Урок по литературе в 6 классе.
Тема урока:
«А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон». Роль детали в создании образа, в создании комического эффекта».
Цели урока:
1) выявить в ходе анализа рассказа приёмы создания образа Очумелова;
2) показать роль детали в рассказе;
3) учить выразительному чтению по ролям;
4) частично повторять знания об элементах развития сюжетного действия.
Оборудование: портрет А.П.Чехова.
План-конспект урока.
I. Реализация домашнего задания.
1. Обсуждение вопроса о том, как нужно читать рассказ по ролям (этот вопрос учащимся нужно было обдумать дома).
- Давайте определим, сколько ролей нужно, чтобы прочитать рассказ.
- Как нужно читать авторскую речь? (неторопливо, с интонацией повествования, без лишней эмоциональности).
- Чьи роли самые ответственные? Почему? (Хрюкина и Очумелова, потому что они главные герои).
- Рассказ называется «Хамелеон». Кто такой хамелеон?
- К кому, как вы думаете, относится название рассказа? (К Очумелову, так как он несколько раз меняет свое отношение к Хрюкину и к собаке).
- Что нужно передать в чтении роли Хрюкина? (Он пострадавший, ищет защиты и наказания для хозяина собаки, только хозяин-то неизвестен).
Замечание учителя.
Кому-то нужно будет прочитать реплики из толпы, городового Елдырина и Прохора. Нужно постараться это сделать так, чтобы эти маленькие роли тоже получились выразительными.
2. Распределение ролей при участии учащихся.
3. Чтение рассказа по ролям.
4. Краткое обсуждение того, кому удалось интереснее прочитать свою роль.
II. Беседа по сюжету рассказа.
- Посмотрите на 1-й абзац.
- Что собою представляет эта часть в развитии сюжета?
(Это экспозиция. Очень короткая. Всего несколько штрихов — и перед нами место действия, сонная базарная площадь).
- Почему «открытые двери лавок и кабаков глядят на свет божий уныло, как голодные пасти….»?
(Потому что везде тишина, людей нет. Ничего не прои сходит. Ничего не привлекает внимания. В кабаках и лавках скучают хозяева, не о чем посудачить).
- Какой момент рассказа можно считать завязкой действия?
(Крик Хрюкина. Завязка происходит мгновенно. Тишина вдруг разрывается криком).
- Что происходит на площади после того, как раздался крик?
( Мгновенно, словно из-под земли, появляется толпа и окружает Хрюкина).
- Вспомните: «голодные пасти» лавок и кабаков. Это ведь о людях. Голод по всяким происшествиям, о которых потом можно будет посудачить, и собрал мгновенно целую толпу.
III. Анализ рассказа. Выявление приёмов создания образа Очумелова, роли детали в создании комического эффекта.
- Прочитайте первую фразу Очумелова. Подумайте, что можно сказать о ней о полицейском надзирателе.
(Фразы обрывистые, он словно спотыкается на каждом слове. Он хочет или не умеет спросить чётко и ясно: «Почему тут? Это ты зачем палец?»
- Можно назвать его косноязычным, но тут скорее показать свою власть.
- Проследим, как меняется речь Очумелова, его отношение к Хрюкину и к щенку и что он делает в течение всего выяснения, чья собака укусила Хрюкина. Оформим кратко наблюдения в тетрадях по литературе.
«А собаку истребить надо. Не медля!» (голос из толпы: «Это, кажись, генерала Жигалова!»
«...как она могла тебя укусить?….»
(городовой: « Нет, это не генеральская….)
Снимет шинель.
«Я и сам знаю….Ни шерсти, ни вида...подлость одна...Ты, Хрюкин, дела этого так не оставляй».
(голос из толпы: «Вестимо, генеральская!»)
« Она ., может быть, дорогая...А ты, болван, опусти руку!»
(повар генеральский: « Этаких у нас отродясь не бывало!»
«Истребить, вот и все...»
(«Это генералова брата...»
Надевает шинель.
«Ишь ты, господи! А я и не знал! Так это ихняя собачка? Шустрая такая...цуцик зтакий….»
Хрюкину: «Я еще доберусь до тебя!»
«...запахиваясь в шинель, продолжает свой путь по базарной площади».
- От чего же зависит то, что говорит Очумелов? И как он говорит?
(Его речь зависит от того, что говорят о щенке, от того, чья это собака. То грозит владельцу показать «кузькину мать», то обвиняет Хрюкина, услышав, что собака генеральская, в том, что он сам расковырял палец. То приказывает истребить щенка, то называет его «нежной тварью», приказывает Елдырину отвести к генералу. То хамство из него лезет, то угодничество и подобострастие. Неважно, что генерала и его брата нет рядом, он готов заискивать даже перед щенком. Настоящий хамелеон ).
Вывод. Итак, хамелеонство Очумелова проявляется в его речи. Речь — средство создания характера персонажа.
- Обратили ли вы внимание на фамилию героя? Какие слова разговорной речи вам напомнила фамилия?
(Очуметь, одуреть. Он и правда очумел, не может ясно понять, как ему поступить, как себя вести. «Говорящая» фамилия)
- А.П.Чехов справедливо сказал об особенностях своих рассказов: «Умею коротко говорить о длинных вещах». Это благодаря тому, что писатель умело использует деталь, которая помогает созданию характера.
- Какая деталь (детали) в этом рассказе играет важную роль в создании образа Очумелова, подчеркивает его хамелеонство?
(Шинель, он то снимает её, то надевает. Это выглядит комично. Получается, что он даже внешне меняется, как хамелеон).
- Какие детали вы ещё заметили?
( В начале рассказа Очумелов в новой шинели идет через базарную площадь с узелком в руке, а «за ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником»
– Рассчитывая на внимательность читателя, Чехов использует детали, которые помогают избежать многословных описаний. Мы ведь с вами умные читатели, нам достаточно слов « базарная площадь», « с узелком», « с решетом», мы все поняли. Мы почувствовали иронию писателя. Писатели используют разные детали. В рассказе «Хамелеон» Чехов использовал деталь-предмет (шинель, решето) и деталь-действие (снимает, надевает шинель).
IV. Рефлексия.
- Какие приёмы использует Чехов для создания сатирического образа Очумелова?
- А что ещё выглядит смешным в рассказе?
- Над чем смеётся Чехов?
V. Домашнее задание.
Краткий письменный ответ на вопрос( на выбор):
- Что смешно в рассказе Чехова «Хамелеон»?
- Какую роль играет деталь в рассказе Чехова «Хамелеон»?