Урок литературы в 9 классе
по повести Б.Васильева
«Чтобы зори были тихими…»
подготовила
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №15 им. В.И.Костина
х.Средний Челбас
Павловского района Краснодарского края
Балабас Людмила Николаевна
2013 г.
Урок литературы в 9 классе по теме: «Чтобы зори были тихими…»
( По повести Б.Васильева «А зори здесь тихие»)
Цель урока:
соединение обучения и воспитания в единый процесс, формирование гармонически развитой личности, гражданина, патриота.
запечатлеть гуманистическую сущность подвига пятерых девчат и старшины Васкова, «которые держат свой фронт, свою Россию» на Синюхиной гряде, делая невозможное для победы, для того, «чтобы зори были тихими».
осмыслить философские раздумья автора и главного героя повести Федота Ефграфовича о несовместимости понятий «женщина» и «война», о необозримости утраты, которую несёт жизнь с гибелью женщины, будущей матери.
Ход урока.
1.Организационный момент. Постановка цели.
2.Вступительное слово учителя.
Женщина…Сколько сказано и написано о ней. Во все века ей поклонялись художники, поэты, музыканты. Она была мечтой, улыбкой, грустью, вселенской радостью, безграничной печалью. Её звали Лаура, Беатриче, Елена, Венера, Нефертити, Мария, Ксения, Анна. Многие из этих имён стали символами преданности и верности (Пенелопа), красоты и женственности (Елена), вдохновения и почитания (Лаура и Беатриче), мудрости и государственного ума (Ольга и Роксолана), непокорности врагу (Евпраксия), всепокоряющей заступнической любви к людям (Мария).
Всё, что мы знаем о женщине, лучше всего вмещается в слово «милосердие». Есть и другие слова – сестра, жена, друг и самое высокое- мать. Женщина даёт жизнь, женщина оберегает жизнь. Женщина и жизнь -синонимы.
Но самой страшной войне 20 века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, ходила в разведку, стреляла из «снайперки ». Женщина убивала…
Едва ли найдётся хоть одна военная специальность, с которой бы не справились наши женщины так же хорошо, как и мужчины.
О подвиге советских женщин создано много произведений, которые потрясают своей идейной глубиной, философскими раздумьями о несовместимости с войной женщины, «в которой самой природой ненависть к убийству заложена».
Нежные и хрупкие, они взваливали на себя груз ратных забот вступили в беспощадную схватку с жестокими захватчиками ,погибали , защищая ценой своих жизней свободу своей Родины.
Сегодня мы расскажем о девушках, которых бесчеловечно, жестоко «уравняла» война, злобно растоптав их обаяние, нежность, любовь.
3.Звучит мелодия.
На фоне мелодии к доске выходят 6 девочек и выразительно читают стихотворение Р.Рождественского «Зенитчицы».
4.Слово учителя о близком идейном содержании стихотворения Р.Рождественского « Зенитчицы» с повестью Б.Васильева «А зори здесь тихие».
Готовность без колебаний вступить в бой с врагом, на своём участке фронта сделать всё возможное и невозможное для победы объединяет зенитчицу Р. Рождественского с зенитчицами Б.Васильева. Но Роберт Рождественский дал нам шанс надеяться, что кто-то из его девчоночек доживет до победы ,придет с войны. У Б.Васильева, все пять девчат, пять девочек , трагически погибают, защищая Родину
Формирование новых понятий.
а) с материалами по биографии и творчеству писателя выступают учащиеся.
б) сообщения учащихся о повести.
1-й ученик.
За повесть «А зори здесь тихие…» Б. Васильев был удостоен Государственной премии СССР, а за сценарий «А зори тихие…» - премии Ленинского комсомола.
2-й ученик
Время действия повести – май 1942 года. Место - неведомый 171-й разъезд. На тихом разъезде несут службу бойцы зенитно-пулеметного батальона. Это бойцы – девушки. Преследуя вражеских диверсантов в лесу, девушки во главе с Васковым вступают в неравный бой с фашистами: шестеро против шестнадцати. Девушек было всего пятеро: Маргарита Осянина, Евгения Комелькова, Елизавета Бричкина, Галина Четвертак, Соня Гурвич.
Беседа с учащимися.
- Какие же они героини Б.Васильева?
- В чем своеобразие характера каждой из них? (анализ своеобразия характера каждой из девушек)
Примерные ответы учащихся:
Рита Осянина –своеобразие ее облик в ярко выраженном чувстве долга.
Женя Копилькова - яркая красота .которой восхищаются и мужчины, и женщины, и даже враги.
Соня Гурвич – поэтичность в сочетании с хрупкостью и незащищенностью которые вызывают желание уберечь ,оградить .
Лиза Бричкина – главное в ней – близость к природе открытая сердечность.
Галка Четвертак – способность преображать действительность, неуёмная фантазия .
Далее урок ведут старшеклассницы, одетые в военную форму.
1-я ученица.
«А немцы ранили ее вслепую, сквозь листву, и она могла бы затаиться, переждать, и, может быть, уйти. Но она стреляла, пока были патроны. Стреляла лежа, уже не пытаясь убегать, потому что вместе с кровью уходили и силы. Могла бы затаиться, переждать и, может быть, уйти. И не затаилась, и не ушла…»
Женя Комелькова – одна из самых ярких, сильных и мужественных представителей из состава девушек – бойцов, показанных в повести. С Женей в повести связаны и самые комические, и самые драматические сцены. Ее доброжелательность, оптимизм, жизнерадостность, уверенность в себе, непримиримая ненависть к врагам невольно привлекают к ней внимание и вызывают восхищение. Чтобы обмануть немецких диверсантов и заставить их идти дальней дорогой в обход реки, маленький отряд девушек – бойцов устроил в лесу шум, изображая лесорубов. Женя Комелькова разыграла потрясающую сценку беспечного купания в ледяной воде на виду у немцев, в десяти метрах от вражеских автоматов.
Вот Женя «…шагнула в воду и, вскрикивая, шумно и весело начала плескаться. Брызги сверкали на солнце, скатывались по упругому теплому телу, а комендант, не дыша, с ужасом ждал очереди. Вот сейчас, сейчас ударит и переломится Женя, всплеснет руками…»
Вместе с Васковым мы видим, что Женя «улыбается, а глаза, настежь распахнутые, ужасом полны, как слезами. И ужас этот живой и тяжелый, как ртуть».
В этом эпизоде в полной мере проявились героизм, отвага, отчаянная смелость.
В последние минуты жизни Женя вызвала огонь на себя, лишь бы отвести угрозу от тяжело раненой Риты и Федота Васкова. Она верила в себя, и, уводя немцев от Осяниной, ни на мгновение не сомневалась, что все окончится благополучно.
И даже когда первая пуля ударила в бок, она просто удивилась. Ведь так глупо несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет…
«А немцы ранили ее вслепую, сквозь листву, и она могла бы затаиться, переждать и может быть, уйти. Но она стреляла, пока были патроны. Стреляла лежа, уже не пытаясь убегать, потому что вместе с кровью уходили и силы. И немцы добили ее в упор, а потом долго смотрели на ее и после смерти гордое и прекрасное лицо…»
2-я ученица:
«Рита знала, что рана ее смертельная и что умирать будет долго и трудно. Пока боли почти не было, только все сильнее пекло в животе и хотелось пить. Но пить было нельзя, и Рита просто мочила в лужице тряпочку и прикладывала к губам. Васков спрятал ее под еловым выворотнем, забросал ветками и ушел…Рита выстрелила в висок, и крови почти не было».
Мужество, хладнокровие, человечность, высокое чувство долга перед Родиной отличают командира отделения младшего сержанта Риту Осянину. Автор, считая образы Риты и Федота Васкова центральными, уже в первых главах рассказывает о прошлой жизни Осяниной. Школьный вечер, знакомство с лейтенантом - пограничником Осяниным, оживленная переписка, загс. Затем - пограничная застава. Рита училась перевязывать раненых и стрелять, скакать на лошади, метать гранаты и защищаться от газов, рождение сына, а потом … война. И в первые военные дни не растерялась – спасла чужих детей, а вскоре узнала, что ее муж погиб на заставе на второй день войны в контратаке.
Ее не раз хотели отправить в тыл, но каждый раз она снова появлялась в штабе укрепрайона, наконец, взяли санитаркой, а через полгода направили на учебу в танковую зенитную школу.
Женя научилась тихо и беспощадно ненавидеть врагов. На позиции она сбила немецкий аэростат и выбросившегося корректировщика.
Когда Васков и девчата насчитали вышедших из кустов фашистов - шестнадцать вместо ожидаемых двух, старшина сказал всем по-домашнему: «Плохо, девчата, дело».
Для него было ясно, что против до зубов вооруженных врагов им долго не продержаться, но тут твердая реплика Риты: «Что же, смотреть, как они мимо пройдут?» - очевидно, намного укрепила Васкова в принятом решении. Дважды Осянина выручала Васкова, принимая огонь на себя, и теперь, получив смертельную рану и зная положение раненого Васкова, она не желает быть ему обузой, понимает, как важно довести их общее дело до конца, задержать фашистских диверсантов.
«Рита знала, что рана смертельная, что умирать она будет долго и трудно»
3-я ученица.
Ждали немцы Соню или она случайно на них напоролась? Бежала без опаски по дважды пройденному пути, торопясь притащить ему, старшине Васкову, махорку ту, трижды клятую. Бежала, радовалась и понять не успела, откуда свалилась на хрупкие плечи потная тяжесть, почему пронзительной яркой болью рванулось вдруг сердце…
Нет, успела. И понять успела, и крикнуть, потому что не достал нож до сердца с первого удара: грудь мешала. А может, не так все было? Может, ждали они ее?»
Соня Гурвич – «переводчица», одна из девушек группы Васкова, «городская» пигалица; худущая, как весенний грач». Автор, рассказывая о прошлой жизни Сони, подчеркивает ее талантливость, любовь к поэзии, театру. Борис Васильев вспоминает». Очень велик был на фронте процент интеллигентных девушек, студенток. Чаще всего - первокурсниц. Для них война была самой страшной… Где-то среди них сражалась и моя Соня Гурвич».
И вот, желая сделать приятное, как старшему опытному и заботливому товарищу, старшине, Соня бросается за кисетом, забытому им на пеньке в лесу, и погибает от удара вражеского ножа в грудь. «Бежала, радовалась и понять не успела, откуда свалились на хрупкие плечи потная тяжесть, почему пронзительной яркой болью рванулось вдруг сердце. Нет, успела. И понять успела, и крикнуть, потому что не достал нож до сердца с первого удара: грудь помешала».
4-я ученица.
«Немцы шли молча, пригнувшись и выставив автоматы.
С шумом раздались кусты, и из них вдруг выбежала Галя. Выгнувшись, заломив руки за голову, метнулась через поляну наперед диверсантам, уже ничего не видя и не соображая.
- А-а-а!
Коротко ударил автомат. С десятка шагов ударил в тонкую, напряженную в беге спину, и Галя с разлету сунулась лицом в землю, так и не сняв с головы заломленных в ужасе рук. Последний крик ее затерялся в булькающем хрипе, а ноги еще бежали, еще бились, вонзаясь в мох носками Сониных сапог. Замерло все на поляне…»
Галина Четвертак – сирота, воспитанница детского дома, мечтательница, наделенная от природы яркой образной фантазией. Худущая, маленькая «замухрышка» Галка не подходила под армейские стандарты ни ростом, ни возрастом. Когда после гибели подруги Галке приказал старшина надеть ее сапоги, «она физически, до дурноты ощущала проникающей в ткани нож, слышала хруст разорванной плоти, чувствовала тяжелый запах крови. И это рождало тупой, чугунный ужас…» А рядом таились враги, нависала смертельная опасность.
«Действительность, с которой столкнулись женщины на войне, - говорит писатель, - была много труднее, чем все, что они могли придумать в самую отчаянную пору своих фантазий. Трагедия Гали Четвертак об этом».
«А-а-а!
Коротко ударил автомат. С Десятка шагов ударил в тонкую, напряженную в беге спину, и Галя с разлету сунулась лицом в землю, так и не сняв с головы заломленных в ужасе рук. Замерло все на поляне».
5-я ученица.
«Всего на шаг в сторону, а ноги сразу потеряли опору, повисли где-то в зыбкой пустоте, и топь мягкими тисками сдавила бедра. Давно копошившийся ужас вдруг разом выплеснулся наружу, острой болью отдавшись в сердце. Пытаясь удержаться, выкарабкаться на тропу, Лиза всей тяжестью навалилась на шест. Сухая жердина звонко хрустнула, и Лиза лицом вниз упала в холодную жидкую грязь. Земли не было. Ноги медленно, страшно медленно тащило вниз, руки без толку гребли топь, и Лиза, задыхаясь, извивалась в жидком массиве. А тропа была где-то рядом: шаг, полшага, но эти полшага уже невозможно было сделать…»
Вывод делают учащиеся:
У каждой из девушек свой суровый счёт с фашистами.
Рита – гибель на 2-й день войны мужа.
Женя – всю семью комсостава – под пулемёт.
Соня – дружная и большая семья в оккупированном Минске.
Лиза – несостоявшееся, предчувствие ослепительного счастья.
Галка – неосуществлённые фантазии.
Учитель:
Из неповторимых характеров пяти девушек – зенитчиц незаметно вырастает ёмкий собирательный образ женщины – патриотки, защитницы своей Родины.
-Что объединяет всех девушек – зенитчиц?
(Примерные ответы учащихся)
- Можно ли назвать героической гибель каждой из девушек? (охарактеризовать гибель каждой из пяти девушек, учитывая, что они – женщины, исполненные любви к людям?)
Женя-
Лиза-
Рита-
Галя-
Соня-
- Какое представление о героизме и о подвиге даётся в повести?
- Исчерпывается ли исследование темы подвига на этом?
- Охарактеризуется образ старшины Васкова, центрального героя повести?
1.Взаимоотношения старшины и зенитчиц.
2. Смертельный бой с диверсантами.
3. Исполнитель, самостоятельно принимающий решение
4. Его глубокие раздумья.
5. Высокая гражданская активность («Он, враг да Россия»)
(Далее урок ведет старшеклассник, одетый в военную форму)
Одно знал Васков в этом бою: не отступать. Не отдавать немцам ни клочка на этом берегу. Как ни тяжело, как ни безнадежно - держать.
«…И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась, именно он, Федот Евграфович Васков, был сейчас ее последним сынком и защитником. И не было во всем мире больше никого: лишь он, враг да Россия» (Читает отрывок «Что, взяли?…Взяли, да? Пять девчат, пять девочек было всего, всего пятеро!…А - не прошли вы, никуда не прошли и сдохнете здесь, все сдохнете!…Лично каждого убью, лично…»
Болью, ненавистью и яркостью переполняется сердце закаленного бойца, героя-патриота Ф.Васкова, и это укрепляет его силы, дает ему возможность выстоять. Единый подвиг – защита Родины - уравнивает старшину Васкова и пятерых девчат, которые «держат свой фронт, свою Россию» на Синюхиной гряде.
Так возникает еще один мотив повести: каждый на своем участке фронта должен сделать возможное и невозможное для победы, для того, чтобы зори были тихие.
Выразительное чтение учителя последнего поединка старшины Васкова с фашистами.
Итоговая беседа.
- Как вы объясните смысл названия повести?
- Эпизоды, которые произвели на вас наибольшее впечатление?
- Какие мысли и чувства вызвала у вас повесть?
Подведение итогов. Выводы.
Произведение Б. Васильева потрясают читателя потому, что он сумел повернуть тему войны той стороной, которая особенно впечатляет. Обычно: мужчины и война, а здесь – война и девушки….