Кейс-технология на уроке литературы. Тема урока: «У войны не женское лицо…» (по повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…»).

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Кейс-технология на уроке литературы.

Тема урока: «У войны не женское лицо…»

(по повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…»).

Эпиграф: Женщина для меня – это воплощенная гармония жизни. А война – всегда дисгармония.

И женщина на войне – это самое невероятное,

несочетаемое сочетание явлений. А наши

женщины шли на фронт и воевали на

передовой рядом с мужчинами…

Б. Васильев «Было или не было?»

Цель урока: выяснить, как решается проблема подвига и героизма женщин в годы Великой Отечественной войны в повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…».


Задачи:

- научить обучающихся выявлять проблемы произведения и давать обоснованные суждения о нем;

- способствовать развитию речевых и коммуникативных навыков;

- воспитывать чувства долга и ответственности, любви к Родине, уважения к прошлому на примере героизма девушек в годы войны.

Применяемая технология: описание конкретной ситуации (кейс-технология).

Контингент обучаемых: обучающиеся 2 курса

Количество: 15-20 человек.

Время: 45 минут

Автор разработки: Самоварова Т.В., преподаватель русского языка и литературы

Год разработки: 2015


1. Подготовительный этап

1.1. Определение места урока в системе предмета, обозначение темы, формулировка целей урока, определение проблемы, разработка задания для учащихся и возможных вопросов для ведения дискуссии и презентации кейса.

1.2. Чтение учащимися повести «А зори здесь тихие….» (домашнее задание).

1.3. Просмотр фильма С. Ростоцкого по повести Б. Васильева.

2. Ознакомительный этап

2.1. Вступительное слово.

Сегодня на уроке мы поговорим на тему, которая волнует не только писателей и поэтов, но и каждого из нас – это тема подвига и героизма женщин в годы Великой Отечественной войны.

Давайте вспомним произведения, в которых писатели и поэты поднимают проблему подвига и героизма женщин.

(повесть Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо»; роман Л.Н. Толстого «Война и мир»).

Как и многие другие писатели, не обошел стороной эту тему и Борис Васильев. Одним из наиболее правдивых и ярких произведений о войне является повесть Васильева «А зори здесь тихие…». Это повесть о подвиге не просто русского народа, а о подвиге женщин; о том, как хрупкие создания, которым издавна приписывались самые разнообразные слабости, сражались с немцами, не хуже мужчин отражая вражеский огонь. В повести автор рисует перед нами несколько нелегких женских судеб, несколько жизненных линий, которые, может быть, никогда и не пересеклись бы в обычной жизни, если бы не война, объединившая их в одно целое, заставившая быть участниками и жертвами колоссальной трагедии.

2.2. Введение в ситуацию.

Время действия повести – май 1942 года. Место – неведомый 171-й разъезд в Карелии. На тихом разъезде несут службу бойцы зенитно-пулеметного батальона. Это бойцы – девушки. Преследуя вражеских диверсантов в лесу, девушки во главе с Васковым вступают в неравный бой с фашистами: шестеро против шестнадцати. И по ходу повествования мы узнаём, что у каждой из них был свой, особый счёт к врагу.

Действующие лица: комендант разъезда старшина Федот Евграфыч Васков и 5 девушек-зенитчиц: Маргарита Осянина, Евгения Комелькова, Елизавета Бричкина, Галина Четвертак, Соня Гурвич.

3. Основной (аналитический) этап

3.1. Раунды:

1) вступительное слово преподавателя; распределение учащихся по группам (4-5 человек в каждой); организация работы групп: краткое изложение членами групп прочитанных материалов и их обсуждение; выявление проблемных моментов; определение докладчиков;

2) первый раунд дискуссии - обсуждение проблемных моментов в малых группах, поиск аргументов и решений;

3) второй раунд дискуссии - предоставление результатов анализа, общегрупповая дискуссия, подведение итогов дискуссии и найденных решений.

3.2. Указания по проведению анализа конкретной ситуации

После знакомства учащихся с предоставленными фактами начинается их анализ в групповой работе. Этот процесс выработки решения, составляющий сущность метода, имеет временные рамки, которые определяет преподаватель.

Продуктивность групповой аналитической работы обеспечивается путем следования определенному алгоритму:

  • анализ ситуации - целесообразно начинать с выявления и формулировки проблемы;

  • выработка различных способов действия в данной ситуации - альтернатив;

  • выбор лучшего решения (альтернативы) с опорой на анализ положительных и отрицательных последствий каждого, а также на анализ необходимых ресурсов для их осуществления;

  • составление программы деятельности с ориентацией на первоначальные цели и реальности их реализации

4. Итоговый этап

4.1 Заключительная презентация результатов аналитической работы (учащиеся могут узнать и сравнить несколько вариантов решений одной проблемы).

4.2. Обобщающее выступление преподавателя - анализ ситуации.

4.3. Оценивание преподавателем учащихся.

5. Описание ситуации. Используется повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…».


Вопросы для обсуждения.

  1. Назовите героев повести и охарактеризуйте их. (Можно использовать текст).

  2. Какая проблема затрагивается в повести?

  3. Почему погибла Лиза - она ведь была опытнее других?

  4. Как погибли Соня и Галя? Можно ли осуждать их за нелепую смерть?

  5. Почему Женя не затаилась, а приняла бой?

  6. Права ли Рита, выстрелив себе в висок?

  7. Можно ли сказать, что девушки вели себя героически?


ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ

Значение слов

ГАРМОНИЯ, -и, ж. 1. Выразительные средства музыки, связанные с объединением тонов в созвучия и с композицией созвучий, а также соответствующий раздел в теории музыки. 2. Согласованность, стройность в сочетании чего-н. Г. звуков. Г. красок. Душевная г. Г. интересов. * Поверить алгеброй гармонию (книжн.) - попытаться переложить на язык разума, логики то высокое, духовное, что доступно только чувствам. || прил. гармонический, -ая, -ое.

ГЕРОИЗМ, -а, м. Отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке. Г. защитников Родины.

ДИВЕРСАНТ, -а, м. Человек, к-рый совершает диверсию (во 2 знач.), занимается подрывной деятельностью. || ж. диверсантка, -и. || прил. диверсантский, -ая, -ое.

ДИВЕРСИЯ, -и, ж. 1. Военные действия в тылу противника, имеющие целью вывес-ти из строя его военные и промышленные объекты, нанести урон в живой силе и технике (спец.). 2. Разрушение, выведение из строя объектов военного, государственного, народнохозяйственного значения агентами иностранного государства, преступными элементами. || прил. диверсионный, -ая,-ое.

ДИСГАРМОНИЯ, -и, ж. 1. Неблагозвучное сочетание звуков, нарушение гармонии. 2. перен. Отсутствие согласия, соответствия, разлад (книжн.). Внести дисгармонию. Д. во взглядах, суждениях. || прил. дисгармонический, -ая, -ое.

ДОЛГ, -а, предл. о долге, в долге, мн. нет,м. То же, что обязанность. Выполнить свой д. Гражданский д. По долгу службы. Человек долга (честно выполняющий свои обязательства). Отдать последний д. кому-н. (перен.: почтить память умершего, прощаясь с ним при погребении). * Первым долгом (разг.) - в первую очередь, сначала, прежде всего.

ЗЕНИТКА, -и, ж. (разг.). Зенитное орудие.

ЗЕНИТНЫЙ, -ая, -ое. 1. см. зенит. 2. Служащий для стрельбы по воздушным целям. Зенитное орудие. 3. пулемет.

ЗЕНИТЧИК, -а. м. Военнослужащий зенитного подразделения. || ж. зенитчица, -ы.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, -и, ж. 1. см. ответственный. 2. Необходимость, обязанность отдавать кому-н. отчет в своих действиях, поступках. Чувство ответственности. Нести о. за что-н. Привлечь к ответственности (заставить отвечать за плохой ход дела, за проступки; офиц.). Возложить о. на кого-н. (офиц.). Под вашу о. (отвечать будете вы).

ПЕРЕДОВОЙ, -ая, -ое. 1. Движущийся или находящийся впереди. П. отряд. Передовые позиции (перед передним краем оборонительного рубежа). Передовая статья (руководящая редакционная статья в газете, журнале, печатаемая на первом месте). 2. Не останавливающийся в развитии, прогрессивный. Передовая техника. П. ученый. Передовые взгляды. Обмен передовым опытом.

ПОДВИГ, -а, м. Героический, самоотверженный поступок. Совершить п. Воинский п. Трудовой п. П. во славу Родины.

РАЗЪЕЗД, -а, м. 1. см. разъехаться. 2. мн. Поездки в разные места. Провести месяц в разъездах. 3. Небольшое кавалерийское подразделение, высылаемое для разведки или для выполнения других задач (охранения, связи) в условиях военных действий. Кавалерийский р. 4. Раздвоение одноколейного железнодорожного пути, позволяющее разъехаться встречным поездам, а также остановочный пункт на месте такого раздвоения. Поезд остановился на разъезде. || прил. разъездной, -ая, -ое (ко 2 и 4 знач.) и разъездный, -ая, -ое (к 4 знач.).


ХОД УРОКА.

1. ОРГМОМЕНТ.

Здравствуйте, юноши! Очень приятно вас видеть. На нашем уроке сегодня присутствуют гости: преподаватели нашего техникума.

2. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Сегодня на уроке мы поговорим на тему, которая волнует не только писателей и поэтов, но и каждого из нас – это тема подвига и героизма женщин в годы Великой Отечественной войны.

Давайте вспомним произведения, в которых писатели и поэты поднимают проблему подвига и героизма женщин.

(повесть Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо»; роман Л.Н. Толстого «Война и мир»).

(Документальная повесть «У войны не женское лицо». Эта книга Светланы Алексиевич – память о Великой Отечественной войне, увиденной глазами женщин – её участниц. Правдивые рассказы тех, кто наравне с мужчинами разделил эти тяжёлые фронтовые годы. Из 500 судеб женщин-фронтовичек, с которыми она встречалась, в книгу включено лишь несколько десятков.

Лев Николаевич Толстой в романе «Война и мир» описывает подвиг простой русской женщины - крестьянки - старостихи Василисы Кожиной. Прототипом этой героини была действительно жившая на хуторе Горшково Сычевского уезда Смоленской губернии старостиха Василиса Кожина. В ходе войны Кожина организовала из подростков и женщин отряд партизан. Сначала он состоял только из женщин, так как мужчины со смехом смотрели на эту затею. Вооружившись косами, вилами, топорами, отряд Кожиной уничтожал и брал в плен солдат наполеоновской армии во время ее отступления из России. Позже, устыдившись своим бездействием, под впечатлением подвигов, совершаемых женщинами, к ним примкнули и мужчины хутора. За заслуги перед отечеством Василиса Кожина была награждена медалью и денежной премией. Лев Николаевич Толстой с любовью и душевной сердечностью описывает эти героические поступки женщин, восхищаясь храбростью и в то же время душевной простотой, скромностью этих простых сельских женщин. А вспомним Наташу Ростову, которая, обращаясь с патриотическим призывом к людям, покидавшим в спешке Москву и увозившим свой нажитый годами скарб, потребовала освободить подводы и положить на них раненых солдат, отдавших свою кровь за них, за свой народ.)

Как и многие другие писатели, не обошел стороной эту тему и Борис Васильев. Одним из наиболее правдивых и ярких произведений о войне является повесть Васильева «А зори здесь тихие…». Это повесть о подвиге не просто русского народа, а о подвиге женщин; о том, как хрупкие создания, которым издавна приписывались самые разнообразные слабости, сражались с немцами, не хуже мужчин отражая вражеский огонь. В повести автор рисует нам несколько нелегких женских судеб, несколько жизненных линий, которые, может быть, никогда и не пересеклись бы в обычной жизни, если бы не война, объединившая их в одно целое, заставившая быть участниками и жертвами колоссальной трагедии.

Тема нашего урока «У войны не женское лицо…» (по повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…») - (запись темы в тетрадь)

- Как вы думаете, какова цель нашего урока? (ответы студентов)

Цель урока: выяснить, как решается проблема подвига и героизма женщин в годы Великой Отечественной войны в повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…». (на экране)

Для эпиграфа я взяла высказывание Б. Васильева «Женщина для меня – это воплощенная гармония жизни. А война – всегда дисгармония. И женщина на войне – это самое невероятное, несочетаемое сочетание явлений. А наши женщины шли на фронт и воевали на передовой рядом с мужчинами…»

Эпиграф – на экране. Запись в тетрадь.

3. УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АНАЛИЗА КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИИ

У повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие...» необычная судьба. В 1969 году она была напечатана в журнале «Юность» и сразу получила читательскую оценку: «Это стоит прочесть». Популярность у чита­телей была лишь началом успеха книги. Вскоре в репертуаре многих театров появились и с успехом пошли спектак­ли, поставленные по повести Бориса Васильева. А в 1972 году состоялась премьера двухсерийного художественного фильма «А зори здесь тихие...» в постановке известного советского кинорежиссёра Станислава Ростоц­кого. Фильм сразу и прочно завоевал зритель­скую популярность и тем, что точно и подробно передавал содержание полюбившейся повести, и тем, что актёры, сыгравшие шесть главных ролей фильма, заставили зрителей увидеть в знакомых уже героях настоящих живых лю­дей, проникнуться их печалями и радостями, их любовью и болью.

В чём же секрет успеха повести, её редкой и счастливой судьбы? Может быть, в необыч­ном содержании, остром сюжете? Однако сю­жет довольно прост.

Май 1942 года, идёт война, но её главные дороги далеки от затерявшегося в северных ле­сах и болотах железнодорожного разъезда, ко­торый лишь «на всякий случай» охраняют два зенитных пулемёта и при них девушки-зенитчи­цы во главе с комендантом-старшиной.

Случайно одна из зенитчиц увидела в лесу двух фашистских диверсантов, направлявших­ся, очевидно, для диверсии на Беломоро-Балтийский канал. На перехват диверсантам отправляется маленькая группа, состоящая из пяти девушек и старшины Васкова. Во время преследования оказалось, что диверсантов не двое, это целый отряд хорошо вооружённых фашистов. И пришлось маленькой группе вступить в неравный бой…

Должны ли были девочки, которые, в общем, и не умели воевать, вступать в бой с опытным врагом, нельзя ли было отступить, ведь где-нибудь диверсантов всё равно бы остано­вили? На эти и другие вопросы попытаемся ответить, работая в группах.

На партах лежит раздаточный материал, который содержит: описание ситуации (краткое содержание повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…»), вопросы для обсуждения и информационный материал. Используя текст и информационный материал вам нужно ответить на следующие вопросы:

  1. Назовите героев повести и охарактеризуйте их. (Можно использовать текст).

(На 171-м железнодорожном разъезде главным был старшина Федот Васков. Васков в возрасте 32 лет, он одинок, так как жена сбежала с любовником, а маленький сынок умер.

Главная в первом отделении взвода Маргарита Осянина. Вышла первой замуж из класса, а вдовой осталась на второй день войны. У Риты остался маленький сын Альберт, которого за два месяца до войны она отправила к родителям в деревню. Смерть мужа делала её какой-то особенной среди остальных девушек, она оставалась самой суровой среди них.

Женя Комелькова. За год до того, как Женя оказалась здесь, немцы расстреляли всю ее семью. Она видела это своими глазами, из дома напротив, где ее спрятала соседка-эстонка. Несмотря на большую потерю, Женя смеется и улыбается, она очень красивая, стройная, с длинными волосами.

Лиза Бричкина, Лиза, дочь лесника, бежит, думая о своей прошлой жизни: с детства ей пришлось самой вести хозяйство, так как мать ее сильно болела. Она кормила скотину, убирала в доме, готовила еду.

Соня Гурвич выросла в штатской семье участкового врача. В университете она донашивала платья, перешитые из платьев сестер, серые и глухие, длинные и тяжёлые, как кольчуги. Вместо танцев Соня бегала в читалку и во МХАТ. Проучившись всего год в университете, она попала на фронт.

Галя Четвертак, бывшая студентка библиотечного техникума, попавшая на фронт из-за романтических представлений, поддается страху. Вообще была подкидышем, и фамилию ей дали в детском доме, потому что меньше всех ростом была, в четверть меньше. Поначалу, она была очень активна, и даже приняла участие в нескольких скандалах в детдоме. Но затем стала спокойней, прилежно занималась, возилась с октябрятами и даже пела в хоре.)

  1. Какая проблема затрагивается в повести?

(В первую очередь здесь затрагивается проблема войны. Проблема подвига и героизма, чести, совести, человеческого достоинства, верности своему долгу -  именно эти проблемы нельзя оставить без внимания.)

  1. Почему погибла Лиза - она ведь была опытнее других?

(Она стремилась поскорее выполнить приказ Васкова. Мы видим ее ужас и до последнего мгновения веру в то, что завтра будет и для нее.)

4. Как погибли Соня и Галя? Можно ли осуждать их за нелепую смерть?

(Соня уважала Васкова, старалась хоть чем-то быть полезной; она побежала за забытым кисетом, который был очень дорог Васкову. Девушка погибла от двух ударов ножом в грудь. Фашист ее не пожалел - напал со спины и рассчитанным на мужчину ударом убил девушку.

Галя просто испугалась, не смогла совладать со своим страхом. «Выгнувшись, заломив руки за голову, метнулась через поляну наперерез диверсантам, уже ничего не видя и не соображая... Коротко ударил автомат. С десятка шагов ударил в тонкую, напряженную в беге спину, и Галя с разлету сунулась лицом в землю, так и не сняв с головы заломленных в ужасе рук. Последний крик ее затерялся в булькающем хрипе, а ноги еще бежали, еще бились».

Конечно, осудить легче всего. Но вы представьте их в военном обмундировании с оружием в руках сначала на болоте, затем в лесу.)

5. Почему Женя не затаилась, а приняла бой?

(Она хотела хоть чем-то помочь Рите, раненной смертельно, и Васкову, который должен довести дело до конца. Женя понимала, что уводя немцев в сторону от своих товарищей, она тем самым спасает их от верной гибели.)

6. Права ли Рита, выстрелив себе в висок?

(Рита два раза выручает старшину. Сначала она принимает огонь на себя и поэтому получает смертельную рану. А теперь она осознает свое положение и положение раненого Васкова и не желает быть ему обузой. Она понимает, как важно закончить их общее дело, задержать немцев, поэтому стреляет в себя.)

7. Можно ли сказать, что девушки вели себя героически?

(Они бесстрашно перебрались через болото, не пали духом, узнав, что немцев намного больше, чем предполагали. Действовали очень осторожно, чтобы не обнаружить себя. Были очень находчивы. И все они, если не считать растерянности и страха Гали Четвертак, погибли как герои, защищая Родину, понимая, что «Родина не с каналов начинается, совсем не оттуда. Мы ее защищали. Сначала ее, а уж потом канал»( Рита).)

Сегодня неправильных ответов не может быть, каждый высказывает свою точку зрения.

4. РАБОТА В ГРУППАХ – 10 МИН. (Звучит тихая музыка)

5. ПРЕЗЕНТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ – по 4 мин. каждой группе.

6. ОБОБЩАЮЩЕЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.

Вы ответили на все вопросы, высказали свое мнение, выявили проблемы повести.

Подвиг каждой из героинь произведения становится особенно весомым и значимым от того, что они женщины, исполненные любви к людям, предназначенные самой природой продолжать жизнь на Земле, нежные и хрупкие, взваливают на себя груз ратных забот, вступают в беспощадную схватку с жестокими захватчиками и погибают, защищая ценой своих едва только начавшихся жизней свободу и будущее Родины.

 ДЕМОНСТРИРУЮТСЯ КАДРЫ О ГИБЕЛИ ДЕВУШЕК ИЗ КИНОФИЛЬМА «А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ...».

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УРОКА.

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ НА СТИХИ Р. ГАМЗАТОВА «ЖУРАВЛИ».

1. Да, у войны, действительно, не женское лицо. Погибли девушки, почти ваши ровесницы. У каждой была своя судьба, были свои мечты, стремления. Война загубила всё: и красоту Жени, и материнство Риты, и мечту Лизы, и талант Сони, и детство Гали. А самое страшное - она прервала нить в «бесконечной пряже человечества». Человечество потеряло не только 5 девчат, но и их нерождённых детей, и детей их детей. В этом вся трагедия.

Девушки погибли во имя светлого будущего, во имя того, чтобы над нашей страной всегда было чистое небо, тихие зори. Подвиг девушек не забыт, память о них будет вечным напоминанием, что у войны не женское лицо.

Это им и им подобным мы обязаны своей жизнью, это их пример должен нас заставить задуматься над тем, как мы живём, какими достоинствами обладаем, к чему должны стремиться. Мы должны жить достойно за тех парней и девушек, которые не вернулись с войны.

2. Выставление оценок в группах.

8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Написать сочинение-миниатюру «У войны не женское лицо…».


10