Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 с.Октябрьское» муниципального образования -Пригородный район
Республики Северная Осетия-Алания
Рассмотрено на заседании методического объединения Протокол № 1
«______»_________________20___ г.
__________________ / ___________/
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР
«______»_______________20___ г.
__________________ / ___________/
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы
___ /______________/
«______»_________________20___ г.
Рабочая программа
по литературе (профильный уровень) в 11 «А» классе
(наименование предмета) (параллель, класс)
на 2016-2017 учебный год
Учитель русского языка и литературы
(наименование предмета)
Дзуцева Альбина Тузарбековна
(фамилия, имя, отчество учителя)
Статус документа
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе (профильный уровень).
Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (профильный уровень).
Программы по литературе для 10-11 классов (авторы-составители С.А.Зинин, В.А.Чалмаев). – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
Учебник:
Литература. 11 класс. Учебник в 2 ч. Чалмаев В.А., Зинин С.А.
8-е изд. - М.: 2009. Ч.1 - 456с.; Ч.2 - 464с.
Учебник для 11 класса содержит развернутую картину развития отечественной литературы в XX столетии. Книга имеет двухуровневую структуру, обеспечивающую изучение предмета на базовом и профильном уровнях.
Литература- базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Примерная программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с Примерной программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой [link] ; сценические и киноинтерпретации произведений М. Булгакова; музыкальные реминисценции в булгаковской прозе.
Для самостоятельного чтения: рассказ «Красная корона», пьесы «Бег», «Дни Турбиных».
Б. Л. Пастернак (5 часов) Стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Снег идет», «Плачущий сад», «В больнице», «Зимняя ночь», «Гамлет», «Во всем мне хочется дойти до самой сути...», «Определение поэзии», «Гефсиманский сад» и др. по выбору.
Единство человеческой души и стихии мира в лирике Б.Л. Пастернака. Неразрывность связи человека и природы, их взаимотворчество. Любовь и поэзия, жизнь и смерть в философской концепции Б.Л. Пастернака. Трагизм гамлетовского противостояния художника и эпохи в позднем творчестве поэта. Метафорическое богатство и образная яркость лирики Б.Л. Пастернака.
Роман «Доктор Живаго».
Черты нового лирико-религиозного повествования в романе Б.Л. Пастернака. Фигура Юрия Живаго и проблема интеллигенции и революции в романе. Нравственные искания героя, его отношение к революционной доктрине «переделки жизни». «Стихотворения Юрия Живаго» как финальный лирический аккорд повествования.
Опорные понятия: метафорический ряд; лирико-религиозная проза.
Внутрипредметные связи: Б. Пастернак и поэзия русского футуризма; евангельская и шекспировская темы в лирике и прозе поэта; Б. Пастернак и В. Маяковский.
Межпредметные связи: рисунки Л.О. Пастернака; музыкальные образы Ф. Шопена в лирике Б. Пастернака.
Для самостоятельного чтения: циклы «Сестра моя — жизнь », «Когда разгуляется», поэма «Девятьсот пятый год».
А. П. Платонов (6 часов) Рассказы «Возвращение», «Июльская гроза», повести «Сокровенный человек», «Котлован» — по выбору.
Оригинальность, самобытность художественного мира А.П. Платонова. Тип платоновского героя — мечтателя, романтика, правдоискателя. «Детскость» стиля и языка писателя, тема детства в прозе А.П. Платонова. Соотношение «задумчивого» авторского героя с революционной доктриной «всеобщего счастья». Смысл трагического финала повести «Котлован», философская многозначность ее названия. Роль «ключевых» слов-понятий в художественной системе писателя.
Опорные понятия: индивидуализированный стиль писателя; литературная антиутопия.
Внутрипредметные связи: жанр антиутопии в творчестве А. Платонова и Е. Замятина. Шариков А.П. Платонова и Шариков М.А. Булгакова («Сокровенный человек» — «Собачье сердце»).
Межпредметные связи: проза А. Платонова и живопись П. Филонова.
Для самостоятельного чтения: рассказы «Родина электричества », «Старый механик», повесть «Джан ».
В.В. Набоков (обзор) (2 часа) Жизнь и творчество. Роман «Машенька».
Драматизм эмигрантского небытия героев «Машеньки». Образ Ганина и тип «героя компромисса». Своеобразие сюжетно-временной организации повествования. Черты чеховских «недотеп» в обывателях пансиона фрау Дорн. Словесная пластика Набокова в раскрытии внутренней жизни героев и описании «вещного» быта. Горько-ироническое звучание финала романа.
Опорные понятия: элитарная проза; литературное двуязычие.
Внутрипредметные связи: пушкинские реминисценции и романе «Машенька»; В. Набоков и И. Бунин.
Межпредметные связи: литературное двуязычие в творчестве В. Набокова; размышления писателя о художественном значении русского языка.
Для самостоятельного чтения: рассказ «Облако, озеро, башня », роман «Защита Лужина».
Великая Отечественная война и её художественное осмысление в русской литературе.
Литературный процесс 50-х – начала 80-х годов (обзор). (2 часа)
Отражение летописи военных лет в произведениях русских писателей. Публицистика времен войны (А. Толстой, И. Эренбург, Л. Леонов, О. Берггольц, Ю. Гроссман и др.).
Лирика военных лет. Песенная поэзия В. Лебедева-Кумача, М. Исаковского, Л. Ошанина, Е. Долматовского, А. Суркова, А. Фатьянова, К. Симонова. «Моабитская тетрадь» Муссы Джалиля.
Жанр поэмы в литературной летописи войны(«Зоя» М. Алигер, «Сын» П. Антокольского, «Двадцать восемь» М. Светлова и др.). Поэма А. Твардовского «Василий Теркин» как вершинное произведение времен войны. Прославление подвига народа и русского солдата в «Книге про бойца».
Проза о войне.«Дни и ночи» К. Симонова, «Звезда» Э. Казакевича, «Спутники» В. Пановой, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Судьба человека» М. Шолохова и др.
Осмысление Великой Победы 1945 года в 40—50-е годы XX века. Поэзия Ю. Друниной, М. Дудина, М. Луконина, С. Орлова, А. Межирова. Повесть «В окопах Сталинграда» В. Некрасова.
Проза советских писателей, выходящая за рамки нормативов социалистического реализма (повести К. Паустовского, роман Л. Леонова «Русский лес», очерки «Районные будни» В. Овечкина и др.).
«Оттепель» 1953—1964 годов— рождение нового типа литературного движения. Новый характер взаимосвязей писателя и общества в произведениях В. Дудинцева, В. Тендрякова, В. Розова, В. Аксенова, А. Солженицына и др.
Поэтическая «оттепель»: «громкая» (эстрадная) и «тихая» лирика. Своеобразие поэзии Е. Евтушенко, Р. Рождественского, А. Вознесенского, Б. Ахмадулиной, Н. Рубцова, Ю. Кузнецова и др.
«Окопный реализм» писателей-фронтовиков 60—70-хгодов.Проза Ю. Бондарева, К. Воробьева, А. Ананьева, В. Кондратьева, Б. Васильева, Е. Носова, В. Астафьева.
«Деревенская проза» 50—80-х годов. Произведения С. Залыгина, Б. Можаева, В. Солоухина, Ю. Казакова, Ф.Абрамова, В. Белова и др. Рождение мифо -фольклорного реализма (повести В. Распутина «Последний срок», «Прощание с Матёрой» и др.). Нравственно-философская проблематика пьес А. Вампилова, прозы В.Астафьева, Ю. Трифонова, В. Маканина, Ю. Домбровского, В. Крупина.
Историческая романистика 60—80-х годов. Романы В. Пикуля, Д. Балашова, В. Чивилихина. «Лагерная» тема в произведениях В. Шаламова, Е. Гинзбург, О. Волкова, А. Жигулина.
Авторская песня как песенный монотеатр 70—80-х годов. Поэзия Ю. Визбора, А. Галича, Б. Окуджавы, В. Высоцкого, А. Башлачева.
А. Т. Твардовский (3часа) Стихотворения «Вся суть в одном-единственном завете...», «О сущем», «Дробится рваный цоколь монумента...», «Я знаю, никакой моей вины...», «Памяти матери», «Я сам дознаюсь, доищусь...», «В чем хочешь человечество вини…» и др. по выбору.
Доверительность и теплота лирической интонации А. Твардовского. Любовь к «правде сущей» как основной мотив «лирического эпоса» художника. Память войны, тема нравственных испытаний на дорогах истории в произведениях разных лет. Философская проблематика поздней лирики поэта.
Поэма «По праву памяти».
«По праву памяти» как поэма-исповедь, поэма-завещание. Тема прошлого, настоящего и будущего в свете исторической памяти, уроков пережитого. Гражданственность и нравственная высота позиции автора.
Опорные понятия: лирико-патриотический пафос; лирический эпос.
Внутрипредметные связи: И.А. Бунин о поэме «Василий Теркин»; некрасовские традиции в лирике А. Твардовского.
Межпредметные связи: литературная деятельность А. Твардовского в журнале «Новый мир»: документы, свидетельства, воспоминания.
Для самостоятельного чтения: стихотворения «Жестокая память», «Как после мартовских метелей...», «Полночь в мое городское окно...», поэмы «Дом у дороги», «За далью — даль».
Герои и проблематика «военной прозы». Военная проза Ю. Бондарева, К. Воробьева, Б. Васильева, В. Астафьева и др. по выбору (2 часа)
Поэтическая «оттепель». Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Р. Рождественский, Б. Ахмадулина. (1 час)
Н. Рубцов (2 часа)
Стихотворения: «Русский огонек», «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны…», «В горнице», «Душа хранит» и др. Диалог поэта с Россией. Прошлое и настоящее через призму вечного. Образ скитальца и родного очага. Одухотворенная красота природы в лирике.
Задушевность и музыкальность поэтического слова Рубцова.
Опорные понятия:«тихая» лирика, напевный стих.
Внутрипредметные связи: есенинские традиции в лирике Н. Рубцова.
Межпредметные связи: песни и романсы на стихи Н. Рубцова (музыка А. Морозова, А. Лобзова, А. Васина и др.).
Для самостоятельного чтения: «Звезда полей», «Первый снег», «Ферапонтово» и др.
В.П. Астафьев (5 часов) Роман «Печальный детектив», повесть «Царь-рыба», рассказ «Людочка» и др. Натурфилософия В. Астафьева. Человек и природа: единство и противостояние. Нравственный пафос романов писателя. Проблема утраты человеческого в человеке. «Жестокий» реализм позднего творчества Астафьева. Синтетическая жанровая природа крупных произведений писателя.
Опорные понятия: натурфилософская проза, новеллистический цикл.
Внутрипредметные связи: «Царь-рыба» Астафьева и «Старик и море» Э. Хемингуэя.
Межпредметные связи: рассказ «Людочка» и к/ф С. Говорухина «Ворошиловский стрелок».
Для самостоятельного чтения: повести «Стародуб», «Перевал», роман «Прокляты и убиты».
«Деревенская проза» 50-80-х годов XX века. Творчество С. Залыгина, Ф. Абрамова, Ю. Казакова (обзор). Жизнь и творчество
В. Г. Распутин (3 часа) Повесть «Прощание с Матёрой». Тема памяти и преемственности поколений.
Опорные понятия: «деревенская проза», трагическое пространство.
Внутрипредметные связи: нравственная проблематика романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и повести В.Г. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана».
Межпредметные связи: экранизация повести «Прощание с Матёрой», «Василий и Василиса».
Для самостоятельного чтения: повести В.Г. Распутина «Деньги для Марии», «Дочь Ивана, мать Ивана», «Пожар».
Нравственно-философская проблематика прозы и драматургии 70-80-х годов (обзор).
Жизнь и творчество А. Вампилова. Пьеса «Утиная охота» (2 часа)
В. Т. Шаламов (2 часа) . «Колымские рассказы» Нравственная проблематика «лагерной» прозы В. Шаламова.
Н. А. Заболоцкий (2 часа) Стихотворения «Гроза идет», «Можжевеловый куст», «Не позволяй душе лениться...», «Лебедь в зоопарке», «Я воспитан природой суровой...» и др. по выбору. Н. Заболоцкий и поэзия обэриутов. Вечные вопросы о сущности красоты и единства природы и человека в лирике поэта. Жанр совета, размышления-предписания в художественной концепции Н. Заболоцкого. Интонационно-ритмическое и образное своеобразие лирики Заболоцкого.
Опорные понятия: поэзия ОБЭРИУ; «натурфилософская» лирика.
Внутрипредметные связи: опыт переложения «Слова о полку Игореве» в творчестве Н. Заболоцкого; влияние поэзии Ф.И. Тютчева, А. Блока, Б. Пастернака на лирику Заболоцкого.
Межпредметные связи: лирика Н. Заболоцкого и живопись Б. Кустодиева, П. Филонова, М. Шагала, П. Пикассо.
Для самостоятельного чтения: сборник «Столбцы», поэма «Торжество земледелия».
В. М. Шукшин (3 часа) Рассказы «Одни», «Чудик», «Миль пардон, мадам», «Срезал», «Выбираю деревню на жительство»
Колоритность и яркость шукшинских героев-«чудиков». Народ и «публика» как два нравственно-общественных полюса в прозе В. Шукшина. Сочетание внешней занимательности сюжета и глубины психологического анализа в рассказах писателя. Тема города и деревни, точность бытописания в шукшинской прозе.
Опорные понятия: герой-«чудик»; пародийность художественного языка.
Внутрипредметные связи: творчество В. Шукшина и произведения «деревенской» прозы (В. Распутин, В. Белов, Ф. Абрамов, Б. Можаев и др.).
Межпредметные связи: кинодраматургия В. Шукшина (к/ф «Живет такой парень», «Странные люди», «Калина красная» и др.).
Для самостоятельного чтения: повесть-сказка «До третьих петухов», киноповесть «Калина красная».
А.И.Солженицын (5 часов) Повесть «Один день Ивана Денисовича».
Отражение «лагерных университетов» писателя в повести «Один день Ивана Денисовича». «Лагерь с точки зрения мужика, очень народная вещь» (А.Твардовский). Яркость и точность авторского бытописания, многообразие человеческих типов в повести. Детскость души Ивана Денисовича, черты праведничества в характере героя. Смешение языковых пластов в стилистике повести.
Продолжение темы народного праведничества в рассказе «Матренин двор». Черты «нутряной» России в облике Матрены. Противопоставление исконной Руси России чиновной, официозной. Символичность финала рассказа и его названия.
Роман «Архипелаг ГУЛАГ» (фрагменты).
Контрольное тестирование.
Опорные понятия: двуединство героя и автора в эпосе; тип героя-праведника.
Внутрипредметные связи: тема народного праведничества в творчестве А. Солженицына и его литературных предшественников (Ф.М. Достоевский, Н.С. Лесков, И.С. Тургенев и др.).
Межпредметные связи: нравственно-философская позиция Солженицына-историка; язык «нутряной» России в прозе писателя.
Для самостоятельного чтения: рассказ «Захар Калита», цикл «Крохотки».
Русская проза и поэзия 80-90-х годов (5 часов) Внутренняя противоречивость и драматизм современной культурно-исторической ситуации (экспансия массовой и элитарной литературы, смена нравственных критериев и т.п.).
Проза Л. Бородина. Повесть «Третья правда».
И. А. Бродский. Поэзия и судьба. Стихотворения: «Большая элегия Джону Донну», «Ни страны, ни погоста…» Воссоздание «громадного мира зрения» в творчестве поэта, соотношение опыта реальной жизни с культурой разных эпох.
Авторская песня. Жизнь и творчество Б. Ш. Окуджавы (обзор).
Литература последнего десятилетия (2 часа) Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Рассказы Т. Толстой. Проза В. Пелевина, М.Елизарова и др.
Зарубежная литература (4 часа) Б. Шоу. Пьеса «Пигмалион», Э.М.Ремарк. Романы «На Западном фронте без перемен», «Три товарища» (по выбору), Э. Хемингуэй. Повесть «Старик и море».
Резерв - 1 час.
Календарно-тематическое планирование в 11 «А» классе на 2016-2017 учебный год
Тема урока Содержание
Кол-во часов
Опорные понятия
Внутрипредметные связи
Межпредметные связи
По плану
Факти-чески
1
Введение.
Сложность и самобытность русской литературы ХХ века.
1
Историко-литературный процесс
«Вечные» темы русской классики
Отображение в литературе исторической эпохи.
2
Реалистические традиции и модернистские искания в литературе начала XX века.
1
Реализм. Модернизм. Декаданс.
Взаимодействие литературных направлений.
Литература и искусство начала XX века.
3
Творчество И.А. Бунина.
Жизненный и творческий путь. «Окаянные дни».
1
Лирическая проза.
Традиции Тургенева и Чехова в бунинской прозе. Л.Толстой о творчестве Бунина.
Лирический пейзаж в бунинской прозе и в живописи М.В.Нестерова.
4
Мотивы и образы лирики И.А.Бунина.
1
5
Поэтика «остывших усадеб» в прозе И.А. Бунина («Антоновские яблоки»).
1
6-7
Размышления о России в повести «Деревня».
2
8
Образ «закатной цивилизации» в рассказе «Господин из Сан-Франциско».
1
9
Тема любви и духовной красоты человека в рассказах «Лёгкое дыхание», «Солнечный удар».
1
10
«Тёмные аллеи». Размышления о жизни, России, любви, красоте.
1
11
Р/Р.Письменная работа по творчеству И.А. Бунина.
1
12
Проза и драматургия М. Горького.
Судьба и творчество М.Горького.
1
Романтизированная проза. Полилог. Полифония.
Горький и традиции романтизма. И.Анненский о драматургии Горького.
М.Горький и МХТ. Сценическая история драмы «На дне»
13
Романтические рассказы-легенды в раннем творчестве М. Горького («Макар Чудра», «Старуха Изергиль»).
1
14
Герой-босяк и «люди земли» в ранней горьковской прозе.
1
15
Тема раскрепощённой души в повести «Фома Гордеев»
1
16
Тема «дна» и его обитателей в драме Горького «На дне».
1
17
Урок-дискуссия. Спор о правде и мечте в драме Горького.
1
18
Нравственно-философские мотивы пьесы.
1
19
Урок внеклассного чтения. М. Горький. Рассказы «Мальва», «Бывшие люди».
1
20
Р/Р.Классное сочинение по творчеству М. Горького.
1
21-22
Проза А. И. Куприна.
Художественный мир А. И. Куприна. Рассказ «Гранатовый браслет».
2
Очерковая проза. Символика детали.
Толстовские мотивы в прозе Куприна. Мотив дуэли в русской классике.
Музыка Л.В.Бетховена в повести «Гранатовый браслет»
23
Красота «природного» человека в повести «Олеся».
1
24
Мир армейских отношений в повести «Поединок».
1
25
Метафоричность названия повести «Поединок».
1
26
Проза Л. Н. Андреева.
Своеобразие творческого метода Л. Андреева.
1
Неореализм. Евангельский сюжет.
М.Горький и А.Блок о творчестве Л. Андреева.
Л. Андреев и И.Е.Репин. Рисунки Л. Андреева.
27
Л.Н. Андреев. Нравственно-философская проблематика рассказа «Иуда Искариот».
1
28
Р/Р. Письменная работа по творчеству А.И. Куприна и/или Л.Н. Андреева.
1
29
Обзор зарубежной литературы.
Гуманистическая направленность произведений, проблемы самопознания, нравственного выбора. Б. Шоу. Жизнь и творчество. Пьеса «Пигмалион».
1
30
Э.М.Ремарк. Роман «На Западном фронте без перемен»
1
31
«Серебряный век» русской поэзии.
Характеристика модернистских течений: символизм, акмеизм, футуризм.
1
Символизм. Акмеизм. Футуризм.
Поэзия русского модернизма и традиции XIX века.
Поэзия начала ХХ века в контексте русского «культурного ренессанса»
32
Обзор поэзии.
Своеобразие поэтического творчества И.Ф. Анненского, М. А. Волошина, Ф. К. Сологуба.
1
33
Символизм и русские поэты-символисты.
В.Я. Брюсов– идеолог русского символизма.
1
Звукообраз. Музыкальность стиха.
Античный миф в символистской поэзии.
34
«Солнечность» и «моцартианство» поэзии К.Д. Бальмонта.
1
Музыкальные образы в лирике Бальмонта.
35
А. Белый. Тема Родины, боль и тревога за судьбы России.
1
36
Р/Р. Письменная работа по творчеству поэтов-символистов (анализ стихотворений).
1
37
Поэзия А. А. Блока.
Жизненные и творческие искания А.А. Блока.
1
Лирический цикл. Реминисценция.
А.Блок и А.Белый. Влияние В.Соловьева на поэтику Блока.
Лирика А.Блока и живопись М.Врубеля. Иллюстрации Ю.Анненского к поэме «Двенадцать»
38
Образ «влюблённой души» в «Стихах о Прекрасной Даме»
1
39
Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений, излюбленные символы
1
40
Тема «страшного мира» в лирике Блока («Незнакомка», «На железной дороге»).
1
41
Образ художника и тема «вочеловечения» поэтического дара в лирике А. Блока ( «О, я хочу безумно жить…»)
1
42-43
Россия и ее судьба в поэзии Блока («Россия», цикл «На поле Куликовом»).
2
44
Поэма «Двенадцать». История создания поэмы, сюжет, герои, своеобразие композиции.
1
45-46
Старый и новый мир в поэме Блока «Двенадцать». Символика поэмы и проблема финала.
2
47
Р/Р. Сочинение по творчеству А. Блока.
1
48
Преодолевшие символизм (новые направления в русской поэзии).
Лирика Н. С. Гумилёва. Поэзия и судьба. Лирический герой поэзии Гумилева.
1
Акмеизм. Футуризм. Новокрестьянс-кая поэзия.
Индивидуальное творчество и «цеховые» отношения между поэтами.
Поэзия и живопись кубофутуристов.
49
Философское звучание поздней лирики Н. Гумилёва («Заблудившийся трамвай»).
1
Неоромантизм в поэзии. Герой-маска.
Н.Гумилев и А.Блок о сущности поэзии.
Лирика Гумилева и живопись П.Гогена.
50
И. Северянин. Жизнь и творчество (обзор).
1
51
Н. А. Клюев. Жизнь и творчество (обзор).
1
52
Творчество А. А. Ахматовой.
Жизненный и творческий путь А.А. Ахматовой.
1
Лирическая исповедальность
А.Ахматова и Н.Гумилев. Стихи Ахматовой о Пушкине.
Образ Ахматовой в живописи. «Реквием» Ахматовой и «Реквием» Моцарта.
53
Тема родины в творчестве Ахматовой.
1
54
Мотивы любовной лирики Ахматовой (сборники «Вечер», «Четки» и др.)
1
55
Ахматова о месте художника в «большой» истории.
1
56-57
Тема личной и исторической памяти в поэме «Реквием».
2
58
Р/Р.Сочинение по творчеству А. Ахматовой.
1
59
Творчество М.И. Цветаевой.
Судьба и стихи М.И. Цветаевой.
1
Лирический пафос. Дискретность стиха
Пушкинская тема в творчестве Цветаевой.
Поэзия и музыка в творческой судьбе Цветаевой
60
Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник эпохи, как напряжённый монолог-исповедь.
1
61
Тема дома – России в поэзии Цветаевой.
1
62
Своеобразие поэтического стиля М.И.Цветаевой.
1
63-64
О. Э. Мандельштам.
Жизнь и творчество (обзор). Историзм поэтического мышления, ассоциативная манера письма.
2
65
Октябрьская революция и литературные процессы 20-х годов.
Литературные направления и группировки в 20-е г.
1
Эмигрантская литература.
Жанр антиутопии.
Образ «нового мира» в творчестве писателей разных направлений.
Исторический процесс и его художественное осмысление в 20-е г.
66
И. Бабель. Изображение гражданской войны в «Конармии».
1
67
Жанр антиутопии в прозе 20-х г.г. Роман Е. Замятина «Мы».
1
68
Урок внеклассного чтения по роману «Мы».
1
69
Юмористическая проза 20-х годов.
Рассказы М. Зощенко.
1
Сарказм. Ирония.
Политическая сатира.
70
Творчество В.В. Маяковского.
Творческая биография В.В. Маяковского.
1
Декламационный стих. Неологизм.
Библейские мотивы в лирике Маяковского. Литературные пародии на стихи поэта.
Маяковский и художники- кубисты.
Маяковский и театр.
71
Тема поэта и толпы в ранней лирике («А вы могли бы?», «Нате!» и др.)
1
72
Бунт «тринадцатого апостола» (поэма «Облако в штанах»).
1
73
Тема художника и революции в творчестве Маяковского («Левый марш», «Ода революции» и др.)
1
74-75
Изображение «гримас» нового быта в сатирических произведениях («О дряни», «Прозаседавшиеся», «Клоп», «Баня»).
2
76
Любовь и быт в поэзии Маяковского («Письмо Татьяне Яковлевой», «Письмо товарищу Кострову»).
1
77
Урок-семинар. Маяковский о назначении поэта. Маяковский сегодня.
1
78
Р/Р. Письменная работа ( сочинение ) по творчеству В. В. Маяковского.
1
79-80
Творчество С.А. Есенина.
С.А. Есенин: поэзия и судьба.
2
Имажинизм. Лирико-эпическая поэма.
Творческая полемика С. Есенина и
В. Маяковского
Поэзия С. Есенина в музыке.
81
Природа родного края и образ Руси в лирике Есенина (сб. «Радуница»).
1
82
Тема революции в поэзии Есенина («Инония», «Небесный барабанщик»).
1
83
Трагедия мятежной души в поэме «Пугачёв».
1
84
Мотивы поздней лирики Есенина.
1
85-86
Поэма «Анна Снегина». Проблематика поэмы. Своеобразие композиции и системы образов. Предреволюционная и послереволюционная Россия в поэме.
2
87
Р/Р Сочинение по творчеству С. Есенина.
1
88
Контрольная работа (тестирование).
Творчество С. Есенина и
В. Маяковского
1
89
Литературный процесс 30-х – начала 40-х годов XX века.
Отечественная проза и лирика 30х годов (М. Шолохов, И. Шмелёв, Б. Зайцев; П. Васильев, М. Светлов)
1
Песенно-лирическая ситуация. «Парижская нота» русской поэзии.
Образ «идеального» героя в литературе разных эпох.
Песни на стихи М.Исаковского. М.Светлова, А.Жарова и др.
90
А.Н.Толстой
А.Н. Толстой. Роман «Петр Первый» (обзор).
1
Историко-биографическая проза.
«Петровская» тема в русской классике.
Исторические источники романа «Петр Первый»
91
Основные этапы становления исторической личности, черты национального характера в образе Петра.
1
92
Творчество М. А. Шолохова.
Жизненный и творческий путь М.А. Шолохова
1
Роман-эпопея. Хронотоп.
Традиции толстовского эпоса в романе «Тихий Дон».
Исторические источники «Тихого Дона». Киноверсии романа.
93-94
«Донские рассказы» как пролог романа-эпопеи «Тихий Дон».
2
95
«Тихий Дон».История создания романа, широта эпического повествования, сложность авторской позиции.
1
96-97
Семья Мелеховых, картины жизни донского казачества в романе «Тихий Дон».
2
98-99
События революции и гражданской войны в романе «Тихий Дон».
2
100
Гуманизм Шолохова в изображении противоборствующих сторон на Дону. Идея дома и святости семейного очага. Нравственная позиция автора.
1
101
Женские образы в романе.
1
102-103
Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни.
2
104
Р/Р Классное сочинение по роману Шолохова «Тихий Дон».
1
105
В/Ч У литературной карты России (обзор творчества Б. Шергина, А.А. Прокофьева, С.Н. Маркова).
Изображение русского национального характера в произведениях Б. Шергина, А.А. Прокофьева, С.Н. Маркова.
1
Историко-географическая проза
106
Творчество М.А. Булгакова.
Судьба и книги М.А. Булгакова.
1
Карнавальный смех. Сатирическая «дьяволиада».
Евангельские мотивы в прозе М.А .Булгакова.
М.А .Булгаков и театр. Сценические и киноинтерпретации произведений Булгакова.
107
Сатира М.А .Булгакова.
1
108-109
Роман «Мастер и Маргарита» как многопроблемный, сатирико-философский «роман-лабиринт»
2
110-111
Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав романа.
2
112-113
Своеобразие булгаковской «дьяволиады» в романе «Мастер и Маргарита».
2
114
Тема любви и творчества в романе «Мастер и Маргарита».
1
115
Р/Р Сочинение по роману Булгакова «Мастер и Маргарита»
1
116
Творчество Б.Л. Пастернака.
Жизненный и творческий путь Б. Пастернака.
1
Метафорический ряд. Лирико-религиозная проза.
Евангельские и шекспировские темы в поэзии Пастернака.
Б. Пастернак и В.Маяковский.
Рисунки Пастернака. Музыкальные образы Ф.Шопена в лирике поэта.
117
Единство человеческой души и стихии мира в лирике Б. Пастернака.
1
118
Философские мотивы лирики Б. Пастернака.
1
119
Тема интеллигенции и революции в романе «Доктор Живаго».
1
120
«Стихотворения Юрия Живаго». Анализ избранных стихотворений.
1
121
Проза А. П. Платонова.
Самобытность художественного мира А.П. Платонова.
1
Литературная антиутопия. «Ключевая» лексика.
Жанр антиутопии в художественной литературе.
Проза Платонова и живопись П.Филонова.
122-123
Герои и проблематика прозы А. Платонова. Самобытность языка и стиля писателя. Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова.
2
124
Герой-мечтатель и проблема поиска истины в повести «Котлован»
1
125
Философские итоги повести «Котлован».
1
126
Ч.Т.Айтматов. «Буранный полустанок» . Проблема исторической памяти, уважения к собственным корням, к семье, традициям.
127
Жизнь и творчество В.В. Набокова.
Тема России в творчестве Набокова.
1
Элитарная проза. Литературное двуязычие.
В.Набоков и И.Бунин. Пушкинские реминисценции в романе «Машенька».
В.Набоков о художественном значении русского языка.
128
Словесная пластика прозы (по роману «Машенька»).
1
129
Р/Р. Письменная работа по творчеству В.В. Набокова.
1
130
Зарубежная литература. Э. Хемингуэй.
Жизнь и творчество. Обзор.
Повесть «Старик и море».
1
131-132
Великая Отечественная война и её художественное осмысление в русской литературе Литературный процесс 50-80-х годов XX века. Общая характеристика литературы послевоенных лет.
2
Военная публицистика. Документальная проза.
«Сквозные» темы прозы и поэзии военных лет.
Песенная поэзия М.Исаковского, А.Суркова, А.Фатьянова и др.
133-134
Поэзия А. Т. Твардовского.
А.Т. Твардовский. Жизненный и творческий путь. Поэмы «По праву памяти» и «Василий Теркин».
2
Лирический эпос.
Тема исторической памяти.
И.Бунин о поэме «Василий Теркин». Некрасовские традиции в лирике А. Твардовского.
А.Т. Твардовский и судьба «Нового мира» (документы и свидетельства)
135
Основные мотивы лирики А. Твардовского.
1
136-137
Урок-семинар. Герои и проблематика «военной прозы».
Военная проза Ю. Бондарева, К. Воробьева, Б. Васильева, В. Астафьева и др. по выбору.
2
138
Поэтическая «оттепель».
«Громкая» и «тихая» лирика. Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Р. Рождественский, Б. Ахмадулина.
1
139-140
Своеобразие художественного мира Н. Рубцова.
2
«Тихая» лирика, напевный стих.
Есенинские традиции в лирике Н. Рубцова.
Песни и романсы на стихи Н. Рубцова.
141
Проза В.П. Астафьева.
Жизненный и творческий путь В.П. Астафьева.
1
Натурфилософ-ская проза, цикл новелл.
«Цаль-рыба» В.П. Астафьева и «Старик и море» Э. Хемингуэя
Рассказ «Людочка» и к/ф С.Говорухина «Ворошиловский стрелок»
142-143
Человек и природа: единство и противостояние. Нравственный пафос романов писателя. Общее рассмотрение сюжета, композиции и образной системы романа «Царь-рыба».
2
144-145
«Жестокий» реализм позднего творчества Астафьева. Проблема утраты человеческого в человеке. Синтетическая жанровая природа крупных произведений писателя.
2
146
«Деревенская проза» 50-80-х годов XX века.
Творчество С. Залыгина, Ф. Абрамова, Ю. Казакова.
1
147
Жизнь и творчество В. Г. Распутина (обзор).
Проблемы нравственности в рассказе «Женский разговор».
1
«Деревенская проза»
«Преступление и наказание» Достоевского и «Дочь Ивана, мать Ивана» Распутина.
Экранизация произведений В.Г. Распутина.
148
Повесть «Прощание с Матёрой». Тема памяти и преемственности поколений.
1
149-150
Нравственно-философская проблематика прозы и драматургии 70-80-х годов (обзор).
Жизнь и творчество А. Вампилова.
Пьеса «Утиная охота».
2
151-152
Жизнь и творчество В. Т. Шаламова.
«Колымские рассказы».
2
«Лагерная проза»
153-154
Поэзия Н.А. Заболоцкого.
Жизнь и творчество (обзор).
Единство природы и человека в лирике Н. Заболоцкого.
2
Натурфилософ-ская проза.
Влияние Ф.Тютчева и А.Блока на лирику Н.А. Заболоцкого.
Лирика Н.А. Заболоцкого и живопись П.Филонова, М.Шагала, П.Пикассо
155
Проза В. М. Шукшина.
Яркость и многоплановость творчества В.М. Шукшина.
1
Герой- «чудик». Языковая пародийность.
Шукшин и писатели- «деревенщики»
Кинодраматургия В.М. Шукшина.
156
Тип героя-«чудика» в новеллистике Шукшина (Рассказы «Чудик», «Миль пардон, мадам»).
1
157
Тема города и деревни в прозе Шукшина.
(«Срезал», «Выбираю деревню на жительство»).
1
158
Проза А. И. Солженицына.
Этапы творческого пути А. И. Солженицына.
1
Тип героя-праведника.
Речевая почвенность.
Тема народного праведничества в произведениях русской классики.
Нравственно-философская позиция Солженицына- историка.
159
Роман «Архипелаг ГУЛАГ» (фрагменты). Развенчание тоталитарной власти сталинской эпохи.
1
160
Своеобразие звучания «лагерной темы» в повести «Один день Ивана Денисовича».
1
161
Тема народного праведничества в рассказе «Матренин двор».
1
162
Контрольное тестирование по творчеству А.И. Солженицына.
1
163-164
Русская проза и поэзия 80-90-х годов.
Проза Л. Бородина.
«Болевые точки» жизни в прозе Л. Бородина. Повесть «Третья правда».
2
Литература постмодернизма. Стиль «фэнтези». Ироническая поэзия. Эссизм.
«Реминисцентность», «интертестуальность» современной поэзии и прозы. «Вечные» темы в прозе с реалистической доминантой.
Современная литература в контексте «массовой культуры»
165
И. А. Бродский.
Поэзия и судьба.
1
166
Авторская песня.
Жизнь и творчество Б. Ш. Окуджавы (обзор).
1
167
Р/Р Рецензия на произведение современной литературы.
1
168-169
Литература последнего десятилетия.
Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм.
2
170
Резервный урок.
1
29