Рабочая программа по литературе 9 класс

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Семьинская основная общеобразовательная школа»


«Согласовано»


Заместитель директора по УВР


___________ Кохова С.А


От « 28 » августа 2015 г.


«Принято»

на заседании педагогического совета


Протокол №1


от « 28» августа 2015г.


«Утверждено»


директор МБОУ «Семьинская ООШ»


_____________Кочеткова О.В.


Приказ №110

от « 28» августа 2015г.










Рабочая программа

по предмету «Литература»

9 класс

на 2015-2016 учебный год








Разработчик:

Солдатова Л.А.

учитель русского языка и литературы

[link] характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

    • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

    поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).













    Критерии оценки знаний умений и навыков учащихся по литературе

    Оценка устных ответов

    При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

    1.Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

    2.Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

    3.Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.

    4.Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

    5.Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи.

    6.Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.

    В соответствии с этим:


    Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, свободное владение монологической литературной речью.


    Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.

    Однако допускается одна-две неточности в ответе.


    Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.

    Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.


    Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

    Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ, когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время, но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл).


    Оценка сочинений

    В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

    • правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

    • точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

    Отметка «5» ставится за сочинение:

    глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

    стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

    написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

    Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.


    Отметка «4» ставится за сочинение:

    достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

    логичное и последовательное изложение содержания;

    написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

    Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.


    Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:

    в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

    материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

    обнаруживается владение основами письменной речи;

    в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.


    Отметка «2» ставится за сочинение, которое:

    не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

    характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.


    Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».


    Объем сочинений должен быть примерно таким: в 5 классе — 1 —1,5 тетрадные страницы, в 6 классе—1,5—2, в 7 классе — 2—2,5, в 8 классе — 2,5—3, в 9 классе — 3—4 страницы.








    Оценка тестов

     При оценке выполнения тестового задания используется следующая шкала 

    Выведение итоговых отметок

    За учебную четверть и учебный год ставится итоговая отметка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.

    Итоговая отметка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих отметок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой отметки. Однако для того, чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых отметок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.



































    Календарно – тематическое планирование по литературе в 9 классе


    Тема урока


    Теория

    Дата проведения

    план

    факт

    1

    Введение. Художественная литература в общественной жизни и культуре России

    Шедевр, литературное направление



    Древнерусская литература


    2

    Культура древней Руси. Жанры древнерусской литературы.

    Летопись, житие, слово.



    3

    «Слово о полку Игореве» - великий памятник Древней Руси

    Стихотворный перевод



    4

    Печальная повесть о походе князя Игоря и его дружины в «Слове…»




    5

    Р р. Развёрнутый ответ на вопрос «Как автор «Слова…» рисует князя Игоря?»


    Структура сочинения



    Литература 18 века


    6

    Русский классицизм. Особенности классицизма.

    Эпоха Просвещения, классицизм



    7

    М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия па престол её величества государыни императрицы Елизаветы Петровны. 1747 года». Прославление Родины, науки, просвещения.


    Ода



    8

    М.В. Ломоносов – реформатор русского языка. Теория «трёх штилей»

    Стили языка



    9

    Г.Р. Державин. Краткая характеристика творчества. Гражданский пафос лирики Державина.

    Гражданский пафос лирики



    10

    Д.И. Фонвизин. Слово о сатирике. «Придворная грамматика»




    11

    «Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль». Герои произведения.

    Драматическое произведение, комедия, сатира.



    12

    Комедия «Недоросль». Проблема жизни и нравов в России 18 века.




    13

    Р р. Характеристика Простаковой и Митрофана.

    Характеристика литературного героя.



    14

    Сентиментализм как литературное направление. Н.М. Карамзин – основоположник русского сентиментализма.

    Сентиментализм



    15

    Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза». Герои повести, их судьбы.






    Литература 19 века


    16

    Золотой век русской поэзии. В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, А.С. Пушкин, А.В. Кольцов, Н.М. Языков.

    Эпоха и литература



    17

    А.С. Грибоедов. Жизнь и творчество

    Комедия, интрига, новаторство



    18

    Комедия «Горе от ума». Аналитическое чтение 1 действия. Конфликт, комедийная интрига.

    Конфликт, комедийная интрига.



    19

    «Век нынешний и век минувший» в комедии «Горе от ума»




    20

    «Молчалины блаженствуют на свете». Молчалин в комедии.

    Конфликтная ситуация.



    21

    «Безумный по всему». Трагедия Чацкого.




    22

    «Мечтанье с глаз долой, и спала пелена». Итог конфликта и развязка действия в комедии.

    Развязка действия



    23

    Статья А.И. Гончарова «Мильон терзаний»

    Критическая статья, конспект



    24

    Урок – обобщение. Беседа по изученному произведению. Чтение монологов.




    25

    Контрольная работа по комедии «Горе от ума»




    26

    Романтизм как направление в литературе. В.А. Жуковский. Баллада «Светлана»

    Романтизм



    27

    А.С. Пушкин. Жизнь и творчество.




    28

    А.С. Пушкин. Мотивы лирики Пушкина. Лирика любви и дружбы.

    Анализ лирического стихотворения.



    29

    Философская лирика А.С. Пушкина. Тема поэта и поэзии.




    30

    А.С. Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин». История создания.

    Роман в стихах, онегинская строфа



    31

    Онегин в романе. Судьба молодого дворянина в 1 половине 19 века.




    32

    Онегин и Ленский. Контраст в изображении героев.

    Контраст.



    33

    Татьяна Ларина – милый идеал А.С. Пушкина.




    34

    Природа на страницах романа. Реализм романа.

    Реализм



    35,

    36

    Р р. Сочинение по творчеству А.С. Пушкина.




    37

    Очерк жизни и творчества М.Ю Лермонтова. Трагичность судьбы человека.




    38,

    39

    Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова.




    40

    Социально – психологический роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Композиция произведения. Автор и рассказчики.

    Социально – психологический роман



    41

    «Тамань». Сюжет повести. Автор и его герои. Язык повести.




    42

    Печорин как герой повести. Противоречивость характера и одарённость.




    43

    «Фаталист». Проблема смысла жизни.




    44

    Н.В. Гоголь. Слово о писателе – сатирике. Роль Гоголя в судьбе русской литературы.

    Контраст, гипербола



    45

    «Мёртвые души» Главы 1, 2. Обзор содержания. История создания 1 тома. Губернский город и его обитатели.




    46

    47

    48

    Образы помещиков в поэме «Мёртвые души».




    49

    Образ Чичикова в поэме.





    50

    Образ автора в поэме. Лирические отступления. Русь на страницах романа.




    51

    Повесть Гоголя «Шинель». Образ «маленького человека» в повести.

    Проблема «маленького человека» в литературе



    52

    И.С. Тургенев. Очерк жизни и творчества Тургенева.

    Стиль писателя.



    53

    И.С. Тургенев. «Первая любовь». Нравственная проблематика повести.

    Роль снов в сюжете произведения.



    54

    Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество писателя.

    Лирика



    55

    Любовная и философская лирика Ф.И. Тютчева.

    Жанры лирических произведений.



    56

    Очерк жизни и творчества А.А. Фета.




    57

    Основные темы лирики Фета.





    58

    «Любимейший русский поэт…» Н.А. Некрасов.

    Муза, трёхсложные размеры



    59

    Гражданский пафос лирики Н.А. Некрасова.




    60

    Урок – зачёт. Анализ лирического стихотворения.




    61

    Л.Н. Толстой. Творческий путь великого писателя.

    Роман, роман – эпопея.



    62

    Автобиографическая трилогия Л.Н. Толстого. Повесть «Юность».

    Автобиографическая трилогия



    63

    Судьба Николеньки Иртеньева в повести. «Диалектика души» героев повести.

    «Диалектика души»



    64

    Мастерство и сила нравственного воздействия Л.Н. Толстого на читателя в повести «Юность»




    65

    А.П. Чехов. Жизнь и творчество.

    Юмор



    66

    Ранние юмористические рассказы

    «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Унтер Пришибеев».




    67

    Рассказ Чехова «Тоска». Трагизм судьбы героя рассказа.

    Юмор, сатира



    68

    Маленькая трилогия А.П. Чехова. «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».




    Литература 20 века


    69

    И.А. Бунин. Поэт, прозаик и переводчик.




    70

    71

    Автобиографическая повесть И.А. Бунина «Жизнь Арсеньева»

    Стилистическое мастерство



    72

    А.М. Горький. Слово о писателе.


    Публицистика



    73

    74

    Автобиографическая трилогия А.М. Горького «Мои университеты.

    Автобиографическая трилогия



    75

    Судьба героя повести Алёши Пешкова.




    76

    77

    А.А. Блок. Слово о поэте. Лирика Блока. Образ «Прекрасной Дамы» в поэзии.




    78

    Тема России в творчестве А.А. Блока.

    Художественное своеобразие поэзии Блока.



    79

    С.А. Есенин. Слово о поэте и его судьбе.




    80

    Человек и природа в поэзии С.А. Есенина.

    Народно – песенная основа стиха.



    81

    Тема Родины в лирике С.А. Есенина.




    82

    В.В. Маяковский. Слово о поэте.


    Новаторство



    83

    Сатирические стихи Маяковского.

    Тонический стих поэта, гротеск



    84

    Стихи В.В. Маяковского о любви.




    85

    Слово об А.А. Ахматовой.

    Психологизм лирики



    86

    Тема родины в лирике А.А. Ахматовой.




    87

    Стихи А.А. Ахматовой о любви.





    88

    Поэзия «серебряного века». Любимое стихотворение.




    89

    М.А. Булгаков. Творческий путь писателя. Комедия по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»




    90

    Повесть М.А. Булгакова «Собачье сердце». Герои и события повести. «Шариковщина» как социальное и моральное явление общества.

    Сатира, фантастика



    91,

    92

    М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Сила духа, нравственная стойкость героя.

    Народный характер



    93

    А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Основные мотивы лирики.




    94,

    95

    А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин». Образ русского солдата в поэме.




    96

    А.И. Солженицын. Слово о писателе и публицисте. Значение творчества писателя.

    Гуманизм правды



    97

    А.И. Солженицын. «Как жаль». Герои произведения.




    98

    Рассказы В.М. Шукшина.





    99

    В.П. Астафьев. «Царь – рыба». Человек и природа в повествовании.




    100

    В.Г. Распутин. Гуманистический смысл повести «Деньги для Марии » и её нравственные проблемы.




    101

    Поэзия второй половины 20 века. Б.Ш. Окуджава, Е.А. Евтушенко, А.А. Вознесенский, Н.М. Рубцов.

    Лирика



    102

    Урок – итог.








    Контрольно – измерительные материалы

    1. КИМ. Литература 9 класс. М.: «Вако», 2011.



    Информационно – методическое обеспечение


    1.Программа для общеобразовательных учреждений. Литература 5 – 11 классы. М.:»Дрофа», 2007.

    1. Примерные программы по учебным предметам. Литература 9 класс, М.: «Просвещение», 2010. Под ред. Курдюмовой Т.Ф.

    2. Курдюмова Т.Ф. и др. Литература. 9 класс. М.: «Дрофа», 2011.

    3. Т.М. Амбушева. Литература. 9 класс. Поурочные планы. Волгоград «Учитель»,2009.

    4. ЗолотарёваИ.Н., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 9 класс. М.: «Вако», 2008.

    5. Архангельский А.Н. Беседы о русской литературе. М.: Олимп. 1999.

    6. Русские писатели. Библиографический словарь. Ч1,2. М.: «Просвещение»,1990.

    7. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. М.: «Просвещение». 1987.

    8. Энциклопедический словарь юного литературоведа. М.: «Педагогика», 1987.

    9. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. М.: «Просвещение», 2010.


    Мультимедийные пособия

    1. Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 9 класс.

    2. Классики Русской литературы (CD)

    3. Биографии писателей, фильмы 1,2 (CD)