Муниципальное общеобразовательное учреждение
Сусанинская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор
__________М.В.Яблокова
Приказ № ________от
«____»_______20__г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
___________
«____»____________20 __ г.
«Рассмотрено»
на методическом совете
_____________________
Протокол № ___ от
«____»________20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
по элективного курса по русскому языку «Учимся писать сочинение» / 10 класс / __________________________
предмет, класс и т. п.
Учитель: ____Голубева М.А.___1 кв. кат._______________
Ф. И. О. педагога, категория
17/ 0,5
____________________
кол-во часов в неделю, в год
учебный год
Пояснительная записка.
Программа элективного курса «Пишем сочинение» для учащихся 10-х классов углубляет курс русского языка и литературы и имеет практическую направленность. Изучение языка художественной литературы позволяет глубже понять произведение в неразрывном единстве его идейно-эстетического содержания и формы, способствует формированию художественного вкуса учащихся и обогащению их речи, воспитывает в них любовь к родному слову, к русской культуре. Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником занимают одно из важнейших мест в системе образования. Оказание помощи в приобретении практических навыков, активизации творческих способностей школьников - путь обучения, который в конечном итоге ведет к развитию письменной речи. Основная цель любого учебного предмета, а тем более словесности - научить в слове передавать свои мысли, чувства, настроения, переживания ощущения, впечатления, то есть проявлять личностные качества. В этом состоит огромная роль комплекса письменных работ, предлагаемых учащимся.Формирование коммуникативной компетентности учащихся – цель данной программы.
Очень важно работать с учащимися с целью подготовки к сочинению и выработки навыков анализа текста. Анализ языковых особенностей, композиции текста открывает для учащихся возможность работать по образцу. Целесообразно обучать учащихся написанию сочинений разных типов и жанров, анализировать литературоведческие тексты и тексты школьных сочинений, написанных более способными учащимися. Предлагаемый материал поможет учащимся разобраться в разнообразной типологии школьных сочинений, развить чуткость к литературным произведениям, научит выражать свои мысли и правильно оформлять их в своих сочинениях.
Учащиеся должны знать и уметь:
понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историко-литературного процесса того или иного периода;
знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным направлениям;
уметь определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературной жизни, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественных произведений;
хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки;
воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризовать основные компоненты его формы и содержания:
при анализе конкретных художественных произведений знать тему, идейное богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос,
систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, конфликт,
внесюжетные элементы,
роль заглавия, эпиграфа, художественной детали, приемы психологического изображения, особенности художественной речи (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола, аллегория, символ, гротеск, антитеза), особенности жанра;
уметь оперировать при анализе следующими теоретико-литературными понятиями и терминами:
роды художественной литературы (эпос, лирика, драма)
их основные жанры (роман, повесть, рассказ, поэма и др.);
литературные направления и течения (классицизм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм и др.);
стихотворные размеры.
2.Содержание программы.
Тема 1. Сочинение как текст. Основные признаки текста. (1 час)
Общие требования к составлению текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определенной стилистике.
Тема 2. Работа над текстом художественного произведения. (2 часа)
Основные единицы текста. Предложение, прозаическая строфа (группа предложений, объединенных по смыслу и грамматически и выражающих более или менее законченную мысль) и фрагмент - группа прозаических строф, объединенных по смыслу и грамматически. Глава, часть и текст в целом - законченное речевое произведение.
Тема 3. Основные типы тем сочинений по лирике. (4 часов)
Основная тематика и проблематика лирических произведении. «Сквозные» темы лирики (сопоставление произведений двух авторов, нескольких авторов одной эпохи, разных эпох). Тема, мотивы, проблематика, образ лирического героя, художественное своеобразие. Анализ одного лирического произведения (исследование текста стихотворения в единстве его содержания и формы в контексте творчества автора и русской поэзии в целом). Сочинение - анализ стихотворения. Сравнительный анализ лирических произведений. Сравните тексты сочинений, посвященных разбору одного и того же стихотворения. Отметьте общее в подходах обоих авторов и своеобразие истолкования стихотворения каждого из них. Тема, идея, проблема, конфликт. Стихотворная речь. Стихотворная речь в связи с содержанием стихотворения как элемент своеобразия авторской поэтики. Художественная функция стихосложения. Рифма (мужская, женская, дактилическая, простая, составная, парная, перекрестная, опоясанная).
Тема 4. Основные подходы к анализу эпического произведения. (5 часов)
Возможность различного словесного выражения одной темы. Жанровое своеобразие эпических произведений (социально - психологический роман, историческая повесть, фантастический рассказ). Идейный смысл произведения (круг явлений действительности, которые автор отбирает, обобщает, воспроизводит). Проблематика произведения. Мировоззрение автора. Композиционное своеобразие.
Сочинение - рецензия. Единство содержания и формы. Использование и оценка идейно - художественного своеобразия произведения. Поэтика автора, его поэзия и средства ее выражения, стиль рецензии. Актуальность проблематики произведения. Анализ названия (семантика, ассоциации). Композиционные особенности и их роль. Художественный конфликт и его движение в развитии сюжета. Мастерство в создании характеров.
Сочинение - анализ эпизода (общие рекомендации). Место эпизода в произведении, характер изображенного события, действующие лица. Роль эпизода в связи с тематикой и проблематикой произведения.
Тема 5. Основные типы сочинений. (5 часов)
Основные типы сочинений.
Сочинение - описание. Сочинение - повествование. Сочинение - рассуждение. Функции описания в художественной литературе. Своеобразие повествования как типа речи, его функции в художественной литературе. Назначение и сфера использования рассуждения.
Сочинение - описание. Портретные, пейзажные, событийные описания. Многообразие стилистических функций. Анализ текстов. Портретная характеристика.
Сочинение - рассуждение. Рассуждение - доказательство, рассуждение - опровержение. Основной тезис высказывания. Объем и содержание темы. Составление плана. Подбор аргументов и фактического материала. Анализ планов.
3. Требования к уровню подготовки
Ожидаемые результаты:
определять тему и основную мысль текста, стиль и тип речи; определять виды, способы, средства связи предложений и частей в тексте;
излагать точно, логично, выразительно высказанную мысль в тексте для изложения;
логично выстраивать подтемы для раскрытия темы текста изложения;
выбирать для использования в тексте изложения из ряда эмоционально-экспрессивных, оценочных средств наиболее подходящие для данной речевой ситуации;
определять тему сочинения, его основную мысль, границы раскрытия темы; отбирать и систематизировать материал для сочинения;
составлять простой и сложный план текста сочинения;
отбирать и систематизировать языковые средства для раскрытия темы сочинения;
выражать в тексте сочинения свою позицию в отношении высказанного тезиса;
совершенствовать написанный текст сочинения.
Контроль предметных результатов
Сочинение как текст. Основные признаки текста. Работа над текстом художественного произведения.
2
Основные типы тем сочинений по лирике
1
1
8
4
3
Основные подходы к анализу эпического произведения
1
14
4
Основные типы сочинений
1
16
Тематическое планирование.
Предлагаемый курс (объем - 17 ч.) может быть реализован в течение одного полугодия.
Учебно-тематический план.
-
п/п
Темы занятий.
Основные понятия.
Формы контроля
Дата
план
Дата
факт
Кор-ка
1.
Сочинение как текст. Основные признаки текста.
запись лекции учителя;
составление плана опорной таблицы.
1
2-3
Работа над текстом художественного произведения.
аналитическое чтение;
отбор и систематизация фактического материала к темамсочинения;
стилистический эксперимент (работа учащихся над выразительными средствами языка).
Текущий по теме
2-3
запись лекции учителя;
составление текстов на любую
ему и в любом стиле.
4.
Основные типы тем сочинений по лирике.
нахождение поэтических средств, с помощью которых авторам удалось выразить итог лирического высказывания; определение стихотворного размера;
СР
4
5
Основная тематика и проблематика лирических произведений.
Поэтика лирического произведения
Текущий по теме
5
6
Сочинение - анализ стихотворения.
Исследование текста.
Текущий по теме
6
7-8
Сравнительный анализ лирических произведений.
Ассоциации, выстраивание ассоциативных рядов.
КР Написание сочинения на заданную тему
7-8
9
Основные подходы к анализу эпического произведения.
анализ художественного произведения в единстве его содержания и формы;
аргументированное истолкование и оценка идейно - художественного своеобразия произведения; определение художественных достоинств исследуемого текста и его значимости для литературного процесса, общественной жизни.
Текущий по теме
9
10
Возможность различного словесного выражения одной темы.
обоснование повода для рецензирования (новое, «возвращенье имя», творчество автора - заметное явление литературы, полемика вокруг автора, актуальность проблематики произведения);
Текущий по теме
10
11
Сочинение - рецензия
создание рецензии на самостоятельно прочитанное произведение литературы, фильм, спектакль, литературный концерт.
Текущий по теме
11
12
Сочинение- анализ эпизода (общие рекомендации).
аналитическое чтение текста;
составление списка эпизодов, анализ которых значим для понимания смысла произведений XIX и XX веков;
анализ эпизодов по плану;
анализ школьных сочинений, в основе которых лежит анализ эпизода.
Текущий по теме
12
13
Основные типы сочинений.
знакомство с образцами сочинений разных типов: (описания, пейзажа, архитектурного памятника, литературного героя, эпизода);
Текущий по теме
13
14-15
Сочинение - описание.
практикум (обдумывание основного пейзажа, определение объема и содержания темы);
анализ и оценка собственных текстов.
СР составление плана сочинения
14-15
16-17
Сочинение - рассуждение.
составление плана, подбор аргументов и фактического материала;
разборка темы сочинения как доказательство или опровержение.
КР
Написание сочинения по заданной теме
16-17
18
Сочинение - характеристика
написание сочинений на заданную тему.
18
Итого
17
Список литературы
Основная литература
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. – 13-е изд. – М.: Просвещение, 2007.
Нарушевич А.Г. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Лекция 8. Написание сочинения.// Русский язык, № 24, 2007.
Развивайте дар слова: Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров(7-8 кл.)». Сос. Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1982.
Дополнительная литература
Русова Н.Ю. Как писать сочинение, изложение и диктант. – Н.Новгород: Издательство «ДЕКОМ», 1994.
Уртминцева М.Г. Сочинение на «отлично». – Нижний Новгород: «Русский купец» и «Братья славяне», 1996.
Ушаков А.Г. Пишем сочинение. М., 1992.
Шашкова В.В., Брикер З.М., Куприянов З.М. ЕГЭ по русскому языку: теория и практика выполнения задания с развернутым ответом.(Часть 2) – Чебоксары, ООО «Информационно-образовательное агентство «Лидер», 2007.
Шипицына Г.М. Изложения и сочинения с заданиями и ответами: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1997.
Методические рекомендации по реализации программы
Критерии успешности учащихся:
Ученик получит зачет (оценка не ниже «4») при условии выполнения не менее 3-х обязательных работ:
анализ художественного произведения, поэтического текста и эпического произведения;
творческие работы в эпистолярном стиле;
реферативная работа и ее защита.
Дополнительные баллы выставляются за любое из названных дополнительных условий:
качественно выполненное по собственной инициативе задание;
использование Интернет - технологии;
инициативную публичную презентацию своей работы в школе или за ее пределами (конкурс, смотр, публикация).
Тема 1.
Текст - это единица речи, так как представляет собой конкретное речевое произведение, проявляющееся чаще всего в письменной форме, но так же и в устной (текст устного выступления).
Основные признаки текста: информативность (тема, основная мысль), целостность (связность и цельность), композиционная завершенность.
Практические задания
1. Конструирование текста. Восстановите текст В. Романенко, публициста и прозаика, расположив части текста в правильной последовательности.
2. При списывании вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания, раскройте скобки.
3. Определите, какие языковые средства связи использует автор.
1. С севера дует порыв…стый ветер. Закат пылает но по законам короткого зимнего дня он стремителен и прорывается сквозь гряду серых, расползающихся, как дым, облаков далёким костром.
2. На какой (то) миг небо пустеет и только одинокая - из тех что послабее, - птица догоняет свою стаю, с трудом, через силу машет крыльями. Потом вдруг снова как (будто) кто (то) забросил сотню черных платков в вышину и они затр…п…тали зам…лькали перед глазами - на блеклом небе над белыми снегами.
3. От (туда), со стороны заката, вереница за вереницей летят стаи ворон галок грачей. Летят торопливо и почти без крика. А главное - летят так низко, что (не) вольно кажется: вот-вот бросят какую (нибудь) (не) задачливую летунью на дерево или на провода высоковольтной передачи…;
4. Они летят не прямо а все время лавируя в воздушных потоках, пр…одолевая св…репые порывы ветра. Их бросает то в (верх) то в (низ) то заносит в сторону.
Вопросы для сообщения и обсуждения
Способы и средства связи между частями текста.
Виды переработки текста.
Что такое микротема?.
Восстановление текста по выписанным микротемам (сжатое изложение).
Анализ текста
Солнце уже оторвалось от леса, вышло в чистый, готовый для его простор, держась чуть справа, как вчера и позавчера, десять и двадцать лет назад. Оно все еще было неяркое, четкое и не слепило глаза. Росы в огороде, казалось, даже прибавилось, горящими, заманчивыми искрами она блестела повсюду. Деревня просыпалась, над крышами поплыл дым, по улице тяжело и сыто, содрогая землю, брел скот, хлопали в избах тугие двери, раздавались первые, хорошо слышные поутру голоса.
(В.Распутин)
Комментарий к тексту
Предложения соединены между собой параллельной связью, т.е. каждое следующее предложение строится, сохраняя последовательность расположения главных членов предложения. (Солнце оторвалось… Оно было неяркое… Прибавилось… Деревня просыпалась…). Почти в каждом предложении содержится новый предмет описания (солнце, роса, деревня.), без упоминая предыдущего. Средство связи - местоимение (солнце…оно).
Тема 2.
Чтобы хорошо написать сочинение, необходимо, во-первых, знать основные требования, которые предъявляются к письменной работе.
Соответствие теме.
Содержательность и лаконичность, глубина и полнота раскрытия темы.
Доказательность высказанной мысли, аргументированность выдвинутого положения.
План и логичность, последовательность изложения.
Самостоятельность мышления.
Оригинальность, стилевое единство и выразительность повествования.
Смысловая точность эпиграфов и цитат.
Достоверность в освещении литературных и исторических фактов.
Правильное словоупотребление, грамматико-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка.
Остановимся подробнее на некоторых из вышеперечисленных аспектах.
Соответствие теме
Чтобы лучше понять тему, нужно выявить ключевое слово (слова) или понятие в ней.
Например, в теме «Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни» главным, ключевым словом является слово «энциклопедия». Почему В. Г. Белинский назвал роман Пушкина А. С. энциклопедией русской жизни? Пушкин сумел отразить в своем произведении быт, традиции, нравы, образ жизни русского дворянства первой трети XIX века. Действительно, о чем мы узнаем из этого произведения? О воспитании дворян (как в столице, так и в провинции), о распорядке дня «молодого повесы», о столичной моде, об интерьере, о круге чтения, о репертуаре театров, о верованиях, праздниках, обрядах народа, о дуэлях, о моральных устоях и т. в формулировке темы «Война и мир» - роман-эпопея» или «Жанровые особенности романа Л. Н. Толстого «Война и мир» главными, ключевыми словами являются слова «роман-эпопея» и «жанровые особенности».
Жанр «Войны и мира» - роман-эпопея. И необходимо доказать это в своей работе. Для романа-эпопеи как жанра характерны следующие особенности: 1) изображение исторических событий; 2) большое количество действующих лиц и сюжетных линий; 3) показ различных социальных слоев; 4) протяженность во времени.
Все эти черты присущи и роману Л. Н. Толстого (так же как и роману Шолохова М. А. «Тихий Дон»). Ученик должен показать и доказать, что «Война и мир» - это роман-эпопея, опираясь на примеры из текста.
Таким образом, выбор темы и ключевого понятия является первым шагом в работе над сочинением.
Содержательность работы
Вторым, и не менее значимым, вопросом является вопрос выбора произведения (эпизодов) или произведений.
Поэтому учащийся должен четко отобрать фактический материал для доказательства выбранной темы. Это означает, что нужно выбрать наиболее важные, яркие эпизоды или ситуации, в которых натура героя (авторская позиция, суть явления) показана наиболее полно. Например, чтобы раскрыть тему «История любви Евгения Онегина», нужно очень хорошо знать сюжет произведения и показать эволюцию чувств главного героя к Татьяне Лариной. Какие же это этапы:
1) отношение к любви как к «страсти нежной»;
2) знакомство с семейством Лариных, высказывания Онегина о Татьяне;
3) письмо Татьяны и отповедь Онегина;
4) бал и дуэль;
5) странствия и духовное перерождение героя;
6) встреча с Татьяной в Петербурге;
7) последнее объяснение.
В теме «Сатирические мотивы и их роль в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» желательно вспомнить следующих героев и ситуации. И.С. Тургенев является признанным мастером портретной характеристики. Мы помним, как он относится к псевдопоследователям Базарова - Кукшиной и Ситникову. Это достаточно комические персонажи, своеобразные карикатуры на Базарова. Вспомните, как описывает их Тургенев (эпизоды: завтрак у Кукшиной; приезд Ситникова к Одинцовой). Иронически относится Тургенев и к главному оппоненту Базарова, аристократу П.П. Кирсанову. Буквально одним штрихом снижает он образ благородного барина. П.П. Кирсанов любил разглагольствовать о народе, на столе его стояла даже серебряная пепельница в форме лаптя, но, встречаясь с мужиками, П.П. Кирсанов подносил к носу кружевной платок. Развенчивая П.П. Кирсанова как героя своего времени, Тургенев смеется над ним и в сцене дуэли. (Вспомните приготовления к дуэли, выбор секунданта - им должен стать обычный лакей с «дурацкой физиономией» - и саму сцену дуэли, когда П.П. Кирсанов был ранен в ляжку. Он (военный человек!!) закатил глаза и упал в обморок от пустякового ранения навылет.) В этих эпизодах Тургенев смеется над изнеженностью и неприспособленностью к жизни П.П. Кирсанова.
Указанная выше тема достаточно сложна и коварна. Ее не следует сводить к образной характеристике. Главный тезис в раскрытии этой темы должен быть следующий: И.С. Тургенев применяет юмор, иронию как художественные приемы для раскрытия вышеперечисленных образов.
План. Логичность и последовательность изложения.
Учащиеся часто задают вопрос: обязателен ли план к сочинению? План, как таковой, не обязателен, но, на наш взгляд, невозможно хорошо и полно написать работу без плана. Поэтому, чтобы развить умение последовательно и логически мыслить, нужно научиться составлять план. Пусть это будет план-набросок или цитатный план.
Цитатный план к теме
«Многообразие крестьянских типов в поэме
Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"»
I. Вступление. История создания поэмы; основная творческая задача, поставленная поэтом; главная проблема поэмы: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» «Кому на Руси жить хорошо» - энциклопедия жизни крестьянства в дореформенное и пореформенное время.
II. Основная часть. Многообразие крестьянских типов в поэме.
1. Собирательный образ крестьян-правдоискателей (они являются связующим звеном всей поэмы; их краткая характеристика, гл. «Пролог»).
2. Встреча с людьми разных званий на сельской ярмарке (характеристика крестьянских типов в главах «Сельская ярмарка», «Пьяная ночь», «Счастливые»); изображение отрицательных сторон жизни крестьянства: пьянство; темнота, невежество; забитость; покорность.
3. Яким Нагой - герой, стихийно протестующий против угнетения и беспросветной жизни, понимающий тяжесть своего существования:
В деревне Босове
Яким Нагой живет,
Он до смерти работает,
До полусмерти пьет!..
Живет - с сохою возится,
А смерть придет Якимушке -
Как ком земли отвалится,
Что на сохе присох...
Развернутый план по теме «Трагическая судьба Катерины Кабановой».
I. Вступление. История создания драмы: историческая обстановка в России накануне отмены крепостного права; замысел Островского «Ночи на Волге» (поездка по верхневолжским городам в 1856 году).
II. Основная часть. Освобождение женщины от деспотического семейного гнета, отношение к женщине как к личности - основная тема драмы «Гроза». Образ Катерины Кабановой.
1. История жизни Катерины до замужества (до замужества Катерина жила в родительском доме в атмосфере любви, набожности, относительной свободы: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле»).
2. Положение Катерины после замужества (из атмосферы любви и уважения героиня попадает в дом Кабановых, где царят порядки «Домостроя», всем правит Марфа Игнатьевна Кабанова, она «ест Катерину поедом», подозревает ее в чем-то, заставляет подчиняться, исполнять традиционные обычаи. Все это создает атмосферу гнетущего быта, Катерине душно и тяжело жить в этом доме, и все здесь «как будто из-под неволи»).
3. Положительные черты характера Катерины:
а) доброта;
б) искренность;
в) религиозность;
г) стремление к прекрасному;
д) решительность;
е) стремление к свободе;
ж) честность, неумение лгать и приспосабливаться;
з) потребность любить.
4. Противоречия характера Катерины:
а) Катерина уйти от мужа не может, так как она «и жалеет и боится нарушить супружеский долг»;
б) жить, не любя, не может (в любви отражается стремление этой героини к личной свободе, независимости; жить и доме Кабанихи - значит смириться, терпеть все унижения и попреки, поэтому она предпочитает смерть вечному рабству).
5. Конфликт Катерины с «темным царством»:
а) Катерина не может приспособиться к морали «темного царства: «Делай что хочешь, лишь бы все шито, да крыто было»;
б) Любовь к Борису - нарушение устоев «темного царства»; стремление к истинной любви побеждает страх перед Кабанихой;
в) всенародное признание в своем грехе и самоубийство - вызов самодурной силе «темного царства»;
г) был ли иной выход у Катерины?
III. Заключение. Почему именно в женском образе Островский показал протест против «темного царства». «Самый сильный протест бывает тот, который поднимается из груди самых слабых и терпеливых» (Н. А. Доролюбов «Луч света в темпом царстве»). Идея пьесы «Гроза» - стремление к очищению, обновлению жизни всего русского общества.
Практические задания
В приведенном ниже отрывке из произведения А. К. Толстого «Князь Серебряный» укажите выразительные средства языка. Скажите, какую роль они играют в тексте?
Проведите стилистический эксперимент: исключите из текста все выразительные средства, сравните варианты и скажите, что ушло из текста вместе с выразительными средствами?
(Рекомендуем сначала внимательно прочитать текст, вчитаться в него. Затем выписать все выразительные средства и подумать, что они дают тексту, какова их роль.)
Верст тридцать от Слободы, среди дремучего леса, было топкое и непроходимое болото, которое народ прозвал Поганою Лужей. Много чудесного рассказывали про это место. Дровосеки боялись в сумерки подходить к нему близко.
Уверяли, что в летние ночи над водою прыгали и резвились огоньки, души людей, убитых разбойниками и брошенных ими в Поганую Лужу.
Даже среди белого дня болото имело вид мрачной таинственности. Большие деревья, лишенные снизу ветвей, поднимались из воды, мутной и черной. Отражаясь в ней, как в туманном зеркале, они принимали чудный вид уродливых людей и небывалых животных. Не слышно было вблизи болота человеческого голоса. Стаи диких уток прилетали иногда плескаться на его поверхности. В камыше раздавался жалобный крик водяной курочки. Черный ворон пролетал над вершинами дерев, и зловещее карканье его повторялось отголосками. Иногда слышны были далеко-далеко стук топора, треск надрубленного дерева и глухое падение.
Но когда солнце опускалось за вершины, когда над болотом подымался прозрачный пар, стук топора умолкал, и прежние звуки заменялись новыми. Начиналось однообразное кваканье лягушек, сперва тихое и отрывистое, потом громкое, слитым хором.
Чем более сгущалась темнота, тем громче кричали гады. Голоса их составляли как бы один беспрерывный и продолжительный гул, так что ухо к нему привыкало и различало сквозь него и дальний вой волков, и вопли филина. Мрак становился гуще; предметы теряли свой прежний вид и облекались в новую наружность. Вода, древесные ветви и туманные полосы сливались в одно целое. Образы и звуки смешивались вместе и ускользали от человеческого понятия. Поганая Лужа сделалась достоянием силы нечистой.
К сему-то проклятому месту, но не в темную ночь, а в утро солнечное, Малюта и опричники его направляли бег свой.
В то самое время, как они торопились и погоняли коней, другие молодцы, недоброго вида, собирались в дремучем лесу недалеко от Поганой Лужи.
Вопросы для сообщения и обсуждения:
Композиционно – синтаксические типов речи
Роль личных местоимений в построении речи
Расскажите о I типе речи. Каковы его стилистические особенности? Как используется I тип речи в художественной литературе?
Расскажите о II типе речи. Каковы его особенности? Как используется II тип речи художественной литературе?
Расскажите о III типе речи. Каковы стилистические особенности, этого типа речи? Охарактеризуйте сферы его распространения
Выбор формы речи от 1-го лица, когда автор «передоверяет» повествование рассказчику, позволяет дополнительно, изнутри охарактеризовать героя-рассказчика, передать его непосредственный взгляд на окружающее, его эмоции, оценки, интонации. Такая форма изложения может придавать рассказу искренность, исповедальность - прием, которым часто пользовался Ф. М. Достоевский. Вот пример из романа «Подросток» (свидание героя романа Аркадия с Ахматовой):
Я здесь до вашего приезда глядел целый месяц на ваш портрет у вашего отца в кабинете и ничего не угадал. Выражение вашего лица есть детская шаловливость и бесконечное простодушие - вот! Я ужасно дивился на это все время, как к вам ходил. О, и вы умеете смотреть гордо и раздавливать взглядом: я помню, как вы посмотрели на меня у вашего отца, когда приехали тогда из Москвы... Я вас тогда видел, а, между тем, спроси меня тогда, как я вышел: какая вы? - и я бы не сказал. Даже росту вашего бы не сказал. Я как увидел вас, так и ослеп. Ваш портрет совсем на вас не похож: у вас глаза не темные, а светлые, и только от длинных ресниц кажутся темными. Вы полны, вы среднего роста, но у вас плотная полнота, легкая полнота здоровой деревенской молодки. Да и лицо у вас совсем деревенское, лицо деревенской красавицы, - не обижайтесь, ведь это хорошо, это лучше - круглое, румяное, ясное, смелое, смеющееся и... застенчивое лицо! Право, застенчивое! Застенчивое у Катерины Николаевны Ахматовой! Застенчивое и целомудренное, клянусь! Больше, чем целомудренное - детское! - вот ваше лицо! Я все время был поражен и все время спрашивал себя: та ли это женщина?
Развитию навыков работы с текстом, литературоведческим материалом, устной речи учащихся служат разные формы уроков. Особый интерес представляют уроки-размышления по творчеству Ф.М.Достоевского (см. приложение 1).
Тема 3.
Вопросы для сообщения и обсуждения:
Основные типы тем сочинений по лирике
I. «Сквозная» тема. Сопоставление произведений двух авторов, нескольких авторов одной эпохи, разных эпох.
Например:
Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина и Некрасова.
Тема любви в русской лирике XIX века.
II. Тема по лирике одного автора. (Тема, мотивы, проблематика, образ лирического героя, художественное своеобразие).
Например:
Тема дружбы в лирике Пушкина.
Философские мотивы лирики Лермонтова.
Проблема народа в лирике Некрасова.
III. Анализ одного лирического произведения.
Например:
Идейно-художественное своеобразие стихотворения Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…»
Каждый тип тем требует определенного подхода и внимательного отношения к характерным ошибкам, которых следует избегать.
I. «Сквозная» тема.
Необходимо иметь представление о литературном процессе в целом.
Основной тезис во вступлении должен быть сформулирован емко и точно.
Отбор материала, в том числе цитируемого, следует проводить особенно тщательно, опираясь на логику сопоставления, заданную темой и основным тезисом.
Вывод должен отличаться конкретностью, определенностью.
Возможные ошибки и недочеты
Неконкретная формулировка основного тезиса влечет за собой «рыхлую» композицию, отступление от темы
Обилие цитат уводит от главной мысли
Отсутствие вывода сводит на нет усилия автора по раскрытию темы.
II. По лирике одного автора.
Отправной точкой должно быть представление о мировоззрении автора, эволюции его творчества, понимание своеобразия его стиля.
Возможные ошибки и недочеты
«Размытость» представлений о своеобразии творчества автора приводит к обилию общих фраз, преобладанию эмоциональных оценок в ущерб анализу.
III. Анализ одного произведения.
Необходимо не только знание творчества автора в контексте литературного процесса, но и умение пользоваться литературоведческой терминологией, владение приемами литературоведческого анализа стихотворения как лирического произведения.
Возможные ошибки и недочеты
Непонимание родовой специфики лирики, образной природы снова влечет за собой пересказ произведения либо примитивный комментарий.
Практические задания
Анализ стихотворений А.А. Фета и Ф.И. Тютчева (по теме «человек и природа»).
Восприятие, истолкование, оценка поэтического текста.
Нахождение художественных средств, определение их роли
Определение стихотворного размера поэтического произведения
Осмысление художественной функции особенностей стихосложения.
В помощь учителю
Универсального плана, алгоритма, которым можно воспользоваться при разборе стихотворения, не существует. Общеизвестно, что анализ художественного своеобразия поэтического произведения предполагает рассмотрение истории создание, тематики, проблематики, идеи, композиции, образа лирического героя, языка, средств поэтической выразительности, особенностей стиха, а так же значения произведения в творчестве поэта, в литературной жизни эпохи, в литературной традиции.
Имея ввиду общие положения, можно выстроить систему вопросов.
Возможный вариант
I
В чем своеобразие лирики автора и ее значимость как явления национальной культуры? Как воспринимается стихотворение, какие чувства и мысли вызывает?
Как творческая история стихотворения в контексте творческой биографии автора помогает войти в художественный мир стихотворения?
II
Имеет ли стихотворение название? Что в нем отражено? Кто адресат посвящения (если оно есть)? В чем смысл посвящения?
Как построено стихотворение? Если оно делится на строфы, то сколько их? Каковы они по форме? Как связаны между собой?
Как звучит начало стихотворения? Какая нарисована картина и с помощью каких художественных средств? Если в стихотворении есть лирический герой, то каков его внутренний мир, состояние? Что с ним происходит? С помощью каких художественных средств это изображено?
Как движется поэтическая мысль от начала к финалу? Как передается движение: с помощью лирического сюжета, смены картин, интонации и т. д.? Какие мотивы возникают и в каких образах воплощаются? Каковы особенности стиха и их смыслообразующая роль?
Какие ассоциации возникают? Почему? Как они углубляют восприятие? Как развивается поэтическая мысль и в какой момент достигает кульминации? Какими художественными средствами это изображено?
Каков итог лирического высказывания?
Находит ли лирический конфликт свое разрешение? Какими поэтическими средствами это выражено? Как достигается автором эмоционально-смысловая целостность стихотворения?
III
Как и на основании чего можно оценивать мастерство автора стихотворения? В чем традиционность, а в чем новаторство его манеры?
Как вписывается стихотворение в творчество автора в целом, в общекультурный контекст?
Задания по всей теме
Выполнить анализ одного из стихотворений (по желанию учащихся).
Провести сравнительный анализ двух текстов сочинений, посвященных разбору одного и того же стихотворения. Найдите сходства и различия (на примере элегии В. Жуковского «Море»).
Стихотворение А.А. Фета «Первый ландыш».
Анализируя стихотворение, подчеркните единство формы (рифма, размер, звукопись) и содержания произведения
Убедитесь, что мелодическая основа стихотворения - ямб, найдите спондеи и пиррихии.
Напишите о вашем восприятии и оценке стихотворения.
«Проба пера»
Творческие работы учащихся (см. Приложение 2).
Тема 4.
В помощь учителю
Вспомним из теории литературы, что эпос - это один из четырех родов литературы наряду с лирикой, лиро-эпосом и драмой. Специфика анализа эпического произведения связана со своеобразием эпоса как рода литературы - повествованием о жизни человека, событиях, в которых он участвовал, его поведении, взаимоотношениях с другими людьми, переживаниях и т. д.
Эпические произведения принадлежат к разным жанрам - роман, повесть, рассказ, очерк и т. д. Важно не путать жанровые понятия, уметь по совокупности признаков отличить роман от повести, повесть от рассказа, рассказ от очерка. Обычно отмечается жанровое своеобразие эпических произведений (социально-психологический роман, историческая повесть, фантастический рассказ и т. п.).
При анализе текста следует стремиться к пониманию идейного смысла произведения. Раскрыть его - значит осмыслить произведение в целом. Следует избегать поверхностных выводов, формулируемых, как правило, фразами наподобие «главная мысль состоит в том, что...».
Важной составляющей анализа текста эпического произведения является толкование смысла названия (семантика, символика, этимология).
Следует определить тематику эпического произведения (круг явлений действительности, которые автор отбирает, обобщает, воспроизводит). При этом важно не смешивать тему с жизненным материалом (последнее шире), определить главную тему произведения и частные темы (мотивы) и рассматривать в единстве с другими элементами содержания произведения (проблематикой, идеей).
Проблематика (совокупность проблем (вопросов) нравственных, философских, социальных, политических, исторических, семейно-бытовых, религиозных и т. д.) произведения связана с мировоззрением автора, особенностями его творческого метода. Одна и та же тема у разных авторов ведет к постановке разных проблем - это нужно учитывать при анализе эпического произведения.
Важным элементом анализа эпического текста является определение композиционного своеобразия (соотношение частей, особые композиционные "приемы) произведения.
В процессе анализа произведения выявляется авторская позиция (понимание жизни и выражение отношения к ней) через прямые (авторская характеристика и авторские отступления) и косвенные формы выражения: в позиции героя-рассказчика, главного героя, близкого автору, названии произведения, эпиграфе к нему, посвящении. Позиция автора проявляется также в выборе места действия, подборе персонажей, их сопоставлении, образах природы, особенностях авторского повествования, пафосе и т. д.
Практические задания
Создание рецензии на самостоятельно прочитанное произведение литературы, фильм, спектакль, литературный концерт.
Напишите сочинение - анализ эпизода «Ростовы в гостях у дядюшки» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» (см. Приложение 3)
Примерный план
Роль эпизода «Ростовы в гостях у дядюшки»
в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Расскажите об эпизоде как важнейшем идейно-композиционном звене романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир», об особенностях «сцепления» эпизодов.
Сформулируйте тезис-предположение о роли данного эпизода, имея в виду его место в романе, характер изображаемого события, функцию центрального персонажа и в целом отношение автора к поднятой им проблеме.
Какая конфликтная ситуация задается Толстым в экспозиции - сцене встречи участников охоты дворовыми людьми дядюшки, и получает ли она развитие в продолжении эпизода?
Как построено описание дядюшкиного дома и интерьера? Какую роль играют в описании авторские комментарии? В чьем восприятии дан Толстым костюм дядюшки и почему?
Обратите внимание на художественные детали, с помощью которых средств автор создает образ Анисьи Федоровны. Как подчеркивает писатель контраст между Анисьей и Наташей? Какой женский тип воплощен в этом персонаже Толстым?
Аргументировано покажите, какой социально-психологический тип изображен Толстым в дядюшке? Как автор подчеркивает близость героя с народной жизнью? Отметьте и прокомментируйте сходство дядюшки с другими персонажами произведения. Какие черты придают его образу особую привлекательность?
Отметьте и прокомментируйте в кульминационной сцене противопоставление русского и французского. Какие изобразительно-выразительные и синтаксические средства использованы автором для концентрации внимания читателя на этой, ключевой в эпизоде сцене? Какая важнейшая мысль писателя отражена в авторском комментарии?
В этом эпизоде Толстой затрагивает тему искусства, отмечая в народном «бессознательном» творчестве (охотничья песня дядюшки) высшую степень красоты. Сравните этот эпизод с другими эпизодами романа (в опере), рассказом «Люцерн», чтобы проиллюстрировать эту важную мысль писателя.
Как звучит в эпизоде «мысль семейная»? На какие характерные черты «ростовской породы», показывая близость и взаимопонимание между Наташей и Николаем, указывает Толстой?
Эпизод «Ростовы в гостях у дядюшки» завершает рассказ об охоте, в которой некоторые исследователи видят прообраз войны 1812 года. Как в этой связи можно характеризовать роль Пети в рассматриваемом эпизоде и фантазии Наташи о волшебном царстве?
Подведите итог рассуждения о роли эпизода, отметив, что нового вносит он в представление читателя о Наташе Ростовой, любимой героине писателя, других персонажах. Какие важные проблемы романа в нем отражены?
Общие рекомендации по написанию рецензии
Сочинение -рецензия
Сочинение -рецензия - вид работы по литературе, который практикуется в старших классах как в процессе обучения, так и на выпускных (переводных) экзаменах.
Рецензия может быть написана на сочинение школьника, фильм, спектакль, литературный концерт, но чаще всего учитель предлагает написать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение литературы.
Как правило, рецензируются новые произведения, литературные «новинки», однако в школьной практике встречается более широкий подход к рецензии (предлагается рассматривать литературу двух-трех последних десятилетий или даже XX века в целом).
Учащемуся (выпускнику), пишущему рецензию, необходимо в первую очередь различать такие жанры школьного сочинения, как рецензия и отзыв.
Развернутое критическое суждение о произведении искусства, в основе которого - анализ художественного произведения в единстве его содержания и формы. Дать аргументированное истолкование и оценку идейно-художественного своеобразия произведения.
В рецензии преобладает не эмоционально-субъективная (понравилось - не понравилось), а объективная оценка. Читатель выступает как критик и исследователь. Предметом исследования является произведение как художественный текст, поэтика автора, его позиция и средства ее выражения (проблематика, конфликт, сюжетно-композиционное своеобразие, система персонажей, язык и т. д.). Самостоятельность мышления автора рецензии определяется не столько формой высказывания («я думаю...», «по моему мнению...»), сколько индивидуальностью стиля, глубиной суждений, свободой ассоциаций, убедительностью аргументов. Рецензия не претендует на полноту исследования, она должна выявить наиболее яркие и значимые стороны произведения, его особенности. По стилю рецензия может быть публицистична, носить полемический характер, а может тяготеть к жанру эссе, литературоведческой статье.
I. Обоснование повода для рецензирования (новое, «возвращенное» имя, новое произведение автора, творчество автора - заметное явление литературы, полемика вокруг творчества автора, актуальность проблематики произведения, юбилей автора и т. д.). Максимально точное указание на 1-е издание произведения. Тезис-предположение об историко-культурной ценности исследуемого текста.
II. Истолкование и оценка идейно-художественного своеобразия произведения.
Анализ названия (семантика, аллюзии, ассоциации).
Способ организации повествования (от лица автора, героя, «рассказ в рассказе» и др.), другие композиционные особенности и их художественная роль.
Характеристика проблематики, художественного конфликта и его движения в развитии сюжета.
Авторский подбор системы персонажей как средства выражения художественной идеи; мастерство создания характеров.
Другие средства выражения авторской позиции (авторская характеристика, лирические отступления, пейзаж и др.) и их оценка.
Другие особенности авторского стиля и метода.
III. Вывод о художественных достоинствах исследуемого текста и его значимости для литературного процесса, общественной жизни. Приглашение к полемике.
Тема 5.
Вопросы для сообщения и обсуждения
В чем специфика функционально-смысловых типов речи? Какие функционально-смысловые типы речи выделяют лингвисты?
Охарактеризуйте описание как тип речи. Какие виды описания вы знаете? В чем их особенности?
Каковы функции описания: а) в художественной литературе; б) в публицистике; в) в научной прозе.
Что представляет собой рассуждение? Каковы его назначения и сфера использования?
Каковы стилистические функции рассуждения?
Дополнительные задания
В пейзажном описании И. Гончарова в скобках приведены синонимы, среди которых есть слово, употребленное писателем. Подумайте и постарайтесь определить это слово. Приведите аргументы в пользу вашего выбора.
Зато природа на Люсоне (одинакова, постоянна, неизменна), как везде, и (роскошна, богата, великолепна), как нигде. Как (прекрасен, чудесен, замечателен) этот союз северного и южного неба, будто встреча и объятия двух красавиц! Крест и Медведица, Орион и Конопус так близко кажутся друг от друга... Необыкновенны (изменения, переливы, превращения) вечернего света на небе - яшмовые, фиолетовые, лазурные, наконец, такие странные; темные и прекрасные тоны, под какие ни за что не подделаться человеку! Где он возьмет цвета для этого пронзительно-белого луча здешних звезд? Как нарисует это (томление, истому, мление) вечернего, только что покинутого солнцем и отдыхающего неба, эту теплоту и кротость лунной ночи? Чудесен и (аквамариновый, синий, голубой) залив, и зеленый берег, дальние горы, и все эти пальмы, бананы, кедры, бамбуки, черные, красные, коричневые деревья, эти ручьи, островки, дачи - все так ярко, так обворожительно, фантастически прекрасно!..
Опишите что-либо: зимнее утро, осенний лес, ледоход, горы и т.д. Постарайтесь сделать описание наглядным, живописным. Проанализируйте свой текст: выделите использованные вами выразительные средства языка и оцените их - насколько они удачны, образны, уместны.
Анализ текста. Перед вами пейзажное описание И.А. Бунина, рисующее атмосферу действия. Докажите, совпадает ли оно с внутренним миром героя или диссонирует с ним, дается по контрасту.
Океан с гулом ходил за стеной черными горами, вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, пароход весь дрожал, одолевая и ее, и эти горы, - точно плугом разваливая на стороны их зыбкие, то и дело вскипавшие и высоко взвивавшиеся пенистыми хвостами громады, - в смертной тоске стенала удушаемая туманом сирена, мерзли от стужи и шалели от непосильного напряжения внимания вахтенные на своей вышке, мрачным и знойным недрам преисподней, ее последнему девятому кругу была подобна подводная утроба парохода, - та, где глухо гоготали исполинские топки, пожиравшие своими раскаленными зевами груды каменного угля, с грохотом ввергаемого в них облитыми едким, грязным потом и по пояс голыми людьми, багровыми от пламени; а тут, в баре, беззаботно закидывали ноги на ручки кресел, цедили коньяк и ликеры, плавали в волнах пряного дыма, в танцевальной зале все сияло и изливало свет, тепло и радость, пары то крутились в вальсах, то изгибались в танго - и музыка настойчиво, в сладостно-бесстыдной печали молила все об одном, все о том же...
(И. А. Бунин)
Задания по всей теме
Напишите сочинение - описание на тему: «Портретная характеристика Печорина».
Напишите сочинение - рассуждение.
Примерные темы сочинений:
Кто такой Базаров: человек дела или демагог?
Был ли выход у Катерины Кабановой?
Почему доктор Старцев стал Ионычем?
В помощь учителю
Обобщенный план к теме «Роль портретной характеристики…»
План
Портретная характеристика как один из главных художественных приемов в литературном произведении.
Объем темы. (Здесь нужно определить, на портретной характеристике каких героев вы собираетесь остановиться, по какому принципу отбираются те или иные портретные характеристики (мотивировка выбора: по принципу сходства, противопоставления, дополнения и т. п.).
Творческий метод (реалистическое или романтическое портретирование), используемый писателем. (Как правило, в романтических произведениях изображение героя (героев) схематично, зачастую гиперболизирование, выделяется или подчеркивается какая-то отдельная черта во внешности героя. Например, портреты Владимира Ленского, девчат и парубков в украинских повестях Гоголя, Данко и Ларры в романтических рассказах Горького.)
Портретные характеристики (или характеристика) образов (образа) я их функции:
А. Прямое портретирование (описание внешности человека):
а) сведения о возрасте, внешности, социальном положении, происхождении (какие именно детали портрета указывают на это - выделить особо);
б) образ жизни, привычки;
в) психологическое состояние;
г)черты характера;
д) жизненные перипетии;
е) есть ли прием, двойного портретирования (для чего использует его автор);
ж) роль детали в портретной характеристике (например, у Толстого - отдельно выявляются глаза, руки, фигура, смех, плечи, походка и т. п.).
Б. Косвенная характеристика (через деталь: одежда, интерьер, животные и др.):
а) сведения о возрасте, социальном положении, происхождении, образе жизни;
б) душевное состояние;
в) черты характера.
5. Значение и роль портретной характеристики для раскрытия главной идеи произведения. Как портрет помогает понять психологию и поступки героев (см. Приложение 4).
Тема 6. Организация выставки творческих работ учащихся .
Приложение
КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ.
ТЕМА И ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ
НАЗВАНИЕ
ЭПИГРАФ
ПЛАН
Накопите как можно больше сведений о том, о чем собираетесь писать.
Помните, хорошее сочинение можно написать лишь о том, что хорошо знаешь.
Четко уясните себе основную мысль(идею), составьте план сочинения.
Изберите стиль речи и по намеченному плану последовательно и полно изложите вопрос. Сочинение начните с очень короткого вступления и завершите коротким содержательным заключением(выводом).
Любое сочинение представляет собой текст, в котором выделяются :
тема,
основная мысль,
микротема,
абзац,
план текста;
способы связи предложений – параллельный и последовательный;
средства связи: повтор, местоимение, синоним;
сложное синтаксическое целое.
Строение типов речи
Требования к сочинению.
Сочинение - самостоятельная письменная работа учащихся, изложение ими собственных мыслей, переживаний, суждений, намерений; упражнение в развитии связной речи, в построении текста. Оно является средством самовыражения личности школьника, его жизненной позиции, его внутреннего мира.
Сочинение – творческая работа, которая не терпит стандарта и единообразия. Но все же существуют установившиеся требования к нему и критерии оценки:
правильное понимание темы;
полнота ее раскрытия;
глубина подхода к теме;
знание текста художественного произведения и умение цитировать;
композиция(логичность и гибкость в расположении материала, целесообразность и оригинальность вступления и заключения, органичность их связи с основной частью);
речь пишущего (единство стиля, удачное сочетание научной и публицистической лексики, использование эмоционально – оценочных слов и выражений, разнообразие синтаксических конструкций, отсутствие грамматических, лексических и стилистических ошибок);
личностный подход;
знание основ теории литературы и умение анализировать творчество писателя или конкретное художественное произведение в соответствии с заданной темой;
умение строить сочинение в определенном речевом жанре(характеристика, рецензия, популярная критическая статья, очерк и другие);
умение сопоставлять, обобщать, обосновать свою позицию;
пунктуационная и орфографическая грамотность;
оформление (почерк, соблюдение абзацев; аккуратность).
Выпускные и конкурсные экзаменационные сочинения имеют вполне конкретные цели: проверить знание литературы, умение анализировать художественное произведение и грамотно, хорошим литературным языком излагать результаты такого анализа.
Основные недостатки выпускных и вступительных сочинений:
Неумение раскрыть тему, а часто даже ее непонимание. Тема «Татьяна, русскою душою…»(А.С.Пушкин)» требует рассказа об истоках и силе подлинно национального русского характера Татьяны, а не обо всех ее чертах.
Не затрагивается проблема эстетической значимости произведения, проблема анализа его формы, его художественной специфики, что необходимо в любом сочинении.
Неумение пользоваться хотя бы минимальным теоретическим багажом литературоведения, но и просто его незнание.
Неумение логически правильно построить сочинение, соблюсти необходимую соразмерность ее частей(вступления, основной части и заключения).
Неверное стилевое оформление(сочинение должно быть доказательным рассуждением на заданную тему).
Незнание необходимых художественных текстов, литературно-критических работ, фактов литературной жизни.
Низкая языковая и стилистическая грамотность автора сочинения.
Отсутствие саморекламы. Необходимо показать свою эрудицию, умело извлекая материал и из разбираемой вещи, и из других произведений, и из критической литературы, и из истории, и из жизни. Надо показать и доказать свою точку зрения, свое отношение к рассматриваемому материалу.
Что именно поможет успешно написать сочинение(требования):
Хорошее знание необходимых по программе художественных и литературно-критических произведений, особенностей литературного процесса – биографий писателей, специфики художественных направлений, методов и стилей, некоторых особо примечательных событий литературной жизни.
Понимание эстетической сущности художественного произведения, умение анализировать его в единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы.
Умение логично и доказательно мыслить и излагать результаты своих рассуждений хорошим литературным языком в надлежащем стилевом оформлении.
Аргументированное отношение своего отношения к предмету, проявление эстетического вкуса, общей и филологической культуры.
Стилистическая и языковая грамотность.
Этапы работы над темой сочинения.
Анализ формулировки темы и выбор направления ее раскрытия.
Определение идеи (главной мысли) сочинения и объема.
Запись основных тезисов и подбор аргументов для их доказательства (суждения, фактические примеры и цитаты.
Отбор фактического материла.
Составление плана (расположение тезисов и аргументов в определенной последовательности) на черновике.
Текстуальное оформление сочинения (беловик).
Редактирование (правка ) осуществляется в ходе написания на черновике.
Анализ формулировки темы и выбор направления ее раскрытия.
Идея сочинения – это ведущий тезис, прямой ответ на вопрос темы.
Успех работы во многом зависит от умения формулировать ведущий тезис.
Подготовительную работу над сочинением целесообразно проводить в 3 этапа, начав с обдумывания темы. Первый этап включает в себя:
Анализ формулировки темы сочинения.
Определение объема темы.
Определение содержания темы.
Второй этап – разработка рабочего плана сочинения. От удачно составленного плана во многом зависят глубина и содержательность сочинения. Каждое новое положение, выдвигаемое автором, должно быть следствием предыдущего. Чтобы сочинение было логически последовательным, необходимо научиться составлять рабочий план.
План к одной и той же теме может быть разным(простым, развернутым, сложным, цитатным, состоящим из вопросительных предложений и так далее).
Если вы составили план, значит, уже четко представляете себе, о чем писать, определили главную мысль работы, связь и обусловленность основных ее частей.
Сочинение, написанное по четко продуманному плану, отличает стройность композиции, соразмерность частей, целостность изложения. Выводы в таком сочинении логически следуют из вышеизложенного и являются логическим следствием рассуждений. То есть, рабочий план помогает полностью подчинить композицию раскрытию темы, избежать резких переходов от одного положения к другому, смещений пунктов, ненужного возвращения к выясненным вопросам.
Третий этап – текстуальное оформление рассуждения(написание сочинения). Если процесс обдумывания темы и разработку рабочего плана сочинения можно сравнить с проектом и каркасом строящегося здания, то написанное – с заполнением этого каркаса блоками.
Для пишущего сочинение, как правило, труднее всего определить, к какому типу следует определить тему. Основным типом экзаменационного сочинения является рассуждение. Именно в нем проверяются знания и навыки пишущего, умение проанализировать формулировку темы с учетом знания литературного материала, сделать логический анализ, облечь свои мысли в речевую форму.
Формулировка темы сочинения.
Темы сочинений-рассуждений условно можно отнести к трем основным категориям:
Тема-суждение.
Тема-вопрос.
Тема-понятие.
Тема-суждение – наиболее легкий тип в том плане, что в самой формулировке содержится идея(основная мысль) рассуждения: «Онегин и Печорин как герои своего времени», «Чацкий – выразитель идей декабризма в комедии Грибоедова «Горе от ума», «Мцыри» Лермонтова как романтическая поэма». Задача состоит в том, чтобы подобрать аргументы в пользу высказанной в формулировке(названии сочинения) мысли или отвергнуть основную мысль, выдвинув убедительные контр-аргументы, не согласиться Тема-вопрос с формулировкой суждения.
Тема-вопрос требует определения идеи(основной мысли) рассуждения: «Что мне дорого в поэзии Пушкина?», «Современность романа И.Тургенева «отцы и дети». От автора сочинения требуется проявить умение самостоятельно сформулировать основной тезис и подобрать аргументы в его защиту.
Тема-понятие так же, как и тема-вопрос, не содержит в своей формулировке указания на основную мысль(тезис) рассуждения. Поэтому в работе над этой темой надо сформулировать вопрос, определить тезис суждения и подобрать аргументы, которые его подтверждают. Вопрос должен исходить из формулировки темы. Вот пример работы над темой-понятием «Образ Чацкого в комедии «Горе от ума».
Вариант первый.
Вопрос: Как Грибоедов раскрывает образ Чацкого?
Тезис ответа: Речь – главный прием раскрытия образа Чацкого.
Вариант второй.
Вопрос: Как современники оценили образ Чацкого?
Тезис ответа: внимание современников было сосредоточено на оценке художественного и жизненного значения образа. Чацкий как личность вызывал глубокое уважение современников, но все же как герой комедии он нелеп, так как «мечет бисер перед свиньями»(И.А.Гончаров).
Автор, прежде чем приступить к сочинению, должен ясно себе представить, о чем он хочет рассказать читателю, для чего он должен об этом рассказать, как он будет это делать. То есть, автор школьного сочинения должен определить тему, основную мысль сочинения и способ изложения материала.
Тема – это вопрос, который разрешает автор в своем сочинении, это то, о чем говорится в сочинении. Основная мысль сочинения – это ответ на поставленный темой вопрос. В любой формулировке темы содержится вопрос. Иногда сама тема сформулирована как вопрос: «В каких поступках раскрывается низость и двоедушие Швабрина?» Но чаще тема предлагается не в форме вопроса: «Митрофан – «несчастное следствие дурного воспитания», однако и в этом случае также требуется ответить на вопрос: Как воспитывался Митрофан и каким он стал?
Отвечая на поставленный вопрос, автор, отбирая материал и речевые средства, соблюдая последовательность изложения, выражает основную мысль сочинения.
Сочинение может строиться в форме повествования, описания и рассуждения или представлять собой различные сочетания этих форм.
Основная мысль может быть выражена в названии сочинения: «Здравствуй, родная школа!», «Никто не забыт – ничто не забыто».
Эпиграф.
Сочинение может быть снабжено эпиграфом. Эпиграф, как правило, обращает внимание читателя на основную мысль сочинения, на то, как подходит автор к раскрытию темы. Несмотря на то, что эпиграф пишется в начале сочинения, подобрать его можно в процессе работы и даже после его завершения, когда автор выскажет до конца свою точку зрения. Естественно, не к каждому сочинению необходим эпиграф.
Эпиграфы располагают в правом верхнем углу после названия сочинения. Они обычно не выделяются кавычками. В печатных работах указание источника, откуда взят эпиграф, передается, как правило, другим шрифтом. Указание источника, откуда взят эпиграф, нередко заключается в скобки. Скобки становятся обязательными в том случае, когда указание источника помещается на той же строке, что и эпиграф.
Эпиграф оформляется следующим образом:
Орлята.
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек.
Песня
Задания для учащихся.
1.Сопоставьте приведенные ниже темы. Какая из них предусматривает сочинение повествовательного характера, какая - сочинение-рассуждение, а какая – сочинение-описание?
«В каких поступках раскрывается низость и двоедушие Швабрина?»
«Жизнь обитателей Тамани».
«Портрет Печорина».
2.Определите, какая из сопоставляемых тем шире, какая – уже. Обоснуйте свое мнение.
«Митрофан – «несчастное следствие дурного воспитания».
«Рассуждения Стародума о воспитании и образовании».
«Тема воспитания и истинного образования в комедии «Недоросль».
3.Расположите темы в таком порядке, чтобы каждая последующая была шире предыдущей.
«Воспитание и образование молодого аристократа»(по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»)
«Как учился и воспитывался Евгений Онегин».
«Воспитание и образование молодых дворян-аристократов в начале 19 века (по произведениям А.С.Пушкина и А.С.Грибоедова) »
О вступительной части сочинения-рассуждения.
Характер и объем вступления зависят от формулировки темы: вступление обязательно, если вы имеете дело с темой-понятием или с темой-вопросом, но может отсутствовать в теме-рассуждении, где пишущий может начать прямо с утверждения или опровержения тезиса рассуждения.
Вступление-разъяснение историко-литературного характера(если тезис содержит понятие, требующее предварительного разъяснения). От автора сочинения требуется хорошее знание материала по теории и истории литературы, умение применять эти знания в анализе конкретного текста. Это такие темы, как: «Реализм романа Пушкина «Евгений Онегин», «Сатира М.Е.Салтыкова-Щедрина».
Вступление-разъяснение необходимо и в том случае, если требуется подготовка к восприятию основной части. Тогда вступление-разъяснение указывает на связь выдвинутой в сочинении проблемы с определенными историческими условиями. Темы: «Пьесы Чехова как художественное отражение жизни России на рубеже веков», «Духовные искания героев в романе Л.Толстого «Война и мир».
Вступление-разъяснение необходимо также и в том случае, если требуется дать характеристику замысла писателя. Обращение к творческой истории произведения подготовит к восприятию основной части и определит его содержание и структуру. Подобные темы: «И если он называется нигилистом, то надо читать: революционером»(Евгений Базаров в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»), «Мир семьи Ростовых»(по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»), «Что такое обломовщина?» (по роману И.А.Гончарова «Обломов»).
Каждая из приведенных тем требует обращения к анализу творческой истории произведения, но тип формулировки определяет различные пути решения задачи. Каждая тема имеет ключевое слово или понятие, связанное с замыслом писателя, идеей произведения.
Заключение к сочинению-рассуждению.
Заключение является обязательной частью сочинения-рассуждения, оно указывает на то, ради чего велось рассуждение. Как правило, в нем повторяются основные мысли рассуждения, а также могут быть намечены «выходы» из темы.
Повторение основных мыслей рассуждения в заключении предполагает формулировку выводов, соотнесенных с задачами вступления и основной части. Это положение, подкрепленное доказательством (анализом).
Выход из темы рассуждения – более сложный тип заключения, требующий от автора сочинения большой эрудиции, умения соотносить различные явления историко-литературного процесса. Рассмотрим возможные варианты.
«Реализм романа «Евгений Онегин».
Вступление: Понятие о реализме как художественном методе А.С.Пушкина в 20-х годах 19 века
Основная часть: Анализ романа с учетом «параметров» реализма 20-х годов 19 века.
Заключение 1: Формулировка выводов о том, что «Евгений Онегин» - роман, в котором реалистический способ художественного обобщения является основным.
Заключение 2: Обращение Пушкина к русской истории. Историзм художественного мышления Пушкина как фактор развития литературы. Повесть «Капитанская дочка», трагедия «Борис Годунов» как осмысление современности через исторический опыт прошлого. Развитие реализма в творчестве Пушкина 30-х годов.
Типы сочинений-рассуждений.
Рассуждение историко-литературного характера - рассуждение, связанное с анализом компонентов художественной структуры текста: сюжета, композиции, системы образов, речевых особенностей и стиля произведения, а также художественного метода писателя.
Если основная часть сочинения требует анализа структуры литературного произведения(сюжета, композиции, художественной детали и тому подобное), то задача состоит в том, чтобы дать анализ функции данного компонента в раскрытии содержания произведения в целом или его отдельного образа. Подобные темы: «Философские мотивы в лирике А.С.Пушкина», «Антитеза в раскрытии замысла романа Л.Н.Толстого «Война и мир», «Особенности композиции поэмы Н.В.Гоголя «мертвые души».
Рассуждение об одном литературном герое – один из часто встречающихся типов сочинения. Темы: «Образ Раскольникова в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», «Катерина в драме А.Н.Островского «Гроза».
Если сочинение-рассуждение предполагает разговор о герое в аспекте художественного образа, то в работе надо дать ответ на вопрос: как создается он в произведении?
Для этого тему-понятие переведем в тему-вопрос.
Вопрос: как Достоевским раскрывается образ Раскольникова?
Назвать все приемы создания образа невозможно, поэтому перед пишущим встает задача определения основной мысли рассуждения и объема сочинения. В содержании сочинения должна быть представлена и индивидуальная характеристика героя, и анализ художественных средств ее воплощения.
Сочинение-сравнение – еще один тип рассуждения.
Сравнение начинается с формулировки основания сравнения. Как правило, основание подсказано самим автором, определяет композицию произведения в целом, раскрывает его идею. Так, сравнение может быть отражено в названии: «Три сестры», «Война и мир», «Толстый и тонкий». Поэтому при выборе темы-сравнения нужно определить, что именно предлагается сравнить. Тема сочинения-сравнения может быть сформулирована по-разному:
«Базаров и Павел Петрович в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».
«Герой времени»(романы И.С.Тургенева «Отцы и дети»).
«Тема войны в «Севастопольских рассказах» и в романе «Война и мир» Л.Н.Толстого».
Сравнить – это значит сопоставить факты, явления, образы и найти общее и различное в них. Общее в фактах, явлениях, образах называют основанием сравнения. Черты различия могут быть подобраны только по принципу контраста, противопоставления.
Что такое эссе?
Эссе (фр. “еssai” – попытка, проба, очерк) – это жанр сочинения. Эссе подразумевает свободу творчества. Это размышление по поводу когда-то нами услышанного, прочитанного или пережитого. Пишем его в свободном стиле (лучше разговорном) и композиции, на любую тему. Эссе может носить историко-биографический, литературно-критический, философский, научно-популярный, беллетристический характер. В содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора – его мировоззрение, мысли и чувства. Эссе предлагается в качестве задания не только в школах. В некоторых вузах на гуманитарных факультетах с помощью эссе сдаются вступительные экзамены. Кроме того, написание эссе – требование многих международных образовательных программ. В некоторых европейских вузах прием студентов на первый курс происходит только на основании конкурса эссе.
Необходимо выбрать достаточно знакомую тему, чтобы вы смогли писать о ней вдохновенно и со знанием дела. В тоже время она должна быть достаточно необычна, чтобы выделить вас из массы других соискателей. Может быть, это будет история о вашем первом перевале, когда вы занимались альпинизмом. А может — воспоминания об уроках игры на балалайке. Или ночь, проведенная в приюте, и те люди, которых вы там встретили. Как бы там ни было, лучшие куски вашего эссе должны быть написаны языком ярким и точным. Главная цель эссе — создать всеохватывающее представление об уникальности вашей личности. Вопросы в эссе даны для того, чтобы проверяющему было легко оценить особенности вашего мышления, творческие способности, энтузиазм и потенциал. Лучший способ достичь этого — писать прямо и откровенно, оставаясь честным перед самим собой. Если вы не честны, есть все шансы, что ваше сочинение сочтут неестественным и вычурным. Кроме того, эссе должно быть выполнено в привлекательной форме, легко читаться и быть приятным на вид. Начните с главного — выберите тему, определите желаемый объем и цель каждого параграфа. Запишите наиболее удачные мысли и сформируйте из них каркас будущей работы. Следующий шаг — эскиз. Развейте мысль в каждом параграфе, начните усложнять конструкции, используя придаточные и развернутые описания. Используйте «сильные» глаголы и переделайте пассивный залог в активный. В завершение проверьте грамматику и синтаксис.
Примерный план эссе.
ВСТУПЛЕНИЕ — один абзац
А. Используйте ловушки для привлечения внимания, такие как: цитата, стихотворение, вопрос, размышления, необычные факты, идей или смешные истории.
В. Нет необходимости высказывать в первом предложении основную мысль. Но оно должно подводить к ней или как-то относиться к главной идее или тезису, а также содержать основные положения эссе.
С. Избегайте таких фраз, как «Это эссе про ...» или «Я собираюсь поговорить про...».
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ — 2-3 абзаца
А. Выражайтесь понятно
В. Подкрепляйте основные идеи фактами, размышлениями, идеями, яркими описаниями, цитатами или другой информацией или материалами, которые интригуют и захватывают внимание читателя.
С. Используйте справочные материалы, чтобы устранить тавтологию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ — один абзац.
А. Продемонстрируйте ваш рост и потенциал в данной области. Покажите ваши взгляды на проблему.
В. Какие действия вы планируете в вашем будущем предпринимать в отношении данного вопроса.
С. Ваша главная мысль в модифицированном варианте.
ВАШИ ЗАНЯТИЯ. Лучше всего поведать о характере человека может список того, чем он занимается в свободное время. Этот список расскажет о том, что вы как студент намереваетесь посвятить свое время и усилия общению, обучению и людям. При любых обстоятельствах следует избегать создавать о себе впечатление как об очень занятой своей личной жизнью и работой индивидуальности, забывая, что она является частью общества и работает с другими людьми. Многие круглые отличники затрудняются описывать свою внепрограммную деятельность. Когда ты спрашиваешь у них, почему так трудно одновременно отлично учиться и заниматься чем-либо еще, то обычно слышишь в ответ, что это отнимает слишком много времени. Иметь одни пятерки и не отдавать практически все время учебе — невозможно. Если вы собираетесь выиграть в этом конкурсе и разделяете это мнение, позаботьтесь о том, чтобы сменить его как можно быстрее. Присуждая вам деньги, программа вкладывает их не только в ваше будущее, но и будущее вашей страны — это главная идея программы. Мир нуждается в целеустремленных лидерах с потенциалом. Ваши занятия не только помогут применить ваши лидерские качества, но и разовьют их. Комитет программы знает об этом, и поэтому учитывает список ваших занятий как важнейший критерий выбора. Чем больше вы напишите о них, тем лучше. Если вы чувствуете, что наука — это ваша стихия, любые значительные открытия или публикации, связанные с вашим именем, пойдут в плюс. Также, участие в любых соревнованиях и других событиях, связанных с вашими интересами, такими как: походы, лыжи, танцы, верховая езда, парашютный спорт или живопись, смогут показать вас с другой впечатляющей стороны. Участие в соревнованиях покажет, что вы не боитесь соревноваться и создаст впечатление, что вы всесторонне развитый и увлеченный студент. Абсолютно незачем посещать дюжину кружков. Просто занимайтесь тем, что вам по-настоящему в удовольствие. Ключевая идея во взаимодействии с группой, в привычных учебных условиях, показывая вовлеченность в происходящее вокруг и ваш позитивный вклад.
Анализ текста как форма подготовки к сочинению.
Прежде чем начать писать сочинение, необходимо хорошо изучить текст, понять его. В этом нам поможет анализ текста по предложенному плану:
Определить стиль и жанр текста.
Определить тему текста, творческую задачу автора.
Каковы сюжет и композиция текста?
Кто его лирический герой?
Какие языковые средства использует автор для раскрытия темы?
Какова идея, пафос данного произведения?
При подготовке к форме сочинения «Анализ стихотворения А.А.Фета «Старые письма» важно выслушать подготовленный доклад ученика, дополнить его ответами одноклассников, обсудить все части предполагаемого сочинения и отобрать материал в соответствии с выбранным жанром(школьное сочинение, рецензия, эссэ), определить композицию, сделать заключение в соответствии со своими взглядами.
Пример эссе (записывается учащимися под диктовку):
Символ крестьянской России – плакучая ива.
Деревенская, крестьянская Русь! Разве белоствольная береза твой символ? Береза – символ праздника, радости – «невестушка белоствольная». Но горе, горе русской матери, теряющей без вести на чужбине сыновей, символизирует другое дерево.
Толстоствольное, корявое, оно растет в каждой русской деревне на берегу пруда или речки, низко наклоняя к воде свои ветви. «Ивушка зеленая, над рекой склоненная», ты скажи, скажи не тая, где любовь моя?» - поется в грустной русской песне.
Кажется, что не вода питает иву, а ива, склонившись, плачет, и озеро слез, вытекающее из-под ее корней, - озеро горя русских женщин, русских матерей:
Увы! Утешится жена,
И друг лучший друг забудет,
Но где-то есть душа одна-
Она до гроба помнить будет!
Что может сравниться с горем матери, потерявшей сына? Что может быть страшнее и тягостнее, чем неизвестность? Нет, «не поднять иве своих поникнувших ветвей»…Святые, искренние слезы русской матери – вечные плакучие ивы – символ скорби русской крестьянской земли о сгинувших без вести ее сыновьях.