Русская литература
п. п.
№ урока
Программное планирование
Кол-во часов
Сроки
Примеча-
ние
1 четверть
Введение
1.
1
Понятие о словесности. Фольклор и литература: сходство, различие, взаимосвязь.
1
Устное народное творчество
2.
2
Специфика фольклора. Основные жанры.
1
3.
3
Пословицы и поговорки. Краткость и выразительность русских пословиц и поговорок. Тематика пословиц и поговорок, их прямой и переносный смысл.
1
4.
4
Загадки. Происхождение и функции загадок. Отражение в загадках наблюдательности, творческой фантазии, ума народа.
1
5- 6.
5-6
Обрядовая поэзия. Назначение и функции обрядов. Основные циклы календарных обрядов и их поэзия.
2
7
7
Русские народные сказки. Исторические корни сказки.
1
8-9.
8-9
Волшебная сказка. «Царевна-лягушка». Тема, композиция, образы, стиль волшебной сказки. Реальное и фантастическое в сказке.
2
10
10
Волшебная сказка. «Иван - Крестьянский сын и Чудо-юдо». Тема, идея и поэтика сказки.
1
11.
11
Казахские народные сказки. Волшебная сказка «Ер-тостік». Типологические черты и национальные особенности сказки «Ер-тостік».
1
12.
12
Русские бытовые сказки. Цикл казахских сказок об Алдаре Косе в сравнении с русскими бытовыми сказками.
1
13
13
Сказки о животных. Особенности сказок о животных, их связь с древними поверьями о животных-тотемах.
1
14.
14
Моделирование сказки.
1
15
15
Сочинение - написание сказки.
1
16
16
Вн.чт.: Немецкие народные сказки «Белоснежка и семь гномов», «Шесть лебедей».
1
17
17
Былины. Мир былины. Богатыри как олицетворение народного идеала (бескорыстное служение Родине, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства).
1
18.
18
«Илья Муромец и Соловей-разбойник». Основные темы и идеи, художественное своеобразие былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»: образы, композиция, стиль (использование гипербол, повторов, постоянных эпитетов в изображении героев и событий).
1
2 четверть
19
19
Былина «Вольга и Микула». Идейное своеобразие социально-бытовой былины. Герои былины.
1
20.
20
Казахский героический эпос. Соединение в эпосе элементов фантастики и исторических событий и реалий. Эпос «Кобланды-батыр» (отрывок).
1
21
21
Исторические песни. Основные темы, идеи, герои, циклы исторических песен. Поэзия жырау.
1
22
22
Лирические бытовые песни. Символика
1
Фольклор и литература XIX века
23
23
Открытие мира фольклора писателями XIX века. Фольклорные образы, сюжеты и жанры в литературе.
1
24
24
Обрядовая поэзия в творчестве поэтов XIX века: А.А. Фет. «Ночь крещенская морозна...», «Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом...» (из цикла «Гадания»); А.Н. Майков. «Колыбельная»; А.С. Пушкин. «Настали святки...» (строфы VII-Х из 5 главы романа «Евгений Онегин»).
1
25
25
Анализ лирических произведений поэтов XIX века.
1
26
26
В.А. Жуковский. «Светлана». Фантастическое в балладе. Роль магических обрядов. Герои баллады.
1
27
27
Басня как эпический жанр литературы, её отличие от сказок о животных. История басни в литературе разных времён и народов.
1
28
28
И.А. Крылов. «Волк и ягнёнок», «Квартет». Всенародное признание национально и художественно самобытных басен И.А. Крылова,
1
29
29
Аллегорическое изображение Кутузова и Наполеона в басне «Волк на псарне». Анализ басни «Свинья под дубом».
1
30
30
А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Смысл сопоставления Олега и волхва-кудесника. Причины смерти и бессмертия человека. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси в «Песне...».
1
31
31
А.С. Пушкин. «У лукоморья дуб зелёный...» (пролог к поэме «Руслан и Людмила»). Сказочная основа вступления к поэме «Руслан и Людмила» (Лукоморье – собирательный образ мира русских сказок).
1
32
32
Народные источники в «Сказка о попе и работнике его Балде».
1
3 четверть
33
33
Г.-Х. Андерсен. «Стойкий оловянный солдатик», «Новое платье короля». Возвышенность и благородство чувств главного героя сказки.
1
34
34
О. Уайльд. «Роза и соловей». Герои сказки. Идея сказки и поэтичность ее стиля.
1
35
35
Вн. чт.: Немецкая народная сказка «Шесть лебедей». Г.-Х. Андерсен. «Дикие лебеди»
1
36
36
М.Ю. Лермонтов. «Бородино». Моральная основа победы: народное единство в стремлении спасти Отчизну, героизм и одушевление сражающихся. Жанр произведения.
1
37
37
И.С. Тургенев. «Муму». Пробуждение человека как основа сюжета повести. Конфликт человеческого достоинства и смирения в душе героя.
1
38
38
Нравственное превосходство Герасима над челядью и барыней. Непримиримое отношение писателя к деспотизму в любой форме.
1
39
39
Любовь и привязанность Герасима к Муму. Цена освобождения Герасима. Возвращение в деревню как нравственная победа героя.
1
40-41
40-41
Подготовка к сочинению.
Сочинение по повести И.С. Тургенева «Муму».
2
42
42
Взаимоотношения человека и природы в стихотворениях поэтов XIX века: Н.А. Некрасов. «Зажгло грозою дерево», «Не ветер бушует над бором...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»); И.С. Никитин. «Утро»; А.Н. Майков. «Ласточки».
1
43-44
43-44
Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Тема и идея повести Толстого. Жилин и Костылин. Изображение горцев в произведении.
2
Фольклор и литература XX века
45
45
Возвращение литературы к народным истокам. Фольклорный мир как гармоническое начало жизни.
1
46
46
Традиции и новаторство в использовании обрядовой поэзии поэтами XX века: С.А. Есенин. В.Я. Брюсов; Л.Д. Лезина.
1
47
47
А.И. Куприн. «Синяя звезда».
1
48
48
Различное представление об идеале красоты в сюжете произведения. Смысл названия. Способы создания особого мира Эрнотерры.
1
49
49
Поэтическая картина природы в стихах поэтов XX века.
1
50
50
Д.С. Мережковский. «Мать», «Природа»; И.В. Северянин.
1
51
51
А.П. Платонов. «Волшебное кольцо». Близость сказки Платонова к народным сказкам.
1
52
52
Герои сказки. Воспевание доброты как лучшего человеческого качества.
1
4 четверть
53
53
К.Г. Паустовский. «Теплый хлеб». Сказка о труде и взаимной выручке. Победа добра над эгоистическими чувствами мальчика.
1
54
54
Дедушка, внук Филька и раненый конь. Победа добра над эгоистическими чувствами мальчика. Эпитет в сказке как средство выявления идеи произведения.
1
55
55
Составление устного отзыва к прочитанному произведению.
1
56
56
П.П. Бажов. «Каменный цветок». Тема искусства, труда и любви в сказе.
1
57
57
Вн. чт.: П.П. Бажов. «Малахитовая шкатулка».
1
58-59
58-59
М.М. Пришвин. «Кладовая солнца». Вера автора в человека, доброго и умного хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Труд в жизни детей. Значение истории Травки для понимания идеи повести.
2
60
60
Значение истории Травки для понимания идеи повести. Правда Антипыча. Одухотворение природы в «Кладовой солнца». Участие природы в судьбе детей. Сказка и быль в произведении. Смысл названия повести. Жанровые особенности «Кладовой солнца».
61
61
Подготовка к сочинению по повести М.М. Пришвина «Кладовая солнца».
Домашнее сочинение по повести М.М. Пришвина «Кладовая солнца».
1
62
62
С.Я. Маршак. «Умные вещи» (в сокращении). Волшебные вещи в пьесе-сказке. Герои пьесы. Нравственные уроки произведения. Особенности жанра.
1
63
63
Вн. чт.: К. Булычёв. «Заповедник сказок».
1
64
64
С.В. Михалков. Басни. «Завидное упорство», «Муха и пчела», «Лев и муха». Крыловские традиции в баснях Михалкова. Нравственный идеал басен С.В. Михалкова.
1
65
65
Г.В. Черноголовина. «Сказка об одном зёрнышке», «Чудо-каравай», «Как солнышко на братьев рассердилось». Сказка в рассказе: реальное и фантастическое.
1
66
66
М.Д. Зверев. «Тайна двухэтажного города». Тема повести. Герои произведения и их приключения.
1
67
67
Д.Б. Кедрин. «Скинуло кафтан зеленый лето...»; Т.М. Мадзигон. «Эту осень отпраздновать надо»; Л.Д. Лезина. «Солнечный луч», «Черный лебедь». Мотив единения человека и природы.
1
Заключение
68
68
Итоги изучения темы «Фольклор и литература»
1