МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВОИНСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОПЕРЕКОПСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
- РАССМОТРЕНО
ШМО учителей русского языка и литературы
Протокол от ______________ №____
Руководитель МО
________ И. И. Пилипенко
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по учебной работе ________Л.А.Герасимович
«____» __________ 2015г
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
Воинский УВК
________В.П.Мирошниченко.
Приказ от ____________. № ____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
на 2015/2016 учебный год.
Уровень образования – основное общее образование, 8-Б класс.
Уровень изучения предмета – базовый.
Учитель: Бекирова Эльзара Небиевна
2015 г
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы общего образования по литературе, авторской программы Коровиной В. Я. «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М.: Просвещение, 2012год., учебного плана МБОУ Воинский УВК.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Тематический план разработан на основе примерной программы основного общего образования по литературе и соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе.
Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, общеучебного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:
– осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
– формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
– формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
– формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
На основании требований Федерального компонента государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно -ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтения наизусть; устного пересказа (подробного, выборочного, сжатого, от другого лица, художественного) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободного владения монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
формирование умения давать развернутый ответ на вопрос, рассказывать о литературном герое, характеризовать героя; составлять отзыв о самостоятельно прочитанном произведении; свободно владеть письменной речью;
освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Общеучебная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию общеучебной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В ФКГОСе они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе общеучебного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.
Цели преподавания:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Задачи преподавания:
- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
-овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтения наизусть;
-овладение способами устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
- научить развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
- научить отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способам свободного владения письменной речью;
-освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Методы и формы обучения:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях.
ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ ПО ПРЕДМЕТУ.
Основные учебные умения и навыки обучающихся:
использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели
умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений, следование этическим нормам и правилам ведения диалога
выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое)
умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями
владение навыками редактирования текста, создания собственного текста
определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни
умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды
осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
В результате изучения литературы ученик должен знать:
об основных законах литературы как вида искусства;
об отличиях литературы от устного народного творчества;
о специфике художественной условности словесного творчества;
о литературном процессе, основных этапах развития мировой литературы и о месте в ней русской национальной литературы;
о содержании изученных литературных произведений и теоретико-литературных понятий;
об особенностях художественного мира литературного произведения.
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
основные теоретико-литературные понятия.
В результате изучения литературы ученик должен уметь:
1. Правильно, бегло и выразительно читать художественные, публицистические и учебные тексты.
2. Выразительно читать произведения или отрывки из них наизусть.
3. Понимать, характеризовать, анализировать и пересказывать художественные произведения и их фрагменты, приводить цитаты из художественных текстов.
4. Определять жанровую и родовую принадлежность художественного произведения.
5. Давать характеристику литературным героям, определять авторское отношение к ним, сопоставлять различные художественные произведения, высказывания критиков и литературоведов, делать выводы и умозаключения.
6. Выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания художественного произведения.
7. Составлять простой и сложный планы изучаемого произведения.
8. Выделять художественные особенности произведения, объяснять их роль, определять тематику, проблематику и идейное содержание изученного произведения.
9. Пользоваться справочным аппаратом учебника, искать в открытых источниках дополнительную информацию об авторах и произведениях.
10. Владеть монологической и диалогической речью, готовить сообщения, доклады, конспекты, рефераты.
11. Устно и письменно отвечать на вопросы, выражать собственное отношение к прочитанному, писать сочинения на литературную и свободную темы.
12. Сопоставлять произведения различных видов искусства.
13. Работать с книгой;
14. Определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
15. Выявлять авторскую позицию;
16. Выражать свое отношение к прочитанному;
17. Выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы
литературного произношения;
18. Владеть различными видами пересказа;
19. Строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
20. Участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Общая характеристика учебного предмета
Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершённость, предполагающие активное сотворчество воспринимающего .
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в истрию мировой литературы и обладающем несомненной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представление учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».
Место учебного предмета «Русский язык»
Для обязательного изучения литературы на этапе основного общего образования в 8-Б классе выделено 64 часов с учетом выпавших праздничных дней: из расчета 2 часа в неделю на 34 рабочие недели.
Планируемые результаты освоения курса литературы.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
1) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
2) самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.
Общеучебные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Межпредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.
Литература:
1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции.
Формы организации образовательного процесса:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение художественного текста;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
анализ и интерпретация произведения;
составление планов и написание отзывов о произведениях;
написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
Устное народное творчество
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
Древнерусская литература
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.
Художественные особенности воинской повести и жития. Житие Сергия Радонежского.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.
«Шемякин суд» — «кривосуд» ( Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
«Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы. (обзор)
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
.
Литература XVIII века
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.
«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении. Домашнее сочинение по комедии «Недоросль».
Русская литература ХIХ века
Иван Андреевич Крылов . Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.
«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин).
Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева». Классное сочинение по повести «Капитанская дочка».
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. «Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы. Анализ эпизодов из поэмы «Мцыри».
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении. Домашнее сочинение по творчеству Н.В. Гоголя.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочиненияТеория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой . Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделенности двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Поэзия родной природы
А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...». Анализ стихотворений.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. Рассказы Чехова.«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье. Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).
Русская литература XX века
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.
С.Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелев . Краткий рассказ о писателе.
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники)
Писатели улыбаются
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.
М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев. Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе. Творческая работа учащихся.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.
Александр Трифонович Твардовский.
Краткий рассказ о писателе.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.
Новаторский характер Василия Теркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представ
Произведения о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи», Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
Виктор Петрович Астафьев.
Краткий рассказ о писателе.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).
Русские поэты о Родине, родной природе
И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке». «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов. Анализ стихотворений.
Зарубежная литература
Уильям Шекспир. (1ч.) Краткий рассказ о писателе.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты — «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».
В строгой форме сонетов — живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.
«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Сатира.
Тематический план по курсу «Литература» 8 класс по программе В. Я. Коровиной.
- раздела и тем
Наименование разделов и тем
Учебные часы
Практическая часть
Контрольные работы
Р.р.
Кон. класс.
Сочинение
Кон. дом.
сочинение
Внеклас. Чт.
Текущие уроки контроля
1
Введение.
3
1
2
Древнерусская литература
4
1
3
Литература 18 века.
3
1
4
Литература 19 века.
25
2
4
1
3
5
Поэзия родной природы.
4
1
1(в Р.р.)
6
Литература 20 века.
7
1
1( в Р.р)
1
7
Писатели улыбаются
6
1
8
Лирика 1941-1945гг.
3
1
9
Русские поэты о родине
1
1
10
Зарубежная литература
6
1
1
11
Итоговые уроки
2
Всего:
64
Календарно-тематическое планирование по литературе
п,п
№
урока
дата
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
План.
Факт.
Введение – 3 час
1
1
09.09.
Введение. Русская литература и история.
1
Вводный урок
1
1
09.09.
Устное народное творчество. Русские народные песни.
1
Повторение изученного материала
2
2
16.09.
. Предания "О Пугачеве", "О покорении Сибири Ермаком". Диагностическая контрольная работа за курс
1
Усвоение новых знаний
3
3
Предания "О Пугачеве", "О покорении Сибири Ермаком".
1
Ознакомление с новым материа-лом
Древнерусская литература (4 часа )
4
14.09.
Люди Древней Руси. 7 класса.
1
Изучение нового материала, урок контроля
5-6
17.09.,
21.09.
Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского
2
Изучение нового материала
7
28.09.
Внеклассное чтение №1.
"Шемякин суд" как сатирическое произведение 17 века.
1
Урок внеклассного чтения
Из литературы 18 века (3 часа)
8
01.10.
Д. И. Фонвизин. Слово о сатирике. «Недоросль»: социальная и нравственная проблематика комедии.
1
Изучение и ознакомление с новым материалом
9
05.10.
Д.И.Фонвизин. "Недоросль": речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации.
1
Урок изучения произведения
10
08.10.
Р. Р. № 1. Подготовка к домашнему сочинению: письмен- ный ответ на один из проблемных вопросов по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».
1
Урок развития речи
Литература 19 века ( 25 часа )
11
12.10.
И. А. Крылов. «Обоз», басня о войне 1812 года.(наиз.)
1
Изучение и ознакомление с новым материалом
12
15.10.
К. Ф. Рылеев. Слово о поэте. «Смерть Ермака» как романтическое произведение.
1
Изучение и ознакомление с новым материалом
13
19.10.
А. С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. Р. р. № 2. Обучение конспектированию статьи учебника.
1
Изучение и ознакомление с новым материалом
14
22.10.
Р.Р. №3. Урок-семинар. А. С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина. «История Пугачёва».
1
Урок развития речи
15
02.11.
А. С. Пушкин. "Капитанская дочка". История создания произведения.
(выучить 1. из 8-ой главы от слов «Я смутился..» до «что я лукавствую» и далее «Я дворянин» до слов «тебе служить не могу»;
2. 11 глава «Слушай – сказал Пугачев..» до «значит по мне клевать мертвечину»)
1
Урок изучения произведения
16
05.11.
А.С.Пушкин. Образ главного героя в романе «Капитанская дочка».
1
Урок изучения произведения
17
09.11.
А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»: система образов романа. Нравственный идеал Пушкина в образе Маши Мироновой.
1
Урок изучения произведения
18
12.11.
Контрольное классное сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
1
Урок контроля
19
16.11.
А.С. Пушкин. «19 октября», «Туча», «К***» - стихотворения, посвящённые темам любви и творчества, (наизусть).
1
Урок изучения произведения
20
19.11.
Внеклассное чтение №2. Урок - презентация стихотворений А.С.Пушкина с обоснованием выбора темы
1
Урок внеклассного чтения
21
23.11.
Контрольная работа №1. По творчеству А.С. Пушкина. ( Тесты).
1
Урок контроля
22
26.11.
М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. "Мцыри". Образ романтического героя. (выучить 3, 4, 5 части)
1
Изучение и ознакомление с новым материалом
23
30.11.
М.И.Лермонтов. «Мцыри». Особенности композиции поэмы.
1
Урок изучения произведения
24
03.12.
Р. Р. № 4. М.Ю.Лермонтов «Мцыри».Анали эпизода«Бой с барсом» , « Мцыри- романтический герой», «Изображение кавказской природы».
1
Урок развития речи
25
07.12.
Н. В. Гоголь. Слово о писателе. «Ревизор» как социально-историческая комедия. (выучить монолог Хлеставкова действие 3, явление 6 от слов «На столе, например, арбуз…» до «все дрожит и трясется, как лист»).
1
Изучение и ознакомление с новым материалом
26
10.12.
Н. В. Гоголь. «Ревизор» .Разоблачение нравственных и социальных пороков и сатира на чиновничью Россию в комедии.
1
Урок изучения произведения
27
14.12.
Образ Хлестакова. Хлестаковщина как нравственное явление. (Монолог Хлестакова наизусть).
1
Урок изучения произведения
28
17.12.
Р.р.№ 5. Подготовка к домашнему сочинению по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».
1
Урок изучения произведения
29
21.12.
Внеклассное чтение №3. Н. В. Гоголь "Шинель". Своеобразие реализации темы «маленького человека» в повести.
1
Урок внеклассного чтения
30
24.12.
Контрольная работа №2 по творчеству М.Ю.Лермонтова и Н.В.Гоголя, (тесты ).
1
Урок контроля
31
14.01.
М. Е. Салтыков-Щедрин. Отношение писателя к современной ему действительности. "История одного города" (отрывок): сюжет и герои.
1
Изучение и ознакомление с новым материалом
32
18.01.
Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».
1
Изучение и ознакомление с новым материалом
33
21.01.
Л. Н. Толстой. Личность и судьба писателя. Социально-нравственные проблемы в рассказе "После бала".
1
Изучение и ознакомление с новым материалом
34
25.01.
Л. Н. Толстой. «После бала». Контраст как прием, раскрывающий идею рассказа. Моральная ответственность человека за все происходящее. (выучить отрывок от слов «Мне было до такой степени…» до слов «НО сколько не старался – и потом не мог узнать»)
1
Урок изучения произведения
35
28.12.
Внеклассное чтение №4. Л. Н. Толстой. «Отрочество».
1
Урок внеклассного чтения
36
01.02.
Поэзия родной природы. (4 часа)
Природа в творчестве Ф. Тютчева, А. Фета, А.Н. Майкова, (наизусть).
1
Изучение и ознакомление с новым материалом
37
04.02.
А. П. Чехов. Слово о писателе. "Человек в футляре". "Футляр" страха перед жизнью и перед свободой выбора.
1
Изучение и ознакомление с новым материалом
38
08.02.
А. П. Чехов, "Крыжовник". "Футляр" примитивного благополучия.
Рассказ « О любви» как история об упущенном счастье.
1
Урок изучения произведения
39
11.02.
Контрольная работа№3 по творчеству М.Е.С.-Щедрина, Н.С. Лескова, Л. Н. Толстого, А.П. Чехова. (Тесты).
1
Урок контроля
Литература 20 века ( 7 часов )
40
15.02.
И. А. Бунин. Слово о писателе. "Кавказ". Тема любви в рассказе.
1
Изучение и ознакомление с новым материалом
41
18.02.
А. И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа "Куст сирени".
1
Изучение и ознакомление с новым материалом
42
22.02.
А. А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в творчестве поэта.
«На поле Куликовом».
1
Изучение и ознакомление с новым материалом
43
25.02.
А. А. Блок. «Россия»: история и современность.
Анализ стихотворений .
1
Урок изучения произведения
44
29.02.
С. .А. Есенин. Слово о поэте. "Пугачев" – поэма на историческую тему.
1
Изучение и ознакомление с новым материалом
45
03.03.
Р. р. № 6. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях Пушкина и Есенина". Анализ стихотворений поэтов 19-века.
1
Урок изучения произведения
46
07.03.
И. С. Шмелев. Слово о писателе. "Как я стал писателем": воспоминание о пути к творчеству.
1
Изучение и ознакомление с новым материалом
Писатели улыбаются ( 6 часов )
47
10.03.
Журнал "Сатирикон". Сатирическое изображение исторических событий.
Сатира и юмор в рассказах Тэффи «Жизнь и воротник» и другие.
1
Изучение и ознакомление с новым материалом
48
14.03.
М. Зощенко "История болезни" и другие рассказы. Смешное и грустное в рассказах, способы создания комического.
1
Изучение и ознакомление с новым материалом
49
17.03.
М. А. Осоргин. Сочетание фантастики и реальности в рассказе "Пенсне". Мелочи быта и их психологическое содержание.
1
Изучение и ознакомление с новым материалом
50
21.03.
А. Т. Твардовский – поэт-гражданин. История создания поэмы "Василий Теркин". (выучить отрывок из главы «Переправа» от слов «Переправа, переправо!» до слоа «И минет ли в этот раз»)
1
Изучение и ознакомление с новым материалом
51
24.03.
Героика и юмор в поэме "Василий Теркин". Характеристика Теркина.
1
Урок изучения произведения
52
04.04.
"Василий Теркин". Идейно-художественное своеобразие поэмы. Анализ главы "Переправа".
1
Урок изучения произведения
53
07.04.
Лирика военных лет. ( 3 часа )
Стихи и песни о войне М.Исаковского, Б.Окуджавы.
1
Изучение и ознакомление с новым материалом
54
11.04.
В. П. Астафьев. Отражение довоенного времени в рассказе "Фотография, на которой меня нет": картины военного детства, образ главного героя.
1
Изучение и ознакомление с новым материалом
55
14.04.
Контрольное классное сочинение "Великая Отечественная война в произведениях писателей 20 века".
1
Урок контроля
Русские поэты о Родине, родной природе – 1 час
56
18.04.
Русские поэты о Родине, родной природе и о себе. Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине. (выучить Н. М. Рубцов «Журавли», «Во время грозы»)
1
Изучение и ознакомление с новым материалом
Зарубежная литература. (6 часов)
57-58
21.04.,
25.04.
У. Шекспир. Писатель и время. Трагедия "Ромео и Джульетта". Конфликт живого чувства и семейной вражды.
2
Изучение и ознакомление с новым материалом
59
28.04
Ж.-Б. Мольер. "Мещанин во дворянстве" ( обзор с чтением отдельных сцен).
1
Урок изучения произведения
60-61
05.05.-12.05.
Ж.Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве». Сатира на дворянство и невежество буржуа.
2
Урок изучения произведения
62
16.05.
Итоговая контрольная работа № 4 в формате ГИА по вопросам. Письменный ответ на проблемный вопрос в жанре сочинения.
1
Урок контроля
63
19.05.
Внеклассное чтение№5. В. Скотт. «Айвенго».
1
Урок внеклассного чтения
64
23.05.,
Итоговый урок.
1
Урок обобщения изученнго материала за год
Критерии оценки письменных контрольных работ и устных ответов учащихся.
ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе и русскому языку.
Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:
1) полноту и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Балл Степень выполнения учащимся
общих требований к ответу
«5»
1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
«4»
ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
«3»
ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого
«2»
Отметка ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Примечание: «5», «4», «3», «2» может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки учащегося отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных обучающимся на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Критерии и нормативы оценки ИЗЛОЖЕНИЙ и СОЧИНЕНИЙ
Критериями оценки содержания и композиционного оформления изложений и сочинений являются:
1. Соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания.
2. Полнота раскрытия темы.
3. Правильность фактического материала.
4. Последовательность и логичность изложения.
5. Правильное композиционное оформление работы.
Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических (см. 1-3-й критерии) и логических (см. 4-й и 5-й критерии) ошибок и недочетов.
Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.
Критерии и нормативы оценки языкового оформления
изложений и сочинений
Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:1. Богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи.
2. Стилевое единство и выразительность речи.
3. Правильность и уместность употребления языковых средств.
Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.
Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).
Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.
Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.
Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.
Типы ошибок в сочинении и изложении
Ошибки в содержании сочинения или изложения показывают, что ученик не овладел полностью умением составлять программу высказывания: недостаточно знаком с фактическим материалом по теме высказывания; не умеет отбирать сведения так, чтобы раскрыть заявленную тему; не владеет логикой изложения.
Фактические ошибки
В изложении:
неточности, искажения текста в обозначении времени, места событий, последовательности действий, причинно-следственных связей.
В сочинении:
искажение имевших место событий, неточное воспроизведение источников, имен собственных, мест событий, дат.
Логические ошибки:
- нарушение последовательности в высказывании;
- отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями;
-неоправданное повторение высказанной ранее мысли;
-раздробление одной микротемы другой микротемой;
-несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых частей;
-перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению);
-неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование. К примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего лица.
Речевые ошибки
К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые, в свою очередь, делятся на семантические и стилистические.
К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:
- употребление слова в несвойственном ему значении;
- неразличные (смешение) паронимов или синонимов;
- нарушение лексической сочетаемости;
- употребление лишних слов (плеоназм);
- пропуск, недостаток нужного слова;
- стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов;
- бедность и однообразие синтаксических конструкций;
-нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм;
-неудачное употребление местоимений для связи предлодений или частей текста, приводящие к неясности, двусмысленности речи.
Стилистические ошибки:
Они представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности:
-неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов;
-неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций;
- смешение лексики разных исторических эпох;
-употребление штампов.
Грамматические ошибки - это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры. Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.
Словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм и т.п.). Такие ошибки нельзя воспринимать как орфографические.
Морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичанины; спортсмены в каноях; ихнийулыбающий ребенок; ложит и т.д.)
а) Ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении, например: браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе;
б) ошибки в структуре простого предложения:
- нарушение связи между подлежащим и сказуемым;
- нарушение границы предложения;
- разрушение ряда однородных членов;
- ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами;
- местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего;
- пропуски необходимых слов.
в) ошибки в структуре сложного предложения:
- смешение сочинительной и подчинительной связи;
- отрыв придаточного от определяемого слова;
г) смешение прямой и косвенной реч
д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки.
Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает разграничить грамматические и орфографические ошибки. К примеру, ошибка в окончании браконьерам, промышляющих в лесах не орфографическая, а грамматическая, так как нарушено согласование, что является грамматической нормой. И, наоборот, в окончании умчался в синею даль ошибка орфографическая, так как вместо юю по правилу написано другое.
Изложение и сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку)
При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).
При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок.
Ошибки и недочеты в сочинениях и изложениях
Следует различать понятия «ошибка» и «недочет». Ошибка - это нарушение требований к правильности речи, нарушение норм литературного языка. О ней мы говорим «так сказать нельзя». Недочет - это нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей, коммуникативно-целесообразной речи. Ошибку мы оцениваем с позиции «это неправильно», недочет - с позиции «это хуже, чем могло бы быть сказано или написано». Другими словами, недочет - это скорее не ошибка, а некоторая шероховатость речи.
Речевые недочеты свидетельствуют о том, что школьник не научился подчинять отбор слов и выражений задаче речи. Выбранные им языковые средства неточно передают мысль или искажают ее, не раскрывают отношения автора к описываемым фактам, не соответствуют стилю изложения. Речевыми недочетами можно считать:
- повторение одного и того же слова;
- однообразие словарных конструкций;
- неудачный порядок слов;
- различного рода стилевые смешения.
Основные критерии оценки за изложение и сочинение
Оценка Содержание и речь
Грамотность
«5»
1.Содержание работы полностью соответствует теме.
2.Фактические ошибки отсутствуют.
3.Содержание излагается последовательно.
4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.
Допускаются:
I орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки
«4»
1.Содержание работы в основном
соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.
Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки
«3»
1.В работе допущены существенные отклонения
2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения
4.Беден словарь и однообразны употребляемые
синтаксические конструкции, встречается
неправильное словоупотребление.
5.Стиль работы не отличается единством, речь
недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недо- четов в содержании и 5 речевых недочетов.
Допускаются:
4 орфографические и
4 пунктуационные ошибки,
или 3 орф. и 5 пунк.,или
7 пунк. при отсутствии
орфографических (в 5 кл.-
5 орф. и 4 пунк., а также
4 грамматических ошибки
«2»
Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов
Допускаются:
7 орф. и 7 пунк. ошибок, или
6 орф. и 8 пунк., или
5 орф. и 9 пунк., или
9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,
а также 7 грамматических ошибок
Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов, в 6 классе – 150-200 слов, в 7 классе – 200-2500, в 8 классе – 250-350, в 9 классе – 350-450 слов.
Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классов может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
Примерный объем классных сочинений: в 5 классе – 0,5 – 1,0 страницы; в 6 классе – 1,0 – 1,5 страницы; в 7 классе – 1,5 – 2,0 страницы; в 8 классе – 2,0 – 3,0 страницы; в 9 классе – 3,0 – 4,0 страницы, в 10-11 классах -4-6 страниц. Экзаменационное сочинение – 3-5 листов, медальная работа – 4-5 листов.
К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма обучающихся, их общего развития.
Примечания: 1.При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2..Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной,
если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно
удовлетворительно.
3.На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных обучающимся исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
Оценка тестовых работ
ОТМЕТКА КОЛИЧЕСТВО ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ
- «5»
«4»
«3»
«2»
91-100%
71-90%
50-70%
40-20%
Рабочая программа составлена на основе нормативно-правовых документов:
закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32);
федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, по русскому языку, утвержденный приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.;
учебного плана МОУ « СОШ № 40 им. Токарева» на 2011_-2012_ учебныйгод;
авторской программы основного общего образования В. Я. Коровиной.
Дидактическое и методическое обеспечение Рабочей программы:
Программа общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006.
Коровина В.Я. Литература 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. -М.; Просвещение, 2008.