Рабочая программа по элективному курсу Слово- образ - смысл для 10 - 11 классов

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новоникитинская средняя общеобразовательная школа»

Октябрьского района Оренбургской области


РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании Заместитель директора по УВР Директор МБОУ

педагогического совета ___________ /Хабиева М.Т./ «Новоникитинская СОШ»

Протокол № от «_» _________ 2016 года «_» ___________ 2016 года __________ /Коробчук Н.В./

Приказ № от «_» _____ 2016 года







Рабочая программа

по элективному курсу

«Слово – образ – смысл: филологический анализ литературного произведения»

10- 11 классы



Разработали учителя русского языка и литературы

первой квалификационной категории

Бедакурова Ольга Васильевна,

Бутрина Татьяна Ивановна













Пояснительная записка


Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1089 от 5 марта 2004 года;

- Региональный базисный учебный план (приказ Министерства образования Оренбургской области от 13августа 2015 года №01-21/1063 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Оренбургской области»);

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2015г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2015/2016учебный год»;

- Программы элективных курсов. Литература. 10-11 классы. Профильное обучение. - 4-е изд, стереотипное. - М.: Дрофа, 2007

- Программа элективного курса «Слово — образ — смысл: филологический анализ литературного произведения». Авторы: В. Ф. Чертов (отв. редактор), Е.М.Виноградова, Е.А.Яблоков, А.М.Антипова. - 4-е изд, стереотипное. - М.: Дрофа, 2007

Изучение курса в старших классах направленно на достижение следующей цели:

развитие умений и навыков филологического анализа литературного произведения, полученных в 5—9 классах на основе системы знаний по теории литературы и русскому языку и расширяемых в старших классах.


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета


Ценностные ориентиры литературы состоят в том, что  на базовом уровне обучения литературы решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности, а также с формированием понимания того, что литература – средство межнационального общения, консолидации и единения народов России, основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.

Литература является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно- историческому опыту человечества.


Задачи изучения курса состоят в следующем:

интегрировать знания по теории литературы, накопленные учащимися за время изучения литературы в среднем и старшем звене школы;

систематизировать, укрепить, развить и расширить навыки анализа текста в аспекте отдельных литературоведческих категорий (тематика, проблематика, жанр, художественный метод, тропы и др.), которые должны быть сформированы в средних и старших классах;

обучить целостному анализу литературного произведения и выявлению своеобразия его художественного содержания на основе анализа художественной формы, причем с опорой не только на знание теории литературы, но и на знания о структуре текстов разных типов и о сис­теме единиц языка, полученные в ходе изучения курса русского языка.


Рабочая программа соответствует авторской, изменений не внесено.


Общая характеристика учебного курса


Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся гуманитарных классов и классов с углубленным изучением филологических дисциплин. Он может также найти применение при организации дополнительных занятий, ориентированных на к выпускному экзамену по литературе за курс средней школы ил вступительному экзамену в вуз. Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения курса, окажутся полезными как для построения устного ответа, так и для написания сочинений и других письменных работ.

Данный учебный курс имеет прежде всего практическую направленность, т.е. предназначается не столько для формирования круга знаний учащихся, сколько для развития их умений и навыков. В настоящее время существует большое количество пособий по теории литературы для школьников и множество изданий, в которых даются примеры анализа литературных произведений. Но без системы специальных упражнений, отрабатывающих отдельные звенья филологического анализа и пути их соединения в целостное рассмотрение литературного произведения, переход от теории к практике остается для учащихся очень сложной, часто неразрешимой задачей.

В ходе изучения русской литературы в средних и старших классах внимание преимущественно сосредоточено на содержательной линии литературного произведения, на закономерности литературного процесса и творческого пути отдельных авторов. Однако учащиеся не успевают сформировать навык самостоятельного постижения глубинного смысла произведения с опорой на выявление закономерностей художественной формы, поэтому. Пытаясь сформулировать свое суждение о прочитанном, они нередко оказываются не в состоянии аргументировать их на основе текста.

Курс обучения анализу литературного произведения привлекает внимание учеников к диалектике художественной формы и художественного содержания произведения на основе внимательного изучения текста. При этом теория литературы и знания по русскому языку играют роль понятийного аппарата, без которого невозможно выявление закономерностей в художественном тексте.

Программы по литературе для 10-11 классов строятся на историко- литературной основе. Большой объем изучаемого здесь материала часто не дает учителю совершенствовать те навыки аналитического чтения, которые были получены учащимися в 5- 9 классах. Поэтому самостоятельное и аргументированное отношение к произведению подменяется для учеников авторитетным мнением учителя и суждениями, заимствованными из учебников и критической литературы.

Учебный курс «Слово – образ – смысл: филологический анализ литературного произведения» должен дополнить как историко- хронологическое изучение русской литературы в старших классах (поскольку позволяет перейти от обзорного изучения отдельных произведений к углубленной работе с текстом), так и обобщающее- повторительный курс русского языка в 10-11 классах (поскольку позволит систематизировать знания по русскому языку в процессе наблюдения над использованием явлений языка в художественной функции).

Концептуальной основой курса является понимание содержания художественного произведения как динамической системы, неотъемлемой составной частью которой выступает

Отбор литературного материала для развития навыков филологического анализа определяется следующими принципами:

- выбор произведений соотнесен с требованиями феде­рального компонента государственного стандарта общего образования (полное среднее образование, профильный уровень);

- курс не ставит задачи полного повторения и целостно­го анализа всех изученных ранее литературных произве­дений, поэтому отбор литературного материала обуслов­лен необходимостью развития навыков самостоятельного анализа текста в связи с конкретными теоретико-литера­турными понятиями; в программу включены лишь те произведения, которые представляются наиболее «удоб­ными» для рассмотрения тех или иных эстетических яв­лений; для каждого раздела программы отбираются про­изведения, в наибольшей степени соответствующие обра­зовательным задачам данного раздела;

- для иллюстрации теоретико-литературных понятий используются по возможности те литературные произве­дения, которые должны быть изучены (в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования) до 10 класса; однако в ряде случаев по необходимости привлекаются и произведения, пред­назначенные для изучения в 11 классе.

Структура курса определяется его целями и задачами, а также базовыми методологическими и методическими принципами. Исходя из конкретных условий, учитель может изменять порядок изучаемых тем, сохраняя при этом ведущий принцип: от анализа художественной формы - к анализу содержания литературного произведения. Задачи, которые ставятся в рамках данного курса. Могут быть решены в разном объеме – в зависимости от степени подготовленности аудитории и возможности времени. В целом задачу курса можно определить как подготовку квалифицированного читателя, умеющего работать с художественным текстом, вести филологический поиск.



Общая характеристика учебного процесса

Формы организации учебного процесса и их сочетание


Занятия в соответствии с программой курса предполагают:

работу с текстом;

сопоставительный анализ документального и художественного текстов;

устные и письменные формы анализа эпизода, главы, части произведения;

самостоятельное выполнение различных творческих работ;

выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

изучение теоретико-литературных понятий, необходимых для изучения основного курса литературы в 10-11 классах;

анализ образной системы небольшого по объёму произведения;

знакомство с образцами филологического анализа, опирающегося на изучаемые теоретико-литературные понятия;

фрагментарное изучение образцов литературоведческих работ;
выполнение упражнений, помогающих соотнести знание теоретико-литературных понятий с практикой филологического анализа;

обучение самостоятельному анализу литературно-­художественных произведений и их фрагментов в единст­ве формы и содержания;

обучение самостоятельной аргументированной эсте­тической оценке произведения;

выполнение учениками устных и письменных иссле­довательских работ по отдельным аспектам литературо­ведческого анализа, а также по целостному анализу про­изведений разных типов;

составление тезисного плана сочинения;

написание сочинений литературоведческого характе­ра, опирающихся на знания по теории литературы и навыки самостоятельного анализа литературных произве­дений;

выполнение заданий тестового типа.

Формы и средства контроля


Итоговая работа представляет собой многокомпонентный анализ литературного произведения в соответствии с основными разделами курса:

1.Художественное произведение как образ.

2. Художественная форма.

3. Произведение как событие рассказывания.

4. Композиция произведения.

5. Художественная речь.

6.Художественное содержание

7.Хронотоп. Образ времени и пространства в произведении.

8.Образ персонажа

9.Портрет в литературном произведении.

10. Образ предмета

11.Образ события

12.Эпизод в произведении

13.Текст и контекст

14.Произведение и литературный процесс


Материалом для анализа являются рассказы писателей ХХ века.



Программа курса опирается на следующие виды деятельности по освоению теоретико- литературной направленности обучающихся:


повторение теоретико-литературных понятий, изучен­ных в 5—9 классах, углубление и обогащение понимания литературоведческих терминов с учетом нового объема знаний по истории русской литературы и с учетом расши­ренного круга чтения;

углубленное изучение теоретико-литературных поня­тий, необходимых для изучения основного курса литера­туры в 10—11 классах;

знакомство с образцами филологического анализа, опирающегося на изучаемые теоретико-литературные понятия; фрагментарное изучение образцов литературо­ведческих работ;

выполнение упражнений, помогающих соотнести зна­ние теоретико-литературных понятий с практикой фило­логического анализа, с целью отработки как отдельных

составляющих навыка, так и навыка целостного анализа художественного текста в предложенном аспекте;

обучение самостоятельному анализу литературно­художественных произведений и их фрагментов в единст­ве формы и содержания;

обучение самостоятельной аргументированной эсте­тической оценке произведения;

выполнение учениками устных и письменных иссле­довательских работ по отдельным аспектам литературо­ведческого анализа, а также по целостному анализу про­изведений разных типов;

написание сочинений литературоведческого характе­ра, опирающихся на знания по теории литературы и на­выки самостоятельного анализа литературных произве­дений.

Состав УМК:


Чертов В.Ф. Виноградова Е.М., Яблоков Е.А., Антипова А.М. Программа элективного курса «Слово — образ — смысл: филологический анализ литературного произведения» (в сб. Программы элективных курсов. Литература. 10-11 классы. Профильное обучение. - 3-е издание, стереотипное. - М.: Дрофа, 2007)

Чертов В.Ф., Виноградова Е.М., Яблоков Е.А., Антипова А.М. Слово - образ - смысл: филологический анализ литературного произведения. 10-11 классы: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2007.
Чертов В.Ф., Виноградова Е.М., Яблоков Е.А., Антипова А.М. Слово - образ - смысл: филологический анализ литературного произведения. 10-11 классы: учебное пособие. – М.: Дрофа, 2007.




Описание места учебного курса в учебном плане


Данная рабочая программа составлена из расчёта 1 час в неделю (34) в 10- 11 классах за счёт школьного компонента Учебного плана МБОУ «Новоникитинская СОШ» на 2014 – 2015 учебный год.


Результаты освоения программы курса

Важнейшими умениями и навыками в 10 -11 классах являются следующие:

разграничивать понятия «произведение» и «текст»;

навык выявления в произведении образы разных видов : образ времени, пространства, события, персонажей, предметов, вещей, растений, животных, явлений природы, автора, читателя;

проводить на конкретных примерах диалектику отношений между художественной формой и художественным содержанием;

развивать навык обнаружения конкретных стилевых явлений (психологизм, документализм, гротеск и др.) в произведении и выявления их художественной функции;

навык сопоставительного анализа отдельного стилевого явления (психологизма) в произведениях разных авторов;

навык обнаружения признаков стилизации и пародии в произведении и выявления их художественной функции;

разграничивать понятия «биографический автор», «образ автора» и «автор – творец»;

соотносить понятия «реальный читатель», «образ читателя» и «адресат»;

определять способы создания образов рассказчика и повествователя, типы повествования;

выделять «точки зрения», организующие повествование, и соотносить их с авторской позицией;

развивать навык определения типа и роли монологов и диалогов в конкретных художественных произведениях;

показывать разнообразие композиции литературных произведений;

выделять элементы фабульной композиции;

развивать навык анализа композиции фабулы и определения художественной роли фабульной композиции разных типов (анализ художественного произведения в единстве формы и содержания);

анализировать внефабульные элементы в структуре художественного произведения;

анализировать лирические отступления в структуре художественного произведения;

анализировать паратекстовые элементы в структуре художественного произведения;

анализировать художественные функции заглавия, зачина, концовки, рефренов;

развивать навык выявления выразительно-изобразительных особенностей художественной речи, приёмов словесной игры;

анализировать особенности поэтики произведения;

проводить анализ языка художественного произведения и выявлять стилистические особенности текста на примере анализа прозы;

анализировать идейно-эмоциональное содержание произведения;

навык анализа содержания литературного произведения;

проводить филологический анализ литературного произведения.








Содержание программы учебного курса

10 класс


На этом этапе учащиеся должны научиться представлять литературное произведение как эстетический феномен художественная ценность которого определяется единством формы и содержания.


Введение. (1 час)

Задачи и принципы филологического анализа литературного произведения. Многослойность содержания произведения. Филологический анализ как способ выявления глубинного содержания текста. Целостный анализ литературного произведения и анализ под определенным углом зрения ( проблематика, сюжет., система персонажей)


1. Художественное произведение как образ (2 часа)

Главные задачи. Обобщить представления учащихся о соотношении художественного произведения и объективной реальности, о художественном образе как специфической форме мышления и представления информации, о формах проявления образной природы литературного произведения.

Рассматриваемые проблемы и понятия. Художественная литература как вид искусства. Соотношение жизненной правды и художественного вымысла. Художественный образ. Прототип. Художественная условность. Художественный мир. Единство художественной формы и художественного содержания. Система образов произведения ( образ персонажа, образ среды, образ пространства, образы предметов).

Темы для обсуждения. Описание Пугачева в «Истории Пугачева» и «Капитанской дочке» А.С. Пушкина. Изображение Бородинской битвы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино». Персонажи комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» и их прототипы. Система образов в стихотворении А.С. Пушкина «Анчар». Художественный мир М.Ю. Лермонтова. Художественный мир романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».


2. Художественная форма ( 4 часа)

Главные задачи. Сформировать у учащихся представления о необходимости анализа художественной формы для выявления глубинного содержания художественного произведения; обобщить представления о стиле как уникальной совокупности художественных средств, определяющих образную природу произведений.

Рассматриваемые проблемы и понятия. Художественный стиль. Идиостиль. Метафорический характер художественного мира (пространства и времени, сюжета , образа персонажа, системы персонажей и др.). Психологизм. Художественный документализм. Гротеск. Стилизация. Пародия.

Задания, направленные на формирование навыков ана­лиза текста. Определение своеобразия стиля данного художественного произведения и данного автора. Обнаружение общих художественных приемов в произведениях двух (нескольких) авторов. Выявление признаков стилизации, апродии в произведении. Обнаружение конкретных стилевых явлений (психологизм, гротеск, документализм и др.) в произведении и выявление их художественной функции.

Темы для обсуждения. [pic] [pic] Темы для обсуждения. Своеобразие стиля М. Ю. Лер­монтова. Фольклорные традиции в «Руслане и Людми­ле» А. С. Пушкина и «Песне про царя Ивана Василье­вича, молодого опричника и удалого купца Калашнико­ва» М. Ю. Лермонтова. Признаки пародии в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Особенности психо­логизма романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего време­ни» и романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Функции снов в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Гротеск в «Истории одно­го города» М. Е. Салтыкова-Щедрина.

[link] Мифологическая энциклопедия.




16