Доклад Расширение культурного поля учащихся с использованием информационных технологий, или Уходит в Интернет литература?!»

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Расширение культурного поля учащихся с использованием информационных технологий, или Уходит в Интернет литература?!

Авторы: Невструева Ольга Дмитриевна, Анисимова Ольга Николаевна, учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ №12 города Выборга» Ленинградской области.

Учителей литературы всегда волнует вопрос: «Почему так мало читают наши ученики?» А может они давно ушли …в интернет-пространство?

Существуют две абсолютно противоположные точки зрения на роль литературы в наше время : пессимистическая и оптимистическая.

Евгений Замятин, известный писатель 30-х годов ХХ века,сказал: «Боюсь, что у русской литературы есть только одно будущее – её прошлое». Конечно, тогда еще не было сети Интернет.

Через несколько десятилетий ему возразил Борис Стругацкий, который в интервью Ю. Ревичу («Хомо супер: Борису Стругацкому — 70 лет», 2003 год) сказал о том, что «…Будущее, конечно, за электронной книгой – просто потому уже, что занимает она несравненно меньше места и во многих отношениях удобнее бумажной: её легче листать в поисках нужного места, её можно снабжать иллюстративным материалом, который Гутенбергу с Федоровым и не снился, её, чёрт возьми, можно даже озвучивать!»

Хочется и согласиться, и не согласиться с известным писателем-фантастом.

Исследуем этимологию слова «интернет-литература».

Интернет-литература – любые формы бытования художественных текстов в Глобальной сети.

Понятие «Интернет-литература» является самым широким и включает в себя понятия «сетература» и «кибература».

Какие только термины не существуют, чтобы дать определение литературному интернет-пространству.

«Наивная литература»- тот род письменности, авторам которого несвойственны претензии на создание литературного произведения, да и письменный язык вообще (тем более, язык литературный). Среди всего корпуса наивной литературы, выявленной на сегодня, мало строго художественных текстов, и почти все они относятся к жанру «девичьих рассказов».

«Наивная литература» изучается как один из постфольклорных жанров XX века, сохраняющих характер фольклора (формульность, фольклорная поэтика, а иногда и трансляция архаических фольклорных клише).

«Графомания» – «Графомания» - термин практически бесполезный; он, как и слово «безвкусица», в литературной среде обладает оценочным статусом, а его содержание определимо только вкупе с содержанием понятия «литература», которому «графомания» противостоит как «недолитература», как явление, претендующее на литературность, но таковой не являющееся. Графоманами называют тех, кто, по мнению субъекта высказывания, пишет много, но плохо. В научных целях использование этого термина затруднительно, так как содержательно его определить невозможно.

«Непрофессиональная литература» - единственное, на наш взгляд, понятие, способное раскрыть природу интересующего нас явления, хотя оно и неудовлетворительно по нескольким основаниям. В интернет-литературе «профессионалами» пока являются в основном те писатели, которые публикуются и хорошо известны по «бумажной» литературе. Непрофессионалы – это основная масса авторов, производящих интернет-литературу.

«Сетература – это текст, помещённый в сети таким образом, что перенос его на бумагу сопряжён со значительными потерями»,- так говорит об этом явлении известный исследователь Рулинета Д. Манин.

Кибература – вид виртуального творчества, в котором основную смысловую нагрузку получает не содержание произведения, а его оформление, виртуальная оболочка, в которую оказывается «запакован» текст. Примеры такого творчества собраны в одноименном разделе интернет-портала «Сетевая словесность».

РуЛиНет – русский литературный Интернет – автором термина является Александр Чесноков – писатель-фантаст(О’Санчес) - пережил три периода в своем формировании.

Период первый – «Романтика».

Это было время молодости, романтики и восторженных оценок. В декларациях очень часто присутствовало противопоставление интернет-литературы бумажной. Сетевые авторы в большинстве своем претендовали на эстетический прорыв и интеллектуальное лидерство, позиционировали себя в качестве альтернативной литературы.

Период второй - «Слияние».

Эйфория от слов «гипертекст», «сетература» прошла довольно быстро. Агрессивное противопоставление гипертекстов и образцов сетературы традиционным формам литературы уже давно выглядит анахронизмом. Стало очевидно, что ради нового информационного пространства литература менять свои основные законы существования в общем-то не собирается.

Период третий - «Необозримость».

Работают и модернизируются все старые сайты и конкурсы, параллельно открываются все новые и новые сайты – создаются новые электронные библиотеки, персональные сайты и личные странички авторов, мемориальные сайты, сайты новейшей литературы и поэзии – они множатся почти в геометрической прогрессии. Движение, заданное отцами-основателями Рулинета, обрело собственную логику и потеряло управляемость, а вместе с этим – обозримость и цельность.

Самые распространенные три точки зрения о влиянии Сети на литературу таковы.

Деятели оффлайновой культуры считают, что Интернет никак не повлиял на литературный процесс, а стал лишь новым инструментом, площадкой для публикации текстов, пространством для коммуникации.

Представители второй точки зрения (чаще всего активные интернет - пользователи, нередко – авторы и руководители сетевых проектов, стоявшие у истоков Рунета) утверждают, что Сеть привнесла уникальные механизмы, повлекшие создание новых литературных форм, существование которых невозможно на бумаге.

Третья точка зрения принадлежит Сергею Костырко, ведущему веб-обозрения в журнале «Новый мир»: «И перескакивая через несколько логических ходов, предположу, что в ближайшем будущем лидирующая роль в структурировании современного литературного (и шире – культурного) пространства останется по-прежнему у бумажных изданий – уж какие они есть».

РуЛиНет включает в себя: поэзию, прозу, журналы, ЖЖ (живой журнал ( [link] htth.// netslova.ru|teoriya/seteratura

  1. Митренина Мария. Интернет и русский литературный процесс. Русский журнал, 2003.