Технологическая карта урока литературы в 6 классе
Дата проведения:
Тема: А.С. Пушкин «Дубровский». Развязка романа
Цели:
1.Создать условия для развития положительной мотивации к учению.
2.Организовать деятельность учащихся по закреплению знаний по роману А. С. Пушкина «Дубровский».
3.Развивать способности учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе решения образовательных задач, совершенствовать навыки работы учащихся с текстом
4. Формировать средствами урока нравственно – эстетические представления учащихся, адекватное отношение к моральным ценностям
5. Формировать УУД:
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Планируемые результаты:
Предметные:
Понимание ключевых проблем отраженных в романе. Понимание связи романа с эпохой его написания, выявление заложенных в нем нравственных ценностей и их современного звучания.
Формирование навыка осмысленного чтения и адекватного восприятия. Умение анализировать литературное произведение.
Личностные: Формирование средствами урока нравственно – эстетических представления учащихся, адекватное отношение к моральным ценностям (дружба, благородство). Личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.
Метапредметные: познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Познавательные: формировать понятие «открытого финала»; проверить знание художественного произведения, обобщить изученный материал;
Развивающие: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения обобщать, логически верно излагать свои мысли ;
Воспитательные:развивать системы ценностных отношений к русской литературе
Место урока в системе уроков данного раздела: 6 урок из 6
Тип урока: урок обобщения знаний
Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска.
Наглядно-демонстрационные материалы: презентация, отрывки из фильма
Используемые технологии: технология коллективного способа обучения, технология сотрудничества, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.
Формы работы: индивидуальная, коллективная.
Методы обучения: словесный, наглядно – иллюстративный, частично – поисковый.
Новые понятия и термины:
Межпредметные связи: история, русский язык, музыка, театр, изобразительное искусство.
Этапы урока
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Вид и форма контроля
1.Организационный момент
Приветствие учащихся.
Проверка готовности к уроку.
Приветствуют учителя. Проверка готовности к уроку.
2.Целеполагание.
Опираясь на домашнее задание сформулируйте тему урока ?
И задачи на сегодняшний урок?
Тема «Развязка романа»
Задачи:
Проанализировать 18-19 главы ,выяснить каково отношение автора к главному герою чему, какова идея романа
3.Разминка .Проверка знания содержания романа. Игра «Эксперты». Выполнение теста.
Вопрос № 1
Основной конфликт романа
психологический , раскрывающий противоречие чувств, мыслей героя
личный, выявляющий противоборство отдельных персонажей
социальный, возникший в результате столкновения интересов героя и общества.
Вопрос № 2
Художественный прием, к которому прибег автор, раскрывая образы Кирилы Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского ("Его (Троекурова) богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение"; Дубровский остался беден и независим"), - это:
аллегория
антитеза
метафора
Вопрос № 3
Образ Кирилы Петровича Троекурова является олицетворением
русского гостеприимства, щедрости и дружелюбия
патриотизма, верности дворянской чести
надменности, властолюбия и вседозволенности
Вопрос № 4
Романтические черты Владимира Дубровского более всего проявляются в его характере в период, когда он
"был расточителен и честолюбив, позволял себе роскошные прихоти" в Петербурге, где он служил в гвардейском полку
мужественно переносил службу у Троекурова под маской учителя Дефоржа
был вольным разбойником и возглавлял отряд, грабивший помещичьи усадьбы
Вопрос № 5
В предложении: "Искры полетели огненной метелью..." - автор прибег:
к аллегории
к антитезе
к метафоре
Вопрос № 6
Зачем Троекуров выдал юную Машу замуж ?
она мешала ему
потому что князь Верейский был богат
желал дочери счастья
Вопрос № 7
Почему Дубровского считали благородным разбойником?
он отнимал не все деньги у богатых
он не забирал деньги у честных и нуждающихся людей
он брал деньги взаймы
Вопрос № 8
Почему Маша не пошла за Дубровским после освобождения?
не захотела стать женой разбойника
побоялась осуждения и проклятия отца
дорожила христианскими традициями
Вопрос № 9
Против чего направлен роман?
против крепостного права
против унижения человеческого достоинства
против барского невежества и жадности
4. «Ассоциации»
Звучат мелодии1.Бетховен «Симфония №9 ре-минор»; «Мелодия слёз»; «Эгмонт»
Какой характер героя или эпизод романа вы бы проиллюстрировали даными музыкальными отрывками?(ответ обоснуйте)
Беседа.
1) Обычно свадьба – радостное событие. Как ждет её главная героиня? Почему?
Она должна выйти замуж за нелюбимого человека. Маша – романтическая натура. Она мечтает о настоящем чувстве, а в намерениях Верейского угадывает стремление обладать красивой вещью.
2) Как подчеркивает Пушкин отчаяние Маши во время венчания? Назовите слова, передающие настроение героини.
(бедная девушка, зарыдала, говорила в слезах, ничего не видала, ничего не слыхала, содрогнулась и обмерла; бледность и странный вид, холодная, пустая церковь, навеки окована)
Проблемные вопросы: Правильно ли Маша сделала, что отказала Дубровскому? Любила ли она его?
Зачитываем эпизод гл.18 (чтение по ролям со слов «Вы свободны…» до слов «Но Дубровский уже ее не слышал…»
Ребята должны прийти к выводу: Маша ждала Дубровского до последнего момента. Но «невозвратимые слова» произнесены священником, она обвенчана. Она дала обет перед Богом. Маша проявляет твердость, верность данному слову. Она готова была стать женой разбойника, но преступить клятву она не может.
Кто Маша: жертва своего жестокого, тщеславного (выявляем лексическое значение) отца, жертва обстоятельств и времени (провести аналогию с сегодняшним временем) или типичная женщина своего века?
Работа с гл.19
Придумываем заголовок (варианты) («Будни разбойничьего лагеря», «Последний бой», «Конец лагеря Дубровского», «Дубровский исчезает» — обсуждаем и выбираем)
Прочитать строки, где описываются будни разбойничьего лагеря.
Пушкин называет крестьян Дубровского разбойниками. Какими деталями текста «опровергается» это утверждение?
«На валу подле маленькой пушки сидел караульный, поджав под себя ноги; он вставлял заплатку в некоторую часть своей одежды, владея иголкою с искусством, обличающим опытного портного…» Это не настоящий разбойник. Это крестьянин, преданный барину.
58:31-59:29
Почему Владимир Дубровский покинул своих крестьян?
(Месть, которой он так жаждал, оказалась ненужной. Машу он потерял, поэтому какой смысл оставаться разбойником?)
2) Каково отношение автора к своему герою-разбойнику?
Пушкин сочувствует своему герою, который умеет любить и борется за справедливость.
Идеальный ли герой Дубровский?
(свойственно ошибаться,его отношение к крестьянам,что и как о говорит?)
Релаксация Метод «Дирижер»
Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка)
Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если хотите можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями и всей рукой целиком… Пусть в то время как вы дирижируете, музыка течет через все ваше тело. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт
3.Знакомство с термином «открытый финал»
-какова судьба Владимира Дубровского?
(выборочное чтение « о нём больше не было слышно .Некоторые люди приписывали происходящие разбои Дубровскому ,но кто то утверждал,что Дубровский скрылся за границей.
- Знает ли читатель точно ,что произошло с главным героем?
Этот авторский приём носит название «Открытый финал»-отсутствие развязки в произведении .Читатель сам может предположить «домыслить»
тот или иной вариант завершения сюжета.
Думаю, что каждый из вас дочитывая , почувствовал, что вас охватывает целая буря самых разнообразных чувств. Прежде всего, удивляешься, что повествование окончилось так внезапно, и мы совершенно не знаем, как сложилась дальше жизнь главного героя. Такое впечатление, что Пушкин просто отложил рукопись в сторону, сказав то главное, что хотел сказать нам
4.Работа в группах
В черновиках писателя сохранился план III части: «Жизнь М. К. Смерть кн. Вер. Вдова. Англичанин. Свидание…» .Подумайте, как бы могла сложиться судьба главных героев. Представьте свою версию.
Ребята работают в группах (8минут)
Представление результатов работы
Итоговая беседа:
— Какова главная мысль, идея произведения?
Идея в том, что главными человеческими ценностями являются честь, справедливость, верность данному слову. Носителем этой идеи является, прежде всего, Владимир Дубровский, а также Маша Троекурова.
— Как, вы думаете, сложилась бы жизнь Владимира Дубровского в наше время? Была бы его разбойничья жизнь наказуема? Кто из девочек выбрал бы в качестве супруга такого человека?
Его деятельность была бы уголовно наказуема: ст 162 УК РФ – разбой на дорогах.
Рефлексия:
Ребята, оцените нашу работу на уроке.
- Понравился или не понравился Вам урок?
- Что показалось сложным?
- Сделали ли Вы для себя какие-то выводы? Чему научились?
Импровизированная игра: диалог с героем романа.
Класс разбивается на группы и придумывает вопросы для «Владимира, Марьи, Троекурова, Верейского», которых ребята встретили через несколько лет после описываемых в романе событий.
1) Вопросы для Владимира:
— Что вы чувствовали, когда Маша отказалась принять вашу помощь?
— Вы расстались со своими товарищами. Испытывали ли сожаление, уезжая за границу?
— Поддерживаете ли отношения сейчас со своими бывшими крестьянами?
— Хотите ли отомстить Верейскому за то, что он выстрелил, хотя вы ему не угрожали?
— Встречались ли вы с Машей после отъезда? Испытываете ли к ней прежние чувства?
2) Вопросы для Марьи:
— Какие чувства вы испытывали, когда ваш муж выстрелил в Дубровского?
— О чем думали во время свадебного обеда?
— Изменился ли ваш отец, ваши с ним отношения?
— Где вы поселились после свадьбы?
— Как сложилась семейная жизнь, появились ли дети?
— Сожалеете ли о том, что отказали Владимиру Дубровскому?
3) Вопросы для Троекурова:
— Узнали ли вы о том, что случилось в лесу после венчания вашей дочери?
— Радовались ли вы за дочь за праздничным свадебным столом?
— Часто ли после свадьбы Маша навещала вас? Одна или с мужем?
— Вспоминаете ли Андрея Гавриловича Дубровского? Сожалеете ли о случившемся?
— Если Владимир Дубровский снова появится в вашем доме, каковы будут ваши слова и действия?
4) Вопросы для князя Верейского:
— Любите ли вы Марью Кириловну?
— Вы же наверняка замечали, что ваша тогда еще невеста не испытывала к вам чувств. Зачем вы повели ее под венец?
— Почему вы выстрелили в Дубровского?
— Как проходит ваша семейная жизнь? Часто или бываете в свете? Всегда с женой или чаще одни?
— Сожалеете ли вы о случившемся?