Рабочая программа по литературе (коррекционная) . 8 класс. 7 вид.(под ред. В.Я.Коровиной)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: Программа разработана на основе материалов ФГОС ООО к предметной линии учебников под редакцией В.Я.Коровиной. В программе прописаны особенности познавательной сферы детей с ЗПР и их коррекция, требования к организации обучения школьников с ЗПР, содержание учебного курс�...








Рабочая программа

по __литературе_ в 8 классе (коррекционная)

(­­ 2 часа в неделю, всего __68__ часа в год)


(7 вид)





Составила учитель русского языка

и литературы Гордеева М.В.








Пояснительная записка


Программа разработана на основе материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

(ФГОС: основное общее образование// ФГОС.М.; Просвещение,2008) и Примерной программы по учебным предметам. Литература.5-9 классы. – М. «Просвещение»2010. (Литература 5-9 классы. Рабочие программы к предметной линии учебников под редакцией В.Я.Коровиной 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011.)

В целом предлагаемое планирование ориентировано на Базисный план, который определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания по литературе на каждом году обучения.

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса обеспечивает результативность по другим предметам.


Актуальность планирования уроков литературы для работы с детьми ЗПР

Перед детьми с ЗПР стоят те же цели и задачи обучения, которые заложены в программах VIX классов массовой общеобразовательной школы, так как интегрированное обучение показано именно той части детей, уровень психофизического развития которых соответствует или близок возрастной норме.

Данное календарно-тематическое планирование по литературе является одним из вариантов авторских рабочих программ в классах с интегрированным обучением учащихся с особыми образовательными потребностями, которое осуществляется в условиях массового общеобразовательного учреждения.

Актуальность проблемы в том, что материал по литературе, насыщенный большим количеством произведений и теоретическими разделами, представляет немалую трудность для детей с ЗПР. Недостаточность внимания и памяти, воображения и образного мышления отрицательно влияют на успешность их обучения и воспитания, так как основа уроков литературы — работа с текстом художественного произведения, постижение авторского понимания окружающего мира, человеческих отношений. Такие дети не могут в отведенное программой время овладеть необходимыми навыками и умениями или усваивают их некачественно. В связи с этим возрастает потребность в обеспечении этой категории детей специальными условиями обучения, для чего планируются особые требования к ЗУН учащихся при сохранении общего цензового объема содержания обучения:

  • овладение детьми практическими умениями и навыками;

  • уменьшение объема теоретических сведений;

  • включение отдельных тем или целых разделов в материалы для обзорного, ознакомительного или факультативного изучения.

Задачами обучения являются:

  • развитие у детей с ЗПР интереса к чтению, любви к литературе;

  • совершенствование навыка чтения;

  • привитие первоначального умения анализировать произведения с целью углубления их эстетического восприятия.

Данное планирование имеет практическую направленность, так как предназначается не только для формирования круга знаний учащихся по литературе и для знакомства только с самыми основными литературоведческими понятиями, сколько для развития их умений и навыков. Эта цель должна быть предельно конкретной и направлена на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы на уроке.

Основные направления содержания деятельности

В 8 классе предусмотрено чтение и изучение отдельных произведений устного народного творчества, русской и советской литературы, а также произведений зарубежных писателей.

Произведения художественной литературы звучат на уроках в чтении учителя и учащихся. Анализ произведений основывается на постоянном обращении к тексту. Поэтому работа над произведениями требует дополнительного, сравнительно с массовой школой, времени, что обусловлено трудностями, испытываемыми детьми с ЗПР при овладении навыками чтения, а также недостаточным пониманием и эстетическим восприятием прочитанного.

В процессе преподавания учитель практически знакомит детей с основными теоретико-литературными сведениями, не прибегая к сложным литературоведческим определениям.

В целях расширения кругозора, углубления литературного образования школьников проводятся уроки внеклассного чтения по произведениям, указанным в обзорных темах для ознакомительного чтения, а также в рекомендательных списках, которые учитель найдет в программе массовой школы.

Особенности познавательной сферы детей с ЗПР и их коррекция

Каждая форма педагогического общения с детьми ЗПР должна иметь три четко определенные цели: образовательную, воспитательную и коррекционно-развивающую.

Образовательная цель должна определять задачи усвоения учебного программного материала, овладения детьми определенными учебными знаниями, умениями и навыками. Формулировка отражает содержание занятия.

Воспитательная цель должна определять задачи формирования высших ценностей, совершенствования моделей поведения, овладения детьми коммуникативными умениями, развития социальной активности и т.д.

Коррекционно-развивающая цель должна четко ориентировать педагога на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами. Эта цель должна быть предельно конкретной и направленной на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы на уроке. Реализация коррекционно-развивающей цели предполагает включение в урок специальных коррекционно-развивающих упражнений для совершенствования высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной сфер и пр.

Ввиду психологических особенностей детей с ЗПР, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления.

Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.

Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления;

развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.

Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.

Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.


Требования к организации обучения школьников с ЗПР:

  • ученик должен знать программный материал (фамилию, имя, отчество писателя, название произведения, сюжет, имена главных героев, их характеристика и некоторые другие основные характеристики),

  • темп урока должен соответствовать возможностям ученика;

  • чётко обобщать каждый этап урока;

  • новый учебный материал объяснять по частям;

  • вопросы формулировать четко и ясно;

  • домашние задания должны преобладать практические, так как учащимся с ЗПР нужна именно способность применять знания в практической деятельности;

  • на каждом уроке обязательна словарная работа;

  • переключать с одного вида деятельности на другой;

  • разнообразить виды занятий;

  • использовать дидактический материал, наглядность, игровые моменты.

Главное, чтобы информативная и деятельностная насыщенность урока соответствовала психофизическим возможностям ребенка.

Организация текущего и промежуточного контроля знаний

Входной мониторинг в 8 классе по литературе для учащихся с ЗПР можно провести по следующей таблице (оценки по 3, 4, 5, 6-ому столбцам учитель ставит сообразно индивидуальным особенностям ученика).


Техника чтения

Анализ текста

Теория литературы

Речевое развитие

Скорость чтения

Выразительность

Осознанность

Чтение незнакомого текста с 12 шрифтом вслух 100 слов и более – «5»

80 – 100 – «4»,

60-90 – «3»,

До 60 слов – «2».

«Актерское» чтение, передача чувств и выделение голосом ключевых слов (игра голоса, мимика, паузы и т.п.) – «5»,

Чтение предложений с правильной интонацией (понижение – повышение голоса, перечислительная интонация, длинные паузы при тире, в конце предложений и т.п.) – «4»,

Достаточный для понимания текста уровень выразительности – «3».

Однообразная интонация – «2».

Озаглавить прочитанный эпизод,

пересказать содержание,

сочинить план по прочитанной статье

Предмет речи (О чём идёт речь?)

Сформулировать основную мысль текста (Ради какой главной мысли написал автор это произведение?)

Словесное рисование (Какие картины показал автор?)

Аргументация авторской позиции (Какие доказательства приводит автор?)


Знать имя фамилию автора, название произведения.

Определить, чем является текст: рассказом, стихотворением или пьесой.

Различать главных и второстепенных героев.

Видеть авторские приёмы выразительности текста (эпитет, сравнение, олицетворение)

Пересказывать текст: подробно, кратко, выборочно.

Составлять характеристику героя: внешность, характер и его поступки.

Создавать письменный отзыв.



Чтение наизусть

Если в течение учебного года учащиеся выучивают по 15-20 произведений (стихотворений или фрагментов прозы) по собственному выбору или указанию учителя, то учащимся с ЗПР можно рекомендовать 7-10, причём объём материала, который следует выучить, учитель должен обговаривать особо (например, стихотворение от 12 строчек и больше).


Учебно-методические комплекты и методические пособия


Для проведения контрольных работ используются следующие пособия:

Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе. 5-11 кл. – М.- 224 с.

202011

«Астрель»

Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 кл.: Методическое пособие. – М. – 176 с.

202009

Дрофа


Учебно-методическое обеспечение

 1. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия. – М.: ООО «Аспект», 2007 г.

2. «Дефектология» 2009, №1,2,3.

3. Диагностика и коррекция ЗПР у детей. Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. – М.: Изд-во «Аркти», 2011 г.

4. Концепция коррекционно-развивающего обучения ГНУ «ИКП РАО». http://logpres.narod.ru/_private/Kro.doc 

5. Мустаева Л. Г. Коррекционно-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения детей с ЗПР. – М.: Изд-во «Аркти», 2008 г.

6. Шмаков С.А., Безбородова Н.Я. От игры к самовоспитанию: Сборник игр коррекции. – М., 2005.

7. Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. Приказ Минобразования РФ от 10.04.2012 № 29/2065-п.

8. Программа для общеобразовательных учреждений: Коррекционно-развивающее обучение. Начальные классы /сост. А. А. Вохмянина. 2-е изд. Стереотип. – М.: Дрофа, 2011.

9. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты. – М.,2009. – С. 90-95.

10. Семаго Н., Семенович М.. Интеграция стихийная и продуманная. «Школьный психолог» 2011, №23.

11. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. –М.,2009.













Содержание тем учебного курса


ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего наро­да. Историзм творчества классиков русской лите­ратуры.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2 ч)

В мире русской народной песни (лирические, ис­торические песни).

«В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька тем­ная ... », «Вдоль по улице метелица метет ... », «Пуга­чев в темнице», «Пугачев казнен». Отражение жизни народа в народной песне

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разно­образие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народ­ной прозы.

«О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком ... ». Особенности содержания и формы народных пре­даний.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).

Развитие речи (далее - Р.Р.). Выразительное чте­ние. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану с исполь­зованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч)

Из «Жития Александра Невского». Защита рус­ских земель от нашествий и набегов врагов. Бран­ные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные осо­бенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий - главное новшество ли­тературы XVII в.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская во­инская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сати­рическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

Р.Р. Выразительное чтение фрагментов древ­нерусской житийной литературы в современном переводе и сатирических произведений XVII в. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные и письменные ответы на вопросы. Характе­ристика героев литературы XVII в. и их нравствен­ная оценка.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (3 ч)

Денис Иванович Фонвизин.

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направлен­ность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Социальная и нравственная проблема­тика комедии. Проблемы воспитания, образования гражданина. Говорящие фамилии и имена. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. Проект.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Ос­новные правила классицизма в драматическом произ­ведении.

Контрольная работа (далее - К. Р.). Контроль­ная работа №1 по комедии Д.И. Фонвизина «Не­доросль».

Р.Р. Выразительное чтение фрагментов комедии. Устное рецензирование выразительного чтения. Письменный анализ эпизода комедии.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (34 ч)

Иван Андреевич Крылов (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писа­теля. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и бас­нописец.

«Обоз». Критика вмешательства императора Александра в стратегию и тактику М.И. Кутузова в Отечественной войне 1812 г. Мораль басни. Осмея­ние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Р.Р. Выразительное чтение басни. Устное рецен­зирование выразительного чтения. Участие в кол­лективном диалоге. Устный и письменный ответ на вопрос с использованием цитирования. Состав­ление плана басни (в том числе цитатного).

Кондратий Федорович Рылеев (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

Автор сатир и дум. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы.

Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы к.Ф. Рылеева - основа народной песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представление).

Р.Р. Выразительное чтение отрывков думы. Уст­ное рецензирование выразительного чтения. Уча­стие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на вопросы.

Александр Сергеевич Пушкин (10 ч)

Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотво­рения - зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

«K***». («Я помню чудное мгновенье …»). Обо­гащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жиз­ненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие А.С. Пушкина («История Пугачева») и поправка Ни­колая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История Пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и ис­торика. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.С. Пуш­кин). История создания романа. Пугачев в исто­рическом труде А.С. Пушкина и в романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю.

Роман «Капитанская дочка». Петр Гринев - жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова - нрав­ственная красота героини. Швабрин - антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм А.С. Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Ис­тории Пугачева». Проект.

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (на­чальные представления). Реализм (начальные пред­ставления).

К.Р. Контрольная работа №2 по произведениям А.С. Пушкина.

Р.Р. Выразительное чтение стихотворений, фрагментов романа. Устное рецензирование выра­зительного чтения. Участие в коллективном диало­ге. Устная и письменная характеристика героя или групповой характеристики героев (в том числе срав­нительная). Составление анализа эпизода. Характе­ристик сюжета романа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания.

Михаил Юрьевич Лермонтов (4 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

Отношение М.Ю. Лермонтова к историческим те­мам и воплощение этих тем в его творчестве.

Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое про­тивопоставление человека и обстоятельств. Особен­ности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представ­лений). Романтический герой (начальные представ­ления), романтическая поэма (начальные представ­ления).

Р.Р. Составление плана анализа фрагмента ли­ро-эпического произведения. Письменный анализ эпизода по плану. Написание сочинения на лите­ратурном материале с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Редактирование текста. Устный и письменный анализ текста. Уча­стие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на проблемные вопросы.

К.Р. Контрольная работа №3 по творчеству М.Ю. Лермонтова.

Николай Васильевич Гоголь (7 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

Отношение Н.В. Гоголя к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». Ис­тория создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, обще­ственности к комедии «Ревизор». Разоблачение по­роков чиновничества. Цель автора - высмеять «все дурное в России» (Н.В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от на­чала до конца вытекает из характеров» (В.И. Неми­рович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмач­киным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечно­го адского холода. Незлобивость мелкого чиновни­ка, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художест­венном произведении.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). Ре­марки как форма выражения авторской позиции (на­чальные представления). Фантастическое (развитие представлений) .

Р.Р. Письменный ответ на вопрос проблемного характера с использованием цитирования. Состав­ление плана анализа фрагмента драматического про­изведения. Устный и письменный анализ эпизодов комедии по плану. Устное рецензирование вырази­тельного чтения. Написание сочинения на литера­турном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Редактирование текста сочинения.

К.Р. Контрольная работа №4 по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

Иван Сергеевич Тургенев (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писате­ля. И.С. Тургенев как пропагандист русской лите­ратуры в Европе.

Рассказ «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Способы выражения авторской позиции.

Теория литературы. Образ рассказчика (развитие представлений).

Р.Р. Выразительное чтение отрывков рассказа. Рецензирование выразительного чтения. Устный и письменный ответы на проблемные вопросы.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писате­ля. М.Е. Салтыков-Щедрин - писатель, редактор, издатель.

«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писа­телю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Р.Р. Выразительное чтение фрагментов рома­на. Устное рецензирование выразительного чте­ния. Устная и письменная характеристика героев и средств создания их образов. Составление плана письменного высказывания.

К.Р. Контрольная работа №5 по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Контрольная работа №6 по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Николай Семенович Лесков (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы расска­за. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представ­лений). Художественная деталь (развитие представлений).

Р.Р. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения. Различные виды переска­зов. Составление плана анализа эпизода. Анализ фрагмента рассказа.

Лев Николаевич Толстой (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух Россий, Противоречие между сословиями и внутри сосло­вий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе по­ступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (раз­витие представлений). Роль антитезы в композиции произведении.

Р.Р. Составление плана речевой характеристики героев. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказов Устная и письменная характери­стика героев и средств создания их образов.

Поэзия родной природы в русской литературе XIX в. (обзор) (1 ч)

А.С. Пушкин «Цветы последние милей ... »; М.Ю. Лермонтов «Осень»; Ф.И. Тютчев «Осенний ве­чер»; А.А. Фет «Первый ландыш»; А.Н. Майков «Поле зыблется цветами ... ». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).

Р.Р. Выразительное чтение стихотворений. Уст­ное и письменное рецензирование выразительного чтения. Составление плана письменного высказы­вания. Устный и письменный анализ стихотворений по плану.

Антон Павлович Чехов (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (начальные представления).

Р.Р. Выразительное чтение рассказа. Устное ре­цензирование выразительного чтения. Устный или письменный ответ на вопрос, в том числе с использо­ванием цитирования. Участие в коллективном диалоге.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА (20 ч)

Иван Алексеевич Бунин (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуаци­ях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Теория литературы. Понятие о теме и идее nроизведения (развитие представлений).

Р.Р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устное и письменное рецензирование выразитель­ного чтения. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Письменный ответ на во­прос с использованием цитирования.

Александр Иванович Куприн (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотвержен­ность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Р.Р. Выразительное чтение фрагментов расска­за. Устное или письменное рецензирование выра­зительного чтения. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Устный или пись­менный ответ на проблемный вопрос с использова­нием цитирования.

К.Р. Контрольная работа №7 по творчеству Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна.

Александр Александрович Блок (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, ее современное звучание и смысл.

Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений). Обогащение знаний о ритме и рифме.

Р.Р. Участие в коллективном диалоге. Вырази­тельное чтение. Рецензирование выразительного чтения.

Сергей Александрович Есенин (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С. Пушкина, С.А. Есенина. Со­временность и историческое прошлое в драматиче­ской поэме С.А. Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).

Р.Р. Выразительное чтение стихотворений. Уст­ное и письменное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ отрывков драматической поэмы.

К.Р. Контрольная работа №8 по творчеству С.А. Есенина. Контрольная работа №9 по творчеству Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, М. Горького, А.А. Блока, С.А. Есенина.

Иван Сергеевич Шмелев (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя (детство, юность, начало творческого пути).

«Как я стал nисателем». Рассказ о пути к творче­ству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, вос­поминания, дневники).

Теория литературы. Мемуарная литература (развитие представлений).

Р.Р. Участие в коллективном диалоге. Различ­ные виды пересказа. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ эпизода. Устная и письменная характеристика героев.

Писатели улыбаются (2 ч)

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А.Т. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом‟». Сатирическое изображение ис­торических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом. Проект.

Теория литературы. Сатира, сатирические прие­мы (развитие представлений).

Р.Р. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Тэффи.

Рассказ «Жизнь и воротник». Другие рассказы писательницы (для внеклассного чтения). Са­тира и юмор в рассказе.

Теория литературы. Историко-литературный комментарий (развитие представлений).

Р.Р. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета и героев рассказа, их идейно-эмоциональ­ного содержания.

Михаил Михайлович Зощенко.

Рассказ «История болезни». Другие рассказы писателя (для внеклассно­го чтения). Сатира и юмор в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции. Сатира. Юмор (развитие представлений).

Р.Р. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Харак­теристика сюжета и героев рассказа, их идейно-эмоционального содержания

Михаил Андреевич Осоргин.

Рассказ «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Проект.

Теория литературы. Литературный комментарий (развитие представлений). Фантастика и реальность (развитие представлений).

Р.Р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллектив­ном диалоге.

Александр Трифонович Твардовский (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский харак­тер Василия Теркина - сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Вос­приятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие понятия). Авторские отступления как эле­мент композиции (развитие понятий).

Р.Р. Участие в коллективном диалоге. Составле­ние плана характеристики героев. Устный и пись­менный анализ эпизода.

Андрей Платонович Платонов (1 ч)

Слово о писателе.

Рассказ «Возвращение». Картины войны и мирной жизни в рассказе. Нравственная проблематика и гуманизм рассказа.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. (обзор) (1 ч)

Традиции в изображении боевых подвигов наро­да и военных будней. Героизм воинов, защищавших свою Родину. М.В. Исаковский «Катюша», «Вра­ги сожгли родную хату»; Б.Ш. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не nоют ... »; А.И. Фатьянов «Соловьи»; Л.И. Ошанин «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Проект.

Теория литературы. Лирическое стихотворение, ставшее песней (развитие представлений). Песня как синтетический жанр искусства (развитие представ­ления).

Р.Р. Выразительное чтение. Устное и письмен­ное рецензирование выразительного чтения. Уча­стие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.

Виктор Петрович Астафьев (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военно­го времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей де­ревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).

К.Р. Контрольная работа №10 по произведениям о Великой Отечественной войне.

Р.Р. Выразительное чтение отрывков. Комплекс­ный анализ эпизодов. Рецензирование выразитель­ного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Русские поэты о Родине, родной природе (обзор) (2 ч)

И.Ф. Анненский «Снег»; Д.С. Мережковский «Родное», «Не надо звуков»; Н.А. Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок ... »; Н.М. Руб­цов «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия ... ».

Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.А. Оцуп «Мне трудно без России ... » (отрывок); З.Н. Гиппиус «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо «Бабье лето»; И.А. Бунин «У птицы есть гнездо ... ». Общее и индивидуальное в про­изведениях поэтов русского зарубежья о Родине. Проект.

Теория литературы. Изобразительно-выразитель­ные средства языка (развитие представлений).

Р.Р. выразительное чтение отрывков. Комплекс­ный анализ эпизодов. Рецензирование выразитель­ного чтения. Участие в коллективном диалоге.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (6 ч)

Уильям Шекспир (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта - символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве У. Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюже­та драматического произведения.

Сонеты «Ее глаза на звезды не nохожи ... », «Увы, мой стих не блещет новизной ... ».

В строгой форме сонетов живая мысль, под­линные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира - «богатейшая сокро­вищница лирической поэзии» (В.Г. Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

Р.Р. Выразительное чтение и устное рецензи­рование выразительного чтения отрывков драма­тического произведения и сонетов. Устный и письменный ответы на вопросы с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.

Жан Батист Мольер (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Мещанин во дворянстве». (обзор с чтением отдельных сцен). ХVII в. - эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Ж.-Б. Мольер - великий ко­медиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дво­рянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Коме­дийное мастерство Ж.-Б. Мольера. Народные исто­ки смеха Ж.- Б. Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Комедия (раз­витие понятий).

Р.Р. Устный анализ фрагментов комедии. Выра­зительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Устная и письменная характеристика героев по плану.

Джонатан Свифт (1 ч)

Слово о писателе.

«Путешествие Гулливера» как сатира на государственное устройство общества.

Вальтер Скотт (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. Исто­рия, изображенная «домашним образом»; мысли и чувства героев, переданные сквозь призму до­машнего быта, обстановки, семейных устоев и от­ношений.

Теория литературы. Исторический роман (разви­тие представлений).

Р.Р. Выразительное чтение отрывков. Рецензи­рование выразительного чтения. Анализ эпизодов. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Участие в коллективном диалоге.

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ (1ч)

К.Р. Контрольное тестирование по итогам из­учения курса.











Календарно-тематическое планирование

по __литературе_ в 8 классе (коррекционное)

(­­ 2 часа в неделю, всего __68__ часов в год)


п/п

Примерная

дата

Тема урока, основное содержание

Кол-во

часов

Формирование понятий

Основные виды деятельности учителя и учащихся

Домашнее

задание

Примечание

1.


Введение. Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся.

1


Беседа. Тестирование.

I. 1. Прочитайте выразительно стихотворение Никитина «Утро» и ответьте на вопросы:

1) Какие образы нарисованы в этом стихотворении?

2) Что, по вашему мнению, воспевает поэт?

2. Прочитать стр. 5 – 8 учебника и ответить письменно на вопросы:

1) Что такое художественный образ??

2) Чем отличается художественная литература от других видов искусства?



2.


Устное народное творчество.

Отражение жизни народа в народных песнях.

Лирические песни «В тёмном лесе…», «Уж ты ночка, ночка тёмная…», «Вдоль по улице метелица метёт…». Исторические песни «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён».

Частушка как малый песенный жанр. Её тематика и поэтика. Особенности художественной формы фольклорных произведений.

2

1

Народная песня, частушка (развитие представлений).

Рассказ учителя. Беседа.

1. Завершить анализ песни.

2. Выучить любую песню наизусть (для пения или чтения).



3.


Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком».

Особенности содержания и художественной формы народных преданий.

1

Предание (развитие представлений).

Беседа.

1. Перечитать ещё раз предание «О покорении Сибири Ермаком».

2. Подготовить пересказ предания «О покорении Сибири Ермаком».


4.


Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты). Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Александра Невского. Особенности содержания и формы воинской повести и жития.

2

1

Летопись. Древнерусская воинская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления).

Рассказ учителя. Беседа. Практикум.

1. Подготовить связный рассказ о житийной литературе и «Житии Александра Невского», используя текст произведения и материал учебника на стр. 24 – 26.



Вн. чт.

5.


«Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века. Действительные и вымышленные события, новые герои, сатирический пафос произведения. Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

1

Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

Урок внеклассного чтения.

1. Подготовить повесть к выразительному чтению в классе.

2. Какое впечатление произвела на вас повесть? Подготовьте развёрнутый ответ, включив выражение «шемякин суд» как поговорку.


6.


Д.И. Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме. Речевые характеристики главных героев как средство создания комического.

3

1

Классицизм. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

Рассказ учителя. Беседа.

1. Перечитать комедию «Недоросль» (сцены). По учебнику-хрестоматии.

2. Подумать над вопросами и заданиями в конце комедии.


7.


Анализ эпизода комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» (по выбору учителя). Особенности анализа эпизода драматического произведения. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

1

Классицизм. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

Практикум.

1. Подготовить художественный пересказ понравившегося эпизода.

2. Подготовить характеристику одного из героев комедии.


Р 8.


Подготовка к домашнему сочинению (Контрольная работа №1) «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и литературе XVIII века» (на примере 1 – 2 произведений).

1


Урок развития речи.

Сочинение.


9.


И.А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа. Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков.

2

1

Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Рассказ учителя. Беседа.

1. Выучить наизусть на выбор две предложенные басни.

2. Нарисовать иллюстрацию к любой басне.



Вн. чт.

10.


И.А. Крылов – поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. Отражение в баснях таланта Крылова – журналиста, музыканта, писателя, философа.

1

Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Урок внеклассного чтения.

1. Подготовить выразительное чтение басен (по выбору).

2. Подготовить анализ одной из басен (по выбору).


11.


К.Ф. Рылеев. Слово о поэте. Думы К.Ф. Рылеева. Дума «Смерть Ермака» и её связь с русской историей. Тема расширения русских земель. Образ Ермака Тимофеевича. Дума Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком»: сопоставительный анализ. Понятие о думе. Характерные особенности жанра. Народная песня о Ермаке на стихи К.Ф. Рылеева.

1

Дума (начальное представление).

Рассказ учителя. Практикум.

1. Подготовить выразительное чтение думы «Смерть Ермака»; подумайте над вопросами, предложенными в конце думы на стр. 79.

2. Подготовить связный рассказ о Ермаке, используя тексты «Песни о Ермаке» и думы «Смерть Ермака».


12.


А.С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе.

Стихотворения «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября». Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы.

10

1

Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

Рассказ учителя. Беседа.

1. Написать сочинение-миниатюру «Мои первые впечатления о романе „Капитанская дочка‟».

2. Написать в словариках значения литературоведческих терминов «повесть», «роман», «семейные записки», «хроника», «жанр».

2. Перечитать главы 1 – 2, подготовить сжатый пересказ.



13.


А.С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина (на основе изученного в 6 – 7 классах).

1

Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

Семинар.

1. Прочитать «Историю Пугачёва» (отрывки.

2. Ответить на вопросы (устно).



14.


А.С. Пушкин. «История Пугачёва» (отрывки). История пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачёву народа, дворян и автора.

1

Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

Рассказ учителя. Беседа.

Вопросы.


15.


А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы.

1

Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

Рассказ учителя. Беседа.

1. Прочитать главы 3 – 5.

2. Кратко рассказать о жизни Гринёва до начала Пугачёвского восстания.



16.


Гринёв: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринёв и Швабрин. Гринёв и Савельич.

1

Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

Беседа. Обучение устному рассказу.

1. Ответить на вопрос: как эпиграф к V главе соотносится с характером Маши Мироновой? Почему Маша отказывается выйти замуж за Гринёва?

2. Почему в конце V главы Петру Гринёву было одиноко, больно, даже он боялся «сойти с ума или удариться в распутство»?


17.


Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина.

1

Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

Беседа.

1. Прочитать главы VIIIXII.



18.


Пугачёв и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке.

1

Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

Беседа. Практикум.

1. Дать связный ответ на вопрос: «Каким я представляю себе Пугачёва после прочтения „Капитанской дочки‟».



Р 19.


Гуманизм и историзм А.С. Пушкина в романе «Капитанская Дочка». Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции. Фольклорные мотивы.

Понятие о романе и реалистическом произведении.

Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

1

Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

Урок развития речи.

1. Подготовить фактический материал к написанию сочинения о Маше Мироновой.



20.


А.С. Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога.

1

Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

Рассказ учителя. Беседа.

Сочинение-рассуждение по повести «Пиковая дама».


Р 21.


Контрольная работа №2 по творчеству А.С. Пушкина.

1


Урок контроля.



22.


М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю. Лермонтова (с обобщением изученного в 6 – 7 классах).

4

1

Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления). Романтическая поэма (начальные представления).

Рассказ учителя. Семинар.

1. Подготовить чтение наизусть стихотворения «Кавказ».

2. Прочитать поэму «Мцыри».


23.


М.Ю. Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре. Романтически-условный историзм поэмы.

1

Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления). Романтическая поэма (начальные представления).

Беседа.

1. Подготовить пересказ «Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши-послушника».



24.


Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме. Анализ эпизода из поэмы «Мцыри». Развитие представлений о жанре романтической поэмы.

1

Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления). Романтическая поэма (начальные представления).

Практикум.

1. Подготовить для выразительного чтения наизусть отрывок из «Мцыри».



Р 25.


Обучение сочинению по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»: «Анализ эпизода в поэме „Мцыри‟ (по выбору учащегося)».

«Мцыри как романтический герой».

«Природа и человек в поэме „Мцыри‟».

Контрольная работа №3.

1

Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления). Романтическая поэма (начальные представления).

Урок развития речи.

1. Сочинение.



26.


Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве. Исторические произведения в творчестве Н.В. Гоголя (с обобщением изученного в 5 – 7 классах).

7

1

Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). Ремарки как форма выражения авторской позиции (начальные представления). Фантастическое (развитие представлений).

Рассказ учителя. Семинар.

1. Прочитать I действие комедии и стр. 243 – 245 «Николаевская Россия во времена Гоголя» и ответить устно на вопрос: как эта статья помогает понять события, происходящие в комедии Гоголя.



27.


Н.В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и её первой постановки. «Ревизор» в оценке современников.

1

Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). Ремарки как форма выражения авторской позиции (начальные представления). Фантастическое (развитие представлений).

Рассказ учителя. Беседа.

1. Устно ответить на вопросы, данные в учебнике в конце каждого действия.



28.


Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приёмы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе.

1

Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). Ремарки как форма выражения авторской позиции (начальные представления). Фантастическое (развитие представлений).

Беседа. Практикум.

1. Прочитать данное высказывание о Хлестакове и объяснить смысл фамилии Хлестакова что такое «хлестаковщина» в вашем понимании? (Обратиться вновь к 6-му явлению IIIдействия. «Я везде, везде…».)

2. Прочитать IV действие пьесы, подумать над вопросами на стр. 228 – 229 (учебник).


29.


Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление.

1

Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). Ремарки как форма выражения авторской позиции (начальные представления). Фантастическое (развитие представлений).

Практикум.

1. Прочитать V действие пьесы. Подумать над вопросами, предложенными в конце V действия.



Р 30.


Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены. Подготовка к домашнему сочинению (Контрольная работа №4) «Роль эпизода в драматическом произведении» (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»).

1

Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). Ремарки как форма выражения авторской позиции (начальные представления). Фантастическое (развитие представлений).

Урок развития речи.

1. Сочинение.

2. Прочитать повесть «Шинель».



31.


Н.В. Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе (с обобщением ранее изученного). Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества.

2

1

Сатира и юмор (развитие представлений). Фантастическое (развитие представлений).

Рассказ учителя. Беседа.

Вопросы и задания.


32.


Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании.

1

Сатира и юмор (развитие представлений). Фантастическое (развитие представлений).

Практикум.

1. Прочитать рассказ «Певцы» И.С. Тургенева.

2. Ответить устно на вопросы по рассказу.


33.


И.С. Тургенев. Краткий рассказ о жизни и творчестве писате­ля. И.С. Тургенев как пропагандист русской лите­ратуры в Европе.

Рассказ «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Способы выражения авторской позиции.


1

Образ рассказчика (развитие представлений).

Рассказ учителя. Беседа.

1. Прочитать отрывки из романа «История одного города» М.Е. Салтыков-Щедрина.


34.


М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок).

Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа. Образы градоначальников. Средства создания комического в произведении. Ирония, сатира. Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык.

2

1

Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Рассказ учителя беседа.

1. Подготовить комментированное чтение.

2. Выписать в словарик непонятные слова и выражения.



Р 35.


Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к домашнему сочинению. (Контрольная работа №5).

1

Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Урок развития речи.

1. Сочинение.

2. Дать ответ на один из предложенных вопросов:

1) Как мог страдать город от «деятельности» глуповских градоначальников?

2) Могли ли влиять сатирические произведения Щедрина на общественное мнение и общественные порядки тогдашней России?


Р 36.


Контрольная работа №6 по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина.

1


Урок контроля.

Индивидуальное задание: подготовить сообщение о жизни Н.С. Лескова.


37.


Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита обездоленных. Сатира на чиновничество. Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа.

1

Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

Рассказ учителя. Беседа.

1. Перечитать текст и подумать над вопросами:

1) В чём смысл эпиграфа к рассказу?

2. Подготовить близкий пересказ одной из глав.



38.


Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика. Главные герои. Идея разделённости двух Россий. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

3

1

Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений).

Рассказ учителя. Беседа.

1. Написать небольшое сочинение-размышление: что нового я открыл из жизни великого писателя?

2. Прочитать рассказ «После бала».



39.


Мастерство Л.Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приёмы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа.

1

Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений).

Практикум.

1. Работая над рассказом, Л.Н. Толстой долго думал над его заглавием. Появились варианты: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «Отец и дочь», «А вы говорите…» и «После бала». Попробуйте понять логику писателя:: чем он обосновывает изменение названия? Почему остановился на последнем?



Вн. чт. 40.


Нравственные проблемы повести Л.Н. Толстого «Отрочество».

1

Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений).

Урок внеклассного чтения.

Вопросы.


Вн. чт.

41.


Поэзия родной природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Майкова.

1

Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).

Урок внеклассного чтения.

1. Подготовить выразительное чтение наизусть одного стихотворения.

2. Прочитать рассказ «О любви» А.П. Чехова.


42.


А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа.

1

Психологизм художественной литературы (начальные представления).

Рассказ учителя. Беседа.

1. Письменно ответит на вопросы:

1) Кто прав и кто виноват в безвыходной ситуации?

2) Правильно ли поступили герои? (на выбор)



43.


И.А. Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство И.А. Бунина-прозаика.

1

Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений).

Рассказ учителя. Беседа.

1. Мини-сочинение «Над чем меня заставил задуматься рассказ И.А. Бунина «Кавказ»?



44.


А.И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле.

1

Сюжет и фабула.

Рассказ учителя. Беседа.

1. Прочитать рассказ М. Горького «Челкаш».

2.Сделать (письменно)сравнительную характеристику Челкаша и Гаврилы.



Р 45.


Урок-диспут «Что значит быть счастливым?».

Подготовка к домашнему сочинению (Контрольная работа №7) по рассказам Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна.

1


Урок развития речи.

Сочинение.


46.


А.А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ России и её истории. Обучение выразительному чтению.

1

Лирический герой (развитие представлений). Обогащение знаний о ритме и рифме.

Рассказ учителя. Беседа.

1. Подготовить выразительное чтение цикла «На поле Куликовом».



47.


С.А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме.

3

1

Драматическая поэма (начальные представления).

Рассказ учителя. Беседа.

1. Одно из стихотворений выучить наизусть.



Р 48.


Урок-конференция. Образ Пугачёва в фольклоре, произведениях А.С. Пушкина и С.А. Есенина. Подготовка к домашнему сочинению (Контрольная работа №8).

2

1

Драматическая поэма (начальные представления).

Урок развития речи.

Подготовить выразительное чтение отрывка из поэмы С.А. Есенина «Пугачёв», отразив пафос поэмы (монолог Пугачёва и Хлопуши).


Р 49.


Урок-конференция. Образ Пугачёва в фольклоре, произведениях А.С. Пушкина и С.А. Есенина. Подготовка к домашнему сочинению (Контрольная работа №8).

1

Драматическая поэма (начальные представления).

Урок развития речи.

1. Подготовить рассказ о жизни, судьбе И.С. Шмелёва.

2. Прочитать рассказ И.С. Шмелёва «Как я стал писателем».



50.


И.С. Шмелёв. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству.

1

Мемуарная литература (развитие представлений).

Рассказ учителя. Беседа.

Прочитать отрывки из «Всеобщей истории, обработанной „Сатириконом‟».


Вн. чт.

51.


Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом‟» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Ироническое повествование о прошлом и современности.

Тэффи. «Жизнь и воротник».

М.М. Зощенко. «История болезни».

1

Сатира, сатирические приёмы (развитие представлений). Историко-литературный комментарий (развитие представлений). Литературные традиции. Сатира. Юмор (развитие представлений).

Урок внеклассного чтения.

1. Подготовить пересказ, близкий к тексту, одного из отрывков (история Древнего мира, Средних веков, Новой истории), подчеркнув юмористическую и сатирическую направленность.

2. Прочитать рассказ Тэффи «Жизнь и воротник», М. Зощенко «История болезни».



52.


М.А. Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне».

1

Литературный комментарий (развитие представлений). Фантастика и реальность (развитие представлений).

Рассказ учителя. Беседа.

Мини-сочинение «История одной из моих вещей».


Р 53.


Контрольная работа №9 по творчеству Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, М. Горького, А.А. Блока, С.А. Есенина.

1


Урок контроля.

1. Прочитать главы из поэмы «Василий Тёркин».


54.


А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Тёркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками.

3

1

Фольклоризм литературы (развитие понятия). Авторские отступление как элемент композиции (развитие понятий).

Рассказ учителя. Беседа.

1. Прочитать главу «Переправа.

2. Вопросы.


Р 55.


Василий Тёркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Тёркина. Правда о войне в поэме Твардовского.

1

Фольклоризм литературы (развитие понятия). Авторские отступление как элемент композиции (развитие понятий).

Обучение устному рассказу. Урок развития речи.

Прочитать главы «О награде», «Гармонь», «Два бойца», «Кто стрелял», «Смерть и воин».


56.


Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мастерство А.Т. Твардовского в поэме.

1

Фольклоризм литературы (развитие понятия). Авторские отступление как элемент композиции (развитие понятий).

Практикум.

1. Подготовить характеристику Василия Тёркина (письменно).

2. Выучить наизусть отрывок или главу из поэмы и подготовить выразительное чтение.



Вн. чт. 57.


А.П. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа.

1

Проблематика художественного произведения (развитие представлений).

Урок внеклассного чтения.

1. Выучить наизусть одно из указанных стихотворений и подготовить его выразительное чтение.



Р 58.


Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Боевые подвиги и военные будни в творчестве М. Исаковского («Катюша», «Враги сожгли родную хату…»), Б. Окуджавы («Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»), А. Фатьянова («Соловьи»), Л. Ошанина («Дороги»).

1

Лирическое стихотворение, ставшее песней (развитие представлений). Песня как синтетический жанр искусства (развитие представлений).

Урок развития речи.

1. Прочитать рассказ В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет».

2. Вопросы.


59.


В.П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе.

1

Герой-повествователь (развитие представлений).

Рассказ учителя. Беседа.

Подготовиться к сочинению.


Р 60.


Классное сочинение (Контрольная работа №10) «Великая Отечественная война в литературе XX века» (произведение по выбору учащегося).

1


Урок развития речи.

Подготовить чтение стихотворений русских поэтов о Родине, природе и рассказы об их жизни и творчестве.


Вн. чт.

61.


Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды.

2

1

Изобразительно-выразительные средства языка (развитие представлений).

Урок внеклассного чтения.

Выразительное чтение наизусть 1 – 2 понравившихся стихотворений.


Вн. чт.

62.


Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды.

1

Изобразительно-выразительные средства языка (развитие представлений).

Урок внеклассного чтения.

1. Прочитать трагедию «Ромео и Джульетта».

2. Вопросы.


63.


У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Анализ эпизода их трагедии «Ромео и Джульетта».

2

1

Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Рассказ учителя. Беседа. Практикум.

Выучить один из сонетов Шекспира, обосновать свой выбор.


64.


Сонеты У. Шекспира. «Кто хвалится родством своим и знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…». Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии.

1

Сонет как форма лирической поэзии.

Практикум.

1. Прочитать комедию Ж.-Б. Мольера «Мещанин во дворянстве» (сцены).

2. Вопросы.


65.


Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии Мольера. Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии.

2

1

Классицизм. Комедия (развитие понятий).

Рассказ учителя. Беседа.

Сочинение-размышление «В чём общечеловеческий смысл комедии Ж.-Б. Мольера?»


66.


Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии Мольера. Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии.

1

Классицизм. Комедия (развитие понятий).

Рассказ учителя. Беседа.

1. Прочитать «Путешествие Гулливера» Дж. Свифта.

2. Вопросы.


Вн. чт. 67.


Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествие Гулливера» как сатира на государственное устройство общества.

1

Сатира (развитие представлений).

Урок внеклассного чтения.

1. Прочитать «Айвенго» В. Скотта.

2. Вопросы.


Вн. чт. 68.


В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман.

1

Исторический роман (развитие представлений).

Урок внеклассного чтения.

Подготовиться к контрольному тестированию.


69.


Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Контрольное тестирование по итогам из­учения курса.

Итоги года и задание на лето.

1


Урок-зачёт.

Список литературы для летнего чтения.