Приёмы работы с художественным текстом на уроках литературы в системе личностно - ориентированного обучения в условиях внедрения ФГОС (статья представлена на краевой научно-практической конференции 29.02.2016г.)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Приёмы работы с художественным текстом на уроках литературы в системе личностно - ориентированного обучения в условиях внедрения ФГОС

Одним из общеобразовательных результатов максимального индивидуального развития личности школьника является личностный результат. В условиях ФГОС при переходе из начальной школы в среднее звено личностно-ориентированное обучение предполагает:

  • готовность и способность учащихся к саморазвитию (главный ориентир современной школы в условиях ФГОС) и личностному самоопределению;

  • сформированность целенаправленной деятельности социальных и межличностных отношений;

  • способность ставить цели, планировать свои действия, строить жизненные планы, принимать решения, применять знания в жизнь;

  • способность задавать ценностно-смысловые установки, отражающие личные и гражданские позиции в деятельности;

  • способность к сотрудничеству и осознанию себя в социуме.

В соответствии с новыми стандартами нужно прежде всего изменить роль ученика на уроке. Ученик должен стать живым участником общеобразовательного процесса. Сделать это сложно, но возможно. Моя главная задача при составлении сценария урока — заинтересовать даже самого неговорящего ученика, установить доверие, уважение, сотрудничество. Очень важно взаимодействие учащихся на уроке. При личностно - ориентированном обучении ученикам предоставляется свобода выбора, создается атмосфера заинтересованности, условия для делового общения. Ученик сам выбирает наиболее интересные на его взгляд задания по содержанию, виду, форме и тем самым наиболее активно принимает участие на уроке. Урок для ученика должен быть открытием, поиском, осмыслением истины. Работа с художественным текстом-своеобразный процесс усвоения научных знаний. Художественный текст воздействует на психику, речь, мировоззрение, чувства, на формирование всей личности. Приемов работы с художественным текстом множество. Я хочу предложить один из излюбленных мною приемов, который можно использовать на этапе конструирования проблемной ситуаций или планировании действий и решений, или на любом другом этапе урока. Моя роль-помощник, корректор, критик.

Прием «сравнить и оценить». При изучении рассказа И. С. Тургенева «Муму» в 5 классе предлагаю текст, состоящий из высказываний великого немецкого философа-мыслителя XVIII века Артура Шопенгауэра, который изучал диалектику души, этику, эстетику, т. е. жизненные науки. Нацеливаю, даю установку, создаю проблемную ситуацию (предполагаемые вопросы к учащимся): вдумчиво прочитать, определить ключевое слово, сформулировать тему урока, что понятно, что непонятно, соглашаюсь- не соглашаюсь, выбрать одно из высказываний и обсудить, сопоставляя с конкретными примерами из текста. Учащиеся сами выбирают вид работы: индивидуальный, групповой или в паре по принципу «требуется помощь», «сам всё знаю». Задание носит проблемный характер, нацеливает учеников на исследовательскую (поисковую) деятельность, на выдвижение своих версий, рефлексивных суждений, выводов. Отсюда собственный образовательный результат.

Обратимся к высказываниям:

1. Быть очень несчастным совсем легко.

2. Быть очень счастливым не только трудно, но и невозможно.

3. Счастье-это страдание.

4. Если у человека чего -либо нет, то он этого хочет. Но как только человек получает это, начинает хотеть другого. Отсюда:

    • Желания человека бесконечны.

    • Стремления человека к счастью безграничны.

Например, ученик выбирает первую версию и доказывает её на примере Капитона: «Ему легко быть несчастным, с него нет спросу, он горький пьяница, никчемный человек, всех обвиняет в своих бедах. Пообижался на других, и дальше живёт. Его всё устраивает, он плывёт по течению, за него всё решают другие. Ему легко.» Вывод: нравственно и духовно пуст, нет развития, деградация личности.

Отсюда следующий приём «прогнозирования», где предлагается учащимся спрогнозировать дальнейшие действия героя в сложных жизненных ситуациях. Делается вывод о пребывании такого человека в социуме.

Приём сопоставления личности читателя и личности героя позволяет выразит свое отношение к литературному персонажу, сравнить себя с героем, прийти к выводу, что я принимаю в этом герое, что отвергаю или осуждаю в этом герое, хочу ли быть похожим или хотел бы иметь такого друга и т. д. Таким образом, происходит анализ поведения героя с точки зрения своего опыта (на примере Л.Н. Толстого «Детство», «Отрочество» главный герой Николенька Иртеньев).

На этапе взаимопроверки, взаимоконтроля можно применить приём «создание синквейна». Это один из понравившихся учащимся приемов в виде творческой работы, написанной по определенным правилам. Примером может служить синквейн по теме: «Счастье Герасима» одного из учеников 5 класса:

      1. Счастье

      2. Сильное, доброе

      3. Любил, оберегал, стремился

      4. Хотел создать семью

      5. Жизнь

Всем известный прием «проба пера», где у с удовольствием дети проявляют свои способности аналитического ума, умения критиковать, делиться опытом с другими или «пятиминутное эссе», которое может применяться в конце урока на этапе рефлексии в свободной форме для более сильных учащихся, по плану- для более слабых. Приведу пример. Очень впечатлили детей уроки, посвященные темам человечности и дружбы,по произведению Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» в 6 классе. Прочитанные перед классом эссе своим необычным содержанием для многих и для меня стали новым жизненным открытием. Вот некоторые строки из творческих работ обучающихся. « Больше всего детей сплотила гибель Илюши. Они стали близкими, с гордостью называли друг друга друзьями. Такую дружбу я называю сильной. Я по-доброму завидую и мечтаю о преданных друзьях. НО никому не желаю пережить такую трагедию в жизни...». «Встреча умирающего Илюши с собачкой перевернула все в моем сердце. Я плакала...Я обязательно заведу себе собаку.» « Для меня было но вым открытием поведение Алеши , обращение к сверстникам на » Вы». Это говорит о высокой культуре человека. В будущем я желал бы иметь такого друга и партнера по бизнесу». « Почему настоящая дружба дается «большой ценой». На всю жизнь запомню клятву мальчишек..»

Приём на этапе рефлексии «сегодня я буду...» (художником, критиком, писателем, читателем, актером) раскрывает у учащихся интеллектуальные, познавательные, творческие способности.

Таким образом, приёмы работы с художественным текстом в системе личностно-ориентированного обучения повышают познавательную активность, положительно влияют на качество обученности, на развитие личности обучающегося в целом, позволяют формировать собственное мнение, аргументировать свой ответ, учиться слушать и слышать, уважать мнение оппонента, обогащать свой социальный опыт (сопереживать, сравнивать, видеть «вперед»), продуктивно усваивать материал. Учащиеся могут использовать опыт,приобретенный на уроке , в реальных жизненных ситуациях. У обучающегося пополняется словарный запас и постепенно исчезает страх перед аудиторией. Знания, полученные в начальной школе, в процессе обучения в среднем звене углубляются,расширяются. Деятельность учителя не меняется коренным образом,но существенно обновляется.


Литература:

      1. Алексеева Н.А. «Понятие личностно-ориентированного обучения»//Завуч.-1999

Ладыженская Т.А. Модернизация образования и риторики // Русская словесность. – 2005. - №3.

Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе М.: Сентябрь , 2000 г., 176 с. Серия: Библиотека журнала "Директор школы"