Рабочая программа по литературе 10 класс

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



«Рассмотрено»

на заседании МО

учителей гуманитарного цикла

Руководитель МО

_________/Елагина И.С./

Протокол №___

от «___»_________2016 г.


«Согласовано»

Заместитель директора

по УР

________/Балдуева И.А./


«___»_________2016г.


«Утверждено»

Директор школы

___________/Ванина С.А./


Приказ №___ от


«___»________2016г.





Рабочая программа



составлена на основе ГОС основного общего образования по программе 2004 года



По предмету литература


Класс 10


Учитель Николаева Елена Павловна, 1 квалификационная категория


Количество часов по программе 34


Срок действия программы 2016-2017 учебный год













Рассмотрено на заседании


педагогического совета школы.

Протокол №___ от « »_____2016г.











Пояснительная записка

Настоящая Рабочая программа по предмету «Литература» для 10 класса составлена на основе Программы по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 класс) под редакцией В.Я.Коровиной. Рабочая программа соответствует Федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года) и Федеральному базисному учебному плану (утвержден приказом Минобразования России № 1312 от 9 марта 2004 года).

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

1.Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-15 годы (распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 №163-р).

2.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по литературе (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 №1089).

В 10-11 классах предусмотрено изучение литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы. Объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной.

В десятом классе формируется общее представление об историко-литературном процессе и литературном процессе в XIX веке в его связи с процессом историческим, что предполагает более серьезное представление об этапах и связях литератур разных эпох, о таких понятиях, как стиль писателя, литературная школа, роль и место литературоведения и критики в литературном процессе, осуществляется интенсивное овладение разнообразными справочными материалами из области гуманитарных наук.

В центре анализа — литературный процесс в XIX веке, автор и художественное произведение в этом процессе. Теоретическое оснащение: овладение комплексом теоретических понятий, связанных с историко-литературным процессом: литературные направления, литературные школы, традиции и новаторство в литературе и др.

Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов обучающихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.

В программу включён перечень необходимых видов работы по развитию речи.

Программа рассчитана на 102 часа учебного времени (3 часа в неделю)

Для реализации целей и задач Рабочей программы выбран учебник Лебедева Ю.В. Литература: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2011.

Цели: изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний;

- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

• сравнение, сопоставление, классификация;

• самостоятельное выполнение различных творческих работ;

• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

• составление плана, тезисов, конспекта;

• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Виды контроля

Промежуточный:


устное словесное рисование

составление конспектов критических статей, планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю

комментированное чтение

создание сценариев литературных или литературно-музыкальных композиций, киносценариев

характеристика героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) художественных произведений

участие в дискуссии, заседании круглого стола, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонентов

установление ассоциативных связей с произведениями различных видов искусства

  • определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;



Итоговый:

- написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений;

- письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос;

- творческий зачёт;

- защита проектов.

Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса

Знать/понимать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века;

- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

- основные теоретико-литературные понятия.

Уметь:

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

- определять род и жанр произведения;

- выявлять авторскую позицию;

- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

- аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;

- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

1)создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм литературного языка;

2) участия в диалоге или дискуссии;

3)самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

4)определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.


Содержание тем учебного курса

Литература XIX века

Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала).

Литература первой половины XIX века.

Александр Сергеевич Пушкин. Лирика Пушкина, ее гуманизм. Красота, Добро, Истина — три принципа пушкинского творчества. Философская лирика. Стихотворения: «Три ключа», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Отцы пустынники и жены непорочны...», «Пора, мой друг, пора…», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Разговор Книгопродавца с Поэтом», «Вольность», «Демон», «Осень» и др. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нем через приобщение к ходу истории. Вера в неостановимый поток жизни и преемственность поколений. Романтическая лирики и романтические поэмы. Историзм и народность - основа реализма Пушкина. Развитие реализма в лирике и поэмах. «Медный всадник». Конфликт личности и государства, неоднозначность его решения в поэме, философское осмысление темы бунта.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Философская лирика. Стихотворения: «Исповедь», «Ангел», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, я не Байрон, я другой...». «Молитва», «Когда волнуется желтеющая нива», «Завещание». Своеобразие художественного мира Лермонтова.

Николай Васильевич Гоголь. Художественный мир Н.В. Гоголя: духовный смысл комедии «Ревизор» и поэмы «Мертвые души», обобщающее значение гоголевских образов. Повесть Н.В. Гоголя «Портрет». Идея нравственной ответственности художника.

Литература второй половины XIX века. Россия второй половины 19 века. Развитие общественной мысли и литературное творчество. Литературная критика: Н. Добролюбов, Д. Писарев, А. Дружинин, Н. Григорьев, Н. Страхов. Журнальная полемика 60-х годов.

Александр Николаевич Островский. Жизнь и творчество. Обзор отдельных произведений. Пьеса А.Н. Островского “Гроза”. История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. Город Калинов и его обитатели. Протест Катерины против «темного царства». Духовная драма Катерины. Споры вокруг драмы «Гроза». Сочинение “Горячее сердце и темное царство в пьесе А.Н. Островского”, “Своеобразие драматического конфликта в пьес А.Н. Островского «Гроза»”, «Духовная драма Катерины» и т.д..

Иван Александрович Гончаров. И.А. Гончаров. Очерк жизни и творчества. Общий обзор произведений. «Обломов”. Герой романа: прошлое и настоящее. “Почему я такой?”. Анализ 9 главы. Попытки проснуться И.И. Обломова. Штольц - антипод Обломова. Обломов и “обломовщина”. Критики о романе. Сочинение“И.И. Обломов: жизнь, характер, судьба.”, “Обломов и Штольц”, “Во мне был заперт свет…” (По роману И.А. Гончарова “Обломов”.), “Обломов и “обломовщина”, “Лики любви в романе И.А. Гончарова “Обломов”, “Сон Обломова как идейно-художественный центр романа И.А. Гончарова”, “И.И. Обломов - трагический герой?”, “О чем заставил задуматься роман “Обломов”?”

Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество. Обзор отдельных произведений писателя. Роман “Отцы и дети”. Первые страницы романа. Социально-исторический фон произведения. Базаров и Кирсанов. История конфликта. Базаров и Одинцова. Испытания любовью. Мировоззренческий кризис Базарова. Болезнь и смерть Евгения Базарова. Роль эпилога. Литературная критика о романе. Сочинение: “Евгений Базаров как трагический герой”, “Страстное, грешное и бунтующее сердце” Базарова”, “Смысл названия романа”, “Отцы и дети” – роман “всегдашний”, “Размышляя над страницами романа…”, “Как эпизод ссоры Базарова с Павлом Петровичем открывает характеры героев”, “Базаров и Одинцова в истории их любви”, “Автор и его герой” (по роману И.С. Тургенева “Отцы и дети”), “Нужны ли России Базаровы?”. Федор Иванович Тютчев. Жизнь и творчество. Тема России в лирике Ф.И. Тютчева. («Эти бедные селенья…», «Умом Россию не понять….» и др.). Любовная лирика Ф.И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». («О, как убийственно мы любим….», «К. Б.» и др.). Философская лирика Ф.И. Тютчева. Единство мира и философия природы. («Не то, что мните вы, природа….», «Как хорошо ты, о море ночное….», «Осенний вечер….», «Природа – Сфинкс….»).

Афанасий Афанасьевич Фет. Жизнь и творчество. Любовная лирика А.А. Фета. («Шепот, робкое дыханье….», «Сияла ночь, луной был полон сад…», и др.). Жизнеутверждающее начало в лирике природы А.А. Фета. Слияние внешнего и внутреннего мира в лирике поэта. («Это утро, радость эта…», «Еще весны душистой нега….», «Я пришел к тебе с приветом….» и др.).

Алексей Константинович Толстой. Своеобразие художественного мира поэта. Фольклорные, романтические и исторические черты лирики. («Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка…»). Анализ стихотворения одного из поэтов.

Николай Семенович Лесков. Очерк жизни и творчества. Новелла Н.С. Лескова “Очарованный странник”. Образ главного героя, тема праведничества.


Николай Алексеевич Некрасов. Очерк жизни и творчества. Тема любви в лирике Н.А. Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация. («Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…», «Зине»). Тема народа в лирике Н.А. Некрасова. Социальная трагедия народа в городе и дереве. («В дороге», «Еду ли ночью по улице темной…», «Надрывается сердце от муки…» и др.). Поэтическое творчество как служение народу. («Поэт и гражданин», «Вчерашний день, в часу шестом…», «Музе», «Эллегия»). «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы. Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в поэме. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярманка». Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства. Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина. “История одного города”. Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы Градоначальников. (главы "Опись градоначальников", "Органчик" и др. по выбору).

Федор Михайлович Достоевский. Очерк жизни и творчества. Роман “Преступление и наказание”. Петербург Достоевского. Знакомство с героем. Страшный замысел Раскольникова. Состояние героя во время убийства и после него. Что есть преступление? Теория Раскольникова. Психологические поединки Порфирия Петровича и Раскольникова. Соня как антипод Раскольникова. Наказание Раскольникова. Эпилог. Христианская концепция писателя. Сочинение: “Бунт Родиона Раскольникова” (по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”), “Боль за человека в романе “Преступление и наказание”, “Двойники и антиподы Раскольникова”, “Проблема преступления и наказания в романе Ф.М. Достоевского”, “Образ Сони Мармеладовой и тема духовного подвига”, “Роль второстепенных персонажей в романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”.

Лев Николаевич Толстой. Очерк жизни и творчества. Обзор отдельных произведений. Роман-эпопея “Война и мир”. Знакомство с героями. Роман-эпопея “Война и мир”. Знакомство с героями. Андрей Болконский до 1812 года. Изображение войны 1805-1807 годов. Пьер Безухов и его попытки самоопределения до 1812 года. Наташа Ростова в этот же период. Война 1812 года в изображении Л.Н. Толстого. В действующей армии. “Дубина народной войны”. Болконские и Ростовы в войне. Пьер в 1812 году. Народный полководец Кутузов. Итог духовных исканий любимых героев Л.Н. Толстого. Сочинение: “Война 1812 года в судьбах героев “Войны и мира”, “Нет величия там, где нет простоты, добра и правды”, “Знание человеческого сердца - основная сила его таланта” (по одному или нескольким произведениям Л.Н. Толстого), “Нравственный идеал Л.Н. Толстого в романе “Война и мир”, “Любимые страницы “Войны и мира”, “Что такое настоящая жизнь?” (по роману Л.Н. Толстого “Война и мир”), “Мысль семейная в романе Л.Н. Толстого “Война и мир” и т.д.

Антон Павлович Чехов. Очерк жизни и творчества. Проблема счастья и смысла человеческой жизни в рассказах А.П. Чехова, (“Студент”, «Дама с собачкой», “Учитель словесности”, “Дом с мезонином”, «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» и т.д. по выбору). Духовная деградация человека в рассказе А.П. Чехова «Ионыч». Пьеса А.П. Чехова “Вишневый сад”. Своеобразие жанра. Образная система произведения. Лирико-психологический подтекст пьесы. Трагизм социального бытия и утверждение высокого назначения человека, его творческой преобразующей деятельности. Сочинение “В человеке должно быть все прекрасно…” (идеал человека в творчестве А.П. Чехова), "Проблемы человеческого счастья в творчестве А.П. Чехова", "Большие герои маленьких рассказов А.П. Чехова", "Мой любимый рассказ А.П. Чехова", "Своеобразие драматургического конфликта в пьесе А.П. Чехова "Вишневый сад", "Размышляя над страницами "Вишневого сада", "Мастерство Чехова-драматурга", "Образ сада в творчестве А.П. Чехова", "Роль детали в произведениях А.П. Чехова".

Мировое значение русской литературы 19 века.

Из зарубежной литературы

Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века

Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Романтизм как доминанта литературного процесса. Символизм.

О.Бальзак. Слово о писателе. «Гобсек». Новелла об обыкновенных и честных людях, обделенных земными благами. Психологическая острота сюжета Мечты героев о счастье, сочетание в них значительного и мелкого. Мастерство композиции. Неожиданность развязки. Особенности жанра новеллы.

Из зарубежной поэзии 19 века: Д.Байрон, Г. Гейне.

Обобщающее повторение.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Сочинение


1.

Введение.

1


2.

Литература первой половины XIX века.


7


3.

Литература второй половины XIX века.


88

6

4.

Мировое значение русской литературы 19 века.


1


5.

Из зарубежной литературы


3


6.

Обобщающее повторение.



2



Итого

102

6

Календарно-тематическое планирование

уроков литературы

11.

А.Н. Островский: жизнь и творчество. Обзор отдельных произведений.

12.

Пьеса А.Н. Островского “Гроза”. История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев.

13.

Город Калинов и его обитатели. Протест Катерины против «темного царства».

14-15.

Духовная драма Катерины. Споры вокруг драмы «Гроза».

16.

Р.р. Подготовка к сочинению: “Горячее сердце и темное царство в пьесе А.Н. Островского”, “Своеобразие драматического конфликта в пьес А.Н. Островского «Гроза»”, «Духовная драма Катерины» и т.д..

17.

И.А. Гончаров. Очерк жизни и творчества. Общий обзор произведений.

18.

“Обломов”. Герой романа: прошлое и настоящее.

19.

“Почему я такой?”. Анализ 9 главы.

20-21.

Попытки проснуться И.И. Обломова.

22.

Штольц - антипод Обломова.

23.

Обломов и “обломовщина”. Критики о романе.

24.

Р.р. Подготовка к сочинению: “И.И. Обломов: жизнь, характер, судьба.”, “Обломов и Штольц”, “Во мне был заперт свет…” (По роману И.А. Гончарова “Обломов”.), “Обломов и “обломовщина”, “Лики любви в романе И.А. Гончарова “Обломов”, “Сон Обломова как идейно-художественный центр романа И.А. Гончарова”, “И.И. Обломов - трагический герой?”, “О чем заставил задуматься роман “Обломов”?”

25-26.

И.С. Тургенев. Жизнь и творчество. Обзор отдельных произведений писателя.

27.

Роман “Отцы и дети”. Первые страницы романа. Социально-исторический фон произведения.

28.

Базаров и Кирсанов. История конфликта.

29.

Базаров и Одинцова. Испытания любовью.

30.

Мировоззренческий кризис Базарова.

31.

Болезнь и смерть Евгения Базарова. Роль эпилога.

32.

Литературная критика о романе.

33-34.

Р.р. Сочинение: “Евгений Базаров как трагический герой”, “Страстное, грешное и бунтующее сердце” Базарова”, “Смысл названия романа”, “Отцы и дети” – роман “всегдашний”, “Размышляя над страницами романа…”, “Как эпизод ссоры Базарова с Павлом Петровичем открывает характеры героев”, “Базаров и Одинцова в истории их любви”, “Автор и его герой” (по роману И.С. Тургенева “Отцы и дети”), “Нужны ли России Базаровы?”.

35.

Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество. Тема России в лирике Ф.И. Тютчева. («Эти бедные селенья…», «Умом Россию не понять….» и др.)

36.

Любовная лирика Ф.И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». («О, как убийственно мы любим….», «К. Б.» и др.)

37.

Философская лирика Ф.И. Тютчева. Единство мира и философия природы. («Не то, что мните вы, природа….», «Как хорошо ты, о море ночное….», «Осенний вечер….», «Природа – Сфинкс….»)

38.

А.А. Фет. Жизнь и творчество. Любовная лирика А.А. Фета. («Шепот, робкое дыханье….», «Сияла ночь, луной был полон сад…», и др.)

39.

Жизнеутверждающее начало в лирике природы А.А. Фета. Слияние внешнего и внутреннего мира в лирике поэта. («Это утро, радость эта…», «Еще весны душистой нега….», «Я пришел к тебе с приветом….» и др.)

40.

А.К. Толстой. Своеобразие художественного мира поэта. Фольклорные, романтические и исторические черты лирики. («Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка…»)

41

Р.р. Анализ стихотворения одного из поэтов (по выбору учащихся).

42.

Н.С. Лесков. Очерк жизни и творчества.

43-44.

Новелла Н.С. Лескова “Очарованный странник”. Образ главного героя, тема праведничества.

45.

Н.А. Некрасов. Очерк жизни и творчества. Тема любви в лирике Н.А. Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация. («Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…», «Зине»).

46.

Тема народа в лирике Н.А. Некрасова. Социальная трагедия народа в городе и дереве. («В дороге», «Еду ли ночью по улице темной…», «Надрывается сердце от муки…» и др.)

47.

Поэтическое творчество как служение народу. («Поэт и гражданин», «Вчерашний день, в часу шестом…», «Музе», «Эллегия»)

48.

«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы. Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в поэме. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка»

49.

Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства

50.

Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

51.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество.

52.

Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.

53-55.

“История одного города”. Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы Градоначальников. (главы "Опись градоначальников", "Органчик" и др. по выбору).

56-57.

Ф.М. Достоевский. Очерк жизни и творчества.

58.

Роман “Преступление и наказание”. Петербург Достоевского. Знакомство с героем.

59.

Страшный замысел Раскольникова.

60.

Состояние героя во время убийства и после него.

61.

Что есть преступление? Теория Раскольникова.

62.

Психологические поединки Порфирия Петровича и Раскольникова.

63.

Соня как антипод Раскольникова.

64-65.

Наказание Раскольникова. Эпилог. Христианская концепция писателя.

66-67.

Р.р. Сочинение: “Бунт Родиона Раскольникова” (по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”), “Боль за человека в романе “Преступление и наказание”, “Двойники и антиподы Раскольникова”, “Проблема преступления и наказания в романе Ф.М. Достоевского”, “Образ Сони Мармеладовой и тема духовного подвига”, “Роль второстепенных персонажей в романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”.

68-69.

Л.Н. Толстой. Очерк жизни и творчества. Обзор отдельных произведений.

70.

Роман-эпопея “Война и мир”. Знакомство с героями.

71.

Семья Ростовых.

72-73.

Андрей Болконский до 1812 года.

74.

Изображение войны 1805-1807 годов.

75-76.

Пьер Безухов и его попытки самоопределения до 1812 года.

77.

Наташа Ростова в этот же период.

78.

Война 1812 года в изображении Л.Н. Толстого. В действующей армии.

79.

“Дубина народной войны”.

80-81.

Болконские и Ростовы в войне.

82.

Пьер в 1812 году.

83.

Народный полководец Кутузов.

84-85.

Итог духовных исканий любимых героев Л.Н. Толстого.

86-87.

Р.р. Сочинение: “Война 1812 года в судьбах героев “Войны и мира”, “Нет величия там, где нет простоты, добра и правды”, “Знание человеческого сердца - основная сила его таланта” (по одному или нескольким произведениям Л.Н. Толстого), “Нравственный идеал Л.Н. Толстого в романе “Война и мир”, “Любимые страницы “Войны и мира”, “Что такое настоящая жизнь?” (по роману Л.Н. Толстого “Война и мир”), “Мысль семейная в романе Л.Н. Толстого “Война и мир” и т.д.

88.

А.П. Чехов. Очерк жизни и творчества.

89-90.

Проблема счастья и смысла человеческой жизни в рассказах А.П. Чехова, (“Студент”, «Дама с собачкой», “Учитель словесности”, “Дом с мезонином”, «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» и т.д. по выбору).

91.

Духовная деградация человека в рассказе А.П. Чехова «Ионыч».

92-95.

Пьеса А.П. Чехова “Вишневый сад”. Своеобразие жанра. Образная система произведения. Лирико-психологический подтекст пьесы. Трагизм социального бытия и утверждение высокого назначения человека, его творческой преобразующей деятельности.

96.

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению: “В человеке должно быть все прекрасно…” (идеал человека в творчестве А.П. Чехова), "Проблемы человеческого счастья в творчестве А.П. Чехова", "Большие герои маленьких рассказов А.П. Чехова", "Мой любимый рассказ А.П. Чехова", "Своеобразие драматургического конфликта в пьесе А.П. Чехова "Вишневый сад", "Размышляя над страницами "Вишневого сада", "Мастерство Чехова-драматурга", "Образ сада в творчестве А.П. Чехова", "Роль детали в произведениях А.П. Чехова".

97.

Мировое значение русской литературы 19 века.

98-99.

Из зарубежной литературы О. Бальзак «Гобсек».

100.

Из зарубежной поэзии 19 века: Д. Байрон, Г. Гейне.

101-102.

Обобщающее повторение в конце года.


Учебно-методический комплект


Для обучающихся: 1. Лебедев Ю.В. Литература: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2011.

2. ИКТ Хрестоматия по литературе. 10 класс. Аудиошкола mp3

3.Мультимедийные презентации. Биографии писателей. Анализ творчества

Для учителя:

  • Лебедев Ю.В. Литература: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2011.

  • «Сквозь даль времён». Учебник по литературе второй половины XIX века Для 10 класса. Под редакцией В.Г.Маранцмана. Санкт-Петербург. «Специальная литература», 1997г.

  • Аркин И.И. Уроки литературы в 10 классе: Практическая методика: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2002.

  • Беляева Н.В., Иллюминарская А.Е. Литература: 10 класс: Поурочные разработки. - М.: Просвещение.

  • Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс. 1-е полугодие. - М.: Вако, 2003.

  • Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс. 2-е полугодие. - М.: Вако, 2003.

  • Карнаух Н.Л. , Щербина И.В. Письменные работы по литературе: 9-11 класс. - М.: Дрофа, 2002.

  • Лебедев Ю.В., Кузнецова М.Б. Литература: 10 класс: Методические советы: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2004.

  • В.А.Крутецкая. Русская литература в таблицах и схемах. 9-11кл. Издательский Дом «Литера». 2010. СПб

  • Чертов В.Ф. Тесты, вопросы, задания по русской литературе XIX века: 10 класс. - М.: Просвещение.