Урок по теме Орфоэпические нормы русского языка( с презентацией)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке

[link]

6. Закрепление: тест (в парах).

Нормы ударения.

Расставьте ударение в словах:

Агент, апостроф, баловать, ветеринария, гражданство, досуг, диспансер, заговор, индустрия, квартал, ломоть, намерение, нефтепровод, опека, премировать, средства, танцовщик, ходатайство, сосредоточение, черпать, принята, афера, балованный, включит, договор, дощатый, завидно, звонит, каталог, красивее, мастерски, некролог, обеспечение, оптовый, свекла, столяр, хвоя, знамение, щавель, эксперт.

7. Работа по тексту Д.С.Лихачёва «Как говорить?»

1) Представление книги (сообщение).

Д.С.Лихачёва «Письма о добром и прекрасном». (сообщение).

Таких людей, как Д.С.Лихачёв, называют «совестью нации». В годы страшных сталинских репрессий, в годы засилья идеологии в культуре и науке он открывал для современников и потомков духовное наследие предшествующих эпох Российской истории. Уже в 8о-е годы XX века, будучи пожилым человеком, учёный собрал свои собственные заметки и наблюдения, посвящённые родной культуре, образованию и воспитанию, и составил на их основе своеобразное послание молодому поколению России. Свой труд он назвал просто «Письма о добром и прекрасном».

Я хочу познакомить вас с этой книгой.

В книге 46 писем. Перечислю некоторые из них:

  • «В чем смысл жизни?»;

  • «Про зависть»;

  • «О жадности»;

  • «Искусство ошибаться»;

  • «Про карьеризм»;

  • «Когда следует обижаться?»;

  • «Учитесь учиться»и другие.

О чём эти письма?

Письмо седьмое «Что объединяет людей?»

Выдержка из письма (из книги):

«... быть добрым одному человеку ничего не стоит, но стать добрым человечеству невероятно трудно. Исправить человечество нельзя, исправить себя – просто. Накормит ребёнка, провести через улицу старика, уступить место в трамвае, хорошо работать, быть вежливым и обходительным.... и т.д. и т. п. – просто для человека, но невероятно трудно для всех сразу. Вот почему нужно начинать с себя».

«Письма о добром и прекрасном» Д.С.Лихачёва – это слова прежде всего в адрес молодого поколения. Они полны глубокого смысла.

Заканчивая своё труд, в последнем письме Лихачёв так отзывается о своей работе: «Мы поднимались с читателем вместе по ступеням опыта, не моего только опыта, но и опыта молодых людей. Мои письма наставительные, но наставляя, я наставлялся сам».

Не случайно Д.С.Лихачёв известен не только в России, но и за рубежом. Он умел быть добрым, умел замечать доброе в людях. Мне бы очень хотелось, чтобы вы познакомились с книгой «Письма о добром и прекрасном», которая помогает увеличивать добро в окружающем нас мире, а это, наверное, то, ради чего стоит жить!

2) Работа по тексту «Письма девятнадцатого».

Письмо девятнадцатое.

Как говорить?

....Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.

Есть разного рода неряшливости в языке человека.

Если человек родился и живет вдали от города и говорит на своем диалекте, в этом никакой неряшливости нет. Не знаю, как другим, но мне эти местные диалекты, если они строго выдержаны, нравятся. Нравится их напевность, нравятся местные слова, местные выражения. Диалекты часто бывают неиссякаемым источником обогащения русского литературного языка. Как-то в беседе со мной писатель Федор Александрович Абрамов сказал: «С русского Севера вывозили гранит для строительства Петербурга и вывозили слово — слово в каменных блоках былин, причитаний, лирических песен». «Исправить» зык былин — перевести его на нормы русского литературного языка — это попросту испортить былины.

Иное дело, если человек долго живет в городе, знает нормы литературного языка, а сохраняет формы и слова своей деревни. Это может быть оттого, что он считает их красивыми и гордится ими. Это меня не коробит. Пусть он и окает и сохраняет свою привычную напевность. В этом я вижу гордость своей родиной — своим селом. Это не плохо, и человека это не унижает. Это так же красиво, как забытая сейчас косоворотка, но только на человеке, который ее носил с детства, привык к ней. Если же он надел ее, чтобы покрасоваться в ней, показать, что он «истинно деревенский», то это и смешно и цинично; «Глядите, каков я: плевать я хотел на то, что живу в городе. Хочу быть непохожим на всех вас!»

Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, — распространеннейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения. Грубыми прозвищами учителей именно слабые волей ученики хотят показать, что они их не боятся. Это происходит полусознательно. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, неинтеллигентности, а иногда и жестокости. Но та же самая подоплека лежит в основе любых грубых, циничных, бесшабашно иронических выражений по отношению к тем явлениям повседневной жизни, которые чем-либо травмируют говорящего. Этим грубо говорящие люди как бы хотят показать, что они выше тех явлений, которых на самом деле они боятся. В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость. «Плюющиеся словами» люди потому и демонстрируют свое презрение к травмирующим их явлениям в жизни, что они их беспокоят, мучат, волнуют, что они чувствуют себя слабыми, не защищенными против них.

По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо.

Наш язык — это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности» (есть такое печальное явление в психологии некоторых слабых людей, но объяснять его сейчас я не имею возможности — это большой и особый вопрос).

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно — прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно — это надо, надо. Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

  • О чём пишет Д.С.Лихачёв в этом письме?

  • Какова основная мысль текста?

  • К какому стилю относится данный текст?

  • Какова позиция автора? Его аргументы?

  • Ваши аргументы?

III. Итоги.

- Чем полезен был для вас сегодняшний урок?

Домашнее задание: Написать рассуждение по тексту Д.С.Лихачёва «Как говорить?»