Тема урока: «Медленно история листается...
Все стареет - Родина не старится!»(вводный урок).
Тема программы: Общая характеристика литературы XX века.
Цели:
образовательная: изучить литературные события XX века в их тесной связи с историей, показать значение литературы «как очевидца всех времен истории»;
развивающая: развивать умение пользоваться сопоставительным методом и видеть
предмет изучения в целом;
воспитательная: воспитывать читательскую культуру, любовь к отечеству через изучение памятных страниц истории, формировать у учащихся ценностные ориентиры;
комбинированный
урок-размышление
репродуктивные и продуктивные - частично-поисковый, исследовательский
«Русская литература XX века» 11 класс, под редакцией В.В.Агеносова,
сборник стихов М.И.Цветаевой, рассказ Л.Андреева «Красный смех», стихотворение Н.Тэффи «Пчелка»,поэма С.Есенина «Анна Снегина», произведение М.Веллера «Дети победителей», раздаточный материал,запись песни Ю.Шевчука «Родина», опорная схема «Историческое полотно», мультимедийный проектор, персональный компьютер,экран
Ход урока.
1 .Оргмомент.
психологический контакт с учащимися
объявление темы, целей урока, озвучивание требований к знаниям и умениям учащиеся должны знать: уметь:
-какая же она, Россия XX века; -определить историческое событие;
-что волновало русскую литературу -уметь дать общую характеристику
в «20 удивительном столетье...» литературе.
-логический переход к учебной деятельности.
11 .Подготовка к эмоциональному и сознательному восприятию материала.
1 .Вступительное слово учителя.
Идя по улицам города, мы видим лица, дома, скверы, площади. Но город в целом мы можем увидеть, только поднявшись ввысь: на башню, гору или с самолета...
Мы сегодня попробуем взглянуть как бы сверху на огромное историческое полотно и увидеть, куда течет река литературы.
Объектом нашего внимания будет XX век: общая характеристика литературных событий, тесно связанных с историческими.
2. Читаю эпиграф:
В двадцатом удивительном столетье,
Польстившись на избранничество стимул,
Россия показала всей планете,
Что гений и злодейство совместимы
Итак, начинаем «медленно историю листать»...
1. Исторический комментарий.
К началу XX века определились основные силы мира - это государства: Франция, Англия, Германия,
Россия. Началась борьба за сферы влияния. Обнаружился духовный кризис, причинами которого являлись исчерпанность прежних ценностных ориентиров ( чувства России, как дома нации), отсутствие новых руководящих идей.
Вл. Соловьев так охарактеризовал ситуацию на рубеже веков: «...прежняя история взаправду кончилась. Конец истории сошелся с ее началом.»
А.П.Чехов об этом же писал: «Все враздробь!»
Климат новой эпохи прояснялся в совместных прозрениях художников разной ориентации-реалистов и модернистов.
4.Обратимся к схеме (слайд 1) Рассмотрим схему. Комментарии дает учитель.
Продолжает развиваться литература критического реализма:
Вересаев В.В.(слайд 2,3,4,- портреты писателей)
Куприн А.И.
Бунин И.А.
Толстой А.Н. («красный граф»)
Короленко В.Г.
Рождается новая литература, которая развивается в направлении, полущившем название социалистического реализма. Ярким его представителем является М.Горький(слайд №) Модернистское искусство (поэзия серебряного века).
5.Читаем на стр. учебника (стр.17, о новой ситуации в искусстве).
Вывод записываем в тетрадь: Литература находится в поиске новых форм, нового содержания. «Литература разручеилась»,-заметил один из популярных критиков начала XX века.
6.Отгадай событие-загадку (слайд №) Учащиеся обращаются к « ленте времени» (раздаточный материал) и вспоминают историческое событие. Выразительно читается отрывок из стихотворения.
Мы проиграли ту войну,
Но слава русских моряков С «Варягом» не ушла ко дну.
«Погибнуть с честью» - был девиз таков.
(русско-японская война 1904-1905 г.)
(как только учащиеся отгадают событие, маркером рисуют на «историческом полотне»- истая стр. тетради.)
Комментарий учителя: На эту войну, которая должна была быть маленькой, но победоносной, откликнулись писатели. Самым эмоциональным откликом явился рассказ Леонида Андреева «Красный смех».
Главная тема - безумная жестокость. Конкретное решение темы - экспрессивный, запоминающийся образ безумного «красного смеха».
Цитата:
«На месте бледного, лица было что-то кроткое,
тупое, красное, и оттуда лилась кровь...
И в этом красном, текущем продолжалась еще
улыбка, беззубый смех - красный смех».
«Красный смех»-символ страха, ужаса и безумия - встречается в рассказе 16 раз, а основной лейтмотив-«ужас и безумие»- 27 раз.
Красный цвет-символ войны-33 раза.
Цитата:
Странная перемена вдруг произошла -исчезновение
цветов; исчезли голубой, зеленый и др. привычные
тихие цвета, а солнце загорелось красным» - вот как изобразил войну Л.Андреев.
7.Выразительное чтение учащимися выдержек из рассказа. Ответы на вопросы.
Отрывок первый...
…безумие и ужас.
Впервые я почувствовал это, когда мы шли по энской дороге, - шли десять часов епрерывно, не останавливаясь, не замедляя хода, не подбирая упавших и оставляя их еприятелю, который сплошными массами двигался сзади нас и через три-четыре часа гирал следы наших ног своими следами...Солнце пронизывало тонкую оболочку и ровавым светом входило в измученный мозг.
…Все, что я видел, казалось диким вымыслом, тяжелым бредом обезумевшей земли, Отрывок второй...
…все поле, залитое неподвижным красным отсветом пожаров, закопашилось, точно :ивое, загорелось громкими криками, воплями, проклятиями и стонами...
Одни были безгласны и послушны, другие стонали, выли, ругались и ненавидели нас, спасавших их, как будто и мы создали эту кровавую равнодушную ночь, и одиночество их среди ночи и трупов, и эти страшные раны. Уже не хватало места в вагонах, и вся одежда наша стала мокра от крови, как будто долго мы стояли под кровавым дождем, а раненых се несли, и все также дико копошилось ожившее поле.
Отрывок третий...
…это было безбожно, это было беззаконно. Красный Крест уважается всем миром, как святыня, и они видели, что это идет поезд не с солдатами, а с безвредными ранеными, и ни должны были предупредить о заложенной мине. Несчастные люди, они уже грезили о оме...
Беседа:
- Какое из высказываний вам ближе? Почему?
- Какова позиция автора?
Вывод записывается в тетрадь.
«Красный смех» - сильнейшая из проповедей, которыми человечество прорывается «умертвить бессмертного, загадочного духа войны».(В.Иванов).
Л.Андреев воспроизводил не только ужасы маньчжурской резни, но и беспримерное жестокосердие власть имущих, которые увеличивали эти ужасы. Нужна ли война человеку? Конечно же, нет. Не случайно антивоенное произведение Л.Андреева имело такую популярность во всем мире. Рассказ был переведен на разные языки мира и даже эсперанто.
И мы, вслед за писателем, все, что связано с войной, окрасим в красный цвет, а мирными цветами будут у нас голубой, цвет надежды, и зеленый, обозначающий экономические преобразования (работа над созданием исторического полотна).
8.Отгадай следующее событие (слайд №)
«Кровавым воскресеньем началась она
И слабость власти показала всем сполна.
Хоть «Манифест» дарован был народу,
Работа 1 Думы не продлилась года.
(1 русская революция, 1905-1907 г.)
Комментарий учителя.
О 1 русской революции мы можем прочитать в произведении А.М.Горького «Мать», «Жизнь Клима Самгина» (слайд №, работа с отрывком аудиотекста).
А вот стихотворение Надежды Тэффи «Пчелка» (1905)
В ту ночь до рассвета мелькала иголка:
Сшивали мы полосы красного шелка Полотнищем длинным, прямым...
Мы сшили кровавое знамя свободы,
Мы будем хранить его долгие годы,
Но мы не расстанемся с ним!
( Какой пророческий смысл в ее словах)
Печатали его в искровском сборнике песен «Под красным знаменем»),
Следующее событие (слайд №)
Готовились к ней долго, чтоб мир переделить,
Мечтая о колониях, готовы были кровью мир залить. Балканы славились как «бочка пороха» всегда.
В Сараево начавшись, длилась долго та война.
(1 мировая война)
Комментарий учителя.
Вот каково отношение к этой войне лирического героя
поэмы С.Есенина «Анна Снегина»:
« Война мне всю душу изъела. За чей-то чужой интерес
стрелял я в мне близкое тело и грудью на брата лез»,
«Решил лишь в стихах воевать.
Я бросил мою винтовку…другую явил я отвагу -
был первый в стране дезертир»
Вопросы:
- Почему бросил? Значит был трус?
- Какое значение в данном тексте имеет слово отвага?
Событие (слайд №)
Все общество на красных-белых поделив,
В надежде отстоять свою Россию -
Все находили сил прилив.
Сын на отца пошел, забыв свои истоки,
Мы стержень потеряли -
Таковы ее итоги.
(Гражданская война, 1918 - 1920 г.) Комментарий учителя.
Обращение к схеме (слайд №)
Гражданская война литературу разделила надвое: «Революционный героизм» «Внимая ужасам войны»
(по ходу комментариев учителя и работы со схемой учащиеся записывают материал в тетрадь).
Событие (слайд №)
В попытках частную торговлю запретить.
Про продразверстку власть заговорила.
В распределении, оплате уравниловку вменить,
Войну закончить поскорей спешила.
( Политика военного коммунизма, 1918-1921 г.) Комментарий учителя.
Творческую жизнь нач. 20-х характеризуют множество группировок и организаций. Заметным явлением был Пролеткульт. В рамках Пролеткульта действовала Российская Ассоциация пролетарских писателей. Она боролась со всеми группировками и течениями. РАПП начала компанию против Е.Замятина и Б.Пильняка (в 1938г. Б.Пильняк был расстрелян). Широкая и полноводная река русской литературы отныне разделилась на две речки, которые растекались в разные направления.
Работа со схемой (слайд №).
Эмигрантская литература. Советская литература.
(учащиеся по ходу комментирования ведут записи в тетрадь).
Событие (слайд №)
Чтоб вывести из кризиса страну.
Восстановить народное хозяйство,
Перед крестьянством чувствуя вину,
Власть через экономику боролась с разгильдяйством. (Нэп,1921-н.1930-х г.)
Комментарий учителя.
Период нэпа в литературе отражен в рассказах М.Зощенко и в романе И.Ильфа и Е.Петрова «12 стульев».
Событие (слайд №)
Чтоб средства в город откачать,
Чтобы заводы, фабрики построить,
В деревне надо было с кулаком борьбу начать,
Крестьян всех на выступление в колхоз настроить.
(Индустриализация (1929 - 40) и коллективизация (1929 - 32)
Комментарий учителя.
Социальные преобразования к.20-х - нач.30-х г., политика сплошной коллективизации, ликвидация кулачества как класса - событийная основа произведений А.Платонова «Котлован» и М.Шолохова «Поднятая целина».
Событие (слайд №)
Неграмотность хотела победить,
«Культуру»- третьим фронтом назвала.
Инакомыслие пыталась позабыть,
Соцреализму предпочтенье отдала.
(Культурная революция, 1917-39 г.)
Комментарий учителя.
1931 год - выступление Сталина положило конец форсированной культурной революции. В 1932 году генсек повелел Луначарскому «кончать модные течения». Писателей объединили в Союз. А в 1934 году на 1 съезд писателей был объявлен основной «единственный метол художественной литературы «социалистический реализм», задачей которого была «идейная переделка людей в духе социализма». Это было, по сути, началом складывания тоталитарного государства. Народ пел «Нас утро встречает прохладой», не зная, что автор этой песни - тридцатилетний, талантливый поэт Борис Корнилов, один из миллионов жертв репрессий, расстрелян как враг народа.
Стреляли гордых, добрых, честных,
Чтоб захватить, упрочить власть,
В глухих подвалах повсеместно
Кровь русская лилась.
С 1934 года литература - одна социалистическая река, в которой много невидимых подводных течений.
Теперь мы эти течения называем запрещенной (возвращенной ) литературой.
Работа со схемой (слайд №). Записи фамилий писателей и название их произведений .
Событие (слайд №).
С разгрома Польши началась она,
И имя ее страшное - война.
Продлилась с точностью 6 лет.
Японию разбив, народы мира увидали свет.
(2 мировая война)
Комментарий учителя.
Литература Великой Отечественной войны характеризуется агитацией, призывом, воспеванием «великого полководца». Отстоять свою Родину - вот задача каждого советского человека. Около 10 лет военная тема будет «созревать» в умах и сердцах советских писателей (1957 - 1959).
В поэзии: А.Ахматова, К.Симонов, О.Бергольц, А.Сурков.
В прозе: Б.Горбатов «Непокоренные», А.Бек «Волоколамскоен шоссе»,
В драматургии: А.Корнейчук «Фронт», Л.Леонов «Нашествие».
Событие (слайд №)
Смерть Сталина - и началась она,
Лирично Эренбургом названа...
Интеллигенция вся ликовала,
Секреты «белых пятен» открывала.
(«Оттепель», 1953 - 60 г.)
Комментарий учителя.
Работа со схемой (слайд №). Литературный процесс 60-х знаменовался настоящим творческим всплеском. Появился целый ряд новых течений в советской литературе: «военная проза», «деревенская проза», «молодежная проза»,«громкая эстрадная поэзия», «тихая лирика» и другие.
Возникали различные литературные группы, объединения, кружки:
«Мы молодые», Лианозовская поэтическая группа СМОГ - Смелость.Мысль.Образ. Глубина.
Распространились такие уникальные явления, как «самиздат» и «тализдат».
Оживилась литературная жизнь.
Однако явления «шестидесятничества» и «оттепели» отождествлять нельзя. Сам
период оттепели назван по одноименным произведениям: стихотворению Н.Заболоцкого
и Ильи Оренбурга. Делится он на 3 периода:
1953 - 56,1956 - 59,1959 - 64 - каждый сопровождается «всплеском» либерализма и репрессивной реакцией на него официальных властей.
Начало оттепели отмечено литературно - критическими выступлениями например, 1953).В сентябре 1954 года А.Твардовский отстранен от должности главного редактора «Нового мира».Далее идет процесс реабилитации репрессивных писателей. Лечатается роман В.Дудинцева « Не хлебом единым».Одновременно резкой критике
подвергся опубликованный за рубежом роман Б.Пастернака «Доктор Живаго». С одной стороны, по приказу Н.Хрущева публикуется «Один день Ивана Денисовича»
А.И.Солженицына, второе дыхание получает военная проза, обратившаяся к отображению «окопной» правды войны.С другой стороны, подвергается аресту рукопись романа В.Гроссмана «Жизнь и судьба».
Событие (слайд №).
Мы за весною лета ждали,
Но время то прошло, что «оттепелью» звали.
Был отстранен генсек Хрущев,
Настало время заказных судов,
И за разгромом в Праге демократии весной Период тот назвали мы...
(«застой»)
Комментарий учителя.
Начинается период тотального противостояния государства и свободной литературы.
У поколения «шестидесятников» в момент смены периода 60-х г. эпохой застоя было 3 пути:
путь конформизма, приспособления к сложившейся и застывающей в своих чертах системе;
«андеграунд», «непротивление» системе, но и нежелание с ней сотрудничать. Это был период третьего «хождения» русской интеллигенции в народ: люди творческого склада выбирали профессии, не требующие прохождения идеологических проверок, вступления в партию и оставляющие массу свободного времени (истопники, сторожа, лифтеры). «Поколением дворников и сторожей» назвал их рок - поэт Б.Гребенщиков. Мировосприятие этой группы отразилось в таких произведениях, как поэма В.Ерофеева «Москва - Петушки», роман «Андеграунд,или Герой нашего времени» В.Маканина, в прозе С.Довлатова и др. путь диссидентства - сознательного и открытого противостояния системе. Этот путь чаще всего приводил в имиграцию или лагеря и специальные лечебницы.
Пример тому - судьба А.Галича. Из преуспевающего советского кинорежиссера превратился в диссидента и эмигранта.
Выразительное чтение цитаты об этом времени из произведения «Дети победителей» Михаила Веллера:
«Заработали верховные ножницы, остригая от пространства нашей духовной жизни строчку за строчкой. Спился и замолчал Казаков. Замолчал и уехал Гладилин. Выслали Солженицына. Уехал Бродский. Пошли нескончаемой чредой отъезды и появилось слово невозвращенцы: Растропович, Барышников...
Уехал В.Некрасов. Уехал и погиб Гапич.Умер Шукшин. Агония.
Точку поставил восмидесятый: лишили гражданства уехавшего Аксенова; смерть Высоцкого, бойкот Олимпиады.
Финиш.
Смерть Трифонова весной 81г.прозвучала завершающим аккордом, эпилогом.
А как же боссы?
Руководители затыкали рты, выкручивали руки, резали рукописи, смывали картины....
Событие (слайд №).
Генсека в 85-м услыхали клич,
Чтоб развитых стран уровня достичь,
Все сферы жизни перестроить мы должны, Реформы эти не просты, но так нужны. («Перестройка», 1985-91 г.)
Комментарий учителя.
Этот период связан с именем Горбачева. «Ускорение», «антиалкогольная пропаганда», «демократия» - символы того времени. Ощущение ломки устойчивого порядка вещей, обломки эпох, правил, «цитат» из чьих - то речей двигали вперед литературу. Из котельной доносился голос уличного Гамлета - кумира молодежи, чьи «телемиражи» и «радиомиражи» нельзя обойти: Виктор Цой, Игорь Тальков, Борис Гребенщиков - символы новой эпохи, символы внутренней свободы.
1991 - год распада Советского Союза.
Конец периода, называемого «перестройкой». Борис Ельцин - первый президент России.
Беседа о последнем десятилетии.
Последнее десятилетие уходящего века...
Пришло время окончательно заполнить наше «историческое полотно».
Вопросы:
-Каким цветом окрасить нам этот период?
-Можно ли назвать 90-е трагическими и окрасить в красный цвет?
Вывод:
Да, 90-е трагические. Это время, когда «бессмертие шло косяком»:
Академик Сахаров, отец Мень, Игорь Тальков, Д.Холодов, в, Листьев.
Трагические события лета 2000: взрыв на станции Пушкинская, трагедия подводной лодки «Курск» и т.д.Литературе этого периода характерна резкость авторской позиции. В.Распутин, Ч.Айтматов, В.Астафьев резко осуждают неприглядность быта и нравственную деградацию: алкоголизм, преступность, духовное обнищание, наркоманию. Основной мотив литературы - мотив тупика и катастрофы.
- И все же только ли красный цвет характерен для последнего периода?
Не только. Развивается экономика, с ее взлетами и падениями. Надежда
связана с новым президентом В.Путиным.
«Конец истории сошелся с ее началом» (В.Соловьев).
Предлагаю сделать разноцветным последнее десятилетие уходящего века.Итог урока.
Теперь, когда наше «историческое полотно» заполнено, давайте сделаем вывод о том,
каким же был XX век - излом тысячелетия?
Мы давно освоили планету,
Широко шагает этот век,
На земле уж белых пятен нету,
Черные сотрешь ли, человек?
«Медленно история листается...
только Родина не старится...»
Обращение к эпиграфу! И все же русский народ - « извечный, как земля, народ с
большой судьбой, все вековые векселя оплачены тобой! (В.Федоров) (звучит песня Ю.Шевчука «Родина»).
.3. Прочитать ст.В.И.Ленина «Партийная организация и партийная литература». Сравнить со ст. В,Брюсова «Свобода слова».
Вопросы:
- Как Ленин говорит о свободе слова?
- Чего опасается В.Брюсов?