[link] (родился, как предполагают, между 74 и 64 годами до н.э.). Лучшие поэты того времени находили в Меценате внимательного и заботливого покровителя и защитника. Это уже позднее имя собственное стало нарицательным, и меценатом стали называть любого человека, оказывающего материальную помощь из личных средств.
В наше время тоже есть такие люди! И покровительство теперь получают не только деятели искусств, но и все нуждающиеся в помощи. Слово меценат в настоящее время чаще заменяют другим словом – спонсор. Но слово это мне не нравится. Оно какое-то черствое, нерусское, грубое. Может быть, лучше сказать благодаритель. Дарить во благо. Дарить другим. Дарить, не требуя ничего взамен. Думаю, что это слово, являющееся архаизмом, более приемлемо для таких людей. Я могу назвать имя такого человека. Это мой земляк, которому при жизни в Казани установили памятник. Он не богат, не получил наследства, не выиграл миллион в лотерею, он трудится с утра до ночи и безвозмездно помогает тем, кто в деньгах нуждается больше, чем он сам. Я сохраню интригу, не называя раньше времени его имени. А расскажу о памятнике.
Памятник казанскому благотворителю не совсем обычный – это бабай, лошадь, телега и ватага детей. Старик ждет. Вот сейчас запоздавший мальчишка запрыгнет на повозку жизни, и лошадь повезет ребятишек навстречу счастью и добру. Гуляя под белокаменными стенами Казанского кремля, разве что ленивый турист не залезет сфотографироваться на бронзовую телегу, в которую набилась орава ребятишек. Запечатлевшись же рядом со скульптурой, начинают гадать, что за старик, ведь таблички-то нигде нет. “Небось, партизану какому-нибудь памятник. Спасает деревенских детишек от немцев”, — чешут макушки одни. “Может, председателю колхоза?” — выдают версию другие.
Предположить, что мужчина в засаленной телогрейке, стоптанных сапогах и брюках гармошкой — известный на весь Татарстан благотворитель, и в голову никому не придет. Разве так выглядят меценаты.
В Казани Асгат Галимзянов — живая легенда. Одни называют его чудаком, другие — подпольным миллионером. Но чаще можно услышать благодарное - “святой человек”. Когда в СССР еще не было даже понятия “благотворительность”, он, возчик Бауманского райпищеторга, перечислял деньги детским домам и дарил интернатам ключи от новеньких авто. Одних только автобусов купил и подарил 75 штук. Каждая машина стоит не менее 500 тысяч рублей. Получается, что только «автобусный парк» тянет, по меньшей мере, на миллион долларов! А сейчас Асгат Галимзянович Галимзянов копит деньги на вертолет, для подарка, разумеется…
Затертая до дыр телогрейка, стоптанные сапоги — на себя он денег почти не тратил. Сейчас Асгат Галимзянов ютится в полусгнившем бараке. Свою благоустроенную квартиру в центре города он отдал вернувшейся из Казахстана семье. Так же бескорыстно, как до этого передал под детский сад огромный дом в родном селе.
Асгат Галимзянов уже не молодой, ему уже за 70. Сколько себя помнит – всегда помогал нуждающимся: отправлял деньги и в Армению после землетрясения, и в Чернобыль. Лошадь в скульптурной композиции – его настоящая помощница. Когда-то Асгат Галимзянович работал извозчиком на рынке. Собирал пищевые отходы для своего скота, все доходы от фермы раздавал нуждающимся, как истинный мусульманин. Сейчас он сдает часть земли у дома под стоянку для автомобилей. Деньги от аренды также тратит на других. На вопрос: «Зачем Вы это делаете?» – неизменно отвечает: «Так мама воспитала».
Воспитанники одного республиканского детского дома называют его «безнен бабай», по-русски это звучит ласково - «наш дедушка». Говорят, если сложить все пожертвования Асгата Галимзянова, получится около 100 миллионов рублей. Целое состояние. А сам он при этом живет в старом бараке. Единственное богатство в доме – награды за меценатство и письма благодарности. Теперь вот появился и бронзовый двойник в центре города.
Бывший возчик с колхозного рынка, а ныне пенсионер Асгат Галимзянов и сам никогда не думал, что ему еще при жизни поставят памятник. Причем ни абы кто — а бывший президент Татарстана Минтимер Шаймиев. На собственные деньги.
— Узнав о памятнике, я сперва подумал, что детям эти деньги были бы нужнее, — признается Асгат Галимзянович. — Потом согласился. Пусть стоит, малышам я и сам помогу.
Когда открывали скульптурную композицию, Асгат- бабай пытался затеряться в толпе, но его все-таки вызвали перерезать ленточку. Он и от торжественных речей отказался. Единственное, о чем попросил – не называть это творение его прижизненным памятником. Вроде здоровье еще не подводит, да и не единственный он благотворитель в Казани.
Вот о ком надо говорить, кем гордиться, цитировать, вот кого должна знать и с кого брать пример молодёжь!
Мне кажется, что нелегко жертвовать своим ради других. Каким же чистосердечным, добрым и мудрым должен быть человек, чтобы совершать такие поступки. Я горжусь тем, что в нашей республике есть такой человек! Очень надеюсь, что в будущем будет больше таких людей, способных на поддержку обездоленных и нуждающихся.
Мне тоже пришлось познакомиться с людьми, которые помогают тем, кто попал в трудную жизненную ситуацию. В прошлом году в наш дом постучалась беда. Я неудачно упала, когда торопилась в школу. Врачи поставили диагноз - компрессионный перелом позвоночника. В течение шести месяцев я могла только лежать. Спина очень болела. В школу я не ходила, очень переживала, что отстану и не смогу сдать ГИА. Ко мне домой ходили мои любимые учителя, экзамены я сдала хорошо. Но я хочу рассказать не об учебе, а совсем о другом. Кроме меня в семье есть еще младшая сестренка, мама пока не работает, сидит с ней дома. В большом количестве было необходимо дорогого лекарство, витамины, фрукты, калорийное питание. Это еще полбеды. При моем диагнозе нужно было носить специальный корсет, чтобы спина была неподвижной и быстрее все заживало. Корсет этот был не по карману нашей семье. К сожалению, наша медицина только на бумаге считается бесплатной. Родители вначале обошли всех родственников, потом знакомых, но… безрезультатно. Помощь пришла совсем неожиданно и тоже не от богатых людей. Спасибо им за это. Сейчас я здорова, учусь в десятом классе, хожу в школу и мечтаю стать врачом. История, произошедшая со мной, заставила меня по-другому смотреть на людей, которые помогают нуждающимся.
«Добро не лежит на дороге, его случайно не подберешь. Добру человек у человека учится», - этими словами Фазиля Искандера я и хочу закончить свое повествование. Думаю, что жизнь Асгата Галимзянова и будет таким добрым примером для других людей. Когда я получу образование и буду работать, я постараюсь тоже помогать тем, кому эта помощь необходима.
Карташова Анастасия, ученица 11Б класса МБОУ «Гимназия №1»