Рабочая программа
учебного курса по литературе
для базового уровня, класс 5
на 2013- 2014 учебный год
Программа разработана на основе Примерной программы по литературе, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы курса «Литература»
по УМК под редакцией А.В. Гулина, - М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2011
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена в соответствии с:
Законом Российской Федерации об образовании;
Требованиями Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644);
Концептуальными положениями Примерной программы основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263);
Программой к учебнику под редакцией А. В. Гулина, - М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2011;
Учебным планом МБОУ « Средняя общеобразовательная школа № 59» Г.Курска на 2013-2014 учебный год;
6. Положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 59» г. Курска
В программе для 5 класса предусмотрено развитие всех, основных видов деятельности обучаемых, представленных в программах для начального общего образования. Однако содержание программ для 5 класса особенности, обусловленные, во-первых, предметным содержанием системы общего среднего образования, во-вторых, психологическими и возрастными особенностями обучаемых.
Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях — личностном, метапредметном и предметном. В свою очередь, предметные результаты обозначены в соответствии с основными сферами человеческой деятельности: познавательной, ценностно-ориентационной, трудовой, физической, эстетической.
Раздел «Содержание курса» включает перечень изучаемого содержания в 5 классах, уроки развития речи, проектную деятельность.
В разделе «Примерное тематическое планирование» представлено тематическое планирование с перечнем тем курса, планируемых результатов: личностных, метапредметных, предметных, приложения.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Программа по литературе предполагает последовательное освоение основных этапов исторического становления русской словесности: устного народного творчества, классической русской литературы XVIII – XX веков.
Программа отличается гармоничностью (наличие общей идеи, подчиняющей себе все уровни построения программы), современностью (соответствует традиционным идеям и ценностям национальной и общечеловеческой культуры, соотнесённым с актуальными задачами современного школьного образования).
Принцип системности в ходе изучения литературного процесса реализуется в установлении многообразных внутрипредметных связей.
Цель изучения литературы – формирование духовно-нравственной культуры ученика.
Задачи литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы:
освоение текстов художественных произведений;
формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;
формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;
формирование и развитие умений грамотного и свободного владения формами речи;
формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и интерпретации литературных произведений;
освоение историко-литературных сведений, обеспечивающих адекватное и полноценное понимание художественного произведения.
В программе широко представлена мировая литература в ее лучших образцах. Творчество разных народов мира образует контекст, в котором русская словесность рассматривается как уникальное и целостное явление.
Проблемный подход во многом обеспечивается самим содержанием курса, который представляет движение родной литературы, обращает внимание школьников на развитие ее во времени, а значит, требует выявления многообразных движущих сил ее развития. Принцип проблемности проявляется и на уровне отдельных дидактических единиц.
Большое внимание в программе уделено организации самостоятельного чтения школьников. Предлагаемый курс предусматривает особые разделы, в которых собраны произведения золотого фонда мировой классической литературы для детей. Методический аппарат линии направлен на организацию эффективной работы по расширению круга читательских интересов школьников, воспитание в них заинтересованного отношения к литературе, устойчивой потребности в чтении.
Курс сопровождается электронным приложением, в котором содержатся дополнительные тексты, тренировочные упражнения, изобразительный, звуковой материал.
Основой курса в 5 классе является изучение жанров детского фольклора, загадок, сказок (волшебной и о животных), песни, пословицы и поговорки. В учебнике дается подробная характеристика фольклорных жанров, рассматривается их происхождение, связь с бытом и обрядами. Главный акцент делается на том, как в каждом фольклорном жанре проявляются идеалы и раскрываются нравственные качества народа.
Программа рассчитана на 105 часов в год, т.е. 3 часа в неделю. Предусмотрено 2 часа для реализации проектной деятельности по темам «Животные в баснях и народных волшебных сказках» (проект групповой, среднесрочный, надпредметный, исследовательский); ««Фольклорные традиции Курской губернии» (проект групповой, среднесрочный, надпредметный, творческий)
ВКЛАД ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершённость, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
Курс литературы строится на принципах историзма, системности обучения, фундаментальности образования, научности в определении содержания, избирательности, проблемности, что обеспечивает личностно- ориентированный, развивающий характер обучения.
Цель изучения литературы – формирование духовно-нравственной культуры ученика.
Центральная задача курса – формирование у школьника историзма как важнейшего качества мышления и одной из фундаментальных основ мировоззрения. Историческое развитие народа и его национальной культуры – единый процесс, становление национального сознания и отражающей (и одновременно формирующей) его литературы также является единым на всем протяжении обучения.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой литературы и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
- постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы
и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
- овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
- использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Вторая ступень школьного литературного образования (основная школа, 5—9 классы) охватывает три возрастные группы, образовательный и психофизиологический уровни развития которых определяют основные виды учебной деятельности.
Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, вторая владеет техникой чтения и более подготовлена к толкованию прочитанного. Именно поэтому на занятиях с первой группой важно уделять больше внимания различным видам чтения: индивидуальному чтению вслух, чтению по ролям, инсценированию, различного вида пересказам (подробному, сжатому, с изменением лица рассказчика, с сохранением стиля художественного произведения и т. д.).
В учебной работе со второй группой необходимо активизировать умения анализировать художественное произведение, воплощая результаты этой работы в филологически грамотные устные и письменные высказывания.
Содержание каждого курса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.).
Место курса «Литература» в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объёме: в 5 классе — 105 ч, в 6 классе — 105 ч, в 7 классе — 70 ч.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРА» В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
о формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
«умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты выпускников основной школы по литературе выражаются в следующем:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной
литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, не преходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
и восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; а умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
п/п НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
Характеристика основных видов деятельности обучающихся
ВСЕГО
ТЕОРИЯ
(из них сам. чт.)
ПРАКТИКА
(развитие речи)
1
Введение. Слово в фольклоре и литературе.
2
2
Выразительное чтение, выражение личного отношения к прочитанному. Устный или письменный ответ на вопрос.
2
Детский фольклор
3
3
(сам.чт. 1)
Выразительное чтение малых фольклорных жанров и их истолкование.
Выразительное чтение сказок (в том числе по ролям).
Выражение личного отношения к прочитанному в процессе чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения).
3
Загадки
2
2
Находить отличительные признаки загадок и отличать их от других малых форм фольклора, развивать образное представление школьников и их воображение.
4
Обрядовая поэзия
3
2
1
Сопоставлять литературные элементы с театральными, находить выразительные средства, определять их функции в идейно-тематическом ряду обрядовой поэзии.
5
По следам обрядовой поэзии: народное восприятие природы и творчество русских писателей
14
11
3
(2ч. - классное сочинение)
Выявлять в обрядовой поэзии художественные образы, находить художественные приёмы для раскрытия данных образов, участвовать в диалоге, обсуждать проблемы, поднимаемые в народном творчестве и творчестве писателей. Сочинение по обрядовой поэзии.
6
Русские народные волшебные сказки
10
6
(сам.чт. 2)
4
(2ч. - классное сочинение)
Выразительное чтение малых фольклорных жанров и их истолкование.
Выразительное чтение сказок (в том числе по ролям).
Выражение личного отношения к прочитанному в процессе чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения).
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров.
Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы.
Различные виды пересказов.
Устные и письменные ответы на вопросы.
Участие в коллективном диалоге.
Различение видов сказок.
Сопоставление вариантов сказок.
Устные рассказы о собирателях фольклора и о жанровых особенностях сказок.
7
По следам волшебной сказки: общенародное и авторское в литературной сказке
13
14
(сам.чт. 4)
5
(2ч. - классное сочинение)
Выявление в сказках разных видов художественных образов (образ человека, образ природы, образ животного, образ предмета).
Выявление характерных для народных сказок художественных приёмов и фантастических элементов и определение их роли в сказке. Характеристика сказочных героев (в том числе сравнительная) и средств создания их образов.
Нравственная оценка героев сказок.
Устные и письменные ответы на проблемные вопросы.
Устное иллюстрирование.
Презентация и защита собственных иллюстраций.
Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом.
Сочинение собственных сказок и малых жанров фольклора
8
Сказки о животных в русском фольклоре
3
3
(сам.чт. 1)
Различные виды пересказов сказок, составление простого и цитатного плана, нахождение художественных средств для раскрытия образов. Составление устных и письменных характеристик героев. Создание собственных иллюстраций с их анализом.
9
По следам сказок о животных: человек и животные в разных литературных жанрах:
-животные в баснях;
- человек — животные — природа в классической прозе
27
23
(сам.чт. 6)
4
(2ч. - классное сочинение)
Пересказы фрагментов сказки.
Выделение этапов развития сюжета.
Составление вопросов к сказке.
Устные и письменные ответы на вопросы (с использованием цитирования).
Участие в коллективном диалоге.
Составление плана характеристики героев (в том числе сравнительной).
Составление устных и письменных характеристик героев.
Нравственная оценка героев сказки.
Устное иллюстрирование событий и героев сказок
Обсуждение произведений изобразительного искусства, книжной графики, созвучных стихотворению, прологу, сказке.
Создание собственных иллюстраций, их презентация и защита.
Составление плана (в том числе цитатного) литературного произведения, плана устного и письменного ответа на проблемный вопрос, плана письменного высказывания.
Сопоставительный анализ литературной и народных сказок.
Сопоставление сказки и анимационного фильма.
10
Русские народные песни
5
4
(сам.чт. 1)
1
Выразительное чтение стихотворения (песен) (в том числе наизусть).
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров.
Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы.
Работа со словарём литературоведческих терминов.
Различные виды пересказов.
Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).
Участие в коллективном диалоге.
Характеристика и нравственная оценка героев.
Устное иллюстрирование.
Презентация и защита собственных иллюстраций.
11
По следам народной песни
8
8
12
Народные пословицы
3
3
Находить отличительные признаки пословиц и отличать их от других малых форм фольклора, развивать образное представление школьников и их воображение.
13
По следам народных пословиц и поговорок: пословицы, афоризмы, крылатые слова в литературе
8
8
(сам.чт. 2)
Устные ответы на вопросы.
Участие в коллективном диалоге.
Письменный анализ пословицы, поговорки по вопросам учителя.
Аргументация своего мнения с помощью цитат.
Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературных образах крылатых выражений в литературе. Устное иллюстрирование.
Резервные уроки
2
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Эстетическая и нравственная ценность фольклорных традиций раскрывается через подробное рассмотрение их восприятия и переосмысления писателями разных поколений (И.А. Крылов, А.С. Пушкин, М.Ю.Лермонтов, А.Н.Островский, И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, А.П. Чехов, С.А. Есенин, М.М.Пришвин, Н.М.Рубцов и др.). После каждого «фольклорного» раздела помещен раздел «По следам...», где представлены литературные жанры, близкие к фольклорным или произведения, родственные народному творчеству по тематике, героям, восприятию природы и т.д., продолжающие его традиции в авторском словесном искусстве. Жанровый подход при этом органично дополняется тематическим.
Фольклор и литература
Введение. Слово в фольклоре и литературе.
Образ Слова в древнейших памятниках мировой поэзии и священных текстах. Вера древних людей в высокое предназначение и священную силу поэзии. Образ вещего Бояна в «Слове о полку Игореве» (фрагмент).
Воплощение в фольклоре миросозерцания народа. Народный идеал. Талант русского народа в произведениях народного творчества.
Детский фольклор
Связь жанров детского фольклора с жизнью ребенка. Нравственное содержание детского фольклора. Потешки, считалки, дразнилки, небылицы. Колыбельные песни.
Русский детский фольклор и детская народная поэзия других стран.
Из зарубежной литературы
Английские народные детские песенки.
По следам жанров детского фольклора
А.Н. Майков «Колыбельная».
М.Ю. Лермонтов «Казачья колыбельная песня».
Загадки
Магические свойства загадок. Познание мира и его закономерностей при помощи загадок.
Роль загадок в составе других жанров: мифа, сказки, приключенческого повествования. Русская баллада «Семь загадок». Смысл разгадывания загадки: обретение житейских благ, счастья, мудрости.
Размышляем о литературе вместе с героями детских книг
О правде и вымысле в литературе.
Обрядовая поэзия
Действие и поэтическое слово в обряде. Разновидности обрядовой поэзии. Календарный земледельческий цикл и календарные обряды в жизни русского крестьянства. Поэтическое восприятие природы в календарной поэзии. Колядки, веснянки, масленичные, семицкие и купальские песни.
Творческий портрет: А.Г. Венецианов
По следам обрядовой поэзии: народное восприятие природы и творчество русских писателей
А.В. Кольцов «Песня пахаря», «Косарь», «Урожай». Судьба народного поэта. Поэзия крестьянского труда в стихотворениях А.В. Кольцова.
Учимся понимать язык искусства А.Г. Венецианов «На пашне. Весна»
К.Н. Батюшков «Есть наслаждение и в дикости лесов…». Одушевление природы в лирике К.Н. Батюшкова.
А.С. Пушкин «Зимнее утро». Душа России в стихотворениях Пушкина о родной природе.
М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…», «Три пальмы». Мир русской природы как источник гармоничного состояния души поэта. Философская проблематика баллады-притчи «Три пальмы».
Н.В. Гоголь «Чуден Днепр при тихой погоде…». Восхищение автора красотой и величием Днепра. Богатство изобразительных средств в поэтической прозе Н.В. Гоголя.
Учимся понимать язык искусства. А.И. Куинджи «Лунная ночь на Днепре»
Ф.И. Тютчев «Как весел грохот летних бурь…», «Конь морской». Живые силы природы, игра стихий в лирике Тютчева.
Творческий портрет: И.К. Айвазовский
Учимся понимать язык искусства И.К. Айвазовский «Девятый вал»
А.А. Фет «Чудная картина…», «Зреет рожь над жаркой нивой…», «Учись у них: у дуба, у березы…». Человек как созерцатель природы и ее вечный ученик в поэзии А.А. Фета.
Творческий портрет: И.И. Шишкин
Учимся понимать язык искусства. И.И. Шишкин «Рожь»
С.А. Есенин «Пороша», «Нивы сжаты, рощи голы…». Волшебство русской природы в лирике С.А. Есенина.
Н.М. Рубцов «Воробей», «Доволен я буквально всем…» («В осеннем лесу»). Мудрая глубина безыскусных поэтических произведений Н. Рубцова.
Из зарубежной литературы
Китайская и японская лирика о природе
Ван Вэй «Вея всю ночь…», «В пустынных горах опять прошел дождь».
Ду Фу «Сверчок».
Мацуо Басё. Хокку. Исикава Такубоку. Танки. Своеобразие восприятия природного мира, времени, красоты в лирике поэтов Китая и Японии. Оригинальные поэтические
формы лирики: хокку, танка.
Размышляем о литературе вместе с героями детских книг
Две формы художественной речи: поэзия и проза.
Русские народные волшебные сказки
«Василиса Прекрасная». Мифологизм волшебной сказки. Образные представления славян о добрых и злых силах, о справедливости, добродетели и пороке. «Страшное» и его функции в волшебной сказке. Образ Бабы Яги; его двойственность.
Творческий портрет: И.Я. Билибин
Учимся понимать язык искусства
И.Я. Билибин. Иллюстрации к сказке «Василиса Прекрасная»
«Иван Быкович» как героическая сказка. Положительный герой и его противники. Вера народа в торжество добра над злом. Особенности волшебных сказок: сюжет и персонажи; мотивы; приемы повествования.
«Семь Симеонов». Братское единство как источник сверхъестественных возможностей и путь к достижению блага. Собиратели и хранители народных сказок в русской культуре
и культуре зарубежных стран. Народные сказители; общие приемы и индивидуальная манера повествования. Ученые — исследователи народных сказок.
Биографии ученых: А.Н. Афанасьев.
Из зарубежной литературы
Сказки братьев Гримм. «Белоснежка», «Шесть лебедей», «Бременские музыканты».
Из литературы народов России
Волшебные сказки народов России (по выбору ученика и учителя).
По следам волшебной сказки: общенародное и авторское в литературной сказке
Г.Х. Андерсен «Дикие лебеди» и народная сказка «Шесть лебедей», записанная братьями Гримм. Нравственные уроки сказки и ее поэтические образы. Христианские идеалы писателя, воплощенные в истории Элизы и ее братьев.
Жанр литературной сказки и его связь с фольклорным истоком. Особенности литературной сказки.
Творческий портрет: О.А. Кипренский
Учимся понимать язык искусства. О.А. Кипренский. Портрет А.С. Пушкина
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Фольклорные и литературные источники сюжета. Поэтичность и лиризм пушкинской сказки. Контрастные образы царевны и царицы. Отражение и обогащение народного идеала в художественном мире пушкинской сказки.
Учимся понимать язык искусства И.А. Аргунов. Портрет неизвестной в русском костюме.
Сказки о животных в русском фольклоре
«Медведь — липовая нога». Мифологические корни древнейших сказок о животных. Сказка как способ победить страх перед силами природы.
«Зимовье зверей». Умение человека наблюдать за повадками и характером животных, отраженное в сказке.
«Снегурушка и лиса». Мечта о доброте людей и животных друг к другу.
Учимся понимать язык искусства
Каргопольская игрушка
Из литературы народов России
Сказки о животных (по выбору ученика и учителя)
Для внеклассного чтения. Прогулки без присмотра
В стране волшебства и чудес.
А.С. Пушкин «Руслан и Людмила».
Э.Т.А. Гофман «Щелкунчик и Мышиный Король».
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».
А. Погорельский «Лафертовская маковница».
Л. Кэрролл «Алиса в Стране чудес».
Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена».
По следам сказок о животных: человек и животные в разных литературных жанрах
Животные в баснях
Панчатантра. Легендарная история происхождения памятника. Поучительный смысл древних индийских сказаний, их безыскусная прелесть и свежесть. Панчатантра как источник басенных сюжетов мировой литературы.
Эзоп. Басни. Басни и притчи Эзопа. Необычная судьба легендарного баснописца. Нравственная проблематика басен Эзопа. Особенности формы древнейших басен.
И.А. Крылов «Лисица и виноград», «Ворона и Лисица», «Осел и Соловей», «Кукушка и Петух», «Щука и кот», «Кот и повар».
Учимся понимать язык искусства П.К. Клодт. Памятник И.А. Крылову
Аллегорическое обобщение человеческих качеств в образах животных. Нравственные уроки басен Крылова. Мастерство баснописца в создании неповторимых характеров и ярких сцен. Народность мироощущения и языка И.А. Крылова.
Творческий портрет: П.К. Клодт
Человек — животные — природа в классической прозе
Фрагмент романа Л.Н. Толстого «Война и мир»: Охота Ростовых. Эмоциональная чуткость, сердечное родство Ростовых, их душевное единство в сценах охоты. Талант Л.Н. Толстого — художника: его способность тонко улавливать чувства людей и животных.
Творческий портрет: и.Н. Крамской
Учимся понимать язык искусства И.Н. Крамской. Портрет Л.Н.Толстого
А.П. Чехов «Каштанка». Животное — герой литературного произведения. Мастерство Чехова в изображении мира глазами четвероногого персонажа. Добрый юмор автора и глубина его размышлений о человечности.
К.Г. Паустовский «Кот-ворюга». Великая сила и могущество человеческой доброты в рассказе.
Из зарубежной литературы
Дж. Р. Киплинг. Биография писателя. Законы человеческого мира в книгах Киплинга о природе. Сказка «Рикки-Тикки-Тави». Враги человека и его друзья в сказке Киплинга. Сочетание правдивых описаний повадок животных и сказочного вымысла в сказке о храбром мангусте.
М.М. Пришвин «Кладовая солнца». Смысл названия, особенности жанра произведения: сказочное и бытовое в «Кладовой солнца». Образы Насти и Митраши, нравственный смысл их путешествия к заветной палестинке. Народное представление о взаимодействии природы и человека, о злых и добрых силах вселенной и авторская идея в сказке-были.
Русские народные песни
Лирические песни и их место в русском фольклоре
Творческий портрет: П.и. Чайковский
Учимся понимать язык искусства К.Е. Маковский «У околицы»
Жизнь народа, отраженная в песне. Песни разных социальных групп. Тематика песен. Песни частые и протяжные; плясовые, хороводные, игровые. Семейно-бытовые и любовные песни.
Единство индивидуального переживания и общенародного опыта в песне. Идеальные образы героев лирической песни. Особенности художественного мира народной песни.
Учимся понимать язык искусства И.Е. Репин «Бурлаки на Волге»
Из литературы народов России
Песни карело-финского сборника «Кантелетар».
По следам народной песни
Мотивы и образы народной песни в творчестве русских поэтов XIX — XX веков
Любовь русских поэтов к народной песне, умение ценить ее задушевность и глубину. Стремление поэтов XVIII—XX веков творчески использовать традиции народной песни. Общенациональные мотивы и авторские находки в песенной лирике русских авторов
Г.Р. Державин «Русские девушки».
А.Ф. Мерзляков «Среди долины ровныя…».
Творческий портрет: В.В. Андреев
А.А. Дельвиг «Русская песня».
А.В. Кольцов «Разлука».
Творческий портрет: С.Я.Лемешев
А.К. Толстой «Кабы знала я, кабы ведала…».
Учимся понимать язык искусства К.П. Брюллов. Портрет А.К. Толстого
И.З. Суриков «Что шумишь, качаясь…».
Собиратели и хранители народной песни.
Биографии ученых: П.В. Киреевский.
М.В. Исаковский «Колыбельная», «Снова замерло все до рассвета…».
Народная песня в творчестве русских писателей
И.С. Тургенев «Певцы». Артистические струны русской души в изображении И.С. Тургенева. Образы исполнителей и слушателей русской песни в рассказе. Воздействие песни на души людей. Авторская позиция в рассказе.
И.С. Шмелев «Русская песня». Душа русского человека, излитая в песне. Детское впечатление как зародыш любви к своему народу и родине в рассказе И.С. Шмелева.
Учимся понимать язык искусства В.Д. Поленов «Московский дворик»
Размышляем о литературе вместе с героями детских книг
О теме и идее литературного произведения.
Из зарубежной литературы
Р. Бернс. Стихотворения в переводах С. Маршака. Р. Бернс — народный поэт Шотландии. Патриотические мотивы, мечта о братстве людей, прославление любящих сердец в стихах Бернса. Связь поэзии Бернса с песенной культурой народа.
Народные пословицы
Пословица — сжатая в крупицу россыпь народной мудрости. Тематика пословиц. Отражение в пословицах быта и бытия. Отпечаток русской истории в пословицах и поговорках.
Из зарубежной литературы
Латинские изречения. Английские и французские пословицы.
Учимся понимать язык искусства
П. Брейгель «Нидерландские пословицы»
Из литературы народов России
Татарские пословицы. Карело-финские пословицы.
Национальное своеобразие пословиц разных народов и сходство нравственных ценностей, запечатленных в народных афоризмах.
Собиратели и любители пословиц в русской культуре
Биографии ученых: В.И. Даль.
По следам народных пословиц и поговорок: пословицы, афоризмы, крылатые слова в литературе
Пословица и афоризм. Современные мастера афоризма. Авторы «крылатых слов».
Творческий портрет: М.С. Щепкин
А.Н.Островский «Бедность не порок».
Святочная атмосфера комедии. Разнообразие фольклорного материала и его роль в художественном мире пьесы. Нравственные уроки комедии и их связь с народными идеалами. Образы главных героев пьесы: их сходство с персонажами народных песен и сказок. Смысл названия комедии. Пословица в драматургии Островского.
Творческий портрет: П.А. Федотов
Учимся понимать язык искусства
П.А. Федотов «Сватовство майора»
Размышляем о литературе вместе с героями детских книг
Пафос в литературе.
Для внеклассного чтения. Прогулки без присмотра
Да здравствуют приключения!
М. Твен «Приключения Тома Сойера».
Д. Лондон «Белый клык».
А. Дюма «Три мушкетера».
Жюль Верн «Дети капитана Гранта».
А. Конан Дойл «Собака Баскервилей».
А. Алексин «Очень страшная история».
Обучение на дому
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
Название раздела Дата
№ урока
Тема урока
Приложение
Слово в фольклоре и литературе
01.09
1
Образ Слова в памятниках мировой поэзии и священных текстах.
Вера древних людей в высокое предназначение и священную силу поэзии. Образ вещего Бояна в «Слове о полку Игореве» (фрагмент).
08.09
2
Понятие о фольклоре. Талант русского народа в произведениях народного творчества.
Детский фольклор
15.09
3
Детский фольклор: жанровое разнообразие и нравственное содержание Поэзия колыбельных песен. Детский фольклор и литература.
А.Н.Майков «Колыбельная»
Загадки
22.09
4
Своеобразие жанра загадки. Происхождение и строение загадок.Смысл разгадывания загадки: обретение житейских благ, счастья, мудрости.
29.09
5
Роль загадок в произведениях других жанров: мифа, сказки, приключенческого повествования. Русская баллада «Семь загадок». Сам. чт. Русский детский фольклор и детская народная поэзия других стран. Английские народные детские песенки.
Обрядовая поэзия
06.10
6
Обрядовая поэзия. Земледельческий цикл и календарные обряды в жизни русского крестьянина. Поэтическое восприятие природы в календарной поэзии.
13.10
7
Р/р Рассказ о народном обряде
20.10
8
Поэзия крестьянского труда в стихотворениях А.В.Кольцова «Песня пахаря», «Урожай». Одушевление природы в лирике К.Н. Батюшкова. «Есть наслаждение и в дикости лесов…»
27.10
9
А.С.Пушкин «Зимнее утро». Душа России в стихотворениях Пушкина о родной природе М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…». Мир русской природы как источник гармоничного состояния души поэта. Философская проблематика баллады-притчи М.Ю.Лермонтова «Три пальмы».
10.11
10
Фольклорные истоки образа Днепра в поэтической прозе Н.В. Гоголя «Чуден Днепр при тихой погоде…» Выразительное чтение фрагмента Ф.И. Тютчев «Как весел грохот летних бурь…», «Конь морской». Живые силы природы, игра стихий в лирике Тютчева. А.А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой…», «Учись у них: у дуба, у березы…». Человек как созерцатель природы и ее вечный ученик в поэзии А.А.Фета.
17.11
11
Образы русской природы в стихотворениях поэтов XX века. С.А. Есенин «Пороша», «Нивы сжаты, рощи голы… Образы русской природы в стихотворениях Н.М. Рубцов «В осеннем лесу» («Доволен я буквально всем…»), «Воробей»
24.11
12
Своеобразие восприятия природного мира, времени, красоты в лирике поэтов Китая Ван Вэй «Вея всю ночь…», «В пустынных горах опять прошел дождь». Ду Фу «Сверчок» Сам. чт. Из зарубежной литературы
Мацуо Басё. Хокку.
Исикава Такубоку. Танки.
Оригинальные поэтические формы лирики: хокку, танка.
01.12
13
Р/р. Литературная гостиная. Мои любимые поэтические строчки о природе (отзыв о стихотворении по выбору )
08.12
14
Беседы о литературе
О правде и вымысле в литературе Волшебная сказка «Василиса Прекрасная». Сюжет. Добрые и злые силы в сказке Р/р. Составление простого плана сказки «Василиса Прекрасная». Пересказ фрагмента сказки
15.12
15
Сам. чт. Разнообразие волшебных сказок: «Иван Быкович»; «Семь Симеонов» Собиратели и хранители народных сказок в России
А.Н. Афанасьев
Из литературы народов России
Волшебные сказки народов России
22.12
16
Р/р. Классное сочинение «Любимый герой русской народной сказки»
22.12
17
Г.Х.Андерсен «Дикие лебеди». Бродячие мотивы в сюжете сказки и их авторская интерпретация. Р/р Сравнительная характеристика Элизы и Герды- героинь сказок Андерсена
18
А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Народные мотивы в сюжете сказки.
19
Р/р Противопоставление царицы и царевны в сказке Пушкина.
Устный рассказ о царице и царевне в сказке Пушкина
20
Сам. чт. «Зимовье зверей». «Снегурушка и лиса». Умение человека наблюдать за повадками и характером животных. «Животное» и человеческое в персонажах народных сказок о животных
21
В стране чудес и волшебства. Л.Кэролл, Р.Э.Распе
22
23
24
25
26
27.
28
33
По следам волшебной сказки: общенародное и авторское в литературной сказке
34
Г.Х.Андерсен «Дикие лебеди». Бродячие мотивы в сюжете сказки и их авторская интерпретация.
35
Христианская образность сказки. Глубина ее нравственного содержания
36
Жанр литературной сказки и его связь с фольклорным истоком. Особенности литературной сказки
37
Р/р Сравнительная характеристика Элизы и Герды- героинь сказок Андерсена
38
А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Народные мотивы в сюжете сказки.
39
Народное и литературное в «Сказке о мертвой царевне…». Богатство и гибкость языка пушкинской сказки
40
Р/р Противопоставление царицы и царевны в сказке Пушкина.
Устный рассказ о царице и царевне в сказке Пушкина
41
Образ автора в повествовании. Поэтичность и лиризм сказки.
Единство народного и авторского идеала Нравственные итоги сказки..
42
Сам. чт. Поэтическое «состязание». «Мертвая царевна» А.С.Пушкина и «Спящая царевна» В.А.Жуковского.
43-44
Р/р Классное сочинение «Мой любимый герой (героиня) в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Сказки о животных в русском фольклоре
45
«Медведь – липовая нога». Мифологические корни древнейших сказок о животных.
46
Сам. чт. «Зимовье зверей». «Снегурушка и лиса». Умение человека наблюдать за повадками и характером животных. «Животное» и человеческое в персонажах народных сказок о животных
47
Сам. чт. Прогулки без присмотра:
В стране волшебства и чудес. А.С.Пушкин, Э.Т.А. Гофман, А. Погорельский
48
В стране чудес и волшебства. Л.Кэролл, Р.Э.Распе
По следам сказок о животных: человек и животные в разных литературных жанрах
49
Сам. чт. Из зарубежной
литературы
Панчатантра. Поучительный смысл древних индийских сказаний
50
Животные в баснях
Басни и притчи Эзопа. Аллегория и мораль как признаки жанра басни.
51
Басенное творчество И.А.Крылова «Лисица и виноград»; «Ворона и Лисица».
52
Национальный характер басен Крылова. Отражение в них истории и судьбы народа. «Волк на псарне», «Щука и Кот»
53
Мастерство Крылова – баснописца.
«Осел и Соловей», «Кот и Повар»
54
Творческий практикум. Выразительное чтение басен Крылова
55
Сам. чт. Популярность басенного жанра в мировой литературе: басни Ж.Лафонтена, Г.Э.Лессинга,
М.В.Ломоносова, А.П.Сумарокова и других авторов
56
Беседы о литературе.
О теме и идее литературного произведения
57
Проект-исследование*
Животные в баснях и народных волшебных сказках
58
Человек – природа – животные в русской классической прозе.
Л.Н.Толстой «Охота Ростовых» (Из романа «Война и мир»)
59
Талант Толстого – художника в изображении людей и животных как обитателей единого живого мира.
Открытия литературы XIX века в изображении животных: попытка посмотреть на мир глазами животного.
60
А.П.Чехов «Каштанка». Сюжет рассказа: приключения собаки
61
Мастерство Чехова в изображении мира глазами четвероногого персонажа.
62
Юмор чеховского рассказа и глубина его нравственной проблематики.
63
Сам. чт Из зарубежной литературы.
Д.Р.Киплинг «Рикки-Тикки-Тави»
Сказка о храбрости маленького мангуста. Друзья и враги Рикки.
66
К.Г.Паустовский «Кот-ворюга». Утверждение доброты и человечности в рассказе.
64
Сам. чт. И.С. Шмелев «Мой Марс»,А.И. Куприн «Белый пудель». Гуманистическое звучание темы взаимоотношения человека с миром «меньших братьев»
65
Читательская конференция Рассказы о животных русских и зарубежных авторов: Э. Сетон-Томпсон. «Королевская аналостанка», «Виннипегский волк»
Ю.П. Казаков. «Арктур-гончий пес», «Тедди»,В.П. Астафьев. «Жизнь Трезора»
66
М.М.Пришвин «Кладовая солнца». История создания и особенности жанра произведения
.
67
Прием антитезы в «Кладовой солнца» его связь с традициями народной сказки.
68
Сказочное и бытовое в «Кладовой солнца».Пересказ фрагментов текста
69
Образы Насти и Митраши, нравственный смысл их путешествия
70
Автор и рассказчик в произведении
71
Смысл названия сказки-были Пришвина
72-73
Р/р Сочинение «Чему научило Настю и Митрашу Блудово болото?»
Русские народные песни
74
Жанры народной песни. Лирические песни и их место в русском фольклоре.
75
Сам. чт. Из литературы
народов России
Песни карело-финского сборника «Кантелетар»
76
Идеальные образы героев лирической песни
77
Особенности художественного мира народной песни.
78
Р/р Устное сообщение на тему: «Что я знаю о народной песне»
79
Восхищение народной песней и пляской в стихотворении Г.Р.Державина «Русские девушки»
По следам народной песни
80
Стихи русских поэтов, ставшие народными песнями.
А.Ф.Мерзляков «Среди долины ровныя…» И.З.Суриков «Рябина»
81
Мотивы и образы народной песни в творчестве русских поэтов XIX в
А.А. Дельвиг «Русская песня»
А.В. Кольцов «Разлука»
А.К. Толстой «Кабы знала я, кабы ведала…»
Поэтические приемы народной песни в лирике XIX века
82
Традиции народной песни в поэзии XX века. М.В.Исаковский «Снова замерло все до рассвета…», «Колыбельная».
83
И.С. Тургенев. «Певцы». Артистические струны русской души в изображении И.С.Тургенева.
84
Авторская позиция в рассказе «Певцы».
Лиричность, юмор и драматизм изображения русской жизни в рассказе И.С.Тургенева
85
И.С. Шмелев. «Русская песня».
Душа русского человека, излитая в песне.
Проект «Фольклорные традиции Курской губернии»
86,
87
Р/р . Классное сочинение «Отражение жизни простых людей в русской народной песне»
88
Из зарубежной
литературы
Р.Бернс. Песни в переводах С.Я.Маршака.
89
Беседы о литературе
Пафос в литературе
Народные пословицы
90
Пословица – сжатая в крупицу россыпь народной мудрости. Пословицы и поговорки . Из зарубежной литературы
Латинские, английские, французские пословицы. Проблема перевода пословиц на другой язык.
91
Отражение в пословицах быта, истории, мировоззрения народа.
Из литературы
народов России
Пословицы народов России
92
Особенности строения пословиц.
Собиратели и любители пословиц в русской культуре. В.И.Даль.
По следам народных пословиц и поговорок: пословицы, афоризмы, крылатые слова в литературе
93
Пословицы-афоризмы-крылатые слова. Авторы «крылатых слов». Мастера афоризма.
Пословицы и афоризмы в других литературных жанрах
94
А.Н.Островский «Бедность не порок». Святочная атмосфера комедии.
95
Разнообразие фольклорного материала и его роль в художественном мире пьесы.
Говорящие имена, речь героев и другие средства характеристики персонажей пьесы
96
Образы главных героев пьесы: их связь с персонажами народных песен и сказок.
97
Нравственные уроки комедии и их связь с народными идеалами.
98
Смысл названия пьесы
Русские пословицы в драматургии А.Н.Островского.
99-101
Сам. чт. Прогулки без присмотра:
Да здравствуют приключения!
102
Итоговый урок
103-105
Резервные уроки
Критерии и нормы выставления отметок
Знания, умения и навыки учащихся оцениваются на основании устных ответов и письменных работ по пятибалльной системе оценивания.
I. Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных, способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:
1) полноту и правильность ответа,
2) степень осознанности, понимания изученного,
3) языковое оформление ответа.
Отметка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение литературоведческих понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка
Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 —2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении литературоведческих понятий;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в оформлении излагаемого материала.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке литературоведческих определений, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка «1» не ставится.
Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
II. Оценка творческих работ обучающихся (сочинений).
Сочинения— основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. Сочинения в V-IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи». Примерный объем текста для подробного изложения: в V классе – 70-110слов. При оценке учитывается следующий примерный объем классных сочинений: в V классе — 0,5-1стр. Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая за соблюдение орфографических и пунктуационных норм. Обе оценки выставляются на предметную страницу по литературе, вторая оценка (за грамотность) дублируется на предметную страницу по русскому языку. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
- разнообразие словарного и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число языковых ошибок и стилистических недочетов.
Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:
Отметка «5» ставится, если:
1) содержание работы полностью соответствует теме;
2) фактические ошибки отсутствуют;
3) содержание излагается последовательно;
4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;
5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета, 1 грамматическая ошибка.
Отметка «4» ставится, если:
I) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы);
2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;
3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;
4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;
5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В работе допускается не более 2 недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2 грамматических ошибок.
Отметка «3» ставится, если:
1) в работе допущены существенные отклонения от темы;
2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения;
4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление;
5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок.
Отметка «2» ставится, если:
1) работа не соответствует теме;
2) допущено много фактических неточностей;
3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану;
4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления;
5) нарушено стилевое единство текста.
В работе допущено более 6 недочетов в содержании, более 7 речевых недочетов и более 7 грамматических ошибок.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Литература для учителя
1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования,
2.Программа по литературе. 5-9 классы. / Авт.-сост. А.В. Гулин, А.Н.
Романова. — М: ООО « ТИД «Русское слово – РС», 2011.
3.Методические рекомендации к учебнику Литература. 5 класс: /Авт.-сост. А.В. Гулин, А.Н. Романова / А.Н. Романова; под ред. А.В. Гулина. - М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2011.
4. Демиденко, Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 кл. / Е.Л. Демиденко. – 3-е изд., стереопит. – М.: Дрофа, 2010.
5. Агапова И. А., Давыдова М. А. Литературные композиции. 5-11 классы / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – Волгоград: Учитель, 2008.
6. Королева Н.С., Мошенская Г.Н. Открытые уроки литературы: 5-9 классы. – М.: ВАКО. 2010. (Мастерская учителя-словесника).
Мультимедийные пособия
Уроки литературы Кирилла и Мефодия 5 класс. Кирилл и Мефодий
Интернет-ресурсы для учителя:
http://www.edu.ru/ (Федеральный портал «Российское образование»)
[link]
Предметные результаты на конец учебного года
1) в познавательной сфере:
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Получит возможности научиться
сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;
сочинять сказку (в том числе и по пословице) и/или придумывать сюжетные линии;
сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);
выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию(эпитет, метафора, гипербола, олицетворение);
оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Приложение
Классное сочинение-отзыв об одном из прочитанных стихотворений ХХ века (по выбору обучающегося).
Классное сочинение на тему «Идеальный герой (героиня)» (по мотивам сказок Г.Х. Андерсена).
Классное сочинение «Мой любимый герой (героиня) в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина».
Классное сочинение «Чему научило Настю и Митрашу Блудово болото?» (по сказке-были
М.М. Пришвина «Кладовая солнца»)