Урок литературы в 11-ом классе по теме Женщина-поэт в дымке серебряного века. Марина Цветаева (1892-1941)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Тема урока: «Женщина-поэт в дымке серебряного века». Марина Цветаева (1892-1941).

Цели и задачи урока: познакомить учащихся с жизнью Марины Цветаевой, с эпохой, в которой жила поэтесса; развивать навыки аналитической работы учащихся над поэтическим текстом; совершенствовать навыки выразительного чтения; активизировать самостоятельность учащихся.

Урок рассчитан на один учебный час, рекомендуется провести в формате урок-лекция с элементами беседы. В предлагаемой разработке используются следующие методические приемы: работа с классом; работа над индивидуальными заданиями; анализ поэтического текста, работа по учебнику.

Оформление урока: портрет Марины Цветаевой, фотографии.

Эпиграф: «Моим стихам, написанным так рано, что и не знала я, что я - поэт,… настанет свой черед». М.Цветаева.

  1. Чтение стихов учащимися (наизусть).

  1. «К вам всем - что мне, ни в чем не знавшей меры, чужие и свои?!..».

  2. « Кто создан из камня, кто создан из глины…».

  3. «Моим стихам, написанным так рано…».

  1. Учитель. Сегодня мы будем говорить о нелегкой творческой судьбе поэтессы

Марины Цветаевой. Эпиграфом к уроку мы взяли слова самой поэтессы (чтение эпиграфа). Эти воистину пророческие слова Марина Цветаева сказала когда-то в мае 1913 года, и мы сегодня постараемся оправдать их смысл.

  1. Учитель. «Экскурс в историю».

На стыке XIX и XX веков русская поэзия пережила второе рождение, которое впоследствии было названо ее серебряным веком. Бальмонт и Сологуб, Брюсов и Блок, Гумилев и Ахматова, Мандельштам, Волошин, Цветаева, Северянин, Есенин, Маяковский и другие знаменитые поэты в этот период написали свои лучшие произведения.

Свежее слово в русскую поэзию стремились внести символисты — романтики серебряного века, видевшие преображение человечества в слиянии прекрасного и божественного — искусства и религии. Ветвь, отошедшая от ствола символизма — акмеисты — напротив, стали воспевать земное существование во всей красоте его многообразия. Футуристы же с их тяготением к словотворчеству шли в ногу с европейскими авангардистами от искусства. Футуристический экспрессионизм, стремление к эпатажу, дух бунтарства привнесли свежую струю энергии в поэзию этого периода, сделав серебряный век русской поэзии еще богаче.

Начало 20 века - это эпоха 3х революций, время сложное и противоречивое.

На литературном олимпе существовало множество литературных группировок, течений, школ. Они сотрудничали, соперничали, враждовали, но их объединяло главное: осознание своей эпохи как совершенно особой. Впоследствии это время получило название «Серебряный век», по аналогии с пушкинских «золотым». Поэты «Серебряного века», наследуя лучшие традиции великих своих предшественников, вносили в литературе то новое, что диктовало время - новую концепцию мира и человека в этом мире. Поэты были самые разные, каждый жил своей жизнью, наполненной стихами, чувствами, исканиями.





Многим жилось трудно: [pic]

  1. у многих жизнь была неустроенная;

  2. 2 причина и главная, тоталитарный режим в стране не давал людям искусства свободно реализовать свои творческие возможности.



Общую судьбу поэтов «серебряного века» обозначила Марина Цветаева в стихотворении 1925 года, посвященном Борису Пастернаку: «… расселили нас… - растеряли. По трущобам земных широт рассовали нас, как сирот». Она была права. Как никто другой она остро чувствовала неблагополучие этого мира.

И именно её поэтическая судьба наиболее полно отражала сложный и потому трагический процесс взаимоотношений «поэта и времени». И кстати, Марина Цветаева, несмотря на обилие литературных течений, школ, как и Борис Пастернак, не принадлежала ни к одной из них. Она шла своим путём, никому не вторя, никому не подражая, так и оставшись, по словам В.Ходасевича, «одинокой и дикой». Стихи ее выговаривались, звучали, «закрепляли каждое мгновение, каждый жест, каждый вздох». Она писала так, как звучала ее жизнь.



  1. Детство. Родители (выступления учащихся).

Есть хорошее выражение: «Мы все родом из детства…».

- Где и когда родилась Марина Цветаева?

- Какое дерево становится символом её рождения?

- Кто её родители? Откуда такой огромный талант, « открытость души» у Цветаевой? [pic]



1) Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья,

Я родилась.

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний:

Иоганн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть. 1916 г.



  1. Эти стихи переносят нас в Москву, где 26 сентября 1892 года в семье профессора Московского университета, директора Румянцевского музея, создателя Музея изящных искусств родилась дочь, будущая поэтесса Марина Цветаева - одна из самых ярких поэтов 20 столетия - ровесница «серебряного века».



«Рябина навсегда вошла в геральдику ее поэзии. Пылающая и горькая, на излете осени, в преддверии зимы – она стала символом судьбы, тоже переходной и горькой, пылающей творчеством и уходящей в зиму забвения», - так пишет А.И.Павловский в книге «Куст рябины». Да, сама того не ведая, через развернутую метафору, через образ рябины в стихотворении «Рябину рубили…», Цветаева предсказала свою судьбу. Горькую, трудную, тяжелую.



3) Мать Мария Александровна Мейн, была прекрасной пианисткой, «которая на рояле могла всё». Именно она привила дочери любовь к Шуману, Бетховену, Моцарту, Чайковскому, Шопену. И если бы Цветаева не стала поэтом, она могла бы стать… музыкантом.



Интересны рассказы о жизни этой очень интеллигентной, но по – своему несчастливой семьи. «Семья была большой и «сборной», и у каждого была своя трагедия: Иван Владимирович так и не смог оправиться после смерти первой жены, Варвары Иловайской, которую любил безмерно; его дочь от первого брака, Валерия, так и не ужилась с мачехой; Мария Александровна так и не простила себе того, что не ослушалась когда-то своего отца и не вышла замуж по любви; ее дети, Марина и Ася, вечно ссорились и соперничали друг с другом. О «невыправленной семье» сказано в детском стихотворении Марины: «Столовая, четыре раза в день Миришь на миг во всем друг другу чуждых…». Всего лишь несколько детских строк, а сколько в них смысла.



  1. Учитель. [pic]



Детство – самая счастливая пора для любого человека, но оно быстротечно. Со временем Марина из круглолицей девочки с глазами цвета крыжовника превратилась в невысокую светловолосую девушку с задумчивым взглядом близоруких глаз. Интерес к музыке постепенно угасает, особенно после смерти матери.

У неё появилась более глубокая страсть - книги. С 6 лет Муся (так её звали в детстве) писала стихи, теперь же любовь к поэтическому творчеству захватывает её целиком.

В анкете 1926 года Цветаева назовет любимые с детства четыре вещи: музыка, природа, стихи, одиночество.

-Как называется 1 сборник стихов Цветаевой? («Вечерний альбом», 1910)

-И как вы его охарактеризуете? (с.111)

-Какой предстает лирическая героиня стихов Цветаевой?

-Что вы скажете об особенностях её поэзии?


Первую свою книжку «Вечерний альбом» Марина издала за свой счет. В нее вошли стихи, писавшиеся в основном еще на ученической скамье. Несмотря на это, книгу заметили. Откликнулись Валерий Брюсов, Николай Гумилев, Нарбут. Становится неожиданной доброжелательная рецензия Максимилиана Волошина, который подметил в ее детской книжечке самое главное: «Книгу надо читать подряд, как дневник…»


-Как называется 2 сборник стихов Цветаевой? («Волшебный фонарь», 1912).

-Какую черту характера Цветаевой можно определить? (независимость, непохожесть ни на кого).

Следующие два сборника называются «Версты», посвящены русским поэтам, поэтизируют возвышенную, гордую героиню, наделенную «безмерностью чувств», появились в 16 – 17 годах.

- Кому эти стихи посвящаются, какими чувствами они проникнуты?

Стихи – посвящения (читают ученики).



  1. Учитель.

Марина Цветаева была натура романтичная. Её любимые темы – философия и психология человека, изображение людских страстей.

Анастасия Цветаева (сестра Цветаевой) вспоминает: «В комнате матери висел портрет бабушки, красавицы – польки Марии Бернацкой, умершей очень рано – в 27лет. [pic]

Увеличенная фотография – темноокое, с тяжёлыми веками, печальное лицо с точно кистью проведенными бровями, правильными, милыми чертами, добрым, горечью тронутым ртом…». А Марина любила подолгу смотреть на портрет бабушки. Интересно, о чем она думала? Прочитаем стихотворение, посмотрим, какие мысли, чувства, переживания поэта проявились в стихотворении.

Чтение и анализ стихотворения «Юной бабушке» (1914).

В стихотворении звучит тоска по ушедшему 19 веку – эпохе прекрасных дам и галантных кавалеров. Лирическая героиня пытается восстановить утраченную связь времен. Она ищет в образе бабушки истоки собственного характера. Обращаясь к ней, лирическая героиня прежде всего пытается разобраться в себе.

  1. Учитель

[pic] [pic]

Коктебель, 1913г. Коктебель, 1911 г. Цветаева с Сергеем Ефроном.



В 1911 году в Крыму, в Коктебеле, когда отдыхала у своего старшего товарища Максима Волошина, она встретилась с очень красивым молодым человеком. Это был Сергей Эфрон. Через год поженились. Это была странная и мучительно-счастливая любовь на всю жизнь. И хотя брачный союз Марины Цветаевой с Сергеем Эфроном был сложным, полным конфликтов, именно ему, любимому мужу, другу, Цветаева посвятила свои лучшие стихи о любви.

(чтение и анализ стихотворения «Мне нравится, что вы больны не мной»).



Учитель.

Марина Цветаева принадлежала к людям той эпохи, которая была необычна сама по себе и делала необычными всех живущих в ней. Поэтесса была хорошо знакома с В. Брюсовым, В. Маяковским, Б.Пастернаком, А.Ахматовой (эпистолярная любовь). Также и с другими талантливейшими людьми конца 19 – начала 20 века. Им она посвящала стихи, выражая свои чувства, мысли. Особенной теплотой, любовью проникнуты стихи, посвященные её поэтическому кумиру – Александру Блоку.

(чтение и анализ стихотворения «Имя твоё – птица в руке…»).

9. Работа с учебником (чтение статьи на стр.112).

- Как поэтесса встретила Октябрьскую революцию 1917 года, почему?

В декабре 1920 года в заснеженной Москве, в переполненном зале Политехнического музея проходил «Вечер поэтесс». Публика заметно скучала, вдруг, словно из темноты студеной ночи, явилась взору женщина в чёрном платье, в стоптанных валенках, с военной сумкой через плечо и стала читать… Это была Марина Цветаева. Ее чтение встретили по-разному: кто-то сочувствовал, кто-то преклонялся перед силой её духа и таланта. Почему?

(чтение и анализ стихотворения «Пригвождена к позорному столбу...»).


знали, что в красной Москве она, жена белого офицера, чувствовала себя в чём-то виноватой, жила в ожидании возмездия. Стихи этих лет были проникнуты печалью, почти отчаявшейся надеждой. Под влиянием гражданской войны и разлуки с мужем, поражения Добровольческой армии, она пишет книгу стихов «Лебединый стан». В этой книге она прославила белое движение за то, что в его рядах был её любимый муж.

Белая гвардия,

путь твой высок…


10. В эмиграции. В мае 1922 года Цветаева, не раздумывая, вместе с дочерью покинула Россию, нашёлся муж. Её эмиграция не была политическим актом, то был поступок всего лишь любящей женщины. В ее дневнике находим запись: «Жизнь -вокзал, скоро уеду, куда – не скажу». «Это была ее формула судьбы, вечно уходящей куда-то: совсем и со всем. Это была формула ее жизни: она жила то расставаниями, то ожиданиями, любила свое одиночество и ужасно страдала от него. Наконец, это была ее формула быта – ни «вечного угла», ни домашнего уюта, все разбросано, скомкано, временно – как в пристанционном буфете…». [pic]

В эмиграции она провела долгие семнадцать лет, но так и не стала эмигранткой по духу, не прижилась на чужбине. Она нисколько не погрешила против истины, сказав: «Надо мной здесь люто издеваются, играя на моей гордыне, моей нужде и моем бесправии. У меня же нет никаких средств, кроме писания… Не знаю, сколько мне еще осталось жить, не знаю, буду ли еще когда-нибудь в России, но знаю, что до последней строки буду писать сильно, что слабых стихов – не дам».


Ей не только было трудно жить за границей, но не нашла она там и своего читателя. Она говорила: «Мой настоящий читатель – в России». И потому в 1939 году Цветаева вернула своё советское гражданство и возвратилась на Родину.

Стр. 113 по хрестоматии (чтение).


Мало сказать, что жизнь не баловала Цветаеву – она преследовала ее с редким ожесточением. Трагическая несовместимость поэтессы с обстоятельствами жизни обрекла ее на непреодолимое одиночество. Она и здесь, в России, на родине, была обездолена и страшно одинока. Ощущение своего «сиротства» и «круглого одиночества» было для нее проклятием, источником неутихающей душевной боли, что и привело ее к гибели.


Цветаева ушла из жизни в последний солнечный день лета 31 августа 1941 года.

Она ушла в конечном счете потому, что не могла больше подчиняться силам, которые перекрыли ей все способы существования - одиночеству, душевным страданиям, состоянию безысходности, - как и другим писателям и поэтам: Н. Заболоцкому, Н. Клюеву, Б. Пильняку, О. Мандельштаму. Как и другие писатели, она стала жертвой сталинского тоталитарного режима.


Так трагически завершился жизненный путь Марины Цветаевой, но жизнь ее поэзии продолжается, несмотря на все невзгоды любви, жизни, надежды.

[pic]

Рябину Рябина –

Рубили Седыми

Зорькою. Спусками…

Рябина – Рябина!

Судьбина Судьбина

Горькая. Русская. (1934г).





Вывод: Таким образом, мы можем сказать: рябина – символ судьбы Марины Цветаевой.


11. Подведение итогов урока. Рефлексия.

12. Домашнее задание. Выучить понравившиеся стихотворения.


Использованная литература.

  1. Стихи Марины Цветаевой.

  2. Богуславский М.Б., Загидулина М.В. и др. Русские поэты XX века. Собрание биографий. Издательство «Урал Л.Т.Д.». 2001. Стр. 372.

  3. Карсалова Е.В., Леденев А.В., Шаповалова Ю.М. «Серебряный век» русской поэзии. Пособие для учителей. Москва, Новая школа. 1996.