СОДЕРЖАНИЕ
[link] Судьба Снегурочки трагична, но и величественна; её смерть горестна, но без этой смерти невозможно торжество Света над Холодом... Идея жертвы, жертвоприношения, мифологический образ Природы, мистический подтекст, использование фольклорных образов календарной поэзии — всё это было предельно близко тенденциям, которые только ещё складывались в европейской драматургии. Русский комедиограф Островский, который славился своим вниманием к бытовой детали, выросший на принципах натуральной школы, обратился к напряжённой символике одновременно с лучшими европейскими драматургами нового поколения. "Можно подумать, что этот, так называемый реалист и бытовик, ничем другим не интересовался, кроме чистой поэзии и романтики", — напишет спустя годы великий режиссёр Константин Сергеевич Станиславский. А современники, как водится, не поняли смысла «Снегурочки», что больно задело и обидело Островского.
Итог многотрудной жизни
Островский был настоящим тружеником. Он не знал отдыха, не позволял себе расслабляться — и мечтал лишь о том, чтобы иметь возможность ещё сильнее влиять на судьбы русского театра, содействовать его развитию.
В 1881 году его пригласили в Комиссию для пересмотра законоположений по всем частям театрального ведомства. Драматург полгода работал над программой перемен; увы, предложения его наткнулись на стену равнодушия. Лишь в 1886 году, уже получая от Государя пожизненную пенсию в 3000 рублей, он был назначен на должность заведующего репертуарной частью московских театров, Малого и Большого, и руководителя театральной школы. Островский был по-настоящему счастлив, артисты ликовали... Но физических сил уже не оставалось. Как горько напишет драматург, "дали белке за её верную службу целый воз орехов, да только тогда, когда у неё уж зубов не стало... Это положение глубоко трагическое".
Но еще раз повторим, делом всей его жизни было создание русского национального театра, и оно осуществилось.