Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа № 939»
Рассмотрено на МО
Протокол №
от «___»__________2016г.
Руководитель МО
_________Котова Е.А.
Рассмотрено
на педагогическом совете
Протокол № 1 от 30.08.2016
Утверждаю
Директор ГБОУ Школа
№ 939
_______Сухоносова Е.Н.
« »_____________2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Литературе
для 10-11-х классов
Составители:
Котова Евгения Александровна, учитель русского языка и литературы (первая квалификационная категория, педагогический стаж 22 года)
Лобкова Валентина Николаевна, учитель русского языка и литературы (высшая квалификационная категория, педагогический стаж 20лет)
Пономарева Виктория Витальевна, учитель русского языка и литературы (первая квалификационная категория, педагогический стаж 22 года)
Калиничева Любовь Михайловна, учитель русского языка и литературы (первая квалификационная категория, педагогический стаж 30 лет)
Рабочая программа по литературе для 10-11 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (с изменениями от 31.12.2015), требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, а также в соответствии с рекомендациями Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по литературе для общеобразовательных учреждений
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Программа обеспечивает достижение выпускниками средней школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
2. Развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
3. Освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
4.Совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Метапредметные результаты
1. Формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций
2. Сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
3. Осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;
4. Освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
5. Овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;
6. Воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
7. Использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.
8. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
9. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
10. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
11. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
12. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
13. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты
Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
Планируемые результаты изучения курса "Литература" (10 класс)
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры;
формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;
представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);
мотивов к творческой проектной деятельности.
МЕТАПРЕДМЕНТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:
• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
• сравнение, сопоставление, классификация;
• самостоятельное выполнение различных творческих работ;
• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
• составление плана, тезисов, конспекта;
• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
овладение навыками анализа литературного произведения: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка;
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста;
отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Общие предметные результаты освоения программы:
1. Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
2. Выразительное чтение.
3. Различные виды пересказа.
4. Заучивание наизусть стихотворных текстов.
5. Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду, жанру.
6. Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
7. Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
8. Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
9. Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы
В результате изучения литературы ученик должен
знать /понимать:
• образную природу словесного искусства;
• содержание изученных литературных произведений;
• основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х-ХХ вв., этапы их творческой эволюции;
• историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
• основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;
• основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
• воспроизводить содержание литературного произведения;
• анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
• анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
• соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;
• раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
• раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;
• связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией;
• выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
• соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
• определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;
• сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;
• выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
• выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
• аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
• составлять планы и тезисы статей на литературные темы;
• писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Планируемые результаты изучения курса «Литература » (11 класс)
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической принадлежности, знание истории;
постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям;
освоение социальных норм, правил поведения.
развитие чувства любви к родине, чувства гордости за свою родину, народ, великое достояние русского народа — русский язык;
развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
представление о бережном отношении к материальным ценностям; развитие интереса к проектно-творческой деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные УУД
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД
слушать собеседника и понимать речь других;
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;
формулировать собственное мнение и аргументировать его.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Общие предмет понимание ключевых проблем изученных произведений.
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров;
объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека.
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка;
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры.
Предметные результаты освоения
основных содержательных линий программы
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
• образную природу словесного искусства;
• содержание изученных литературных произведений;
• основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;
• основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
• основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
• воспроизводить содержание литературного произведения;
• анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
• соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
• определять род и жанр произведения;
• сопоставлять литературные произведения;
• выявлять авторскую позицию;
• выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
• аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
• писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
• участия в диалоге или дискуссии;
• самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
• определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
• определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
Планируемые результаты изучения курса «Литература» у выпускников основной средней школы.
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления обучающихся об историческом развитии литературы, позволяет обучающимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс построен с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение школьников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности обучающихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.
Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. Теоретико-литературные знания должны быть функциональными, т. е. помогать постижению произведения искусства. Именно поэтому базовые теоретико-литературные понятия одновременно являются структурообразующими составляющими программы. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема – базовое понятие.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
- выразительное чтение.
- различные виды пересказа.
- заучивание наизусть стихотворных текстов.
- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
- подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
- сравнение и сопоставление;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- владение монологической и диалогической речью, выбор и использование выразительных средств языка составление плана, тезиса, конспекта;
- формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Литературное развитие школьника предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и литературно-творческих возможностей, не только накопление читательского опыта и обогащение понятийного аппарата, но и самореализацию в деятельностной сфере, поэтому программа направлена на выработку у обучающихся следующих основных умений:
- владение техникой грамотного и осмысленного чтения;
- владение умениями выразительного чтения;
- восприятие художественного произведения как сюжетно-композиционного единства;
- умение видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;
- умение выделять этическую, нравственную проблематику произведения;
- умение определять жанрово-родовую природу произведения;
- умение самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;
- умение давать эстетическую оценку произведения и аргументировать ее.
Учащиеся должны знать:
Основные этапы жизненного и творческого пути писателей-классиков.
Тексты художественных произведений.
Сюжет, особенности композиции.
Типическое значение характеров главных героев произведения.
Основные понятия по теории литературы.
Изобразительно-выразительные средства языка.
Элементы стихотворной речи.
Учащиеся должны уметь:
Анализировать произведения с учётом его идейно-художественного своеобразия.
Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).
Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, и изобразительно-выразительных средств.
Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.
Обосновывать свою точку зрения о произведении, героях, их поступках, обобщать.
Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.
Составлять план и конспекты литературно-критической статьи.
Готовить доклад, сообщение, реферат на литературную тему, презентации на заданную тему.
Писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, спектакль, телепередачу.
Писать сочинение на публицистическую или литературную тему.
Пользоваться словарями различных типов, справочниками.
Содержание учебного предмета.
10 класс.
Литература XIX века (90 час.)
Введение
(1 час)
Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Художественные открытия русских писателей-классиков.
Литература первой половины XIX века
(10 час.)
Обзор русской литературы первой половины
XIX века (1 час)
Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное самоопределение русской литературы.
А. С. Пушкин (4 час.)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX.«И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...»
Стихотворения: «Поэт», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…», «Из Пиндемонти»
Художественные открытия Пушкина. "Чувства добрые" в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина. "Вечные" темы в творчестве Пушкина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия). Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека.
Поэма «Медный всадник».
Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина.
Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры.
М. Ю. Лермонтов (2 час.)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Мой демон», «К***» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон, я другой...»
Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова.
Н. В. Гоголь (3 час.)
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть “Невский проспект"
Образ города в повести. Соотношение мечты и действительности. Особенности стиля Н.В. Гоголя, своеобразие его творческой манеры.
Сочинение по произведениям русской литературы первой половины XIX в.
Литература второй половины
XIX века (79 часов)
Обзор русской литературы второй половины
XIX века (1 час)
Россия во второй половине XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, её социальная острота и философская глубина. Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тайны смерти, нравственного выбора. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Классическая русская литература и ее мировое признание.
А. Н. Островский (7 час.)
Жизнь и творчество (обзор).
Драма «Гроза».
Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Изображение “жестоких нравов” “темного царства”. Образ города Калинова. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского.
Н. А. Добролюбов “Луч света в темном царстве”.
Сочинение по драме А. Н. Островского “Гроза”.
Ф. И. Тютчев (3 час.)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»)).
Стихотворения: «День и ночь», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья…» Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева. Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Тема родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева. Любовь как стихийное чувство и “поединок роковой”. Художественное своеобразие поэзии Тютчева.
А. А. Фет (3 час.)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь»
Стихотворения: «Одним толчком согнать ладью живую…», «Заря прощается с землею…», «Еще одно забывчивое слово…»
Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория “чистого искусства”. “Вечные” темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета.
Сочинение по поэзии Ф. И. Тютчева и А. А. Фета
И. А. Гончаров (5 час.)
Жизнь и творчество (обзор).
Роман «Обломов».
История создания и особенности композиции романа. Петербургская “обломовщина”. Глава “Сон Обломова” и ее роль в произведении. Система образов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе. Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова.
Сочинение по роману И. А. Гончарова “Обломов”.
И. С. Тургенев (8 час.)
Жизнь и творчество.
Роман «Отцы и дети».
Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова. "Отцы" в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи. “Вечные” темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Поэтика романа, своеобразие его жанра. “Тайный психологизм”: художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания. Базаров в ряду других образов русской литературы.
Полемика вокруг романа. Д. И. Писарев. «Базаров» (фрагменты).
Сочинение по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”.
А. К. Толстой (2 час.)
Жизнь и творчество (обзор).
«Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка…»
Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Влияние фольклорной и романтической традиции.
Н. С. Лесков (2 час.)
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Очарованный странник»
Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности лесковской повествовательной манеры.
М. Е. Салтыков-Щедрин (2 час.)
Жизнь и творчество (обзор).
«История одного города» (обзор).
Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и “глуповцев”. Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Смысл финала “Истории”. Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм.
Н. А. Некрасов (5 час.)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…»
«Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…»
Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ Музы в лирике Некрасова. Судьба поэта-гражданина. Тема народа. Утверждение красоты простого русского человека. Сатирические образы. Решение “вечных” тем в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть). Художественное своеобразие лирики Некрасова, ее связь с народной поэзией.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Образы правдоискателей и “народного заступника” Гриши Добросклонова. Сатирические образы помещиков. Смысл названия поэмы. Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл “бабьей притчи”. Тема народного бунта. Образ Савелия, “богатыря святорусского”. Фольклорная основа поэмы. Особенности стиля Некрасова.
Сочинение по творчеству Н. А. Некрасова.
К. Хетагуров (1 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения из сборника «Осетинская лира».
Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.
Ф. М. Достоевский (10 час.)
Жизнь и творчество.
Роман «Преступление и наказание».
Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его “двойники”. Образы “униженных и оскорбленных”. Второстепенные персонажи. Приемы создания образа Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпилога. “Преступление и наказание” как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных “точек зрения”. Проблема нравственного выбора. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя.
Сочинение по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”.
Л. Н. Толстой (17 час.)
Жизнь и творчество.
Роман-эпопея «Война и мир».
История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона Каратаева и авторская концепция “общей жизни”. Изображение светского общества. “Мысль народная” и “мысль семейная” в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога. Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения душевного мира героев (“диалектики души”). Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя.
Сочинение по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”.
А. П. Чехов (9 час.)
Жизнь и творчество.
Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой»
Рассказы: «Палата № 6», «Дом с мезонином»
Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы "маленького человека" и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст.
Комедия «Вишневый сад».
Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символический смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя-"недотепы". Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.
Сочинение по творчеству А. П. Чехова.
Обзор зарубежной литературы второй половины
XIX века (1 час)
Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Реализм как доминанта литературного процесса. Символизм.
Г. де Мопассан (1 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Новелла «Ожерелье» (возможен выбор другого произведения).
Сюжет и композиция новеллы. Система образов. Грустные раздумья автора о человеческом уделе и несправедливости мира. Мечты героев о высоких чувствах и прекрасной жизни. Мастерство психологического анализа.
Г. Ибсен (1 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Драма «Кукольный дом» (обзорное изучение)
Особенности конфликта. Социальная и нравственная проблематика произведения. Вопрос о правах женщины в драме. Образ Норы. Особая роль символики в “Кукольном доме”. Своеобразие “драм идей” Ибсена как социально-психологических драм. Художественное наследие Ибсена и мировая драматургия.
А. Рембо (1 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворение «Пьяный корабль»
Тема стихийности жизни, полной раскрепощенности и своеволия. Пафос отрицания устоявшихся норм, сковывающих свободу художника. Символические образы в стихотворении. Особенности поэтического языка.
11 класс.
Введение (1ч)
Русская литература ХХ в.в. контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них “вечных” проблем бытия.
Тема1. И. А. Бунин ( 6 ч.)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель».
Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.
Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание», цикл «Темные аллеи».
Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе “Антоновские яблоки”. Исследование национального характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.
Тема 2. И. А. Куприн ( 4 ч.)
Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Гранатовый браслет». Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.
Тема 3. Обзор русской поэзии конца XIX – нач. XX вв. ( 7 ч.)
Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений.
В. Я. Брюсов
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны». Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.
К. Д. Бальмонт
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…». Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.
А. Белый
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине». Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.
Н. С. Гумилев
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Капитаны». Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.
И. Северянин
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава». Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.
В. В. Хлебников
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…».
Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.
Тема 4. М. Горький (6 ч.)
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказ «Старуха Изергиль».
Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа.
Пьеса «На дне».
Сотрудничество писателя с Художественным театром. “На дне” как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка
Тема 5. А. А. Блок (5 ч. )
Жизнь и творчество.
Стихотворения: « », «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы».
Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и стихотворении “Скифы”. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.
Поэма «Двенадцать».
История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.
Тема 6. Новокрестьянская поэзия ( 5 ч)
Крестьянская поэзия
Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.
Н. А. Клюев.
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...». Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы.
С. А. Есенин
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…».
Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.
Тема 7. В.В. Маяковский ( 5 ч.)
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся». Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой».
Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского.
Тема 8. Литературный процесс 20-х годов XX века. (4 ч.)
Народ и революция в поэзии и прозе: этапы становления реализма нового типа. Литературные группировки. Новый подход к оценке Октября и Гражданской войны. Осмысление событий революции и судьбы России: «Пролетарская культурно-просветительская организация» (Пролеткульт), «Кузница». А. М. Ремизов, Д.А. Фурманов, А. А. Фадеев. Роман «Разгром». Е. И. Замятин. Роман-антиутопия «Мы», Б. Пильняк, роман «Голый год».
Тема 9. Литература 30-х годов. (38 ч.)
А. П. Платонов
Жизнь и творчество.
Повесть «Котлован».
Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова. Высокий пафос и острая сатира в “Котловане”. Утопические идеи “общей жизни” как основа сюжета повести. “Непростые” простые герои Платонова. Тема смерти в повести. Самобытность языка и стиля писателя.
М. А. Булгаков
Жизнь и творчество.
Роман «Белая гвардия».
История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Система образов-персонажей. Образы Города и Дома.
«Мастер и Маргарита». Новаторство романа. Образ Иешуа.
М. И. Цветаева
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Идешь, на меня похожий…», «Куст».
Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.
О. Э. Мандельштам
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «NotreDame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», «Невыразимая печаль», «Tristia». Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма. Представление о поэте как хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама.
А. А. Ахматова
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…».
Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Темы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой.
Поэма «Реквием».
А. Н. Толстой
Жизнь и творчество. «Петр Первый» и русская литература.
М. М. Пришвин.
Жизнь и творчество. Особенности художественного мироощущения Пришвина. Природа – зеркало человека. «Сказки о Правде».
Б. Л. Пастернак
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво…».
Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка. Роман «Доктор Живаго» (обзор). История создания и публикации романа. Цикл “Стихотворения Юрия Живаго” и его связь с общей проблематикой романа.
М. А. Шолохов
Жизнь и творчество.
Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение).
История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. "Вечные" темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова.
Тема 10. Литература периода Великой Отечественной войны. ( 9 ч.)
Литература периода Великой Отечественной войны: проза, поэзия, драматургия. Л. М. Леонов. Роман «Соть».
А. Т. Твардовский
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…», «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем».
Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.
А. И. Солженицын
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Один день Ивана Денисовича».
Своеобразие раскрытия “лагерной” темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.
Тема 11. Полвека русской поэзии. ( 1ч.)
«Поэтическая весна». Время «поэтического бума». После «поэтического бума». Поэтическая философия. «Новая волна».
Тема 12. Русская проза в 50-90-е годы. ( 9 ч.)
Русская проза в 50-90-е годы. Новый тип литературного процесса.
В. П. Некрасов и его повесть «В окопах Сталинграда».
Литература «оттепели». «Деревенская» проза 60-80-х гг. Повести Б. Можаева «Живой» и В. Белова «Привычное дело».
В. Г. Распутин
Повесть «Прощание с Матерой».
Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести.
В. М. Шукшин
Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный».
Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.
В. П. Астафьев. Ю. В. Трифонов. «Обмен».
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
10 класс.
Учитель Котова Е.А.
тема
Дата
Тема 1. Становление и развитие русской литературы 19 века.
1
Понятие о художественном мире писателя.
2.09
2
Периодизация русской литературы.
5.09
3
Поиски новых эпических форм. Драма.
7.09
4
Лирика. Поиски новых жанровых форм.
9.09
Тема 2. Литературный процесс 20-40 годов 19 века.
5
Реализм и романтизм. Утверждение традиций реализма.
12.09
6
Художественный мир А.С.Пушкина. Лирика.
14.09
7
Тематическое многообразие лирики.
16.09
8
Философское осмысление жизни в поэзии.
19.09
9
«Медный всадник». Конфликт человека и власти, неоднозначность его решения в поэме.
21.09
10
Художественный мир М.Ю.Лермонтова. Лирика.
23.09
11
Лирическое начало в поэзии.
26.09
12
Философское начало в лирике.
28.09
13
Своеобразие поэтического мира М.Ю.Лермонтова.
30.09
14
Анализ стихотворений М.Ю.Лермонтова.
10.10
15
Художественный мир Н.В.Гоголя.
12.10
16
«Портрет». Своеобразие композиции.
14.10
17
Соч. №1
Образ главного героя и средства его создания.
17.10
Тема 3. Литература второй половины 19 века.
18
Эпоха русского романа, своеобразие драматургии.
19.10
19
Художественный мир И.А.Гончарова. «Фрегат «Паллада». Точность бытовых зарисовок.
21.10
20
«Обломов». Обломов в системе художественных образов.
24.10
21
«Сон Обломова». Его место в композиции романа.
26.10
22
Обломовка, обломовцы, обломощина – символические образы.
28.10
23
Авторский приговор идеалам главного героя.
31.10
24
Споры вокруг образа Обломова.
2.11
25
Подготовка к написанию сочинения по роману.
7.11
26
Соч №2
Написание сочинении по творчеству И.Гончарова
9.11
27
А.Н.Островский. Театр и его традиции.
11.11
28
«Гроза». Смысл названия, своеобразие жанра.
21.11
29
Система художественных образов.
23.11
30
Тема греха и святости.
25.11
31
Споры вокруг образа Катерины.
28.11
32
Рецензия на пьесу.
30.11
33
Художественный мир И.С.Тургенева. Эстетические и этические позиции писателя.
2.12
34
«Отцы и дети». Смысл названия, полемический пафос.
5.12
35
Противоречивость образа Базарова.
7.12
36
Испытание любовью героя.
9.12
37
Временное и вечное в образе героя.
12.12
38
Автор и его герои.
14.12
39
Споры об образе главного героя и нигилизме.
16.12
40
Подбор материалов к написанию сочинения.
19.12
41
Соч. №3
Написание сочинения по роману И.С.Тургенева.
21.12
42
М.Е.Салтыков-Щедрин. «История одного города». Смысл названия.
23.12
43
Проблемы народа и власти.
26.12
44
Город-гротеск в изображении писателя.
28.12
45
Н.А.Некрасов. Жизнь, судьба. Лирика.
30.12
46
Анализ гражданской лирики.
9.01
47
«Элегия», «Рыцарь на час» - анализ стихотворений.
11.01
48
Тема народа и родины в творчестве поэта.
13.01
49
«Кому на Руси жить хорошо». История создания.
16.01
50
Соч. №4
Крестьянские типы. Проблема счастья и ее разрешение.
18.01
51
Ф.И.Тютчев. Творчество и судьба. Лирика.
20.01
52
Анализ стихотворений «Умом Россию не понять», «Не то, что мните вы, природа…».
23.01
53
Концепция мира и человека в поэзии.
25.01
54
Философское начало лирике Ф.И.Тютчева.
27.01
55
Вечные проблемы бытия.
30.01
56
Художественный мир А.А.Фета. Лирика.
1.02
57
Анализ стихотворений «Шепот, робкое дыхание», «Это утро…».
3.02
58
Мотив невыразимости сущего.
6.02
59
Импрессионистические приемы в лирике.
8.02
60
Подготовка к написанию сочинения – анализа стихотворения.
10.02
61
Соч. №5
Написание сочинения.
13.02
62
Художественный мир А.К.Толстого. Лирика.
15.02
63
Жанровое многообразие лирики поэта.
17.02
64
Ф.М.Достоевский. Жизнь, судьба. Ф.М.Достоевский и нигилизм.
27.02
65
«Преступление и наказание». Жанровое своеобразие.
1.03
66
Петербургская тема.
3.03
67
Нравственно-философская проблематика.
6.03
68
Тема преступления и наказания.
10.03
69
Тема раскаяния и покаяния в романе.
13.03
70
Система художественных образов.
15.03
71
Раскольников и его теория.
17.03
72
Женские образы в романе.
20.03
73
«Двойники» на страницах романа.
22.03
74
Соч. №6
Роман в критике.
24.03
75
Художественный мир Л.Н.Толстого. Личность, философия русского писателя.
27.03
76
«Война и мир». История создания.
29.03
77
Смысл названия романа.
31.03
78
Основные персонажи романа.
3.04
79
Поиски своего места в жизни любимых героев Л.Н.Толстого.
5.04
80
Толстовский идеал семьи. «Мысль семейная».
7.04
81
«Мысль народная» в романе.
17.04
82
Значение образа Платона Каратаева.
19.04
83
Художественная правда истории в романе.
21.04
84
Противопоставления образов Кутузова и Наполеона.
24.04
85
Заключительные страницы романа «Война и мир».
26.04
86
Подготовка к написанию сочинения по роману Л.Н.Толстого.
28.04
87
Соч. №7
Написание сочинения.
3.05
88
Н.С.Лесков. Своеобразие повествования. Жанр сказа
5.05
89
«Очарованный странник». Житийные и фольклорные начала.
8.05
90
Русский национальный характер. Система персонажей.
10.05
91
Тема праведничества в творчестве Н.С.Лескова.
12.05
92
Мир русского романа, драматургии, лирики 19 века.
15.05
93
А.П.Чехов. Жизнь и творчество. Тема духовной деградации человека в рассказе «Ионыч».
17.05
94
Проблематика рассказов «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент».
19.05
95
Пьеса «Вишневый сад». Основные образы и мотивы комедии.
22.05
96
Судьбы и характеры героев «Вишневого сада».
24.05
97
Своеобразие конфликта в пьесе.
26.05
98
Жанровое своеобразие пьесы.
29.05
99
Соч. №8
Заключительный урок по творчеству А.П.Чехова
31.05
100
Итоги года.
101-102
Резервные уроки
10 класс (элективный курс).
Учитель Котова Е.А.
1 |
| Особенности выпускного сочинения по литературе. Нормы оценки сочинений. Критерии оценок. Классификация ошибок. Редактирование и редакторские знаки. | 6.09 |
2 |
| Сочинение, как текст. Основные признаки текста. Тема и основная мысль сочинения. Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению. | 13.09 |
3 |
| Классификация сочинений по жанрам. Своеобразие жанров сочинений. Разные жанры ученических сочинений. Выбор жанра в зависимости от темы. | 20.09 |
4 |
| Эссе как жанр ученического сочинения. | 27.09 |
5 |
| Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного. | 11.10 |
6 |
| Эпистолярный жанр (письмо) как жанр ученического сочинения. | 18.10 |
7 |
| Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного. | 25.10 |
8 |
| Эпистолярный жанр (дневник) как жанр ученического сочинения. | 1.11 |
9 |
| Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного. | 8.11 |
10 |
| Путевые заметки как жанр ученического сочинения. | 22.11 |
11 |
| Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного. | 29.11 |
12 |
| Репортаж как жанр ученического сочинения. | 6.12 |
13 | Соч №1 | Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного. | 13.12 |
14 |
| Этапы работы над сочинением. Структура сочинения. Выбор темы. Выбор жанра. | 20.12 |
15 |
| Как работать с черновиком и планом сочинения. | 27.12 |
15 |
| Как анализировать художественное произведение. | 10.01 |
16 |
| Как писать вступление. Технология написания сочинения: вступление, виды (историческое, аналитическое, биографическое, сравнительное, лирическое). | 17.01 |
17 |
| Технология написания сочинения: урок-практика. | 24.01 |
18 |
| Как писать заключение. Технология написания сочинения: заключение, виды. | 31.01 |
19 |
| Технология написания сочинения: урок-практика. | 7.02 |
20 |
| Как писать основную часть сочинения. Технология написания сочинения: основная часть. | 14.02 |
21 | Соч №2 | Технология написания сочинения: урок-практика. | 28.02 |
22 |
| Технология написания сочинения: урок-практика. | 7.03 |
23 |
| Приёмы привлечения текста литературного источника в работе над сочинением. | 14.03 |
24 |
| Приёмы привлечения текста литературного источника в работе над сочинением. | 21.03 |
25 |
| Приёмы привлечения текста литературного источника в работе над сочинением. | 28.03 |
26 |
| Как работать над речевым оформлением сочинения (фактические, речевые, грамматические ошибки). | 4.04 |
26 |
| Как работать над речевым оформлением сочинения (фактические, речевые, грамматические ошибки). | 18.04 |
28 |
| Как работать над речевым оформлением сочинения (фактические, речевые, грамматические ошибки). | 25.04 |
29 |
| Повторительно-обобщающий урок. Подготовка к итоговому сочинению. Нормы литературного языка. | 2.05 |
30 | Соч №3 | Итоговое сочинение. | 16.05 |
31 |
| Итоговое сочинение. | 23.05 |
32 |
| Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного. | 30.05 |
33-34 |
| Резервный урок |
|
11 класс.
Учитель Калиничева Л.М.
урока
тема
к.р
пр.р
д/з
дата
Введение -1ч.
1
1.Русская литература XX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы. Характеристика литературного процесса начала XX века.
Ч.1,стр.8-32
01 сентября
Тема1.И. А. Бунин - 6 часов
2
1.И. А. Бунин. Жизнь и творчество. Лирика Бунина. Основные мотивы. Точность воспроизведения психологии человека и природы.
Ч.1стр. 54
05 сентября
3
2.И. А. Бунин. Господин из Сан-Франциско. Сюжет, композиция, проблематика, смысл названия, символика. Система образов.
Прочитать рассказ «Господин из Сан-Франциско»
06 сентября
4
3.Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».
Перечитать рассказы Бунина о любви
08 сентября
5
4.Рассказы И. А. Бунина о любви.
Стр.48-54
12 сентября
6
5.Психологизм бунинской прозы.
Составить опорный конспект
13 сентября
7
6. РР Рецензия на рассказ «Легкое дыхание».
Написать рецензию
15 сентября
Тема 2. И. А. Куприн – 4 ч.
8
1.И. А. Куприн. Жизнь и творчество. Проблема самопознания личности в повести «Поединок».
Перечитать повесть «Олеся»
19 сентября
9
2.Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся».
Перечитать повесть «Гранатовый браслет»
20 сентября
10
3.Талант любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет».
Подготовиться к сочинению
22 сентября
11
4.РР Сочинение по творчеству А. И. Куприна. Сочинение №1
к. соч. № 1
26 сентября
Тема 3. Обзор русской поэзии конца XIX – нач. XX вв. - 7 ч.
12
1.Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX вв.
Стр.20-26
27 сентября
13
2.Символизм. «Старшие символисты». В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт.
Анализ стихот.
(на выбор)
29 сентября
14
3.Поэзия «младосимволистов». Ф. Сологуб, Андрей Белый.
Анализ стихот.
10 октября
15
4.Смысл поэзии И. Ф. Анненского.
Стр.135-137
11 октября
16
5.Акмеизм. Жизненный и творческий путь Н. С. Гумилева.
Стр.137-140
13 октября
17
6.Футуризм. Жизнь и творчество В. Хлебникова.
Прочитать стихотворения Хлебникова
17 октября
18
7.«Эгофутуризм» Игоря Северянина. Подготовка к домашнему сочинению по поэзии Серебряного века.
дом. соч. №1
Написать домашнее сочинение
18 октября
Тема 4. М. Горький – 6 ч.
19
1.М. Горький. Очерк жизни и творчества. Романтизм Горького.
Прочитать рассказ М. Горького «Старуха Изергиль»
20 октября
20
2.Композиция романтических рассказов. М. Горького.
Читать пьесу «На дне»
24 октября
21
3.Особенности жанра и конфликта в пьесе М. Горького «На дне».
Дочитать пьесу
25 октября
22
4.Роль Луки в драме «На дне».
Стр.172-175
27 октября
23
5.Вопрос о правде в драме М. Горького «На дне».
Стр.183, воп. 3
31 октября
24
6.РР Сочинение по творчеству М. Горького. Классное сочинение №2
к.соч.
№2
1 ноября
Тема 5. А. А. Блок – 5 ч.
25
1.А. А. Блок. Личность и судьба поэта. Основные мотивы лирики.
Стр.. 185-203. Выучить стихотворение А. Блока
3 ноября
26
2.Тема страшного мира в лирике А. Блока.
С. 210, зад.6
7 ноября
27
3.Тема Родины в творчестве Блока.
Анализ стихотворения
8 ноября
28
4.Поэма А. А. Блока «Двенадцать»: проблематика и поэтика.
Чтение поэмы «Двенадцать»
10 ноября
29
5.Анализ поэмы «Двенадцать»
С.208-212
21 ноября
Тема 6. Новокрестьянская поэзия – 5 часов
30
1.Крестьянская поэзия. Поэзия Н. Клюева.
С.212-229
22 ноября
31
2С. А. Есенин. Жизнь и творчество. Ранняя лирика.
Выучить наизусть стихотворение
24 ноября
32
3.Тема Родины в поэзии С. А. Есенина
Анализ стихотворения
28 ноября
33
4.Любовная лирика С. А. Есенина.
Прочитать поэму «Анна Снегина»
29 ноября
34
5.Поэма С. А. Есенина «Анна Снегина»
С.261-266
1 декабря
Тема 7. В.В. Маяковский – 5 ч.
35
1.В. В. Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство В. В. Маяковского.
С.283-287
5 декабря
36
2Маяковский и революция. Выражение авторской позиции в произведениях периода 1917-1921 гг.
Познакомиться с поэзией периода 1917-1921 гг.
6 декабря
37
3.Сатирическая лирика и драматургия В. В. Маяковского.
С.292 -293
8 декабря
38
4.Своеобразие любовной лирики В. В. Маяковского.
Выучить наизусть стихотворение (выбор)
12 декабря
39
5.РР Подготовка к домашнему сочинению по творчеству А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского.
д.соч. №2
Написать сочин.
13 декабря
Тема 8. Литературный процесс 20-х годов XX века. -4 ч.
40
1.Литературный процесс 20-х годов XX века. Народ и революция в поэзии и прозе: этапы становления реализма нового типа.
С. 310-318
15 декабря
41
2.Тема революции и гражданской войны в прозе 20-х годов. А. М. Ремизов, Д. А. Фурманов, А. А. Фадеев.
Прочит. роман Фадеева«Разгром»
19 декабря
42
3.Развитие жанра антиутопии в романе Е. И. Замятина «Мы».
Чтение романа «Мы»
20 декабря
43
4.Б. Пильняк. Роман «Голый год» как страница биографии писателя.
Чтение романа «Голый год»
22 декабря
Тема 9. Литература 30-х годов. – 36 ч.
44
1.Литературный процесс 30-х годов XX века.
Ч.2, стр.3-22
26 декабря
45
2.А. П. Платонов. Жизнь и творчество. «Сокровенный человек».
Прочитать повесть «Сокровенный человек»
27 декабря
46
3.Метафоричность художественного мышления А. Платонова в повести «Котлован».
Прочитать повесть «Котлован»
29 декабря
47
4.М. А. Булгаков. Жизнь, творчество, личность.
Ч.2, стр.44-49
9 января
48
5.Роман «Белая гвардия». Судьба людей в революции.
Чтение романа «Белая гвардия»
10 января
49
6.Образ дома в романе «Белая гвардия»
Чтение романа «Мастер и Маргарита»
12 января
50
7.Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». История создания романа, проблемы и герои романа. Жанр и композиция.
Чтение глав романа
16 января
51
8.Три мира в романе «мастер и Маргарита».
Анализ эпизода
17 января
52
9.Любовь и творчество в романе.
Анализ главы
19 января
53
10.Новаторство романа. Философская концепция. Иван Бездомный и обретение дома. Родины.
С.67-68
23 января
54
11.Образ Иешуа. Бессмертие.
Подготовиться к сочинению
24 января
55
12.РР Сочинение по творчеству М. А. Булгакова.
кл. соч. № 3
26 января
56
13.М. И. Цветаева. Основные темы творчества. Поэтический мир М. И. Цветаевой.
С. 72-88
30 января
57
14.Анализ стихотворения марины Цветаевой «Молодость»
Анализ стихотворения
31 января
58
15.О. Э. Мандельштам. Начало пути. Поэт и время.
С. 91-107
2 февраля
59
16.О. Э. Мандельштам. «Воронежские тетради».
С.101-104
6 февраля
60
17.А. А. Ахматова. Жизнь и творчество. Основные темы лирики.
С.166-177
7 февраля
61
18.Тема Родины в лирике А. А. Ахматовой.
Выучить наизусть стихотворение (выбор)
9 февраля
62
19.А. А. Ахматова. Поэма «Реквием». Особенности жанра и композиции. Роль эпиграфа.
С. 178-182
13 февраля
63
20.РР Подготовка к домашнему сочинению по творчеству А. А. Ахматовой и М. И. Цветаевой.
дом. соч.
№3
Написать сочинение
14 февраля
64
21.Тема русской истории в творчестве А. Н. Толстого.
С.107-128
16 февраля
65
22.Панорама русской жизни в романе «Петр Первый».
Чтение романа «Петр Первый»
27 февраля
66
23.Образ Петра в романе А. Н. Толстого «Петр Первый».
Чтение глав романа
28 февраля
67
24.М. М. Пришвин. Особенности художественного мироощущения.
С. 131-140
2 марта
68
25.М. М. Пришвин. «Сказка о Правде»
Прочитать «Сказку о Правде»
6 марта
69
26.Б. Л. Пастернак. Начало творческого пути. Лирика.
Читать роман «Доктор Живаго»
7 марта
70
27.Человек, история и природа в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»
Анализ глав романа по вариантам
9 марта
71
28.Христианские мотивы в романе «Доктор Живаго». Стихотворения Юрия Живаго.
Инд. сообщения
13 марта
72
29. М. А. Шолохов. Жизнь и творчество. «Донские рассказы»
Познакомиться со стихотворениями
14 марта
73
30. Картины жизни донских казаков в романе «Тихий Дон»
Прочит. «Тихий Дон»
16 марта
74
31.Гражданская война в изображении М. А. Шолохова.
Анализ эпизода
20 марта
75
32.Судьба Григория Мелехова
Подготовиться к семинару по образу Г. Мелехова
21 марта
76
33.Григорий и Аксинья
Характеристика героев
23 марта
77
34.Художественное своеобразие романа «Тихий Дон».
Прочитать главы из романа «Поднятая целина»
27 марта
78
35.В/Ч «Поднятая целина» - суровая летопись коллективизации.
Подготовиться к сочинению
28 марта
79
36.РР Сочинение по творчеству М. А. Шолохова.
кл. соч. №4
30 марта
Тема 10. Литература периода Великой Отечественной войны. – 9 ч.
80
1.Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия.
С. 231-262
3 апреля
81
2.Л. М. Леонов. Жизнь и творчество. Л. М. Леонов. Роман «Соть» как воплощение деятельного гуманизма эпохи.
С. 272-277
4 апреля
82
3.А. Т. Твардовский. Творчество и судьба. Поэма «Страна Муравия».
Прочитать поэму «Страна Муравия»
6 апреля
83
4.А. Т. Твардовский. Поэма «По праву памяти».
Чтение поэмы «По праву памяти»
17 апреля
84
5.Лирика А. Т. Твардовского.
Анализ стихот. (выбор)
18 апреля
85
6.А. И. Солженицын. Судьба и творчество писателя.
С.305-309. Чтение рассказа «Один день Ивана Денисовича»
20 апреля
86
7.Анализ рассказа «Один день Ивана Денисовича»
Анализ рассказа
24 апреля
87
8.Малая проза А. И. Солженицына.
Знакомство с малой прозой Солженицына
25 апреля
88
9.РР Подготовка к домашнему сочинению по русской литературе второй половины 20 в.
д. соч. № 4
Написать сочинение
27 апреля
Тема 11. Полвека русской поэзии. – 1ч.
89
1.Полвека русской поэзии
С.327-373
2 мая
Тема 12. Русская проза в 50-90-е годы. – 4 ч.
90
1.Русская проза в 50-90-е годы. Новый тип литературного процесса. В. П. Некрасов и его повесть «В окопах Сталинграда»
С.380, чтение глав романа «В окопах Сталинграда»
4 мая
91
2. Литература «оттепели». «Деревенская» проза 60-80-х гг. Повести Б. Можаева «Живой» и В. Белова «Привычное дело». В. Г. Распутин. Повесть «Прощание с Матерой». Проблемы нравственности в повести.
Анализ эпизодов
11 мая
92
3.В . М. Шукшин и А. Вампилов: общее понимание сложности современного быта.
Подготовиться к семинару по деревенской прозе
15 мая
93
4.В/ч В. П. Астафьев. Взаимоотношения человека и природы в рассказах «Царь-рыба». В/ч Ю. В. Трифонов и его городские повести. Повесть «Обмен»
Прочитать повесть «Прощание с Матерой»
16 мая
94
Итоговый урок
18 мая
95-102
Резервные уроки