Лекция Детские и школьные годы Павла Васильева

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


ДЕТСКИЕ И ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ ПАВЛА ВАСИЛЬЕВА


В небольшом городке Зайсан, что почти на самой границе с Китаем, священник Геннадий Коченгин в метрической книге Александро-Невской церкви сделал запись о рождении Павла Николаевича Васильева. Это было 23 декабря 1909 года.

Отец поэта – Николай Корнилович, сын павлодарских бедняков, похвально окончивший учительскую семинарию, дипломированный учитель математики. Мать – единственная дочь Матвея Ржанникова, с отличием окончила женскую прогимназию. Отец – строгий, но справедливый, пользовался большим авторитетом, везде, где бы ни работал. Мать – добрая и ласковая, посвятившая жизнь детям. Павел всегда с огромной любовью вспоминал свою мать; нежно и трогательно любил ее до конца жизни.

Долго в Зайсане семья не задержалась. В последующие годы Николай Корнилович заведовал школой в станице Сандыктавской, в гг. Атбасаре, Петропавловске, Омске. В семье появилось еще два сына – Борис и Виктор. Нелегкой была эта кочевая жизнь, и тяжелое было время. Революция и гражданская война. Голод и разруха.

В 1920 году, хлебнув тяжелой неустроенной жизни в чужих краях, Васильев получил назначение в родной город, где возглавил семилетнюю школу водного транспорта, и там же преподавал математику.

И стало в доме деда Матвея, где поселилась семья Васильевых, шумно и людно: сам хозяин с женой, престарелые родители Николая Корниловича и их самих пятеро.

Павлодар был в то время небольшим степным городком, располагался на высоком берегу, но издали был почти не заметен, поскольку застраивался одноэтажными и очень редко двухэтажными деревянными домами. Кирпичных построек было совсем мало.


Багровою сиренью набухал

Купецкий город, город ястребиный,

Курганный ветер шел по Иртышу,

Он выветрил амбары и лабазы,

Он гнал гусей теченью вопреки

От Урлютюпа к Усть-Каменогору…

Особое место в жизни и творчестве Павла Васильева занимал Иртыш. Он очаровал и навсегда приворожил к себе с детских лет. Любимым местом был высокий берег, где Иртыш делал крутой поворот - «Гусиный перелет».

Река просторной родины моей,

Просторная,

Иди под непогодой,

Теки, Иртыш, выплескивай язей –

Князь рыб и птиц, беглец зеленоводый.

Корнила Ильич (дедушка Павла) был умным собеседником, обладал редким даром сочинять и рассказывать сказки. Павел очень любил своего деда. Именно к нему убегал, когда в доме его ждало наказание, отлеживался в его шалаше, отсиживался на бахче с огромными арбузами и перегретыми на солнце дынями. Нередко дед брал внука с собой на рыбалку или в ночное.

Образ деда останется для Павла навсегда связанным с природой, с полюбившимися ему лошадьми, с семиреченскими праздниками и казачьими обычаями, ему посвятит он прекрасное стихотворение «Рассказ о деде», его черты Павел со временем будет придавать сильным и ладным казакам.

Корнила Ильич, ты мне сказки баял,

Служилый да ладный – вон ты каков!

Кружилась за окнами ночь, рябая

От звезд, сирени и святляков.


Таким ты остался. Хмурый да ярый,

Еще неуступчивый в стык, на слом.

Рыжеголовый, с дудкою старой,

Весну проводящий сквозь бурелом.

Дом деда Матвея всегда был открыт не только для родственников, но и для всех, кто нуждался в помощи и поддержке, будучи очень набожным, он оставался человеком добрым и отзывчивым.

И хоть в маленьком домике живут тесно, но все равно каждый зимний воскресный вечер в домике собираются гости. В основном здесь сослуживцы Николая Корниловича, среди них очень интересные люди: преподаватель рисования, профессиональный художник Батурин, преподаватель немецкого языка Дейнека.

Нередко в дом приезжали гости из аулов. Для них расстилали белую кошму, ставили специально для таких случаев предназначенный медный двухведерный самовар, жарили баурсаки и начиналось бесконечное чаепитие с долгой беседой об аульных новостях, о ценах на скот и соль.

Часто сам дед Корнила ездил в казахские аулы на степные праздники и брал с собой внука.

Сначала – десятки верст по ковыльной степи – вокруг волнуется травяное море – без конца и края, а дед Корнила всю дорогу напевает вполголоса старинные казачьи песни. Потом – неспешный разговор деда с аульными приятелями-тамырами, гостеприимными, приветливыми людьми – их язык Павел хорошо понимает, терпкий вкус кумыса и, наконец, главное – байга, бешеная скачка сильных низкорослых лошадей.

Когда смотришь ее, сердце колотится так, словно сам мчишься по степи навстречу ветру.

И навсегда в памяти маленького Павла остались степь, юрты, конский топот и звуки домбры.


Замолкни и вслушайся в топот табунный,-

По стертым дорогам, по травам сырым

В разорванных шкурах

бездомные гунны

Степной саранчой пролетают на Рим!..


Были и дальние поездки – почти путешествия – в алтайское село Больше – Нарымское, в маленький городок Зайсан, где было написано первое сохранившееся стихотворение Павла Васильева, помеченное 24 июнем 1921 года.

Глафира Матвеевна с детства прививала детям любовь к чтению. Она читала им сказки Пушкина, Андерсена, братьев Гримм, повести Ф.Купера и М.Рида. Самым внимательным слушателем был Павел, он жил жизнью героев книг.

Павел не только пересказывал услышанное и прочитанное из книг, так как он с детства отличался сильным воображением и выдумкой, то придумывал игры и увлекал ребятишек. Среди сверстников слыл за атамана. Его слушались и уважали, потому что он знал гораздо больше, чем они. И дети с радостью участвовали в его проделках, потому что задуманы они были по-мальчишескибесстрашно и остроумно.

Огромное влияние на формирование П.Васильева как поэта и человека оказали и школьные учителя, которые в то время были универсалами, они не только учили детей, но и ставили спектакли, проводили музыкальные вечера, знакомили население с классической литературой, в школе работали кружки.

Именно эта среда привила Павлу любовь к искусству и поэзии.

Начиная с 7-8-го класса, Павел Васильев начинает писать очень много, выступает на школьных вечерах. Его стихи, посвященные Октябрьской революции, положили на музыку, и они звучали в исполнении школьного хора. В школе выпускалась огромная на четыре листа стенгазета «Иртыш» и ни один номер не выходил без стихов Павла. Эти школьные, самые первые – пробы пера – чаще всего стихотворные шутки, эпиграммы, описание картинок природы.

Павел был неимоверным фантазером и мечтателем. Он мечтал объехать весь мир: собирался побывать на Дальнем Востоке, в Средней Азии, Японии, Индии. А однажды предложил совершить побег на Памир, чтобы вступить добровольцами в пограничный отряд и бороться с басмачами. Они стали копить деньги, собирать одежду и продукты. Но вскоре план побега был раскрыт, детей наказали.

В 1923 году после окончания школы водников группа выпускников вместе с учителями совершила путешествие на пароходе до озера Зайсан.

Чтобы больше узнать о родном крае, о городах и селах, мимо которых они будут проплывать, Павел изучил карту Семипалатинской губернии. Во время Зайсанской поездки он ежедневно записывал свои впечатления в дневник, который сохранила И.Ф.Пшеницына. На Зайсане они попали в шторм, позднее Батурин написал картину, Павел Васильев – стихи. Быстро пролетели школьные годы. 5 июня 1926 года в школе II ступени состоялся выпуск учащихся. Павел Васильев вместе с другими получил документ об окончании школы и вылетел из родного гнезда.

2