялись в основном по пунктам 58-й статьи Уголовного кодекса (преступления против государства). Срок от 5 до 25 лет лагерного заключения, а каждый десятый осужденный в 1936-38 годах приговаривался к смертной казни. Количество заключенных в СССР на конец 30-х годов практически не поддается точному исчислению. Большинство исследователей склоняются к цифре 35 миллионов человек
III. Слово учителя и учащихся.
1. Самыми страшными годами «большого террора» были 1936 - 1938 годы, время, когда нарком внутренних дел был Н. И. Ежов.
2. Учащиеся:
а) 30 - ые годы оказались для Ахматовой порой наиболее тяжких в ее жизни испытаний. Чудовищные репрессии, обрушившиеся чуть ли не на всех друзей и единомышленников Ахматовой, разрушили и ее семейный очаг: 22 октября 1935 года были арестованы как «участники антисоветской террористической группы» ее бывший (второй) муж, профессор Всероссийской Академии художеств Н. Н. Пунин, и ее сын, студент исторического факультета Ленинградского государственного университета Лев Николаевич Гумилев. Ахматова обратилась с письмом к Сталину, и 14 ноября 1935 года они были освобождены.
Второй раз Лев Гумилев был арестован 10 марта 1938 года за «участие в молодежной антисоветской террористической организации в ЛГУ». Приговор - 5 лет исправительно - трудовых лагерей.
Третий арест сына был в 1949 году (10 лет). Л. Н. Гумилев полностью реабилитирован в 1975 году.
Сама Ахматова жила все эти годы в ожидании ареста. В длинных и горестных тюремных очередях, чтобы сдать передачу и узнать о судьбе сына, она провела, по ее словам, семнадцать месяцев.
б)Казалось бы, в таких условиях писать было немыслимо, и она действительно не писала, то есть не записывала своих стихов, доверяя их своим надежным друзьям, чтобы те заучивали их наизусть.
Лидия Чуковская в своих «Записках об Анне Ахматовой» пишет, с какой осторожностью, шепотом читала она свои стихи, а иногда не решалась даже и на шепот, так как застенок был совсем рядом. «В те годы, - поясняет Л. Чуковская в своем предисловии к «Запискам», - Анна Андреевна, навещая меня, читала мне стихи из «Реквиема» тоже шепотом, а у себя в Фонтанном Доме не решалась даже на шепот: внезапно, посреди разговора она умолкала и, показав глазами на потолок и стены, брала клочок бумаги и карандаш; потом громко произносила что-нибудь очень светское: «Хотите чаю ?» или «Вы очень загорели», потом исписывала клочок быстрым почерком и протягивала мне. Я прочитывала стихи и, запомнив, молча возвращала их ей. «Нынче ранняя осень», - громко говорила Анна Андреевна и, чиркнув спичкой, сжигала бумагу над пепельницей.
Это был обряд: руки, спички, пепельница - обряд прекрасный и горестный.
По словам Чуковской, оформленный в 1940 году «Реквием» знали наизусть 11 человек, и, как говорила Ахматова, «никто меня не предал». Рукописи, как правило, сжигались, и только в 1962 году, в период «оттепели», Ахматова передала «Реквием» в журнал «Новый мир». К этому времени произведение имело уже широкое хождение среди читателей в самиздатовских списках. В 1963 году «Реквием» был напечатан за границей (в Мюнхене). В России впервые «Реквием» был напечатан в журнале «Октябрь» № 3 за 1987 год.
IV. Чтение и анализ поэмы.
А теперь послушаем «Реквием».
(Учащиеся читают, фоном идет музыка Моцарта «Реквием»)
Анализ произведения:
Жанр. 1) О жанре ахматовского «Реквиема» высказываются разные суждения. Одни исследователи называют «Реквием» лирическим циклом (В. А. Черных, В. Г. Адмони),
Другие считают, что это поэма (Лесневский С.).
Лирический цикл - объединение ряда произведений на основе идейно -тематического сходства, общности жанра, места и времени, формы и стиля повествования.
Поэма - крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом.
Обратимся к тексту «Реквиема». Начнем с хронологии, проследим за временем создания отдельных частей (фрагментов) произведения.
Начнем с центрального блока: он открывается фрагментом «Это было, когда улыбался...» (датировка: 1935. Осень. Москва), вбирает в себя тринадцать частей. завершаясь двухчастным эпилогом, который датирован мартом 1940 года. Все входящие в этот блок фрагменты расположены в хронологическом порядке (называют: 1935г., 1938г., 1939г., 1940г.).
Уже после создания всего сюжетного блока, она пишет «Посвящение» (март, 1940 г.), тогда же был написан эпилог, и получилась цельная композиция.
Как называется такая композиция, обрамленная посвящением и эпилогом ?
(кольцевая)
Как известно, с наступлением периода «оттепели» у Ахматовой появились надежды на публикацию «Реквиема». Готовя его к печати, она дополнила его еще двумя фрагментами: эпиграфом, взятым из ее же стихотворения «Так не зря мы вместе беседовали» (1961г.) и «Вместо предисловия» (1 апреля 1957г.) Теперь композиция «Реквиема» выглядела так:
на доске:
Эпиграф.
Вместо предисловия.
Посвящение.
Вступление.
Основная часть (главки 1-Х)
Эпилог.
Таким образом, перед нами канонический состав романтической поэмы.
(Можно сравнить с «Южными поэмами» А. С. Пушкина)
2) А теперь давайте посмотрим, что еще напоминает вам поэма:
«Уводили тебя на рассвете,
За тобой, как на выносе, шла,
В темной горнице плакали дети ...»
«Буду я, как стрелецкие женки,
Под кремлевскими башнями выть ...»
«И своею слезой горячей
Новогодний лед прожигать...»
«Магдалина билась и рыдала ...» (плач)
3) Все верно, для Ахматовой художественный канон не догма, она нашла в «Реквиеме» совершенно уникальный путь уравнивания автора и героя, она «скрестила жанр поэмы, относительно новую литературную форму, с одним из древних жанров русского фольклора - с плачем (причетью).
Но что перед нами: европейская традиция заупокойной мессы, ведь реквием
католическое богослужение по умершим, или традиция русской народной причети.
- Давайте попробуем отыскать ответ у самой Ахматовой.
Из всех видов похоронного обряда Ахматова избирает материнский плач. Давайте и мы с вами вспомним фольклорные традиции
- Что такое похоронный обряд на Руси ?
- Каковы центральные фигуры этого обряда ? (плакальщица - мать и усопший - сын).
- А теперь обратимся к поэме.
Первый сигнал жанра плача - диалог в главке «Вместо предисловия», обратимся к ней.
- Кто перед нами: автор или плакальщица ? Почему ?
- В течение всей поэмы возникает многогранный образ героини:
о [pic] [pic] браз автора образ плакальщицы, творящей обряд отпевания образ матери, переживающей смерть сына.
Каждый из этих образов мотивирует отдельную сюжетную линию.
1-ый сюжет: теперь мы смотрим основную часть (гл. 1-Х)
О чем узнаем мы здесь ? Сюжет ареста и осуждения сына и его ссылки. Здесь все сверхреально, докажите.
«Уводили тебя на рассвете ...»
«Семнадцать месяцев кричу, Зову тебя домой, Кидалась в ноги палачу...»
«Я увидела верх шапки голубой И бледного от страха управдома ...»
«... шины черных марусь».
И в то же время, с чем ассоциируется сцена ареста (с выносом тела). Докажите !
«За тобой, как на выносе, шла,
В темной горнице плакали дети,
У божницы свеча оплыла.
На губах твоих холод иконки, Смертный пот на челе ...»
«Пусть черные сукна покроют...»
«И звон кадильный, и следы
Куда-то в никуда.»
Хор ангелов великий час восславил, И небеса расплавились в огне
Отцу сказал: «Почто Меня оставил!» А Матери: «О, не рыдай Мене...»
Так сюжет ареста перерастает в следующий сюжет:
2-ой сюжет - похоронного обряда, через образ горя, образ плача (слезы), образ болезни матери.
В полном соответствии с каноном вводится и «образ горя» материнского посредством психологического параллелизма (гл. П «Тихо льется тихий Дон ...» в фольклоре образ льющейся реки часто связывался со слезами).
А теперь об основном отличии европейского «Реквиема» от русской причети: в европейской мессе диалог направлен «по вертикали» - от земли к небу, от слабого и грешного человека к всемогущему Богу и ориентирован на оглашение мольбы, просьбы об умалении Божьего гнева и помиловании грешника, диалог в русской причети распространяется «по горизонтали»: он обращен к усопшему, к «людям добрым», принимающим участие в печальном обряде. В такой атмосфере и обращении к Богу приобретает особый, интимно-личный характер.
Обратимся к главке VII «Приговор» - это кульминация повествования о судьбе сына: приговор здесь аналог казни. Но на переднем плане реакция не сына, а матери. Докажите!
«Надо память до конца убить, Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить...»
Глава VIII «К смерти» - о чем молит мать ?
Глава IX (о безумии).
- Почему так убивается мать ?
Так возникает третий сюжет - сюжет со - умирания, и в самом деле, смерть ребенка для матери есть уже «начало» или даже «модель ее собственной смерти», - ведь выношенное ею под сердцем, плоть от плоти ее, душа, взлелеянная ею с колыбели, исчезает, превращается в прах.
Вывод: такова основная канва поэмы, которая соответствует канонической сюжетной схеме материнской причети.
- Но, в конце концов, Ахматова выходит и за рамки сюжетной схемы причети. она вводит параллель: сюжет о гибели сына и сюжет о соумирании матери - сходятся в монументальной символической сцене - сцене распятия Иисуса Христа (гл. X «Распятие»), тем самым массовая житейская трагедия времен Большого террора художественно уравнена с высшей трагедией рода человеческого, а значит, и мать человеческая становится у Ахматовой в своем горе на одну ступень с Богородицей. А цель эпилога - заключительный аккорд поэмы, где «я» сплавлено с «мы», и поэтому памятник, поставленный у тюремных стен - это памятник вечной и святой материнской скорби, это материнский плач о распятом народе, о трагедии советского общества в эпоху тоталитаризма.
3) Темы:
1. Памяти и Смерти.
2. Вечной судьбы русской женщины (от петровских стрелецких жен до современниц Ахматовой и до Богородицы.
3. «Я» и «Мы».
Тема смерти и памяти. Память как спасение от гибели, как непрерывная страдающая жизнь души, духовное спасение гибнущего человечества.
«Я» и «Мы» в поэме. Слияние судьбы поэта с народной судьбой. Боль матери - от русской крестьянки петровских времен до Богородицы и современной женщины.
V. Обобщение.
В истории русской словесности есть имена - камертоны, само название которых призывает думать о явлениях, куда более широких, чем конкретное их творчество. Одно из таких имен - Анна Ахматова. Отвергнутая и униженная в 30-е годы, надолго отлученная от литературы, но все же не сломленная никакими трагедиями, она живет в своей поэзии вот уже более 90 лет. И не просто живет она учит и нас жить, любить, страдать... И не случайно А.Ахматова считается одной из лучших поэтесс.
(Звучит песня И. Талькова)
VI. Домашнее задание.
(письменный ответ на вопрос, по рядам)
Как раскрывается в поэме
ряд - тема Памяти и Смерти,
ряд - судьба русской женщины,
ряд - тема «Я» и «Мы».
Литература:
Е. С. Абелюк. Читательский комментарий: замысел и воплощение.
В. Виленкин «В сто первом зеркале», М., Советский писатель, 1990.
Н. Л. Лейдерман «Русская литературная классика XX века», Екатеринбург, 1996.А. И. Павловский «Анна Ахматова. Жизнь и творчество», М., Просвещение, 1991
«Путь школьников к «Реквиему» А. Ахматовой» в ж. «Литература школе» № 3 - 1989.
6