Управление образования Красносулинского района
Филиал Донской Академии Наук Юных Исследователей
IV районная – научно – практическая конференция «Юный исследователь»
Наименование секции: Литературоведение
Исследовательская работа
«Что за прелесть эти сказки!»
Автор: Михалев Захар, 1кл., МБОУ СОШ №10,
МБУ ДО ГЦВР «Досуг»
Руководитель: Кравцова Людмила Сергеевна,
учитель начальных классов МБОУ СОШ №10
Научный руководитель: Бахмутченко Галина
Викторовна, педагог дополнительного
образования МБУ ДО ГЦВР «Досуг»
г. Красный Сулин
2016 г
Оглавление
Стр.
Введение……………………………………………………………. 3
Глава 1. Основная часть
1. Что такое сказка?…………………………………………. 4
(Откуда пришла сказка?)
2. Классификация сказок…………………………..………… 5
3. Особенности языка сказки ……………………………….. 9
1. 4. Особенности волшебной сказки …………………………. 10
-
Глава 2.Результаты исследования
1. Общие выводы………………………………………………. 13
2. Анализ результатов исследования…………………………. 14
Глава 3. Творческая работа Жила – была Сказка……………… 15
Заключение…………………………………………………………. 18
Словарь терминов……………………….......................................... 18
Список литературы………………………………………………… .19
Приложения………………………………………………………… 20
Введение
Сказка-ложь, да в ней намёк,
добрым молодцам урок.
А.С. Пушкин
Вы знаете, что такое сказка? Где она живёт? Да повсюду: в дремучем
лесу, в поле, на распутье дорог, в шорохе листвы… Сказка родилась с человеком, и пока живёт человек, жива и сказка. Сказки любят все: и взрослые и дети. В них много разных чудес. Чудеса сказки особенно очаровывают нас своей сказочной фантазией.
Моё первое знакомство со сказкой произошло ещё в 2 года. Мне их читали мама и бабушка. Но тогда мне просто было интересно слушать. Сейчас мне 7 лет, я их читаю и даже пытаюсь писать сам. Читая сказки, я учусь доброму, учусь думать и совершать хорошие поступки.
А задумывались ли Вы над тем, когда появилась сказка? Сколько ей лет? Какие бывают сказки? Кто их главный герой? Что это за волшебные предметы, помощники героя? Чему учит волшебная сказка? Чем она отличается от других сказок?
Цель: проанализировать, когда и как создавалась сказка, сделать вывод о её сущности.
Для достижения поставленной цели исследовательской работы, мне пришлось решить ряд задач:
- найти в дополнительной литературе и изучить определение сказки;
- выявить классификацию сказок;
-прочитать сказки и проанализировать их;
- заинтересовать учеников класса чтением сказок;
-провести анкетирование по теме работы среди учеников своего класса;
-сочинить самому сказку;
- сделать выводы.
Объект исследования: главный герой сказки, основные атрибуты сказки, особенности сказок.
Предмет исследования:
Авторские и народные сказки.
Гипотеза: предположим, что сказка возникла так давно, когда ещё не было создано государство, люди жили племенами, и рассказывали сказку с целью развлечения.
Методы исследования: размышление, чтение книг, анкетирование, анализ результатов
Глава 1. Основная часть.
1. Что такое сказка. Откуда пришла сказка?
Во все времена в своей жизни человек встречал трудности и необъяснимые явления в окружающей его действительности. И всегда было желание преодолевать, познать окружающий мир. Мечты об этом отражались в устном народном творчестве – фольклоре, одной из форм которого является сказка. Сказка – один из популярных и любимых жанров в фольклоре и литературе народов мира.
Сказки – это занимательные рассказы о необыкновенных, вымышленных событиях и приключениях. Во всём мире люди рассказывают сказки, развлекая друг друга. Порой сказки помогают разобраться в том, что в жизни плохо, а что хорошо. Появились сказки задолго до изобретения книг, и даже письменности. Их ещё в глубокой древности сочинил народ и, передавая их из уст в уста, бережно пронёс через столетия.
Учёные по-разному толковали сказку. Сказкой называли всё, что имело отношение на вымысел. Ряд исследователей фольклора сказкой называли всё, что «сказывалось».
Нет такого народа, который не знал бы сказку. Издавна людей привлекала задушевность, красота и правдивость, жизненность и остроумие сказки. Древняя Русь не знала слова «сказка». Вместо него служило слово «баснь». Баять – значит сказывать, рассказывать. Сказка – мир выдуманного.
Сказочный мир живой. Обязательными атрибутами этого мира являются чудеса, необыкновенные животные, птицы, растения, внезапные превращения, талисманы, вещие слова.
В сказке то, чего не было и не могло быть, а рассказывается так, как будто произошло на самом деле. Сказка воспитывает такие человеческие качества, как доброту, справедливость. Она защищает обиженных.
1. 2. Классификация сказок
Существует четыре основных вида сказок: волшебные, бытовые, богатырские и сказки о животных. По авторству: литературные и народные.
[pic]
Волшебные сказки
Волшебные сказки первоначально были связаны с мифами и имели магическое значение, были своего рода заклинаниями. Широкое распространение получили волшебные сказки о змее (в русских сказках это Чудо-Юдо, змей многоголовый) ,народные сказки о чудесной жене (Елена Премудрая, Царевна-лягушка), о мачехе и падчерице (Мороз Иванович, Золотой башмачок, Хаврошечка), о добывании чудесных предметов (Волшебное кольцо, Чудесная Рубашка) и приключениях людей у людоеда (Лихо одноглазое).
Волшебные сказки народов отличаются богатым словесным орнаментом, им свойственны затейливые присказки и концовки, сказочные формулы, многочисленные повторы.
Богатырские сказки (былины)
Былины – это народные песни. Они создавались для исполнения на праздниках, на пирах. Исполняли их особые люди – сказители, которые по памяти рассказывали былины нараспев и аккомпанировали себе на гуслях.
Былины получили свое название от слова “быль”, то есть поется в них о том, что происходило на самом деле. Но, как и в любом жанре устного народного творчества, былина пересказывалась каждым певцом по-своему: одно место рассказывалась подробнее, дополнялось новыми деталями, другое сокращалось.
На Севере Руси былины называли старинами. Былины, старины – это слова, обозначающие то, что когда-то, в далекую старину происходило и осталось в памяти народа.
Возникли былины во времена Киевской Руси, когда на нашу землю нападали многочисленные враги: монголо-татары, половцы, печенеги.
В былинах можно узнать не только о подвигах, сражениях русских богатырей, но и о жизни людей в те времена: где они жили, как одевались, с кем вели торговлю, какие у них были промыслы, как они трудились.
Бытовые сказки
Позднее всех появились бытовые сказки. События в них, как в любых сказках вымышленные, но, в отличие от волшебной сказки, здесь всё обыкновенно, всё происходит в повседневной жизни.
В них обычно рассказывается о богатых и бедных. Бедняки в этих сказках умные, трудолюбивые, умелые, а богачи – злые, глупые, жадные и ленивые. Правда, в этих сказках всегда на стороне бедных. Бедняки благодаря своему уму и ловкости выполняют все поручения богатых, отгадывают загадки и наказывают глупых и трусливых царей, купцов, попов. Народ смеётся над злыми и жадными богачами и славит добрых и смелых бедняков.
Герой обычно бедный крестьянин, работник или солдат. Самый любимый герой сказки – солдат. Он ловкий, находчивый и в слове, и в деле, смелый, всё знающий, всё умеющий, весёлый, неунывающий.
Здесь нет чудес. Происходит как бы состязание ума: кто кого перехитрит, кто окажется сообразительнее. Конец сказки всегда восстанавливает справедливость.
Сказки о животных
В сказках о животных неправдоподобно спорят, разговаривают, ссорятся, любят, дружат, враждуют звери: хитрая «лиса – при беседе краса», глупый и жадный «волк – волчище – из-под куста хватыш», «мышка – погрызуха», трусоватый «заюнок – кривоног», по горке скок». Воеводой над лесными зверями объявляет себя кот Котофей Иванович. Курочка Ряба уговаривает бабу и деда не плакать по разбитому яйцу. Петух отлично владеет косой и гонит лису из заячьей избушки.
Им присуще человеческие качества: они бывают хитрыми и глупыми, скупыми и мудрыми, обладают способностью думать. Побеждает в таких сказках не сильный, а хитрый и умный. Всё это неправдоподобно, сказочно.
Жили-были дед да баба, и была у них курочка Ряба – замечательная сказка! Коротенькая, ничего лишнего. А как много в ней действия, героев – дед, баба, курочка, мышка. Целый спектакль. Такой же спектакль – живой, интересный – и сказочка про репку. Подобные сказки рассчитаны на самых маленьких. Слушая их, малыш многое узнает, развивает ум, фантазию – надо ведь увидеть, представить всех этих бегающих и играющих зверюшек.
Сказка «Колобок» передаёт мысль: доверчивому и задорному не страшны враги, но его может погубить лесть скрытого недруга.
В сказках для самых маленьких часто встречаются стихотворные и песенные вставки. А длинные, бесконечные сказки – это и игра, и упражнение в речи, в логическом мышлении. В сказке «Теремок» каждый герой делает одно и тоже: приходит, стучится в теремок и поселяется в нём. Кажется, сказка будет продолжаться бесконечно. Но герои все разные – каждый новый гость больше предыдущего, и обязательно появится медведь, который разрушит теремок. Это конец игры.
Самые популярные из числа сказок о животных – сказки о лисе. Помните, как, притворившись мертвой, она проводит простоватого мужика и крадет у него рыбу, учит глупого волка ловить хвостом рыбу в проруби, вымазавшись в квашне, заставляет пострадавшего по ее вине от побоев волка везти ее на себе, при этом напевая песенку: «Битый небитого везет». В сказках лиса хитрая, обманщица, иногда и сама попадающая впросак. Лисица всюду в сказках верна самой себе. Её хитрость вошла в пословицу: «Когда ищешь лису впереди, то она позади». Сказка говорит нам о том, что корыстная выдумка, какой бы неправдоподобной и невероятной ни казалась (хвостом рыбу ловить!), всегда найдёт глупца, который ей поверит.
Много проделок и проказ на памяти у лисы. Она гонит зайца из лубяной избы («Лиса и заяц»), крадёт припасённый мёд («Медведь и лиса»). Всех её проделок и проказ не перечислишь.
А сказка о том, как мужик с медведем делил урожай («тебе – вершки, мне корешки»), учит смекалке, даёт знания о растениях, которые кормят человека.
В сказках о животных много смешного. Это веселит, поднимает настроение.
Читая сказку, я волнуюсь, переживаю, а когда, всё благополучно заканчивается, испытываю удовольствие, как от любой другой хорошей книги.
К сказкам о животных относятся такие русские народные сказки: «Колобок», «Теремок», «Лиса и волк», «Лиса и заяц», «Петушок – золотой гребешок», «Медведь и лиса», «Курочка Ряба», «Зимовье зверей», «Волк и семеро коза» и другие.
1.3. Особенности языка сказки
Сказки народов земли очень разнообразны по своему характеру. Они отличаются друг от друга не только своей темой, содержанием и героями, но построением и языком.
Нередко сказки начинаются с присказки. Присказка может и заканчивать сказку: в этом случае она прямо не связана с содержанием сказки. Чаще всего в присказке появляется сам сказочник, намекающий, например, на угощение. Присказку сказочник может использовать и запнувшись в середине рассказа. И тогда говорит: «Скоро сказка сказывается…». Присказкой можно считать и традиционную концовку: «И я там был…».
Зачин (начало) – традиционный элемент сказки. В зачине определяются герои сказки, место и время действия. Самый распространённый зачин начинается со слов: «Жили –были…», «Жил – был…». У волшебных сказок зачины более развёрнутые: «В некотором царстве, некотором государстве», «Давным-давно», «В тридевятом царстве, в тридевятом государстве».
Сказки имеют и своеобразные концовки. Вот как традиционно заканчиваются сказки: «Живут, поживают и добра наживают», «Я там был, мёд-пиво пил. По усам текло, в рот не попало». Иногда концовкой является пословица, в которой высказывается общее суждение о содержании сказки.
В сказках часто встречается и песня. Герои сказок выражают горе и радость, песни выявляют их характеры. Примером могут служить сказки «Колобок», «Кот, петух и лиса». Сказок у каждого народа сотни и тысячи. Русских сказок, известных только по большим печатным сборникам насчитывается свыше 3000.
4. Особенности волшебной сказки
[pic]
Общая характеристика главного героя волшебной сказки.
Я больше всего люблю волшебные сказки, поэтому этим сказкам мне хотелось бы уделить больше внимания.
Главный герой волшебной сказки – молодой герой. Он всегда молодой, подросток, юноша (приложение 1). Он получает трудное задание. В сказке повествуется, как он преодолевает все препятствия, доказывает своё мужество, находчивость, проявляет свои лучшие качества.
Герой волшебной сказки обязательно отправляется из дому. Он не знает, куда идти , не знает цели, идёт наугад («куда глаза глядят»), иногда впадает в отчаяние, плачет. Герой сказки достигает успеха без всякого усилия, благодаря волшебному средству или помощнику, заслуженному им.
Герою волшебной сказки обязательно приходится встретиться с похитителями или обладателями искомого предмета или человека. Он вступает в единоборство со Змеем Горынычем, чудовищами, с чудом – юдом.
Добыв предмет, герой возвращается, прибывает домой.
В сказке герой никогда не описывается, но мы представляем его себе прекрасным, так как действует он не для себя, а всегда он кого-то выручает, заслуживает себе награду.
Основные атрибуты волшебной сказки.
Герой волшебной сказки никогда не проходит мимо избушки на курьих ножках (приложение 2). А что это за избушка? Избушка это не простая – она стоит на границе мира обычного и необычного, волшебного мира (когда-то царства мёртвых). Здесь происходят испытания героя, и он становится непобедимым. Герой остаётся прежним, но он приобретает чудесного помощника - клубочек, например, который указывает дорогу.
В волшебной сказке два царства: одно – то, с которого сказка начинается « В некотором царстве, в некотором государстве», другое – «тридесятое царство» (мир волшебства).
Баба – яга – страж границы, (приложение 3) она охраняет вход в этот волшебный мир. Вход идёт через избушку, за пределами которой тёмный лес и тридесятое царство. Основная задача Бабы - яги – испытать героя и указать дорогу, подарить волшебное средство или волшебного помощника
(приложение 4).
Дарителями волшебных средств могут быть старуха или старики, благодарные животные (приложение 5) (оказав в беде животному услугу, герой проявляет отзывчивость, великодушие, за которое и награждается).
Волшебство в сказке повсюду. Волшебство – магия, колдовство, чародейство, сверхъестественная способность - основные атрибуты волшебной сказки. В мифологии этой способностью наделялись люди, заключившие союз с нечистой силой, дьяволом – ведьмы, колдуны, оборотни.
Змей Горыныч- представитель злого начала, дракон с 3, 6, 12 головами, чудовища – мифологические персонажи, порождённые землёй или вышедшие из земли, находящиеся в её недрах.
А какие чудеса происходят в сказке! Вот избушка поворачивается к лесу задом, к герою – передом. Царевна лягушка превращается в Василису Премудрую, вот мы видим Жар – птицу, вот ковёр, который «огнём спалит», а там яблоки, которые «разорвут на части», дубинка сама «давай народ колотить», а вот живая вода и мёртвая.
Главная сущность волшебной сказки.
Какова сущность волшебной сказки? Этот вопрос я задал себе.
Но сначала я решил провести опрос среди учащихся своего класса, так как мне стало интересно, что думают другие ученики о волшебной сказке.
Им было предложено ответить на следующие вопросы:
1. Нужны ли детям сказки и почему?
2.Чем отличается волшебная сказка от других сказок?
3. Кто главный герой волшебной сказки?
4. Как давно создавалась волшебная сказка?
5. Кто обязательно присутствует в волшебной сказке?
6. Что или кто помогает главному герою одержать победу?
В опросе участвовало 19 учеников моего класса.
Варианты их ответов я записал в таблицу 1 (приложение 6).
Далее я самостоятельно анализировал, что представляет собой волшебная сказка. Для этого я прочитал 10 русских волшебных сказок.
Результаты своего исследования по следующим сказкам: «Поди туда – не знаю куда, принеси то - не знаю что», «Сивка-бурка», «По щучьему веленью», «Иван-царевич и серый волк», «Иван – крестьянский сын и чудо – юдо», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Царевна – лягушка», «Баба-яга», «Медное, серебряное и золотое царства», «Сказка про Василису Премудрую» я записал в таблицу 2 (приложение 7).
Глава 2. Результаты исследования
2.1. Общие выводы
Таким образом, в прочитанных мною 9 сказках главный герой – молодой человек, внешность которого не описывается. Он проходит испытания, но у него есть помощники, которым он помог в своё время. Это птицы (ворон, селезень, орёл, Нагай – птица), звери (серый волк, медведь, заяц), рыбы (щука, рыбы), насекомые (муравьи), змеи, домашние животные (кот-баюн, собака, конь), морские великаны, растения (берёзка), явления природы (ветры буйные), человек: борода по пояс. Помощники присутствуют во всех сказках.
Только в сказке «Баба – яга» главный герой - девочка.
В 7 сказках герой получает или помощника, или волшебное средство – клубочек, тропинку, ленточку, масло, хлебец, мяса кусочек, полотенце да гребешок, медный шарик, золотое яичко, живую и мёртвую воду, мягкий ковёр, который «огнём спалит», яблоня с яблоками, которые «разорвут на части», Получив волшебные средства, он теперь знает, куда идти, и знает, как справиться с противником.
Избушка на курьих ножках, к которой всегда приходит герой, присутствует в 5 сказках из 10.
Баба – яга – страж, охраняющая вход в волшебный мир, присутствует в 5 сказках. В сказке «Иван – крестьянский сын и чудо – юдо» на границе, за пределами которой тёмный лес и тридесятое царство - старая старуха. Это она подвергает героя испытаниям, указывает ему дорогу, дарит волшебное средство.
В волшебной сказке всё утраивается: у родителей три сына, (приложение 7) у царя три дочери, царевна задаёт три загадки, трижды происходит бой со змеем, у трёх змеев по 3, 6, 12 голов (приложение 8). Утроение я наблюдал во всех 10 прочитанных мной сказках.
Следует отметить, что в волшебных сказках есть и нерусские государства. Они находятся за морем и называются заморскими.
Присутствие таких выражений: «какой ты земли?», «седок чужестранный», «ездили по другим землям», «захотелось ему на святую Русь», «русским духом пахнет», «русского духу не слыхивала» так же говорят о наличии нерусских государств. Это я наблюдал в 7 сказках.
Сказке есть постоянные формулы (в зачине и в концовке): «в некотором царстве…», «за тридевять земель…», «тридесятое царство…». Формула «в некотором государстве…» указывает на неопределённость места действия, а также времени.
2.2. Анализ результатов исследования
На основе связей между различными предметами, явлениями, действиями героев в волшебной сказке можно сделать вывод о её сущности. Сказка возникла очень давно. Само слово «сказка» (байка) в русском языке появилось не раньше 17 века. Но это не значит, что до этого времени не было сказок. Из значения слова можно вывести два признака сказки:
сказка – повествовательный жанр (баять – сказывать):
сказка - небывальщина, вымысел.
Рассказывалась сказка с целью развлечения. Содержание сказки составляют необычайные события (фантастические, чудесные, житейские). В действительность событий не верили, и это один из основных признаков сказки.
Утроение в волшебной сказке – признак большой древности.
Волшебная сказка обладает юмором и фантастичностью (животные, печь разговаривают, клубочек указывает путь).
В сказках есть и нерусские государства. Они всегда находятся за морем и называются заморскими. «Заморское» в сказке – это тоже, что и иностранное: заморская царевна, заморские вина. В волшебной сказке Змей Горыныч, дракон 3, 6, 12 головами – представители всего злого и недоброго.
Таким образом, моё исследование показало, что в сказках нет представления о родине, нет чувства родины. А нет по одной простой причине: сказка возникла так давно, что и государства-то ещё не было!
Глава 3. Творческая работа
Жила – была сказка
В одном небольшом городке жил-был мальчик Игорёк. Ему было 8 лет, и он уже ходил в школу во второй класс. Он был хороший мальчик, хотел хорошо учиться и гордился тем, что он уже второклассник. Он был и лицом пригож и умом не глуп. Родители любили его без памяти, а бабушка с дедушкой ещё больше. Они возлагали на Игорька большие надежды: он будет образованным, умным человеком и будет радовать их своими успехами в школе. Так бы всё и было, если бы не было у него одного недостатка: Игорёк не любил читать и из-за этого делал много ошибок в домашних заданиях и диктантах. Его тетради были сплошь в красных исправлениях. А Игорёк твердил одно: «Не люблю читать и не буду, не заставляйте меня!» Это огорчало родителей.
Но однажды случилось событие в жизни мальчика, после которого он полюбил чтение. Ученики второго класса писали диктант, и Игорёк больше всех сделал ошибок и получил двойку. Другие ребята получили хорошие отметки. Стыдно стало Игорьку и обидно, он разозлился на всех и ушёл из школы один печальный и несчастный. Долго он шёл и не заметил, что он оказался на окраине города, в каком – то перелеске. Солнце зашло за тучку, стало темнеть. Откуда-то доносились крики, шум и хлопки. Игорёк присел на пень и огляделся. Позади него стоял какой-то маленький старичок, похожий на гномика и делал знаки руками, чтоб мальчик подошёл. Игорёк удивился появлению старичка, но подошёл к нему, поздоровался и спросил, куда он попал. Старичок сказал, чтобы он поскорее уходил отсюда, здесь находится Страна лентяев и неслухов. «Слышишь шум?» - сказал старичок. «Это из Страны лентяев».
Подул сильный ветер, налетела стая черных ворон. Игорёк увидел жуткую картину: на поляне бегали мальчишки и девчонки, кидали в друг друга книжки и тетрадки, кричали: «Не хотим учиться! Не будем читать!» Они дрались и веселились одновременно, их лица были в чернилах, волосы растрёпанные. Игорёк испугался, схватил руку старичка и стал просить его увести из этого кошмара. Вдруг подлетели несколько противных ворон, они кричали: «Два! Два!» и толкали мальчика. Он отмахивался, опять вспомнил про свою двойку, про родителей, учительницу, которых так огорчал. Он захотел домой, захотел исправить свою работу. Ему вдруг так захотелось учиться вместе со своими друзьями.
Старичок пожалел мальчика, велел ему закрыть глаза и дал в руки волшебный клубочек. Карканье ворон и крики озорников стихли. Старичок на прощанье сказал: «Этот клубочек волшебный, иди за ним, он приведет тебя в Страну сказок. Там тебя научат читать и хорошо учиться, если ты этого пожелаешь очень сильно. Там сбываются все желания. И не будь похож на ребят из Страны лентяев и неслухов. От них даже учителя сбежали. Зачем учить детей, которые сами этого не хотят. Они вырастут невежами, с которыми никто не захочет иметь дела, им не доверят никакую работу. Но когда они это поймут, будет уже поздно.
Игорёк открыл глаза, старичка рядом не было, а в руках он держал маленький клубочек. «Спасибо, добрый старичок!» - проговорил он в пустоту. «Я буду много читать и хорошо учиться. Я не стану бездельником и невежей».
Игорёк пошёл по дорожке, куда ему указывал клубочек. Долго ли, коротко ли шёл Игорёк за клубочком. Но вот ниточка кончилась, и он оказался на лесной полянке, освещённой ярким солнцем. В середине стоял домик, в котором жила добрая, красивая и весёлая Сказка. Когда мальчик подошёл к избушке, на крыльцо вышла сама Сказка в образе Доброй Феи, с ней рядом стоял Кот в сапогах. Он снял шляпу, низко поклонился и проговорил: «Добро пожаловать! Приглашаем в страну Сказок. Мы знаем, зачем ты сюда пришёл, мальчик. Мы тебе поможем. Вот наша библиотека». Кот обратил внимание Игорька на плакат со словами: «Чтение – вот лучшее учение». Он взял с полки книгу и дал мальчику. «Садись и читай!» Книга называлась «Всякое маленькое дело лучше большого безделья». Это был сборник сказок. Игорёк прочитал книгу на одном дыхании, потом ещё одну толстую книгу сказок. А сам с интересом осматривал место вокруг избушки. Повсюду видны были герои разных сказок. На крыше сидел сказочный Петушок –Золотой Гребешок и приветствовал гостей громким «Ку-ка-ре-ку!». Баба – Яга подметала дорожки, ведущие к домику. Золушка беседовала с Сестрицей Алёнушкой и показывала ей свои хрустальные туфельки. На лугу паслась Коза с семью козлятами, а рядом Волк с Красной шапочкой срывали цветы и составляли букеты. Три Поросёнка спокойно строили свой домик, а Волк предлагал им свою помощь. Злая мачеха водила хоровод с детишками, а Кот - Боюн мурлыкал сказки малышам. Игорёк увидел, что Кощей Бессмертный играет в футбол с мальчишками. Он – их главный тренер. Вот проскакал мимо Конёк-Горбунок. У самого леса Емеля возится возле своей печи – печёт пироги. Рыжая Лиса угощает гостей чаем с лесными ягодами. Мальчик с Пальчик играет с Колобком. Три богатыря охраняют территорию от злых врагов. Добрая Сказка объяснила Игорьку, что у них даже отрицательные герои перевоспитались, потому что все заняты полезным делом. Все живут в дружбе и согласии. Все, кто побывал в этой Сказочной Стране, не говорят слов: «Не хочу! Не буду! Не люблю!»
Сказка пожелала Игорьку успехов, подарила «Книгу сказок», взмахнула волшебной палочкой, и он оказался дома за своим письменным столом, над своей тетрадкой с двойкой. Он аккуратно переписал работу без единой ошибки, облегченно вздохнул, пододвинул к себе книгу со сказками и погрузился в чтение.
Заключение
В ходе самого исследования я нашел ответы на многие вопросы. Я прочитал много русских народных сказок, узнал значения непонятных мне слов, провел анкетирование среди учащихся своего класса по теме исследования, узнал из дополнительной литературы многое о сказках. По прочитанным сказкам я сделал выводы: кто главный герой сказки, как он выглядит, узнал о сущности самой сказки.
Я понял, что сказка возникла ещё в древности, но осталась нами любимой и понятной. Мне очень понравилось анализировать сказки. Я понял, что работа, которую я начал выполнять, ещё не закончена. Впереди меня ждут сказки о животных, бытовые сказки. Я думаю, что анализировать разные сказки очень интересно и мне бы хотелось привлечь к этой работе моих одноклассников. Тогда и они полюбят сказки, будут их читать, рассказывать. А самое главное у них появится интерес к чтению. Мир литературы увлекателен, интересен. Моя мама, так же как и я очень любит сказки. Она говорит, что сказки учат многому не только детей, но и помогают посмотреть на себя со стороны взрослым.
Список литературы
1. В.И. Даль Иллюстрированный толковый словарь русского языка – Москва, 2007
2. А. Квятковский Поэтический словарь - Москва «Советская энциклопедия», 1966
3. В.Я. Пропп Исторические корни волшебной сказки – Л.:1946
4. М. Фасмер Этимологический словарь русского языка
5. Википедия Свободная Интернет – энциклопедия
6. Русские волшебные сказки - Москва «Советская Россия», 1989
Приложение 1
Главный герой русской волшебной сказки - молодой герой
[pic]
Приложение 2
Герой волшебной сказки никогда не минует избушки на курьих ножках
[pic]
Приложение 3
Баба – яга – страж границы.
Молодой человек подвергается испытаниям
[pic]
Приложение 4
Баба – яга или старуха - дарительница волшебного средства
[pic]
Приложение 5
Помощники – благодарные животные
[pic]
Приложение 6
Результаты анкетирования учащихся
1. Нужны ли сказки детям и почему?
Большинство учащихся (18 человек) ответили, что сказки детям необходимы:
для развития речи, фантазии, памяти;
потому что в них заключена народная мудрость;
потому что интересные;
просто нравятся, без причины;
для знакомства с культурой народов, их сочинивших.
Остальные (1 человек) не видят в сказках такой необходимости.
2. Чем отличается русская волшебная сказка от других сказок?
3.Кто главный герой волшебной сказки?
4.Как давно создавалась волшебная сказка?
5.Кто обязательно присутствует в волшебной сказке?
6.Что или кто помогает главному герою одержать победу?
Таблица 2 Приложение 7
Сущность волшебной сказки
Название сказки
Главный герой сказки
Помощники главного героя
Путеводные помощники или волшебные средства
Присутствие в сказке Бабы-яги, старухи, старика, избушки
Наличие нерусских государств
Утроенность
в сказке
«Поди туда-не знаю куда, принеси то- не знаю что»
Андрей – стрелок
Кот- Боюн
Гады и рыбы морские
Великаны
Колечко,
Клубок ниток,
Горшок с парным молоком, дубинка, топор, дудка
1.«Дошёл до леса, видит – стоит избушка на курьих ножках.
На лавке сидит старуха (Баба-яга), прядёт кудель»
2. «…пошёл по тропинке, видит: старая изба не изба, тыном обнесена»
«входит мужичок с ноготок, борода с лоток»
Заморские гости
Андрей – стрелок сослужил для царя три службы;
Три купеческих корабля; три диковинки; три купца - корабельщика
«Сивка – бурка»
Иван-дурак
«Конь – одна шерстинка серебряная, другая золотая»
Иван в правое ухо залез -одетым выскочил, в левое залез – молодцем сделался
Старик - отец
Три сына; три ночи караулили пшеницу; на три бревна до царевны не доскочил; через три дня царь клич кликнул
«По щучьему веленью»
Дурачок Емеля
щука;
ветры буйные;
Вёдра сами домой пошли.
В избу зашли, сами на лавку встали;
Топор сам дрова колет, дрова сами в избу идут, в печь лезут; сани сами в ворота поехали, в лес приехали; дубинка давай народ колотить; печь сама пошла по улице, прямо к царю
Три сына;
«Иван – царевич и серый волк»
Иван сын царя Берендея
Серый волк, ворон
Живая и мёртвая вода; золотая клетка; златогривый конь с золотой уздечкой; Жар – птица; яблоня с золотыми яблоками
Лесная избушка,
В три года не доехать до Жар – птицы; царь Кусман, царь Афрон; до своих краёв; ездили по другим землям
Три сына; три раза поклонился до земли; три года
«Иван – крестьянский сын и чудо – юдо»
Иванушка
Колодец с мёртвой водой,
яблоня с яблоками, которые разорвут на части, мягкий ковёр, который огнём спалит
Избушка, «лежит старая старуха»
На свою землю не допустить
Три сына; чудо – юдо о шести головах; о девяти головах;
о двенадцати головах; три ночи в дозоре был.
«Сказка о молодильных яблоках и о живой воде»
Иван - царевич
Конь бабы – яги, Нагай птица
Молодильные яблоки, живая вода.
Терем в нём прекрасная девица,
избушка на курьих ножках, а там Баба - яга
За тридевять земель, в тридесятое царство, «какой ты земли?»,
седок чужестран-ный
Кувшин о двенадцати рылец, двенадцать подпруг с подпругою, три дороги, три яблока, двенадцать поленицей, съезжались три раза
«Царевна –лягушка»
Иван - царевич
Медведь, селезень, заяц, щука – рыба,
Лягушка превращается в Василису Премудрую, обернулась белой лебедью, Кощей Бессмертный.
Старый старичок, клубочек,
Избушка на курьих ножках, на печи лежит баба – яга,
За тридевять морей, за тридевять земель, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве,
Три сына, три свадьбы, три ночи, три железных хлеба,
«Баба – яга»
девочка
Кот, собаки, берёзка, ворота
Ленточка, масло, хлебец, мяса кусочек, полотенце да гребешок,
Избушка на курьих ножках, на бараньих рожках, а в избушке сидит баба - яга
Три сажени
«Медное, серебряное и золотое царства»
Иван - царевич
Змеи, Хромой да Косой,
Медный шарик, золотое яичко, Сильная вода и бессильная,
палица
«Русского духу не слыхивала»
Три сына, три года, шестиглавые змеи, три свадьбы
«Сказка про Василису Премудрую»
Иван- охотник.
Орёл, человек: борода по пояс, муравьи
Тропинка,
Превращается Иван в пастуха, Василиса Премудрая в кудрявую овечку, кони в зелёный луг
избушка на курьих ножках, а в избушке сидит баба – яга, костяная нога
захотелось ему на святую Русь
Тридцать лет, три года, три месяца, три дня, три раза ружьё поднимает, три закрома, три раза , двенадцать сестёр, орёл сбрасывал охотника вниз, двенадцать голубиц, три раза охотник выбирал невесту
Приложение 8
В волшебной сказке всё утраивается ( у царя три сына)
[pic]
Приложение 9
У змеев по 3, 6, 12 голов
[pic]
Приложение №10
Словарь терминов
Баба-яга – в славянской мифологии лесная старуха – волшебница, ведьма.
В некоторых сказках Баба – яга – мать змеев, противников богатыря. Кроме образов Бабы- яги – воительницы и похитительницы, сказка знает и образ дарительницы помощника героя. Баба-яга жрица в обряде инициации. Яга – причинять боль, язвить, мучить.
Волшебство – магия, колдовство, чародейство, сверхъестественная
способность при посредстве ритуала воздействовать на мир человека.
В мифологии этой способностью наделялись люди, заключившие союз
с нечистой силой, дьяволом – ведьмы, колдуны, оборотни.
Добро и зло – в мифологической модели мира одно из основных противопоставлений, соотносимых со светом и тьмой, небом и преисподней, жизнью и смертью, правдой и ложью (кривдой), богами и злыми духами.
Змей Горыныч – в русских былинах и сказках, представитель злого начала, дракон 3, 6, 12 головами. Связан с огнём и водой, летает по небу, но одновременно соотносится и с низом – с рекой, норой, пещерой, где у него спрятаны богатства, похищенная царевна (или три царевны).
Иван Дурак – мифологизированный персонаж русских волшебных сказок. Воплощает особую сказочную стратегию. Опирается на собственные решения, противоречащие здравому смыслу, но в конечном итоге приносящие успех.
Иван Царевич – мифологизированный образ главного героя русских народных сказок. Его деяния – образец достижения наивысшего успеха.
«Курьи ножки» - это название произошло от курных, то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили «избу смерти»
Миф – Древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о происхождении явлений природы.
Мифология – совокупность мифов какого-нибудь народа; наука. изучающая мифы.
Чудовища –мифологические персонажи, порождённые землёй или вышедшие из земли, находящиеся в её недрах, сохраняющие черты змей, земноводных – получеловека.