Исаева Елена Викторовна, учитель русс.языка и литературы, МАОУ СОШ № 31 г. Томска
«Как поймали Семагу».
«Как поймали Семагу» - один из ранних романтических рассказов А.М. Горького. Это ещё один образ «босяка», к которым Горький испытывает (несмотря ни на что) уважение.
Итак, Семага — вор. Уходя от облавы, он находит грудного ребёнка. Сначала наш герой, рассмотрев свою находку, оставляет её на обочине, но неожиданно для себя возвращается и подбирает малыша.
Спрятав ребёнка под рваной одеждой, этот взрослый, грубый мужчина, никогда не знавший ласки, человеческого участия и заботы (это ощущается в подтексте), вдруг с удивлением понимает, что младенец, тычась в дыру рваной рубахи своей мокрой мордочкой, скорее всего ищет материнскую грудь. Это открытие поражает Семагу, открывает для него совершенно новые, неведомые ему ранее, чувства и ощущения. Неожиданно для себя он начинает петь ребёнку «колыбельную» на слова воровской песни, потому что ничего другого он не знал никогда.
Когда к нему подъехали жандармы, чтобы его арестовать, он не пытается бежать, не пытается даже скрыть своё имя, он только просит идти «с краю дороги», «чтобы меньше дуло».
Семага — вор, не имеющий постоянного дома, пристанища. Его не пугает арест, он не думает о себе — его мысли и чувства заняты другим: спасти ребёнка, интуитивно он взял на себя ответственность за жизнь маленького существа. Горький как бы говорит нам: «Вот два одиночества», и Семага (опять же интуитивно) понимает: « Я тоже в этой жизни подкидыш».
Когда Семагина привели в околоток, оказалось, что младенец мёртв. Со смертью ребёнка как бы что-то умерло в Семаге. Он сокрушается, что всё было зря. И в то же время думает, что, наверно, это он виноват: если бы сразу взял ребёнка, то тот бы остался жив.
Своим рассказом «Как поймали Семагу» Горький поднимает вопрос о смысле жизни: «А нужен ли я кому-нибудь?» Пусть этот человек опустился, оказался на социальном дне, у него нет опыта нравственного сознания, всё происходит на интуитивном уровне, но он ЧЕЛОВЕК. Именно об этом будет говорить Сатин в своём монологе о человеке в драме «На дне», которую Горький напишет позже.
«Вот и всё». Эта фраза в финале рассказа говорит о том, что, возможно, эта ситуация перевернёт Симагу, и жизнь его в дальнейшем может измениться или... это как перевёрнутая страница, и завтра этот эпизод его жизни забудется.