Конспект урока по русской литературе 9 класса
Тема: Работа по картине И. Левитана «Вечерний звон», тема вечернего звона в словесном, музыкальном и живописном искусстве.
Автор: учитель русского языка и литературы высшей категории Зияродинова Нажабат Расуловна .
МКОУ "Ленинаульская средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя Российской Федерации Юрия Салимханова" .
Селение Ленинаул, Казбековский район РД.
Цели: приобщить учащихся к красоте словесного, живописного и
музыкального искусства, привить любовь к русскому языку,
подготовить учащихся к сочинению на одну из заданных тем,
обогатить словарь учащихся, дать импульс формированию
гражданских и нравственных чувств старшеклассников.
Оборудование: 1. Репродукции картин «Вечерний звон»
«Тихая обитель»
«Вечер. Золотой плес»
«Над вечным покоем»
2. Песня «Вечерний звон»
3. Колокольные звоны (диск)
Два чувства дивно близки нам.
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва…
А.С.Пушкин.
Ход урока.
Вступительное слово.
В повседневной суете человек легко утрачивает связь с Богом, с природой, утрачивает правильный настрой. И тогда его душа и тело уподобляются плохо настроенной лире.
В наш ужасных век, когда стираются грани между добром и злом, нравственностью и безнравственностью, когда суетное, земное вытесняет возвышенное, вечное, божественное, когда человек «иссушен безверием», когда Бога и веру он превращает в разменную монету, если речь идет о материальных ценностях, - дорога к Богу особенно нелегка.
Дорога к Богу - это непрестанное духовное возрастание, преодоление зла в себе, исцеление от нравственных пороков, это каждодневные добрые дела, деятельная любовь к ближнему, это постоянное самосовершенствование, это надежда, что «мир красотой спасется».
И я постараюсь хоть чуть-чуть приобщить вас к красоте словесного музыкального и живописного искусства, и - абсолютно убеждена! - сделаетесь чище, добрее, светлее, научитесь любить и прощать, а значит, станете, хоть на маленький шажок, ближе к Богу.
Итак, эпиграфом к нашему уроку я взяла слова великого Пушкина. Мне очень важно, чтобы вы поняли их смысл. Но для этого необходимо дать толкование некоторым словам:
1. Как вы понимаете слово дивно в контексте этого стихотворения?
(Удивительно, необычайно (устар.): два чувства необычайно близки (дороги) нам).
2. В каком значении употреблены выражения любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам? Как вы их понимаете?
(Конечно, эти выражения нельзя понимать буквально. Вероятно, говоря о любви к родному пепелищу, к отеческим гробам, автор имел в виду, что мы бережно храним память о прошлом своей семьи, Родины, потому что это самые дорогие понятия для человека).
4. А какое толкование вы могли бы дать выражению: в них обретает сердце пищу?
(Дать пищу - это дать жизнь, получается, что сердце, душа живут, пока они наполнены любовью. А память - это проявление любви).
5. Как вы понимаете последнюю строчку: Животворящие святыни.
(Это то святое, истинно ценное, что позволяет человеку оставаться человеком, одним из самых святых чувств является любовь к Родине, память о её прошлом).
6. Что позволяет нам сохранить память о прошлом?
(Памятники истории и культуры, в которых раскрывается душа народа).
7. Какие памятники истории и культуры вы могли бы назвать?
( Дети называют … )
- Правильно. Сегодня я хочу приковать ваше внимание к теме вечернего звона в словесном, музыкальном и живописном искусстве, постараюсь привести вас к выводу: «Божественность с прекрасным неразлучны».
(Демонстрируя картины Левитана, рассказываю):
Картина «Над вечным покоем» написана Левитаном незадолго до смерти. Изобразив как бы с высоты птичьего полета свинцово - матовые воды озера, над которым в сумрачном небе клубятся тяжелые тучи, и косогор с ветхой деревянной часовней, и кладбище с покосившимися крестами на поросших «травой забвения» могилах, Левитан насытил картину чувством неуютности этого сурового пространства, малости изображённого им «островка времени» перед лицом океана вечной и равнодушной к человеку природы.
[pic]
Вечность, грозная вечность, в которой потонули поколения и потонут ещё… Смотрю и вспоминаю:
Все та же высь и ширь земная,
И даль - синеющая даль.
Неотвратимая, родная
Тысячелетняя печаль.
Картина напоминает некую траурную симфонию, выраженную языком живописи. Кажется, она рванулась из измученной души художника из замыслов в ночи завороженных, из непрестанной муки повседневной жизни с её обманами и жестокостью, как последний лебединый крик души, предчувствующей, что
скоро земной путь окончен будет. Впереди - неизвестность: потому очень страшно. Каждый человек умирает. Но следом приходят другие. Они продолжают дела ушедших. Жизнь побеждает смерть. Об этом повествует огонек, так тепло и призывно написанный художником в узком церковном окошке, который подает надежду на вечную жизнь в Небесном Царстве, надежду на спасение души.
Смотришь на картину и невольно вспоминаешь, как поэтический аналог ей, строки: Грозны тучи сошлись непокорно,
Небо закрыли и свет.
Умер, исчез в темноте этой черной
Проблеск, проблеска нет.
Но не боюсь темноты я ужасной,
Что-то в душе мне твердит,
Что наверху, там за тучами, ясно
Вечное солнце горит.
Читаешь и уповаешь на спасение.
Картина «Тихая обитель» исполнена высокой поэзии, она благотворна и притягивает, как холодный родник в палящий полдень, как прекрасный сон наяву, как «мимолетное виденье».
[pic]
Она насыщена чувством благостного покоя, просветленной созерцательности, умиротворяющей тишины, полна небесной, ангельской чистоты. Красиво! Перед этой красотой меркнет все, созданное человеком. Кажется, вот - вот раздастся минорный и тягучий колокольный звон и прозвучат молитвенные слова: «Слава вышних Богу, и на земле мир, и в человеках благоволение…». И ты услышишь Бога голос, заглушенный суетой, хлопотней, и всею пошлостью земной жизни. Поймешь «родственность» с природой, врачующее значение близости с ней.
Говоря словами удивительного поэта Б.Л.Пастернака, «Тихая обитель» - это божественное нечто, разлитое во всем, но что не всякий видит, что даже и назвать нельзя, так как оно не поддается разуму, анализу, а постигается любовью». Смотришь на картину - меняется твое настроение, и услужливая память, как золотую нить, тянет из тебя недавно заученные строки:
Среди неба,
Среди огневого
Чистым звонам твоим поклонюсь,
С колокольни Ивана Великого
Вижу всю православную Русь.
Там, где небо, - ей мало простора,
Там, где бездна, и бездны ей нет…
Продолжение Божьего взора -
Свет единственный,
Солнечный свет!..
Читаешь и очищаешься, тебе становится легко - легко, как после исповеди.
Картина «Вечер. Золотой плес». Левитана больше всего вдохновляли часы утренней или вечерней сосредоточенной тишины и уникальная «лирика неба».
Особый прилив творческой энергии он почувствовал в небольшом приволжском городке Плес, облюбованном им для путешествия, отдыха и работы.
[pic]
Одним из шедевров этого периода стала исполненная мягкой благородной гармонии картина «Вечер. Золотой плес», на которой запечатлен вид на Волгу и столь полюбившийся художнику городок на исходе теплого летнего дня.
С поразительной чуткостью передано художником ощущение зачарованной зеркальной глади воды, нежное марево тумана, мягкое сияние золотисто - розового предзакатного света, стоящие среди деревьев церкви, колокольни и белый дом с красно - кирпичной крышей.
Все в картине напоено драгоценным чувством целостности жизни, красоты и радости бытия, поэтому как здесь не вспомнить тютчевское:
Невозмутимый строй во всем,
Созвучье полное в природе, -
Лишь в нашей призрачной свободе
Разлад мы с нею сознаем.
Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
Душа не то поет, что море,
И ропщет мыслящий тростник?..
11. Художественное чтение подготовленным учеником стихотворения Я.
Полонского «Вечерний звон»
Вечерний звон… не жди рассвета;
Но и в туманах декабря
Порой мне шлет улыбку лета
Похолодевшая заря…
Вечерний звон - душа поэта,
Благослови ты этот звон…
Он не похож на крики света,
Спугнувшего мой лучший сон.
Вечерний звон… И в отдаленье,
Сквозь гул тревоги городской,
Ты мне пророчишь вдохновенье
Или могилу и покой.
Но жизнь и смерти призрак - миру
О чем - то вечном говорят,
И как ни громко пой ты, - лиру
Колокола перезвонят.
Без них, быть может, даже гений
Людьми забудется, как сон, -
И будет мир иных явлений,
Иных торжеств и похорон.
Какие чувства вызвало у вас это удивительное стихотворение?
Что особенно понравилось?
- восхищение, удивление.
- печаль, щемящее чувство тоски.
- понравилась особенно 4-я строфа (читает)
- «Порой мне шлет улыбку лета
Похолодевшая заря».
- «Ты мне пророчишь вдохновенье»
III. А вот в 1860 году русский поэт М.Н.Рубцов написал стихотворение, посвященное неподражаемому русскому художнику И.Левитану
«В глаза бревенчатым лачугам…»
В глаза бревенчатым лачугам
Глядит алеющая мгла,
Над колокольчиковым лугом
Собор звонит в колокола!
Звон заокольный и окольный
У окон, около колонн, -
Я слышу звон и колокольный,
И колокольчиковый звон.
И колокольцем каждым в душу
До новых в радостей и сил
Твои луга звонят не глуше
Колоколов твоей Руси…
Какая же картина Левитана поразила Рубцова настолько и оказалась так созвучна его внутреннему миру, что душа поэта отозвалась чудными стихами?
Это картина «Вечерний звон».
[pic]
Вот она перед вами, рассмотрите, пожалуйста, её внимательно.
(Под тихий звон колоколов учащиеся рассматривают картину)
IV. Беседа по картине «Вечерний звон»:
1.Что изображено на картине?
- монастырь, окруженный осенним лесом.
- храм, расположенный у излучины полноводной спокойной реки.
- высокое предзакатное небо, чисто и светло отражающееся в реке.
- горизонт, закрытый дубравой.
- люди, плывущие в храм к вечерней молитве.
2.Что вы ощущаете, когда смотрите на картину?
- ощущаешь торжественное и мелодичное «звучание».
- становится печально, но печаль светлая.
- картина трогает музыкальностью, красотой, поэзией.
- картина наполнена мягкой благородной гармонии.
- с поразительной чуткостью передано ощущение умиротворенной тишины.
- почти физически ощущается вечерняя свежесть воздуха, сочность
«дышащей» зелени трав и цветов.
3. Какова роль пейзажа в картине?
- природа охвачена чуткой осенней тишиной.
- задумчиво грустны нежные тона осени.
- художник выразил состояние меланхолической грусти осенней природы.
4. Какая, по - вашему, человеческая жизнь стоит за этим пейзажем - полная суеты или спокойствия?
- жизни без суеты не бывает, жизнь без суеты -это идиллия, мечта.
- красота и гармония природы является как бы воплощением идеала
спокойствия и чистоты.
5. Левитан - художник - пейзажист. Что бы представляла эта картина без
монастыря, без храма?
- утратила бы свою прелесть.
- не так сильно волновала бы.
- стала бы немой.
6.Что же больше поразило вас в картине?
- Храм словно выплыл из глубины веков, поэтому испытываешь какое - то
необъяснимое волнение от предвкушения тайны, которая кроется в его
загадочном силуэте.
- Картина спокойно, задумчиво повествует о чем-то сокровенном.
- «Вечерний звон» можно назвать исповедью души, песней души.
- Автор замечательно создает впечатление вопроса, на который как бы нет
ответа.
7.Что нового может принести в твою жизнь эта картина?
- думаешь о скоротечности жизни.
- думаешь о Боге, о своем месте в жизни.
- переосмысливаешь свою жизнь.
- становишься светлее, чище, добрее.
- прощаешь всех, потому что все суетное уходит в сторону, остается
ощущение красоты, гармонии, света в душе.
8. О чем звонят колокола по всей России?
- Звон колоколов напоминают ежедневно и еженощно о Боге и о Царствии
небесном.
- Он созывает людей в Храм Божий.
- Благовествует о начале службы в монастыре.
9. О чем говорит картина «Вечерний звон» зрителю?
- Эта картина говорит сердцу что-то очень важное, она вызывает у нас тихую
радость и светлую грусть.
- Несет людям надежду на вечную жизнь.
- Мы любуемся вместе с художником красотой света предзакатного солнца,
мягко освещающего белые стены и купола монастырских зданий и верхушки
деревьев.
10. Подумайте, случайно ли храм показан автором так, что он находится на
картине на границе земли и неба?
- Я думаю, что это не случайно. Храм стоит на земле, но устремлен в Небо.
Это напоминание о том, что надо жить и не забывать о Боге.
- Церковь связывает земное и небесное, человеческое и божественное
воедино.
11. Как вы думаете, Левитан изобразил исторический пейзаж или современный
ему вид?
- Это современный художнику пейзаж.
- Мы видим лодку у берега с людьми, которые идут в церковь на молитву.
-На картине соединены воедино рукотворное чудо архитектуры и вечная
природа, земное и небесное, история и современность, прошлое и
настоящее нашей родины.
12. Какие чувства испытываете?
- чувство гордости за Россию.
- спокойствие, меняются люди, идут года, а церковь стоит все такая же
прекрасная и величавая.
13. Что вы можете сказать о художнике, который создал такой шедевр?
- Так мог писать только Левитан!
- Это непревзойденный художник
- Это большой патриот России.
V. Невозможно говорить о «Вечернем звоне» и не вспомнить стихи:
Вечерний звон, вечерний звон!
Как много дум наводит он
О юных днях в краю родном,
Где я любил, где отчий дом,
И как я с ним, навек простясь,
Там слушал звон в последний раз!
Уже не зреть мне светлых дней
Весны обманчивой моей!
И сколько нет теперь в живых
Тогда веселых, молодых!
И крепок их могильный сон;
Не слышен им вечерний звон.
Лежать и мне в земле сырой!
Напев унылый надо мной
В долине ветер разнесёт;
Другой певец по ней пройдет,
И уж не я, а будет он
В раздумье петь вечерний звон!
Что бы вы сказали, ребята, об этом стихотворении?
- Душа наполняется радостью и спокойствием, строки звучат плавно и торжественно. Стихотворение заставляет задуматься, склоняет к размышлениям о добре и зле, о жизни и смерти, о молодости и старости…
Песню в России знают все, но не все знают автора. Им является И.И. Козлов, замечательный поэт, современник Пушкина, Жуковского, Тютчева.
Но это еще не все: эти стихи - вольный перевод стихотворения ирландского поэта Томаса Мура.
Удивительно: тема, взятая поэтом далеко за пределами России, не только оказалась ей близка, но и не исчерпала себя на протяжении целого столетия! И дело здесь, прежде всего в самом колокольном звоне, вечернем звоне.
А сейчас послушайте своего товарища, который с удовольствием
расскажет вам об Иване Козлове.
Родился Иван Козлов в Москве, в богатой семье, получил хорошее домашнее образование, в совершенстве владел французским и итальянским языками, блестяще знал литературу. Достигнув совершеннолетия, определился на военную службу, затем на гражданскую. О литературной деятельности и не помышлял. Однако в 36 лет его внезапно поразила тяжелая болезнь-паралич ног, а 3 года спустя он начал терять зрение - и в 40 лет! - ослеп. От наследства у поэта в ту пору ничего не осталось, и он оказался в бедственном положении.
Слепота резко изменила образ жизни Ивана Ивановича и определила его дальнейшую судьбу. Будучи слепым, он, знавший в совершенстве французский и итальянский языки, выучил английский и немецкий. Козлов начал переводить произведения иностранных поэтов и сам стал писать стихи. Жизнь его протекала в тяжелых физических страданиях. Он терял речь и слух, но продолжал трудиться.
«Уже не зреть мне светлых дней». Зная биографию поэта, эти строки можно понимать буквально. Но их можно понять иначе; ушел свет из души. Ушла любовь, веселые сердца; расставание с отчим домом произошло навеки, возвращаться не к кому – «крепок их могильный сон», надежды оказались обманутыми. И его самого ждет та же участь, что и всех: «лежать и мне в земле сырой».
Грусть о скоротечности земного бытия, скорбь об утраченном навеки, о невозможности вернуться к тем дням, наполненным светом радости, веры, надежды, любви.
Но есть еще одна звучащая тема: другой певец пройдет некогда по земле, над которой все также будет звучать колокол. Волны вечернего звона отзовутся еще в чьей-то душе. Вскоре это стихотворение превратилось в песню.
VI Прослушивание песни А. Алябьева «Вечерний звон».
1. Могла картина «Вечерний звон» стать иллюстрацией к песне?
- Да. Между этими произведениями искусства много общего. Они близки темой быстро пролетающей человеческой жизни, грустными раздумьями, которые пронизывают эти произведения.
2. В чем отличие этих произведений?
- В песне, в отличие от картины, усиливается и становится главным дорогое и милое сердцу воспоминание о родительском доме, где человек получил первые уроки любви и веры, о приходском храме, стоящем на горе за рекой, о звоне колоколов вечером, на закате, и о несказанной радости, с которой детское сердце отзывалось на него…
VII. Прослушивание призывания к молитве (Абакар Омаргаджиев поет…)
Как вы думаете, только ли это напоминание, что время молиться?
- Конечно, нет.
- Это напоминание о Боге, о бренности земных дел, о вечности.
- Это призыв быть добрее, милосерднее, собраннее, чище.
- Это напоминание о том, что нужно стремиться к совершенству…
Заключительное слово учителя:
Для чего живет человек? Что есть добро и зло? Как побороть зло, укорененное в мире? В чем искать опору в земных тяготах?
Вот вопросы, которые все чаще не дают покоя в наше непростое время, заставляют вновь и вновь осмысливать мир, искать путь к спасению. Мы будем искать его в творчестве поэтов и писателей, художников и композиторов - этих святых проповедников красоты, гармонии, умиротворения и учиться у них жить, любить, прощать…
И эти произведения, о которых мы сегодня говорили, для нас звучат, как молитвы и как звуки благовеста, которыми наполняется наша душа, как мелодия, одухотворяющая нашу повседневную жизнь, наши монотонные будни, как добрая радостная весть. Они возвещают нам о жизни, пронизанной светом веры и поэзии, они будят нашу уснувшую совесть. Их авторы дают «нам руку в непогоду», помогают «в немой борьбе».
V111. Домашнее задание.
Написать сочинение-миниатюру на одну из тем:
1. Картина Левитана «Вечерний звон».
2. Любимый уголок природы».
X. Лучшие сочинения учащихся:
Картина И. Левитана «Вечерний звон».
Среди неба
Среди огневого
Чистым звонам Твоим поклонюсь,
С колокольни Ивана Великого
Вижу всю православную Русь.
Там, где небо, - ей мало простора,
Там, где бездна, - и бездны ей нет…
Продолжение божьего взора -
Свет единственный,
Солнечный свет.
/ В. Нежданов /
Вечерний звон, звуки которого плывут над миром, созывает людей в храм Божий, благовествуя о начале вечерней службы, совершаемой в благодарность Господу за проходящий день, возглашая тем, кто присутствует в это время в храме, о проходящем там. Слышит эти звуки человек, и отзывается его душа на них, даже если доселе была погружена в глубокий сон, не дающий за временным и суетным увидеть и услышать вечное, нетленное, истинное, возвышенное.
Есть в русском изобразительном искусстве пейзажи, полные великой скромности и тихой силы. Изображенные на них уголки России - подчас самые привычные взгляду; но в них-то и выражается то, что поэты и художники назовут душою природы. К таким можно и нужно отнести «Вечерний звон» И. Левитана.
Мир красотой спасется
[pic]
В жизни человека бывают такие минуты, когда хочется забыться и убежать от всех на край света, когда не с кем поделиться своим горем, когда кругом до тебя дела нет.
Тогда нахожу успокоение в общении с природой родного села, где много удивительных мест, одно их которых запечатлено на моей фотографии. И вообще люблю время суток, когда наступает рассвет или гаснет день, когда плачет душа от небесной и земной красоты. Хочется понять и выразить что-то происходящее с тобой, хочется остановить мгновение, но все прекрасное на
земле мимолетно и неповторимо… А солнце садилось усталым и пламенным. Чернела земля. Окровавились «закатом» облака. Думаешь, думаешь и, как во хмелю, вспоминаешь стихи:
И часто предзакатными часами
Мы вдаль глядим и верим чудесам...
Душа распахнута... И тишина вокруг...
И в зеркало природа засмотрелась...
Закат на цыпочках подкрался тихо, вдруг,
И Чудо неожиданно свершилось:
Он красками раскрасил небосвод,
И тишину наполнил красотою…
Суетливые мысли, бесконечные сомнения отходят в сторону, освобождают разум и душу для созерцания. Тихого, спокойного, вечного созерцания. И рождается в тебе неугасимый свет, смиряется тревога уставшей души и хочется творить красивые дела. Воистину, мир красотой спасется…
Любимый уголок природы
[pic]
Какая природа, какой день, какой воздух! Смотришь, и в твоей душе рождается заглушенное повседневной суетой чувство гармонии, покоя, счастья. Перед спящими водами тебя охватывает ни на что не похожая меланхолия, свободная, мечтательная, склонящаяся к раздумьям.
Облака, упавшие в воду, камыш, что тихо шепчется с прохладным ветерком, лик неба - обиталища Бога, - исполненный такой неземной прелести, рождают несказанно - сладкие и в месте с тем печальные чувства, мысли о скоротечности, мелочности всего земного, мысли о вечном, возвышенном - о Боге…
Красиво - красиво вокруг. Перед этой красотой меркнет все, созданное человеком, понимаешь родственность с природой, врачующее значение близости с ней. Тихий, светлый уголок. Все здесь напоено чувством целостности жизни, красоты, радости бытия. Вспоминаешь фофановское и шепчешь, как молитву:
Была ль то песнь, рожденная мечтою,
Иль песнею рожденная мечта, -
Не знаю я, но в этот миг со мною
Роднилися добро и красота.
От светлых дум сомненья исчезали,
Как мягкий дым от гаснущей золы.
Я был далек от сумрачной печали,
От злых обид и дерзостной хулы…
Окружающая тебя красота, великолепие, тишина наполняют душу
гармонией, любовью и светом. Я радовалась как ребенок. Еще и еще раз благодарила судьбу, природу, вселенную за этот прекрасный день…
Литература:
1. И. А. Пашкович « Патриотическое воспитание», Волгоград - 2006 год.
2. Владимир Петров « И. Левитан», Санкт-Петербург, 1993 год.
3. В. Порудоминский «Первая Третьяковка», Москва - 1979 год.
4. Журнал «Классный руководитель» , № 7, 9. - М. : 2000 .
5. Русские поэты 18-19 веков, Антология, М. 1985.