Рабочая программа по литературе 10 класс ( на основе авторской программы В.И.Коровина)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



Структура рабочей программы:



1. Пояснительная записка.

2. Общая характеристика учебного предмета, курса.

3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

5.Содержание учебного предмета, курса.

6.Тематическое планирование.

7.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

8. Приложение.

- «Оценочные материалы».

- Календарно-тематическое планирование.


































Пояснительная записка.

Рабочая программа по русскому языку в 10 классе составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089.

2. Примерной программы основного общего образования по литературе; с учетом авторской программы (прописать автора и полное название программы). Литература. 5-11 классы. Под редакцией В.Я. Коровиной. Москва, 2010г.

Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;

- формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств;

- культуры читательского восприятия художественного текста;

- понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний;

- написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.

Изучение литературы в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения реализует общие цели и способствует решению специфических задач:

- обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся при параллельном изучении родной и русской литературы;

- формирование умения соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, выявлять их сходство и национально-

обусловленное своеобразие художественных решений;

- совершенствование речевой деятельности учащихся на русском языке, умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно-выразительными средствами.

2. Общая характеристика учебного предмета, курса.

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

-осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

-выразительное чтение художественного текста;

-различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

-ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

-заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

-анализ и интерпретация произведения;

-составление планов и написание отзывов о произведениях;

-написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

-целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;

-определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;

-анализ текста, выявляющий авторский замысел; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;

-выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

-участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;

-целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;

-подготовка рефератов, докладов.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Курс литературы в школе основывается на следующих принципах:

- связь искусства с жизнью;

- единство формы и содержания;

- историзм;

- традиции и новаторство;

- осмысление историко-культурных сведений;

- усвоение основных понятий теории и истории литературы;

- формирование умений оценивать и анализировать произведение;

- овладение богатейшими изобразительными средствами русского литературного языка.

3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на 34 недели, на 102 часа – на 3 часа в неделю.

Темы уроков в календарно – тематическом планировании сформулированы с учетом Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. под редакцией В.Я. Коровиной. Москва, 2013 г.



4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

В условиях подготовки к введению ФГОС общего образования, структура и содержание которого изложена на официальном сайте ( [link] государства. Собирательные образы градоначальников и “глуповцев”. Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Смысл финала “Истории”. Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм.

Фольклор

Сказки

Смех

Летопись

Урок внеклассного чтения



68

Вн.ч. Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы градоначальников

"История одного города" (обзор).

«История одного города» — ключевое художественное произведение писателя. Сатирико-гротесковая

хроника, изображающая смену градоначальников, как намек на смену царей в русской истории. Терпение народа как национальная отрицательная черта.

Смысл финала “Истории”. Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм.

Фольклор

Сказки

Смех

Летопись

Урок внеклассного чтения



69

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека

Жизнь и творчество. (Обзор.) Начало творческого пути. Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Становление типа толстовского героя — просвещенного

правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир.

История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием.

Развитие литературы и искусства 19 в

Лекция, беседа



70

Вн.ч. Народ и война в «Севастопольских рассказах»

Нравственная

чистота писательского взгляда на человека и мир.

Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности


Урок внеклассного чтения



71

История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе.

Роман-эпопея "Война и мир"

«Война и мир» — вершина творчества Л. Н. Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и

стиля. Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристократические устремления русской патриархальной демократии.

Жанр романа.

Язык художественного произведения.

Художественные средства.

Беседа.



72

Духовные искания Андрея Болконского

Роман-эпопея "Война и мир"

Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий, Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное

осмысление жизни Пьером Безуховым.

Портрет.

Роль детали.

Роль пейзажа.

Беседа.



73

Духовные искания Пьера Безухова

Роман-эпопея "Война и мир"

Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий, Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное

осмысление жизни Пьером Безуховым.

Портрет литературного героя.

беседа



74

Женские образы в романе «Война и мир»

Роман-эпопея "Война и мир"

Нравственно-

психологической облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи.

Роль детали. Внутренний монолог героя.

Беседа.



75

Семья Ростовых и семья Болконских

Роман-эпопея "Война и мир"

Философские, нравственные и эстетические искания Толстого.

Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога.

Быт и нравы дворянства в изображении Пушкина

Практикум



76


Тема народа в романе «Война и мир»

Роман-эпопея "Война и мир"

Соединение народа как «тела» нации с ее «умом» —

просвещенным дворянством на почве общины и личной

независимости. Народ и «мысль народная» в изображении писателя.

Источник настоящих норм морали.

Роль природы.

Практикум



77

Тема народа в романе «Война и мир»

Роман-эпопея "Война и мир"

Философский смысл образа Платона

Каратаева. Толстовская мысль об истории.

Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина.

Источник настоящих норм морали.

Роль природы

Практикум



78

Кутузов и Наполеон.

Роман-эпопея "Война и мир"

Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления.

Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души».

Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Москва и Петербург в романе.

Сопоставительная характеристика

Практикум



79


Проблема истинного и ложного в романе Л. Толстого «Война и мир».

Роман-эпопея "Война и мир" Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души».

Эгоизм.

Тщеславие. Истинный

Патриотизм.

Семинар



80

Р.р. Художественные особенности произведения Л. Толстого. Подготовка к сочинению

Роман-эпопея "Война и мир"

Своеобразие религиозно-этических и эстетических

взглядов Толстого. Всемирное значение Толстого — художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую литературу.

Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя.

Жанры литературы.

Урок развития речи



81

Р.р. Анализ эпизода эпического произведения. Подготовка к домашнему сочинению.

Роман-эпопея "Война и мир"

Своеобразие религиозно-этических и эстетических

взглядов Толстого. Всемирное значение Толстого — художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую литературу.

Эпизод. Роль детали. Психологизм романа.

Урок развития речи



82

Ф.М.Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды.

Жизнь и творчество. (Обзор). Достоевский, Гоголь и «натуральная

школа».


Лекция с элементами беседы, ИКТ



83

Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф.М. Достоевского.

Достоевский, Гоголь и «натуральная

школа».

Образ Петербурга в творчестве Пушкина, Гоголя

Семинар



84

История создания романа «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя.

Роман "Преступление и наказание"

«Преступление и наказание» — первый идеологический роман. Творческая история. Уголовно-авантюрная основа и ее преобразование в сюжете произведения.

Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа.

Критический реализм.

Романтизм

Лекция



85

История создания романа «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя.

Роман "Преступление и наказание"

«Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя.

Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его “двойники”.

Критический реализм.

Романтизм.

Лекция



86

Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта.

Роман "Преступление и наказание"

Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Исповедальное начало как способ самораскрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев. Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в

свете религиозно-нравственных и социальных представлений.

Образы “униженных и оскорбленных”. Второстепенные персонажи. Приемы создания образа Петербурга

Пейзаж

интерьер

Семинар



87

«Двойники» Раскольникова.

Роман "Преступление и наказание"

Духовные искания интеллектуального героя и способы их

выявления. Исповедальное начало как способ самораскрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев.

Роль эпилога характеристика героя

Беседа



88

Р. р. Значение образа Сони Мармеладовой в романе. Роль эпилога в романе «Преступление и наказание». Подготовка к домашнему сочинению по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Роман "Преступление и наказание"

«Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. Достоевский и его значение для русской и мировой культуры. Углубление понятия о романе (роман нравственно-психологический, роман идеологический). Психологизм и способы его выражения в романах Толстого и Достоевского.

Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в романе.

Сжатый пересказ

анализ эпизода

роль детали Эпилог, пролог

Беседа, развитие речи




89

Н. С. Лесков. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Поэтика названия повести. Особенности жанра. Фольклорное начало в повествовании.

Одно произведение - по выбору

Жизнь и творчество.

(Обзор.)

Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антинигилистические романы. Правдоискатели и народные праведники.


Композиция.

Фольклор.

Роль детали.

Лекция с элементами беседы, ИКТ



90

Повесть «Очарованный странник». Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа.

Одно произведение - по выбору

Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести. Талант и творческий дух человека из народа.

Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности лесковской повествовательной манеры

Жанры литературы.

Особенности языка.

Беседа



91

Вн.ч. Катерина Кабанова и Катерина Измайлова (по пьесе А.Н. Островского «Гроза» и рассказу Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)

Понятие о стилизации.

Образ литературного героя. Портрет.

Урок внеклассного чтения. Практикум



92

Жизнь и творчество А.П.Чехова. Особенности рассказов 80-90х гг. «Человек в футляре»

Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Основные

жанры — сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с

традицией изображения «маленького человека».

Конфликт между сложной и пестрой жизнью и узкими представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов.

Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы "маленького человека" и ее отражение в прозе Чехова.

Особенности рассказа.

Лекция с элементами беседы, ИКТ



93

Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов. «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Черный монах». «Студент». «Случай из практики».

Рассказы "Человек в футляре", "Дама с собачкой".

Рассказы "Студент", "Ионыч", а также два рассказа - по выбору.

Рассказы "Человек в футляре", "Дама с собачкой" (только для

образовательных учреждений с русским языком обучения).

Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего — темы и проблемы рассказов Чехова. Углубление понятия о рассказе. Стиль Чехова-рассказчика: открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь.

Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни.

Рассказ как жанр литературы

Лекция с элементами беседы, ИКТ



94

Душевная деградация человека в рассказе А.П.Чехова «Ионыч».

Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего — темы и проблемы рассказов Чехова. Углубление понятия о рассказе. Стиль Чехова-рассказчика: открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь.

Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова.

Экспозиция.

Композиция.

Семинарское занятие



95

Особенности драматургии А.П. Чехова

Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой

литературы. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочетание лирики и комизма. Понятие о лирической комедии.

Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст.


Практикум



96

Комедия «Вишнёвый сад»: история создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда.

Пьеса "Вишневый сад" Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России. Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей.

Драма.

Особенности драматургии.

Беседа



97

Символ сада в комедии. Своеобразие стиля Чехова.

Пьеса "Вишневый сад

Психологизация ремарки. Символическая образность, «бессобытийность», «подводное течение». Композиция и стилистика пьес. Роль

ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочетание лирики и комизма. Понятие о лирической комедии. Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой

литературы.

Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей.

Стилистические элементы в чеховской поэтике.

Беседа. Практикум



98

Зачетная работа за 2 полугодие


Повторить теоретические сведения.

Урок контроля



Литература народов России.


99

Вн.ч. К. Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира». Изображение тяжелой жизни простого народа. Специфика художественной образности

Жизнь и творчество осетинского

поэта. (Обзор.)

Стихотворения из сборника «Осетинская лира». Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества

Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, об-

раз горянки. Специфика художественной образности в

русскоязычных произведениях поэта.


Урок внеклассного чтения



Зарубежная литература.


100


Вн.ч. «Вечные» вопросы в зарубежной литературе. Романтизм, реализм и символизм в произведениях зарубежной литературы. Ги де Мопассан «Ожерелье»

Произведения не менее трех авторов - по выбору.

Ги де Мопассан. Слово о писателе.

«Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честных

людях, обделенных земными благами. Психологическая

острота сюжета Мечты героев о счастье, сочетание в

них значительного и мелкого. Мастерство композиции.

Неожиданность развязки. Особенности жанра новеллы.

Роды литературы

Литературные направления

Урок внеклассного чтения



101

Вн.ч. Г. Ибсен. «Кукольный дом», А. Рембо «Пьяный корабль» (по выбору).

Произведения не менее трех авторов - по выбору.

Генрик Ибсен. Слово о писателе.

«Кукольный дом». Проблема социального неравенства и права женщины. Жизнь-игра и героиня-кукла.

Отражение лицемерия и цинизма социальных отношений.

Мораль естественная и мораль ложная. Неразрешимость конфликта. «Кукольный дом» как «драма идей» и психологическая драма. Артюр Рембо. Слово о писателе. «Пьяный корабль». Пафос разрыва со всем устоявшимся, закосневшим. Апология стихийности, раскрепощенности, свободы и своеволия художника. Склонность

к деформации образа, к смешению пропорций, стиранию грани между реальным и воображаемым. Символизм стихотворения. Своеобразие поэтического языка.

Конфликт.

Мораль.

Символизм.

Особенность языка.

Урок внеклассного чтения



102

Итоговый урок. Нравственные уроки русской литературы 19 века.







24

Читать полностью »