7
Государственное бюджетное образовательное учреждение
города Севастополя «Средняя общеобразовательня школа №35
с углубленным изучением немецкого языка имени Героя Советского Союза Г.А. Абызова»
Методическая разработка по литературе для 10 класса
«Герой-идеолог в творчестве Ф.М. Достоевского на примере романа «Идиот»
Работу выполнила:
учитель русского языка и литературы 1 категории
Кока Елена Юрьевна
Севастополь
2016
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ «ГЕРОЙ – ИДЕОЛОГ» В ЛИТЕРАТУРЕ XIX СТОЛЕТИЯ ………..............................................................................................8
1.1. Понятие «герой-идеолог» и его эволюция в связи с общественно-политической ситуацией в России во второй половине XIX века………………………………………………………………………………8
1.2.Творческая история романа Достоевского «Идиот»…………………………………………………………………………11
ГЛАВА 2. ИЗОБРАЖЕНИЕ «ПОЛОЖИТЕЛЬНО ПРЕКРАСНОГО» ЧЕЛОВЕКА В РОМАНЕ ДОСТОЕВСКОГО «ИДИОТ»……………………14
2.1. Идеология князя Мышкина в романе Достоевского «Идиот»….14 2.2. Влияние Льва Николаевича Мышкина на петербургское общество……………………………………………………………………20 2.2.1.Князь Мышкин, Настасья Филипповна и Аглая Епанчина……….20
2.2.2. Князь Мышкин и Рогожин………………………………..............25
2.2.3. Князь Мышкин и второстепенные герои романа……………… 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………32
Введение
Ф. М. Достоевский вошел в русскую литературу как писатель так называемой "натуральной", гоголевской школы. Она ознаменовала собой новый этап развития русской культуры, появление новой системы координат в мировоззрении эпохи. Если отмести в сторону некоторую упрощенность и безапелляционность суждений, можно принять общую схему этой ситуации в толковании В. И. Кулешова: "С середины 30-х годов началось реалистическое направление. До этого гении выступали одиноко: А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, М. Ю. Лермонтов, каждый из них начинал с романтизма. В середине 30-х годов совпала деятельность трех гениев-реалистов. Это было зачатком направления. В то же время появился В. Г. Белинский - критик и теоретик реализма. Начали соединяться, так сказать, практика и теория реализма - один из важнейших признаков всякого направления" [7, 22].
Натуральная школа рассматривается здесь с подачи критиков-демократов XIX века как нечто политизированное, ее художественные открытия обретают истинную значимость как противовес юношеским заблуждениям гениев - романтизму, например, а собственное содержание рассматривается внутри зависимости от отношения писателей школы к крепостничеству и самодержавию.
Так ведь и писал о "Бедных людях" В. Г. Белинский: "Честь и слава молодому поэту, муза которого любит людей на чердаках и в подвалах!.." [1, 105].В. Г. Белинский видел главную заслугу натуральной школы: она сумела если не побороть, то пошатнуть в сознании читателей вечные российские пристрастия к романтически понимаемой загранице, кипящим там страстям, пышным и надуманным по большей части сюжетам. Наружу вышла мелкая правда жизни и заполонила собой журналы. Петербургские углы и их жалкие обитатели, петербургские дворы и петербургские извозчики, шарманщики, уличные торговцы, падшие женщины - целый мир открылся перед изумленным, хотя и несколько брезгливым взглядом читателей.
В Ф.М. Достоевском, естественно, увидели ту же самую душераздирающую реальность: судя по заметкам в литературных рубриках разных печатных изданий, критики, они же первые читатели "Бедных людей", увидели в романе начинающего автора прежде всего именно "натуральную" зарисовку нищеты. Критики-современники в первую очередь видели не художественное создание, глубоко задуманный роман, а отчетливую копию с натуры.
Осмысление творчества писателя всегда представляет собой сложный и длительный процесс, который часто идет неровно в силу невозможности охватить разом то или иное явление культуры. Актуальность нашей работы заключается в том, что каждое новое поколение будет по-своему, возможно, осмысливать те идеи, которые Достоевский вкладывает в уста своих героев. Время меняется, многое меняется вокруг нас, но Достоевский затрагивает незыблемые понятия добра и зла, жизни и смерти, смысла жизни человека, его миссии в этом мире. Романы Федора Михайловича не насыщены действиями, они насыщены рассуждениями, размышлениями, «копаниями» в душе человеческой. Именно поэтому творчество Достоевского будет актуально для новых поколений.Так случилось с восприятием творчества Федора Михайловича Достоевского, что на протяжении многих десятилетий он открывался все новым поколением читателей то одной, то другой гранью своего мира. Каждая новая эпоха открывала для себя его "жестокий талант". Ф. М. Достоевский проявлялся постепенно в сознании читателей, пока не выстроилось наконец-то грандиозное здание его художественного наследия.
О Ф.М. Достоевском писали многие авторы: В.В. Розанов, А.Л. Волынский, Л.И. Шестов, П.М. Бицилли, В.В. Набоков, М.М. Бахтин и другие. Книги о нём написаны в расчёте на подготовленного читателя. Современные критики совсем по-другому смотрят на творчествоФ.М.Достоевского, чем его современники. Юрий Федорович Карякин (1930-2011), российский литературовед, автор многих работ о творчестве Ф.М. Достоевского, ищет в произведениях душу автора. Ставит перед читателем вопросы: «Почему так, а не иначе пишет автор? Что послужило мотивом?» Он говорит о Ф.М. Достоевском не как о писателе, который только констатирует факты, показывая обратную медаль роскошной петербургской жизни, который смирился с тем, о чем и пишет и «сломался». Он пишет о нем как о борце, который своей жизнью и своими произведениями пытается изменить несправедливый мир:«Почему Вы забыли сказать, что Достоевский во время процесса над петрашевцами не только не предал ни одного человека, а всячески спасал, а когда их всех повели расстреливать, — не дрогнул, не отрекся и с гордостью заявил об этом на всю Россию уже в 70-х годах? Почему не сказали о том мужестве, с каким он провел 10 лет каторги, солдатчины, ссылки? Это — не подвиг?»,«Я не хочу мыслить и жить иначе как с верою, что все наши девяносто миллионов русских, или сколько их тогда будет, будут образованы и развиты, очеловечены и счастливы... С условием 10-й лишь части счастливцев я не хочу даже и цивилизации».
А это: «...мы, может быть, видим Шекспира. А он ездит в извозчиках, это, может быть, Рафаэль, а он в кузнецах, это актер, а он пашет землю. Неужели только маленькая верхушечка людей проявляется, а остальные гибнут (податное сословие для подготовки культурного слоя). Какой вековечный вопрос, и однако он во что бы ни стало должен быть разрешен».
Вот доминанта всего его творчества. Вот кредо, которому он ни разу не изменил. Ни разу.
И этот Достоевский — «не протестовал против потока слез»? [6].
Российский литературовед, специалист в области творчества Ф.М.Достоевского Людмила Ивановна Сараскина (1947) считает себя, конечно, единомышленником Ф.М. Достоевского и в своих работах тоже озадачивает читателя вопросами: «В чем причина неодолимой потребности Достоевского-художника исследовать самые опасные и преступные бездны человеческого сердца? Что заставляло Достоевского искать в окружающем мире самое бедственное, беспросветное? Где истоки его невероятной искренности, переступающей «за черту» искусства?»«Бездна Достоевского – это есть бездна самих человеческих страданий. И в эту бездну можно только заглянуть. Содрогнуться, когда тебя это заставляют осознать так просто, натурально, как, в общем, не ожидаешь.» [15]
Игорь Леонидович Волгин (942), советский и российский писатель, историк, достоевист в 2008 году завершил работу над «Сагой о Достоевских». Книга охватывает хронику рода за 500 лет от предков XVI века до потомков — наших современников. В своем интервью для газеты «Культура» на вопрос: «Почему вы так глубоко породнились именно с Достоевским?» он ответил: «Погружаясь в Достоевского, встречаешься с правдой».«Достоевский — наш национальный архетип, его биография имеет сверхличностный смысл. Она неотделима от «биографии» России, ее истории и судьбы.» [3].
На основании выше изложенного, делаем вывод, что творчество Достоевского актуально и в наше время, и, очевидно, будет интересовать наших потомков.
Цель нашей работы заключается в том, чтобы разобраться в проблеме героя-идеолога на примере романа Ф.М.Достоевского «Идиот». Для этого необходимо обозначить задачи, которые постепенно будут раскрываться в ходе исследования:
1) выяснить происхождение понятия «герой-идеолог» и его эволюцию в связи с общественно-политической ситуацией в России во второй половине XIXвека;
2) описать творческую историю романа;
3) сформулировать идеикнязя Мышкина, охарактеризовать его как идеально прекрасного человека;
4) описать влияние Льва Николаевича Мышкина на петербургское общество;
5) выяснить, способен ли идеально прекрасный человек положительно повлиять на судьбы людей и изменить их.
В работе на каждую сформулированную мысль представлено много цитатного материала, что дает возможность использовать работу в качестве практического материала на уроках по изучению романа Достоевского «Идиот».
Понятие «герой-идеолог» в литературе XIX столетия.
Понятие «герой-идеолог» и его эволюция в связи с общественно-политической ситуацией в России во второй половине XIX века.
XIX век, как вы знаете, стал временем, когда появились нове направления общественной мысли. Они отражали способы преодоления проблем, связанных со становлением индустриального общества. У каждого идеологического направления были свои "отцы-основатели", которые определили его основы.
Так как литература – это зеркало общественной жизни, естественно, на страницах романов появляются новые герои, герои-идеологи – выразители и защитники идеологии определенных общественных классов, общественно-политических направлений. Герои, отстаивающие права простых людей, герои-борцы за справедливость. Русским литературным героям в принципе присущи размышления о смысле жизни, копание в себе и поиски истины. Долгое время главенствовал социальный подход. Герой оценивался по тому, какое место он занимает в обществе, и принимало ли оно его. Сама градация тоже социально ориентирована (лишние, маленькие люди, отрицательные герои, угнетающие скромных людей, живущие чужим трудом).
В начале XIX века, с Онегина (Пушкин А.С. поема «Онегин»), в литературу входит образ человека, глубоко неудовлетворенного жизнью, который в рамки окружающей его среды не вписывается. [link]