Разработка урока литературы К.Г. Паустовский. Смысл названия рассказа Телеграмма(8 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Тема урока: «К.Г. Паустовский. Смысл названия рассказа «Телеграмма»

Цели урока: Выявить способы авторской харктеристики; помочь учащимся прочувствовать авторскую идею; развивать навыки выразительного чтения и анализа текста; воспитывать чувства милосердия, уважения и любви к родителям



Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Заглавия к частям рассказа:

  1. часть - Мать. «Эх, горе ее горькое, страданье неписанное!»

  2. часть - Дочь. «Эх ты, сорока!»

  3. часть - Телеграмма. «За добро плати добром, не будь пус­тельгой».

Последняя (4 часть) в композиционном плане играет роль эпи­лога. Основное действие уже закончено: мать умерла и похоронена посторонними людьми, односельчанами; дочь не успела не только увидеться с ней, но и на похороны. Но автор не оставляет надежды на то, что холод души ее растоплен слезами боли и раскаяния. Для Насти это тоже «зарубка на сердце».

II. Словарная работа

Пустельга - 1) Хищная птица из семейства соколиных; 2) Лег­комысленный пустой человек (разг. неодобр.).

Ш. Характеристика Насти

1. Слово учителя.

Во II части рассказа Паустовский резко меняет место действия: он переносит читателя в мир большого города, где живет и работает дочь Катерины Петровны, Настя. Композиционный переход оправ­дан и внешним (письмо отправлено - естественно рассказать о том, как девушка его получила), и внутренним сцеплением событий: нам давно уже хочется узнать, что же это за бессердечная Настя.

Обратимся к образу Насти.

2. Работа с портретом.

- Что во внешнем облике Насти подчеркивает автор? («Худож­ники звали ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза». Сольвейг - в переводе означает «Солнечный путь», это имя носила героиня драмы Ибсена «Пер Гюнт» (а позже и одноиме)шой оперы Грига), воплощение верности и любви. Но авторское определение «холодные» контрастно этому имени. Солнце не может быть холодным. Глаза - зеркало души человека. Что-то подобное мы и ожидали.)

3. Анализ эпизодов, изображающих отношения Насти к художникам.

а) Настя в мастерской Тимофеева.

Почему Настя вздрогнула, когда увидела скульптуру Гоголя? (Произошло то, что происходит в момент встречи челове­ка с прекрасным. Героиня потрясена. «Насмешливо, зная ее насквозь, смотрел на нее остроносый сутулый человек. Настя видела, как на виске его бьется тонкая склеротическая жилка, «А письмо-то в сумочке нераспечатанное, - казалось, говорили сверлящие гоголевские глаза. - Эх ты, сорока!». В душе героини происходит внезапный перелом. Отступило суетное, сиюминутное - осталось главное: мать и ее оди­ночество.)

  • Какая внутренняя связь есть между эпизодом в мастерской
    и историей жизни Катерины Петровны? (И молодой талант­ливый художник, и старая эюенщина переживают душевную драму, причина которой - человеческое равнодушие и непо­нимание.)

  • Случайно ли число «три» во фразе, сказанной Тимофеевым: «Ночи не спишь!.. Три года читаешь о Гоголе. Свиные рыла снятся!». (Три года страдает от одиночества Катерина Петровна, три года проводит в творческих муках и безвестности Тимофеев, и эти же три года живет вдали от матери Настя, живет, по ее словам, так, что «нет времени не то чтобы приехать, а далее написать настоящее письмо».)

  • Как вы думаете, почему Настя так самоотверженно («будем драться») помогает скульптуру Тимофееву? Она, по вашему мнению, бескорыстна? И как это сочетается с холодным безразличием к матери?

б) Выставка Тимофеева.

  • Устраивая выставку Тимофеева, Настя ходила к председателю Союза художников. Бездушна ли, по-вашему, Настя? (Настя отнюдь не бездушна: она сочувствует Тимофееву, тратит много времени на устройство его выставки.)

  • Найдите в тексте глаголы, которые указывают на Настины действия. («Долго говорила, горячилась, доказывала», хло­потала, «ссорилась и мирилась с неуживчивым скульпто­ром», «приходила в отчаяние». Неужели это самая Настя, которая могла за три года не написать матери ни одного письма?)

- Вспоминала ли Настя о матери? Найдите в тексте Настины слова и мысли, которые приводит повествователь, избегая всяких оценок. (Настя постоянно отодвигает мысли о ма­тери на второй план, находит себе оправдания: «Куда там сейчас ехать! Разве отсюда вырваться!». «Она подумала
о переполненных поездах, пересадке на узкоколейку, тряской телеге, засохшем саде, неизбежных материнских слезах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней - и положила письмо в ящик письменного стола».

Ничего Настя не забыла. Сама структура предложения пе­редает нежелание ехать. Даже упоминание о материнских слезах - «неизбежных» - выдает Настино раздражение. Паустовский предостерегает от беспамятства и нелюбви, нас, забывающих в суете повседневности о главном.)

  • Как Настя воспринимает телеграмму? (Спокойно. Она даже не поняла, о какой Кате речь, не поняла, что речь идет об умирающей матери.)

  • Почему Настя не открыла старому художнику правду? (Ей было стыдно признаться в том, что в то время, как она наслаждается похвалой, у нее умирает мать.)

  • Почему «Настя скомкала телеграмму и нахмурилась»? (Не­ приятное известие нарушило ее планы.)

4. Чтение и анализ эпизода «Настя под"хмурым небом"».
Этот внутренний монолог героини - кульминация центральной части рассказа. Героиня переживает душевный кризис. Ее горькие слезы - это слезы очищения. Но с просветлением души пришло и твердое понимание: «Поздно! Маму я больше не увижу». Новым смыслом наполнилось для Насти и письмо матери, и трогательное обращение «ненаглядная моя!» и по-детски милое «мама», впервые произнесенное за последние годы. И мы уже готовы простить все Насте за ее раскаяние.

- Настя так и не успела попрощаться с матерью. Кто и как хоро­нил Катерину Ивановну? (Односельчане проводили Катерину Петровну в последний ее путь по-человечески. Их доброта словно примирила мир природы с миром людей: «День побе­лел, и небо было сухое, светлое, но серое, будто над головой
протянули вымытую, подмерзшую холстину. Дали за рекой стояли сизые. От них тянуло острым и веселым запахом, сне­га, схваченной первым морозом ивовой коры». Впервые в пей­заже появляются не мрачные, а светлые, живые штрихи.)

5. Сопоставление Насти и «молоденькой учительницы».

У «молоденькой учительницы», встретившейся на пути похорон­ной процессии, мать тоже осталась одна - «вот такая же маленькая, веч­но взволнованная заботами о дочери и такая же совершенно седая».

Катерина Ивановна напомнила учительнице о матери, а учи­тельница словно заменила Настю на похоронах.

Душевная чуткость учительницы контрастна Настиной глухоте, Настиному «недочувствию».

IV. Анализ эпиграфа к уроку

- В качестве эпиграфа мы выбрали слова Тихона, сказанные Манюшке. Почему они сказаны именно ей? (Это напутствие пожилого человека девочке: она тоже дочь. Но это совет, предназначенный и Насте, и всем людям.)

  • Какой смысл вкладывает в эти слова автор? («...не будь пустельгой» -значит не будь пустым человеком, научись отделять главное от второстепенного. Это и авторское напутствие читателям.)

  • Какую библейскую заповедь нарушает Настя? (Открываем запись не доске: « Чти отца своего и матерь твою, да благоти буде, и долголетен будешь на земле».)

Очень просто сказал об этом поэт Валентин Берестов:

Любили тебя без особых причин

За то, что ты - внук,

За то, что ты - сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

Вот эту-то опору в жизни и потеряла Настя. От карьеризма пострадала ее душа.

- Какие факты свидетельствуют о том, что совесть у Насти все же пробудилась? (Бросив все, она наконец-то поехала к матери: «проплакала всю ночь, пока за окнами не засинел мутный и тяжелый (как на душе у Насти) рассвет», уехала «крадучись» (стыдно перед людьми). И не зря ей казалось,
что никто, кроме матери, «не мог снять с нее непоправимой вины, невыносимой тяжести».)

V. Итог урока

Телеграммы посылают в исключительных ситуациях, когда со­общение нужно передать немедленно. С телеграммой связано чувст­во тревоги, ожидание беды. В рассказе обе телеграммы отправлены Тихоном, который любит, жалеет Катерину Петровну, пытается подержать ее в одиночестве, старости. Обе телеграммы до конца нe выполняют своего назначения: Катерина Петровна догадывается, кто составлял телеграмму; Настя не успевает повидаться с матерью, попросить у нее прощения.

«Будь человеком! - говорит Паустовский. - За добро плати добром!»

Домашнее задание

  1. Прочитать материалы рубрики учебника «Для любознательных»
    (с. 90-94).

  2. Прочитать статьи учебника «А.Т. Твардовский. Поэт и гражда­нин» и «Как был написан «Василий Теркин» (с. 95-97).

  3. Доклад о Твардовском

  4. Прочитать главы поэмы Твардовского «Василий Теркин».

3