№ | Программный материал | Количество часов | сроки | Примечание |
1 | Введение – 2 часа (Понятие о мифах. Мифы и легенды. | 1 |
|
|
2 | Использование мифов в литературе и искусстве. Гесиод. «Труды и дни» (отрывок из поэмы о пяти веках), Овидий. «Метаморфозы» (фрагмент), А.А. Фет. «Золотой век») | 1 |
|
|
Античная мифология и литература |
3 | «Происхождение мира и богов» – 1 час (Овидий. «Метаморфозы» (фрагмент). Представления древних греков об устройстве мира. Структура греческой мифологии. Титаны, боги, герои. Олимпийские боги: Зевс, Посейдон, Аид, Гера, Афина, Афродита. Эрот – сын Афродиты. Спор богинь – яблоко раздора | 1 |
|
|
4 | «Образы античной мифологии в литературе» – 1 час (Д.С. Мережковский. «Титаны», А.А. Фет. «Венера Милосская», «Диана», А.А. Блок. «Амур» («Вспомнил я старую сказку…») | 1 |
|
|
5 | Гомер. «Илиада», «Одиссея» (фрагменты) – 2 часа (Отражение в поэмах быта, нравов и верований древних греков. Основа мифа – общечеловеческие типы и вечные жизненные конфликты. Отвага и смелость героев. | 1 |
|
|
6 | Композиционная динамичность, отображающая постижение мира в поэме странствий, и плавность звучания поэмы. Прием контраста (парадоксальное сочетание эпитетов: «хитростей царь Одиссей» - «благородный»). Особенности изображения героев и богов в поэмах (гиперболизация, повторы, постоянные эпитеты) Р.Р.Поэма как лиро-эпический жанр | 1 |
|
|
7 | «Гомеровские герои в литературе» – 1 час (А.А. Тарковский. «Мщение Ахилла», В.Я. Брюсов. «Одиссей») | 1 |
|
|
8 | Эсхил. «Прикованный Прометей» (фрагменты) – 1 час (Особенности античного театра и античной трагедии. Смелость, мужество титана, его любовь к людям; | 1 |
|
|
9 |
«Образ Прометея в литературе» – 1 час (Д.Г. Байрон. «Прометей»; Г.У. Лонгфелло. «Прометей»);
| 1 |
|
|
10 | «Мифы об Орфее и Арионе. Подвиг служения искусству. Образы певцов в древней мифологии и их преломление в литературе» – 1 час (Аполлоний Родосский. «Аргонавтика» (фрагмент), А.С.Пушкин. «Арион»); | 1 |
|
|
11 | «Бог Аполлон и музы» – 1 час (Аполлон – бог искусства и покровитель муз. Основные музы. Каллиопа (муза эпической поэзии), Эвтерпа (муза лирической поэзии и музыки), Эрато (муза любовной лирики), Мельпомена (муза трагедии), Талия (муза комедии), Полигимния (муза гимнов) | 1 |
|
|
12 | « Образ Музы в лирике Х1Х-ХХ веков» – 1 час (А.С. Пушкин. «Муза»; Е.А. Баратынский. «Муза»; А.А. Фет. «Муза», «Музе»; М.А. Кузмин. «Муза»; С.Я. Надсон. «Долго муза, таясь, перед взором моим...»; Д.С. Мережковский. «Когда я с музой начинал мой путь...» (по выбору учителя) | 1 |
|
|
13 | «Боги и герои Эллады в литературе других эпох» – 2 часа (Д.С. Мережковский «Леда»; И.Л. Сельвинский. «Лувр. Голова Венеры»; Е.В. Курдаков. «Псы Актеона»; В.Я. Брюсов. «Тело Гектора»; | 1 |
|
|
14 | В.А. Луговской. «Как человек плыл с Одиссеем». Л. Фейхтвангер. «Одиссей и свиньи, или о неудобстве цивилизации» (фрагменты) | 1 |
|
|
15 | Внеклассное чтение В. Смирнова. «Герои Эллады»;
|
|
|
|
16 | «Подвиги Геракла» – 1 час («Яблоки Гесперид». Мужество и находчивость Геракла. Геракл как прародитель скифов. Кентавры (1 час). Кентавр Хирон как наставник и учитель греческих героев. Воплощение в образе кентавра (человек, слитый с лошадью) степняка-кочевника. А. Белый. «Игры кентавров»; Д. Апдайк. «Кентавр» (фрагмент); Р.Р. Домашнее сочинение «Геракл-античный герой»
| 1 |
|
|
17 | «Миф о Нарциссе» – 1 час (Прославление любви и красоты. Осуждение самодовольства и самовлюбленности); | 1 |
|
|
18 | «Миф об аргонавтах» – 1 час (Происхождение золотого руна. Символика образа золотого руна. Героический поход аргонавтов. Судьба Ясона. Отражение мифа в литературе).
| 1 |
|
|
Славянская и древнетюркская мифологии и литература |
19 | «Представления древних славян об устройстве мира» – 2 часа
| 1 |
|
|
20 | (Структура славянской мифологии. Пантеон славянских богов. Образы низшей мифологии); | 1 |
|
|
21 | «Отражение славянских мифов в русской поэзии XIХ-ХХ веков» – 2 часа (А.С. Пушкин. «Домовому», «Бесы». М.Ю. Лермонтов. «Морская царевна». К.Д. Бальмонт. «Русалка». А.А. Блок. «Старушка и чертенята». Е.В. Курдаков. «Леший». И.А. Бродский. «В деревне бог живет не по углам...». | 1 |
|
|
22 | Художественные особенности стихотворений. Поэтическое мастерство авторов) | 1 |
|
|
23 | «Древнетюркские мифы и предания» – 1 час (Миф о происхождении Тенгри, мифы о происхождении божеств и космическом мироустройстве, миф о происхождении человека. Тенгрианство - древнейшая религия тюрков. Общее и особенное в античных, славянских и древнетюркских мифах);
| 1 |
|
|
24 | Внеклассное чтение А.И. Афанасьев. «Древо жизни», «Живая вода и вещее слово» (фрагменты);
| 1 |
|
|
25 | А.С. Пушкин. «Метель» – 3 часа (.
| 1 |
|
|
26 | Герои повести, мотивы их поступков | 1 |
|
|
27 | Тема бесовщины в произведении. Особенности композиции); | 1 |
|
|
28 | Р.Р. подготовка к сочинению | 1 |
|
|
29 | Р.Р. Сочинение по повести А.С.Пушкина «Метель» | 1 |
|
|
30 | Н.В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством» – 3 часа (Фольклор и народная мифология как тематическое содержание повести | 1 |
|
|
31 | Герои повести. Мифические образы и их роль в произведении | 1 |
|
|
32 | Поэтизация верности и бескорыстной любви. Юмор Гоголя); | 1 |
|
|
33 | Н.С. Лесков. «Привидение в Инженерном замке» – 2 часа (;
| 1 |
|
|
34 | Особенности построения сюжета произведения. Мастерство Лескова-рассказчика) | 1 |
|
|
35 | А.Н. Островский. «Снегурочка» (в сокращении) – 2 часа (Герои весенней сказки Островского. Пролог: спор Весны и Мороза. Конфликт в душе Снегурочки: «любовь» и «сердечная остуда» (гибельность безграничной любви и холодная чистота одиночества).);
| 1 |
|
|
| Образы славянской мифологии в произведении А.Н.Островского «Снегурочка» | 1 |
|
|
36 | Образы славянской мифологии в поэзии ХIХ-ХХ веков – 1 час (М.Ю. Лермонтов. «Русалка»; К.Д. Бальмонт. «Русалочка»; З.Н. Гиппиус. «Песни русалок»; С.А. Есенин. «Русалка под Новый Год»; Е.В. Курдаков. «Пряха»); | 1 |
|
|
37 | Урок развития речи. Анализ лирических произведений | 1 |
|
|
Отражение библейско-коранических сказаний в литературе |
38 | «Мифы и легенды Ветхого Завета» – 2 часа («Сотворение мира», «Адам и Ева», «Потоп», «Содом и Гоморра».
| 1 |
|
|
39 | Мифы о сотворении мира и человека в Ветхом Завете. Жизнь первых людей на земле. Всемирный потоп, разрушение Содома и Гоморры как наказание за грехи людей. Дидактичность библейских легенд); | 1 |
|
|
40 | «Интерпретация библейских легенд в литературе» – 1 час (А.С. Пушкин. «Ангел»; М.Ю. Лермонтов. «Демон» (фрагменты); А.А. Ахматова. «Лотова жена»); | 1 |
|
|
41 | Р.Р. Анализ лирических произведении |
|
|
|
42 | «Легенды и притчи Нового Завета: «Рождение Иисуса Христа», «Притча о блудном сыне» – 2 часа (
| 1 |
|
|
43 | Нравственные идеалы и уроки евангельских притч); | 1 |
|
|
44 | Р.Р.Подготовка к сочинению | 1 |
|
|
45 | Р.Р. Сочинение «Уроки прочитанных притч» | 1 |
|
|
46 | Внеклассное чтение Н.С. Гумилев. «Блудный сын», «Крыса» | 1 |
|
|
47 | Отражение легенд и притч Нового Завета в литературе – 1 час (Б.Л. Пастернак. «Рождественская звезда», «Гефсиманский сад» (фрагменты по выбору учителя); Д.С. Мережковский. «Бог»; В.Ф. Ходасевич. «Рай»);
| 1 |
|
|
48 | Р.Р. Анализ лирических произведении |
|
|
|
49 | «Коранические сказания» – 1 час (Творение мира и человека; пророки Аллаха – Иса и Мухаммед. Сходство и различие сюжетов Библии и Корана); | 1 |
|
|
50 | «Отражение коранических тем, мотивов и образов в поэзии ХIХ-ХХ веков» – 1 час (А.С. Пушкин. Подражание Корану. V. «Земля недвижна; неба своды…». И.А. Бунин. «Магомет в изгнании», «Ночь Аль-Кадра»; О.О. Сулейменов. «Ночь свершения желаний»);
| 1 |
|
|
51 | А.С. Пушкин. «Станционный смотритель» – 3 часа (
| 1 |
|
|
52 | Герои произведения. Трагедия Самсона Вырина. | 1 |
|
|
53 | Значение мотива евангельской притчи о блудном сыне в повести. Особенности композиции и формы повествования); | 1 |
|
|
54 | Ф.М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке» – 2 часа (Трагедия маленьких детей из социальных низов).
| 1 |
|
|
55 | «Легенды и притчи Ветхого и Нового Заветов» «Каин и Авель», «Вавилонская башня», | 1 |
|
|
56 | «Моисей», «Суд Соломона», | 1 |
|
|
57 | «Притча о заблудившейся овце и потерянной монете», «Притча об Ионе», «Тайная вечеря», | 1 |
|
|
58 | «Ночь в Гефсиманском саду» (или другие по выбору учителя) | 1 |
|
|
59 | Н.К. Рерих. «Царь Соломон» – 1 час (Вечные темы, мотивы и образы Библии); | 1 |
|
|
60 | «Кораническая тема в стихотворениях русских поэтов XIX века, их сходство и отличие» – 1 час (А.С. Пушкин Подражание Корану. IX. «И путник усталый на Бога роптал…», М.Ю. Лермонтов «Три пальмы»);
| 1 |
|
|
61 | Л.Н. Андреев «Ангелочек» – 1 час (Проблема становления личности и христианская мораль). | 1 |
|
|
Мифы других народов мира и литература |
62 | «Мифы и легенды об исчезнувших мирах и цивилизациях» – 2 часа (Н.К. Рерих. «Миф Атлантиды» (из «Сказок»), Р. Стивенсон. «Вересковый мед», Т. Мэлори. «Смерть Артура» (фрагменты), баллады о Робин Гуде. Многообразие исчезнувших миров. | 1 |
|
|
63 | Присутствие древних верований в литературе. Образы рыцарей и благородных разбойников) | 1 |
|
|
64 | Внеклассное чтение В. Смирнова. «Скандинавские сказания о богах и героях» | 1 |
|
|
65 | «Новые мифы» (обзор) – 1 час (А. Конан Дойл. «Затерянный мир» (фрагменты), Г.А. Беккер. «Гном», О. Уайльд. «Кентервильское привидение». Фантастические существа и миры новой мифологии. Параллельный мир в литературе) | 1 |
|
|
66 | «Жанры фантастики и фэнтези в современной литературе» (обзор) – 2 час (Г. Уэллс. «Машина времени», Р. Брэдбери. «Каникулы», Д. Толкиен. «Хоббит, или Туда и Обратно», К. Льюис. «Нарния» (фрагменты). | 1 |
|
|
67 | Р.Р. Жанры фантастики и фэнтези, их отличие от мифов. | 1 |
|
|
68 | Заключение –1 час (Итоги изучения темы «Миф и литература»).
| 1 |
|
|