Урок по литературе Жизнь и творчество А. Солженицына (11 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Александр Солженицын.

Время - каждым своим Кровоточащим днём - бунтовало и плакало яростно в нём, в каждой книге, на каждой

рождённой странице Только страшные факты И скорбные лица...


Отдельные уроки можно посвятить А.И. Солженицыну, а точнее, той части его биографии и творчества, которые приходятся на конец XX - начало XXI века.

Существующая практика изучения наследия писателя может быть расширена и обогащена новыми подходами.

Эффективными могут стать дискуссии, «круглые столы», ролевые игры по публицистике Солженицына последних 15-20 лет.

В рамках подготовки к ЕГЭ можно для написания части В и С теста использовать произведения писателя, такие как философские зарисовки «Старое ведро», «На родине Есенина», «Отражение в воде», «Лиственница», отрывки из

эссе «Бодался телёнок с дубом».

Стоит обратить внимание старшеклассников на составленный Солженицыным «Русский словарь языкового расширения». Это умная и полезная в школьной практике книга предваряется объяснением писателя, где он рассказывает о замысле и воплощении своего труда, созданного на основе толкового словаря В.И. Даля.















Данные материалы могут пригодиться при проведении уроков - знакомств, уроков - обзоров, уроков - представлений, даже уроков - открытий, которые сподвигнут обучающихся к серьёзному и вдумчивому изучению творчества писателей-современников.

Стоит обратить внимание на такой род литературы, как драма, которую, как показал опрос, мало кого интересует.

Можно предложить учащимся прочитать по ролям пьесу С. Левашова «ЧМО», героями которой являются подростки, или пьесу Н.Коваленко «Последний вальс», в основу которой положена реальная история.

Один из героев пьесы, Олесь Гнатюк, на вопрос врача: «Как могло случиться, что у вашей юной и прелестной дочери лейкемия?» - рассказывает о событиях 1976 года в Чернобыле, о спешной эвакуации, о жизни в другом городе.

О. Гнатюк: всё случилось, когда Оксана заканчивала школу. На первом экзамене она потеряла сознание. Думали - просто переволновалась. Но через день - снова обморок... И страшный диагноз. Девочка обречена!

Но эта пьеса не о болезни и смерти, а о любви. Первой и единственной. Удивительно красивой и вечной.

Драматургия рубежа веков - это ещё несколько ярких и запоминающихся имён: Олег Козловский, Влад Попович, Эдуард Смирнов и более чем интересные и актуальные для нашего времени пьесы: «Горькое утро», «Концерт на асфальте», «Откровения у школьной доски», «С красной строки».

Ещё сложнее, чем по драматургии готовить уроки по современной поэзии, тем более что здесь диапазон выбора настолько широк, что сделать правильный весьма сложно. Важно учесть и то, что поэзия XXI века в большинстве своём сплошь модернизирована и ничего общего не имеет с классической. Однако не говорить о ней нельзя. Необходимо совместно с ребятами разбирать сильные и слабые стороны стихотворений.

Стоит предложить обучающимся стихи А. Прасолова, Г. Горбовского, В. Кузнецова, поэтов — бардов, а так-же необычные по форме стихотворения П. Елина, О. Чудакова, М. Заирова, наполняющие произведения поэтов-футуристов Серебряного века.

По аналогии с Н. Рубиным и П. Преображенским, писавшими «стихи - солнышки» и «стихи - цветы», П. Елин и О. Чудаков пишут «стихи - кружева» и «стихи - пружинки».

И снова, как это уже было сто лет назад, поэты бунтуют против правил, норм и даже морали:

ст - оюна крыль, це боль, мо - го дом, а! тдузде - сь

сво, их знак - ОМ – ЫХ

(М. Заиров)

Хочу невозможного,

Хочу всего,

Хочу - и ради хочу

Все устои разворочу.

(П. Умецкий)

Такие стихи опасны. И об этом надо говорить прямо.

Подводя итог всему вышеупомянутому, следует сказать, что современная литература - это очень сложный процесс в развитии литературы вообще и в ней важно уже сейчас дать оценку произведениям - однодневкам и увидеть то, что когда - нибудь выйдет в фонд великой русской классической литературы.