Рабочая программа по литературе

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

с углублённым изучением отдельных предметов №2 г. Лебедянь



«Согласовано» «Утверждаю»

Зам. директора по УВР Директор школы

Чупахина О.С. Пылькин Н.Н.

« » сентября 2015 г. Приказ № от ___________





Рабочая программа

по литературе

разработанная для обучения

детей 6-в класса

по программе Г.С.Меркина


Рабочая программа

прошла обсуждение

на заседании ШМО гуманитарного цикла

______________ руководитель ШМО

Селезнёва О.Н.

Протокол № от _____________________ Автор – составитель Сапронова С.А.






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА (общая)

Данная рабочая программа по литературе предназначена для учащихся 5 – 11 классов МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №2 и рассчитана на 2011/2012 учебный год.

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования по литературе (2004 г), Примерной программы основного общего и среднего (полного) образования по литературе и в соответствии с концепцией курса, представленной в программе по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы (авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев). Авторы новой программы (Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев – 5-е изд. М., ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2010) предлагают для реализации задач литературного образования в 5-9 классах концентрический на хронологической основе вариант построения курса с выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9, 10 и 11 классах.

Современное школьное литературное образование выполняет важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитатель­ные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса ду­ховного развития нации. Золотой фонд русской классики, а так­же шедевры мировой литературы и по сей день остаются животворным источником познания мира и человека, своеобраз­ным «культурным кодом», без которого невозможно полно­ценное «самостояние» личности. Не случайно в концептуаль­ной части Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе (2004) особое, внимание уделено необходимости формирования у учащихся ценностных ориентиров, художественного вкуса, эстетических и творческих способностей. Решение этих важных задач требу­ет сбалансированного, ориентированного на логику предмета подхода к планированию учебного материала.

Для реализации задач литературного обра­зования в 5—9 классах предлагается концентрический на хронологической основе вариант построения курса с выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9, 10 и 11 классах. Выбор обусловлен тем обстоятельством, что в новой структуре образования 9 класс является выпускным и, исходя из обязательного минимума содержания основных образовательных программ по литературе, школьники должны получить представление об историко-литературном процессе, в том числе и на основе постижения системных понятий и ка­тегорий. Прежде всего это само понятие «литературный про­цесс» и его структурообразующие содержательные элементы: литературное направление, стиль писателя, стиль эпохи, на­родность, историзм, традиции, новаторство и др.

В содержание новых программ для 9 класса входят литера­турные произведения и историко-литературные явления от древнерусской литературы до второй половины XX века вклю­чительно. Это и многие другие обстоятельства выделяют про­блему 9 класса как одну из самых актуальных. Решить ее в те­чение одного учебного года только в 9 классе для любой школы (а для школ периферийных — прежде всего) затруднительно.

Решение проблемы представляется оптимально воз­можным при таком варианте, когда, начиная с 5 класса, уче­ники изучают вершинные произведения классической литера­туры и литературы XX века, соответствующие их возрасту и уровню читательских интересов. В этом случае постепенно, от класса к классу, будут формироваться первоначальные пред­ставления об историко-литературном процессе. Сказанное совершенно не означает постоянное обращение только к од­ним и тем же именам. Вводя с 5 класса произведения опреде­ленных эстетических периодов и систем, учитель имеет воз­можность уже в 7 классе впервые поставить вопрос о литературном направлении (классицизм), в 8 классе — о ро­мантизме, чтобы в 9 классе сосредоточиться на основной эсте­тической проблеме — развитии реализма.

Изучение художественной литературы в школе предпола­гает систематическое чтение и осмысление текстов, постиже­ние своеобразия творческой личности писателя и его литера­турного наследия.

Отношение писателя к книге, складывающееся в раннем дет­стве, — важный пример для школьника, проникающегося ува­жением и любовью к автору полюбившихся рассказов, пове­стей, стихотворных произведений. Учащимся интересно постигать не просто факты биографии писателя, но особенно­сти его личности. В программе и в учебниках предусматрива­ется постепенное ознакомление с различными этапами жизни и творчества писателя, его отношением к искусству, творче­ству, людям.

В тех случаях, когда произведения писателя изучаются с 5 по 9 класс, как правило, последовательно даются сведения о детстве (5 класс), годах учения (6 класс), образе писателя (7 класс), своеобразии личности (8 класс), основных вехах творческой биографии (9 класс). При этом всегда подобра­ны сведения о творческой истории изучаемого произведения и о фактах жизни, связанных с созданием данного текста. Тогда же, когда имя писателя появляется в одном из клас­сов, приводятся материалы и сведения, которые помогают школьникам лучше представить себе писателя, приблизить к себе образ автора.


Задачи изучения литературы представлены двумя катего­риями: воспитательной и образовательной. Формирование эс­тетического идеала, развитие эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и состра­дания как важнейших качеств развитой личности.

В круг образовательных задач входит формирование уме­ний творческого углубленного чтения, читательской самостоя­тельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений — умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.

Классное чтение призвано максимально заинтересовать школьников, вызвать желание продолжить чтение произведе­ний данного писателя во внеурочное время, стимулировать способность восхищаться хорошей и умной книгой, ее автором и героями.

Художественные произведения, прочитанные во внеуроч­ное время и обсужденные в классе, расширяют представления школьников о творчестве писателя, позволяют надеяться на серьезное, сознательное отношение к чтению. Домашнее чте­ние учащихся направляется списками рекомендованной лите­ратуры, обозначенной в программе и в учебниках.

В конце программы для каждого класса основной школы приводится примерный список произведений (фрагментов) для заучивания наизусть.

Возрастные особенности учащихся, техника их чтения, воз­можности анализировать прочитанное позволяют определить два больших концентра: 5—9 и 10—11 классы. Однако внутри этих основных концентров необходимо учитывать этапы взро­сления школьников в зависимости от роста их умений — техни­ки чтения, умения анализировать и формировать свое отноше­ние к прочитанному, преобладания наивно-реалистического восприятия прочитанного и беглости, выразительности чтения, умения видеть подтекст прочитанного.

Известно, что школьники 5—6 классов отличаются более сильным воображением, эмоциональной активностью, пред­метным восприятием, которым характеризуется «наивный ре­ализм», свойственный этому возрасту. В то же время они могут заметить важные для текста художественные особенности, но еще не всегда способны обобщить свои впечатления, объяснить их. Учитель должен открыть им «секреты» автора художе­ственного произведения, помочь осмыслить прочитанное не поверхностно, а глубоко, в меру читательских возможностей пятиклассников и шестиклассников. Вводимые на этом этапе чтения базовые понятия необходимы для умения характеризо­вать конкретный эпизод, фрагмент или небольшой текст в единстве формы и содержания, причем при характеристике текста или комментария произведения равнозначимы как эсте­тические, так и нравственные аспекты изучаемого литератур­ного источника.

На новой ступени происходит восприятие и осмысление текстов художественных произведений учащимися 7 и 8 клас­сов общеобразовательной школы. К этому возрасту многое ме­няется в подростках, особенно если идет речь об умениях и на­выках. Например, к 7 классу, даже если весь класс в школе не считается сильным, школьники в большей степени, чем в преды­дущих классах, стремятся к чтению; к этому времени у боль­шинства учащихся отмечается хорошая техника чтения (бег­лость, выразительность и осмысленность читаемого текста), значительно более верными становятся различные виды пере­сказов произведения, улучшается умение анализировать и комментировать прочитанное, видеть специфику текста, соз­давать собственный текст и пр.

В связи с этим в 7—8 классах на основе углубления и расши­рения представлений о понятиях, с помощью которых характе­ризуется отдельное произведение или его фрагмент, изучение литературы строится с учетом родовой и жанровой специфики литературного источника.

  1. класс как бы подытоживает знания, умения и навыки и по­зволяет творчески осмысливать художественное произведение, более полно определять особенности творчества писателя. С другой стороны, в 9 классе делается упор на усвоение мате­риала курса в историко-литературном аспекте. Школьники к этому времени учатся осмыслять не только отдельное худо­жественное произведение, но и постигать наиболее существен­ные стороны литературного процесса, видеть творчество пи­сателя в историко-литературном контексте. В связи с этим, наряду с понятиями и категориями, характеризующими кон­кретные эстетические явления, вводятся системные понятия и категории: литературный процесс, литературные направле­ния, историзм, народность, поэтический мир, стиль писателя и пр. Таким образом, курс 9 класса рассматривается как «пере­ходный » по отношению к старшей школе, а сам материал орга­низован с учетом возможной предпрофильной подготовки уча­щихся гуманитарных классов.

Отбор произведений, как правило, художественно совершенных с нравственно-эстетической точки зрения и учитывающих ду­ховный рост личности, предполагает тематические, жанровые и иные переклички, позволяющие сопоставлять, сравнивать изучае­мые произведения на протяжении всего курса обучения, от 5 до 9 класса включительно (в программный курс 10—11 классов вве­дена специальная рубрика «Внутрипредметные связи »). Матери­ал каждого учебника (художественные тексты, пояснительные статьи, вопросы и задания и пр.) объединен также внутренними сквозными идеями. Одной из них является мысль о диалогиче­ском характере отношений на самых различных уровнях: диало­га школьника с товарищами по классу, с учителем. Однако ос­новной диалог школьник призван вести в смоделированном учителем художественном пространстве: книга — писатель.

Преподавание литературы в современной шко­ле должно строиться на единстве урочной и внеурочной деятельно­сти школьников, поэтому в программу включен материал о возмож­ных формах внеурочной деятельности школьников. Безусловно, это лишь некоторый ориентир для учителя, который, во-первых, волен избрать иной принцип и подход к данному вопросу, а во-вторых, вполне может либо проводить указанные творческие де­ла в той системе, которая предложена, либо разработать свою программу, основанную на личном опыте и видении проблемы.

Как показала практика, внеурочная деятельность дает опти­мальные результаты в системе коллективных творческих дел. Кроме того, различаем три пути для возможной реализации: пропедевтический период (когда изучение материала еще не на­чалось); параллельный (то есть в процессе работы над темой) и итоговый (после завершения изучения материала). Естественно, внеурочная деятельность по предмету не замыкается только в рамках предложенной системы и предполагает занятия и по те­мам (видам), не обязательно связанным с изучаемым литератур­ным материалом.

В начальной школе заложены осно­вы литературного развития школьника, сформированы личност­ные качества ученика как заинтересованного читателя. Безу­словно, в процессе дальнейшего литературного образования эти грани литературного развития углубляются и расширяются. Для процесса обучения в 5 классе «программной» скрепляющей идеей стала мысль о книге, о ее роли в творчестве писателя, в жизни человека, в русской культуре и в судьбе страны. Понимая необходимость приобщения школьников к чтению и к книге в со­временных условиях, авторы учебника сочли возможным пока­зать на примерах из жизни выдающихся писателей, какую роль сыграла книга в их духовных и художественных исканиях и чем питался их особый интерес к чтению и к книге.

В 6 классе в основе формирования представлений о литера­туре как искусстве слова находятся сложные отношения авто­ров к своим героям, созданным ими произведениям.

Для 7 класса доминантным должно стать понимание творче­ства и творческого процесса, проникновение хотя бы в отдель­ные уголки лаборатории писателя.

Восьмиклассники постигают явления, связанные не только с многогранными литературными событиями и направлениями, но и со своеобразием отдельных исторических процессов, изо­браженных писателем. Здесь впервые происходит естествен­ная внутренняя интеграция историко-литературных связей.

В центре курса 9 класса — подведение итогов работы по литературе в 5—8 классах и усвоение основ историко-литера­турного процесса в русской культуре. В 9 классе введены раз­делы, включающие произведения от древнерусской литерату­ры до второй половины XX века.

Общая логика движения материала представляется сле­дующей:


класс

Содержание материала

5

Годы детства писателя; проблемы добра и зла в художествен­ном произведении. Книга, ее роль в творчестве писателя, его художественных исканиях, в жизни человека, в русской культу­ре и в судьбе страны. Произведения, вызывающие у учащихся данного возраста наибольший эмоциональный отклик. Харак­теристика отдельных граней художественного произведения на основании конкретных теоретических понятий

6

Период становления и формирования личности писателя; годы учения. Включение в круг чтения и изучение произведений, вы­зывающих на данном этапе формирования личности ребенка наибольший интерес и связанных с вопросами гражданственно­сти, свободолюбия, труда, любви, социальных отношений. Сложное отношение авторов к своим героям, созданным ими произведениям; характеристика отдельных произведений на основании конкретных теоретических понятий и первичных си­стемных категорий (например, силлабо-тоническая система)

7

Понимание творчества и творческого процесса, проникновение хотя бы в отдельные уголки лаборатории писателя; централь­ные аспекты: образ писателя, героическая тема, проблема ми­лосердия, писатель и власть; характеристика не только одного художественного произведения, но и элементы сопоставитель­ного анализа; усвоение понятия, характеризующего одно из яв­лений в историко-литературном процессе (классицизм). Зна­комство с жанрами, вызывающими в подростковом возрасте наибольший интерес учащихся: приключения, фантастика

8

Постижение явлений, связанных не только с многогранными литературными событиями и направлениями, но и со своеобра­зием отдельных исторических процессов, изображенных пи­сателем. Выяснение своеобразия личности писателя. В связи с пе­риодом становления у школьников в данном возрасте новых представлений о личности, обществе, социально-этических проблемах, включение произведений, в центре которых реша­ются темы и вопросы личности в истории; проблема «человек — общество — государство». Характеристика отдельного худо­жественного текста в контексте нескольких произведений писателя; характеристика отдельных явлений историко-лите­ратурного процесса (сентиментализм, романтизм)

9

Изучение основных фактов и явлений творческой биографии писателя; характеристика историко-литературного процесса. Усвоение основ историко-литературного процесса в русской литературе



То же можно сказать и о речевых умениях школьников — на­чиная с крайне малых устных и письменных пересказов, сочине­ний, школьники постепенно осваивают различные виды пере­сказов (краткий, выборочный, художественный, от другого лица), различные виды собственных рассказов (создание сказки, былины, песни, стихотворения, рассказа, доклада, эссе и т. д.), от письменных ответов на вопрос переходят к сочинениям раз­ных жанров (на литературную и свободную тему, в форме диа­лога, эссе, воспоминания, летописи, поучения, хождения, ин­тервью, отзыва и т. д.).

Важнейшими умениями в 5—9 классах являются следующие:

  • умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

  • выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;

  • осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитан­ного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);

  • умение определять принадлежность произведения к од­ному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драмати­ческие тексты);

  • умение обосновывать свое суждение, давать характери­стику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произве­дении;

  • умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного про­изведения;

  • умение составлять простой и сложный планы изучаемо­го произведения;

умение объяснять роль художественных особенностей
произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

  • умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;

  • умение письменно отвечать на вопросы, писать сочине­ния на литературную и свободную темы;

  • умение выявлять авторское отношение к героям, сопо­ставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;

  • умение высказывать собственное суждение об иллю­страциях.

Из базовых эстетических понятий и категорий, необхо­димых для всестороннего постижения авторского замысла и идеи художественного произведения (характеристика текста в единстве формы и содержания), школьники по завершении 9 класса должны усвоить и уметь пользоваться следующими:

I.

  1. Искусство. Книга как явление культуры и искусства.

  2. Миф как явление эстетическое. Мифы народов мира.

  1. Фольклор. Виды и формы фольклора. Структура фоль­клорного текста. Структура волшебной сказки. Варианты тек­стов сказки. Сказители. Собиратели и исследователи фольклора.

II.

1. Художественная речь. Средства изобразительности (вы­разительности) речи. Интонация. Многозначность слова. Ас­социативное восприятие (книга — писатель — читатель).

2. Система образов. Образы центральные и второстепенные.
Образ—персонаж—герой—тип.
Образ-персонаж, образ-пейзаж, образы животных.

Герой — лирический герой.

Портрет. Коллективный портрет.

III.

Литературные роды (эпос, лирика, драма) и жанры.

Поэтическая речь как художественная система.

1. Эпос. Жанры эпоса (эпические жанры фольклора: рас­сказ, повесть, роман). Тематика и проблематика. Сюжет, фабу­ла, композиция в эпическом произведении. Система образов. Язык. Разнообразие лексических пластов.

Авторский замысел и художественная идея.

  1. Лирика. Жанры лирических произведений. Жанровое об­разование (лирическое стихотворение). Строгие формы лири­ческих стихотворений (сонет). Тема и мотив. Строфа. Стопа. Метр и ритм. Рифма. Типы рифм. Сюжет лирического произве­дения. Композиция лирического стихотворения.

  2. Лироэпические произведения. Фабула. Фабульные эле­менты: пролог (экспозиция), развитие действия, завязка, куль­минация, развязка, эпилог. Басня. Баллада. Поэма.

  3. Драма. Драматургия. Жанры драматургии (комедия [во­девиль, мюзикл], драма, трагедия). Драматическая сказка.

Творческая история пьесы. Специфика драматургического произведения. Диалог. Позиция автора. Конфликт в драма­тургическом тексте.

IV.

Литературный процесс. Литературные направления (клас­сицизм, сентиментализм, романтизм, реализм). Золотой век русской литературы; Серебряный век русской поэзии.


Содержание литературных произведений каждого класса основной школы учитывает эстетическую и воспитательную роль предлагаемых для изучения текстов, имеет как бы кон­центрическую форму для каждого класса (размышление о книге в начале курса, внутри и в конце; басня русская и зару­бежная; сказка народная и литературная, русская и зару­бежная; произведения, зовущие к добру, состраданию, вели­кодушию в каждом из разделов; особенности детства писателей разных эпох и отношение их к книге и чтению и т.д. — в 5 классе, например), то есть предусматривается со­держательная и структурная взаимосвязь разделов. То же самое можно сказать и о взаимосвязи между классами: пере­секаются или продолжаются темы и писатели внутри групп классов (5—6, 7—8, 9) и внутри концентра 5—9, что помогает выстроить серию учебников и учебных пособий, содержатель­но и логически связанных друг с другом. Например, если в 5 классе идет в большей степени разговор о книге и увлечении ею пятиклассников, то в 6 классе осмысляют роль, значение и особенности художественной литературы, поднимаясь на но­вую ступень постижения литературного наследства, с кото­рым им предстоит знакомиться.

Направляя усилия школьников на то, чтобы они глубоко осознали значение книги и чтения, роль собственного прочте­ния произведения, педагог формирует интерес школьников не только к творческому прочтению произведения, но и к сотвор­честву, т. е. к глубинному и проникновенному диалогу читате­ля и писателя. («Есть три вида читателей: первый — это те, кто наслаждается не рассуждая; другой — те, кто судит не на­слаждаясь, и третий, срединный, — те, кто судит наслаждаясь и наслаждается рассуждая. Именно эти последние и воссоздают произведение заново». — И.В. Гёте.)

Программа 5—9 и 10—11 классов максимально учитывает требования Федерального компонента государственного стан­дарта общего образования, опирается на концепцию система­тического и планомерного ознакомления учащихся с русской литературой от преданий, фольклора, древнерусской литера­туры к литературе XX века, четко ориентирована на последо­вательное углубление усвоения литературных текстов, пони­мание и осмысление развития творческого пути каждого писателя и развития литературы в целом, формирование уме­ний и навыков, необходимых каждому грамотному читателю и тем более «талантливому читателю» (С.Я. Маршак).

В старших классах происходит обогащение, «наращивание» усвоенных в курсе основной школы понятий и одновременно с этим введение новейшей терминологии, соответствующей зада­че профилизации старшей школы, ее ориентированности на углубленное изучение предмета (например, понятия «карна­вальный смех», «литературная антиутопия» и т.п.). В програм­ме 10—11 классов основной корпус теоретико-литературных сведений представлен рубрикой «Опорные понятия», сопро­вождающей каждый из «персональных разделов» курса.

Изучение курса литературы в старших классах являет со­бой завершающий этап школьного литературного образова­ния. Вместе с тем это лишь определенная фаза формирования духовной и эстетической зрелости юного читателя — процес­са, не прекращающегося с окончанием школы. Исходя из это­го, следует выделить основные структурно-содержательные параметры и методологические принципы, положенные в ос­нову программы.

В целях обеспечения последовательного, систематического изложения материала курс построен на историко-литературной основе, что предполагает следование хронологии литературного процесса. Выбор писательских имен и произведений обусловлен их значимостью для отечественной и мировой культуры, масштабностью их дарований, что соответствует требованиям обязательного минимума содержания основных образовательных программ по предмету.

Структура программы старшей школы отражает принцип поступательности в развитии литературы и, в частности, преемственности литературных явлений, различного рода художественных взаимодействий (этот важный аспект изучения курса представлен рубрикой «Внутрипредметные связи»), Не менее важным и значимым является культуроведческий аспект рассмотрения литературных явлений (соответствующий материал содержится в рубрике «Межпредметные связи»).

Оптимальное соотношение обзорных и монографических тем позволяет на разных уровнях рассмотреть наиболее значи тельные явления того или иного историко-литературного периода. Применительно к русской литературе XIX века авторы стремились к наиболее широкому освещению литературного процесса второй половины столетия (творчество А.Н. Островского, И.А. Гончарова, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского и др.). Литература первой половины XIX века представлена в начале курса обзором творчества ведущих русских классиков, углубляющим и расширяю щим курс 9 класса (о принципах программного сопряжения курсов 9 и 10 классов см. выше).

Существенно переосмыслена историко-литературная канва курса литературы XX века. Прежде всего авторы стремились избежать «перекосов» в соотношении различных пластов ли­тературы столетия (реализм и модернизм, «эмигрантские» и «советские» авторы и т.д.), по возможности полно представить рассеянную по миру и расколотую в недрах собственной отчизны великую русскую литературу. С этой целью в программу введены новые разделы, такие, как «Парижская нота русской поэзии», «Новейшая русская проза и поэзия 80—90-х гг.». Осо­бо следует отметить цикл разделов-очерков «У литературной карты России», призванный расширить знания читателя-школьника в области литературного краеведения, воздать должное пи­сателям так называемого «второго ряда».

В обзорные темы программы включены произведения, кото­рые могут быть выделены для ознакомительного текстуального анализа в рамках обзора. Монографические разделы содержат как обязательный, «активный» перечень произведений, рассма­триваемых текстуально, так и «пассивный» список для само­стоятельного чтения, любые произведения из которого могут быть включены в текстуальное изучение в форме индивидуаль­ного сообщения, ученического доклада или реферата. В целом объем литературного материала для текстуального изучения рассчитан на его содержательную коррекцию в зависимости от профиля обучения (базовый и профильный уровни). Двух­уровневый подход к изучению курса придает программе мно­гоцелевой, вариативный характер, дает простор для творче­ской инициативы учителя.

Содержательная сторона программы отражает необходи­мость рассмотрения всех основных потоков литературы XIXXX веков как высокого патриотического и гуманистического единства. Любовь к России и человеку — вот главный нрав­ственно-философский стержень курса, определяющий его об­разовательно-воспитательную ценность. Аннотации к разде­лам программы соответствуют общей концепции курса и призваны сориентировать учителя в проблематике изучае­мых произведений, выделить то главное, что составляет их идейно-эстетическую значимость.

В целом представленная программа литературного образо­вания адресована ученику современной обще­образовательной школы, человеку XXI века, наследующему духовный опыт великой русской культуры

.












Пояснительная записка


Данная рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта образования для основной общей школы 2004 года и авторской программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений (автор-составитель Г. С. Меркин).

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.

Весь курс литературы построен по концентрическому принципу на хронологической основе с выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9, 10, 11 классах.

Начиная с 5 класса, ученики изучают вершинные произведения классической литературы и литературы 20 века, соответствующие их возрасту и уровню читательских интересов.

Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной. Формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.

В круг образовательных задач входит формирование умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений – умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать о их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.

Известно, что школьники 5 – 6 классов отличаются более сильным воображением, эмоциональной активностью, предметным восприятием, которым характеризуется «наивный реализм», свойственный этому возрасту. В то же время они могут заметить важные для текста художественные особенности, но еще не всегда способны обобщить свои впечатления, объяснить их. Учитель должен открыть им «секреты» автора художественного произведения, помочь осмыслить прочитанное не поверхностно, а глубоко, в меру читательских возможностей пятиклассников и шестиклассников. Вводимые на этом этапе чтения базовые понятия необходимы для умения характеризовать конкретный эпизод, фрагмент или небольшой текст в единстве формы и содержания, причем при характеристике текста или комментария произведения равнозначимы как эстетические, так и нравственные аспекты изучаемого литературного источника.

В 6 классе в основе формирования представлений о литературе как искусстве слова находятся сложные отношения авторов к своим героям, созданным ими произведениям.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Разделы

Часы

1.

Введение

1

2.

Из мифологии

3

3.

Из устного народного творчества

3

4.

Из древнерусской литературы

3

5.

Из литературы XVIII века

1

6.

Из литературы XIX века

29

7.

Из литературы XX века

13

8.

Произведения о В.О. войне.

4

9.

Из зарубежной литературы

9

10.

Рекомендации для летнего чтения

1

Итого: 68 часов.


















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ




п/п

РАЗДЕЛЫ И ТЕМЫ

часы

Виды

деятельности на

уроке

план

дата

Введение

1.

О литературе, читателе и писателе.

1

Работа с учебником, беседа, выразительное чтение.



Из греческой мифологии 3

2.

Древнегреческие мифы о героях: «Герои», «Пять веков». Представление древних о мире, стремление реализовать свою мечту.


1

Составление тезисного плана, выразительное чтение, беседа.



3.

«Прометей».Отражение в мифах представлений о героизме.

1

Выразительное чтение, беседа.



4.

«Яблоки Гесперид»

1

Выразительное чтение,беседа, составление плана.



Из устного народного творчества

3




5.

«Солдат и смерть».

1

Пересказ, беседа.



6.

« Как Бадынко победил одноглазого великана».

1

Выразительное чтение, беседа, работа с учебником.



7.

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Художественные особенности сказки. Народные представления о добре и зле

1

Самостоятельна работа с текстом, беседа.



Из древнерусской литературы

3




8.

«Сказание о белгородских колодцах». Поучительный характер древнерусской ли­тературы.

1

Сообщение учителя, беседа.



9.

«Повесть о разорении Рязани Батыем»: нравственная проблематика повести. Отра­жение истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях.


1

Самостоятельная работа с текстом, беседа, составление цитатного плана, пересказ эпизода.



10.

«Поучение…» Владимира Мономаха.

1

Самостоятельная работа с текстом, беседа.



Из литературы ХVIII века


1




11.

М.В. Ломоносов. Годы учения. Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта. Основные мотивы стихотворения.

1

Работа с текстом, беседа.



Из литературы XIX века





В.А. Жуковский

2




12.

В.А.Жуковский. Слово о поэте. В.А. Жуковский и А.С.Пушкин.

1

Выразительное чтение, сообщение учителя.



13.

Жанр баллады в творчестве В.А.Жуковского. «Светлана». Творческая история баллады.

1

Беседа.



А.С. Пушкин

7




14.

Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. «Деревня».

1

Чтение наизусть стихотворений, сообщения учителя и учащихся.



15.

«Редеет облаков летучая гряда…». «Зимнее утро».

1

Самостоятельная работа с текстом, сообщения учителя и учащихся.



16.

А.С.Пушкин «Дубровский» История создания.

1

Сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение, беседа.



17.

Причины ссоры Дубровского и Троекурова.

1

Самостоятельная работа с текстом, лексическая работа, беседа.



18.

Отец и сын.

1

Подбор цитат, пересказ эпизода, чтение по ролям.



19.

Владимир Дубровский – доблестный гвардейский офицер, необыкновенный учитель и благородный разбойник.

1

Анализ эпизода, выразительное чтение по ролям, беседа.



20.

Дубровский и Маша Троекурова.

1

Выразительное чтение, пересказ от лица героев, беседа, работа с учебником.



М.Ю. Лермонтов

2




21.

М.Ю. Лермонтов. Годы учения. «Тучи»: вольнолюбивые мотивы в лирике.

1

Сообщения учителя и учащихся, чтение наизусть, беседа, работа с учебником.



22.

«Парус». «Листок»: многозначность художественного образа.

1

Чтение наизусть, беседа, работа с текстом, сообщения учителя и учащихся.



Н.В. Гоголь

4




23.

Слово о Гоголе. «Тарас Бульба» - «самая историческая вещь Гоголя».

1

Сообщения учителя и учащихся, беседа.



24.

Образ степи в повести.

1

Выразительное чтение, беседа, работа с учебником.



25.

Судьбы Остапа и Андрия.


1

Выразительное чтение, беседа, работа с учебником, художественный пересказ, самостоятельная работа..



26.

Гибель Тараса. Тарас Бульба - национальный герой.

1

Выразительное чтение, беседа, работа с учебником.



И.С. Тургенев

3




27.

И.С.Тургенев. Слово о писателе. «Записки охотника» »: творческая история и своеобразие композиции.

1

Художественный пересказ, сообщения учителя , беседа.



28.

И.С.Тургенев «Бирюк».

1

Сообщения учителя , беседа, лексическая работа, чтение по ролям, работа с учебником.



29.

. «В дороге». Тема любви в лирике.

1

Выразительное чтение наизусть, беседа, работа с учебником.



Н.А. Некрасов

1




30.

Н.А.Некрасов. Слово о поэте. Тема народного труда и «долюшки женской» - ос­новные в творчестве поэта.

1

Составление тезисного плана статьи, выразительное чтение, беседа, работа с учебником.



Л.Н. Толстой

3




31.

Л.Н.Толстой в 30 -50-е гг. 19 века. Анализ глав повести «Детство».

2

Сообщения учителя и учащихся.



32.

Уроки доброты Л.Н.Толстого. Рассказ «Бедные люди».

1

Лексическая работа, чтение наизусть, беседа, составление устных высказываний.



В.Г. Короленко

3




33.

Краткие сведения о писателе. «В дурном обществе». Отец и сын.

1

Работа с учебником, выразительное чтение, сообщения учителя и учащихся, беседа, работа с текстом.



34.

Дружба Васи, Валека и Маруси.

1

Выразительное чтение по ролям, работа с учебником, беседа.



35.

Взрослые и дети в повести. Тема детской дружбы.

1

Выразительное чтение по ролям, беседа по вопросам, работа с учебником.



А.П. Чехов

4




36.

Сатирические и юмо­ристические рассказы А.П. Чехова.

«Налим».

2

Выразительное чтение, самостоятельная работа с текстом, работа с учебником, беседа.



37.

«Толстый и тонкий»: социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рас­сказе.

1

Лексическая работа, выразительное чтение по ролям, беседа, работа с учебником, сообщения учителя.



38.

«Шуточка».

1

Выразительное чтение, беседа, работа с учебником, анализ эпизодов.




Из литературы XX века.





И.А. Бунин

1




39.

Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И. Бунина.

«Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.


1

Самостоятельная работа с текстом, сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение и чтение наизусть.



А.И. Куприн

4




40.

Краткие сведения об А.И.Куприне.

1

Сообщения учителя и учащихся, беседа, работа с учебником.



41.

А.И.Куприн. «Белый пудель».

2

Выразительное чтение, лексическая работа, беседа, работа с учебником.



42.

«Тапер»: основная тема и характеристика образов.

1

Художественный пересказ, работа с учебником.



С.А. Есенин

2




43.

Краткие сведения о поэте. «Песнь о собаке»: пафос и тема стихотворения.

1

Выразительное чтение, чтение наизусть, беседа, работа с учебником.



44.

«Разбуди меня завтра рано...». Одухотворенная природа — один из основных обра­зов С.А. Есенина.

1

Самостоятельная работа с текстом, выразительное чтение, чтение наизусть, беседа.



М.М. Пришвин.

4




45.

Краткие сведения о писателе.

1

Сообщения учителя и учащихся, беседа, художественный пересказ.



46.

«Кладовая солнца»- сказка-быль. Особенности жанра.

1

Сообщения учителя, работа с учебником, беседа.



47.

Настя и Митраша.

1

Конкурс рисунков, выразительное чтение по ролям, беседа.



48.

Смысл названия сказки-были.

1

Беседа, художественный пересказ, выразительное чтение, работа с учебником..



Н.М. Рубцов

2




49.

Краткие сведения о поэте. «Звезда полей».

1

Сообщения учителя и учащихся, беседа, работа с учебником .



50.

«Тихая моя родина».

1

Чтение наизусть, выразительное чтение, беседа.



Произведения о Великой Отечественной войне.

4




51.

Из поэзии о Великой Отечественной войне. (М.Исаковский, А.Ахматова, С.Орлов, К.Симонов, Д.Самойлов, Р Гамзатов. )

1

Сообщения учителя и учащихся, беседа, работа с учебником, чтение наизусть .



В.П. Астафьев

3




52.

Краткие сведения о В.П.Астафьеве. «Последний поклон».

1

Сообщения учителя и учащихся, беседа, работа с учебником, художественный пересказ



53.

«Конь с розовой гривой».

1

Работа с текстом, чтение по ролям, беседа.



54.

Бабушка и внук.

1

Дискуссия, беседа, работа с учебником, выразительное чтение.



Из зарубежной литературы

9




55.

«Сказка о Синдбаде-мореходе»

1

Пересказ, сообщения учителя и учащихся, беседа, работа с учебником, выразительное чтение.



Якоб и Вильгельм Гримм

2




56.

Краткие сведения о братьях Гримм.

1

Составление плана статьи учебника, сообщения учителя и учащихся.



57.

Сходство и различия народных и литературных сказок.

1

Художественный пересказ, беседа, работа с учебником.



О.Генри

3




58.

Краткие сведения об О. Генри.

1

Сообщения учителя и учащихся, беседа, работа с учебником.



59.

«Вождь краснокожих».

2

Сообщения учителя и учащихся, беседа, работа с учебником, выразительное чтение.



Д. Лондон

3




60.

Краткие сведения о Дж. Лондоне. «Северные рассказы».

1

Сообщение учителя, художественный пересказ, беседа, работа с учебником.



61.

«Любовь к жизни. Сюжет и основные обра­зы.

2

Сообщения учителя и учащихся, беседа, работа с учебником, выразительное чтение.



62.

Рекомендации для летнего чтения.

1

Рекомендации учителя.



63.

Контрольное чтение







СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 6 КЛАССЕ

Введение

Книга и ее роль в жизни человека. О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино).

Развитие представлений о литературе; писатель и его место культуре и жизни общества; человек и литература; книга — необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.).


Из греческой мифологии

Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту.

Теория литературы: мифологический сюжет.

Из устного народного творчества

Предания, легенды, сказки.

Предания: «Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Предание и его художественные особенности. Сказка и её художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность, афористичность.

Теория литературы: предание, структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке.

Из древнерусской литературы

«Сказание о белгородских колодцах ». «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение» Владимира Мономаха. Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.). Нравственная проблематика житийной литературы.



Теория литературы: житие, сказание, древнерусская повесть; автор и герой.


Из литературы XVIII века

М.В. ЛОМОНОСОВ

Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина и поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф ». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония — основные мотивы стихотворения; идея стихотворения.

Теория литературы: иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение.


Из литературы XIX века

В.А. ЖУКОВСКИЙ

Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе.

Теория литературы: реальное, фантастическое; фабула; баллада.


А.С. ПУШКИН

Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда...», «Зимнее утро».


Интерес к истории России: «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, «справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи.

Теория литературы: роман (первичные представления); авторское отношение к героям.



М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», (Парус», «Листок». Многозначность художественного образа.

Для заучивания наизусть

М.Ю. Лермонтов. Одно стихотворение — на выбор.


Теория литературы: трехсложные размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия.


Н.В. ГОГОЛЬ

Повесть «Тарас Бульба». Темы и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Лирическое и эпическое в повести. Своеобразие стиля.


Теория литературы: героическая повесть; типы речи и разнообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры).


И.С. ТУРГЕНЕВ

«Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»; служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Один из рассказов «Записок охотника» по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения.

Теория литературы: своеобразие характера, образ рассказчика; идея произведения и авторский замысел; тропы и фигуры в рассказе (сравнение, метафора, эпитет).

Н.А. НЕКРАСОВ

Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60—70-е годы. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...». Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости. Образно-изобразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям.

Теория литературы: трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет.


Л.Н. ТОЛСТОЙ

Повесть «Детство» (отдельные главы): «Матап», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание).

Теория литературы: автобиографическая проза.


В.Г. КОРОЛЕНКО

Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям.

Теория литературы: повесть, художественная деталь, портрет и характер.


А.П. ЧЕХОВ

Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Толстый и тонкий », «Шуточка », «Налим»: темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям.

Теория литературы: юмор, юмористическая ситуация, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении.

Из литературы XX века

И.А. БУНИН

Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет...», рассказ «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.

Теория литературы: стили речи и их роль в создании художественного образа.


А.И. КУПРИН

Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель», рассказ «Тапёр». Основные темы и характеристики образов.

Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.



C.A. ЕСЕНИН

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа — один из основных образов C.A. Есенина.


Теория литературы: поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора.

М.М. ПРИШВИН

Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.

Теория литературы: сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений).


Н.М. РУБЦОВ

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Звезда полей», «Тихая моя родина». Человек и природа в стихотворении. Образный строй.

Теория литературы: художественная идея, кольцевая композиция.

Из поэзии о Великой Отечественной войне

Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: А.А. Ахматова. «Мужество », «Победа »; С.С. О р л о в. «Его зарыли в шар земной...»; К.М. Си м о н о в. «Жди меня, и я вернусь...»; Р.Г. Га м з а т о в. «Журавли»; Д.С. Самойлов. «Сороковые»; М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу»

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.


В.П. АСТАФЬЕВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа.


Из зарубежной литературы Восточные сказки

«Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика.


БРАТЬЯ ГРИММ

Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки.



О. ГЕНРИ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Вождь краснокожих »: о детстве — с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе).


ДЖ. ЛОНДОН

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения.






Основные виды деятельности по освоению литературных произведений



- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

- Выразительное чтение.

- Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).

- Заучивание наизусть стихотворных текстов.

- Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

- Составление планов и написание отзывов о произведениях.

- Написание изложений с элементами сочинения.

- Анализ и интерпретация произведений.

- Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.

- Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
















Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

В результате изучения литературы в 6 классе учащиеся должны знать/понимать:

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творческого пути А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, С.А. Есенина;

- такие теоретико-литературные понятия, как: миф, мифологический сюжет, персонаж, структура волшебной сказки, житие, сказание, древнерусская повесть, автор и герой; иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение; реальное, фантастическое, фабула, баллада; двусложные и трехсложные размеры стиха, строфа, роман, авторское отношение к героям; стопа, типы стоп, метафора, инверсия; героическая повесть, типы речи и разнообразие лексических пластов; образ рассказчика, идея произведения и авторский замысел; автобиографическая проза; повесть, художественная деталь, портрет и характер; юмор, юмористическая ситуация, деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении; цветообраз; кольцевая композиция; литературная сказка (углубление представлений);

уметь:

- воспринимать и анализировать художественный текст;

- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

- определять род и жанр литературного произведения;

- выделять и формулировать тему, идею изученного произведения;

- давать характеристику героев;

- находить в тексте и характеризовать роль изобразительно-выразительных средств;

- выявлять авторское отношение к героям;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

- владеть различными видами пересказа;

- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою.





Литература


Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ Авт.-сост. Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005.


Литература. 6 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. / Авт.-сост. Г. С. Меркин. – 4-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2014.


Древнерусская литература: Хрестоматия для 5 - 9 кл. / Сост.

О.В.Творогов. - М., 2002.


Зарубежные писатели. Библиографический словарь. В 2 ч. / Под ред. Н.П. Михальской. - М., 1996.


Зуева Т.В. Русский фольклор: Словарь – справочник, - М., 2002


Литература. 6 класс : Учебник для общеобр. учр.: В 2 ч. / Авт.-сост. Г.С. Меркин - М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2008.- 344 с.


Литература Древней Руси: Библиографический словарь / Под ред. О.В.Творогова. - М., 1996.


Русские писатели XIX - начала XX века: Библиографический словарь./ Под ред. Н.Н. Скатова. - М., 1995.


Чернец Л.В. и др. Школьный словарь литературоведческих терминов. - М., 2002.