«Драма «Бесприданница». Новый вариант темы горячего сердца. Новый тип конфликта. Проблема бедности и богатства. Система персонажей. Бесприданница как новый тип психологической драмы Островского»

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

Государственное профессиональное образовательное учреждение








МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


Тема «Драма «Бесприданница». Новый вариант темы "горячего сердца". Новый тип конфликта. Проблема бедности и богатства. Система персонажей. "Бесприданница" как новый тип психологической драмы Островского»

по дисциплине Литература

Спеціальність: 11.00.00 Электроника, радиотехника и системы связи






















Донецк, 2016




Методическая разработка открытого занятия по дисциплине ОДБ.02  Литература

Подготовила Урубкова В.Н. – преподаватель квалификационной категории «специалист высшей категории», ГПОУ «Донецкий техникум промышленной автоматики»

[link] ].

Во времена Островского слово «бесприданница» имело еще одно значение: девушка с высокими моральными качествами, которой не требуется приданое.

Проблемный вопрос: Кто же она, Лариса Огудалова? Что для нее главное: приданое? деньги? А может быть, что-то еще? Чем она отличается от других?

Необходимо в конце занятия ответить на этот вопрос.

           Так, Лариса Дмитриевна Огудалова действительно является бесприданницей - девушкой, не имеющей приданого, однако обладающей множеством достоинств: красотой, талантом, чистотой души.

Проанализируем список действующих лиц.

3. Работаем в группах (студенты самостоятельно делятся на 4 группы по 5 чел., выбирает руководителя)

Задание группам:

Представьте, что вы обдумываете сочинение ««Жизненная позиция значительных лиц в городе». О каких героях вы стали бы писать? Обоснуйте свою точку зрения!

Напоминаем требования к организации работы в группе:

-Руководитель группы распределяет роли, выстраивает логику подготовки ответа

преподаватель дает алгоритм распределения ролей

-Заполняется карта самооценки (взаимооценки) работы в группе каждого участника

-Преподаватель выступает в качестве консультанта.

4.Результаты работы группы.

Каждая группа представляет героя.

При необходимости преподаватель делает акценты, задает дополнительные вопросы.

Быт и нравы русской провинции.

Купцы из мелких торговцев становятся миллионщиками, завязывают международные связи, получают европейское образование. Купеческие характеры утончаются и усложняются. Это теперь культурный буржуа- предприниматель.

Вопрос. Где происходит действие пьесы?

Ответ студентов с пояснением преподавателя.

Действие происходит в г. Бряхимове. Это вымышленный Островским город. Название заимствовано из летописи: в древности Бряхимов существовал в верховьях Волги, в окрестностях нынешнего города Васильсурска.

Вопрос. Почему именно Волгу выбирает Островский местом действия своих пьес?

Волга - колыбель русских городов, морская магистраль, основной торговый путь.

Слово преподавателя.

В основе драмы - социальная тема: Лариса бедна, она бесприданница, и этим определяется ее трагическая судьба. Она живет в мире, где все продается и покупается, в том числе девичья честь, любовь и красота. Лариса - романтическая натура. По мере развития действия в драме нарастает несоответствие между романтическими представлениями Ларисы и прозаическим миром людей, ее окружающих и ей поклоняющихся. Люди эти по-своему сложные и противоречивые.

Записывают в тетради с экрана. Слайд.

Тема: Несоответствие между романтическими представлениями Ларисы и прозаическим миром людей, ее окружающих и ей поклоняющихся. Люди эти по-своему сложные и противоречивые.

Проблематика

Островский поднимает две важные проблемы: проблемы нравственности и социальные проблемы. Лариса - нравственно чистая, талантливая, духовно богатая девушка. Но ее окружают совершенно другие, не такие как она, люди. Ее предают, ей играют, ей распоряжаются. Это и определяет проблемы:

а) проблемы чести и долга,

б) верности и предательства,

в) бездуховности, купли-продажи человека,

г) проблемы «отцов» и «детей».

Второй социальной проблемой пьесы является проблема бедных и богатых.

Слово преподавателя

Попробуем разобраться, какие они, на конкретных примерах. Какова жизненная позиция Кнурова, Вожеватого и Паратова?

Символический смысл имен и фамилий героев.

Слово преподавателя

Фамилии в этой пьесе весьма точно и образно отражают главное качество того или иного персонажа, которое и положено в основу фамилии. Большинство имен, отчеств и все фамилии в “Бесприданнице” несут существенную смысловую нагрузку. Островский был тонким ценителем богатств русского языка, великолепно знал народные говоры. Драматург вел кропотливую работу над составлением словаря русского языка. Словарь не был завершен, но “Материалы для словаря” вошли в XIII том собрания сочинений А.Н.Островского.

Именование героев проводится в соответствии с основными качествами их характера, внешности, манеры поведения. Попробуем глубже проникнуть в суть образа персонажа, всесторонне рассмотреть его и тщательно разобраться в порой непредсказуемом поведении героя, которое зачастую столь метко отражено в его фамилии, имени, отчестве.

Запись в тетрадях с экрана. Слайд

Мокий Парменыч Кнуров

Мокий - от греч. осмеивающий, насмешник

Парменыч - от греч. Пармений - твердо стоящий

Кнуров - от кнур - боров, кабан, хряк (В.И.Даль)

Презентация 1 группы

Вопрос. Что об этом герое мы узнаем из ремарки?

Предполагаемый ответ.

Крупный делец, “пожилой человек с громадным состоянием”.

Вопросы. Кто первый говорит об этом герое в пьесе? Каков он в общении с другими персонажами? Какие привычки и особенности характера Кнурова выявляются в ходе действия пьесы? Каково отношение героев пьесы к Кнурову?

Предполагаемые ответы.

Данная работа студентов основывается на знании текста и умении в нем работать. Предполагается, что учащиеся должны стараться не пересказывать текст своими словами, а находить точные формулировки в тексте для ответа на поставленные вопросы. Эта работа поможет учащимся выработать навыки работы с художественным текстом.

Вопрос. Найдите в тексте ключевую фразу, которую произносит Кнуров и которая является характеристикой его внутреннего мира, лейтмотивом образа.

Предполагаемый ответ.

Вопрос. Как относится Кнуров к Ларисе Огудаловой? Как он оценивает то, что в дальнейшем происходит с Ларисой?

Предполагаемый ответ.

Вопрос. Как осуществляет свое намерение Кнуров?

Предполагаемый ответ.

Вопрос. Как оценивает Кнуров то, что происходит между Ларисой и Паратовым на корабле?

Предполагаемый ответ.

Слово преподавателя.

Определить основные реплики Кнурова. Их должен назвать докладчик группы

Однако положение ее незавидное”;

А хорошо бы с такой барышней в Париж прокатиться на выставку”;

Жаль бедную Ларису Дмитриевну, жаль...”;

Да разве вы не видите, что эта женщина создана для роскоши. Дорогой бриллиант дорогой и оправы требует”.

Вожеватов замечает: “И хорошего ювелира...”.

Вывод преподавателя вместе во студентами.

Судьба Ларисы предрешена. Кнуров - этот идол современного мира - наметил цель, а для него, мы помним, ничего невозможного нет.

Такова жизнь, такова жестокая действительность. И ее ужасы становятся еще страшнее потому, что они коснулись человека поэтически возвышенного, способного глубоко любить и даже идеализировать всех окружающих.

Вопрос. Какое счастье хочет предложить Кнуров Ларисе?

Предполагаемый ответ.

Другой “идол” современного общества, но еще молодой

Презентация 2 группы

Василий Данилыч Вожеватов

Обратимся к антропонимике, которая помогает нам увидеть сущность характера героя.

Словарь В.И.Даля дает нам следующие понятия:

Ззапись в тетради.Слайд

вожеватый - вожеватенький, тот, кто умеет водиться с людьми, обходительный, вежливый, приветливый, занимательный собеседник.

Вопросы. Каков Вожеватов в общении с людьми? Сравнить его с Кнуровым. В чем между ними разница? Каково его жизненное кредо?

Предполагаемые ответы.

Вопросы. Каковы взаимоотношения Вожеватова с семьей Огудаловых, с Ларисой? Поведение Вожеватова до того, как они с Кнуровым тянули жребий, и после.

Предполагаемые ответы.

Вопрос. Как оценивает Вожеватов ситуацию, в которой оказывается Лариса после поездки с Паратовым за Волгу?

Предполагаемые ответы.

Сущность характера Вожеватова. Их должен назвать докладчик группы

Василий Данилыч еще молод; малодушеством занимается; еще мало себя понимает, а в лета войдет, такой же идол будет”.

Презентация 3 группы

Интересный, многолинейный образ - Сергей Сергеич Паратов.

Ремарка: “блестящий барин, из судохозяев”.

Обратимся к антропонимике.

Запись в тетради. Слайд

Сергей - высокий, высокочтимый.

Паратов - 1) Некоторые считают, что фамилия образована от искаженного французского слова parade, мотивируя это тем, что Паратов любит покрасоваться, “пустить пыль в глаза”.

2) Но скорее драматург образовал данную фамилию от диалектного слова поратый, что означает “бойкий, сильный, дюжий”. Дополнительный аргумент в пользу этой точки зрения можно считать тот факт, что Островский довольно редко образовывал фамилии героев от искаженных иностранных слов.

3) барат - обмен товара на товар, баратерия - обман по счетам торговли.

Паратов - человек широкой души, отдающийся искренним увлечениям, готовый поставить на карту не только чужую, но и свою жизнь.

Вопрос. Какова жизненная позиция Паратова?

Предполагаемый ответ.

Вопрос. Когда в пьесе упоминается имя Паратова вновь?

Предполагаемый ответ.

Вопрос. Искренен ли Паратов в проявлении своих чувств?

Предполагаемый ответ.

Вопрос. Каковы взаимоотношения Паратова и Ларисы?

Предполагаемый ответ.

Вопрос. Как при общении с разными людьми, Паратов довольно быстро находит общий язык?

Предполагаемый ответ.

Довольно легко Паратов находит общий язык с людьми, при этом довольно ловко играет словами. На всякий случай у него найдутся поговорки, пословицы, цитаты. Он щеголяет тем, что “с бурлаками водился”, у которых выучился разговорному языку. В полемике с Карандышевым Паратов называет самого себя бурлаком: “Я - судохозяин и вступлюсь за них; я сам такой же бурлак”. Однако сопротивления в людях он встречать не привык. Не случайно Огудалова с тревогой предупреждает Карандышева: “Вы поосторожней с ним, а то жизни не рады будете”.

Вопрос. В чем выражается себялюбие Паратова?

Вопрос. Паратов, разговаривая с Робинзоном, говорит ему о своем жизненном принципе. Что это за принцип?

Предполагаемый ответ. “Применяйся к обстоятельствам... Время просвещенных покровителей, время меценатов прошло, теперь торжество буржуазии... в полном смысле наступает золотой век”.

Сущность Паратова. Вывод делает докладчик группы

Паратов любит только себя и свое благополучие, не обращая внимания на то, как он попутно, незаметно для себя, калечит судьбы людей.

Паратов принял правила игры, основанные на трезвом расчете и беспредельном эгоизме, и не намерен проигрывать ни при каких условиях, т.к. собственные выгоды и удовольствия для Паратова дороже всего. Его речи и поведению присуща своеобразная театральность, умение принять в зависимости от собеседника и обстановки именно тот тон, который представит его в наиболее выигрышном свете: с Кнуровым, Вожеватовым и матерью Ларисы он говорит цинично, прямо сообщая о своих намерениях выгодно продать себя; c Карандышевым в присутствии Ларисы он принимает вызывающий тон, демонстрируя превосходство над своим соперником.

Слово преподавателя

Запись в тетради.

В мире, где все продается и покупается, нет места жалости. Мотив сочувствия и равнодушия, жалости и бессердечности проходит через всю пьесу. Это не просто история обманутой девушки, а трагическое столкновение чистого светлого человека с миром, в котором господствует бесчеловечность.

Выступление студента

«Женский вопрос» в России в 1870-1890-е годы.

В центре драмы Островского стоит, как правило, женщина, чистая натура, становящаяся объектом борьбы нравственно несостоятельных претендентов на роль героя.

Именно эта женщина и становится героиней произведений Островского. И это не случайно.

В этот период обострился «женский вопрос» в связи с конкретными успехами в борьбе за высшее образование (в 1872г. в Москве и Петербурге открылись Высшие женские курсы). Ярким примером того, что женщину уже не устраивает роль быть при муже или «за мужем», является Софья Перовская, стоявшая во главе организации «Народная воля». Это была образованная, решительная и смелая женщина (повешена вместе с четырьмя народовольцами 3 апреля 1881г.).

Вот как писал о женщине в этот период Ф.М. Достоевский:

«В нашей женщине все более и более замечается искренность, настойчивость, серьезность и честность, искание правды и жертва; да и всегда в русской женщине все это было выше, чем у мужчин… Женщина настойчивее, терпеливее в деле; она серьезнее, чем мужчина, хочет дела для самого дела, а не для того, чтобы казаться». Достоевский достаточно глубок в понимании женщины.

И все-таки Островский глубже: он не сомневается, что, несмотря на все стремление женщин к равноправию и образованию, именно в любви происходит для них главное, основное. Свобода не дает женщине счастья. Она борется, но предметом ее борьбы является все-таки не образование, не юридические свободы, а любовь избранника. В этой битве она страдает и вырастает духовно, но, поскольку ее возлюбленный не готов к обладанию такой женщины, ее неизбежно ждет разочарование, ее совершенства напрасны.

Лариса – яркий пример такой женщины. О ней можно сказать - она сражается и иллюзиями…

Презентация 4 группы

Лариса Дмитриевна Огудалова

Лариса-чайка (греч.).

Значимое имя. Мечтательная и артистическая, она не замечает в людях пошлых сторон, видит их глазами героини русского романса и действует в соответствии с ним. Поэтическая натура Ларисы летит на крыльях музыки: она прекрасно поет. Играет на фортепиано, гитара звучит в ее руках.

- В ремарке:

«Лариса - молодая девушка, одетая богато, но скромно».

Лариса Огудалова - это не простоватая девушка из мещанской среды. Она воплощает традиции дворянского воспитания, и в ее характере проявляется резкое противоречие между стремлением к внешнему блеску, к показному благородству жизни и более глубокими, внутренними свойствами ее натуры - серьезностью, правдивостью, жаждой неподдельных и искренних отношений.

Вокруг Ларисы пестрая и сомнительная толпа поклонников и претендентов на ее руку, среди которых немало “всякого сброду”. Жизнь в ее доме похожа на “базар” или на “цыганский табор”. Лариса должна не только переносить окружающую ее фальшь, хитрость, лицемерие, но и принимать в них участие.

Вопрос. Как относится Лариса к Паратову?

Лариса любит Паратова как человека, воплощающего и способного подарить ей иную жизнь. Она как бы “отравлена” Паратовым, с ним в ее сознании раз и навсегда вошло представление совсем о другом, поэтическом и легком мире, который непременно существует, но недоступен ей, хотя она и предназначена, по мнению всех окружающих, для него.

Вопрос. Кое отношение к Карандышеву?

Преподаватель возвращается к проблемному вопросу.

Проблемный вопрос: Кто же она, Лариса Огудалова? Что для нее главное: приданое? деньги? А может быть, что-то еще? Чем она отличается от других?

Преподаватель задает вопросы

Что нужно человеку для счастья?

Что важнее: любовь или богатство?

Есть ли настоящая любовь?

«Может ли драма искоренять пороки?»

Вывод делает представитель группы.

Лариса – богато одаренная натура, она талантлива артистична, у нее поэтическая душа. Она чутка впечатлительна, свободна. Лариса доверчива, искренна, прямодушна в отношении с людьми. Для Ларисы существует мир бескорыстной любви. Она ждала его, своего искусителя, и вот он пришел. Лариса идеализирует Паратова, видя его широту души, но не может понять самого главного. Лариса приходит к мысли о самоубийстве, но лишить себя жизни она не может. Лариса становиться добычей в руках ловких охотников.

V. Закрепление новых знаний и умений студентов

Доклад о сценической истории пьесы “Бесприданница” делает студент

Пьеса Островского “Бесприданница” стала одной из самых популярных в репертуаре русских драматических театров. Привлекала она внимание и деятелей кино. Так, в 1936 году режиссер Я.А.Протазанов поставил фильм по пьесе Островского, главные роли в котором исполняли Н.У.Алисова (Лариса), А.П.Кторов (Паратов), М.М.Климов (Кнуров). В 80-90 -е годы к этой же теме обратился наш современный режиссер Э.Рязанов. Он поставил фильм по мотивам этой пьесы – “Жестокий романс”, где в главных ролях были: Л.Гузеева - (Лариса), А.Фрейндлих (Харита Игнатьевна), Н.Михалков (Паратов), Петренко (Кнуров), B.Проскурин (Вожеватов) и др.

Сравните образы, которые создал Островский в своей пьесе и те образы, которые создал в своем фильме Э.Рязанов. Отрывки из фильмов Я.Протазанова и Э.Рязанова.

VI. Итоги занятия

Написать синквейн к образу Ларисы

Лариса

Поэтически одарённая, тонкая натура

Ищет понимания, любит, страдает

Испытывает горькое разочарование в людях

Гибель

VII. Домашнее задание

Написать сочинение на тему: «Пистолет Карандышева дал осечку. Какой могла стать судьба Ларисы в этом случае?»