Конспект урока литературы, 7 класс
М.Е. Салтыков – Щедрин – обличитель людских пороков. Сказка «Дикий помещик».
Составлен Баич С.В., учителем русского языка и литературы МБОУ Гимназия им. А.Платонова
Ожидаемые результаты Формирование УУД и технология оценивания
Цель урока.
Цель: выделить эзопов язык в тексте сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина. Ответить на вопрос, почему сатира обладает большой силой.
После проведения урока учащиеся смогут:
- рассказать о личности М.Е. Салтыкова-Щедрина и героях его сказки «Дикий помещик»;
- оперировать понятиями неравенство, рабство, лень, тунеядство, глупость, а также терминами «гипербола» и «гротеск»;
- использовать ключевые слова урока (эзопов язык, сатира, юмор) при анализе других литературных произведений и жизненных ситуаций.
Регулятивные УУД
1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.
2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.
Познавательные УУД
1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную.
2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.
3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).
4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.
5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.
6. Пользоваться словарями, справочниками.
7. Осуществлять анализ и синтез.
8. Устанавливать причинно-следственные связи.
9. Строить рассуждения.
Коммуникативные УУД
1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.
4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.
5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Личностные результаты
1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.
2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.
Технология оценивания
«На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.
После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.
АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ
(вопросы к ученику):
1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?
2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?
4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?
Какую оценку ты себе ставишь?
2. Введение в тему.
Мотивирующее начало
Словарная работа
3. Формулирование темы урока.
4. Постановка проблемы
5. Работа с текстом.
Актуализация знаний.
Анализ содержания.
Словарная работа
Выразительное чтение по ролям
Обучение составлению синквейна
6. Составление кластера
7.Самостоятельная работа
Представление итогов работы.
8. Итог урока
9. Рефлексия
10.Домашнее задание
Слайд 1 Отрывок из фильма ужасов.
Какой эпизод сказки, если бы по ней ставили фильм в наше время, мог быть иллюстрирован этими кадрами? Слова из сказки об одичании помещика.
Как вы думаете, были фильмы ужасов во время жизни Салтыкова-Щедрина? (1826-1889)
Слайд 2, 3
На самом деле сказка «Дикий помещик» - это сатирическая пародия на модные тогда мотивы готического романа, с элементами мистики и хоррора. Сейчас [link] — жанр в кино и литературе. Это фильмы, которые призваны напугать зрителя, вселить чувство тревоги и страха, создать напряжённую атмосферу ужаса. Во времена Салтыкова-Щедрина это появилось в литературе и опиралось на мифологию разных народов.
А что такое сатира? Почему люди обращаются к сатире? Слайд 4
Сатира - гневное осмеяние каких-либо опасных для общества пороков. Порок – недостаток.
Как вы думаете, только ли оборотней как героев литературного произведения хотел высмеять автор, человек, который за вольнодумство находился под надзором полиции?
Салтыков-Щедрин хотел внушить читателям чувство тревоги и страха от того, что происходит в России. Поэтому это не только сатира на модные увлечения общества, это социально-политическая сатира.
«Крупными буквами печатались слова совершенно несущественные, а всё существенное изображалось самым мелким шрифтом» Салтыков – Щедрин.
«Свобода слова – это когда вещи называют своими именами» Дм. Киселёв, телеведущий
– Как можно сформулировать тему нашего урока?
М.Е. Салтыков – Щедрин – обличитель людских пороков. Сказка «Дикий помещик».
Зачем люди обращаются к сатире?
Какой период истории России изображает Салтыков-Щедрин в сказке «Дикий помещик»? (После реформы 1861 года) Слайд 5
Как жилось помещику после реформы? (Хорошо по-прежнему, у него было всё)
Что послужило причинами возникшего у помещика недовольства своими мужиками? (Очень много развелось «в царстве» мужика; призыв газеты «Весть» : «Старайся!») Слайд 6
Каково было, по-вашему, содержание газеты «Весть»? Стараться в чём призывала газета? (Стараться сохранить свои привилегии, не делать уступок крестьянам)
Охарактеризуйте помещика. Каким именем наделяет его автор, нет ли в этом чего-то необычного? («Русский помещик» Урус-Кучум Кильдибаев – эта тюркская фамилия намекает на ордынское иго, только его можно сравнить с игом крепостничества)
С помощью какого художественного приёма характеризует Салтыков-Щедрин помещика, описывая его тело? (ЭПИТЕТОВ: тело имел мягкое, белое, рыхлое, рассыпчатое). А вам эти эпитеты показались узнаваемыми или неожиданными?
Как исчез из поместья мужик? (Унёс мякинный вихрь) Какую роль в этой истории играет бог? (Бог услышал мольбы мужиков)
Сколько этапов выявления глупости помещика показывает автор? (3) Кто первым и почему объявил помещика глупым? (актёр Садовский) Слайд 7
От кого во второй раз он услышал то же самое? (От двух генералов-соседей)
Кто еще посетил помещика в его имении? (Капитан-исправник – полицейская должность ).
Давайте зачитаем, какой диалог состоялся между этими двумя персонажами по ролям.
Почему власти так обеспокоились поведением «дикого помещика»? Чем навредило исчезновение мужика государству? (Нет податей - казна опустела; нет доходов: вино никто не пьёт – нет соответствующей статьи доходов; распространились грабежи, разбой, убийства)
А теперь давайте поразмышляем, к каким последствиям может, по мысли автора, привести дворянское сословие его привычка жить за чужой счёт?
Слайд 8 Прослушайте аудиозапись и объясните, откуда этот эпизод и чем он важен для раскрытия авторского замысла, смысла сказки. (Прослушивается отрывок, описывающий процесс одичания генералов) Генералы превратились в двух чудовищ, способных съесть друг друга. Возвращение к видеоролику: что было бы , если бы генералы не нашли мужика.
Слайд 9 Какой сатирический приём здесь использован? (Гротеск: один генерал проглотил орден другого). Что такое гротеск?
Гротеск - художественный приём соединения несоединимого, реального с фантастическим, того, что невозможно с точки зрения здравого рассудка
Слайд 10, 11 Какой эпизод в сказке является гротеском? Эпизод «одичания» помещика – во внешности и в поведении. Обратите внимание на иллюстрации художников Кукрыниксов к сказке. Что они хотели сказать этой карикатурой?
Смысл: бессилие, полная зависимость дворянского сословия от крестьянского приводит первых к деградации и полному одичанию – физическому, интеллектуальному, гражданскому, моральному).
Слайд 12 Синквейн - это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Оно написано по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
Помещик
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
Дикий, глупый
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
«Старается», фантазирует, дичает
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
Глупый вы, господин помещик!
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Тунеядец
Эпитет «дикий» изображает невежество, грубость, отсталость, нравственную неполноценность. В названии сказки Салтыкова-Щедрина это слово приобретает прямой смысл: помещик действительно одичал, стал подобен дикому зверю.
Как изменился сад помещика без мужика? (Пришёл в запустение, дорожки поросли репейником, завелись змеи, гады, дикие звери)
Что хотел сказать этими описаниями автор образованному читателю? (Как ничтожен помещик без мужика; народ – источник не только материальных, но и духовных благ)
Какова развязка истории? В чем абсурдность ситуации? Почему мужики пролетали над городом «роем», а не «стаей»?
(Понятие «рой» относится к пчелиным семьям. Пчела - символ трудолюбия)
Абсурдность ситуации в том, что решено было ни в чём не повинного мужика, как преступника, «изловить и водворить», а дикому помещику, несмотря на то что он «всей смуте зачинщик», «наиделикатнейше внушить, дабы он фанфаронства свои прекратил»
«У нас нет середины: либо в рыло, либо ручку пожалуйте» Салтыков-Щедрин
Какова же главная мысль автора относительно роли в обществе и государстве мужика? Мужик умен, трудолюбив, но бесправен. Автор обличает паразитизм дворянства и осуждает покорность народа.
Что изменилось в уезде с возвращением мужика? (Запахло мякиной и овчинами, появились мука, мясо, живность, подати)
А почему мы верим этой сказке? Слайд 13
Перечислите, что фантастическое, а что вполне реальное можно отметить в сказке.
(Реальные черты – угнетение помещиком крестьян, налоги, штрафы; занятия помещика – карты, театр, пасьянсы, чтение газеты «Весть».
Фантастическое – летающие, роящиеся мужики, одичалый помещик, его охота на зайца, дружба с медведем: гипербола, гротеск.)
Читая сказку, мы смеемся, но смех бывает разный: юмористический (веселый, добрый) и сатирический (горький, обличительный).
Какой же смех используется автором? (Мы слышим горький, обличительный смех писателя)
Цель его сатиры - разоблачить глупость, невежество, тупость помещика
Прямо ли об этом говорит автор? Как называется такой прием? (Иносказание, Эзопов язык)
Почему Салтыков-Щедрин писал именно сказки? (Более понятны простому народу, цензура не пропускала…) Назвал он свои произведения “Сказками для детей изрядного возраста”
Слайд 14 Особенности сказок М. Е. Салтыкова – Щедрина
«Сказки для детей изрядного возраста»
Общественно-политическая сатира
Эзопов язык
Использование реальных и фантастических черт
Эпитеты, гипербола, гротеск
Возвращение к проблемному вопросу: Зачем люди обращаются к сатире?
Составление синквейна по теме
Сатира
Злая, горькая
Осуждает, поучает, разоблачает
Она борется с недостатками.
Исправляйся! (Задумайся!)или Борьба, или Нужна
Слайд 15 Выскажите свою точку зрения…
Салтыков-Щедрин создал настоящую сатирическую энциклопедию русской жизни. К сожалению, его произведения актуальны до сих пор. Его сатира направлена и на власть имущих, и на тех, кто покорно подчиняется ими терпит унижения. Писатель выступает против неразумного, хищнического отношения к народу, к богатствам страны, против насилия и грубости, против рабского, холопского сознания.
Важно, что в основе язвительных, остро сатирических произведений Салтыкова-Щедрина лежит любовь к народу, истинный патриотизм, который предполагает критическое отношение к недостаткам общества. Пробудить в своих современниках мужество, гражданское достоинство, честь, совесть – вот цель сатирика Щедрина.
Слайд 16 АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ
Что нужно было сделать сегодня на уроке?
Ответить на вопрос, почему сатира обладает большой силой.
Найден ли ответ на вопрос? Удалось получить результат?
Какую активность ты проявлял на пути к результату?
При выполнении практического задания справился полностью самостоятельно?
Какую оценку ты себе ставишь?
Составить синквейн по образу Салтыкова-Щедрина
Подготовить пересказ сказки.
Салтыков-Щедрин в одной из своих сказок оставляет надежду, что новое поколение с детства будет выращивать в себе совесть, «исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама».