Тема: Урок – диспут по повести М.А. Булгакова «Собачье сердце».
Цели урока:
– учить сравнивать, сопоставлять, самостоятельно мыслить, анализируя художественное произведение, делать выводы и обобщения;
– закрепить знания по теории литературы (ирония, гротеск, сарказм, художественная условность, фантастика, сатира);
– развивать навыки логического мышления и монологической речи;
– воспитывать интерес к русской литературе ХХ века, к творчеству М.А. Булгакова; воспитывать ответственное отношение к своему делу, неприятие лицемерия, жестокости, наглости и бескультурья.
Тип урока: урок закрепления и систематизации знаний.
Оборудование:
– презентация по теме;
– текст художественного произведения;
– буктрейлер «Михаил Булгаков «Собачье сердце»;
– видеофрагменты из художественного фильма В. Бортко «Собачье сердце».
Ход урока.
І. Организационный момент.
– Приветствие.
– Проверка подготовки рабочего места к уроку.
На экране появляется портрет М. А. Булгакова (звучит музыка).
ІІ. Вступительное слово учителя.
Музыка… Это красота. Во все времена на земле миром правили доброта и красота, побеждая зло.
Мир литературы – мир духовности. С нее начинается становление настоящего человека, рождение его личности.
Поэтому сегодняшний наш разговор о человеке, его духовных ценностях, о замечательном Мастере слова – чье имя Михаил Афанасьевич Булгаков.
Судьба его трагична, как и то время, в которое он жил. Всмотритесь в лицо мужественного и честного человека. По природе своего дарования он был лириком. Им написаны романы «Белая гвардия», «Жизнь господина де Мольера», «Мастер и Маргарита» и множество повестей и рассказов. Все, что он написал, прошло через его сердце. Вся жизнь этого беспокойного и талантливого писателя была, по существу, беспощадной схваткой с глупостью и подлостью. Им неизменно руководили тревога и боль за то доброе и вечное, что терялось людьми и страной по пути, по которому шли они отнюдь не по своей воле. И в этой борьбе у Булгакова было в руках разящее оружие – сатира: сарказм, гнев, ирония, и едкое, точное слово.
ІІІ. Объявление темы и целей урока. Активизация опорных знаний.
Слово учителя.
Перед нами «московская» повесть М.А. Булгакова, очень характерная для его блистательного пера, где социальная сатира возникает на тщательно выписанном городском фоне, а в натуральный быт вплетена фантастика. Темой нашего разговора выбрана повесть «Собачье сердце» не случайно. Проблемы, поставленные в произведении, очень близки и понятны нам с вами, очень злободневны. Это современные проблемы экологии культуры, души человека.
Демонстрация буктрейлера «Михаил Булгаков «Собачье сердце»
Речь идет о духовном возрождении человека, о сохранении духовности. И здесь, безусловно, Булгаков – наш союзник. Вот почему повесть, написанная в 1925 году, увидела свет лишь после смерти автора в 1987 году в журнале «Знамя».
Сегодняшний урок мы построим необычно. Это урок-спор, урок-диспут, на котором каждый из вас выскажет свою точку зрения. Пусть же в споре рождается истина, звучат ваши сокровенные мысли.
На экране вопросы, ответы на которые вы готовили дома. Они помогут Вам сформулировать ваши ответы на вопросы диспута.
Отражение эпохи начала 20-х годов в повести.
Судьба русской интеллигенции и революция.
Шариковы и швондеры – новое социальное явление, рожденное революцией.
Помните, что повесть «Собачье сердце» - сатирическое произведение, а не документ эпохи 20-х годов. Условность искусства, фантастические и гротесковые образы, ирония, сарказм помогают автору воссоздать свое время. Никому из вас не придет в голову рассматривать эксперимент профессора Преображенского с точки зрения научно-медицинской.
Словарная работа.
Обратите внимание на определения, написанные на экране:
Ирония – тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме.
Гротеск – изображение действительности в резко преувеличенном, количественном виде, где переплетается реальное и фантастическое, страшное со смешным.
Сарказм – язвительная насмешка, злая ирония, горький, язвенный смех, в нем ощутимы ненависть или презрение.
Фантастика – изображение неправдоподобных явлений, введение вымышленных образов, не совпадающих с действительностью, ясно ощущаемое нарушение художником естественных форм, причинных связей, закономерностей природы.
Сатира – острое и беспощадное обличение отрицательных явлений действительности.
А теперь я предлагаю вам разгадать кроссворд по содержанию повести
М. А. Булгакова “Собачье сердце”. Разгадав его, вы сможете прочитать по вертикали зашифрованное в нем ключевое слово, обозначающее литературный прием, который лежит в основе повести.
Сорт колбасы, которой профессор Преображенский кормил Шарика. (Краковская.)
Цвет лампы в кабинете профессора Преображенского. (Зеленый.)
Единственный способ, который, по мысли профессора, возможен в обращении с живым существом. (Ласка.)
Число комнат в квартире профессора Преображенского. (Семь.)
Донор Шарикова. (Чугункин.)
Председатель домкома. (Швондер.)
Первое слово Шарикова. (“Абыр”.)
Город, где, по мнению Шарикова, находятся все господа. (Париж.)
Прозвище, которым Шарик окрестил доктора Борменталя. (“Тяпнутый”.)
[pic]
Учащиеся читают ключевое слово – аллегория.
- Вспомните, что такое аллегория?
Аллегория – иносказание, выражение чего-нибудь отвлеченного, какой-нибудь мысли, идеи в конкретном образе.
Работа над темой урока.
Беседа с классом.
Учитель: Современники М.А. Булгакова находили в «Собачьем сердце» множество узнаваемых примет. Пречистенка, где протекает действие повести была сосредоточием интеллигентского, художественного и профессорского круга. В переулках московских улиц М.А. Булгаков жил сам и находил своих друзей, но взгляд у него на эту среду был трезво-иронический. Живой злобой дня были приметы жилищного кризиса в Москве, создавшие эпоху «уплотнений» и домкомов. И модные темы 20-х годов, обсуждавшиеся в газетах, - о проблемах «омоложения» и пола, возможности «улучшения» и «исправления» несовершенной человеческой природы.
– Ребята, найдите в тексте слова, которые помогают понять нам, что это была за эпоха.
1 ученик: Профессор Преображенский говорит: «когда началась вся эта история, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице? Почему калоши до сих пор нужно запирать под замок и еще приставлять к ним солдата, чтобы кто-либо их не стащил? Почему убрали ковер с парадной лестницы? Разве Карл Маркс запрещает держать на лестнице ковры? Где-нибудь у Карла Маркса сказано, что второй подъезд Калабуховского дома на Пречистенке следует забить досками и ходить кругом через черный двор? Кому это нужно? Почему пролетарий не может оставить свои калоши внизу, а пачкает мрамор?.. Почему электричество, которое, дай бог памяти, потухло в течение двадцати лет два раза, в теперешнее время гаснет раз в месяц?
– Разруха, Филипп Филиппович!
– Разруха не в клозетах, а в головах, – поддерживает профессор».
2 ученик: Историки нам разъясняют, что 20-25 годы – это эпоха нэпа, когда развивается частная торговля, разрешено предпринимательство и любое частное дело (например, открыть мастерскую или клинику). Появился целый ряд богатых людей – нэпманов во своей психологией, своими представлениями о богатстве, счастье, которое не вписывается в революционную идеологию большевиков. Это время расцвета мещанства, роста бюрократизма, обывательщины. Нормой жизни многих людей стали бездуховность, праздность, бескультурье. Это очень напоминает наше сегодняшнее время, когда старое общество разрушено, а новое еще не сложилось.
Учитель: Да, в период «разрухи», «хаоса мироздания», в который ввергнуто социальными катаклизмами все, даже наука, трудится булгаковский герой – Ф.Ф. Преображенский. Каждый день принимает пациентов, занимается наукой. Так каков же он, доктор Преображенский? Каковы его взгляды? (Видеофрагмент №1)
1 ученик: Прототипом Преображенского называют родственника Булгакова по матери, профессора – гинеколога, Н.М. Покровского.
В районе Пречистенки жил круг людей из научной и художественной среды, осколков старой московской интеллигенции, близкой в 20-е годы Булгакову: семьи Аренндтов, Ляминых, Шервинских, Леонтьевых.
2 ученик: Профессор Преображенский – старый русский интеллигент, настоящее ее научное светило. Но новый мир, жестокая действительность властно и бесцеремонно врывается в этот хрупкий уютный мирок, где даже свято сохраняются старые привычки (обеды и ужины) в один и тот же час, где нежно относятся друг к другу, уважая труд другого. А Швондер требует его потеснить.
3 ученик: Ф.Ф. Преображенского отличает глубокая внутренняя культура, интеллигентность, высокая порядочность. Он, не признающий слово «товарищ» в обращении к себе и другим, по привычке, а скорей по глубокому убеждению, даже Швондера называет господином и на вы. Это независимый человек, человек-труженик, патриот России. Ведь многие ученые и писатели, которым была чужда революция, на тот момент уехали из России, а он остался. В тексте Филипп Филиппович часто грозит закрыть квартиру, прекратить деятельность и уехать в Сочи. «Ключи могу передать Швондеру – пусть он оперирует».
Вяземская предлагает ему купить несколько журналов в пользу детей Германии. Он не соглашается. Прямо и честно говорит: «Я не люблю пролетариата, «Я сторонник разделения труда». Профессор имеет собственное мнение и смело его высказывает, борется со Швондером, Вяземской, Петрухиным и Жаровниковым их же методами. Он ищет защиты у Петра Александровича, и тот помогает ему, помня его добро, а, может, и удачно сделанную операцию.
Учитель:
– В чем состояла научная сущность его эксперимента?
Ученик: Он создал Шарикова.
Учитель: Работая над проблемой омоложения человека, Преображенский пытается пересадить уличной дворняжке гипофиз человека. Да, научная интуиция и здравый смысл Преображенского дают в этот раз сбой…
- Кто же такой Шариков? Человек или животное? Докажите свою мысль, подтверждая текстом. (Видеофрагмент №2)
1 ученик: Если человек, то меня волнует социальная опасность Шарикова. Ведь наследственность Чугункина сделала из него вора, алкоголика, воинствующего хама. По воле случая «сочувствующий, приговоренный к каторге «условно», судимый трижды – вот тот материал, из которого создан Шариков.
2 ученик: Мне кажется, что в лаборатории профессора Преображенского появился не человек, а человекоподобное существо с собачьим нравом и генами бывшего уголовника Чугункина, которые полностью убили все добрые качества пса Шарика. Вспомните, появившись в доме Филипп Филипповича, он обладал каким-то секретом покорять сердца людей, через два дня Дарья Петровна была от Шарика без ума, подкармливая его на кухне. У него было доброе собачье сердце. Но Полиграф Полиграфович Шариков – это хам, алкоголик, вор, социально опасное существо. В его сердце совсем нет доброты, любви к людям, любви к труду, честности. Ничего нет духовного, есть только физическое сходство с человеком. Я делаю вывод: это человекоподобное существо, иными словами – животное, даже не собака.
Учитель:
– Кто виноват, что из Шарикова не получилось человека? Преображенский и доктор Борменталь пытались создать из него человека путем воспитания, «лаской», как говорит Филипп Филиппович. Он даже разработал план этого перевоспитания. В приемной профессора висел лист, на коем было написано рукою Филипп Филипповича «Семечки есть в квартире запрещаю», рукою Борменталя «Игра на музыкальных инструментах от 5 часов дня до 7 часов утра воспрещается». Воспрещалось спать на палацах, ловить блох пальцами, гонять котов, ругаться, пить водку. Но значились поездки в цирк, чтение книг, беседы. Но все это было бесполезно.
– Почему?
Ученик: Потому что Шариков и Швондер – страшное социальное явление, рожденное после революции. Мы не видим их достоинств, но одно их объединяет. Документ – для них самая важная веешь на свете. (Видеофрагмент №3)
Выразительное чтение отрывка.
– Итак, что же вам нужно в защитах вашего трудового интереса?
– Известно что: прописать меня…
– Фамилию я согласен наследственную принять.
– Как-с? Наследственную? Именно?
– Шариков.
Беседа с классом (продолжение).
Учитель:
– Швондер – идеолог Шарикова. Вот как выглядит новый советский бюрократизм. Почувствовать себя хоть маленьким, но начальником. Искусственная должность Шарикова – начальник подотдела по очистке.
– Нужно ли было уничтожать Шарикова? (Видеофрагмент №4)
Ученик: Да. Жил он за счет профессора Преображенского и платил ему за это грубостью, хамством. Страдания профессора автор неоднократно подчеркивает словами «постарел», «сгорбился». Вот результат его гениального открытия. Но Филипп Филиппович нашел в себе мужество признать ненужность и ошибочность своего эксперимента. Зачем лабораторным способом создавать хамов, когда в окружающем мире их, ох как много. Ведь у «Шарикова было не собачье, человеческое сердце. И самое паршивое из всех, которые существуют в природе».
Ученик: Но и гениев, Спиноз, таким способом создавать тоже не нужно, когда «любая баба может его родить когда угодно. Ведь родила же в Холмогорьях мадам Ломоносова этого своего знаменитого», – считает Филипп Филиппович.
Учитель: На страницах повести развивается мысль об ответственности науки перед жизнью. Человечество само заботится об этом эволюционном порядке, каждый год создает десятки выдающихся гениев, украшающих земной шар.
– Какой вы видите себе дальнейшую судьбу профессора Преображенского и доктора Борменталя?
Ученик: Судьба профессора Преображенского сложится трагически, его ждет ГУЛАГ, А судьба доктора Борменталя – нет! Он молод, горяч, напорист, честен. Несмотря на то, что он лучший ученик Преображенского, графа о его социальном происхождении в его анкете помешает ему выбиться в люди, а может, даже сыграет роковую роль.
– Как вы понимаете смысл названия повести?
Ученик. Победа профессора Преображенского над существом с собачьим сердцем олицетворяет победу добра над злом. И звучит в финале оптимистично. Седой волшебник выполнил свою миссию, уничтожил Шарикова, сидел и напевал: «К берегам священным Нила».
Учитель:
– Почему произведение остаётся актуальным и в наше время?
Ученик: Человек – неповторимая индивидуальность, из Клима Чугункина, послужившего «материалом» для Шарикова, может получиться только подобие Клима Чугункина. Революция – своего рода насильственная операция, проведённая над обществом. В наше время многие люди путём пластических операций пытаются изменить свою внешность, но не задумываются над духовным развитием личности.
Учитель: Правильно, ребята, создавая образ Ф.Ф. Преображенского, М.А. Булгаков отразил свою заветную мысль об ответственности интеллигенции перед своей страной.
Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель: К великому огорчению, шариковы и швондеры по-прежнему плодятся и размножаются. Но настоящий человек должен бороться с тем, что грязно, подло, лживо, что уничтожает человека и затавляет его страдать. Необходимо жить честно, по совести, стараться не запятнать себя грязью, идти по жизни с добрым, человеческим сердцем и «чистыми руками». Человек – неповторимая индивидуальность. Никакая форма насилия не может привести к успеху.
Проведенный анализ дает нам богатый материал для определения проблематики произведения. Сформулируйте, пожалуйста, проблемы, которые, на ваш взгляд, поставлены в этом произведении (социальные, нравственные, научные, философские). Учитывайте то, о чем мы сегодня говорили.
Примерные варианты:
Революция или эволюция как пути развития человечества.
Роль интеллигенции в обществе
Проблема террора как способа управления людьми
Проблема сохранения культуры во время революционных преобразований
Место культуры в системе общественных ценностей
Ответственность человека за результаты своей деятельности
Выразительное чтение стихотворения.
Учитель: Закончить наш урок мне бы хотелось строками Анны Ахматовой, которая назвала Булгакова емко и просто – гением, и посвятила памяти его стихотворение (читает подготовленный ученик):
…И нет тебя, и все вокруг молчит
О скорбной и высокой жизни,
Лишь голос мой, как флейта, прозвучит
И на твоей безмолвной тризне.
О, кто поверить смел, что полоумной мне,
Мне, плакальщице дней не бывших,
Мне, тлеющей на медленном огне,
Всех потерявшей, всех забывшей, -
Придется поминать того, кто, полный сил,
И светлых замыслов, и воли,
Как будто бы вчера со мною говорил,
Скрывая дрожь смертельной боли.
Домашнее задание.
– Написать письмо профессору Преображенскому, в котором выразить своё отношение к его эксперименту.
– Написать мини-сочинение по темам (по выбору учащихся):
Актуальность повести Булгакова «Собачье сердце»
Над чем заставила меня задуматься повесть М.А. Булгакова «Собачье сердце»
Смешон или страшен Шариков?
ЛИТЕРАТУРА
Безносов Э.Л. Образ послереволюционной советской действительности в повести Булгакова “Роковые яйца” и образы “новых” людей в сатирической повести “Собачье сердце” // Литература – Первое сентября. – 2004. – № 38.
Богданова О. Ю. Особенности изучения эпических произведений. В пособии: Методика преподавания литературы в средних специальных учебных заведениях/ Под ред. А. Д. Жижиной. – М., 1987.
Великанова И.В. Особенность сатиры М. Булгакова // Литература в школе -2002- №7- С.71
Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в школе. – М.;Л., 1996.
Повесть М.A. Булгакова "Собачье сердце" в школьном изучении. –
Даугавпилс: SAD, 1993.- С. 56
Словарь литературоведческих терминов / Ред. и сост. Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев.— М., 1974.— с. 257.
Яновская Л. Творческий путь Михаила Булгакова,— М., 1983.— с. 112