Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Семёновская средняя общеобразовательная школа»
Протокол от_______2016 г. №____
Согласована ЗДУВР
______/ Богданова Г.В./
«___»__________2016 г.
Утверждена
Директор / Бобрышева Е.Н./
Приказ от__________2016 г №___
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе для 9 класса
на 2016-2018 учебный год
учитель высшей категории
Брехнева Любовь Владимировна
стаж работы 14 лет
с. Семёновка
2016
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы по литературе, авторской программы по литературе (Программа общеобразовательных учреждений. «Литература. 5-9 кл.»/ Под ред. В.Я.Коровиной, М: «Просвещение», 2011 год), Положения о структуре, порядке, разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МОУ Семеновской СОШ.
Планируемые результаты освоения программ основного общего образования
На ступени основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения:
• четырёх междисциплинарных учебных программ — «Формирование универсальных учебных действий» (ФУУД), «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся» (ФИКТ), «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» (УИиПД) и «Основы смыслового чтения и работа с текстом»(СЧ)
Взаимосвязь результатов освоения предмета «Литература» можно системно представить в виде схемы
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
(реализация 4 междисциплинарных программ, в т.ч. формирование УУД)
Личностные
результаты
Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
[pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic]
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
2-я линия развития: приёмы понимания и анализа художественного текста
3-я линия развития: продуктивные умения различных видов устной и письменной речи
1-я линия развития: чтение и навыки работы с информацией
6-я линия развития: сведения по теории и истории литературы
4-я линия развития: создание собственной интерпретации прочитанного
5-я линия развития: восприятие и характеристика текста как произведения искусства
[pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic]
О
·Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
·Технология продуктивного чтения
· Групповая работа
БРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ФОРМЫ
[pic] [pic]
КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАДАНИЯ
·Проектные задания на предметном материале
· Жизненные (компетентностные) задачи
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
9 КЛАСС
Введение
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Античная лирика
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой
(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.
Теория литературы. Философско-драматическая поэма
Тематическое планирование
9 класс
102 ч (3 часа в неделю)
Название темы
Кол-во часов
(всего)
К/р
Развитие речи
(Р/р)
Внеклассное чтение (В/ч)
Проект
1
Введение
1
2
Из древнерусской литературы
3
3
Из литературы XVIII века
8
1
1
1
4
Из литературы XIX века
54
5
4
19
5
Из литературы XX века
28
2
8
6
Из зарубежной литературы
6
7
Уроки итогового контроля
2
2
102
9
5
1
28
Календарно-тематическое планирование
9 класс
102 ч (3 ч в неделю)
«Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской литературы. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «История открытия „Слова…“». Проблема авторства. Историческая основа памятника, его сюжет.
1
3
2. Центральные образы «Слова…». Образы русских князей. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Образ Русской земли. Образ автора. Авторская позиция в «Слове…»
1
4
3. Основная идея и поэтика «Слова…». «Золотое слово» Святослава и основная идея произведения. Соединение языческой и христианской образности. Язык произведения. Переводы «Слова…»
1
Из литературы XVIII века (8 ч)
5
1. Классицизм в русском и мировом искусстве. Характеристика русской литературы
ХVIII века. Гражданский пафос русского классицизма
1
6
2. М. В. Ломоносов: жизнь и творчество (обзор). «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Жизнь и творчество М. В. Ломоносова. М. В. Ломоносов — учёный, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха. Особенности содержания и формы оды «Вечернее размышление…».
1
7
3. М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Ода как жанр лирической поэзии. Прославление родины, мира, науки и просвещения в произведениях
М. В. Ломоносова
1
8
4. Г. Р. Державин: жизнь и творчество (обзор). «Властителям и судиям». Жизнь и творчество Г. Р. Державина. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Г. Р. Державина. Тема несправедливости сильных мира сего.
Проект №1. Подготовка читательской конференции
«В творческой лаборатории поэта» о жизни и творчестве Державина (с использованием материалов практикума «Читаем, думаем, спорим…»)
1
9
5. Г. Р. Державин. «Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства. Тема поэта и поэзии в творчестве Г. Р. Державина.
1
10
6. В/ч. Н. М. Карамзин. «Осень» и другие произведения писателя. «Осень» как произведение сентиментализма.
1
11
7. Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза». Слово о писателе. Понятие о сентиментализме. «Бедная Лиза»: сюжет и герои
1
12
8. Р/р. Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза». Утверждение общечеловеческих ценностей. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы. Подготовка к сочинению «Литература XVIII века в восприятии современного читателя»
1
Из литературы XIX века (54 ч)
13
1. В. А. Жуковский – поэт-романтик. Слово о поэте. Основные этапы его творчества. «Море»: романтический образ моря. Образы моря и неба: единство и борьба. Особенности языка и стиля стихотворения. Понятие об элегии. Черты элегии в стихотворении
1
14
2. В. А. Жуковский. «Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встречающиеся на пути поэта.
Отношение романтика к слову
1
15
3. В. А. Жуковский. «Светлана»: черты баллады. Развитие представлений о балладе. Жанр баллады в творчестве Жуковского.
1
16
4. В. А. Жуковский. «Светлана»: образ главной героини. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры.
Проект № 2. Составление электронной презентации «Сюжеты и герои русских и зарубежных баллад»
1
17
5. А. С. Грибоедов. «Горе от ума». Жизнь и
творчество писателя (обзор). Многогранный талант, блестящее образование и дипломатическая карьера Грибоедова. Его связи с декабристами. Отношения с правительством. Любовь и смерть писателя. История создания, публикации и первых постановок комедии. Герои и прототипы
1
18
6. А. С. Грибоедов. «Горе от ума»: проблематика и конфликт. Фамусовская Москва. Обзор содержания комедии. Смысл на звания пьесы и проблема ума в ней. Система образов комедии.
Проект № 3. Подготовка маршрута заочной экскурсии «Грибоедов в Москве» с использованием материалов
из раздела учебника «Литературные места России» и практикума «Читаем, думаем, спорим…»
1
19
7. А. С. Грибоедов. «Горе от ума»: образ Чацкого. Чацкий как необычный резонёр, предшественник «странного человека» в русской литературе. Анализ ключевых монологов Чацкого. Особенности любовной интриги. Художественная функция внесценических персонажей. Необычность развязки, смысл финала комедии.
1
20
8. А. С. Грибоедов. «Горе от ума»: язык комедии. Образность и афористичность языка комедии. Мастерство драматурга в создании речевых характеристик действующих лиц. Конкретно-историческое и общечеловеческое в произведении
Проект № 4. Подготовка читательской конференции «Проблематика, герои и художественное новаторство комедии „Горе от ума“»
1
21
9. А. С. Грибоедов. «Горе от ума» в критике. Критика о пьесе Грибоедова. И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»
Проект №5. Составление электронной презентации «Герои комедии и их исполнители: из истории постановок пьесы на русской сцене» с использованием
материалов практикума «Читаем, думаем, спорим…» (раздел «Пьеса и спектакль»)
1
22
10. Р/р. А. С. Грибоедов. «Горе от ума». Классное сочинение или письменный ответ на
один из проблемных вопросов
1
23
11. А. С. Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика (стихотворения по выбору учителя). Хронология жизни и творчества поэта. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики. Мотив дружбы, прочного союза друзей. Верность лицейской дружбе на протяжении всей жизни поэта. Пушкин и декабристы
1
24
12. А. С. Пушкин. Лирика петербургского, южного и Михайловского периодов: «К Чаадаеву», «К морю», «Анчар». Проблема свободы, служения родине. Тема свободы и власти.
Проект № 6. Подготовка заочной экскурсии в Михайловское с использованием материалов практикума «Читаем, думаем, спорим…»
1
25
13. А. С. Пушкин. Любовь как гармония душ в интимной лирике поэта: «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил; любовь ещё, быть может…». Адресаты любовной лирики и стихи, им посвящённые.
Проект № 7. Составление электронной презентации
«Адресаты любовной лирики А. С. Пушкина и стихи, им посвящённые» с использованием материалов практикума «Читаем, думаем, спорим…»
1
26
14. А. С. Пушкин. Тема поэта и поэзии: «Пророк». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. Библейские параллели в интерпретации темы творчества.
Проект № 8. Составление электронной презентации «Две Болдинские осени в творчестве поэта» с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета
1
27
15. К/р. Контрольная работа за первую четверть
1
28
16. А. С. Пушкин. «Бесы», «Два чувства дивно
близки нам…» и другие стихотворения. Две Болдинские осени в творчестве поэта. Душевное смятение и угнетённое внутреннее состояние лирического «я» в стихотворении «Бесы». Его отражение в картинах природы.
1
29
17. А. С. Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»: самооценка творчества в стихотворении. Вечность темы памятника в
русской и мировой поэзии.
Проект № 9. Составление коллективного сборника школьных исследовательских работ «Тема памятника в русской и мировой поэзии: Гораций, Державин, Ломоносов, Пушкин, Маяковский, Ахматова, Бродский и др.»
1
30
18. Р/р. Письменный ответ на один из проблемных вопросов по лирике А. С. Пушкина
1
31
19. А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворённые двумя персонажами трагедии. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества. Проблема «гения и злодейства».
1
32
20. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» как новаторское произведение. Творческая история романа. Обзор содержания. История создания. Начальные представления о жанре романа в стихах. Образы главных героев. Онегинская строфа. Структура текста.
1
33
21. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: главные мужские образы романа. Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути
1
34
22. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: главные женские образы романа. Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга
1
35
23. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: взаимоотношения главных героев. Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.
1
36
24. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: образ автор. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Автор-повествователь и автор-персонаж
1
37
25. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Россия и пушкинская эпоха в романе. Реальные исторические личности как герои романа. Реализм романа. Развитие понятия о реализме литературы
1
38
26. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» в зеркале критики. Литературная критика о романе. Роман А. С. Пушкина и опера П. И. Чайковского
Проект №10. Составление электронного аудиовидеоальбома «Роман А. С. Пушкина „Евгений Онегин“ и одноимённая опера П. И. Чайковского»
1
39
27. Р/р. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Письменный ответ на один из проблемных вопросов
Проект №11. Составление коллективного сборника ученических исследований «Исторические факты и реальные исторические личности в романе „Евгений Онегин“»
1
40
28. М. Ю. Лермонтов. Хронология жизни и творчества. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики поэта (с повторением ранее изученного). Мотивы вольности и одиночества в лирике поэта: «Парус». Тема трагического одиночества в зрелой лирике поэта. Философские размышления о быстротечности жизни, иллюзорности любви и предназначении человека: «И скучно и грустно…».
Проект № 12. Составление заочной экскурсии в музей Лермонтова в Пятигорске или в Тарханах
1
41
29. Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова.
Своеобразие воплощения темы поэта и поэзии в лирике Лермонтова: «Нет, я не Байрон, я
другой…», «Есть речи – значенье…», «Я жить хочу! хочу печали…». Поэтический дар как символ избранности и как источник страдания: «Смерть Поэта», «Поэт»,«Молитва» («Не обвиняй меня, Всесильный…»). Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире («Пророк»).
1
42
30. М. Ю. Лермонтов. Любовь как страсть, приносящая страдания, в лирике поэта: «Нищий», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нет, не тебя так пылко я люблю…». Адресаты любовной лирики Лермонтова и послания к ним.
Проект №13. Составление электронного альбома «Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова и послания поэта к ним» с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета
43
31. М. Ю. Лермонтов. Тема родины в лирике поэта. Эпоха безвременья в лирике поэта: «Предсказание», «Дума». Тема России и её своеобразие: «Родина». Характер лирического героя поэзии Лермонтова. Поэзия Лермонтова в критике В. Г. Белинского.
Проект №14. Составление сборника ученических исследований на тему «Многогранный образ России в лирике М. Ю. Лермонтова»
1
44
32. Р/р. М. Ю. Лермонтов. Письменный ответ на один из проблемных вопросов по лирике поэта
Проект №15. Составление сборника ученических исследований на тему «Многогранный образ России в лирике М. Ю. Лермонтова»
1
45
33. М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: общая характеристика романа. «Герой нашего времени» – первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор
содержания романа. Главные и второстепенные герои. Особенности композиции, второстепенные герои.
1
46
34. М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (главы «Бэла», «Максим Максимыч»): загадки образа Печорина. Печорин – «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский). Загадки образа Печорина: взгляд со стороны. Смысл смены рассказчиков
1
47-48
35-36.К/р. Контрольная работа за вторую четверть
2
49
37. М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (главы «Тамань», «Княжна Мери»). «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его
характера. Характер Печорина в его собственных оценках. Печорин как человек, причиняющий страдания другим людям
Проект №16. Составление маршрута заочной экскурсии в музей Лермонтова в Тамани с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета
1
50
38. М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (глава «Фаталист»): философско-композиционное значение повести. Мотив предопределения и судьбы. Образ Печорина в повести
1
51
39. М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: дружба в жизни Печорина. Главные и второстепенные герои. Печорин в системе мужских образов романа (Печорин и Максим Максимыч, Печорин и доктор Вернер, Печорин и Грушницкий, Печорин и Вулич)
1
52
40. М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: любовь в жизни Печорина. Главные и второстепенные герои. Печорин в системе женских образов романа (Печорин и Бэла, Печорин и «ундина», Печорин и Мери, Печорин и Вера)
1
53
41. М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: оценки критиков. Споры о романтизме и реализме романа. Роман в оценке В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова и в современном литературоведении
Проект №17. Составление коллективного иллюстрированного электронного сборника ученических рефератов по роману «Герой нашего времени»
1
54
42. К/р. М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Контрольная работа или письменный ответ на один из проблемных вопросов
1
55
43. Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество (обзор). «Мёртвые души». Обзор содержания, история создания поэмы. Хронология жизни творчества писателя. Проблематика и поэтика первых
сборников: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» (с обобщением ранее изученного). Первоначальный замысел и идея Гоголя. Смысл названия поэмы и причины её незавершённости.
1
56
44. Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: образы помещиков. Система образов поэмы. Образы помещиков. Обличительный пафос автора. Понятие о литературном типе. Фрагмент поэмы в актёрском исполнении
1
57
45. Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: образ города. Образ города в поэме. Сатира на чиновничество
1
58
46. Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: образ Чичикова. Чичиков – «приобретатель», новый герой эпохи и антигерой. Эволюция образа Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Понятие о герое и антигерое.
Образ дороги в поэме
1
59
47. Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: образ России, народа и автора в поэме. «Мёртвые души» – поэма о величии России. Мёртвые и живые души. Образ народа в поэме. Эволюция образа автора – от сатирика к пророку и проповеднику. Лирические отступления в поэме
1
60
48. Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: специфика жанра. Жанровое своеобразие поэмы. Соединение комического и лирического начал. Поэма в оценке В. Г. Белинского. Развитие понятия о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Ответ Н. В. Гоголя на критику В. Г. Белинского
1
61
49.Р/р. Н. В. Гоголь. «Мёртвые души». Классное контрольное сочинение или письменный ответ на один из проблемных вопросов
Проект №18. Составление коллективного иллюстрированного электронного сборника ученических рефератов по поэме «Мёртвые души»
1
62
50. Ф. М. Достоевский. «Белые ночи»: образ главного героя. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» – жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Черты его внутреннего мира
1
63
51. Ф. М. Достоевский. «Белые ночи»: образ Настеньки. Роль истории Настеньки. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании автора. Развитие понятия о повести и психологизме литературы
Проект №19. Подготовка электронного альбома «„Белые ночи“ Достоевского в иллюстрациях русских художников»
1
64
52. А. П. Чехов. «Смерть чиновника»: проблема истинных и ложных ценностей. Слово о писателе. Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему. Истинные и ложные ценности героев рассказа. Боль и негодование автора. Рассказ в актёрском исполнении
1
65
53. А. П. Чехов. «Тоска»: тема одиночества человека в многолюдном городе. Роль образа города в рассказе. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа. Рассказ в актёрском исполнении
Проект №20. Составление коллективного иллюстрированного электронного сборника рефератов на тему «Эволюция образа „маленького человека“ в русской литературе XIX века»
1
66
54. К/р. Контрольная работа по творчеству писателей XIX века
1
Из литературы XX века (28 ч)
67
1. Русская литература ХХ века: богатство и разнообразие жанров и направлений. И. А. Бунин. «Тёмные аллеи»: проблематика и об-
разы. Слово о писателе. Печальная история любви людей из разных социальных слоёв.
1
68
2. И. А. Бунин. «Тёмные аллеи»: мастерство писателя в рассказе. Лиризм повествования. Развитие представлений о психологизме литературы. Роль художественной детали в характеристике героев
Проект №21. Подготовка сценария литературного вечера, посвящённого жизни и творчеству И. А. Бунина
1
69
3. Общий обзор русской поэзии XX века. Поэзия Серебряного века. А. А. Блок. «Ветер принёс издалёка…», «О, весна, без конца и без краю…». Слово о поэте. Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Своеобразие лирических интонаций Блока.
1
70
4. А. А. Блок. «О, я хочу безумно жить…», стихотворения из цикла «Родина». Глубокое, проникновенное чувство родины. Образ родины в поэзии А. А. Блока. Образы и ритмы поэта. Стихотворения в актёрском исполнении
Проект №22. Подготовка заочной экскурсии в Шахматово (см. раздел учебника «Литературные места России»)
1
71
5. С. А. Есенин. Тема России – главная в есенинской поэзии: «Вот уж вечер…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Край ты мой заброшенный…», «Разбуди меня завтра рано…». Слово о поэте. Чувство пронзительной любви к родине, её неброской
красоте. Сквозные образы в лирике поэта
1
72
6. С. А. Есенин. Размышления о жизни, природе, предназначении человека: «Отговорила роща золотая…» «Не жалею, не зову, не плачу…». Народно-песенная основа лирики поэта. Олицетворение как основной художественный приём. Своеобразие метафор и сравнений.
1
73
7. С. А. Есенин. Стихи о любви. «Письмо к женщине». Драматизм любовного чувства. Соединение в сознании лирического героя личной трагедии и трагедии народа. «Шаганэ ты моя, Шаганэ…». Исповедальность и искренность стихов о любви. Родина и чужбина в стихотворении
Проект №23. Подготовка литературно-музыкального вечера, посвящённого Есенину
1
74
8. В. В. Маяковский. «А вы могли бы?», «Послушайте!». Слово о поэте. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта. Углубление представлений о силлабо-тонической и тонической системах стихосложения.
1
75
9. В. В. Маяковский. «Люблю» (отрывок), «Прощанье». Самоотверженность любовного чувства. Патриотизм поэта
1
76
10. М. А. Булгаков. «Собачье сердце»: проблематика и образы. Слово о писателе. История создания и судьба повести. Социально-философская сатира на современное общество. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Смысл названия повести
1
77
11.М. А. Булгаков. «Собачье сердце»: поэтика повести. Поэтика Булгакова-сатирика. Гуманистическая позиция автора. Приём гротеска в повести. Развитие понятий о художественной условности, фантастике, сатире
1
78
12. К/р. Контрольная работа за третью четверть
1
79
13. М. И. Цветаева. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти: «Идёшь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Откуда такая нежность?..». Слово о поэте. Особенности поэтики Цветаевой. Углубление представлений о видах рифм и способах рифмовки.
1
80
14. М. И. Цветаева. Стихи о поэзии и о России: «Стихи к Блоку», «Родина», «Стихи о Москве». Образы родины и Москвы в лирике М. И. Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэт
Проект №24.Подготовка вечера, посвящённого творчеству М. И. Цветаевой
1
81
15. А. А. Ахматова. Стихи из книг «Чётки» («Стихи о Петербурге»), «Белая стая» («Молитва»), «Подорожник» («Сразу стало тихо в доме…», «Я спросила у кукушки…»), «ANNO DOMINI» («Сказал,что у меня соперниц нет…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Что ты бродишь неприкаянный»). Слово о поэте. Стихотворения о родине и о любви.
1
82
16. А. А. Ахматова. Стихи из книг «Тростник» («Муза»), «Седьмая книга» («Пушкин»), «Ветер войны» («И та, что сегодня прощается c милым…»), из поэмы «Реквием» («И упало каменное слово…»). Стихи о поэте и поэзии. Трагические, благоговейно-трепетные, мужественные интонации и их причины. Особенности поэтики стихотворений Ахматовой.
1
83
17. Н. А. Заболоцкий. Стихи о человеке и природе: «Я не ищу гармонии в природе…», «Завещание». Слово о поэте. Тема гармонии с природой, её красоты и бессмертия.
1
84
18. Н. А. Заболоцкий. Тема любви и смерти в лирике поэта: «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц». Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
1
85
19. М. А. Шолохов. «Судьба человека»: проблематика и образы. Слово о писателе. Судьба человека и судьба родины. Образ главного героя — простого человека, воина и труженика. Тема воинского подвига, непобедимости человека.
Проект №25. Подготовка электронной презентации «Рассказ „Судьба человека“ в иллюстрациях»
1
86
20. М. А. Шолохов. «Судьба человека»: поэтика рассказа. Особенности авторского повествования в рассказе. Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Смысл
названия рассказа. Широта типизации, особенности жанра. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее. Углубление понятия о реалистической типизации
1
87
21. Б. Л. Пастернак. Стихи о природе и любви: «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу». Слово о поэте. Вечные темы и современность в стихах о природе и любви
1
88
22. Б. Л. Пастернак. Философская лирика поэта: «Быть знаменитым некрасиво…», «Во всём мне хочется дойти до самой сути…».
Философская глубина лирики Пастернака. Одухотворённая предметность поэзии Пастернака. Стихотворения в актёрском исполнении
1
89
23. А. Т. Твардовский. Стихи о родине, о природе: «Урожай», «Весенние строчки», «О сущем» и другие стихотворения. Слово о поэте. Раздумья о родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений
1
90
24. А. Т. Твардовский. Стихи поэта-воина: «Я убит подо Ржевом…», «Я знаю, никакой моей вины...». Образ воина в стихотворении. Особенности восприятия мира лирическим «я». Проблемы и интонации стихов о войне.
Проекты №26 и 27.
Подготовка конференции о жизни и творчестве А. Т. Твардовского и заочной экскурсии на хутор Загорье (см. раздел учебника «Литературные места
России»).
Составление коллективного электронного иллюстрированного сборника рефератов по русской прозе и поэзии XX века и лучших письменных анализов стихотворений русских поэтов XX века
1
91
25. А. И. Солженицын. «Матрёнин двор»: проблематика, образ рассказчика. Слово о писателе. Картины послевоенной деревни и их авторская оценка. Образ рассказчика.
1
92
26. А. И. Солженицын. «Матрёнин двор»: образ Матрёны, особенности жанра рассказа-притчи. Образ праведницы в рассказе. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа рассказа-притчи. Углубление понятия о жанре притчи
1
93
27. Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX- XX века. Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека. Основные темы и мотивы русского романса.
Проект №28. Составление литературно-музыкальной композиции «Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX и XX веков» и её постановка на школьной сцене
1
94
28. К/р. Контрольная работа за четвёртую четверть
1
Из зарубежной литературы (6 ч)
95
1. Квинт Гораций Флакк. «К Мельпомене» («Я воздвиг памятник…»). Слово о поэте. Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах – знакомство римлян с греческими лириками.
1
96
2. Данте Алигьери. «Божественная комедия»
(фрагменты). Слово о поэте. Множественность смыслов поэмы: буквальный, аллегорический, моральный, мистический. Универсально-философский характер поэмы. Отражение в поэме научной картины мира, характерной для эпохи Данте
1
97
3. У. Шекспир. «Гамлет»: образ главного героя (обзор с чтением отдельных сцен). Слово о поэте. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагедия как драматический жанр
1
98
4. У. Шекспир. «Гамлет»: тема любви в трагедии. (обзор с чтением отдельных сцен). Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы.
Шекспир и русская литература
1
99
5. И.-В. Гёте. «Фауст»: сюжет и проблематика (обзор с чтением отдельных сцен). Слово о поэте. Характеристика особенностей эпохи Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. Трагизм любви Фауста и Гретхен
1
100
6. И.-В. Гёте. «Фауст»: идейный смысл трагедии (обзор с чтением отдельных сцен). «Пролог на небесах» – ключ к основной идее трагедии. Смысл сопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Итоговый смысл трагедии. Особенности жанра трагедии: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гёте и русская литература. Углубление понятия о драматической поэме
1
Уроки итогового контроля (2 ч)
101-102
1-2. К/р. Итоги года и задания для летнего чтения. Выявление уровня литературного
развития выпускников основной школы. Консультации для учащихся, избравших предмет «Литература» для ГИА в 9 классе
2