МУ Управление образования МР «Нижнеколымский район»,
учебно-методический отдел,
учебное методическое объединение учителей русского языка и литературы
Методическая разработка урока литературы в 11 классе
Образ Прекрасной Дамы
в творчестве А.Блока
Каургина Людмила Васильевна,
Учитель русского языка и литературы
Колымской НСОШ им. Н.И.Таврата
с. Колымское - 2011
Тема. Образ Прекрасной Дамы в творчестве Александра Блока.
Цели: 1) познакомить учащихся с полной душевных бурь и событий жизнью Александра
Блока и Любови Менделеевой;
2) познакомить учащихся с ранним творческим периодом поэта;
3) на материале произведений из сборника «Стихи о Прекрасной Даме» раскрыть
своеобразие раннего поэтического мира поэта.
Оформление: портреты А.А.Блока и Л.Д.Менделеевой, стенд о жизни и деятельности
Блока, выставка книг, вырезки из журналов.
Оборудование: ПК, проектор, музыкальный центр, диски и аудиозаписи.
ХОД УРОКА
(На экране проецируется эпиграф)
Ведь вся история моего внутреннего развития
«напророчена» в «Стихах о Прекрасной Даме»
(А.Блок – А.Белому, 1910 г.)
«Лучшими остаются «Стихи о Прекрасной
Даме». Время не должно тронуть их…»
(А.Блок, 1916 г.)
1. Проверка домашнего задания.
Беседа:
- Какие факты биографии А.Блока привлекли ваше внимание?
- Родственники А.Блока – очень известные люди, настоящий «сплав гениев России».
- Расскажите о них.
- Отец Александр Львович – профессор Варшавского университета, философ, музыкант, «тонкий стилист». Дед Блока по матери Андрей Николаевич Бекетов – учёный-ботаник, ректор Петербургского университета. Жена деда, бабушка Блока – Елизавета Григорьевна – дочь известного исследователя Средней Азии Григория Корелина, сама занималась литературой, научными и художественными переводами. Мать Блока Александра Андреевна (по второму замужеству Кульбицкая-Пиоттух) и две ее сестры занимались литературными переводами. Жена Блока – Любовь Дмитриевна Менделеева – дочь знаменитого учёного-химика Д.И.Менделеева. (На экране проецируются портреты, фотографии семей Блока и Менделеевых).
2. Вступительное слово учителя.
(Проецируется «Портрет Блока» работы художника И.Пархоменко, февраль 1910 г.)
По воспоминаниям М.Горького, «Блок был изумительно красив как поэт и как личность».
Первая книга стихов А.Блока (1898-1904 гг.) состоит из сборников «Стихи о Прекрасной Даме», «Распутья» и др. Это символистские стихи, полные чувств тревоги, тоски, ожидания и недосказанности. Но они красивы и музыкальны, даже изысканны.
В «Стихах о Прекрасной Даме» (в основе их – любовь поэта к Любови Дмитриевне Менделеевой) всё овеяно мистической тайной, надеждой на явление Прекрасной Дамы. В стихах проявляются важнейшие особенности лирики Блока – музыкально-песенный строй, сложная структура образов, звуковая и цветовая выразительность.
(Проецируется фотография «Александр Блок в Шахматове, 1909 г.)
3. Сообщения учащихся.
(Проецируется фотография «А.Блок и Л.Менделеева женихом и невестой, 1903 г.)
1-й уч. Когда Любовь Дмитриевна Менделеева стала невестой Блока, он писал ей: «Если мне когда-нибудь удастся что-нибудь совершить на чём-нибудь запечатлеться, оставить мимолетный след кометы, всё будет твоё, от Тебя и к Тебе». Вся последующая жизнь Блока, жизнь, ставшая искусством, - непреложное подтверждение его слов. Ведь если непосредственное «воспевание» Прекрасной Дамы длилось четыре года и составило самый объёмистый том блоковской лирики, то всё остальное творчество связано с жизнью поэта, которая просто-напросто могла оборваться, если бы Любовь Дмитриевна не ответила на его чувство (он твёрдо решил покончить с собой в противном случае), а кроме того, как ни сложно, даже трагично складывалась их совместная жизнь, Любовь Дмитриевна была непременным условием существования, точкой опоры, без чего немыслимо было бы всё его творчество.
Со мной всю жизнь – один Завет:
Завет служенья Непостижной.
Эта возвышенная поэтическая формулировка из стихов о Прекрасной Даме, провозглашенная юным Блоком в 1902 году, подтверждается простыми словами, сказанными им в 1915 году: «Я думаю о тебе – думаю сквозь всю мою жизнь…»
2-й уч. Стремление к Прекрасной Даме было стремлением к прекрасному, проявлением благородной души поэта: «Настоящее всё вокруг Тебя, живой и прекрасной русской девушки. В тебе то, что мне необходимо нужно, не дополнение, а вся полнота моя».
Что же увидел поэт в этой девушке, позволившее ему с глубочайшей уверенностью уверовать сразу и на всю жизнь в её единственность, что позволило написать ему строки, от которых он никогда не отрёкся:
Я и молод, и свеж, и влюблён,
Я в тревоге, в тоске и в мольбе,
Зеленею, таинственный клён,
Неизменно склонённый к тебе.
3-й уч. Можно подумать, что судьба задолго до того, как они полюбили друг друга, заботилась о том, чтобы они не разминулись на жизненном пути. Дед Блока, А.Н.Бекетов, ректор Петербургского университете, был дружен с великим химиком Д.И.Менделеевым. Небольшое подмосковное именьице Бекетовых – Шахматово, воспетое Блоком, - было приобретено задолго до рождения поэта по совету великого русского химика и находилось всего в семи верстах от менделеевского Боблова. Любовь – так назвали Дмитрий Иванович и Анна Ивановна свою первую дочь, которая была годом младше Сашуры Блока. Однажды летом Анна Ивановна приехала с маленькой Любой в Шахматово, и Сашура, которому не было ещё трёх лет, подарил первый букет цветов – это были ночные фиалки – своей будущей Прекрасной Даме.
4-й уч. Но, хоть Александр Блок и Любовь Менделеева были знакомы с младенчества, а потом время от времени встречались то в Петербурге зимой, то в деревне летом, знакомство это не укреплялось постоянным общением. Однажды летом 1898 года скучающий Александр Блок, которому шёл восемнадцатый год, (он был невысокого роста, ладный, с шапкой тёмно-медных вьющихся волос и малоподвижным античным лицом), прискакал на своём белом коне в Боблово, где было много молодёжи и где устраивались любительские спектакли (а он в то время мечтал о сцене), он вдруг словно впервые увидел шестнадцатилетнюю девушку, и она произвела на него огромное впечатление. М.А.Бекетова, тётка и биограф Блока, вспоминала, какой была в то время Любовь Дмитриевна: она «носила розовые платья, великолепные золотистые волосы заплетала в косу. Нежный бело-розовый цвет лица, чёрные брови, детские голубые глаза и строгий неприступный вид». Эта строгость, даже суровость внешняя Любови Дмитриевны удерживали юного блока на расстоянии. Он и предположить не мог, что также заинтересовал её. Свою внешнюю холодность Любовь Дмитриевна старалась компенсировать «внутренней активностью» - «всеми внутренними своими «флюидами» притягивать внимание Блока к себе». Она вспоминала: «Говорить взглядом мне и в голову не могло прийти; мне казалось бы это даже больше, чем слова, и во много раз страшнее. Я смотрела всегда только внешне-светски и при первой попытке встретить по-другому мой взгляд уклоняла его».
В стихах Блока отразилась целомудренность их отношений:
Странно: мы шли одинокой тропою,
В зелени леса терялся наш след;
Стана ее не коснулся рукою…
Страсть и любовь не звучали в ответ…
5-й уч. (Проецируется фотография «Сцена из любительского спектакля Шекспира «Гамлет». В роли Офелии – Любовь Менделеева, в роли Гамлета – Александр Блок»).
На поверхности ничего не происходило как будто: ставились спектакли, играли роли, она – Офелия, он – Гамлет. Но в глубине зрело чувство и находило выход в стихах.
То бесконечность пронесла
Над падшим духом ураганы,
То Вечно-Юная прошла
В неозарённые туманы.
Но именно в эти годы происходит медленный и сложный процесс трансформации «певца песен странных» в поэта, перед которым раскрываются «прежде незнакомые» дали.
В примечаниях к «Стихам о Прекрасной Даме» Блок говорил, что в них «всё внимание направлено на знаки, которые природа щедро давала слушавшим её с верой». Период стихов о Прекрасной даме – важнейший период в развитии поэта – это период сильных мистических переживаний поэта – романтика, когда за любым явлением, любым событием ощущалось и предполагалось существование иной, таинственной, или мистической природы, суть которой и волновало воображение поэта.
6-й уч. Летом 1901 года «началось то, что «влюблённость» стала меньше призвания более высокого, но объектом того и другого было одно и то же лицо». Лицом этим была, конечно, Любовь Дмитриевна, в ней Блок увидел земное воплощение Вечной Женственности.
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –
Всё в облике одном предчувствую Тебя.
Начинается тайное поклонение уже не просто земной «простой русской девушке», но Прекрасной Даме, поток стихов – к ней и о ней.
7 ноября 1902 года Блок решается на смелый шаг – объясняется в любви Прекрасной Даме, причём заранее решает покончить с собой, если чувство его будет отвергнуто. Любовь Дмитриевна «приняла его любовь». В августе 1903 года Александр Блок и Любовь Дмитриевна обвенчались в деревенской церкви села Тараканово, неподалёку от Шахматова и Боблова.
Жизнь временами была мучительной для обоих, жизнь отбрасывала их друг от друга, но та «малопостижимая» связь, которую ощущал меж ними Блок в юные годы, не прерывалась до конца их жизни.
7-й уч. Всё та же ты, какой цвела когда-то,
Там, над горой туманной и зубчатой,
В лучах немеркнущей зари.
«Трепетная нежность наших отношений никак не укладывалась в обыденные человеческие: брат – сестра, отец – дочь… Нет! Больнее, нежнее, невозможней…», - писала Любовь Дмитриевна. В 1917 году, когда она играла в Псковском театре, он звал её: «Ты мне нужна, как воздух, без тебя нечем дышать». Любовь Дмитриевна вернулась. Последние годы, трудные, послереволюционные, была рядом с поэтом. Она и работала сама, и помогала ему в его литературной работе, и со свойственными ей энергией и целеустремлённостью налаживала трудный быт. Во время последней, предсмертной болезни ухаживала за ним только она…
Ты вспомнишь, когда я уйду на покой,
Исчезну за синей чертой, -
Одну только песню, что пел я с Тобой,
Что Ты повторяла за мной.
(Звучит фрагмент «Лунной сонаты» Бетховена)
4. Выразительное чтение учащимися стихотворений А.Блока из сборника «Стихи о Прекрасной Даме».
- Какие мысли и переживания вызывают эти стихотворения?
- Как поэт изображает чувство любви?
- Назовите тему и основную мысль стихотворения.
5. Заключительное слово о глубине переживаний и масштабности раздумий А. Блока.
6. Домашнее задание.
1) Выучить наизусть одно из стихотворений из сборника «Стихи о Прекрасной Даме».
2) Письменный анализ лирического произведения (по выбору).
(Примерная схема анализа лирических произведений прилагается).
Примерная схема анализа лирического произведения
Дата написания.
Реально-биографический и фактический комментарий.
Жанровое своеобразие.
Идейное содержание:
а) ведущая тема;
б) основная мысль;
в) эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении в их динамике или статике;
г) внешнее впечатление;
д) преобладание общественных или личных интонаций.
5. Построение стихотворения:
а) сопоставление и развитие основных словесных образов;
б) какими основными изобразительными средствами иносказания пользуется автор: метафора, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония и т.д.
в)речевые особенности: эпитет, повтор, антитеза, инверсия, обращение, восклицание и т.д.
г) основные особенности ритмики;
д) рифма (мужская, женская, дактилическая, простая, составная…) и способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая);
е) строфика (двустишье, трехстишье, пятистишье, сонет и т.д.)
ж) звукопись, цветопись.
МУ Управление образования МР «Нижнеколымский район»,
учебно-методический отдел,
учебное методическое объединение учителей
русского языка и литературы
Методическая разработка интегрированного урока
русского языка и литературы в 5 классе.
Анализ лирического произведения.
Стихотворение С. Есенина
«Поёт зима – аукает…»
Каургина Людмила Васильевна,
Учитель русского языка и литературы
Колымской НСОШ им. Н.И.Таврата
с. Колымское - 2010