Урок литературы в 9 классе
Тема: А.С. Грибоедов «Горе от ума». Смысл названия. Художественное своеобразие комедии.
Цели:
раскрыть смысл названия комедии;
выявить черты классицизма, романтизма, реализма в произведении;
поразмышлять над жанром комедии;
продолжать работу по внедрению проблемного обучения в образовательный процесс;
развивать речь, мышление, умение анализировать произведение;
обучать работе в группах;
показать своеобразие комедии, ее богатство и непохожесть на другие произведения.
Методы и приемы: поисковые методы, исследовательские, словесные (беседа), постановка учебных (проблемных) задач, рефлексия.
Оборудование: карточки «Блиц-опрос», мультимедийное оформление.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Проверка д/з. «Блиц-опрос» по карточкам.
Вступительное слово учителя.
- С сегодняшнего урока мы начинаем с вами литературное путешествие по замечательному, великолепному по замыслу и исполнению произведению А.С. Грибоедова «Горе от ума». Это произведение относится к ряду произведений «на все времена». В течение почти 200 лет оно является бессменным в репертуарах московских и провинциальных театров. Буквально на днях в театре «Современник» состоялась премьера нового прочтения «Горе от ума». Почему это произведение стало бессменным в репертуарах театров всех времен? Чем оно привлекает зрителя и читателя? Почему до сих пор никто из критиков не дает полного и цельного анализа этого произведения? Эти и другие вопросы будут стоять перед нами на протяжении 6 уроков. И я уверена, что с моим желанием помочь вам, вашим желанием найти ответы и нашей работоспособностью, мы сможем решить все поставленные вопросы. И вооружимся мы высказыванием французского историка Марка Бока «Тексты… внешне даже самые ясные и податливые, говорят лишь тогда, когда умеешь их спрашивать».
- Ну, что, в добрый путь?!
4. Определение учебных задач.
- Сегодня перед нами встанут 3 учебные задачи, которые нужно будет решить совсем как в математике: есть задача, значит, ее нужно решить.
Что и как меняет в названии произведения предлог «от»?
«Горе от ума». Романтизм, классицизм или…?
Приемлем ли для произведения «Горе от ума» такой литературоведческий термин, как «жанровое своеобразие»? Определите жанр произведения «Горе от ума».
Первая учебная задача.
- Дома вам было задание поразмышлять над первоначальным и окончательным названием произведения. «Горе уму» и «Горе от ума». Что меняет предлог «от»?
(ответы учащихся)
Слово учителя.
- Позиция автора: «Настоящему уму горе причинить нельзя, а вот «от ума» горе быть очень даже может».
А [pic] [pic] вот Я.С. Айзерман пытается по-своему интерпретировать варианты названия.
1 [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] . Все действия направлены на ум. Человека обладающего
умом гонят, клянут, расправляются, преследуют. Ум
выступает как начало страдательное.
[pic]
2 [pic] . А во второй схеме все действия исходят от ума.
[pic] [pic] Появляется дополнительный смысл - невозможность
[pic] Не думать о том, что происходит вокруг.
[pic] А действительность заставляет человека страдать.
Вывод: предлог «от» добавляет названию и самому произведению более глубокий смысл, расширяет его, заставляет увидеть героя не только мыслящего, но и страдающего.
Вторая учебная задача.
- «Горе от ума» создавалось в начале 20-х годов 19 века.
- Какие литературные направления царили в литературе?
(Господствовал классицизм, развивался романтизм и реализм)
Работа в группах.
1 группа «Классицисты»
Задание: найти черты классицизма в произведении.
2 группа «Романтисты»
Задание: найти черты романтизма в произведении.
Черты классицизма:
Персонажи: говорящие фамилии, деление на отрицательных и положительных героев условно.
Авторская позиция выражена через героя – резонера (Чацкий).
Соблюдение принципа трех единств частично: соблюдается единство времени (действие разворачивается в 24 часа), единство места (дом Фамусова).
Мотивы притворства и подслушивания.
Черты романтизма:
Романтический герой – Чацкий. Он находится в разладе с обществом, так как не понят им. Входит сам с собой в противоречия. Несчастная любовь и изгнание – удел романтического героя.
- Итак, в произведении мы наблюдаем присутствие черт двух литературных направлений: романтизма и классицизма. Но они явно неполные, частичные. Значит, однозначно мы не имеем права отнести это произведение ни к одному из них, причем мы ясно ощущаем присутствие чего-то еще. Чтобы выяснить это, обратимся к главному закону Грибоедова, закону правдоподобия, реального, закону живой действительности. Грибоедов мастерски соединил в своем произведении классицизм с романтизмом, но создал подлинно реалистическое произведение.
- Давайте найдем черты реализма в произведении. Обратимся к персонажам. Вот классицисты сказали, что деление на отрицательных и положительных персонажей условно. В чем условность деления?
(В целом, Чацкий герой положительный, противопоставлен фамусовскому обществу. Но если рассматривать каждого героя этого общества в отдельности, то выяснится, что они не так уж и плохи.)
- В произведении классицизма героев должно быть 5-10, в в «Горе от ума» их более 20.
- В чем вы видите нарушение принципа трех единств?
(Не соблюдено единство действия. По канонам классицизма должна быть одна сюжетная линия – любовная. В принципе она сохраняется, но к ней добавляется и вторая – общественно-политическая)
- В чем нарушения в финале?
(В классицизме финал закрытый, то есть герой одерживает победу и обретает счастье. В произведении финал открыт)
- В чем открытость финала?
(Уедет или нет Чацкий? Куда уедет? Выгонят Молчалина или нет? Отправят Софью из дома или нет? Что будет с Лизой и Петрушей? И в самом деле, что скажет княгиня Марья Алексеевна?)
Вывод: Итак, мы видим, что и главные герои, и система персонажей, и построение сюжета, и видимое соблюдение трех единств – все отступает от канонов классицизма. Произведение написано тогда, когда классицизм все же постепенно отходит на второй план, романтизм в самом расцвете, и только зарождается реализм. «Горе от ума» написано на стыке 3 литературных эпох, и в этом его своеобразие, в этом отличие, в этом бессмертие.
Третья учебная задача.
- Как вы понимаете термин «жанровое своеобразие»?
- Попробуйте решить третью учебную задачу: подходит ли этот термин к произведению «Горе от ума»?
- Итак, мнения разделились. Обратите внимание на то, что до этого я ни разу не назвала жанр «Горе от ума». Сделала я это для того, чтобы не навязывать вам жанровое определение, не создавать стереотип.
- Что же все-таки написал Грибоедов? Давайте сначала спросим мнение драматурга. Грибоедов писал: «Первое начертание этой сценической поэмы, как оно родилось во мне, было гораздо великолепнее и высшего значения, чем теперь в суетном наряде, в который я вынужден был облечь его».
- Как же определяет жанр своего первоначального замысла автор?
- Вспомните определение жанра «поэма».
(Поэма – один из видов лиро-эпического жанра, основными чертами является наличие развернутого сюжета и широкое развитие образа лирического героя)
- А сценическая поэма?
- А что сделало из поэмы комедию, по мнению автора? (суетный наряд)
- Итак, комедия. Вы согласны с этим определением?
- Вспомните определение комедии.
(Комедия – жанровая разновидность драмы. Воздействие комедии обусловлено смехом)
- Смех – основная категория комедии, и постановка любой комедии рассчитана на то, что зритель будет смеяться.
- Над чем же можно смеяться в комедии?
Язык: многие реплики героев вызывают смех. Не забывайте, что это первая четверть 19 века. Еще жив холодный, тяжелый язык классицизма. И вдруг – язык доступный, легкий, простой, остроумный, богатый афоризмами.
Жизнь героев пустая, нет ничего святого, только глупая, пустая болтовня.
Некоторые ситуации: например, когда Фамусов заигрывает с Лизой.
Фамилии некоторых персонажей.
- Хорошо, с комедией разобрались, и, действительно обнаружили главное действующее лицо – смех. Итак, комедия?!
- Тогда прочитайте определение двух других жанров рода драмы, которым относится и комедия- трагедия и драма.
Драма – жанровая разновидность рода драмы, пьеса с острым конфликтом, который в отличие от трагического не столь возвышен, более приземлен, обычен и так или иначе разрешим.
Трагедия – жанровая разновидность драмы, пьеса, в которой изображаются исключительно острые, непримиримые жизненные конфликты, таящие в себе катастрофические последствия и чаще всего завершающиеся гибелью героя.
Обсуждение.
Вывод: «Горе от ума» мы не можем назвать произведением «чистого» жанра. Мы обнаружили, что преобладают черты комедии, но наряду с ними мы обнаруживаем и присутствие драматического и даже трагического (отъезд Чацкого – это своеобразная смерть его для окружающих). Таким образом, говоря о жанровом своеобразии произведения, мы можем с полным правом говорить о «Горе от ума» как о комедии с элементами драмы и трагедии.
Обобщение.
- Итак, закончилось наше первое путешествие по комедии «Горе от ума». С каким же багажом знаний мы вернулись из него?
9. Рефлексия
- Перед нами сегодня стояли непростые задачи, но я считаю, что мы достойно с ними справились. А как считает вы? Какая учебная задача показалась вам наиболее интересной? Какая вызвала серьезные затруднения? Чего вам не хватило для решения задач?
Выставление оценок.
- Но ведь я тоже работала на уроке. Какую оценку заработала я? Спасибо.
Домашнее задание:
Следующая тема: «К вам Александр Андреевич Чацкий!»
Вопросы:
Чем живет дом Фамусова до приезда Чацкого?
Как встречен Чацкий в этом доме?
Почему Чацкий сразу не понял, что он здесь чужой?
Индивидуальное задание:
За что хвалит Москву Фамусов, и что в ней осуждает Чацкий? (сравнение монологов «Вкус, батюшка, отменная манера» и «А судьи кто?»)
4