«Образ солнца в языке и культуре русского народа»

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


МБОУ СОШ №22 с углубленным

изучением французского языка

город Дзержинск,

учитель русского языка и

литературы, учитель

высшей категории

Романова Алла Александровна

Интегрированный урок

«Образ солнца в языке и культуре русского народа»

Интегрирование знаний из различных областей науки и искусства способствует постижению учащимися целостной картины мира. Интерес учителя и учеников к художественной и духовной культуре народа, его истории и языку побудил нас обратиться к данной теме.

Цели урока:

  • обучающие: исследовать отражение культа солнца в языке и обычаях русского народа.

  • развивающие: развивать познавательный интерес, связную речь, навыки работы с лингвистическими словарями и научной литературой, формировать навыки исследовательской работы.

  • воспитывающие: воспитывать бережное отношение к языку и уважение к культуре русского народа.

Методы и приёмы: метод исследовательских проектов, эвристический (эвристическая беседа)

Задачи:

  1. Изучить особенности образа солнца в славянской мифологии и найти отражение понятий солнечного годового цикла в словаре В.И.Даля.

  2. Исследовать особенности славянской мифологемы «солнце». Раскрыть отражение культа солнца в народных обычаях славян (по роману П.И.Мельникова - Печерского «В лесах».).

  3. Рассмотреть особенности концепта солнца» в русском языковом сознании.

  4. Проанализировать произведения устного народного творчества, в которых создаётся образ солнца.


Опережающие задания по группам были направлены на решение поставленных задач.

Учащиеся обращались к литературе по языкознанию, к различным словарям, в том числе «Словарю символов», «Толковому словарю живого великорусского языка» В.И.Даля. Особое внимание уделялось анализу фольклорных и художественных произведений, изучению монографии Панасовой Е.П. «Концепт СОЛНЦЕ в русском языке и речи», исследованию Семёновой М.Н. «Быт и верования древних славян».


Слово учителя: Как известно, СОЛНЦЕ является уникальным объектом, значимым для всех живущих на Земле людей, поэтому так или иначе образ СОЛНЦА представлен в культуре разных народов. Сегодня на уроке мы выясним особенности образа солнца в славянской мифологии, рассмотрим, как отразились вехи солнечного годового цикла в словаре В.И.Даля, определим особенности славянской мифологемы «солнце» и концепта «солнце» в русском языковом сознании. Каждой группе предстоит выступить с защитой своего проекта и задать классу 1-2 вопроса по своему выступлению.

  1. Актуализация опорных знаний. «Понятие о солнце в культуре народов мира. Солярные мифы разных народов мира»

Как известно, СОЛНЦЕ является уникальным объектом, значимым для всех живущих на Земле, поэтому так или иначе образ СОЛНЦА представлен в культуре разных народов. В курсе МХК мы знакомились с солярными мифами древности.

Давайте вспомним, как представлен образ Солнца у тех или иных народов мира?


Обобщение:

  • У разных народов Солнце может соотноситься как с мужским (славяне, шумеры, египтяне), так и с женским (эвенки, сибирские народы) началом.

  • Представление о Солнце как живом существе в метафорическом виде: сохраняется в языке, например, солнце встало/село/... // sun rose/set/...(англ.) Die Sonne geht auf/ geht unter/... (нем.) II el sol se ha levantado/se ha puesto/..(исп.).

  • Почти у всех народов СОЛНЦУ сопутствуют эпитеты «золотое», «златокудрое», а в испанском языке слово «sol» - «солнце» ранее употреблялось также в значении «золото».

II. Образ солнца в культуре и языке русского народа – содержание центральной части урока.

Тема выступления 1 группы: Культ солнца в жизни древних славян Славянская мифологема Солнца. Образ солнца в русской культуре.

Задания для 1 группы:

  1. Объяснить значение понятий «культ», «культ солнца».

  2. Раскрыть роль мифологических персонажей Даждьбог и Ярила в культе солнца славян.

  3. Охарактеризовать мифологему солнце как составной элемент мифологического сюжета и общекультурную идею русского фольклора.

Словарная работа. Слово «культ» происходит от латинского cultus – почитание, поклонение. В европейских языках мы находим близкие по написанию и звучанию слова: англ. cult, немец. Kult, франц. culte, итал. culto, исп. culto.

Слово культ является многозначным:

а) форма общественного поклонения, почитания богам; б) форма богослужения.

Культ солнца - форма религиозного действия, представляющая собой совокупность специфических действий (ритуалов, обрядов, церемоний), вызванных соответствующим вероучением: славяне одухотворяли солнце, наделяя его функциями высшего божества.

Вывод 1.

  • Солнце – небесное светило, почитавшееся древними славянами как источник жизни, тепла и света. Солнце называли ясным и красным, светлым и святым, божьим и праведным, добрым и чистым.

  • Славяне считали солнце Всевидящим оком, которое строго следит за нравственностью и соблюдением законов.

  • Мифологема солнце - это некая первичная сюжетная схема, общекультурная идея, встречающаяся в фольклоре, перешедшая из мифа в эпос и волшебную сказку, затем в художественную литературу. Солнце – доброе и справедливое божество, которое даёт жизнь всему живому на земле, это творец; к солнцу обращаются за помощью в трудных ситуациях Солнце – источник жизни на земле, залог урожая, символ мирной жизни; представитель истины и блага: солнце правды; «кормилец или благодетель, радость и надежда», «Солнце – князь земли». Такова суть мифологемы солнце.

  • Многие древнеславянские боги имели солнечную природу: Дажьбог – бог Солнца и творец всего сущего. Сварог – отец бога Солнца и создатель огня. Слово Даждьбог (или Дажьбог ),что значит «дающий бог», «податель всех благ», образовано от старославянского «даждь» - дай. Это Солнце –бог, подающий все блага и саму жизнь.

  • Ярила - Бог плодородия. По своему значению он близок египетскому богу Осирису. Оба служили идее плодородия, оба умирали поздней осенью, а весной возрождались к новой жизни, как и зерно, похороненное в земле, воскресает стеблем, колосом и новым, яровым, зерном.

. Вопрос классу: В опере Римского –Корсакова «Снегурочка» хор поёт о том, что Ярила – бог Солнца. Прав ли создатель либретто, называя Ярилу богом солнца? Кто такой Ярила и что связывает его с Даждьбогом?

Работа с толковыми словарями. Ярила – отнюдь не бог солнца, это совсем иной мифический персонаж. Имя «Ярила» восходит к словам «ярость», «ярый». Задание: найдите в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля значение слова «ярый». По Далю, оно означает «огненный, пылкий; сердитый, злой, лютый; горячий, запальчивый; крепкий, сильный, жестокий, резкий; скорый, бойкий, безудержный, быстрый; крайне ретивый, рьяный; весьма горючий; белый, блестящий, яркий; горячий». Какие из перечисленных определений отражают характер Ярилы - солнца?

Обратимся к «Толковому словарю» С.И.Ожегова, чтобы выяснить значение слова «ярость». Так называют «порыв слепой, стихийной, зачастую бессмысленной силы, неистовство». Яростный – значит неукротимый, озверелый. Найдите в толковом словаре слова, которые имеют общий корень со словом Ярила:

  • яровать – неистовствовать, забываясь,

  • «ярун» - глухарь во время тока, охваченный любовным порывом,

  • «яровые» - зерновые культуры , которые сеют весной,

  • «ярилки» - праздник, посвящённый культу плодородия земли.

Вопрос классу: Во время проведения праздника Ярилки появлялся ряженый в костюме Ярилы, с колосьями и черепом в руках. Что символизировали эти предметы?

2. О связи культа солнца с народными обычаями можно узнать из романа П.И.Мельникова - Печерского «В лесах», с которым учащиеся познакомились самостоятельно.


Тема выступления 2 группы: Миф о Солнце в изложении П.И. Мельникова-Печерского. Задания для 2 группы: Исследовать отражение культа солнца в народных обычаях славян (по роману П.И.Мельникова - Печерского «В лесах».). Найдите элементы русской обрядности, связанные с культом Ярилы. Какими средствами создаётся всеохватывающий образ веселого бога Ярилы? Почему в сказании о Яриле и Земле автор не использует слово «солнце»?

Вывод 2. В романе П.И.Мельникова - Печерского «В лесах» изображается всеохватывающая панорама культа Ярилы:

  1. элементы русской обрядности; гулянья на Ярилином поле в Нижнем,

  2. похороны чучела Ярилы в Муроме и Костроме,

  3. изображения Ярилы актёрами на игрищах в Кинешме и Галиче.

  4. С именем Ярилы связывает писатель название озера Светлояр: «То озеро по имени старорусского бога Светлым Яром зовется».

  • В романе создается яркий и праздничный образ бога весны, любви, плодородия: «...на головушке у него венок из алого мака, в руках спелые колосья всякой яри» (т. е. злаков яровых: пшеницы, овса, ячменя). Для создания образа Ярилы автор использует эпитеты: «вечно юный, вечно радостный светлый», метафоры:«пламень взора светлого Яра», « волны лучезарного Ярилина света».

  • В роман включены тексты нижегородского песенного фольклора:„Нет меня, Ярилушки, краше, нет меня, Хмеля, веселее — без меня, веселого, песен не играют, без меня, молодого, свадеб не бывает».

  • Кульминацией романа является утверждение жизнетворящей силы любви Земли-матушки и Ярилы-солнца: «Любы Земле Ярилины речи, возлюбила она бога светлого и от жарких его поцелуев разукрасилась злаками, цветами»;

  • В тексте нигде не названо слово «Солнце», это даёт нам возможность предположить, что писатель отчётливо понимал различие между богом плодородия Ярилой и собственно богом Солнца (Даждьбогом).

Вопрос классу: Докажите, что воссоздавая мифологический образ солнца , автор имеет в виду не Даждьбога( главу славянского пантеона богов), а именно Ярилу?


Тема выступления 3 группы: Отражение понятий солнечного годового цикла в словаре В.И.Даля

Задания для 3 группы: В календаре присутствуют особые дни, связанные с положением солнца на небосклоне - дни зимнего и летнего солнцестояния, осеннего и весеннего равноденствия. Расскажите, как понятия солнечного годового цикла закрепились в русском языке и нашли отражение в словаре В.И.Даля


Вывод 3. Языческие народные праздники солнца связаны с днями зимнего и летнего солнцестояния, осеннего и весеннего равноденствия.

  1. С ночи 24-го декабря на 25-е декабря – первый годовой праздник Солнца – солнцеворот или Корочун. По Далю это древнерусское слово означает «капут, конец, сметь, гибель, извод». Корочун символизирует минимальную силу огня, тепла, света. Это день смерти солнечного божества Ярилы.

  2. Второй праздник Солнца – день возрождения солнечного божества - приходится на 24 марта и называется Комоедицы. Смысл названия этого главного праздника восходит к древним славянским словам «комо» - и - «едиц(а)», т.е. « поедающая комо».

Словарная работа с раздаточным материалом. Чтобы выяснить лексическое значение слова «комо», обратимся к однокоренным словам, представленным в словаре В.И.Даля: комуха – трясучка, лихоманка, лихорадка, гнетучка; комаха, комоха, кумаха, комошица ( она гнёт человека в ком).

Определите лексическое значение слова «комо»?

  • Можно предположить, что «комо» это болезнь, смерть, а слово Комоедицы означает уничтожение смерти-зимы и прославление огня, тепла, солнца – Ярилы.

  • Утверждение сил жизни и уничтожение смерти – таков смысл этого праздника, который в более поздние времена был вытеснен близким по смыслу праздником Масленицы.


  1. Третий праздник Солнца - Купало - отмечается в разгар лета, в ночь с 22 на 23-е июня. Этот древний народный религиозно-магический земледельческий праздник был распространён у славян на Руси и в Европе. В этот день разводили костры и прыгали через них, КУПАЯСЬ в огне (пале) костра, КУПАЯСЬ в реке. Молодёжь водила хороводы, делала из травы чучело КУПАЛЫ.

Работа с информационной карточкой:

  • Значение слова «Купало» принято связывать со словом «купать», которое означает «окунать с погружением во что-либо».

  • По Далю, «купа» – «костёр», а также « большой чан».

  • Синонимом к слову «купаться» является слово «лить», поэтому, очевидно, купать(ся) можно не только в воде, но и в огне, в лучах солнца, вообще в каком-либо льющемся потоке.

  • Вторая часть слова – «пал» - созвучна со славянским словом «пал», обозначающим огонь, а также полевой, степной, лесной пожар

  • Во время праздника Купалы максимален день, и наиболее ярко/jарко/жарко солнце (Ярило), поэтому в этот праздник славяне купались в лучах солнца – днём, а ночью – в огне костра.


4). Четвёртый праздник Солнца - день осеннего равноденствия - Радогощь (Радогост) отмечали 24 сентября.

  • Считалось, что в этот день Солнце-муж Дажьбог становится мудрым Солнцем-стариком Световитом. О Яриле речь уже не шла.

  • К этому дню пекли огромный, в рост человека, медовый пирог, за который прятался славянский жрец, который произносил пожелания и предсказания на следующий год, Затем начинался пир в честь солнца, которое дарит людям радость и щедрый урожай.

Вопросы классу:

  1. Чем, по-вашему, объясняется второе название этого праздника - «поедание солнца»?

(это название связано с праздником урожая, когда люди могла насладиться дарами солнца и земли)

  1. Как этимологическая сущность славянского праздника Радогощь (Радогост) отражается в фонетическом строе его названия? ( Радогощь - «радость гостям», «угощение»)


  • Так как у славян было немало врагов, то в контексте праздника была и настороженность к тем «гостям», которые могут прийти с войной, чтобы отобрать не только урожай, но и жизнь. Не случайно в этот день проходили смотры воинского мастерства, устраивались потешные поединки. Т.о., семантика праздника Радогощь связана, с одной стороны, с урожаем, а с другой – с подготовкой к войне и смерти.


  1. Тема выступления 4 группы: Образ солнца в фольклоре и русском языковом сознании. Динамика концепта «солнце».

Задания для 4 группы:

1.Определить значение образа солнца в произведениях русского фольклора.

2.Изучить монографию Панасовой Евгении Петровны «Концепт СОЛНЦЕ в русском языке и речи».

3. Раскрыть особенности концепта «солнце»

Вывод 4.

Общеславянское слово «солнце» ассоциируется с понятиями «рождать», «творить», «оживлять Бытие мира зависит от плодоносящей силы солнца.

  • Солнце обозначалось кругом или кругом с расходящимися лучами, прямыми и косыми крестами, кругом с крестом внутри, концентрическими кругами с крестом внутри, розеткой и свастикой. Изображениями солнца украшались предметы обихода: прялки, полотенца и т.п.

  • В песнях и загадках Солнце изображается в девичьем образе: «Красная девица в зеркало глядится», «Красная девушка в окошко глядит».

  • В сказках оно живет там, где земля сходится с небом. Солнце опускается на ночь под землю или в море. Ладья, запряженная утками или лебедями, доставляет его к стороне восхода.

  • В былинах с Солнцем образно сравнивали Великого князя (Владимир Красное Солнышко) или богатыря.

  • В песнях «светлое» или «красное солнышко» - это родной человек, например, родимая матушка. Мать сравнивают с солнцем, потому что она, как и Солнце, дарит нам жизнь и тепло своей души.

  • В пословицах используется слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом – солнышко, что указывает на любовно-уважительное отношение к объекту, используется неделимое сочетание - постоянный эпитет «красное солнышко».

  • Ряд пословиц и поговорок утверждает восприятие солнца как духовно значимого объекта, например, « И на солнце есть пятна» (солнце как образец добродетели, чистоты); «За ушко да на солнышко» (солнце как что-то высвечивающее, выявляющее всё в истинном свете),

  • В русском языке существуют устойчивые выражения, связанные с образом солнца: «солнце правды», «солнце истины» (об Иисусе Христе), «солнце русской поэзии» (о Пушкине).


Работа с информационной карточкой

  1. Концепт - это сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека.

  2. Концепт - это то, посредством чего обычный человек входит в культуру, а иногда и влияет на неё.

  3. Концепт отправляет читателя к миру духовных ценностей, смысл которых может быть явлен лишь через символ - знак, предполагающий использование своего образного предметного содержания для выражения содержания абстрактного

  4. Понятийные признаки концепта СОЛНЦЕ в русской языковой картине мира составляют признаки: «свет», «тепло», «шар» (в наивном сознании форма светила скорее представляется как «круг»), «цвет - красное», «огромное».

  5. Образный слой концепта включает традиционные признаки, свойственные народному сознанию: «бог», «живое», «на небе», «красивое», «яркое», «любимый, значимый человек», «золото», «труд», «благо», «власть», «ценное», «истина», «непогрешимое», «мудрое», «справедливое», «ласковое», «огонь».

  6. Ядро концепта «солнце» представляют следующие смыслы:

  • Центральное тело Солнечной системы, звезда, представляющая собой гигантский раскаленный газовый шар, излучающий свет и тепло за счет протекающих в его недрах термоядерных реакций. С этим смыслом связаны следующие примеры: «Восход Солнца». «Солнце – звезда-карлик». «Вращение Земли вокруг Солнца».

  • .Свет, тепло, излучаемые этим телом. С этим смыслом связаны выражения: «Греться на солнц». «Подойти к солнцу» (т. е. «к свету»).

  • (переносное значение) О ком-(чём) - нибудь очень дорогом, ценном, являющимся источником, средоточием чего-нибудь ценного, высокого, жизненно необходимого. Примерами могут служить выражения: «Солнце моё, не плачь». «Солнце правды» - о том, кто прославился в какой-либо области искусства, науки. Так, например, солнцем драматургии принято считать Шекспира, солнцем математики – Лобачевского. Солнцем русской поэзии назвал Достоевский Пушкина.

  • Солнце (мн., солнца, солнц). Это центральное тело среди других планетарных систем, играющее роль, подобную Солнцу в солнечной системе. Точно неизвестно, сколько солнц в нашей Вселенной.

  1. Динамика формирования концепта «Солнце» в русском языковом сознании схематично может быть представлена следующим образом: энергия – божество – планета – тепло – жизнь – радость – красота – жизнь – ласка – любовь.

III. Заключительная часть урока. Солнце - основа жизни на земле. Обобщение. Каким предстаёт образ солнца в языке и культуре русского народа?

  • Понятие «солнце» имеет многослойную структуру, включающую широкий культурный фон.

  • Образный слой понятия солнце включает традиционные признаки, свойственные народному сознанию: «бог», «живое», «на небе», «Красивое», «Яркое», «любимый, значимый человек», «золото», «благо», «власть», «истина», «непогрешимое», «мудрое», «Огонь», «справедливое», «ласковое».

  • Солнце является вечным идеалом, средоточием добра и добродетели, а удаленность солнца и восприятие его как постоянного, неизменного («солнце – вечность»; «солнце – даль») позволяет ему сохранять положение божества.


« О великий бог-светоносец! Тебя славили в храмах Египта и Эллады, на берегах Ганга и в стране Восходящего Солнца, и на далеком Западе, на плоскогорьях Анд. Мы любим тебя все, и злые, и добрые, мудрые и темные, верующие по-разному и неверующие, — те, кто чувствует твое сердце, неизмеримое в своей благости, и те, кто просто радуется свету твоему и теплу»

( Д. Андреев «Роза мира»)

IV. Домашнее задание (по выбору учащихся):

    1. Сочинение-рассуждение: «Почему русские писатели на протяжении веков обращаются к образу солнца?»

    2. Образ солнца в «Слове о полку Игореве».

    3. Солнце как символ поэтического творчества в поэзии А.С.Пушкина ..

.Данный урок, рассчитанный на 2 часа, может быть проведён в VIIIIX классах. Работа основывается на проектной деятельности учащихся, которые овладевают навыками работы с научной литературой, словарями. В ходе урока, опираясь на знания по русскому языку, литературе, мировой художественной культуре, учащиеся приходят к выводу, что Солнце неизменно предстает как величайшая ценность и в нравственном, и в материальном смысле, так как с солнцем связан урожай – основа жизни. Солнце является неким идеалом, средоточием добра и добродетели. Память о культе солнца жива в русском языке.









Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

" Средняя общеобразовательная школа № 22

с углубленным изучением французского языка "

г. Дзержинска Нижегородской области





Методическая разработка интегрированного урока


«Образ солнца в языке и культуре русского народа»





Выполнила :

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ22

г.Дзержинска Нижегородской области


Романова Алла Александровна




















г. Дзержинск

2016-2017 учебный год