Предмет | Класс | Вариант |
Литература | 9 | Литература 9 класс |
Раздел | Описание раздела | Тема урока |
Введение | | Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека. |
Из древнерусской литературы | | Литература Древней Руси. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника. Русская история в слове |
Из литературы ХVIII века | | Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства «Слова…» |
| | Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы ХVIII века. Особенности русского классицизма |
| | М.В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. М.В. Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения |
| | М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Ода как жанр лирической поэзии. Прославление Родины, мира, науки и просвещения в одах Ломоносова |
| | В/ч. Г.Р. Державин. Слово о поэте-философе. Жизнь и творчество Державина. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения |
| | Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина |
| | А.Н. Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы: «Чудово», «Пешки», «Спасская Полесть»). Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения |
| | Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение |
| | Н.М. Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. |
| | «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы. Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей |
| | «Призрак счастья» в произведении Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Главные герои повести |
Из русской литературы ХIХ века | | Общая характеристика русской и мировой литературы ХIХ века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия ХIХ века. Русская критика, публицистика, мемуарная литература |
| | Романтическая лирика начала ХХ века. В.А. Жуковский. Жизнь и творчество. Жуковский и Тульский край. «Море». «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову |
| | «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир Светланы как средоточие народного духа и христианской веры. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы |
| | А.С. Грибоедов. Личность и судьба драматурга |
| | «Горе от ума». Специфика жанра комедии. Особенности композиции. Искусство построения интриги (любовный и социально-психологический конфликт) |
| | «Век нынешний и век минувший». Чацкий и фамусовская Москва. |
| | «Можно ль против всех!» Мастерство драматурга в создании характеров Софьи, Чацкого. Проблема ума в комедии |
| | «Не образумлюсь… виноват…». «Открытость» финала пьесы, его нравственно-философское звучание. Чацкий в системе образов комедии |
| | Черты классицизма и реализма в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Образность и афористичность языка |
| | И.А. Гончаров. «Мильон терзаний». «Горе от ума» в оценке Гончарова |
| | Р/р. Подготовка к сочинению по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» |
| | Европейская литература эпохи романтизма. Дж. Г. Байрон. Жизнь и творчество. Поэма «Корсар». Романтизм поэзии Байрона. Своеобразие «байронического» гения, загадочность мотивов его поступков. Вера и скепсис в художественном мире Байрона. |
| | А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. Пушкин и Тульский край. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С. Пушкина Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. «К морю», «Анчар». |
| | Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С. Пушкина. Адресаты любовной лирики Пушкина («На холмах Грузии…», «Я вас любил; любовь ещё, быть может…») |
| | Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии («Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…») |
| | Р/р. Обучение анализу стихотворения в единстве формы и содержания (на примере стихотворения А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…») |
| | В/ч. «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко |
| | «Евгений Онеги». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа |
| | Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические истоки жизненного пути |
| | Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга |
| | Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем |
| | Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа |
| | Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа |
| | Р/р. Сочинение по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин» |
| | В/ч. А.С. Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции в сфере творчества |
| | М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Кропотово в жизни Лермонтова. Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова |
| | Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова |
| | Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова и послания к ним |
| | Эпоха безвременья в лирике М.Ю. Лермонтова. Тема России и её своеобразие. Характер лирического героя в его поэзии |
| | «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Сложность композиции. Век М.Ю. Лермонтова в романе |
| | Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в повести «Бэла». Противоречивая сущность любви героя. Печорин и горцы |
| | Печорин и Максим Максимыч. Психологический портрет главного героя как способ раскрытия «внутреннего человека» |
| | Печорин в обществе «честных контрабандистов». Печорин и «ундина». Углубление образа главного героя в повести «Тамань» |
| | Печорин и «водяное общество». «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. |
| | Можно ли назвать Печорина фаталистом? Философско-композиционное значение повести «Фаталист». Художественные особенности романа «Герой нашего времени». Роман М.Ю. Лермонтова в оценке В.Г. Белинского |
| | Р/р. Подготовка к сочинению по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» |
| | К. Н. Батюшков. Слово о поэте. Батюшков как представитель «лёгкой» поэзии, «поэт радости». Свобода, музыкальность стиха и сложность, подвижность человеческих чувств стихотворениях Батюшкова. Стихотворения: «Мой гений», «Пробуждение», «Есть наслаждение и в дикости лесов…» |
| | А.В. Кольцов. Слово о поэте. Одушевлённая жизнь природы в стихотворениях Кольцова. Близость творчества поэта народным песням и индивидуальный характер образности. Стихотворения: «Не шуми ты, рожь…», «Разлука», «Лес» |
| | Е.А. Баратынский. Слово о поэте. Баратынский как представитель «поэзии мысли». Творчество как обитель души. Осмысление темы поэта и поэзии. Стихотворения: «Мой дар убог и голос мой негромок…», «Муза», «Разуверение» |
| | Н.В. Гоголь. Страницы жизни и творчества. Проблематика и поэтика первых сборников Н.В. Гоголя. «Мёртвые души». Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы Система образов помещиков. Авторская концепция омертвления души. Манилов и Коробочка. |
| | Чичиков у Собакевича и Ноздрёва. Приёмы создания образов помещиков |
| | Чичиков у Плюшкина. Эволюция Плюшкина в замысле поэмы |
| | Образ города в поэме «Мёртвые души». Мёртвые и живые души: городские чиновники |
| | Чичиков как новый герой эпохи как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы |
| | «Мёртвые души» - поэма о величии России. Причины незавершённости поэмы. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал. Поэма в оценках В.Г. Белинского |
| | Р/р. Сочинение по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» |
| | А.Н. Островский Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада |
| | Любовь в патриархальном мире и её влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии |
| | Ф.М. Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «белые ночи». Черты его внутреннего мира. Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. |
| | В/ч. Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Автобиографическая трилогия «Юность». Духовный конфликт героя с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление. Особенности поэтики в повести «Юность» |
| | А.П. Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе ХIХ века и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора |
| | А.П. Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе |
| | Контрольное тестирование в формате ОГЭ |
| | В/ч. Лирика Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета. Эмоциональное богатство русской поэзии. Развитие представления о жанрах лирических произведений |
Из русской литературы ХХ века | | Русская литература ХХ века: многообразие жанров и направлений |
| | И.А. Бунин. Слово о писателе. «Тёмные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы |
| | Мастерство И.А. Бунина в рассказе «Тёмные аллеи». Лиризм повествования |
| | М.А. Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов. |
| | Поэтика повести М.А. Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль в повести |
| | М.А. Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика |
| | Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Широта типизации |
| | А.И. Солженицын. Слово о писателе. «Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе |
| | Образ праведницы в рассказе «Матрёнин двор». Трагизм её судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи |
| | Р/р. Проверочная работа по одному из произведений русских писателей ХХ века (по выбору учащихся) |
| | Русская поэзия Серебряного века |
| | А.А. Блок. Слово о поэте. Высокие идеалы и предчувствие перемен. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта |
| | С.А. Есенин. Слово о поэте. Есенин в Туле. Тема Родины в лирике поэта. Сквозные образы |
| | Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А. Есенина. Народно-песенная основа стихотворений поэта |
| | В.В. Маяковский. Слово о поэте. Маяковский в Туле. Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество. Маяковский о труде поэта |
| | М.И. Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. Особенности поэтики Цветаевой |
| | «Родина». Образ Родины в лирическом цикле М.И. Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта |
| | Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. Философский характер лирике Заболоцкого |
| | А.А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике |
| | Стихи А. А. Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики |
| | Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. Философская глубина лирики Пастернака |
| | А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки» |
| | А.Т. Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне |
| | Р/р. Обучение анализу лирического произведения |
| | Р/р. Анализ любимого стихотворения поэта ХХ века |
| | В/ч. Песни и романсы на стихи русских поэтов ХIХ – ХХ веков |
| | Литература народов России. Г. Тукай. Слово о поэте. Лиризм стихотворений поэта, использование традиционной формы газели. Вклад Тукая в развитие татарской литературы. Стихотворения из цикла «О, эта любовь!» |
Из зарубежной литературы | | В/ч. Античная лирика. Гай Валерий Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить…». Чувства и разум в любовной лирике поэта |
| | В/ч. Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Традиции оды Горация в русской поэзии |
| | Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия». Множественность смыслов поэмы и её универсально-философский характер |
| | Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века» |
| | В/ч. Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы |
| | И.-В. Гёте. Слово о поэте. «Фауст». Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни |
| | В/ч. Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы |
Заключительные уроки | | Выявление уровня литературного развития учащихся. |
| | Итоги года и задания для летнего чтения |
| | Резерв |