Методические указания к написанию сочинения разных жанров для студентов 1 курса

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



Методические указания

по написанию сочинения по литературе

для студентов 1 курса всех специальностей























Составила Лаптева О.А.– преподаватель КОГПОАУ СПО «Кировский технологический колледж пищевой промышленности»























Киров 2016-2017


Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4

Глава 1. Требования к сочинению на литературную или публицистическую тему………………………………………………….………….…………………5

Глава 2. Типы сочинений………………………………………………………..6

2.1. Повествование…………………………………………………………..6

2.2. Описание……………………………..………………………………….6

2.3. Рассуждение……………………………..................................................7

Глава 3. Жанры сочинений………………………………………………………8

3.1. Литературно-критическая статья………………………………………8

3.2. Рецензия………………………………………………………………….8

3.3. Эссе…………………………………...…………………………………..9

3.4. Очерк……………………………………………………………………..9

3.5. Дневник…………………………………………………………………..9

3.6. Эпистолярный жанр……………………………………………………10

Глава 4. Приемы и методы работы над сочинением……………………...11

Глава 5. Возможные темы сочинений………………………………………….15

Литература……………………………….………………………………………17


Введение


Сочинение - это вид письменной работы, изложение своих мыслей, знаний на заданную тему; художественное, научное произведение.

С данным видом работы сталкиваться приходится каждому. Однако Н.П. Морозова в своей книге «Учимся писать сочинение» отмечает, что некоторые рассуждают примерно так: «Я не собираюсь быть ни писателем, ни критиком… Зачем мне мучиться над сочинением? Мое призвание иное…». И просто переписывают варианты работ из различных пособий, которых сейчас великое множество. Однако, сочинение – это творчество, а не бездумное копирование чьих-то «заготовок». Умение писать сочинение – это умение доказательно, логично и образно излагать свои мысли. А это нужно каждому человеку, потому как любая профессиональная деятельность требует творческого начала. Современный человек должен уметь сделать доклад или написать статью о своих исследованиях, изобретениях, предложениях. И какая же это радость, когда на бумаге удается ярко и убедительно выразить то, что занимает ваш ум и сердце. Конечно, добиться этого не легко. Ни одно, даже самое совершенное руководство, не сможет вас научить глубоко и интересно мыслить, если вы сами к этому не стремитесь.

В данном пособии представлены требования к сочинению, его типы и жанры, приемы и методы работы над сочинением. Надеемся, что они помогут вам быстрее и легче справиться с предложенными заданиями и сделать ваше сочинение ярче, выразительнее, грамотнее. Желаем успехов!


Глава 1. Требования к сочинению на литературную или публицистическую тему


  1. Соответствие теме. Не следует писать о произведении вообще или герое, названном в формулировке темы, необходимо внимательно ее прочитать, найти ключевые слова, выражающие поставленную проблему, а также отметить все понятия, входящие в формулировку темы. Помогает раскрыть тему хорошо подобранный эпиграф.

  2. Решение поставленной в формулировке проблемы. Это и будет основная мысль сочинения, доказывается правильность своего решения с использованием текста художественного произведения, литературной критики, исторических фактов и другого материала.

  3. Самостоятельность рассуждений. Для этого необходимо знать текст художественного произведения, разобраться в позиции автора, выразить свое отношение к событиям, поступкам героев.

  4. Знание художественного текста и умение его отбирать применительно к данной теме.

  5. Связность текста, последовательность и логичность изложения. Это значит, что каждое новое положение, развивающее основную мысль, будет следствием предыдущего, выводы и обобщения явятся следствием рассуждений.

  6. Наличие плана. Это поможет написать логичную, стройную по композиции работу, в которой все части будут объединены темой и основой мыслью, план поможет избежать ненужных повторов, отклонений от темы и других просчетов.

  7. Использование цитат. Цитаты в тексте сочинения подтверждают выдвинутые положения.

  8. Выделение абзацев в соответствии со смысловыми частями текста сочинения, написание их с красной строки.

  9. Стилевое единство и выразительность повествования. Чтобы добиться этого, нужно выбрать наиболее соответствующий теме стиль речи (научный, публицистический, художественный) и жанр (литературно-критическая статья, рецензия, эссе, очерк, дневник, письмо, путешествие).

  10. Соответствие речи литературным нормам и грамматическим правилам.

  11. Точность подбора слов для выражения мыслей. Следует избегать вычурных фраз, ложного пафоса, примитивных выражений, словесных штампов.

  12. Выразительность и эмоциональность речи, вызывающие у читающего сочинение наглядные представления и определенные чувства.

  13. Точность в изложении литературных и исторических фактов.

  14. Объем работы строго не регламентируется, как правило, она пишется на 5-7 страницах.


Глава 2. Типы сочинений


2.1. Повествование


Повествование – это сочинение, в котором рассказывается, сообщается о каком – то событии в его временной последовательности. На первый план здесь выдвигаются порядок протекания действия, развитие сюжета.

В композиции (композиция – от лат. Composition – сочинение, составление, соединение) принято выделять экспозицию (обстановка, предшествующая началу действия), завязку, развитие действия, кульминацию, развязку.

Сочинения повествовательного типа могут начинаться и сразу с завязки и даже с развязки действия, т.е. событие может передаваться в прямой, хронологической последовательности и в обратной, когда мы сначала узнаем о развязке, а уже потом – о самом действии. Выразительная и изобразительная сила повествования заключается, прежде всего, в наглядном представлении действия, движения людей и явлений во времени и пространстве. Поскольку в повествовании сообщается о событиях, происшествиях, действиях, особая роль здесь принадлежит глаголам, особенно формам времени совершенного вида. Они, обозначая последовательно сменяющие друг друга события, помогают развертыванию повествования.


Советы по написанию сочинения – повествования

  • Сообщение о месте и времени действия может объединяться с сообщением о действующем лице. Это может быть началом текста.

  • Окончанием повествовательного текста часто бывает указание на последнее, завершающее действие. Но оно может быть продолжено и выходом. Особое внимание следует обратить на начало и конец текста.

  • Язык изложения должен быть подчинен теме, идее, типу речи, стилю, жанру.

  • При необходимости можете включить в повествование элементы и описания, и рассуждения.


2.2. Описание


Описание – это изображение какого-либо явления действительности путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Например, для портрета это будет рост, возраст, осанка, походка, выражение глаз, улыбка, внутреннее состояние человека и т.п. Цель описания – чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании.

Композиция описания, наиболее характерные ее элементы: общее представление о предмете, отдельные признаки предмета, авторская оценка, вывод, заключение.



Советы по написанию сочинения-описания

  • При описании должны быть обеспечены единство изображения, единство взгляда на предмет и определенная последовательность в описании.

  • Используйте изобразительно-выразительные средства, фразеологизмы, причастные и деепричастные обороты.

  • Важную роль в описании играют согласованные и несогласованные определения, назывные и неполные предложения, однородные члены. Не забудьте о них.


2.3. Рассуждение


Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой – либо мысли. Задача рассуждения – убедить кого-то в чем-нибудь, доказать что-либо, сделать обоснованные выводы.

Обычно в рассуждении выделяются три части:

- тезис (высказывается какая-то мысль);

- доказательство (или опровержение) этой мысли, т.е. аргументы;

- вывод или заключение.


Советы по написанию сочинения – рассуждения.

  • Постарайтесь сделать аргументы как можно более убедительными и ясными, и их должно быть достаточно для доказательства вашего тезиса.

  • Помните, что между тезисом и аргументами должна быть установлена логическая и грамматическая связь.

  • Полезно употреблять побудительные, вопросительные и восклицательные предложения, риторические вопросы, с помощью которых усиливается выразительность речи.

  • Обращения, повторы, пословицы, поговорки – все это помогает яркости и выразительности языка.


Итак, все 3 типа сочинений обладают определенными особенностями, однако это деление в известной мере условно, как и сама граница между повествованием, описанием и рассуждением. Сочинение студента, как правило, включает в себя элементы всех трех типов.



Глава 3. Жанры сочинений


Написать любой текст, в том числе сочинение, вне жанра невозможно. Традиционное сочинение представляет собой аналогию литературно-критической статьи, хотя многие считают его самостоятельным жанром. Наиболее приемлемыми для сочинения жанрами являются литературно – критическая статья, рецензия, эссе, очерк, дневник, эпистолярный жанр, путешествие. Все они могут быть написаны как на литературную, так и на публицистическую тему.

3.1. Литературно- критическая статья

Статья, рецензия и эссе являются жанрами литературной критики, призванной оценивать и истолковывать художественные произведения и отраженные в них явления жизни.

Критическая статья – один из основных жанров литературной критики. В ней даются разбор и оценка книги, ее темы, идейного содержания, языка и стиля, указывается значение в ряду других работ писателя. Наряду с разбором и оценкой произведения в статье рассматриваются общественные проблемы, поднятые писателем.

Сочинения в жанре литературно-критической статьи могут быть посвящены персонажу или группе персонажей («Жизненные искания Андрея Болконского» по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»), сравнению персонажей одного или двух произведений («Смысл противопоставления Облома и Штольца» в романе И.А. Гончарова «Обломов»), а также целостному истолкованию произведения или поставленной в нем проблемы («Л.Н. Толстой о роли личности в истории» по роману «Война и мир»).

Литературно-критические сочинения требуют хорошего знания текста и умения его интерпретировать.


3.2. Рецензия

Слово «рецензия» (отзыв, критический разбор и оценка художественного или научного произведения) закрепилось в литературном языке в конце XVIII начале XIX вв. (от лат. Recensio – осмотр, обследование).

Обычно в рецензии одновременно дается библиографическое описание книги, информация о ее содержании, композиции, поднятых в ней проблемах. Присутствует также критический разбор и оценка книги, ее темы, идейного содержания, языка и стиля, указывается значение в ряду других работ и в обществе. Все это сближает рецензию с критической статьей, однако она меньше по объему.

Примерный план, помогающий студентам написать рецензию:

  • краткие библиографические сведения о книге;

  • смысл названия книги;

  • личные впечатления от прочитанного;

  • особенности сюжета автора книги в изображении характеров героев;

  • какова основная мысль рецензий? ( Студент должен ясно представлять, с какой целью он пишет свою рецензию).


Если рецензия пишется по кинофильму или спектаклю, в основе которых лежит литературное произведение, нужно написать, кто автор сценария, кто поставил фильм или спектакль, сравнить режиссерский замысел с литературным произведением, отметить игру актеров, декорации, музыкальное оформление.


3.3. Эссе

Эссе – прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, трактующие частную тему и передающие индивидуальные впечатления и соображения, связанные с нею.

Эссеистический стиль отличается подчеркнутой субъективностью, образностью, афористичностью, разговорной лексикой. Для него характерны индивидуальная импровизация в трактовке произведения, какой-либо проблемы или темы, непринужденная, в духе свободной беседы с читателем манера изложения.


3.4. Очерк

Очерк – эпический, по преимуществу прозаический жанр литературы, в котором изображены достоверные события и факты реальной жизни. Этим очерк отличается от рассказа, в котором изображаются вымышленные события, созданные творческим воображением пишущего.

Описание и повествование в очерке складываются из наблюдений рассказчика, который свободно объединяет отдельные сцены и детали в целостное произведение.

Очерк включает в себя не только описания (портрет, пейзаж, вещный интерьер), которые могут занять в нем главенствующее положение, но и повествование о поступках и действиях персонажей.

Очерки бывают документальными (или публицистическими) и художественными. В документальном очерке описываются характерные факты и явления в том виде, в каком они существуют в самой действительности, точно передаются события, характеры героев, их внешность.

Предметом изображения в художественном очерке обычно является состояние, уклад жизни той или иной среды, ее нравы, т.е. отношения между людьми, сложившиеся в их общественной и частной жизни. Также очеркиста интересует и яркая личность, особенности ее частной жизни.


3.5. Дневник

Дневник – это форма повествования, которая ведется от первого лица.

В художественной литературе могут быть использованы дневниковые записи героев, и в этом случае дневник выступает как жанровая разновидность художественной прозы. Дневник привлекает автора – рассказчика непринужденностью выбора темы, большими композиционными возможностями, позволяет создать иллюзию свободного выражения мыслей и впечатлений, полно и глубоко раскрыть характер героя.


3.6. Эпистолярный жанр

Этот жанр развивался из бытовой переписки. В художественной литературе «корреспонденты» становятся персонажами, а их переписка – повествовательным приемом.

Форма писем или посланий позволяет героям в непринужденной, доверительной беседа раскрыть свой внутренний мир. Письма создают эффект документальности, подлинности сообщения и обладают благодаря этому особой убедительностью. При написании сочинения в эпистолярном жанре определяются «герои», авторы переписки; ведется повествование от имени персонажа (автора письма), выражаются его мысли, взгляды, впечатления.











Глава 4. Приемы и методы работы над сочинением


    1. Выбор темы и ее обдумывание.

Выбирая тему, надо учитывать следующее: знание материала, интерес к теме, понимание темы, опыт в написании подобных тем.

Конечная цель обдумывания темы – это четкое представление о чем писать. Это значит взвесить, проанализировать каждое слово в формулировке темы, определить, какое из них содержит в себе самую суть.

Отсутствие такого анализа ведет к смещению акцентов, а иногда и просто к искажению темы.Например, о чем следует писать в сочинении на тему: «Мое отношение к Базарову». Конечно, следует заострить внимание на тех чертах характера Базарова, которые вызывают у вас симпатию (или антипатию) к нему.

Или другая тема – «Путь от Старцева к Ионычу». Здесь следует писать о пути, о ступеньках, по которым шло духовное оскудение человека, превратившегося из личности (Старцева) в неодушевленный предмет (Ионыча).

    1. Определение идеи сочинения и подбор материала.

На практике не всегда существует резкая граница между обдумыванием темы и нахождением идеи. Почти каждую тему можно раскрывать в нескольких направлениях и, исходя из его выбора, сформулировать идею сочинения. Скажем, в каких направлениях может быть сформулирована идея сочинения на тему «Мысль народная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»?

Первое - исследование темы в направлении взглядов писателя на роль личности и народных масс в истории. Идея: народ в романе - движущая сила истории.

Второе – направление исследования образов отдельных представителей из народа и массовых народных сцен. Идея – люди из народа, по мнению Толстого, - подлинные герои войны.

Третье – направление исследования нравственной стороны вопроса. Толстой считает отношение к народу критерием нравственности человека. Идея – истинная духовная красота человека – в жизни для народа.

Идея сочинения – это заголовок основной части (II) в плане.

Как подобрать материал, когда тема предполагает сочинение по нескольким книгам? Например тема: «Незабываемые страницы Великой Отечественной войны в произведениях писателей разных лет». Здесь необходимо ограничить себя двумя – тремя произведениями. Следует остановить свое внимание на произведении наиболее созвучном вашей душе, выделить в нем какой-либо запавший в память эпизод. Поразмыслив над эпизодом, сформулируйте его суть, его идею. А уже начинайте мысленно анализировать другие произведения. Таким образом, найденная в первом произведении идея поможет вам найти подходящие эпизоды и из других произведений. С другой стороны, найденные новые примеры помогут уточнить, углубить идею, которая и станет идеей, главной мыслью вашего сочинения.

    1. Составление плана

План должен быть таким, чтобы по нему было ясно не только о чем сочинение, но и какова основная мысль сочинения, какова система доказательств этой мысли, к каким выводам приходит автор сочинения.

Схема плана такова:

1.

2.

2.1.

2.2.

2.3.

2.4.

3.

Нельзя писать в плане слова «введение», «основная часть», «заключение», ибо цифра 1 в плане уже сама по себе означает «введение» и т.д.

Первая часть сочинения должна вводить в тему, служить фундаментом для всей работы. В зависимости от того, какого типа вопросы привлекаются во введении, можно выделить их виды:

    1. историческое (об эпохе);

    2. аналитическое (анализирующее какое-либо понятие, входящее в формулировку темы);

    3. библиографическое (факты из библиографии писателя);

    4. сравнительное (о литературных традициях);

    5. обществоведческое (привлекающее какую-либо сторону учения об обществе).

После введения идет заголовок основной части сочинения. Не следует формировку пункта 2 называть так же как тему сочинения. Функция заглавия темы состоит в том, чтобы сообщить, о чем должна идти речь в сочинении.

Функция же заголовка основной части состоит в том, чтобы показать главную мысль, то есть идею сочинения. Пункт 2 должен быть конкретнее, целенаправленнее заглавия темы. По объему эта часть сочинения самая большая, основная. Введение и заключение должны быть примерно одинаковыми.

Подпункты части 2 – аргументы, доказывающие основную мысль работы.

Заключение (пункт 3) – своего рода вывод сочинения или следствие, т.е. это может быть разговор о влиянии данного произведения на литературный процесс или на жизнь.

Вот, например, каким может быть план к сочинению на тему: «Мое отношение к Базарову».

  1. Люди дела – мои любимые герои и в жизни, и в литературе.

  2. Черты характера Базарова, вызывающие во мне чувство уважения и любви.

    1. Чувство человеческого достоинства.

    2. Самостоятельность в суждениях.

    3. Гражданственность жизненной позиции.

    4. Максимализм, порой доводящий его до крайних суждений.

  3. Знакомство с Базаровым помогает мне лучше понимать людей: кто действительно работает, а кто только произносит громкие фразы.

Хорошо, когда пункты плана названы цитатами из произведения.


    1. Написание сочинения.

Каждому хочется, чтобы его сочинение было не только правильным, но и интересным.

Иногда этому способствует полемичность. Спор помогает раскрыть свои мысли, сделать работу ярче, живее.

Литература стоит в ряду искусств, и поэтому разнообразные сопоставления литературы с другими видами искусств – с живописью, музыкой, кино, телевидением – вполне органично могут быть использована в сочинении. Например, говоря о Есенине, можно привести параллели между его поэзией и живописью Шишкина, Левитана, Саврасова.

Скучными бывают работы, за которыми не видно индивидуальности пишущего, нет своих мыслей, своего отношения к теме. Такие работы, как правило, сухи и безэмоциональны. Не следует бояться самостоятельности в суждениях, сводить все к списыванию и пересказу.

Свои мысли и аргументы хорошо бы подтверждать отрывками из текста, но не следует слишком перегружать цитатами работу, они должны естественно вплетаться в ткань сочинения. Напомним, как правильно расставить знаки препинания при цитатах.

  1. Обычно цитаты сопровождаются словами автора. Тогда знаки препинания ставятся при них, как при прямой речи. Пушкин писал: «Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось!». «Что за человек сам Евгений Онегин?» - задает вопрос Писарев.

  2. Цитата может включаться в авторских текст как его составная часть. В этом случае она заключается в кавычки, но пишется со строчной буквы, например: Об «Онегине» Белинский написал две большие статьи; он говорит, что «эта поэма имеет для нас, русских, огромное историческое и общественное значение».

  3. Если цитата проводится не полностью, то пропуск текста обозначается многоточием, например: Гончаров писал: «Все слова Чацкого разнесутся…и произведут свою бурю». (Полностью цитата имела бы следующий вид: «Все слова Чацкого разнесутся, повторятся всюду и произведут свою бурю»).

  4. При цитировании стихотворного текста с точным соблюдением строк и строф подлинника кавычки не ставятся, например: Вспомните строфы, в которых поэт описывает свое знакомство с Онегиным:

Условий света свергнув бремя,

Как он, отстав от суеты,

С ним подружился я в то время.

5. Эпиграф пишется без кавычек, а ссылка на источник дается на следующей строчке.

Работая под сочинением, следует придерживаться определенного стиля, специально выбираемого пишущим в соответствии с характером предложенной темы или с характером выбранного им направления темы. Со временем у человека вырабатывается индивидуальный стиль с его особой, неповторимой манерой выражения своих мыслей.

Главное – это единство формы и содержания.

Сочинение может быть снабжено эпиграфом. Эпиграф обращает внимание читателя на основную мысль сочинения, на то, как подходит автор к раскрытию темы, каково его отношение к вопросу, поднятому темой. Поэтому к одной и той же теме у каждого из пишущих может быть найден свой эпиграф.

Несмотря на то, что эпиграф пишется в начале сочинения, подобрать его можно в процессе работы и даже после ее завершения.


    1. Редактирование и переписывание.

Как отредактировать написанное?

  1. Вдумайтесь в тему редактируемого сочинения, определите ее границы, осмыслите, о чем надо писать в сочинении на данную тему.

  2. Внимательно, не менее двух раз, прочитайте сочинение; при повторном чтении делайте необходимые пометы (карандашом на полях тетради).

  3. Подумайте над следующими вопросами:

    1. соответствуют ли план и текст сочинения его теме; полно ли раскрыта тема, нет ли отклонений от нее?

(если есть, постарайтесь понять, объяснить, чем они вызваны, как их устранить).

    1. Есть ли в сочинении основная мысль, объединяющая все его части в единое целое?

    2. Насколько последовательно изложение материала? Всегда ли логичны связи микротем и микротекстов? Как учитывается автором позиция читателя (т.е. все ли понятно в сочинении тому, кто его читает сейчас или будет читать впоследствии?).

    3. Нет ли в сочинении фактических ошибок, неточностей, искажения цитат?

    4. Каково речевое оформление сочинения? Нет в ли в сочинении стилистических и грамматических ошибок; уместно ли использованы цитаты, удачно ли они вплетены в ткань сочинения?

Когда после всех правок сочинение уже вполне удовлетворяет вас, приступайте к переписываю набело. Не бойтесь производить небольшие правки и во время переписывания.


Глава 5. Возможные темы сочинений


Русская литература второй половины 19 в.

  1. Душевная драма Катерины.

  2. Дикой и Кабаниха – «хозяева жизни» (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»).

  3. «Любовь – претрудная школа жизни» (по роману И.А. Гончарова «Обломов»).

  4. Мои размышления по поводу дружбы Обломова и Штольца.

  5. Мое отношение к Евгению Базарову.

  6. «Меж ними все рождало споры» (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»).

  7. Проблемы поколений: вчера, сегодня, завтра (по одному или нескольким произведениям писателей второй половины 19 в.).

  8. Судьба русской женщины в литературе 19 в.

  9. Народ и господа в сказках М.Е. Салтыкова – Щедрина.

  10. Тема сострадания и милосердия в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

  11. К чему приводит нарушение норм нравственности (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).

  12. Патриотизм русского народа в Отечественной войне 1812 г. (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»).

  13. В чем истинная красота женщины (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»).

  14. Жизненные искания главных героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир».


Русская литература конца 19 – начало 20 вв.

  1. Тема любви в творчестве А.И. Куприна (по одному или нескольким произведениям).

  2. Осуждение бездуховности существования в произведениях И.А. Бунина.

  3. Поэзия «серебряного века» (по творчеству одного или нескольких авторов).


Литература первой половины 20 в.

  1. Россия в творчестве А. Блока и С. Есенина.

  2. Трагедия народа в гражданской войне (по роману М.А. Шолохова «Тихий Дон»).

  3. Любовь как высшая духовная ценность в романе А.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

  4. Тема Великой Отечественной войны в творчестве А.Т. Твардовского.

  5. Тема Великой Отечественной войны в лирике поэтов-фронтовиков.


Литература второй половины 20 в.

  1. Русский национальный характер в прозе А.И. Солженицына.

  2. «Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд» (А. Недогонов)(по одному или нескольким произведениям о Великой Отечественной войны).

  3. Человек на войне в произведениях В. Быкова, Б. Васильева, Ю. Бондарева и др. авторов.

  4. Экологические проблемы в произведениях писателей – современников.

  5. Судьба русской деревни в творчестве Ф. Абрамова, В. Распутина, В. Белова и др. авторов.








Литература

  1. Богданова О.Ю. и др. Экзамен по литературе: от выпускного к вступительному. – М.,2012.

  2. Калганова Т.А. Сочинение в выпускном классе. – М.: Просвещение, 2012.

  3. Калганова Т.А. Сочинение различных жанров в старших классах. – М., 2011.

  4. Каменская Л.Я. Школьное сочинение по литературе. – М., 2012.

  5. Морозова Н.П.Учимся писать сочинение. –М.: Просвещение, 2011.