Методическая разработка уроков литературы по пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор»

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...















Методическая разработка уроков

по литературе по пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор»

(8 класс)







(учитель русского языка и литературы

Барчан Т.Н.)






















Урок 1. Основные вехи биографии писателя . А.С.Пушкин и Н.В.Гоголь. «Ревизор» : творческая история пьесы.
Цели урока : расширение представлений о Н.В.Гоголе как о писателе-сатирике; сформировать понятие о драматическом произведении и об идейном замысле комедии. Задачи : повторить известные сведения о писателе и его творчестве; отработать умение учащихся самостоятельно работать со слайд-презентацией и с учебником, воспитание уважительного отношения к творческому наследию писателя, предоставить возможность неосознанного выбора информации (аудеалы, визуалы, кинестетики). Оборудование : мультимедийная установка, слайд-презентация.
 Ход урока

  1. Организационный момент (сообщение темы, цели)

  2. Изучение нового материала с обобщением ранее изученного

(фронтальная беседа).
Слово учителя (сопровождение – слайд-презентация)
- Ребята, а можете вы с ходу «опознать», что это именно гоголевское произведение? 
Гоголь умеет мастерски описывать самую обычную вещь, обычное явление, в его произведениях присутствуют элементы фантастики явной, а порой и неявной.
- Какие произведения Гоголя вам знакомы ?
- Узнайте героев произведений Н.В.Гоголя !
«… 
Низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щёк». ( Акакий Акакиевич Башмачкин, «Шинель») и.т.д.

  1. Знакомство с материалом учебника индивидуально..

  2. Фронтальная беседа по вопросам :

Какие факты биографии Гоголя говорят о его интересе к театру ?
Какие произведения писателя экранизированы ?
А теперь вспомните, к какому роду литературы относится комедия ?

  1. Сообщение заранее подготовленного ученика по презентации о драме(индивидуальная работа) (

  2. Самостоятельная работа с учебником ( термины). Записать определения в тетради.

 Все ли определения вам понятны ?
- А теперь давайте поговорим о таких понятиях, как : афиша, акты (действия), явления (сцены), монологи, диалоги, реплики, ремарки (название на слайд-презентации). Что они означают ?
7. Продолжение темы
Слово учителя.
Известно, что в одну из встреч в октябре 1835 года Пушкин передал Гоголю сюжет «Ревизора». В « Ревизоре» , - вспоминал Гоголь впоследствии, - я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». Как был осуществлён замысел великого писателя нам предстоит выяснить на следующем уроке.

  1. Домашнее задание : Прочитать 1 и 2 действие комедии, ответить на вопрос, что является завязкой комедии; знать определение литературоведческих терминов; желающие, кто хочет получить дополнительную отметку, могут подготовить рассказ о сценической истории пьесы.

  2. Итоги урока.


Урок 2.Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор»
Цели урока : раскрыть жизненную основу комедии; понять обстоятельства, привлекшие чиновников к их роковой ошибке. Задачи :отработка умения анализировать художественный текст, делать выводы о теоретических понятиях на основе анализа, предоставить возможность обучающимся делать осознанный выбор задания. Оборудование : кинофрагменты «Ревизора», автор сценария В. Петров, режиссёр В.Швелидзе. «Пренеприятное известие», «Авось бог вынесет».

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания ( два человека за компьютером дают определения литературоведческим понятиям, один рассказывает о сценической истории пьесы).

  3. Изучение нового материала.

Слово учителя.
Гоголь, создавая портрет общества и показывая несовершенство человека, лишённого нравственного закона, находит новый тип драматического конфликта. В комедии нет ни героя-идеолога, ни сознательного обманщика, водящего всех за нос. Чиновники сами обманывают себя, буквально навязывая Хлестакову роль значительного лица, заставляя его играть её. Герои, всячески обхаживая Хлестакова, устремляются в никуда, в погоню за пустотой, миражом.
Работа над I действием пьесы.
Познакомьтесь с «афишей» (авторской ремаркой, называющей действующих лиц). Изображение на экране через мультимедийную установку.
Обратите внимание на время и место действия. Что можно сказать ? Задание после просмотра фрагментов фильма :
- Как обстоят дела во всех сферах городской жизни ?
- Подозревают ли люди, живущие в этом городе, что можно жить по-другому?
Слово учителя.
Итак. Мы увидели фон пьесы, на котором происходит действие, и теперь постараемся вникнуть в суть зарождения драматического конфликта. Для этого вновь вернёмся к первой фразе Городничего, произнесённой в первом явление 1 действия.
- Прочитайте первые фразы Городничего. Почему эта фраза навела страх на городских чиновников ? ( слово «ревизор» наводит страх особенно на тех, у кого дела обстоят неблагополучно. Городничий ввёл «ситуацию ревизора»..)
Какие меры пытаются принять чиновники перед приездом Ревизора ? Таков фон для развёртывания действия комедии. Поэтому с начала комедии полноправным участником пьесы становится страх, вырастая от действия к действию. По меткому выражению Ю.Манна, «ревизор» - это море страха.
Подтвердите эти слова примерами из текста, найдите как можно больше разного рода проявлений страха в репликах героев и в авторских ремарках.
4. 
Закрепление материала, обобщение знаний через терминологию.
А теперь давайте разберёмся в некоторых понятиях и терминах
( обучающиеся объясняют значения слов, учитель вносит коррективы)
: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, страх, инкогнито, произвол, казнокрадство, мошенничество.
5.
Итоги урока.
6. Домашнее задание
Прочитать III действие комедии, IY (яв.3- 7).
1и 2 вариант ( обучающиеся на «4» и «5» ): выпишите в тетрадь ремарки, определяющие поведенческую линию городничего в диалоге с Хлестаковым или Хлестакова в диалоге с городничим. 
3 вариант ( обучающиеся на «3»): подумайте над эпиграфом к уроку. Ответьте письменно на вопрос, добродушны ли жулики из «Ревизора».

Урок 3. Знакомьтесь: Иван Александрович Хлестаков из Петербурга.
Цели урока : сформировать представление о характере Хлестакова и хлестоковщине .Задачи : проанализировать фрагменты текста комедии, выбрать положительные и отрицательные свойства Хлестакова ,составить денотатный графА.И.Хлестакова .Оборудование : кинофрагмент «Славно завязался узелок».
1. Организационный момент.
2. Целевая установка.
3.Опорное повторение

Слово учителя
Личность – это сложное переплетение индивидуального и общего. 
Вот, например, по данным признакам узнайте героев комедии Н.В. Гоголя “Ревизор”( задание на слайд-презентации)
Я думаю, что вы убедились: по деталям портрета, особенностям речи, по некоторым поступкам легко узнать человека, его невозможно спутать с другими в силу индивидуальности и неповторимости.
Сегодня на уроке я предлагаю вам остановиться у портрета главного героя комедии Н.В. Гоголя “Ревизор” Ивана Александровича Хлестакова, вникнуть в его суть, выявить положительные и отрицательные стороны его и попытаться объяснить причину странного превращения фитюльки, спички, мальчишки в сановника, в генеральскую персону. В этом нам поможет бессмертный текст комедии, фильм “Ревизор» режиссёра В. Швелидзе, ваше прочтение пьесы и денотатный граф или проект, который мы будем конструировать на протяжении нашего урока.
4. Объяснение нового материала(интерактивная форма работы). 
- Первым полную характеристику Ивану Александровичу Хлестакову даёт его слуга Осип. Кто, как ни слуга, знает о барине всё. Поэтому ему и слово. Внимательно послушайте монолог Осипа (Д. II, явл. 1), отметьте положительное и отрицательное в Хлестакове. (Один ученик читает монолог, весь класс работает с текстом, карандашом отмечает “+” и “ - ” Хлестакова.)
- О каких положительных и отрицательных свойствах Хлестакова говорит Осип?
(“+”: “каждый день доставай билеты в кеятр”;   “-”: “профинтил денежки, сидит и хвост подвернул, не горячится; кутит на батюшкины деньги; продаёт всё до последней рубашки; делом не занимается; гуляет по прешпекту”, в картишки играет; не платит в трактире). Это был Хлестаков, представленный слугой Осипом.
- А как раскрывается характер Хлестакова в его поведении, речи, жестах, мимике в трактире?
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте выполним творческую работу: проинсценируем фрагменты пьесы ( два заранее подготовленных ученика и чтец)
- Какие “+” и “ - ” Хлестакова нашли отражение в этой работе?
Но более всего, на мой взгляд, человек раскрывается в действии, в поступках. Поэтому кульминационным моментом в раскрытии образа Хлестакова является речь и действия Хлестакова в доме городничего. (Д. III,явл. 6.) Интересное прочтение образа Хлестакова предложил режиссёр В.Швелидзе в фильме “Ревизор”. Предлагаю вашему вниманию фрагмент из этого фильма.
 Внимательно посмотрите отрывок фильма. Определите достоинства и недостатки Хлестакова в данной ситуации.
(фрагмент “Хлестаков в доме городничего”.)
- Внимательно посмотрите отрывок фильма. Определите достоинства и недостатки Хлестакова в данной ситуации.
4. Гимном Хлестакову, на мой взгляд, звучит Д. IV, явл. 3-7, где герой, войдя в роль генерал-губернатора, берёт взятки, или, как он говорит, взаймы.
- Внимательно просмотрите отрывок самостоятельно( дома вы читали его), вслушайтесь в речь героев, всмотритесь в характеры и найдите не только плохое, но и хорошее в Хлестакове.
- Какие положительные и отрицательные стороны героя проявляются в этой сцене?
5. Портрет Хлестакова был бы не полным, если бы мы не рассказали о его отношении к женщине. Предлагаю задание – от лица Хлестакова рассказать об Анне Андреевне и Марье Антоновне, один читает текст, остальные отмечают качества Хлестакова, которые он проявляет по отношению к женщинам.
( текст на экране)
- Какие качества Хлестакова для себя открыли?
5
.Обобщение. Выводы урока
В результате нашей работы на уроке мы сконструировали денотатный граф понятия “Хлестаков”, т.е. составили по ключевым словам словесный портрет, “паспорт” этого героя( изображение на слайд-презентации).
- Может ли человек, обладая таким набором “+” и “ - ”, быть генерал-губернатором, сановником ? (Нет!)
- А почему его принимают за ревизора?
(Обратимся к эпиграфу урока: вертопраха, пустейшего, в котором не было и не могло быть ничего похожего на ревизора, приняли без тени сомнения за такового (!), так как сами чиновники этого хотели!).
6.Домашнее задание
Прочитать 5 действие. Ответить на вопросы учебника 14 и 17 ( стр. 121 )
7. Итоги урока

Урок 4.Финал комедии, его идейно-композиционное значение

Цели урока : систематизация и обобщение знаний о героях комедии; раскрыть роль финала, смысл эпиграфа комедии. Задачи : раскрыть средства создания образа Петербурга, отработать умение самостоятельно работать с тестом. Оборудование : кинофрагмент «Не может быть !», компьютеры.
Ход урока

  1. Организационный момент

Учащиеся получают индивидуальные задания на выбор (либо в тетрадях, либо за компьютером):

  1. Составить своеобразную таблицу-схему поведения чиновников и Хлестакова.

  2. Сопоставьте разноречивые оценки Хлестакова и выскажите свою точку зрения.

  3. Выписать из текста комедии выражения, ставшие крылатыми.

  1. Проверка домашнего задания

  2. Беседа по содержанию 5 действия.

- Перечитайте 1-е и 2-е явления и обратите внимание на поведение городничего.
Расскажите, какова идейно-композиционная роль любовной интриги. Оказывается ли она средством создания образа Хлестакова ? Как его характеризует волокитство за Анной Андреевной и сватовство к Марье Антоновне? 
(
Идейно-композиционная роль любовной интриги состоит в другом. С ней как бы материализуется, вплотную приближается к чиновникам ещё один мираж – образ Петербурга, вожделенный, манящий. ) Назовите, каковы средства создания образа Петербурга. Что думают об этом городе чиновники? С какими просьбами обращаются они к Хлестакову ?
( Образ Петербурга вводится в комедию разными способами. ) Покажите, что привлекает Сквозника-Дмухановского в петербургской жизни. А Анну Андреевну ?
- Покажите Петербург Осипа. Почему жизнь в столице видится ему «тонкой и политичной» ?
- Какие стороны характера раскрываются в городничем в сцене с купцами ? 
( 2-е явление 5 действия) 
( Жестокость, ненависть к людям низшего сословия)
- Что, по-вашему, является развязкой комедии ?
Появление почтмейстера с письмом. И венчает пьесу немая сцена).
Толкование в критике немой сцены неоднозначно. Но сам автор сравнивал немую сцену с «живой картиной».( Просмотр фрагмента фильма)
- Какова же идейно-композиционная роль «немой сцены» ?
4.
Проверочная работа
А теперь постараемся обобщить то, с чем мы познакомились на предыдущих уроках. Предлагаю вашему вниманию проверочную работу. Каждый из вас ответит на вопросы теста. Прошу занять места у компьютеров.( итоговый тест по комедии «Ревизор», программа «Уроки Кирилла и Мефодия»)
5. Домашнее задание. Перечитывая конспекты уроков по “Ревизору”, вы должны подготовить вопросы, отвечая на которые, ваши соперники покажут свои знания. Н а следующем уроке игра !

Урок 5.Урок- игра по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

Цели: Привитие интереса к русской классической литературе, расширение знаний о драматургии (комедия, водевиль), показать связь литературы и театрального искусства. Задачи : развитие умения ориентироваться в тексте, понимать его, передавать мысли и чувства персонажей, развивать навыки выразительного чтения, умение находить верный эмоциональный тон. 
Показать недостатки и проблемы, поднятые автором в пьесе, связать их с современностью, показать злободневность пьесы. 
Подготовиться к домашнему сочинению. 
Оборудование: Стенд с рисунками Добужинского к пьесе “Ревизор”, кинофрагменты, жетоны с номерами.
Ход урока
1.Вступительное слово 
Разминка. 
На экране ( слайд-презентация) вы видите некоторые даты, связанные с созданием и постановкой пьесы. Назовите события, с которыми соотносятся эти даты. 
2.Проверка домашнего задания. (Класс делится на “дам” (девочки) и “господ” (мальчики). Групповая форма работы.
Дамы и господа! Перечитывая конспекты уроков по “Ревизору”, вы должны были подготовить вопросы, отвечая на которые, ваши соперники покажут свои знания.
(Вопросы могут быть следующего характера: 
Кто дал Гоголю сюжет “Ревизора”? 
Кто является прообразом Хлестакова? и др.)
В этой своеобразной дуэли между “дамами” и “господами” победителями стали…
 
3.Игра. 
А сейчас игра, которая поможет нам выявить лучшего знатока комедии “Ревизор”.
Правила игры
Всем участникам выдаются жетоны с номерками. Возможность отвечать получает игрок, первым поднявший номер. Ответивший на вопрос участник переходит в следующий тур. Тот, кто не знает ответа, выходит из игры и становится зрителем.
1тур. “Неча на зеркало пенять…”( изображение на слайде)
Мы уже говорили о том, что у каждого действующего лица “рыльце в пушку”. Вам предоставляется возможность назвать те общественные пороки и недостатки, которые обличал Гоголь, изображая чиновников города N. Свои ответы подтвердите примерами из текста.
2 тур. “Признайтесь, господа”.
Мало лестного могут сказать друг о друге герои комедии. Ваша задача - назвать действующее лицо пьесы, о котором идет речь, и того, из чьих уст мы слышим эти слова. 
Глуп как сивый мерин. (Хлестаков о городничем). 
Протухнул насквозь луком.(Хлестаков о Луке Лукиче Хлопове, смотрителе училищ) и т.д.
3 тур. “Что в имени тебе моем?”
Задания 3-его тура позволят вам проверить, хорошо ли вы знаете имена действующих лиц, а также названия тех мест, которые упоминаются в пьесе. 
Название деревни в Саратовской губернии, куда направлялся Хлестаков, проезжая через город N. (Подкатиловка). 
Адрес Хлестакова в Петербурге. (В 4-ом этаже) и т.д. 
Объявляются участники, прошедшие в финальный тур.
Финальный тур. “Земляника и его дети”.
Это задание для самых внимательных читателей, настоящих знатоков текста. Сколько детей было у Артемия Филипповича Земляники? Назовите их имена. (Николай, Иван, Елизавета, Мария, Перепетуя).
4.Награждение победителей
5.Подготовка к сочинению. (Беседа с классом , темы на слайд-презентации) 
6. Домашнее задание. Начните с “Ревизора” и критики чиновников города N., затем перейдите к порокам, встречающимся в нашем обществе, и, наконец, к самокритике.

Желаю творческих успехов!