Рабочая программа по литературе 10 класс

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Восточненская средняя общеобразовательная школа»

Тындинского района




Рассмотрено на МО

учителей гуманитарного цикла

протокол № 1 от 29.08.2016 г.

Руководитель МО

Е.П.Долгова

«29 » августа 2016 г.

Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе «Восточненская СОШ»

И.В.Гангало

«30 августа » 2016 г.

Директор

___________В.Н. Чижов


«31» авуста2016г.

Приказ № 55 от 31.08.2016 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

на 2016-2017 учебный год


10класс










Учитель русского языка и литературы

Долгова Елена Павловна





Восточный






I.Пояснительная записка


Рабочая программа разработана в соответствии с нормативными документами:


- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, одобренного совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. №21/12 и утверждённого приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 г. №1089 Москва 2004г.

- Программой для общеобразовательных учреждений (5-11 классы) по литературе – Т.Ф.Курдюмова, Н.А.Демидова, Е.Н.Колокольцев, С.А.Леонов, О.Б Марьина М., «Дрофа»2010г.

- ООП ООО для 10-11 классов МОБУ «Восточненская СОШ»

УМК:

- Учебник «Литература 10 класс» Т.Ф. Курдюмова издательство «Дрофа» Москва 2016 г. Рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации.

Данный учебник имеется в Федеральном перечне учебников, рекомендованных Минобрнауки России к использованию в общеобразовательных учреждениях на 2016- 2017 учебный год

. Я использую этот учебник, потому что он соответствуют стандартам и удобен для работы.

Рабочая программа является продолжением курса литературы в 9 классе по авторской программе Т.Ф. Курдюмовой. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.


Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий, формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.

Достижение данных целей способствует приобретению учащимися следующих компетентностей.

Общекультурная литературная компетентность - эмоциональное восприятие и глубокое осмысление литературных произведений.; Понимание литературы как неотъемлемой части родной и мировой культуры; осознание социокультурной значимости литературы в обществе, значения и специфики художественного слова; знание литературных произведений, обязательных для изучения, основных фактов жизни и творчества выдающихся писателей. Понимание авторского замысла, способность к самообразованию в сфере литературы; формирование читательской культуры, предполагающей освоение теоретико-литературных понятий. Развитие потребности в самообразовании, в решении задач информационного самообеспечения, определении необходимых источников знаний, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в сети Интернет.

Ценностно-мировоззренческая компетентность - сформированность гуманистического видения мира, духовно-нравственных ценностей, собственного мнения и убеждения. Способности утверждать и отстаивать их; понимание необходимости литературы для саморазвития и самореализации духовного мира человека, для достижения гармонических отношений индивидуума и окружающего мира. Осмысление внутреннего единства разных систем ценностей, отраженных в литературе, способность к критическому мышлению, умение противостоять антигуманистическим тенденциям в современной культуре; удовлетворение духовных запросов учащихся, обусловленных психологическими особенностями старшего подросткового и юношеского возраста, нахождение ими в изучаемых литературных произведениях ответов на волнующие их актуальные социальные и нравственно-эстетические проблемы.

Читательская компетентность - способность к творческому чтению и осмыслению литературного произведения на личностном уровне. Сформированность собственного круга чтения, способность вступать в диалог с эпохой и культурой, воплощенными в произведениях, к сопереживанию с героями литературных произведений.

Речевая компетентность - свободное владение основными видами речевой деятельности, активизация речевой деятельности; освоение и использование специфики языка изящной словесности; использование функциональных стилей языка в речевой практике; совершенствование навыков устной и письменной речи, умений и навыков интеллектуальной деятельности в условиях информационного общества, способствующих достижению высокой информационной культуры учащегося.

Реализация указанных целей и формирование названных компетентностей достигается в результате освоения следующего содержания образования, которое состоит из четырех частей:

Первая часть - литературные произведения, предназначенные для обязательного изучения.

Вторая - основные историко-литературные сведения.

Третья - основные теоретико-литературные понятия.

Четвертая - основные виды деятельности по освоению литературных произведений и теоретико-литературных понятий.

Задачи: Обучающийся должен сформировать представления о художественной литературе, как искусстве слова и еѐ месте в культуре страны и народа; освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению литературных произведений, воспитывать культуру чтения, сформировать потребность в чтении, совершенствовать устную и письменную речь.

II. Общая характеристика предмета


Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» интегрирован с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью. Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство. Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего. Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо как факт знакомства с подлинными художественными ценностями и как опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России. Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».. В 10 - 11 классах учащиеся знакомятся с курсом на историко-литературной основе. Структура курса старших классов отличается от структуры всех предшествующих классов. Эта структура дает возможность освоить историю литературы, поскольку сочетание обзорных и монографических тем рисует панорамную картину литературного процесса. В 10 классе представлена русская литература 19 века и современная русская литература. Монографическое изучение великих классиков 19 века предполагает обращение к различным приемам освоения объемных произведений: это различные формы комментариев, в том числе и комментированное чтение, обращение к пересказам и исполнению фрагментов произведений, выразительному чтению и другим. Программа последовательно обращает внимание к вопросам теории литературы. Нет темы, в которой не было бы обозначено обращение к вопросам теории. Однако эти указания не предполагают систематическое изучение этих вопросов, а указывают лишь на то, что возможно и желательно обратить внимание на конкретный теоретический вопрос при чтении этого произведения. Накопление теоретических сведений должно осуществляться постоянно. Важно не заучить определение, а понять, когда и зачем нужна теория, и уметь их использовать, что сделает анализ конкретного произведения более содержательным. В 10 классе развивается и углубляется общее представление об историко-литературном процессе и литературном процессе в 19-20 веках, о тенденциях и особенностях развития современной русской литературы. Эти литературные процессы рассматриваются в тесной связи с процессом историческим, что предполагает более серьезное представление об этапах и связях литератур разных эпох, о таких понятиях, как стиль писателя, литературная школа, роль и место литературоведения и критики в литературном процессе, осуществляется интенсивное овладение разнообразными справочными материалами из области гуманитарных наук. При этом учитывается, что «культуру эпохи нельзя замыкать в себе как нечто готовое, вполне завершенное и безвозвратно ушедшее». В центре анализа — литературный процесс 19 века. Автор и художественное произведение в этом процессе. Теоретическое оснащение: овладение комплексом теоретических понятий, связанных с историко-литературным процессом: литературные направления, литературные школы, традиции и новаторство в литературе и др. Естественно, что на каждом из этапов литературного образования предусмотрены связи с другими искусствами. В 10 классе это реализуется при параллельном изучении литературы, искусства и истории. Более глубокому и адекватному восприятию произведений способствует также определение мировоззренческих установок, нашедших отражение в изучаемых произведениях, и философского фундамента авторской концепции. Курс литературы в старших классах включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития родной литературы.

Курс литературы 10 класса включает в себя повторение и обобщение курса литературы первой половины ХIХ столетия, обзорные и монографические темы. Обучающийся, овладевая читательской деятельностью, осваивает определенные знания, умения, конкретные навыки. Логика данного процесса определяется структурой программы. Данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельности самого обучающегося. Главной целью литературного образования в 10 классе является изучение историко- литературного процесса в России XIX века, овладение элементами историко- функционального анализа. Материал в планировании расположен по литературным темам, что обеспечивает последовательность изучения литературных явлений, обобщения, закрепления и развития литературных знаний. Планированием предусматривается проведение уроков различных типов: уроки-лекции, семинары, аналитические беседы, эвристические беседы, обучающие умению выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы, связывать изучаемое произведение с современностью и литературной традицией, эпизод или сцену с проблематикой произведения в целом. Большое внимание уделяется комплексному анализу текста, выявляющему авторский замысел и различные средства его воплощения, в том числе и языковые, их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения. Поскольку программа изучения литературы допускает известное варьирование количества часов, отводимых на изучение литературных тем, в данном планировании предлагаемый программой под редакцией Т. Ф. Курдюмовой литературный материал систематизирован с целью отбора произведений, обладающих несомненной эстетической ценностью, доступных читательскому восприятию обучающихся, соответствующих образовательным целям программы, способствующих решению обозначенных в программе задач. Весь корпус литературного материала скомпонован вокруг центральной проблемы 10 класса – «Историко-литературный процесс в России 19 века». Подробно изучаются произведения, включенные в «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» и предназначенные для обязательного изучения на базисном уровне среднего (полного) общего образования. Реализация принципа вариативности в изучении литературы заключается в расширении списка писательских имен и произведений для обзорного изучения, расширяющих читательский кругозор обучающихся, позволяющих глубже осознать основные закономерности историко-литературного процесса, множественность литературно- художественных стилей. С целью преодоления недостаточной сформированности навыков владения художественным словом в раскрытии мысли школьников большое внимание уделяется читательскому комментарию изучаемого произведения, формирующему самостоятельность мышления обучающихся, навыки коррекции стилистических недочетов в письменной и устной речи. Умение употреблять с наибольшей художественной выразительностью слова, формы слов, определять их порядок, видеть отношения между ними. Формой контроля, предусмотренной курсом, являются : письменный и устный анализ литературных произведений по выбору учителя или обучающегося (что наполняет работу личностным смыслом для обучающегося), написание сочинений на литературные темы, беседы по материалам уроков, в которых обучающиеся имеют возможность продемонстрировать знание специфических средств жанрово-ситуативных стилей, умение анализировать образцы публицистической и ораторской речи, а также обсуждать первые опыты самостоятельной творческой работы. Программа рассчитана на 105 часов. Запланировано 7(семь) классных и домашних сочинений.

Сочинение №1 «Творчество А.С.Пушкина»

Сочинение №2 «творчество М.Ю. Лермонтова»

Сочинение №3 А.Н.Островский «Гроза»

Сочинение №4 А.Н.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

Сочинение №5 И.С.Тургенев «Отцы и дети»

Сочинение №6 Ф.М Достоевский «Преступление и наказание»

Сочинение №7 Л.Н.Толстой «Война и мир»

Описание места учебного предмета в учебном плане

Согласно учебному плану МОБУ «Восточненская СОШ» на изучение предмета «Литература» на базовом уровне в 10 классе отводится 105 часов из расчета 3часа в неделю. Данная рабочая программа соответствует Федеральному компоненту государственных образовательных стандартов и учебному плану образовательной организации.



Результаты изучения учебного предмета.


Знать:

Литература - неотъемлемая часть родной и мировой культуры.

Социально-культурную значимость литературы в обществе, значение и специфику художественного слова.

Литературные произведения, обязательные для изучения, основные факты жизни и творчества выдающихся писателей.

Основные закономерности историко-литературного процесса, черты литературных направлений.

Теоретико- литературные понятия. Литература - неотъемлемая часть родной и мировой культуры.

Социально-культурную значимость литературы в обществе, значение и специфику художественного слова.

Литературные произведения, обязательные для изучения, основные факты жизни и творчества выдающихся писателей.

Основные закономерности историко-литературного процесса, черты литературных направлений.

Теоретико- литературные понятия Основные виды речевой деятельности.

Нормы русского литературного языка.

Уметь: Эмоционально воспринимать и глубоко осмыслять литературные произведения.

Понимать авторский замысел.

Самообразовываться в сфере литературы.

Определять необходимый источник знаний, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в сети Интернет.

Воспроизводить конкретное содержание литературного произведения, определять его тематику и проблематику.

Соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой.

Связывать литературную классику со временем написания и с современностью.

Выявлять «сквозные темы» русской литературы. Видеть мир с позиций гуманизма.

Утверждать и отстаивать духовно-нравственные ценности.

Критически мыслить.

Находить в художественной литературе ответы на волнующие юношей и девушек актуальные социальные и нравственно-эстетические проблемы.

Выявлять ключевые проблемы русской литературы, раскрывать их нравственный смысл. Давать устную или письменную аргументированную оценку изученному в классе или самостоятельно прочитанному литературному произведению, а также инсценировке, экранизации.

Аргументированно формулировать в устных и письменных высказываниях свою позицию, отстаивать её, участвуя в диалоге или дискуссии.

Составлять конспекты, планы, тезисы статей на литературные, научные и публицистические темы.

Писать рецензии на самостоятельно прочитанное произведение, сочинения на литературные и

Соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи (классицизмом, романтизмом, реализмом, модернизмом

Уметь работать в рамках исследовательского проекта, научного или практического поиска.

Уметь разрабатывать и проводить мониторинг по проблеме; пользоваться для достижения учебных и личностных целей различными источниками информации, в том числе электронными;.

быть способным к индивидуальной учебной работе, а также к сотрудничеству в парах или группах.

Быть способным организовать, провести (хотя бы частично) обсуждение проблемы, полемику, диалог.

Приобретать гуманитарный стиль мышления, быть способным к гибкости, вариативности, диалогу с окружающими людьми.

Сопоставлять различные научные, философские, мировоззренческие позиции в рамках толерантных отношений.








II. СОДЕРЖАНИЕ учебного предмета «Литература»


Введение (2ч)

Русская история и русская литература XIXв. в кон­тексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нрав­ственного идеала, «праведничество», борьба с социаль­ной несправедливостью, свобода). Классицизм, сенти­ментализм и романтизм в русской литературе. Станов­ление реализма в русской и, мировой литературе. Зарождение и развитие русской профессиональной ли­тературной критики.

Теория. Романтизм и реализм в русской литера­туре XIX в., их развитие и взаимодействие.

Методика. Установочный урок начала учебного года строится в значительной мере на материале, изу­ченном в 9 классе. Однако он не может быть всего лишь уроком повторения: впереди очень ответственные моменты завершения и обобщения изучения творче­ства А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, литературы первой половины XIX в. И эта задача должна быть обозначена на уроке, предваряющем курс 10 класса.

Русская литература первой половины XIX века (15)

Россия в первой половине XIX в. Классицизм, сен­тиментализм, романтизм. Зарождение реализма нерус­ской литературе первой половины XIX в. Националь­ное самоопределение русской литературы.

Теория. Реализм и его становление.

Методика. Повторяя общую характеристику классицизма, сентиментализма и романтизма в первой половине XIX в., нужно уделить основное внимание то­му, как в процессе взаимодействия этих направлений зарождался реализм. В сильных классах в этот обзор возможно включение материалов темы «Поэты пуш­кинской поры» с кратким анализом творчества Е. А. Баратынского, К. Н. Батюшкова, А. А. Дельвига, Д. В. Давыдова, А. В. Кольцова, Н. М. Языкова.

А. С.Пушкин. «Деревня», «Вольность», «Погасло дневное светило...»,- «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Коран у» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...^), «...Вновь я посетил...», «Пора, мой друг, пор а!..», «Из П и н д е м о н т и». Жизненный и твор­ческий путь. Основные мотивы лирики Пушкина: воль­нолюбивая и философская лирика, тема поэта и поэ­зии, любовная лирика, тема природы. «Вечные темы» в поэзии Пушкина: природа, любовь, дружба, творчест­во, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия. Особенности пушкинского лири­ческого героя, отражение в стихотворениях поэта ду­ховного мира человека. Совершенство пушкинского стиха. Художественные открытия Пушкина.

«Медный всадник». Проблема власти. Идея государственности, цена мощи и славы страны и судьба отдельного человека. Медный всадник и Евгений. 06­раз Евгения и проблема индивидуального бунта. Изо­бражение величия Санкт-Петербурга. Совершенство че­канных строк поэмы, звукопись. Своеобразие жанра и композиции произведения.

«Борис Годунов». Царь Борис. Его противники и приспешники. Проблема народа и власти в трагедии. Композиция первой реалистической трагедии в русской литературе. Язык и особенности стиха трагедии.

Развитие реализма в творчестве Пушкина. Значение творчества Пушкина для русской и мировой литерату­ры.

Теория. Народность литературы.

М. Ю. Лермонтов. «М о л и т в а» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто пест­рою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Вы­хожу один я на дорогу...», «И скучно и грустно...», «Нищий», «Мой демон». Своеоб­разие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Тема родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова.

Теория. Реалистическое и романтическое начало в лирике Лермонтова.

Н. В. Гоголь. «Невский проспект». Литера­тура середины XIX в. как «эпоха Гоголя». Петербург­ские повести. Образ города в повести «Невский прос­пект». Пискарев и Пирогов. Сатира на страницах по­вести. «Нефантастическая фантастика» Гоголя.

Критика. В. В. Набоков. «Г о г о л ь» (фрагмен­ты).

Теория. Образ автора в произведении.

Русская литература второй половины XIX века (83)

Русская литература второй половины XIX в. Роль русской классики в культурной жизни страны. Богат­ство проблематики и широта тематики. Аналитиче­ский характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Развитие литературы критиче­ского реализма. Традиции и новаторство. Роль литера­турной критики в развитии и становлении критиче­ского реализма. Эпические полотна Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. Формирование русского нацио­нального театра.

А. Н. Островский. «Гроза», «Б е с п р и д а н ница» (по выбору учителя и учащихся). Жизнь и творчество драматурга. «Гроза». Семейный и социаль­ный конфликт в драме. Борьба героини за право быть свободной в своих чувствах. Ее столкновение с «тем­ным царством». Внутренний конфликт Катерины. Роль религиозности в духовном мире героини. Тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. «Бесприданница». Лариса и ее трагическая судьба. Быт и нравы русской провинции. Сценическая история пьесы и ее экранизации. Драматургическое мастерство Островского. Пьесы драматурга на русской сцене. Современные постановки пьес Островского.—

Критика. Н.А. Добролюбов. «Луч света в темном царстве»; An. Григорьев. «После «Грозы» О с т р о в с к о г о. П и с ь м а к И.С. Тургеневу».

Методика. Обращение к творчеству А. Н. Ост­ровского предполагает использование материалов по истории постановок его пьес на сцене (обращение к документальным материалам, учебным и художест­венным фильмам), поскольку это важнейший этап в истории русского национального театра.

И. А. Гончаров. «Обломов». Краткая биография писателя. Общая характеристика трех романов: «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв».

«Обломов». История создания. Особенности компо­зиции романа. Прием антитезы в романе. Сущность ха­рактера героя, его мироощущение и судьба. Глава «Сон Обломова» и ее роль в произведении. Обломов и Захар. Обломов и Штольц. Женские образы в романе и их роль в развитии сюжета. «Обломовщина». Пейзаж, портрет, интерьер в художественном мире романа. Способы вы­ражения авторской позиции в романе. Образ Обломова в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гам­лет). «Обломов» — роман, утвердивший писателя как классика.

Критика. Н. А. Добролюбов. «Что такое о б л о м о в щ и н а»; Д. И. Писарев. «Обломов»; А. В. Дружинин. «Обломов», роман Гонча­рова».

Теория. Нарицательные образы — герои художе­ственных произведений.

И. С. Тургенев. «О т ц ы и дет и». Очерк жизни и творчества. Творческая история романа. Острота и иск­ренность отклика писателя на появление нового и зна­чительного типа в русском обществе. Конфликт «от­цов» и «детей» или конфликт жизненных позиций. Ба­заров в системе действующих лиц. Базаров и его мнимые последователи. Причины конфликта героя с окружающими и причины одиночества. «Отцы» в ро­мане. Оппоненты героя, их нравственные и социальные позиции. «Вечные темы» в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. «Тайный психоло­гизм»: художественная функция портрета, пейзажа, интерьера. Авторская позиция и способы ее выраже­ния. Полемика вокруг романа.

Критика. М. А. Антонович. «Асмодей на­шего времени»;Д. И. Писарев. «Базаров»; Н.Н.Страхов. «Отцы и дети» И.С.Турге­нева».

Теория. Философские позиции автора и героев романа. Социально-историческая обусловленность те­мы, идеи и образов романа.

Методика. Существует традиция в той или иной форме включать учеников в споры с Евгением Базаро­вым. Поскольку в романе звучат многие «вечные во­просы», а суждения героя часто совпадают с точкой зрения некоторых сегодняшних молодых людей, то та­кого рода споры и даже диспуты, если они вызваны ре­альной потребностью конкретного класса, продуктив­ны.

Ф.И.Тютчев. «S i 1 е n t i u m!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать...», «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое...»), «Эти бедные селенья...», «Последняя любовь», «День и ночь». Очерк жизни и творчества. Тют­чев — поэт-философ и певец родной природы. Раздумья о жизни, человеке и мироздании. Тема родины. Любов­ная лирика: любовь как «поединок роковой». Художе­ственное своеобразие и ритмическое богатство стиха поэта.

Теория. Художественное своеобразие и ритмиче­ское богатство стиха поэта.

А.А.Фет.«Поэтам»,«Это утро, радость эта...», «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега...», «Заря прощается с землею...», «Облаком волнистым...», «На железной дороге». Точность в передаче человеческого восприятия картин родной природы, оттенков
чувств и душевных движений человека. «Зоркость по отношению к красоте»
{А. Фет) окружающего мира, «умение ловить неуловимое» (А. Дружинин). Фет и теория «чистого искусства». Волшебство ритмов, звучаний и мелодий.

Теория. Теория «чистого искусства».

А.К.Толстой. «Двух станов не_ боец, а только гость случайный...», «Средь шумного бала, случайно...», «Против течения». Краткий обзор жизни и творчества. Свое­образие художественного мира А. К. Толстого. Веду­щие темы лирики поэта. Взгляд на русскую историю в его произведениях. Влияние романтической и фольк­лорной традиции на поэзию А. К. Толстого.

Теория. Влияние фольклора на лирику XIX в.

Н.А.Некрасов. «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Мы с тобой бес­толковые люди...», «Я не люблю иронии твоей...», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Элегия» («Пускай нам говорит измен­чивая мода...»), «Пророк», «Блажен незло­бивый поэт...», «Внимая ужасам в о й н ы...», «Зине», «О, Муза! я у двери гро­ба...», «Умру я скоро...». Очерк жизни и творче­ства. Поэт «мести и печали». Гражданственность лири­ки, обостренная правдивость и драматизм изображения жизни народа. Город и деревня в лирике Некрасова. Образ Музы. Гражданская поэзия и лирика чувств. Ху­дожественные открытия Некрасова, простота и доступ­ность стиха, его близость к строю народной речи. Реше­ние «вечных тем» в поэзии Некрасова.

«Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа, смысл названия. Путешествие как прием организации повествования. Сюжет поэмы и авторские отступления. Мастерство изображения жиз­ни России. Многообразие народных типов в галерее ге­роев поэмы. «Люди холопского звания» и «народные заступники». Гриша Добросклонов. Сатирические об­разы помещиков. Образ Савелия, «богатыря святорус­ского». Судьба Матрены Тимофеевны, смысл ее «бабьей притчи». Проблемы счастья и смысла жизни в поэме.

Теория. Народность творчества.

К. Хетагуров. Стихотворения из сборника «Осе­тинская лира». Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость его творчества к лирике Некрасова. Изобра­жение тяжелой жизни простого народа, женской судь­бы. Специфика художественной образности в русско­язычных произведениях поэта.

Т е о р и я. Стихотворный перевод.

Н.Г. Чернышевский. «Что делать?» (обзор). Эстетическая теория Чернышевского. Роль романа «Что делать?» в литературном процессе 60—70-х гг. XIX в. Идеологические, этические и эстетические проб­лемы в романе.

Теория. Отражение жизненных коллизий в лите­ратуре.

Методика. Учитель найдет много материала по изучению произведения Н. Г. Чернышевского в школе, однако необходимо представить сегодняшний взгляд на роман. В связи с этим нужно дать учащимся материал по истории утопий в художественной литературе, кото­рый будет предпосылкой обращения к жанру антиуто­пии в литературе XX в.

Н. С. Лесков. «Тупейный художник», «Оча­рованный странник» (по выбору учителя и уча­щихся). Краткая справка о жизни и творчестве писате­ля. Судьба его творчества. Лесков как мастер изображе­ния русского быта. Национальный характер в изображе­нии писателя. Напряженность сюжетов и трагизм судеб героев его произведений. «Очарованный странник». Осо­бенности сюжета повести. Изображение этапов духовно­го пути личности (смысл странствий героя повести). Иван Флягин — один из героев-правдоискателей. Бы­линные мотивы в повести. «Тупейный художник». При­звание «маленького человека» и его судьба. Особенности лесковской повествовательной манеры сказа. Близость к народной речи и активное словотворчество.

Теория. Сказ в творчестве Лескова.

Методика. Начать изучение творчество Н. С. Лес­кова можно с сообщений учащихся о жизненном пути писателя, а затем предложить желающим понаблюдать за словом писателя в художественном тексте, за особенностями его сказовой манеры.

М. Е. Салтыков-Щедрин. «История одно­го города». Краткий очерк жизни и творчества. Жизненная позиция писателя. «История одного горо­да» — сатирическая летопись истории Российского го­сударства. Перекличка событий и героев произведения с фактами российской истории. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Органчик и Угрюм-Бурчеев. Тема народа и власти. Терпеливость и беспра­вие народа. Смысл финала «Истории...». Своеобразие приемов сатирического изображения в произведениях Салтыкова-Щедрина (гротеск, алогизм, сарказм, иро­ния, гипербола).

Теория. Понятие об условности в искусстве (эзо­пов язык, гротеск).

Методика. Учащимся будет интересна работа над созданием словаря слов эзопова языка по произведениям М. Е. Салтыкова-Щедрина или словаря приемов, кото­рые использует автор для сатирического изображения своих героев. Возможно создание словаря, например, гипербол из одной главы «Истории одного города».

Ф. М. Достоевский. «Преступление и на­казание». Очерк жизни и творчества. Нравственная проблематика, острое чувство нравственной ответ­ственности в произведениях писателя, философская глубина творчества. Поиски «человека в человеке» *в его произведениях. «Преступление и наказание». Де­тективный сюжет и глубина постановки нравственных проблем. Система образов романа. Раскольников. Со­циальные и философские истоки бунта героя романа. Смысл его теории и причина поражения Раскольникова. Раскольников и его «двойники» (Лужин и Свидригайлов). Образы «униженных и оскорбленных». Сонеч­ка Мармеладова и проблема нравственного идеала авто­ра. Тема гордости и смирения. Библейские мотивы в романе. Мрачный облик Петербурга в романе. Роль эпилога.

«И д и о т». Смысл названия романа. Судьба и облик главного героя — князя Мышкина. Трагический итог его жизни. Христианский идеал человека в романе.

Столкновение христианского смирения со всеобщей жестокостью. Образ Настасьи Филипповны, его роль в нравственной проблематике романа.

Споры вокруг наследия Достоевского в современном мире. Достоевский и культура XXв.

Теория. Философская и идейно-нравственная проблематика. Психологизм. Полифонизм романов До­стоевского.

Методика. Поскольку интерес к наследию Ф. М. Достоевского не утихает, то в процессе изучения его произведений нужно создать атмосферу поиска уча­щимися самостоятельных выводов и оценок, что спо­собствует ответственному отношению к собственной роли читателя в этом мире. Работа с текстами писателя формирует уважительное отношение к собственным взглядам и позициям. В сильных классах возможен урок с обсуждением нравственных проблем, которые Ф. М. Достоевский ставит в своих романах.

Л. Н. Толстой. «Война и мир». Жизненный и творческий путь писателя. Духовные искания в годы юности. Начало творческой деятельности. Военный опыт писателя, участие в обороне Севастополя. Изобра­жение суровой правды войны, героизма и патриотизма солдат в «Севастопольских рассказах». Автобиографи­ческая трилогия (повторение).

«Война и мир». «Бородино» Лермонтова как зерно замысла романа-эпопеи. История создания. Жанровое своеобразие романа-эпопеи. Художественные особен­ности произведения: специфика композиции, психоло­гизм и «диалектика души» в раскрытии характеров персонажей. «Мысль народная» в эпопее. Система об­разов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Герои романа-эпопеи в поисках смысла жизни. Идея нравственной ответствен­ности человека не только за судьбы близких, но и за судьбы мира. «Мысль народная» и «мысль семейная» в романе. Различие путей нравственных поисков героев романа — Пьера Безухова и Андрея Болконского. Жен­ские образы романа — Наташа Ростова и Марья Бол­конская. Судьбы любимых героинь Толстого. Истори­ческие личности на страницах романа. Кутузов и Напо­леон как личности, их человеческие и полководческие качества. Смысл резкого противопоставления этих ге­роев. Картины войны в романе. Осуждение войны. Вой­на 1812 г. — Отечественная война. Бородинское сраже­ние как идейно-композиционный центр романа. «Дуби­на народной войны» — партизанское движение и его герои в романе. «Роевая» жизнь крестьянства в романе. Значение образа Платона Каратаева. Психологизм про­зы Толстого. Приемы изображения духовного мира ге­роев («диалектика души»). Внутренний монолог как прием психологической характеристики героя. Анти­теза как центральный композиционный прием в рома­не. Портрет, пейзаж, диалоги и внутренние монологи в романе. Лев Толстой — писатель-классик и самобыт­ный философ. Интерес к Толстому в современном мире.

Теория. Роман-эпопея. Исторические личности и вымышленные персонажи в их взаимодействии.

Методика. Роман-эпопея «Война и мир»„ входя в мир читателя-старшеклассника даже в том объеме, ко­торый посилен не очень увлеченному чтением ученику, всегда представляет собой эпоху в его духовной жизни. Учителю стоит очень тщательно продумать все этапы изучения, все темы и проблемы, которые предлагает нам писатель. Огромную роль может сыграть сопостав­ление позиций Достоевского и Толстого. Мучительный трагизм мировосприятия одного и безукоризненное ду­ховное здоровье другого часто многое дают для форми­рования самосознания учеников.

А.П. Чехов. «Студент», «Дом с м е з о н и н о м», «Ионы ч», «С т е п ь», «П ал а та 6», «Дама с собачкой». Чехов-прозаик и Чехов-драматург. Рассказы Чехова, своеобразие их тематики и стиля. «Студент», «Дуэль», «Дама с собачкой», «Анна на шее», «Душечка», «Ионыч», «Степь» и другие рассказы зрелого Чехова. «Мелочи жизни» на страни­цах рассказов. «Биография настроений» как одно из важнейших достоинств этих рассказов. Традиция рус­ской классической литературы в решении темы «ма­ленького человека». Проблема ответственности челове­ка за свою судьбу. Утверждение творческого труда как основы подлинной жизни. Мастерство писателя: внима­ние к детали, «импрессионизм», философская глубина, лаконизм повествования, роль подтекста, особое внима­ние к миру всего живого. Способы создания комическо­го эффекта.

«В и ш н е в ы й сад» как одно из наиболее харак­терных для Чехова-драматурга произведений. Особен­ности сюжета и конфликта пьесы. Символический смысл образа вишневого сада. Тема времени в пьесе. Сю­жет и подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Герои пьесы и их судьбы. Раневская и Гаев как герои уходящего в про­шлое усадебного быта. Разлад между желаниями и ре­альностью их осуществления — основа конфликта пье­сы. Образы Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Внесценические персонажи. Новаторство Чехова-драматурга. Пьесы Чехова и их ху­дожественное своеобразие. Значение творческого насле­дия Чехова для мировой литературы и театра. Сцениче­ская судьба пьес Чехова на сценах России и мира.

Теория. Лирическая комедия. Своеобразие стиля Чехова.

Методика. Можно предложить ученикам исследо­вательскую работу: ответ на вопрос «Почему А. П. Чехов определил жанр «Вишневого сада» как комедию?».

Зарубежная литература XIX века (5ч)

Основные тенденции в развитии зарубежной литера­туры XIX в. Поздний романтизм. Ведущая роль реализ­ма. Символизм. Обзор творчества наиболее ярких писателей этой эпохи.

  1. Т. А. Гофман. «Серапионовы братья». Связь реального и фантастического в романтических произведениях Гофмана. «Двоемирие» в отражении действительности.

  2. Диккенс. «Записки Пиквикского к л у б а». История создания романа. Англия на его страни­цах. Герои и события. Смех как способ демонстрации оптимизма. Реальность и фантастика на страницах произведения писателя-реалиста.

О. де Бальзак. «Г о б с е к». Тема власти денег. Реа­листическое мастерство писателя.

В.Гюго. «Собор Парижской Богомате­ри». Главные герои романа: Эсмеральда, Квазимодо, Клод Фролло. Народ в романе. Образ собора и его роль в романе.

Э. А. По. «Золотой жук». Динамичность сюже­та. Острая характерность облика'и поведения героев.

Г. де Мопассан. «Ожерелье». Грустные раз­думья автора о несправедливости мира. Мечты героев и их неосуществимость. Тонкость психологического ана­лиза.

Г. Ибсен. «Кукольный дом». Образ героини. Вопрос о правах женщины. Своеобразие «драм идей» как социально-психологических драм.

А. Рембо. «Пьяный корабль». Пафос отрица­ния устоявшихся норм. Символические образы в стихо­творении.

Теория. Социально-психологическая драма. Пси­хологизм.

Методика. Знакомство с зарубежной литерату­рой возможно и в форме общего обзора и как последова­тельное изучение одной-двух монографических тем, следующих за общим обзором. При этом целесообразно использовать сведения о популярности авторов и их произведений у русских читателей, а при обращении к драматургии — о популярности постановок на русской сцене.









III. Календарно-тематическое планирование на 2016-2017 учебный год 10 класс


Раздел учебной программы, тема урока

Дата по плану

Дата по факту

Русская история и русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века.

02.09


Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Становление реализма в русской и мировой литературе.

Зарождение и развитие русской профессиональной литературной критики.

06.09



Россия в первой половине XIX века. Национальное самоопределение русской литературы.


07.09



Жизненный и творческий путь А.С.Пушкина

08.09


Основные темы и мотивы лирики А. С. Пушкина. Вольнолюбивая и философская поэзия.

13.09


Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина.

14.09


Любовная лирика. Совершенство пушкинского стиха. Тема природы в лирике поэта. Художественные открытия А. С. Пушкина.

15.09


Тест по теме «Лирика А. С. Пушкина».


19.09


А. С. Пушкин. «Медный всадник». Проблема власти. Идея государственности, цена мощи и славы страны и судьба отдельного человека.

20.09


Совершенство чеканных строк поэмы, звукопись. Своеобразие жанра и композиции произведения.

21.09


А. С. Пушкин. «Борис Годунов». Проблема народа и власти в трагедии. Царь Борис. Его противники и преспешники.

Композиция первой реалистической трагедии в русской литературе. Язык и особенности стиха трагедии.

22.09


Развитие реализма в творчестве А. С. Пушкина. Значение творчества Пушкина для русской и мировой литературы.

22.09


Р. Р. Подготовка к сочинению по творчеству А. С. Пушкина.

Сочинение №1

27.09


Работа над ошибками, допущенными в сочинении.

Своеобразие художественного мира М.Ю.Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций

28.09


Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова. Романтизм и реализм в творчестве поэта.


29.09


Тема родины в лирике М.Ю. Лермонтова.


04.10


Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю.Лермонтова


05.10


Мотив одиночества в поэзии М. Ю. Лермонтова.


06.10


Тема любви в лирике М.Ю.Лермонтова.


11.10


Р. Р. Подготовка к сочинению по творчеству М. Ю. Лермонтова.


12.10


Р.Р. Сочинение №2 по творчеству М.Ю.Лермонтова.

13.10


Анализ сочинения .

«Эпоха Н.В.Гоголя». Творческий путь писателя.

18.10


Образ города в повести «Невский проспект». Пискарев и Пирогов. Сатира на страницах повести. «Нефантастическая фантастика» Гоголя.

19.10


В. В. Набоков. «Гоголь».

20.10


Богатство проблематики и широта тематики русской литературы второй половины XIX века. Традиции и новаторство.

25.10


Жизнь и творчество А.Н.Островского. Пьесы драматурга на русской сцене. Современные постановки пьес Островского.

26.10


«Гроза». Конфликт. Герои. Смысл названия и символика пьесы.


27.10


Город Калинов и его обитатели. Душевная трагедия Катерины. Д.1-4

08.11


Быт и нравы «тёмного царства». Молодое поколение в пьесе А.Н. Островского «Гроза».

09.11


Н. А. Добролюбов. «Луч света в тёмном царстве». Сила и слабость характера Катерины.

10.11


Р. Р. Сочинение №3 по пьесе А. Н. Островского «Гроза».

15.11


Р. Р. Сочинение по пьесе А. Н. Островского «Гроза».

26.11


Работа над ошибками, допущенными в сочинении.

Краткая биография писателя И.А. Гончарова. «Обломов». История создания. Особенности композиции. Приём антитезы в романе.

17.11


Сущность характера героя, его мироощущение, судьба. Обломов и Захар. Обломов и Штольц. Образ Обломова в ряду образов мировой литературы.

22.11


Женские образы в романе и их роль в развитии сюжета.


23.11


Пейзаж, портрет, интерьер в художественном мире романа. Способы выражения авторской позиции в романе. «Обломов» - роман, утвердивший писателя как классика.

24.11


Н. А. Добролюбов. «Что такое обломовщина?» Д. И. Писарев. «Обломов». А. В. Дружинин. «Обломов», роман Гончарова».

29.11


Тест по теме « Творчество И. А. Гончарова».

30.11


Работа над ошибками, допущенными в тесте.

Ф.И.Тютчев. Поэт-философ. Очерк жизни и творчества. Раздумья о жизни, человеке, и мироздании.

01.12


Тема родины. Любовь как «поединок роковой». Художественное своеобразие и ритмическое богатство стиха поэта.

06.12


А.А.Фет. Точность в передаче человеческого восприятия картин родной природы, оттенков чувств и душевных движений человека.

07.12


Фет и теория «чистого искусства». Волшебство ритмов, звучаний и мелодий.


08.12


А. К. Толстой.

Краткий обзор жизни и творчества. Своеобразие художественного мира поэта.

13.12


Ведущие темы в лирике А. К. Толстого. Взгляд на русскую историю. Влияние романтической и фольклорной традиции на поэзию А. К. Толстого.

14.12


К. Хетагуров (1 ч.)

Стихотворения из сборника «Осетинская лира».

Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях К. Хетагурова.

15.12


Н. А. Некрасов.

Очерк жизни и творчества. Поэт «мести и печали». Гражданственность лирики Некрасова, обострённая правдивость и драматизм изображения.

20.12


Основные темы и идеи лирики Н.А. Некрасова. Тема народной жизни.

21.12



Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. «В дороге», «Еду ли ночью по улице темной…».

22.12


Образ Музы в лирике А.Н. Некрасова

«Элегия», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Поэт и гражданин», «О Муза! Я у двери гроба…», «Блажен незлобивый поэт…».

27.12


«Вечные» темы в поэзии Н.А. Некрасова (любовь, природа, смерть). «Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…» «Внимая ужасам войны».

28.12




«Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие, фольклорная основа, смысл названия.

29.12


  1. 12

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Горькая доля народа пореформенной России.

12.01


Многообразие народных типов в галерее героев поэмы. Сатирические образы помещиков. Проблемы счастья и смысла жизни в поэме.

17.01


Народ и Гриша Добросклонов

18.01


Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению по поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Сочинение №4

19.01


И. С. Тургенев.

Очерк жизни и творчества.


24.01


Анализ сочинения. Творческая история романа. И.С.Тургенева «Отцы и дети». Конфликт «отцов» и «детей» или конфликт жизненных позиций. Базаров в системе действующих лиц.

25.01


«Отцы» в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» их нравственные и социальные позиции.

26.01


«Вечные темы» в романе. Смысл финала произведения. Авторская позиция и способы её выражения в произведении.

31.01


Любовь в жизни героев романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Д. И. Писарев. «Базаров».

01.02


Базаров и его родители. В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».


02.02


Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети»


07.02


Р. Р. Подготовка к домашнему сочинению по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети».

Сочинение №5

08.02


Очерк жизни и творчества Н.Г.Чернышевского. Эстетическая теория Чернышевского.

09.02


Работа над ошибками, допущенными в сочинении.

«Что делать?» (обзор). Эстетическая теория писателя. Роль романа в литературном процессе 60-70-х годов XIX века. Идеологические, этические, эстетические проблемы в произведении.

14.02


Н. С. Лесков. Очерк жизни и творчества.

Мастер изображения русского быта

15.02


«Очарованный странник». Особенности сюжета. Национальный характер в изображении писателя. Иван Флягин – герой правдоискатель.

16.02


Н.С.Лесков «Очарованный странник».

21.02


М. Е. Салтыков-Щедрин.

Очерк жизни и творчества. Жизненная позиция писателя.

22.02


«История одного города» - сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Органчик и Угрюм-Бурчеев.

28.02


Тема народа и власти.


01.03


Ф. М. Достоевский. Очерк жизни и творчества. Нравственная проблематика, острое чувство нравственной ответственности в произведениях писателя, философская глубина творчества.

02.03


«Преступление и наказание». Образы романа.

07.03


Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». Родион Раскольников – главный герой романа

09.03


«Потрясённый, выбитый из колеи герой» или Раскольников среди «униженных и оскорблённых» .

14.03


Идея Раскольникова о праве сильной личности. Преступление Раскольникова

15.03


Раскольников и «сильные мира сего».


16.03


«Солгал–то он

бесподобно, а на натуру – то и не сумел рассчитать».

21.03


«Семья Мармеладовых. «Правда» Сони Мармеладовой.


22.03


Последние страницы романа. Воскрешение человека в Раскольникове через любовь.

23.03


Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» .Тест


04.04


Р. Р. Сочинение №6 по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

05.04


Р. Р.Сочинение по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

06.04


Жизненный и творческий путь Л.Н.Толстого. Донские страницы творческой биографии Толстого. Духовные искания в годы юности. Начало творческой деятельности. Военный опыт писателя. «Севастопольские рассказы». Автобиографическая трилогия.

11.04


«Война и мир». История создания. Своеобразие жанра. Художественные особенности: специфика композиции, психологизм и «диалектика души» в раскрытии характеров персонажей.

12.04


«Вечер Анны Павловны был пущен…». («Высший свет» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»). Анализ сцен т.1, ч.1.

13.04


В доме у Ростовых. В имении Болконских. Анализ эпизодов «именины у Ростовых». «В имении Болконских «Лысые горы».

18.04


Изображение войны 1805–1807 гг.
Шенграбенское и Аустерлицкое сражения

19.04


«Мысль народная» и «мысль семейная» в эпопее. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Герои романа-эпопеи в поисках смысла жизни.

20.04


Война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие»(Л. Н. Толстой.) (Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение). Обзор содержания 3 тома романа «Война и мир»).

25.04


Исторические личности на страницах романа. Кутузов и Наполеон. Смысл резкого противопоставления этих героев.

26.04


«Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» Л. Н. Толстой) (Образы Кутузова и Наполеона)

27.04


Путь исканий главных героев Л. Н. Толстого.
Андрей Болконский и Пьер Безухов

02.05


Женские образы в романе «Война и мир». Образ Наташи Ростовой.

03.05


Лев Толстой – писатель-классик и самобытный философ. Интерес к Толстому в современном мире.


04.05


96.

Р. Р. Сочинение по роману Л. Н. Толстого «Война и мир».


10.05


97.

Р.Р. Сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир».

11.05


98.

А. П. Чехов. Мастерство писателя. Способы создания комического эффекта

Рассказы, своеобразие тематики и стиля. «Биография настроений» как одно из важнейших достоинств рассказов Чехова.

16.05


99.

А. П. Чехов. «Вишнёвый сад» как одно из наиболее характерных для Чехова-драматурга произведений. Особенности сюжета и конфликта пьесы. Символический смысл образа вишнёвого сада. Тема времени в пьесе.

17.05


100.

Раневская и Гаев как герои уходящего в прошлое усадебного быта.

18.05


101.

Образы Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Внесценические персонажи.

23.05


102.

Новаторство Чехова-драматурга. Художественное своеобразие пьес писателя. Сценическая судьба драм Чехова на сценах России и мира.


24.05


103.

Зарубежная литература XIX века (3ч)

Основные тенденции в развитии зарубежной литературы XIX века. Поздний романтизм. Ведущая роль реализма. Символизм. Обзор творчества наиболее ярких писателей этой эпохи.

25.05


104.

В. Гюго. «Собор Парижской Богоматери». Главные герои: Эсмеральда, Квазимодо, Клод Фролло. Народ в романе. Образ собора и его роль в романе.

30.05


105.

Э. А. По. «Золотой жук». Динамичность сюжета. Острая характерность облика и поведения героев.

31.05





IV. Материально-техническое обеспечение I. Печатные пособия

1) Основная литература

  1. Курдюмова Т. Ф., Леонов С. А., Марьина О. Б. Литература. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2016г.

  2. Курдюмова Т. Ф., Колокольцев Е. Н., Леонов С. А. Литература: 10 класс: методические рекомендации. - М.: Дрофа, 2010г.

  3. Программа для общеобразовательных учреждений (5-11 классы). / Т. Ф. Курдюмова, Н. А. Демидова, Е. Н. Колокольцев и др.; под редакцией Т. Ф. Курдюмовой. - М.: Дрофа, 2010.

Дополнительная литература

  1. Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. - М., 1994.

  2. Андроников И. Л. Лермонтов: Исследования и находки. - М.; Л., 1964.

  3. Анненков П. В. Материалы для биографии А. С. Пушкина. - М., 1984.

  4. Анненков П. В. Пушкин в русской философской критике. - М., 1990.

  5. Афанасьев В. В. Жуковский. - М., 1986.

  6. Батюто А. И. Тургенев-романист. - Л., 1972.

  7. Белинский В. Г. Статьи о Гоголе // Белинский В. Г. Статьи о Пушкине, Лермонтове, Гоголе. - М., 1983.

  8. Белинский В. Г. Статьи о Лермонтове // Белинский В. Г. Статьи о Пушкине, Лермонтове, Гоголе. - М., 1983.

  9. Белов С. В. Роман Достоевского «Преступление и наказание»: Комментарий. - М., 1985.

  10. Бердников Г. П. Чехов. - М., 1978. - ( Серия «Жизнь замечательных людей»).

  11. Бессараб М. Я. Жуковский. Книга о поэте. – М., 1975.

  12. Билинкис Я. С. Русская классика и изучение литературы в школе. - М., 1986.

  13. Благой Д. Д. Душа в заветной лире. - М., 1977.

  14. Бонди С. М. О Пушкине. - М., 1983.

  15. Бочаров С. Г. Поэтика Пушкина. - М., 1974.

  16. Бочаров С. Г. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир». - М., 1978.

  17. Бухштаб Б. Я. Сказки Салтыкова-Щедрина. - Л., 1962.

  18. Бушмин А. С. Художественный мир Салтыкова-Щедрина. - Л., 1987.

  19. Веселовский А. Н. В. А. Жуковский. Поэзия чувства и сердечного воображения. - Пг., 1918.

  20. Воропаев В. А. Н. В. Гоголь: Жизнь и творчество. - М.,1998.

  21. Герштейн Э. Судьба Лермонтова. - М., 1986.

  22. Гуковский Г. А. Пушкин и русские романтики. - М., 1965.

  23. Гуковский Г. А. Реализм Гоголя. - М.; Л., 1959.

  24. Дружинин А. В. Стихотворения Н. Некрасова. - В кн.: Дружинин А. В. Литературная критика. - М., 1983.

  25. Корман Б. О. Лирика Некрасова. - Ижевск, 1978.

  26. Коровин В. И. Творческий путь Лермонтова. - М., 1973.

  27. Краснощёкова Е. А. Роман И. А. Гончарова «Обломов». - М., 1966.

  28. Лакшин В. Я. Островский. - М., 1982.

  29. Лебедев Ю. В. Тургенев. - М., 1990. - (Серия «Жизнь замечательных людей».)

  30. Лесков А. Жизнь Николая Лескова. - М., 1984.

  31. Лобанов М. П. Островский. - М., 1989. - (Серия «Жизнь замечательных людей»).

  32. Ломинадзе С. В. Поэтический мир Лермонтова. - М., 1985.

  33. Лощиц Ю. М. Гончаров. - М., 1977. - (Серия «Жизнь замечательных людей»).

  34. Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий. - Л., 1983.

  35. Мануйлов В. А. Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: Комментарий. - Л., 1975.

  36. Маймин Е. А. Пушкин: Жизнь и творчество. - М.,1981.

  37. Макогоненко Г. М. Творчество Пушкина в 1833-1836 гг. - М.,1974.

  38. Максимов Д. Е. Поэзия Лермонтова. - М., 1964.

  39. Машинский С. А. Художественный мир Гоголя. - М., 1971.

  40. Михайлова Е. Проза Лермонтова. - М., 1957.

  41. Непомнящий В. С. Поэзия и судьба: Над строками духовной биографии Пушкина. - М., 1987.

  42. Николаев Д. П. Сатира Щедрина и реалистический гротеск. - М., 1977.

  43. Прозоров В. В. Произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина в школьном изучении. - Л., 1963.

  44. Пустовой П. Г. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети»: Комментарий. - М., 1991.

  45. Семанова М. Л. Чехов-художник. - М., 1976.

  46. Семенко И. М. Жизнь и творчество Жуковского. - М., 1976.

  47. Скатов Н. Н. Русский гений. - М., 1987.

  48. Скатов Н. Н. «Я лиру посвятил народу своему»: О творчестве Н. А. Некрасова. - М., 1985.

  49. Сквозников В. Д. Лирика Пушкина. - М., 1975.

  50. Турков А. М. Салтыков-Щедрин. - М., 1981. - (Серия «Жизнь замечательных людей»).

  51. Храпченко М. Б. Николай Гоголь: Литературный путь. Величие писателя. - М., 1981.

  52. Турков А. М. Чехов и его время. - М., 1987.

  53. Щеблыкин И. П. Лермонтов: Жизнь и творчество. - М., 1995.

II. Технические средства обучения

Компьютер, проектор

III. Демонстрационные пособия

  1. Художественный фильм по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница».

  2. Художественный фильм по роману И. А. Гончарова «Обломов».

  3. Художественный фильм по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети».

  4. Художественный фильм по роману Л. Н. Толстого «Война и мир».