Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Первомайская средняя общеобразовательная школа»
Первомайского района Тамбовской области
Рассмотрена и рекомендована к утверждению методическим советом
Председатель МС
_____________ Л.А. Пониткова
Протокол № 1 от 29.08.2015
Утверждаю
Директор МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»
__________ А.Ю. Самохвалов
Приказ № 128 от 30.08.2015
Рабочая программа
по литературе для 10 «З» класса
на 2015-2016 учебный год
Составитель: Воробьева О.И.,
учитель русского языка и литературы
Пояснительная записка
к рабочей программе по литературе для 10 «З» класса
Рабочая программа по литературе разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, № 1089; Базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РТ, утверждённого Приказом Минобразования РТ №1743/10 от 28 апреля 2010 г.; Приказом Минобрнауки России 31 марта 2014 г. N 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта; методическим письмом Министерством образования и науки РФ «О преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»; Программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я. Коровиной (М. «Просвещение», 2009 г.); учебного плана МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» на 2015-2016 учебный год. Рабочая программа разработана в соответствии с учебником литературы для 10 класса (Лебедев Ю.В. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / М.: Просвещение, 2012)
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пояснительную записку; содержание рабочей программы; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки обучающихся, литературу и средства обучения, календарно-тематический план программы.
Общая характеристика учебного предмета
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение художественного текста;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
анализ и интерпретация произведения;
составление планов и написание отзывов о произведениях;
написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Изучение литературы в 10 классе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Место литературы в федеральном базисном учебном плане
В учебном плане МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» на 2015-2016 учебный год на изучение литературы в 10 классе отводится 105 часов в год (3 часа в неделю) в соответствии с федеральным базисным учебным планом.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
выделение характерных причинно-следственных связей;
сравнение и сопоставление;
умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
составление плана, тезиса, конспекта;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Результаты обучения
Результаты изучения учебного предмета «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно- ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Содержание
рабочей программы по литературе для 10 «З» класса
Наименование раздела/темы
Содержание учебного материала
Требования к уровню подготовки учащихся
Перечень контрольных мероприятий
Введение (1 час)
-
Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры
Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека).
Художественные открытия русских писателей – классиков.
Знать основные темы и проблемы русской литературы 19 века, основные произведения писателей русской литературы первой половины 19 века.
Уметь раскрывать взаимосвязи русской литературы 19 века с мировой культурой, составлять тезисный план или конспект лекции; определять принадлежность отдельных произведений к литературным направлениям.
Владеть монологической и диалогической речью
Литература первой половины XIX века (10 часов)
Творчество писателей конца XVIII начала XIX веков. Языковая реформа Н. М. Карамзина
Национальное самоопределение русской литературы. Общее и особенное в реалистическом отражении действительности в русской литературе и литературе других народов России. Проблема человека и среды. Осмысление взаимодействия характера и обстоятельств.
Знать основные закономерности историко-литературного процесса; сведения о пушкинском и гоголевском периодах его развития.
Уметь составлять тезисный план или конспект лекции.
-
Русский романтизм. К.Н.Батюшков и В.А.Жуковский как родоначальники романтической школы
-
Поэтические искания декабристов. Поэзия К. Ф. Рылеева
-
Своеобразие пушкинской эпохи. Основные темы, мотивы лирики А. С. Пушкина
Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Историческая концепция пушкинского творчества. Развитие реализма в лирике, поэмах, прозе и драматургии
Знать о художественных открытиях Пушкина.
Уметь анализировать стихотворения, раскрывая их гуманизм и философскую глубину; выразительно читать стихотворения; выступать с сообщениям на литературную тему.
-
Петербургская повесть А.С. Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме
Конфликт личности и государства в поэме. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Художественная символика поэмы. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина. Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры.
Знать основные образы поэмы, своеобразие жанра и композиции.
Уметь раскрывать конфликт личности и государства, изображённый в поэме через образ стихии, образы Евгения и Петра I; анализировать, выявляя способы выражения авторской позиции.
-
М.Ю.Лермонтов. Своеобразие художественного мира поэта, развитие в его творчестве пушкинских традиций
Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова. Своеобразие художественного мира М.Ю.Лермонтова: чувство трагического одиночества, мятежный порыв и слияние с мирозданием. Углубление понятий о романтизме и реализме в творчестве поэта, об их соотношении и взаимовлиянии. «Нет, я не Байрон, я другой...»
Знать основные темы и мотивы в творчестве Лермонтова и уметь их раскрывать.
Уметь анализировать стихотворения, раскрывая их гуманизм и философскую глубину, подчёркивая развитие в его творчестве пушкинских традиций.
Свободная работа со стихотворными текстами, поиск информации в разных источниках
-
М. Ю. Лермонтов «Демон» Образ Демона и Ангела в творчестве М.Ю.Лермонтова
-
Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. Сатирическое и эпико-драматическое начала в сборнике «Миргород»
Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Обзор. Особенности стиля Гоголя, своеобразие его творческой манеры.
Знать особенности стиля Гоголя, своеобразие его творческой манеры.
Уметь анализировать прозаическое произведение
-
«Невский проспект». Образ Петербурга. Правда и ложь, реальность и фантастика в повести
Петербург как мифический образ бездушного и обманного города. Соотношение мечты и действительности, трагедийности и комизма, лирики и сатиры. Петербург в произведениях Пушкина и Гоголя.
Уметь устно нарисовать картину Невского проспекта, анализировать и интерпретировать текст повести, выявляя способы выражения авторской позиции.
Знать структуру анализа эпизода
-
Контрольная работа по творчеству писателей первой половины XIX века
Контрольная работа в форме тестирования по творчеству писателей первой половины XIX века
Знать основные факты биографии и творчества писателей первой половины XIX века.
Уметь работать с тестовыми заданиями
Контрольное тестирование
Литература второй половины XIX века (87 часов)
-
Русская литература второй половины XIX в. Становление и развитие реализма в русской литературе 1830-1850 годов
Общественно-политическая ситуация в стране в 1850-1860 г. Критика социальной действительности в литературе и искусстве. Русская журналистика данного периода. Раскол редакции журнала «Современник». Борьба между сторонниками некрасовской школы и представителями «чистого искусства». Расцвет сатиры. Эволюция национального театра Осмысление национального характера как задача искусства в стихотворениях Н.А. Некрасова, музыке М. Мусоргского («Сцена под Кромами» из оперы «Борис Годунов»), картинах И. Крамского («Портрет крестьянина»), «Эстетическая» (В.П. Боткин, А.В. Дружинин), «реальная» (Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев), «органическая» (А. Григорьев) критика. Традиции и новаторство в русской поэзии.
Знать о появлении «новой волны» в русском реализме, революционно-демократической критике, «эстетической критике», религиозно-философской мысли 80-х – 90-х гг.
Уметь при помощи компьютера систематизировать и презентовать результаты познавательной деятельности .
Уметь составлять синхронную историко-культурную таблицу.
-
Русская критика и литературный процесс второй половины 19 века
-
А.Н. Островский. Страницы жизни и творчества. А. Н. Островский – создатель русского театра
Обзор жизни и творчества. Роль драматурга в создании русского национального театра. Островский – наследник Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя. Просмотр фрагментов из спектаклей и кинофильмов, снятых по мотивам пьес А.Н. Островского.
Знать основные моменты биографии писателя, сведения о его вкладе в развитие русского национального театра, о новаторстве Островского.
Уметь составлять тезисный план или конспект лекции; готовить сообщения об основных этапах биографии; устанавливать ассоциативные связи художественного текста с произведениями других видов искусства (театр, кино).
-
«Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. Приёмы раскрытия характеров героев. Смысл названия
Смысл названия и символика пьесы. Мастерство речевой характеристики в пьесах Островского. Углубление понятий о драме как о роде литературы. Жанровое своеобразие, сочетание драматического , лирического и трагического начал.
Знать о самодурстве как социально-психологическом явлении.
Уметь характеризовать самодуров и их жертвы;
работая с текстом, анализировать сцены пьесы, объяснять их связь с проблематикой произведения; анализировать эпизод, выявляя способы выражения авторской позиции; делать выписки из литературоведческих статей; развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства, свободно работать с текстом, понимать его специфику
-
Образ Катерины. Её душевная трагедия. Внутренний конфликт героини. Нравственная проблематика пьесы
Своеобразие внутреннего конфликта и основные стадии развития действия. Катерина в системе образов пьесы. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Катерина и Кабаниха как два полюса калиновского мира
Знать основные этапы развития внешнего конфликта «Грозы», мотивацию действующих лиц пьесы, участвующих в конфликте; различные сценические интерпретации роли Катерины, сравнивать и сопоставлять их.
Уметь читать по ролям эпизоды пьесы; аргументировано отвечать на вопросы проблемного характера; найти информацию в источниках различного типа, систематизировать её и выступить с сообщением на заданную тем
-
Образ Катерины. Её душевная трагедия. Внутренний конфликт героини. Нравственная проблематика пьесы
-
Смысл названия и символика пьесы. Споры критиков вокруг «Грозы». Н.А. Добролюбов, А.А.Григорьев
Анализ критической статьи Н.А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве». Обучение конспектированию статьи. Сравнительный анализ оценки образа Катерины Н.А. Добролюбовым, Д.И. Писаревым, А.А. Григорьевым
Знать содержание критических статей Н.А. Добролюбова и Д.И. Писарева. Уметь составлять план и конспект критической статьи; сопоставлять взгляды критиков, их оценку образа Катерины; аргументированно отвечать на вопросы проблемного характера
-
Классное сочинение по пьесе А. Н. Островского «Гроза»
Классное сочинение по пьесе А. Н. Островского «Гроза»
Знать текст произведения
Уметь писать сочинение по предложенным темам
Классное сочинение
-
Классное сочинение по пьесе А. Н. Островского «Гроза»
Классное сочинение по пьесе А. Н. Островского «Гроза»
Знать текст произведения
Уметь писать сочинение по предложенным темам
-
И.А.Гончаров. Строки жизни и творчества. Место романа «Обломов» в трилогии. Особенности композиции
Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история» - «Обломов» - «Обрыв». Детство, юношеские устремления, влияние пушкинского слова на становление личности писателя. «Обыкновенная история» как «стремление осветить все глубины жизни, объяснить все скрытые стороны». Типы характеров и проблема взаимоотношения поколений в изображении Гончарова. Романтические иллюзии и их развенчание в романе.
«Фрегат «Паллада» - путевые заметки писателя. История создания романа «Обломов». «Обрыв» как последняя часть трилогии о старых и новых русских людях
Знать основные моменты биографии писателя, своеобразие художественного таланта писателя (запечатлеть историю человеческой души).
Уметь готовить сообщения об основных этапах биографии
-
Обломов – «коренной народный наш тип». «Сон Обломова». Характеристика эпизода
Система образов романа. Социальная и нравственная проблематика произведения И.А. Гончарова. Особенности композиции. Жизнь Ильи Ильича в Обломовке и в Петербурге. Глава «Сон Обломова» и её роль в произведении. «Петербургская» обломовщина
Уметь давать характеристику Обломову, видеть противоречивость его образа, роль детали в характеристике героя, роль главы «Сон Обломова» в раскрытии сути этого персонажа, идейного содержания романа.
Уметь развернуть, обосновать рассуждения, приводить доказательства
-
«Обломов» как роман о любви. Обломов и Ольга Ильинская. Авторская позиция и способы её выражения
«Головная» (рассудочная) и духовно- сердечная любовь в романе. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Ситуация «испытания любовью» и её решение в произведении Гончарова (Обломов и Ольга, Обломов и Агафья Матвеевна, Штольц и Ольга). Музыкальные страницы романа
Уметь отбирать материал для сравнительного анализа, обращая внимание на сходство и различие персонажей романа.
-
Обломов и Штольц
Приём антитезы в романе. Национально-культурные и общественно-исторические элементы в системе воспитания Обломова и Штольца. Мировоззрение и стиль жизни героев. Поиск Гончаровым образа «гармонического человека». Авторское отношение к героям романа. Конкретно-историческое и общечеловеческое в образе Обломова. Типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего через индивидуальное
Знать характерные особенности героев романа, влияние среды на формирование уклада их жизни; способы выражения авторской позиции, позволяющие судить об отношении автора к героям;
Понимать, почему Обломов стал одним из типических героев русской литературы, как сочетается в данном образе общее и индивидуальное.
Уметь отбирать материал для сравнит. анализа, обращая внимание на сходство и различие персонажей романа
-
«Что такое обломовщина?» Роман И. А. Гончарова «Обломов» в русской критике
Роман «Обломов» в зеркале русской критики («Что такое обломовщина?» Н.А. Добропюбова, «Обломов» Д .И. Писарева, «Обломов», роман Гончарова» А.В. Дружинина)
Знать содержание статьи.
Уметь составлять план и конспект критической статьи.
Аргументировано отвечать на вопросы проблемного характера
-
Подготовка к домашнему сочинению по роману И.А. Гончарова "Обломов"
Домашнее сочинение
-
И.С.Тургенев. Очерк жизни и творчества. «Записки охотника» и их место в русской литературе
Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). История рода Лутовиновых и Тургеневых. Детство писателя. Главный дом усадьбы: кабинет Тургенева, его библиотека. Гости усадьбы (А. Фет, М. Щепкин, П. Киреевский, И.Аксаков, М. Савина). Парк Спасского-Лутовинова. Панорама жизни русской деревни. Окрестности села: овраг Кобылий Верх, Бирюков колодец, Бежин луг, Колотовка, Льгов и др. Спасское и его жители в произведениях Тургенева.
Знать о личности и судьбе Тургенева, его творческих и этических принципах, о психологизме его произведений.
Уметь делать сообщения; находить информацию в источниках различного типа, систематизировать её, выстроить зрительный ряд и выступить с сообщением на заданную тему
-
«Отцы и дети». Творческая история романа. Трагический характер конфликта в романе
История создания романа «Отцы и дети», отражение в нём общественно-политической ситуации в России. Ориентировочная беседа, выясняющая уровень первичного восприятия учащимися текста романа (работа с портретами Кирсановых кисти художников П. Боклевского и К. Рудакова). Кирсановы как лучшие представители дворянства.
Знать, как отражены в романе политическая борьба 60-х годов, положение пореформенной России; смысл названия, нравственную и философскую проблематику романа.
Поиск нужной информации по теме, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации.
Свободная работа с текстом, понимание его специфики
Знать историю создания романа «Отцы и дети», прототипы главных героев произведения; в чём заключается своеобразие мировоззрения, характера и манеры поведения каждого из господ Кирсановых. Уметь отбирать материал для выборочного пересказа; осуществлять устное словесное рисование; выбирать определённый вид комментария в зависимости от поставленной учебной задачи. Аргументированно отвечать на вопросы проблемного характера.
-
Конфликт «отцов» и «детей» или конфликт жизненных позиций. Споры Базарова с Павлом Петровичем
Сущность конфликта отцов и детей: «настоящие столкновения те, в которых обе стороны до известной степени правы» (Тургенев). Словесный поединок уездного аристократа и столичного нигилиста. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Дуэль между Павлом Петровичем и Базаровым. Авторская позиция и способы её выражения.
Уметь выявлять общественные, культурные, духовные ориентиры «отцов» и «детей», выполняя проблемные задания по тексту; представлять и защищать свою позицию.
Поиск нужной информации по заданной теме в различных источниках, владение основными видами публичных выступлений. Уметь сравнивать героев-антагонистов.
-
Базаров – герой своего времени. Духовный конфликт героя
Черты личности, мировоззрения Базарова. Отношение главного героя к общественно-политическим преобразованиям в России, к русскому народу, природе, искусству, естественным наукам. Сущность внутреннего конфликта в душе Евгения Базарова: «Я не нужен России… Нет, видно, не нужен».
Уметь анализировать текст, видеть авторский замысел о Базарове как натуре могучей, но ограниченной естественнонаучными рамками. Знать, в чём заключается сила и слабость нигилизма Базарова.
Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Уметь отбирать материал для выборочного пересказа; аргументированно отвечать на вопросы проблемного характера. Выбирать определённый вид комментария в зависимости от поставленной учебной задачи
-
«Вечные темы» в романе. Тема любви и особенности её раскрытия. Смысл финала
Испытание любовью в романе.
Второй круг жизненных испытаний. Болезнь и смерть Базарова. Анализ эпизода
Уметь отбирать материал для выборочного и краткого пересказов; аргументированно отвечать на вопросы проблемного характера.
Знать, как развиваются отношения Базарова с мнимыми последователями, почему герой обречён на трагическое одиночество.
Знать, как герои проходят испытание любовью, какую роль данное испытание в их судьбе.
Уметь отбирать материал для выборочного и краткого пересказов; аргументированно отвечать на вопросы проблемного характера
-
Второй круг жизненных испытаний. Болезнь и смерть Базарова. Анализ эпизода
-
Авторская позиция и способы её выражения. Полемика вокруг романа. Роман в русской критике
Трагедийность фигуры Базарова, его одиночество и в лагере «отцов», и в кругу «детей». Испытание смертью и его роль в романе. Смысл финала «Отцов и детей». Полемика вокруг романа. Д.И. Писарев, М. Антонович, Н.Н. Страхов о романе. Тургенев о Базарове: «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, наполовину выросшая из почвы, сильная, злобная, честная -и всё-таки обречённая на погибель». Базаров в ряду других образов русской литературы
Знать, какую роль в произведении Тургенев отводит испытанию смертью, в чём заключается смысл финальной сцены; причины полемики, возникшей вокруг романа, мнения критиков и автора о фигуре главного героя.
Уметь аргументированно отвечать на вопросы проблемного характера; выбирать определённый вид комментария
Сравнивать различные точки зрения на образ главного героя.
-
Классное сочинение по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Классное сочинение по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Знать текст произведения
Уметь писать сочинение по предложенным темам
Классное сочинение
-
Классное сочинение по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Классное сочинение по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Знать текст произведения
Уметь писать сочинение по предложенным темам
-
Н. Г. Чернышевский. Гражданская казнь. Творческая история романа «Что делать?»
Н. Г. Чернышевский. Жизнь и творчество. Эстетические взгляды Чернышевского. Гражданская казнь. Творческая история романа «Что делать?»
Значение романа в истории литературы и революционного движения. Композиция романа. Новые люди. Старые люди. Особенный человек-Рахметов. Четвёртый сон Веры Павловны
Знать особенности жизни и творчества Н. Г. Чернышевского; творческую историю романа «Что делать?»
Уметь отбирать материал для выборочного и краткого пересказов; аргументированно отвечать на вопросы проблемного характера
-
Значение романа в истории литературы и революционного движения. Композиция романа. Новые люди. Старые люди
-
Особенный человек-Рахметов. Четвёртый сон Веры Павловны
-
Н.А.Некрасов. Очерк жизни и творчества. (обзор). Гражданственность лирики, обострённая правдивость и драматизм изображения жизни народа
Жизнь и творчество Ф.И. Тютчева. Наследник классицизма и поэт-романтик. Основные мотивы лирики Тютчева (человек и природа, земля и небо). Философский характер тютчевского романтизма. Единство и борьба противоположностей (Хаоса и Космоса, прошлого и настоящего, непостижимого и рационального). Идеал Тютчева (слияние человека с Природой и Историей, с «божественно-всемирной жизнью») и его неосуществимость
Знать о романтической литературе XIX в., её представителях, об эстетической концепции поэтов «чистого искусства», об изобразительновыразительных средствах, о философском характере лирики поэта.
Знать особенности изображения поэтом мира природы. Уметь анализировать и интерпретировать натурфилософскую лирику Тютчева; определять авторский стиль, выразительно читать стихотворения, соблюдая нормы литературного произношения
-
Основные темы и идеи лирики Н. А. Некрасова. Героическое и жертвенное в изображении разночинца-народолюбца
Социальная трагедия народа в городе и деревне. Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Образ народа, ментальные черты русского человека и их воплощение в некрасовской лирике, настоящее и будущее народа, предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонации плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. Сатира и её место в лирике Некрасова. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала в произведениях поэта.
Знать биографию писателя, особенности его творчества, основные мотивы лирики, новаторство Некрасова, трёхсложные размеры стиха; собирательный образ русского народа.
Уметь анализировать стихотворения с точки зрения их идейного содержания и художественной формы.
Свободная работа со стихотворными текстами. Поиск информации по заданной теме, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации.
-
Н.А.Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу. Муза Некрасова. «Поэт и гражданин», «Музе», «Элегия»
-
Тема любви в лирике Некрасова, её психологизм и бытовая конкретизация. «Мы с тобой бестолковые люди», «Я не люблю иронии твоей»
«Вечные» темы в поэзии Некрасова. Психологизм и бытовая конкретизация его любовной лирики. Особенности некрасовского лирического героя. «Панаевский» цикл Некрасова и «Денисьевский» цикл Тютчева.
Знать, какое развитие получила в лирике Некрасова тема любви, в чём заключается художественное своеобразие его «Панаевского» цикла.
Уметь анализировать стихотворения с точки зрения их идейного содержания и художественной формы.
-
Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы
История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие. Фольклоризм художественной литературы. Смысл фольклорных заимствований и переложений (сказочный зачин, обряды жизненного цикла, сказочные образы и мотивы, загадки, пословицы, поговорки, символика цифр и т.д.). Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Особенности стиля
Знать историю создания поэмы; о проблеме нравственного идеала счастья, нравственного долга, греха, покаяния.
Понимать, в чём заключается своеобразие её жанра (поэма-эпопея), проблематики и стиля; какие фольклорные мотивы и образы нашли отражение в прологе поэмы. Уметь анализировать и комментировать текст поэмы Н.А. Некрасова; выявлять лучшие черты русского национального в образе крестьян; характеризовать образ Гриши Добросклонова как народного заступника.
-
Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Образы крестьян и помещиков в поэме
Судьба «» в пореформенную эпоху.
Сатирические образы помещиков.
Трагическое и комическое нелепое начало, заложенные в крепостничестве (гл. «Последыш»). «Люди холопского звания» и их изображение в поэме.
Образы правдоискателей и «народного заступника» Гриши Добросклонова. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрёны Тимофеевны, смысл «бабьей притчи». Тема народного бунта и её отражение в истории Савелия, «богатыря святорусского». Народное представление о счастье. Смысл названия поэмы
Знать: в чём каждый из представителей народного мира видит идеал счастья; прозвучал ли в поэме ответ на вопрос «Кому живётся весело, вольготно на Руси?». Уметь составлять текст пересказа, используя цитирование; анализировать и комментировать текст поэмы Н.А. Некрасова
-
«Люди холопского звания» и «народные заступники» в поэме
-
Народ в споре о счастье. Идейный смысл рассказа о грешниках
-
Проблемы счастья и смысла жизни в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
-
Подготовка к домашнему сочинению по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Домашнее сочинение
-
Тютчев Ф.И. Очерк жизни и творчества. Единство мира и философия природы в его лирике
Жизнь и творчество Ф.И. Тютчева. Наследник классицизма и поэт-романтик. Основные мотивы лирики Тютчева (человек и природа, земля и небо). Философский характер тютчевского романтизма. Единство и борьба противоположностей (Хаоса и Космоса, прошлого и настоящего, непостижимого и рационального). Идеал Тютчева (слияние человека с Природой и Историей, с «божественно-всемирной жизнью») и его неосуществимость Тютчев-политик и Тютчев-поэт («более всего я люблю Россию и поэзию»). Дипломатическая деятельность Тютчева, оценка им судьбы России в контексте мировых проблем.
Знать о романтической литературе XIX в., её представителях, об эстетической концепции поэтов «чистого искусства», об изобразительно-выразительных средствах, о философском характере лирики поэта.
Знать особенности изображения поэтом мира природы. Уметь анализировать и интерпретировать натурфилософскую лирику Тютчева; определять авторский стиль, выразительно читать стихотворения, соблюдая нормы литературного произношения
-
Человек и история в лирике Ф.Тютчева. Раздумья о жизни, человеке, мироздании
-
Любовная лирика: любовь как стихийная сила, «поединок роковой»
-
А.А.Фет. Страницы жизни и творчества. Сочетание конкретности и точности в передаче человеческого восприятия картин родной природы
Фет и теория «чистого искусства»
«Служение чистой красоте» как цель искусства, отношение Фета к вопросам о правах гражданственности поэзии, о её нравственном значении, о современности в данную эпоху («кошмары, от которых давно и навсегда отделался»).
Знать о глубоком психологизме лирики Фета, об изобразительно-выразительных средствах его произведений, почему Фет сформулировал своё поэтическое кредо как «служение чистой красоте».
Уметь анализировать стихотворения.
-
Любовная лирика А.Фета. Волшебство ритмов, звучаний и мелодий. Метафоричность лирики Фета
Поэзия Фета и литературная традиция. «Вечные» темы в лирике Фета (тема творчества, любви, природы, красоты). Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие произведений А. Фета: психологизм переживаний, особенности поэтического языка. Композиция лирического стихотворения
Знать,какое воплощение в стихах Фета нашли «вечные» темы русской поэзии; в чём заключается художественное своеобразие лирики А. Фета. Уметь анализировать и интерпретировать стихотворения А.Фета, обращая внимание на особенности их поэтического языка; выразительно читать стихотворение, соблюдая нормы литературного произношения
-
А.К.Толстой. Обзор жизни и творчества. Своеобразие художественного мира: фольклорные, романтические и исторические черты лирики
Жизнь и творчество А.К. Толстого. «Поэзия гармоничной мысли» (В. Соловьёв): основные темы, мотивы, образы. Любовная лирика А.К. Толстого. Восприятие чувства как стихии, одновременно неподвластной обузданию («приливы любви и отливы») и подчинённой закону неизбежности. Символика стихотворений А.К. Толстого. Приём психологического параллелизма и его реализация в творчестве поэта. Музыкальность его лирики
Знать основные темы, мотивы и образы поэзии А.К. Толстого; в чём заключается художественное своеобразие любовной лирики поэта.
Уметь анализировать стихотворное произведение
-
Анализ стихотворений Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А.К. Толстого
Анализ стихотворений Ф. И. Тютчева, А.А. Фета, А.К. Толстого
Знать произведения Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А.К. Толстого
Уметь анализировать стихотворное произведение
-
М.Е.Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Жизненная позиция писателя. Проблематика сказок
Жизнь и творчество Салтыкова-Щедрина (обзор). Проблематика и поэтика сказок. Судьба русской сатиры. Сатирическая летопись Русского государства. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Исторические параллели и приём анахронизма в романе. Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Смысл финала «Истории». Споры о жанре (памфлет, пародия на летопись, сатирическое изложение истории России, представленное в очерках, сатирический гротесковый роман)
Знать о жизненном и творческом подвиге писателя, особенностях сатиры писателя.
Уметь делать индивидуальные сообщения о жизни и творчестве писателя, сатирических приёмах; определять особенности жанра, композиции, проблематику произведения, роль художественных средств в раскрытии его идейного содержания.
Понимать актуальность произведения
Уметь составлять исторический комментарий к тесту произведения.
Свободная работа с текстом, понимание его специфики.
Поиск информации по заданной теме, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации.
-
«История одного города» - сатирическая летопись истории Российского государства. Проблематика и поэтика сатиры С. Щедрина
-
Ф.М.Достоевский. Очерк жизни и творчества. Идейные и эстетические взгляды писателя
Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского. Детские и юношеские впечатления, их влияние на выбор тем, характеристику образов, формирование мировоззрения писателя. Традиции Н.В. Гоголя и новаторство Ф.М. Достоевского. Дело петрашевцев и псевдоказнь на Семёновском плацу как начало духовного перелома в жизни писателя. Годы каторги. История создания «Преступления и наказания»: замысел и его воплощение. «Великое Пятикнижие» Достоевского
Знать основные этапы жизни и творчества, особенности творческого метода: полифония, авантюрность сюжетного действия, синтетичность композиции, психологизм. Уметь делать индивидуальные сообщения на заданную тему.
Уметь составлять тезисный план или конспект лекции учителя; формулировать вопросы и писать сочинение в жанре интервью Поиск информации по заданной теме, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации.
-
Ф.М.Достоевский. Очерк жизни и творчества. Идейные и эстетические взгляды писателя
-
Ф.М.Достоевский Роман «Преступление и наказание». Образ Санкт-Петербурга в русской литературе. Петербург Достоевского
Приёмы создания образа Петербурга в романе Ф.М. Достоевского (пейзаж, интерьер, цветопись). Панорама «Северной Пальмиры» и её отражение в произведениях русской литературы
Образы «униженных и оскорблённых» в романе. Судьба семьи Раскольниковых. История Мармеладовых. Гоголевские традиции в решении темы «маленького человека». Уличные сцены и их воздействие на мысли и чувства Р. Раскольникова. Теория Раскольникова и её истоки. Нравственно-философское опровержение теории «двух разрядов». Проблема нравственного выбора
Знать историю создания, тематику, проблематику, идейное содержание, композицию романа.
Знать, какое влияние на формирование теории Раскольникова оказали его наблюдения над жизнью «униженных и оскорблённых». Уметь: отбирать материал для краткого пересказа на заданную тему; анализировать и интерпретировать текст Достоевского, обращая внимание на приёмы создания образов «униженных и оскорблённых» в романе
Уметь видеть в тексте романа художественные приёмы создания образов .
Уметь делать мультимедийную презентацию «Тема «маленького человека» в творчестве Пушкина, Гоголя, Достоевского»
-
Раскольников. Духовные искания интеллектуального героя. «Ангелы» и «демоны» Р. Раскольникова
-
Теория Р.Раскольникова. Социальные и философские истоки бунта
-
Раскольников и его «двойники» (Лужин и Свидригайлов)
Раскольников и его «двойники»: Лужин и Свидригайлов. Роль портрета в романе. Мотив «двойничества» в русской литературе.
Знать, с какой целью Достоевский вводит в роман «двойников» Раскольникова. Уметь отбирать материал для выборочного пересказа; сравнивать героев произведения Достоевского, отмечая сходство и различие их теоретических посылок
-
Раскольников и его «двойники» (Лужин и Свидригайлов)
-
Роль эпилога. Достоевский и культура ХХ века
Комментированное чтение эпилога, его связь с философской концепцией «Преступления и наказания». Анализ снов Раскольникова, их роль в романе. Духовный перелом в жизни героя, возможность его воскресения и прихода к Истине. Роль внутренних монологов в романе
Знать: какова роль эпилога в раскрытии идеи романа, как сны и внутренние монологи героев «Преступления и наказания» помогают понять состояние души Родиона Раскол ьникова. Уметь выбирать определённый вид комментария в зависимости от поставленной учебной задачи
-
Классное сочинение по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Классное сочинение по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Знать текст произведения
Уметь писать сочинение по предложенным темам
Классное сочинение
-
Классное сочинение по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Классное сочинение по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Знать текст произведения
Уметь писать сочинение по предложенным темам
-
Л.Н.Толстой - человек, мыслитель, писатель. Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность»
Жизнь и творчество Толстого. Начало творческого пути. Духовные искания писателя, их отражение в автобиографической трилогии «Детство. Отрочество. Юность». Педагогическая деятельность Толстого. «Литературные труды, потом семейные обязанности, потом хозяйство» - быт Ясной Поляны. Толстой в кругу литераторов (Тургенев, Дружинин, Некрасов). Осмысление проблемы «народ и история» в произведениях Л.Н. Толстого. Трагическая параллель судьбы человека и жизни страны в эпоху, когда «всё переворотилось», в «Анне Карениной». Перелом в мировоззрении Толстого в 1880 гг. Философские и религиозные трактаты писателя. Уход из дома и смерть Толстого
Знать основные этапы жизни и творчества Толстого, особенности творческого метода, суть религиозных и нравственных исканий.
Понимать причины религиозно-философских исканий писателя, приведших Толстого к разрыву с официальной религией и жизнью своего круга.
Уметь делать индивидуальные сообщения на заданную тему. Поиск информации по заданной теме, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации.
Уметь отбирать материал для киносценария, составлять его развёрнутый план и следовать логике данного плана при написании сценария; используя информационные компьютерные технологии, создать видеопроект о жизни и творчестве Толстого и осуществить его презентацию (по желанию учащихся)
-
Л.Н.Толстой - человек, мыслитель, писатель. Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность»
-
Изображение суровой правды войны, героизма и патриотизма солдат в «Севастопольских рассказах»
«Севастопольские рассказы» как новое слово в русской баталистике. Осмысление проблемы «народ и история» в произведениях Л.Н.Толстого.
Знать содержание «Севастопольских рассказов» Л.Н.Толстого.
Уметь отбирать материал для выборочного пересказа, анализировать и интерпретировать тест произведения.
-
Роман «Война и мир» - роман-эпопея: история создания; проблематика, образы, жанр. Образ автора в романе
История создания романа «Война и мир». Работа Толстого с историческими документами, мемуарами и письмами современников войны 1812 г., составление «анкет» персонажей. Прототипы героев романа. Отражение в произведении проблем, волновавших людей 1860 гг. (роль личности и народных масс в истории, место человека в жизни страны, осуждение индивидуализма, пути достижения нравственного идеала, соединение народа как «тела» нации с её «умом» - просвещенным дворянством - на почве общины и личной независимости).
Своеобразие жанра романа-эпопеи.
Черты семейной хроники в произведении.
Философско-публицистические и исторические рассуждения и их роль в романе.
Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало «Войны и мира»
Символики заглавия романа.
Всемирное значение Толстого-художника и мыслителя, его влияние на русскую и мировую литературу
Знать историю создания и смысл названия романа.
Прототипы главных героев «Войны и мира». Понимать, какие проблемы, волнующие пореформенное русское общество, нашли отражение в романе «Война и мир»;что слово «мир» в названии романа символизирует и отсутствие войны и вражды, и весь свет (мироздание), и человечество, и национальный мир, и крестьянскую общину, и единение людей всех сословий, и внутреннее состояние отдельного человека.
Уметь составлять развёрнутый план лекции учителя рецензировать сочинения на заданную тему.
Уметь видеть жанровое, идейно-художественное своеобразие. Особенности сюжета романа-эпопеи.
Поиск информации по заданной теме, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации
-
Художественные особенности романа «Война и мир», своеобразие композиции, особенности психологизма, «диалектика души».
-
Война 1805-1807 гг. – эпоха «неудач» и «срама» в изображении Толстого.
-
Духовные искания Андрея Болконского. Идея нравственной ответственности человека. «Дорога чести» Андрея Болконского в романе.
Просвещённые герои и их судьбы в водовороте исторических событий.
Духовные искания Андрея Болконского, рационализм героя романа. Мечты о славе, о «своём Тулоне» и их крушение. Глубокий духовный кризис и моменты душевного просветления в жизни князя Андрея (подслушанный разговор Наташи и Сони в Отрадном, сцена с дубом, спор с Пьером на пароме). Увлечение идеями Сперанского и разочарование в государственной деятельности. Любовь к Наташе и мечты о семейном счастье. Участие в войне 1812 года. Смерть князя Андрея.
Уметь характеризовать путь нравственных исканий героев, выявлять средства характеристики персонажей; способы выражения авторской позиции.; анализировать эпизод; давать сравнительную характеристику Болконского и Безухова.
Понимать, что, по мнению Толстого, индивидуальное самоутверждение человека губительно для его личности, только в единении с другими, с «жизнью общей» он может развивать и совершенствовать себя.
Анализировать мотивы действий героя, давать оценку его поступкам, учитывая толстовский приём «диалектики души».
-
Этапы духовных исканий Пьера Безухова в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Пьер в салоне А.П. Шерер и в кругу «золотой молодёжи». Женитьба на Элен. Дуэль с Долоховым. Увлечение масонством и разочарование в идее филантропии. Пьер на Бородинском поле и в занятой французами Москве. Философский смысл образа Платона Каратаева, влияние «каратаевщины» на жизнь и миросозерцание Пьера. Любовь к Наташе. Пьер Безухов на пути к декабризму
Знать: в чём заключается смысл поиска Пьером Безуховым нравственной правды; какое влияние оказало на мировосприятие Пьера его общение с Платоном Каратаевым, как изменилось отношение героя романа к «каратаевщине» на протяжении романного времени.
Понимать, что, по мысли Л.Н. Толстого, лучшие представители дворянского общества должны пройти через искание смысла жизни, дать оценку своим поступкам и окружающему их миру с позиции законов совести, чтобы прийти к нравственному идеалу «простоты, добра и правды».
Уметь отбирать материал для краткого пересказа или индивидуального сообщения с учётом цели учебного задания; сравнивать литературных героев
-
Женские образы в романе. Судьбы любимых героинь Толстого. Наташа Ростова на пути к счастью.
Нравственно-психологический облик Наташи Ростовой, княжны Марьи, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализовавшиеся в образах Наташи и княжны Марьи. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души» главной героини романа. Поэтичность натуры Наташи, национально-природное в её характере. «Сущность её жизни - любовь»: нравственное кредо любимой героини Толстого
Знать:как в женских образах романа реализовались философские, нравственные и эстетические искания Л.Н. Толстого; при помощи каких художественных средств(портрет, описание поступков, внутренние монологи и речевая характеристика в целом и др.) автор демонстрирует своё отношение к Наташе, княжне Марье, Элен и Соне.
Уметь характеризовать путь нравственных исканий Наташи Ростовой, выявлять средства характеристики персонажа, видеть приём «диалектики души» в изображении героини.
Уметь отбирать материал в соответствии с видом (краткий, выборочный) и целями пересказа; выбирать определённый вид комментария в зависимости от поставленной учебной задачи; устанавливать ассоциативные связи художественного текста с изобразительным искусством; сравнивать литературных героев, отмечая сходство и различие их характеров, мировоззрений, манеры поведения
Поиск информации по заданной теме, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации.
-
Семья Ростовых и семья Болконских
«Мысль семейная» в романе Толстого.
Уметь давать сравнительную характеристику семей Ростовых и Болконских, видеть в процессе анализа идеал дворянской семьи, систему нравственных ценностей писателя.
Уметь анализировать эпизод.
-
Исторические личности на страницах романа «Война и мир» Кутузов и Наполеон
Толстовская концепция истории. Роль личности в истории.
«Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».
Кутузов и Наполеон как два «нравственных полюса» романа «Война и мир».
Знать толстовскую концепцию истории.
Уметь видеть роль антитезы в изображении истинного и ложного патриотизма, подлинного величия Кутузова и тщеславия, безнравственности Наполеона, давать сравнительную характеристику героев; анализировать эпизод.
Свободная работа с текстом, понимание его специфики.
-
Тема народа,. «Дубина народной войны» - партизанское движение и его герои. Тихон Щербатый и Платон Каратаев
Народ и «мысль народная» в изображении писателя.
Утверждение идеи единения как всеобщего нравственного идеала.
Знать взгляды Толстого на роль личности, народа в истории.
Уметь видеть в процессе анализа эпизодов, какой смысл вкладывает в понятие «народная война», в чём видит Толстой величие русского народа; понимать, что образы Щербатого и Каратаева- воплощение противоположных сторон русского национального характера.
Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Владение навыками создания собственного текста
-
Проблемы истинного и ложного. Картины войны в романе. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа
Причины войны 1805-07гг..
Заграничные походы русской армии.
Проблема истинного и ложного патриотизма.
«Военные трутни, мечтающие о выгодах службы под командою высокопоставленных лиц» и о преимуществах «неписанной субординации» (Жерков, Друбецкой, Берг).
Подвиги солдат и офицеров, честно выполняющих свой долг (Тушин, Тимохин). Шенграбенское и Аустерлицкое сражения: причины побед и поражений русской армии. Роль приёма антитезы в изображении военных событий. Авторская оценка войны как события, «противного человеческому разуму и всей человеческой природе»
Знать, каковы были причины, побудившие Россию поддержать союзников и выступить против войск Наполеона; что, по мнению Толстого, является главной причиной военных побед и поражений, какую оценку писатель даёт действиям и устремлениям «военных трутней» и истинных героев Отечества.
Понимать: что Шенграбен стал победой русских потому, что нравственная идея защиты своих собратьев одушевляла воинов и воля полководцев не препятствовала героическому порыву; Аустерлиц же превратился в катастрофу, ибо не может быть подвига вне истины, нет героизма без всеобщей веры в справедливость того дела, которое защищают, невозможна самоотверженность без свободы и самостоятельности действий.
Уметь: используя текст романа и исторические документы, составлять монтаж событий; выбирать определённый вид комментария в зависимости от поставленной учебной задачи; проводить сравнительный анализ героев и событий, подчеркивая, какую роль в романе-эпопее «Война и мир» писатель отводит приёму антитезы
-
Классное сочинение по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»
Классное сочинение по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»
Знать текст произведения
Уметь писать сочинение по предложенным темам
Классное сочинение
-
Классное сочинение по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»
Классное сочинение по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»
Знать текст произведения
Уметь писать сочинение по предложенным темам
-
Н.С.Лесков. «Очарованный странник» Страницы жизни и творчестве писателя. Лесков как мастер описания русского быта. Национальный характер в изображении писателя
Жизнь и творчество Н.С. Лескова. Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Образ Ивана Флягина как воплощение трагической судьбы талантливого русского человека. Поэтика названия повести «Очарованный странник». Особенности жанра. Фольклорное начало в повествовании. Особенности лесковской повествовательной манеры. Образы праведников как воплощение народного идеала и христианской идеи естественного человека («у них доброта преобладает над умом и выходит не из сознания превосходства добра над злом, а прямо безотчётно истекает из натуры»)
Знать творческий путь Лескова, особенности творческой манеры, героев: праведников и злодеев, не принимающих серой будничной жизни.
Уметь отбирать эпизоды для выборочного пересказа по заданной теме, анализировать и интерпретировать текст повести, связывая этапы развития сюжета с духовной эволюцией Ивана Флягина.
Уметь делать индивидуальные сообщения о жизни и творчестве; объяснять смысл названия повести, определять элементы композиции, жанр; раскрывать тему праведничества, роль фольклорных мотивов, характеризовать образы главных героев .
Поиск информации по заданной теме, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации.
Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Владение навыками создания собственного текста.
-
Напряжённость сюжетов и трагизм судеб героев его произведений. «Очарованный странник». Идейно-художественное своеобразие.
-
Катерина Кабанова и Катерина Измайлова. (По пьесе Островского «Гроза» и рассказу Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»). Подготовка к домашнему сочинению
Домашнее сочинение
-
А.П.Чехов. Жизнь и творчество. Основные черты чеховского творчества, своеобразие мастерства писателя.
Жизнь и творчество. Детство в Таганроге, гимназическая жизнь и учёба в Московском университете. Путешествие на Сахалин. Скромность Чехова-человека. Литературный дебют. Спор с традицией изображения «маленького человека». Чехов и Художественный театр
Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.П. Чехова; в чём заключается жанровое своеобразие его произведений; какую эволюцию претерпевает образ «маленького человека» в произведениях А.П. Чехова.
Уметь в процессе инсценирования передать сущность авторского замысла, отразить особенности характеров персонажей, обратив внимание на их речевую характеристику.
-
Особенности рассказов 80-90-х годов. «Маленький человек» в прозе Чехова
Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего - темы и проблемы рассказов Чехова
Знать, в чём заключается проблематика рассказов А.П.Чехова, как сочетается в его произведениях социальная сатира и вечные, общефилософские темы.
Уметь объяснять роль средств выражения авторской позиции в рассказах писателя; самостоятельно анализировать и интерпретировать рассказы Чехова, обращая внимание на традиции и новаторство в создании образа человека, «проглядевшего жизнь».;
выявлять проблему протеста против догматической активности и общественной пассивности в рассказе «Дом с мезонином».
-
Особенности рассказов 80-90-х годов. «Маленький человек» в прозе Чехова
-
Рассказы А. П. Чехова. «Никто не знает настоящей правды». «Дом с мезонином», «Палата №6»
-
Рассказы А. П. Чехова. «Никто не знает настоящей правды». «Дом с мезонином», «Палата №6»
-
Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч»
Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего - темы и проблемы рассказов Чехова
Уметь раскрывать проблему истинных и ложных ценностей в рассказе Чехова, выявлять принцип нисходящего развития личности, роль детали в характеристике персонажей, в идейном содержании произведения. Уметь объяснять роль средств выражения авторской позиции в рассказах писателя; самостоятельно анализировать и интерпретировать рассказы Чехова, обращая внимание на традиции и новаторство в создании образа человека, «проглядевшего жизнь».
-
Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч»
-
Чехов-драматург. Общая характеристика «новой драмы»
Новаторство Чехова-драматурга: символическая образность, «бессобытийность», «подводное течение», психологизация ремарки, роль звуковых и шумовых эффектов. Композиция и стилистика пьес. Понятие о лирической комедии. Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы.
Знать особенности драматургии, эстетические принципы нового театра Чехова – «театра жизни» Поиск информации по заданной теме.
Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства. Свободная работа с текстом, понимание его специфики.
-
«Вишневый сад». Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система. образов, особенности жанра.
История создания и первой постановки пьесы. Люди, «заблудившиеся» во времени. Бывшие хозяева вишнёвого сада как олицетворение прошлого России (Раневская, Гаев). Лирическое и трагическое начало в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Слуги и господа (Дуняша, Яша и Фирс)
Знать историю создания; рекомендации Чехова актёрам и режиссёрам; почему автор определил жанр «Вишнёвого сада» как лирическую комедию.
Уметь определять жанровое своеобразие, основной конфликт, принципы группировки действующих лиц, средства характеристики персонажей, видеть особенности чеховской драматургии, актуальность звучания пьесы в наше время.
-
«Вишневый сад». Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система. образов, особенности жанра.
-
Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра
Новаторство Чехова-драматурга: символическая образность, «бессобытийность», «подводное течение», психологизация ремарки, роль звуковых и шумовых эффектов. Композиция и стилистика пьес. Понятие о лирической комедии. Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы.
Знать особенности драматургии, эстетические принципы нового театра Чехова – «театра жизни» Поиск информации по заданной теме.
Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства. Свободная работа с текстом, понимание его специфики.
Понимать, что творчество Чехова представляет собой итог русской литературы XIX века и программу развития искусства в XX столетии.
-
Подготовка к домашнему сочинению по творчеству А. П. Чехова
Домашнее сочинение
-
Итоговое контрольное тестирование
Итоговое контрольное тестирование
Знать основные факты биографии и творчества писателей XIX века.
Уметь работать с тестовыми заданиями
Контрольное тестирование
Из зарубежной литературы (7 часов)
-
Зарубежная литература XIX века. Основные тенденции в развитии зарубежной литературы XIX века.
Жизнь и творчество писателя. Сюжет и композиция новеллы. Система образов. Грустные раздумья автора о человеческом уделе и несправедливости мира. Мечты героев о высоких чувствах и прекрасной жизни. Мастерство психологического анализа в новелле. Неожиданность развязки. Г.Ибсен. Драма «Кукольный дом». Образ героини. Вопрос о правах женщины. А.Рембо. Стихотворение «Пьяный корабль». Пафос отрицания устоявшихся норм
Знать сюжет новеллы, уметь раскрывать особенности композиции, систему её образов.
Знать: основные факты жизни и творчества писателя; в чём заключается своеобразие сюжета и композиции новеллы «Ожерелье». Уметь самостоятельно анализировать и интерпретировать новеллу «Ожерелье»
Знать содержание драмы, социальную и нравственную проблематику драмы. Уметь раскрывать особенности конфликта драмы. Образ Норы.
Знать особенности поэтического языка Рембо. Уметь раскрывать особенности поэтики.
-
Г. де Мопассан. «Ожерелье». Грустные раздумья автора о несправедливости мира. Мечты героев и их неосуществимость.
-
Г.Ибсен. Драма «Кукольный дом». Образ героини. Вопрос о правах женщины.
-
А.Рембо. Стихотворение «Пьяный корабль». Пафос отрицания устоявшихся норм
-
Нравственные уроки русской литературы XIX века
Нравственные уроки русской литературы XIX века
Знать нравственные уроки русской литературы XIX века.
Уметь аргументированно отвечать на вопросы проблемного характера, доказывать свою точку зрения
-
Нравственные уроки русской литературы XIX века
-
Резервный урок
Учебно-тематический план
рабочей программы по литературе в 10 «З» классе
Введение
1
-
-
-
-
Литература первой половины XIX века
10
-
-
1
-
Литература второй половины XIX века
87
4
4
1
-
Из зарубежной литературы
7
-
-
-
Всего уроков/ контрольных работ
105
4
4
2
Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса
В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:
знать/понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творческого пути писателей 19 века;
изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
[link]