Рабочая программа по литературе (Ладыженская)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметными результатами изучения предмета «Литература» являются:

  • осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;

  • восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);

  • обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

  • воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;

  • овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Конкретизируя эти общие результаты, обозначим наиболее важные предметныеумения, формируемые у обучающихся в результате освоения программы по литературе основной школы (в скобках указаны классы, когда эти умения стоит активно формировать; в этих классах можно уже проводить контроль сформированности этих умений):

  • определять тему и основную мысль произведения (56 кл.);

  • владеть различными видами пересказа (56 кл.), пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу (67 кл.);

  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики (56 кл.); оценивать систему персонажей (67 кл.);

  • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции (57 кл.); выявлять особенности языка и стиля писателя (79 кл.);

  • определять родо-жанровую специфику художественного произведения (59 кл.);

  • объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений (79 кл.);

  • выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними (57 кл.), постепенно переходя к анализу текста; анализировать литературные произведения разных жанров (89 кл.);

  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе – на своем уровне);

  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

  • представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе – на своем уровне); вести учебные дискуссии (79 кл.);

  • собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (в каждом классе – на своем уровне);

  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);

  • выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагментыпроизведений художественнойлитературы, передавая личное отношение к произведению (5-9 класс);

  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (59 кл.); пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (59 кл.) (в каждом классе – на своем уровне).

При планировании предметных результатов освоения программы следует учитывать, что формирование различных умений, навыков, компетенций происходит у разных обучающихся с разной скоростью и в разной степени и не заканчивается в школе.

При оценке предметных результатов обучения литературе следует учитывать несколько основных уровней сформированности читательской культуры.

I уровень определяется наивно-реалистическим восприятием литературно-художественного произведения как истории из реальной жизни (сферы так называемой «первичной действительности»). Понимание текста на этом уровне осуществляется на основе буквальной «распаковки» смыслов; к художественному миру произведения читатель подходит с житейских позиций. Такое эмоциональное непосредственное восприятие, создает основу для формирования осмысленного и глубокого чтения, но с точки зрения эстетической еще не является достаточным. Оно характеризуется способностями читателя воспроизводить содержание литературного произведения, отвечая на тестовые вопросы (устно, письменно) типа «Что? Кто? Где? Когда? Какой?», кратко выражать/определять свое эмоциональное отношение к событиям и героям – качества последних только называются/перечисляются; способность к обобщениям проявляется слабо.

К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей I уровня, относятся акцентно-смысловое чтение; воспроизведение элементов содержания произведения в устной и письменной форме (изложение, действие по действия по заданному алгоритму с инструкцией); формулировка вопросов; составление системы вопросов и ответы на них (устные, письменные).

Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:

  • выразительно прочтите следующий фрагмент;

  • определите, какие события в произведении являются центральными;

  • определите, где и когда происходят описываемые события;

  • опишите, каким вам представляется герой произведения, прокомментируйте слова героя;

  • выделите в тексте наиболее непонятные (загадочные, удивительные и т. п.) для вас места;

  • ответьте на поставленный учителем/автором учебника вопрос;

  • определите, выделите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.

II уровеньсформированности читательской культуры характеризуется тем, что обучающийся понимает обусловленность особенностей художественного произведения авторской волей, однако умение находить способы проявления авторской позиции у него пока отсутствуют

У читателей этого уровня формируется стремление размышлять над прочитанным, появляется умение выделять в произведениизначимые в смысловом и эстетическом плане отдельные элементы художественного произведения, а также возникает стремление находить и объяснять связи между ними. Читательэтого уровня пытается аргументированно отвечать на вопрос «Как устроен текст?»,умеет выделять крупные единицы произведения, пытается определять связи между ними для доказательства верности понимания темы, проблемы и идеи художественного текста.

  • К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей, достигших II уровня, можно отнести устное и письменное выполнение аналитических процедур с использованием теоретических понятий (нахождение элементов текста; наблюдение, описание, сопоставление и сравнение выделенных единиц; объяснение функций каждого из элементов; установление связи между ними; создание комментария на основе сплошного и хронологически последовательного анализа – пофразового (при анализе стихотворений и небольших прозаических произведений – рассказов, новелл) или поэпизодного; проведение целостного и межтекстового анализа).

  • Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:

  • выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.;

  • покажите, какие особенности художественного текста проявляют позицию его автора;

  • покажите, как в художественном мире произведения проявляются черты реального мира (как внешней для человека реальности, так и внутреннего мира человека);

  • проанализируйте фрагменты, эпизоды текста (по предложенному алгоритму и без него);

  • сопоставьте, сравните, найдите сходства и различия (как в одном тексте, так и между разными произведениями);

  • определите жанр произведения, охарактеризуйте его особенности;

  • дайте свое рабочее определение следующему теоретико-литературному понятию.

Понимание текста на этом уровне читательской культуры осуществляется поверхностно; ученик знает формулировки теоретических понятий и может пользоваться ими при анализе произведения (например, может находить в тексте тропы, элементы композиции, признаки жанра), но не умеет пока делать «мостик» от этой информации к тематике, проблематике и авторской позиции.

III уровень определяется умением воспринимать произведение как художественное целое, концептуально осмыслять его в этой целостности, видеть воплощенный в нем авторский замысел. Читатель, достигший этого уровня, сумеет интерпретировать художественный смысл произведения, то есть отвечать на вопросы: «Почему (с какой целью?) произведение построено так, а не иначе? Какой художественный эффект дало именно такое построение, какой вывод на основе именно такого построения мы можем сделать о тематике, проблематике и авторской позиции в данном конкретном произведении?».

К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей, достигших III уровня, можно отнести устное или письменное истолкование художественных функций особенностей поэтики произведения, рассматриваемого в его целостности, а также истолкование смысла произведения как художественного целого; создание эссе, научно-исследовательских заметок (статьи), доклада на конференцию, рецензии, сценария и т.п.

  • Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:

  • выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.

  • определите художественную функцию той или иной детали, приема и т. п.;

  • определите позицию автора и способы ее выражения;

  • проинтерпретируйте выбранный фрагмент произведения;

  • объясните (устно, письменно) смысл названия произведения;

  • озаглавьте предложенный текст (в случае если у литературного произведения нет заглавия);

  • напишите сочинение-интерпретацию;

  • напишите рецензию на произведение, не изучавшееся на уроках литературы..

Понимание текста на этом уровне читательской культуры осуществляется на основе «распаковки» смыслов художественного текста как дважды «закодированного» (естественным языком и специфическими художественными средствами [link]