Исследование-проект на тему «Космическая тематика в русской (мировой) литературе»
Методические «подсказки»
Возможные направления работы
1. Поэтическая память о Юрии Гагарине
2. Русский фантастический роман
3. Космос в русской поэзии
4. Зарубежная новеллистика о космосе
5. Тема «контакта» в мировой литературе
6. Космическая тематика в творчестве бр. Стругацких
Рекомендуемые авторы: А. Толстой, А. Беляев, И. Ефремов, К. Булычёв,
Г. Уэллс, Р. Бредбери, К. Саймак, А. Азимов, Ж. Верн, К. Воннегут,
А. Казанцев, Р. Шекли.
7. Древние мифы о космосе
Содержание (структура работы)
Вступление (обоснование выбора темы)
Цели проекта и проблематика (основные вопросы)
Основная часть:
- тезисы (предположительные ответы);
- исследование (обзор литературы по выбранной проблематике, исследование текстового материала, его отбор, анализ, синтез)
Итоги (выводы, обобщение)
Используемые источники (список)
Основное содержание работы (представление проекта)
Рекомендации по содержанию работы:
Вступление (актуальность темы, вневременной характер жизненно важных для человечества вопросов, личные предпочтения, интерес к творчеству писателя, воспитательное значение темы: героизм, гуманизм, толерантность...)
Проблематика
- Каким представляется космос (иные миры, чужой разум, внеземная жизнь, будущее человечества)?
- Какова роль художественной литературы в развитии представлений человека о космосе?
-Могут ли фантасты повлиять на развитие научной мысли в области космоса?
- Могут ли писатели помочь человечеству подготовиться к контакту с внеземной цивилизацией?
- Почему профессия «космонавт» представляется героической? Какое значение для сохранения памяти о подвиге имеет поэзия?
- Почему так часто писатели обращаются к теме космоса? Что такое космос для поэта (в поэзии)?
- Что влечёт человека в космос? (литература о космических путешествиях)
Цели проекта «Космическая тема в русской (мировой) литературе»:
- изучить хронологию создания литературных произведений, в которых получает развитие тема космоса;
- собрать и обобщить сведения об изображении космоса, космических полётов в мировой художественной литературе;
- подготовить обзор литературных источников по данному вопросу;
- сравнить, какими показаны космос, способы преодоления космического пространства в фольклоре, литературе разных эпох, творчестве разных писателей.
Примерное содержание презентации
Титульный слайд
Содержание работы
Цели и проблематика
Иллюстративный материал (количество слайдов не определено)
Итоги
Источники
Источники
Интернет-источники:
[link] Колосов Л. Выстрел во Вселенную; Долина полета // Деяния небожителей: фантастика в живописи. – Н. Новгород, 1993. 85.14 Д 39 гум 110639
Герчук Ю. Чувство космоса // Декоративное искусство СССР№ 4. - С. 21-22.
Леонов А., Соколов А. На благо всего человечества: художественное освоение космоса // Искусство№ 4. - С. 9-16.
Покров М. Космическая тема в творчестве А. Леонова и А. Соколова // Искусство№ 3. - С. 18-22.
Джанибеков В. Космос - это мир, в котором интереснее, чем на Земле // Мир музея№ 4. - С. 20-21.
Чанышев И. «Республика на Марсе»: о фильме «Аэлита» // Советский экран № 20. - С. 18-19.
Сосина Н. «Укрощение огня»: о фильме Д. Храбровицкого // Советский экран. -1971. - № 7. - С. 9.
Васильев Р. «Через тернии к звёздам»: фильм по мотивам произведений К. Булычёва // Советский экран. -1981. - № 7. - С. 9-10.
Стишова Е. Космос как страдание: о фильме «Бумажный солдат» // Искусство кино. 2009. - № 2.- С. 26-34.
Что влечет человека в космос? Путешествия в космос в литературе и произведениях научной фантастики
Одним из первых произведений фантастического жанра является, вероятно, сочинение Плутарха «О лице, видимом в диске Луны». В нем Плутарх пишет о размерах и форме Луны, а также о возможности ее обитания. Полвека спустя греческий сатирик Лукиан создает фантастические повести «Правдивые истории» и «Икароменипп». В первой из них смерч поднимает корабль с путешественниками в воздух и через несколько дней опускает его на неизвестную землю, оказавшуюся Луной. Во второй повести герой сам планирует путешествие на Луну — очень важная идея, если проследить историю зарождения и осуществления человеком идеи путешествия в космос.
В 1516 году был опубликован эпос «Неистовый Орланд» итальянского поэта Людовика Ариосто. Герой его прилетает на Луну в колеснице, запряженной четверкой лошадей. Знаменитый астроном Кеплер, открывший законы движения планет Солнечной системы, также обратил свой изобретательный ум к фантастике и в 1609 году написал повесть «Сон», которая была опубликована только в 1634 году. Хотя «космонавт» Кеплера попадает на Луну с помощью демонических сил, эта повесть оказалась в какой-то мере пророческой, поскольку ее автор предвидел проблемы ускорений и космического вакуума и их воздействия на человеческий организм. Однако средство, которое он предложил против этих воздействий, в свете современных знаний оставляет желать лучшего: Кеплер рекомендовал во время путешествия на Луну закрывать нос и рот влажной губкой. В 1638 году два английских епископа опубликовали научно-фантастические повести, которые заслуживают упоминания, так как были широко известны и переиздавались в течение многих лет. Это «Человек на Луне, или трактат о путешествии туда» Франциска Годвина и «Открытие нового мира» Джона Уилкинса. В XVII веке французский поэт Сирано де Бержерак случайно напал на единственно реальный способ достичь Луны — с помощью последовательно воспламеняемых пороховых ракет. В XVIII столетии сатирики Англии и Франции часто обращались к теме путешествия в космос, чтобы осмеять человеческую косность и глупость на Земле. С наступлением XIX века и началом промышленной революции путешествия в космос в фантастической литературе приобретают более реалистический характер. Люди путешествуют на Луну в герметизированных цилиндрах, или шарах, правда, запускают их из пушек или другими столь же невероятными способами, например, используя в качестве движущей силы антигравитацию. Последний способ применил в своем романе «Первые люди на Луне» Герберт Уэллс.
Пророческий характер научно-фантастической литературы можно продемонстрировать на примере небольшой повести К. Картмилла «Мертвый рубеж», увидевшей свет в 1944 году. В ней говорится об атомной бомбе из урана-235, которая взрывается, когда его масса достигает критической величины. Среди описанных автором деталей упоминаются температура взрыва, ударная волна и последующая радиация. Это литературное произведение увидело свет за год до того, как утром 16 июля 1945 года настоящий атомный взрыв превратил в пар стальную башню в пустыне Нью-Мексико.
Человек проникает в космос. Первым человеком-космонавтом, облетевшим вокруг земного шара, был Юрий Алексеевич Гагарин, 27-летний майор ВВС СССР. Его корабль стартовал из Байконура в 9 час. 07 мин. (по московскому времени) 12 апреля 1961 года. Совершив один виток вокруг Земли, он в 10 час. 55 мин. приземлился возле деревни Смеловка Саратовской области. Во время полета Ю. А. Гагарин делал наблюдения, фотографировал. Он отметил, что в иллюминаторе были видны большие квадраты колхозных полей на территории СССР, и можно было отличить распаханные земли от невозделанных. Космонавт принимал пищу, пил воду и вел бортовой журнал. Кроме того, он сделал много сообщений по радио, а биотелеметрическая система непрерывно передавала на Землю данные о частоте его дыхания и сердечных сокращений. 27 марта 1968 года Ю. А. Гагарин трагически погиб во время обычного тренировочного полета на самолете. Имя Гагарина — первого человека, покинувшего свою планету и взлетевшего в космос, — стало бессмертным, а его полет, заняв особое место в истории, доказал, что человек в условиях космического полета может жить и работать более или менее нормально.