М [pic] инистерство образования и науки
Краснодарского края
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Краснодарский торгово-экономический колледж» Краснодарского края
Беженова И.Н.
«А.А.Ахматова. Жизненный и творческий путь»
методическая разработка урока
[pic]
Краснодар, 2014
Автор: Беженова И.Н., преподаватель русского языка и литературы государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Краснодарский торгово-экономический колледж» Краснодарского края
Рецензенты: Машурова О.Е., методист государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Краснодарский торгово-экономический колледж» Краснодарского края
Газарова М.Ю., преподаватель русского языка и литературы государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Краснодарский торгово-экономический колледж» Краснодарского края
Методическая разработка отрытого урока литературы на тему: «А.А.Ахматова. Жизненный и творческий путь» подготовлена в преддверии празднования 125-летия со дня рождения великого русского поэта 20 века А.А.Ахматовой.
Основная цель методической разработки – поделиться опытом проведения занятия на основе традиционной формы урока с применением современных ТСО и метода мини-проектов.
утверждена на заседании цикловой методической комиссии общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин
№ __ от _____________ 2014 г.
председатель ЦМК
_________________ Е.П.Еремина
Методическая разработка открытого урока по литературе «А.А.Ахматова. Жизненный и творческий путь» представляет собой обобщение опыта преподавателя проведения уроков с использованием современных ТСО и метода мини-проектов. Цели методической разработки – показать вариант проведения занятия, основывающийся на работе преподавателя и самостоятельной работе студентов в форме мини-проектов с использованием современных ТСО.
Изучение темы «А.А.Ахматова. Жизненный и творческий путь» преследует ряд целей:
образовательные: познакомить с основными этапами в жизни и творчестве А.Ахматовой, организовать исследовательскую деятельность студентов с целью выявления художественного своеобразия и поэтического мастерства А.А.Ахматовой;
развивающие: прививать интерес к русской поэзии, способствовать развитию культуры речи;
воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, любви к своему Отечеству.
На уроке использовалось следующее оборудование: интерактивная доска, мультимедийные презентации, сборники стихотворений А.Ахматовой, ее портреты, иллюстрации произведений Ахматовой, рабочие тетради.
Тип занятия: урок проверки и сообщения новых знаний.
Вид занятия: урок смешанный.
Подготовительный и организационный момент:
Заранее разделить студентов на группы, которые должны отобрать материал и выполнить мини-проекты - презентации о сборниках стихотворений Ахматовой разных лет - «Вечер», «Четки», «Белая стая», «Подорожник».
Часть студентов учат наизусть стихотворения из указанных сборников и письменно выполняют анализ этих произведений.
Ход урока:
Организационный момент
(проверка присутствующих, подготовка рабочих мест) (1 минута)
Сообщение темы и целей занятия
(объявление темы урока, постановка целей, написание плана конспекта) (1 минута)
Актуализация опорных знаний (5 минут).
Опрос по материалу предыдущих уроков, посвященных серебряному веку русской поэзии:
Дайте определение серебряного века русской поэзии.
Перечислите основные течения серебряного века.
Назовите ярчайших представителей символизма.
Назовите выдающихся представителей футуризма.
Назовите известных представителей акмеизма.
Начальная мотивация учебной деятельности
Нам предстоит расширить свои представления о поэзии серебряного века: сегодня на уроке мы рассмотрим основные этапы жизни и творчества ярчайшей представительницы акмеизма А.А.Ахматовой, попытаемся проникнуть в мир её чувств и переживаний, выраженных в ранних и зрелых стихах. А чтобы проникнуться настроением поэта, войти в мир его чувств и переживаний, нужно узнать о жизни Анны Андреевны, о тех событиях, которые вызывали всплеск этих чувств, переживаний, волнений, стали источником озарения, поэтического вдохновения.
Изучение нового материала
Просмотр презентации, работа над конспектом.
Детство и юность.
Анна Андреевна Ахматова (настоящая фамилия- Горенко) родилась на юге России, в Одессе 11 июня 1889 года в семье Андрея Антоновича Горенко и Инны Эразмовны Строговой. Спустя два года семья переехала в Царское Село.
В 1905 г. после развода родителей Ахматова с матерью переехала в Евпаторию. В 1906-1907 годах она училась в выпускном классе Фундуклеевской гимназии, в 1908-1910 г. на юридическом отделении Кировских высших женских курсов, отдавая все же предпочтение истории и литературе.
Со своим будущим мужем поэтом [link] Аня Горенко познакомилась еще четырнадцатилетней девочкой. Позже между ними возникла переписка, а в 1909 году Анна приняла официальное предложение Гумилева стать его женой. 25 апреля 1910 года они обвенчались. Свой медовый месяц они провели в Париже, затем переехали в Петербург.
Начало творческого пути. Сборник стихотворений «Вечер»
Мини-проект - презентация В.Горбатко «Сборник «Вечер» чтение наизусть и анализ стихотворений из сборника «Песня последней встречи», «Сероглазый король». В результате студенты выделяют и записывают в рабочие тетради особенности сборника:
лирическая героиня Ахматовой - героиня несбывшейся, безнадежной любви;
любовь в её поэзии предстаёт как “поединок роковой”, “любовная пытка”;
Ахматова почти никогда не изображает любовь безмятежной, идиллической, а, наоборот, в момент разрыва, разлуки, утраты чувств: “Сердце к сердцу не приковано…”;
стихотворения Ахматовой похожи на финалы повестей о любви, они сюжетны, в них наблюдается сходство с балладой, новеллой (“Сероглазый король");
лирике Ахматовой присуща интимность, она воспринимается как личные дневники, так как в образе лирической героини прослеживаются автобиографические черты поэта.
Сборник стихотворений «Чётки»
«Четки»(1914) - вторая книга Ахматовой, продолжала лирический сюжет «Вечера». Вокруг стихов обоих сборников, объединённых образом героини, создавался автобиографический ореол, что позволяло видеть в них то «лирический дневник», то «роман-лирику».
Защита мини-проекта - просмотр презентации А.Кравцовой «Сборник «Четки», чтение наизусть и анализ стихотворений из сборника «Столько просьб у любимой всегда», «Я научилась просто, мудро жить». Студенты выделяют и записывают в рабочие тетради главные особенности сборника:
в сборнике “Четки” лирическая героиня сдержанная, нежная, гордая женщина. Любовь для неё - плотные сети, не дающие покоя.
Душевное состояние героини передано через экспрессивно окрашенные художественные детали: “золотая пыль”, “бесцветный ледок”.
В стихах данного периода звучит протест героини, в её характере проявляется величие, властность. Лирическая героиня заявляет о своей избранности. В стихах Ахматовой появляется новый мотив - властность.
Лирическая героиня Ахматовой взрослеет - теперь в трагедии любви она винит и себя, ищет в себе причину разрыва.
Стихи этого периода близки народно-песенному творчеству, афористичны: “Сколько просьб у любимой всегда, // У разлюбленной просьб не бывает...”
Сборник стихотворений «Белая стая»
В годы первой мировой войны Ахматова работает над сборником «Белая стая», вышедшим в 1917г. Он не имел столь шумного успеха, как предыдущие книги. Но в нем появляются новые интонации скорбной торжественности, молитвенности.
Просмотр мини-проекта А.Стаценко - презентация «Сборник «Белая стая», чтение наизусть и анализ стихотворения из сборника «Двадцать первое. Ночь. Понедельник».
Студенты записывают в тетради выводы:
лирическая героиня становится мудрее, ценит обретённую свободу чувства и творчества.
Теперь из мира камерной, замкнутой любви лирическая героиня вырывается к любви подлинной, великой. Внутренний мир любящей женщины расширяется до глобальных, общечеловеческих масштабов, и потому в мир стихов Ахматовой входит любовь к людям, к родной земле, к Родине.
Всё чётче звучат патриотические мотивы.
Стихам этого периода характерен психологизм.
Чувства поэтесса передаёт через конкретную психологическую деталь
Революция и гражданская война.
Сборники «Anno Domini» и «Подорожник»
Октябрьскую революцию поэтесса не приняла. Но Россию не покинула, отвергнув "утешные" голоса, звавшие на чужбину, где оказались многие ее современники.
Начало 1920-х годов отмечено новым поэтическим взлетом Ахматовой - выходом поэтических сборников "Anno Domini" и "Подорожник", закрепивших за ней славу выдающейся русской поэтессы. В эти же годы она серьезно занималась изучением жизни и творчества Пушкина.
Просмотр презентации Ю.Калюжной «Сборники «Anno Domini» и «Подорожник», чтение наизусть и анализ стихотворений из сборника «Не с теми я, кто бросил землю», «Мне голос был…».
С 1924 года Ахматову перестают печатать.
Отечественная война застала Анну Ахматову в Ленинграде. В конце сентября, уже во время блокады она вылетела сначала в Москву, а затем эвакуировалась в Ташкент, где жила до 1944 года.В годы войны тема Родины становится ведущей в лирике Ахматовой. В стихотворении "Мужество", написанном в феврале 1942 года, судьба родной земли связывается с судьбой родного языка, родного слова, которое служит символическим воплощение духовного начала России:
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, –
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
1942
Во время войны на первый план выдвинулись общечеловеческие ценности: жизнь, дом, семья, родина. Многие считали невозможным возврат к довоенным ужасам тоталитаризма. Так что идея "Мужества" не сводится к патриотизму. Духовная свобода навеки, выраженная в вере в свободу русского слова, – вот ради чего народ совершает свой подвиг.
В 1960-е годы к Ахматовой наконец пришло мировое признание. Ее стихи появились в переводах на итальянском, английском и французском языках, за границей стали выходить ее поэтические сборники. В 1962 году Ахматовой была присуждена Международная поэтическая премия "Этна-Таормина".
Последнее публичное выступление Анны Андреевны состоялось в Большом театре на торжественном вечере, посвященном Данте. Она не сетовала на возраст, и старость приняла как должное. Осенью 1965 года Анна Андреевна перенесла четвертый инфаркт, а 5 марта 1966 года она скончалась. Похоронили Ахматову на Комаровском кладбище под Ленинградом.
Закрепление полученных знаний (5 минут)
Тест по пройденному материалу
Обобщение и систематизация изученного материала(5 минут) Ответить на вопросы, выводы записать.
1)В чем заключается своеобразие любовной лирики Ахматовой?
Любовь безнадёжная, несбывшаяся.
Синтез тем любви к Родине, к человеку.
Сюжетность стихотворений (баллада, новелла).
Мотив смерти, властности, величия, странничества.
Эволюция лирической героини.
Психологизм лирической героини.
Близость стиха разговорному строю языка.
2)Особенности поэтического мастерства Ахматовой:
Итоговая часть занятия
Подведение итогов, выставление оценок.
Домашнее задание.
Выполнить письменный анализ стихотворения «Мне ни к чему одические рати», прочитать поэму «Реквием».
Завершающим этапом урока является подведение итогов и оценка работы студентов. На этом этапе необходимо отметить студентов, принявших активное участие в работе на уроке, дать оценку деятельности студентов и студенческих групп, создавшим презентации, указать их сильные стороны и недоработки. Дать рекомендации студентам, чья работа была недостаточно успешной.
После этого объявляется домашнее задание: выполнить анализ стихотворения А. Ахматовой «Мне ни к чему одические рати», прочитать поэму «Реквием».
Приложение
ТЕСТ к открытому уроку по творчеству А. А. Ахматовой
Задание 1
К какому литературному течению принадлежала А.А.Ахматова:
Акмеизму.
Символизму.
Имажинизму.
Футуризму.
Задание 2
Анна Андреевна Ахматова — это псевдоним. Какова фамилия поэта:
Анна Суворова.
Анна Горенко.
Анна Гумилева.
Другое имя.
Задание 3
Лирическая героиня А. Ахматовой совпадает с личностью автора:
1.Да. 2.Нет.
Задание 4
В стихотворении “Мне голос был” (1917) А. Ахматова выступила:
Как страстный гражданский поэт, который выразил голос интеллигенции, сделавшей выбор и оставшейся с родной страной.
Как поэт, понявший и принявший революцию.
Задание 5
Где были опубликованы первые стихотворения А.А.Ахматовой?
1) в журнале «Сириус»; 2) в журнале «Аполлон»;
3) в журнале «Русская мысль»; 4) в журнале «Современник».
Задание 6
Какой из сборников не принадлежит перу А.Ахматовой?
1) «Вечер»; 2) «Жемчуга»;
3) «Четки»; 4) «Белая стая».
Задание 7
Как называется художественное средство, с помощью которого А. Ахматова в приведенных строках создает неповторимый индивидуальный художественный образ?
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух…
1)деталь 2)метафора 3)эпитет 4)олицетворение
Задание 8
Как называется выразительная подробность, с помощью которой А. Ахматова, например, в приведенных строках стихотворения «Песня последней встречи» создает неповторимый индивидуальный художественный образ?
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
1)деталь 2)метафора 3)эпитет 4)олицетворение
Задание 9
Какие стихотворения были написаны Ахматовой в годы Великой Отечественной войны?
1) «Мне голос был…» 2) «Мужество»;
3) «Сероглазый король»; 4) « Песня последней встречи».
Задание 10
Назовите годы жизни А.А.Ахматовой:
1) 1889-1966; 2) 1887-1965;
3) 1888-1967; 4) 1885-1964.
Презентация «Портреты А. А.Ахматовой».
[pic] При жизни Анны Ахматовой, по ее собственным подсчетам, сделанным в 1962 году, ее портреты писали двадцать шесть художников. Среди них – Н. Альтерман, Ю. Анненков, Амедео Модильяни, З. Серебрякова, Н. Тырса, Н. Тышлер, Н. Данько. Большинство работ хранится в государственных музеях нашей страны и сегодня хорошо известно по многочисленным публикациям. Портреты, представленные в этой презентации, связаны с важнейшими моментами в жизни поэта.
[pic] [pic]
[pic] [pic]
[pic] [pic]
[pic] [pic]