Конспект урока М.Ю. Лермонтов - обзор фактов жизни и творчества

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


М. Ю. ЛЕРМОНТОВ - ОБЗОР ФАКТОВ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с интересными страницами жизни и творчества М. Ю. Лермонтова.

2. Подчеркнуть жизненные основы творчества поэта, его ли­тературные пристрастия.

3.Пробудить интерес к чтению произведений М. Ю. Лермон­това.

4. Развивать коммуникативные навыки.

5. Воспитывать чувство патриотизма, гордости в сопричастности к наследию великого поэта.


I. Слово учителя.

Вам уже знакомо имя М. Ю. Лермонтова. Современников поражали сила «демонического» таланта молодого офицера, его желчный характер и могучий поэтический дар. Лермонтов прожил очень короткую жизнь, всего 27 лет, и никогда не имел желания издавать книги, печататься в модных журналах. О нем как о заме­чательном поэте широкая масса читателей узнала только в 1837 году, за четыре года до смерти.

Познакомимся с основными фактами жизни и творчества этого «поэта сверхчеловечества», как назвал его Д. Мережковский.

(Учащиеся делают краткие записи в тетрадях.)

3/15 октября 1814 г.

М. Ю. Лермонтов родился в Москве.

Отец - Ю. П. Лермонтов, да­лекий потомок испанского герцога Лермы, мать - М. М. Арсеньева - из древнего аристократического рода Столыпиных, умерла в 1817 году.





Е. А. Арсеньева, бабушка, по­сле смерти дочери разлучила мальчика с отцом и всю жизнь вела тяжбу за внука. По последним исследованиям, Лермонтов далекий родст­венник Н. Н. Гончаровой.


Детство прошло в Тарханах -имении бабушки. Учили мальчика старушка-немка и француз-гувернер Капэ. Рано проявился интерес к риф­ме, ребенок рифмовал все под­ряд: стол-пол, кошка-окошко.


Болезненного мальчика ба­бушка часто возила на Кавказ -1818, 1820, 1825гг.


Знакомство с горскими легенда­ми, поэмами Байрона и Пушкина. «Кавказский пленник» произвел очень силь­ное впечатление!»




1827 г. - переезд в Москву, подготовка к поступлению в Благородный пансион при Московском университете.

Читает Пушкина, Батюшкова,

Ломоносова, Державина, Козлова. Появляется тетрадь в голубом бархатном переплете для любимых и собственных стихов.


1828 год - поступил в Благо­родный пансион при универ­ситете.

Особое влияние оказали по­эты А. Ф. Мерзляков и С. Е. Раич преподаватели

пансиона.


1830 г. - поступает в Москов­ский университет. Острые любовные пережива­ния, связанные с Е. А. Сушковой и Н. Ф. Ивановой.


1832 г. - оставляет универси­тет, уезжает в Петербург и поступает в Школу гвардей­ских подпрапорщиков и кава­лерийских юнкеров.

1835 г. - по окончании Школы выпущен корнетом в лейб-гвардии гусарский полк.


Сближается с литературными кругами.

1837 г. - смерть Пушкина. Арест и ссылка на Кавказ.

1838 г. - Лермонтов «прощен» и интенсивно занимается литературной деятельностью.


1839 г. - в Петербурге созда­ется кружок «16», Лермонтов в него вошел. Заканчивает роман «Герой на­шего времени».


1840 г. - ссора с французским посланником де Барантом, ду­эль, арест и ссылка на Кавказ.


1841 г. - отпуск в Петербург. Июль 1841 г. - возвращение в Пятигорск.


15/27 июля 1841 г. - дуэль с Мартыновым, смерть.

Он не имел ни брата, ни сестры,

И тайных мук его никто не ведал.

До времени отвыкнув от игры,

Он жадному сомненью сердце предал,

И, презрев детства милые дары,

Он начал думать, строить мир

воздушный

И в нем терялся мыслию

послушной... Нежданова Настя


Я сын страдания. Огец

Не знал покоя по конец,

В слезах угасла мать моя;

От них остался только я,

Ненужный член в пиру людском,

Младая ветвь на пне сухом...

Ковалева Таня









Отрывок из произведения А.С. Пушкина

«Кавказский пленник» Пинигина Маша















Стихотворение «Мой Демон» читает Аникеева Даша.




Отрывок из поэмы «Измаил-Бей» читает Имарова Оля.



Отрывок из драмы «Маскарад» читает Кочеткова Василина





Стихотворение «Смерть Поэта» читает Огородникова Кристина





Отрывок из романа читает Коротенкова Люба.



Стихотворение «Тучки» читает Огородникова Диана


Стихотворение «Родина» читает Киюан Юля


Стихотворение «Прощай, немытая Россия» читает Гусарова Аня


В. Г. Белинский о творчестве М. Ю. Лермонтова: «...что ж еще он сделал бы? Какие поэтические тайны унес с собою в моги­лу? Кто разгадает их? ...содержание, добытое со дна глубочайшей и могущественной натуры, исполинский взмах, демонический по­лет - с небом гордая вражда - все это лишилось в Лермонтове по­эта, который по содержанию шагнул бы дальше Пушкина».

Случайно ли Виссарион Григорьевич сравнивает Михаила Юрьевича Лермонтова и Александра Сергеевича Пушкина? – на этот вопрос мы с вами ответим чуть позже. А сейчас

Творчество М. Ю. Лермонтова развивалось в условиях уси­ления реакции: Николай I проявил себя бессердечным диктатором, преследующим всякое проявление вольности. Его злобная реплика на смерть Лермонтова («Собаке собачья смерть») показывает всю глубину трагедии свободолюбивого поэта, волей судьбы принад­лежащего к аристократическим верхам.

Друзей не было, любовь приносила лишь страдания и раз­очарования, пошлость и лицемерие окружающих раздражали и еще более усугубляли одиночество.

Лермонтов-человек словно воплотил в себе идеал литератур­ного романтического героя с его недюжинными способностями, страстями и гордым одиночеством. Он не искал гармонии, он сразу принял дисгармонию - это стало его эстетическим идеалом. Разлад с миром, глухая замкнутость и устремленность в космос - во всем и везде противоречия. На противоречии, на контрастах зиждется сам способ существования лирического героя Лермонтова.

Субъективное начало в любом его стихотворении превыше всего. Лирический герой романтичен и трагичен. Это делает его похожим на «байронического» героя. Но «байронический» герой сознательно выбирает свободу и отчуждение, гордое одиночество. Это его естественное состояние. А лермонтовский герой свободен в своем выборе?

Лермонтовский лирический герой тоскует и страдает от того, что ни в ком не находит отклика, понимания. Он не стремится к общению именно поэтому, он привык к одиночеству, но боль ду­ши не заглушить ничем.

Теперь обратимся к стихотворению «Смерть Поэта». Что вы узнали о истории создания этого стихотворения?

Счита­ют, что стихотворение написано 28 января 1937 года, еще до кон­чины А. С. Пушкина, слухи о которой постоянно возникали в те напряженные дни. Это была первая часть стихотворения, текст бы­стро распространялся в списках по Петербургу. Дуэль Пушкина с Дантесом горячо обсуждалась в обществе: одни защищали поэта и негодовали по поводу роковой развязки; другие, напротив, оправ­дывали Дантеса, еще больше нагромождая клеветнические слухи. Это не могло не доходить до Лермонтова.

7 февраля состоялся резкий спор между Лермонтовым и его двоюродным братом Н. Столыпиным, ревностно защищавшим Дантеса. Лермонтов выкрикнул: «Если над ними нет закона и суда земного, если они палачи Гения, то есть Божий суд» - и выбежал из комнаты. Вечером он читал друзьям «известное прибавление» к стихотворению, последние 16 строк, которые стремительно разо­шлись. Николай I получил это «прибавление» по почте с надписью: «Воззвание к революции». И когда Бенкендорф принес царю все стихотворение, прокомментировав: «Вступление к этому сочине­нию дерзко, а конец - бесстыдное вольнодумство, более чем пре­ступное», участь Лермонтова была решена: завели «Дело о непо­зволительных стихах, написанных корнетом лейб-гвардии гусар­ского полка Лермонтовым, и о распространении оных губернским секретарем Раевским». Лермонтов был сослан на Кавказ - в Олонецкую губернию.

А какое пушкинское стихотворение перекликается со «Смертью Поэта» М. Ю. Лермонтова?

А.С. Пушкина найдите стихотворение «Поэт и толпа») это стихотворение исполнят Жданова Ксения и Ровных Татьяна. Ваша же задача найти общие черты в стихах этих поэтов.

Ощутимая творческая связь сближает между собой «Смерть Поэта» со знамени­той пушкинской «Чернью» (1828), позд­нее переименованной автором в «Поэта и Толпу». Предвосхищением лермонтов­ских выглядят «персонажи» «Черни»: бес­корыстный и всецело раскованный соз­датель искусства («Поэт по лире вдохно­венной / Рукой рассеянной бряцал. Он пел...») и противостоящий ему «не посвя­щенный» в тайну и радость творчества «бессмысленный народ». Уже у Пушкина непримиримостью отмечена и оппозиция между ними: «Он пел — а хладный и надменный / Кругом народ непосвященный / Ему бессмысленно внимал». Определен­ное интонационное и смысловое сходст­во существует, наконец, в заключитель­ных фрагментах обоих произведений: «Подите прочь — какое дело / Поэту мир­ному до вас!» («Чернь») и «А вы, надмен­ные потомки / Известной подлостью про­славленных отцов...» («Смерть Поэта»).

Названные параллели и переклички лермонтовского стихотворения с пушкин­ским, однако, не умаляют, а оттеняют его содержательную новизну. Дело в том, что и само общее для «Черни» и «Смерти Поэта» противоречие между Поэтом и Толпой на деле имеет все-таки разные причины, а следовательно, масштаб и ха­рактер.

Чем вызвано у А.С. противоречие между толпой и поэтом?


У Пушкина оно порождено лож­ным пониманием искусства (художника) как всего лишь удобного средства для всякого рода нравоучительных пропове­дей и других утилитарных целей.

Как величай­ший поэт - художник Руси» Пушкин ут­верждает в это время тезис: «Цель художества есть идеал, а не нравоучение», а вместе с тем и собственную независи­мость и «бессмысленного народа», и от знатной «черни тупой»:

Подите прочь — какое дело

Поэту мирному до нас!

В разврате каменейте смело,

Не оживит вас лиры глас!

<...>

Не для житейского волненья,

Не для корысти, не для битв,

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв.

Самоценность искусства и духовная свобода его творца — вот, таким обра­зом, идейный пафос пушкинской «Чер­ни», равно как и рамки проблемы, в пре­делах которой возникает и разрешается конфликт между «действующими лицами» этого стихотворения.


Лермонтовскому герою в свою очередь дан «свободный, смелый дар» «чудных пе­сен», которые также, по существу, нев­нятны и чужды Толпе. Но не только и да­же не столько по этой причине злобно преследует она своего антагониста, «ко­варным шепотом» отравляя и «последние его мгновенья». Ведь, «для потехи» раз­дувая «чуть затаившийся» в его душе по­жар, она посягнула и на святое святых Поэта — его любовь, честь и достоинст­во. Всеохватывающий характер обретает и конфликт произведения, выражаясь в противостоянии уже не Художника и его антиподов, а Человека «праведной кро­ви» с людьми крови противоестественной —«черной». По сравнению с «Чернью» ре­зко возрастает и этого противостояния напряженность. Если Творец пушкинский имеет возможность укрыться от низкого противника в мире своего художническо­го труда и идеала, то герой Лермонтова принужден вступить в прямую физическую схватку с его гонителями и — за яв­ным неравенством сил — погибнуть. Там была контроверза позиций, здесь уже поединок самих полярных друг другу лиц. У Пушкина враждующие станы разделены целыми строфами, у Лермонтова разно­речивы даже смежные стихи: противники здесь лицом к лицу и разойтись невозмо­жно.

Зачем от мирных нег и дружбы простодушной

Вступил он в этот свет завистливый и душный…


Не вынесла душа поэта

Позора мелочных обид…

Волен ли от­ныне лермонтовский герой в своей жиз­ни и смерти? Или же дело решит некая безликая, но в подобных случаях абсо­лютно полновластная сила?

Та­кая сила действительно появляется в стихотворении непосредственно после сообщения о гибели Поэта:

Судьбы свершился приговор!

Конечно, к убийству Поэта причастны и те, кто лицемерно расточал ему «пус­тых похвал ненужный хор», а потом лепе­тал жалкие оправданья. Однако первое и последнее слово тут принадлежало не им, а Судьбе — в значении того несовме­стимого с независимым Человеком общественного порядка, который, по мысли Лермонтова, преследовал избранные на­туры повсюду, но наиболее зловеще про­являл эту свою способность в России.


Как и герой «Смерти Поэта», Пушкин высоко ценил «мирные неги»: семью, дружбу. В условиях несвободной страны бы­стро таяло число единомышленников; от опередившего свое время художника идейно отдалялись даже былые соратни­ки. Вопреки желанию самого Пушкина, все эти обстоятельства лишь удерживали его в чуждом ему светском окружении, а не помогали из него вырваться.

Не меньшей безысходностью проник­нуто общественное положение и Лермон­това. Казалось бы, трагический опыт пушкинской кончины мог предостеречь автора «Смерти Поэта» от его наиболее жестокого противника. Между тем в 1838—1840 годах Лермонтов посещает не только семейство Карамзиных, лите­ратурный салон В.Ф.Одоевского, но и великосветские гостиные, балы и празд­нества, титулованная знать которых взи­рает на него либо враждебно, либо с высокомерной иронией.

Что влекло Лермонтова в мир, где он встречал лишь «образы бездушные людей, приличьем стянутые маски»?


Мы не должны забывать, что речь идет о 25 – летнем живом и страстном человеке. Иван Сергеевич Тургенев писал, что в тесный светский круг, где поэт внутренне, вероятно, скучал глубоко его втолкнула судьба. Она же предрешила и окончательный «выбор» Лермонтова — между литератур­ным творчеством и уделом кавказского пехотного поручика. «...Уже, - говорит В. Белинский, — кипучая натура его нача­ла устраиваться, в душе пробудилась жа­жда труда и деятельности, а орлиный взор спокойнее стал вглядываться в глубь жизни»". Поэт «нашел свой жиз­ненный путь, понял назначение свое» и, как явствует из наблюдений И.И.Панаева, В.А.Соллогуба, А.Краевского, сознатель­но готовился к миссии национального пи­сателя. Требовалась личная свобода. Од­нако на троекратное прошение служебном отпуске (последний раз — всего на 14 дней) Лермонтов трижды получил отказ. Российскому дворянину полагалось «служить, а не быть праздным»; автору же «непозволительных» стихов не дозволялось самому определять ни род его служения, ни место. «Настоящим худож­никам, — замечал в своих воспоминаниях В. Соллогуб, - нет еще места, нет об­ширной сферы в русской жизни. И Пуш­кин, и Гоголь, и Лермонтов, и Глинка, и Брюллов были жертвами этой горькой истины».


Мы снова убеждаемся в ключевом положении и значении понятия Судьбы для концепции «Смерти Поэта». Стягивая все содержательные нити произведения в один узел, оно в первую очередь обес­печивает ему смысл общий и непрехо­дящий. Но как же быть, возразят нам, с теми фрагментами стихотворения, в ко­торых на первый план выходят именно фактические приметы события, давшего мощный толчок творческой фантазии Лермонтова? Например, с этой характеристикой убийцы Поэта?

Его убийца хладнокровно

Навел удар… спасенья нет:

Пустое сердце бьется ровно,

В руке не дрогнул пистолет.

Перед нами действительно вполне портретный образ, в котором современ­ники без труда узнавали Ж. Дантеса! В финале стихотворения просматривается, правда, в самых общих чертах и царский двор, как известно, обласкавший моло­дого французского эмигранта, опреде­ленного вопреки традиции в российские кавалергарды. Наконец, в нем есть стро­ки, вне сомнения, адресованные извест­ным лицам аристократического Петер­бурга:

Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный, смелый дар

И для потехи раздували

Чуть затаившийся пожар?

Что ж? веселитесь...

В самом деле: и безымянные гоните­ли Поэта, и сам наведший удар убийца пребывают в контексте уже хорошо зна­комой нам сверхличной фатальной силы. Если первые названы после слов о Судь­бе и ее приговоре («Судьбы свершился приговор»), то портрет второго ссылкой на нее и ее волю завершается:

И что за диво?.. Издалека,

Подобно сотням беглецов,

На ловлю счастья и чинов

Заброшен к нам по воле рока…

Иноземец-убийца, стоящие за ним «надменные потомки известной подло­стью прославленных отцов» — всего лишь орудия жестокой Судьбы Поэта. Более чем зауряден исполнитель преступления — один из тьмы карьеристов, неспособный даже понять «на что он руку подни­мал»! И только потому, что его действия определял и направлял сам Рок, это ничтожество смогло одолеть Поэта на по­единке, погубить выдающегося предста­вителя человеческой Свободы, Гения и Славы.


При всей своей неповторимой яркости «Смерть Поэта» не была в лирике Лермонтова явлением ни спонтанным, ни исключительным. Уже быстрота, с кото­рой стихотворение вылилось на бумагу (за два дня: 28 января и 7 февраля 1837 года), говорит о том, что оно было под­готовлено и итожило весь предшествующий опыт автора — жизненный и творче­ский. В злодейском убийстве Пушкина Лермонтов увидел факт, с особой силой подтверждавший его к тому времени зрелое воззрение на общественную участь современной ему Личности. Это объясняет многочисленные переклички «Смерти Поэта» с ранними произведени­ями писателя.

Намного раньше гибели Пушкина возникает в творчестве Лермонтова и понятие жестокого предопределения, из­начально сопряженного с самобытной индивидуальностью:

И детям рока места в жизни нет.

Они его пугают жизнью новой,

Они блеснут — и сгладится их след,

Как в темной туче след стрелы громовой.

Толпа дивится часто их уму,

Но чаще обвиняет...

Отрывок из поэмы «Измаил-Бей»

Двустишие из той же поэмы:

Нет, не достать вражде твоей

Главы постигнутой уж роком!-

наконец, прямо предвосхищает отноше­ние в «Смерти Поэта» между Судьбой ге­роя и всего лишь палачом — исполните­лем ее приговора.

«Пророческая тоска», как удивитель­но точно назвал это чувство, а равно и способность, Лермонтов, присутствует и в «Смерти Поэта»: в трагедии своего ге­ния автор предчувствует собственную. Разве не стал он и сам всего несколько лет спустя «невольником чести»? И разве его столкновение-поединок с себялюби­вой и злой посредственностью было воз­можно предотвратить?

Жуткое сходство лермонтовской кон­чины с пушкинской, как она интерпрети­рована в «Смерти Поэта», поразило уже ее первых свидетелей. «Невольно тогда, - говорит об одном из них А.М.Меринский, - приятелю моему пришли на па­мять стихи убитого товарища:

Погиб Поэт, невольник чести.

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и с жаждой мести,

Поникнув гордой головой…

«Он непременно, — писал о Лермон­тове И.Панаев, — должен был кончить так трагически». Развивая эту мысль, пер­вый биограф поэта подчеркивал: «При­чина здесь <...> лежала в тогдашней социальной жизни <...> неизбежно дол­женствовавшей давить такие избранные натуры...» И заключал: «Роковое свершилось!.. Он пал под гнетом обыденной силы, ополчившейся на него, пал от руки обыденного человека, воплощавшего в себе ничтожество времени...


Домашнее задание: наизусть стихотворение «Смерть поэта» М. Ю. Лермонтова

6