План урока по русской литературе на тему Сценическая жизнь пьесы «Горе от ума» (9 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



Тема программы: Чацкий и Молчалин. Чацкий и Софья. Иллюстрации Н. Кузьмина, Д. Кардовского. Постановка пьесы Театрального товарищества 814, 1997-1998 годов.


Тема: Сценическая жизнь пьесы «Горе от ума».

Цели: проанализировать образ Чацкого; проанализировать образ Молчалина; проанализировать образ Софьи; рассмотреть любовный конфликт пьесы; ознакомиться с историей постановки пьесы на сцене театра; сравнить образы персонажей в пьесе Грибоедова с театральными образами.

Оборудование: текст Грибоедова «Горе от ума», иллюстрации героев, эпизод из сценической интерпретации Театрального товарищества 814, 1997-1998 годов.

Тип урока: комбинированный урок.

Вид урока: урок-беседа.


  1. Подготовка к восприятию темы

Пользуясь записями предыдущего урока в конспекте, ученики отвечают на такие вопросы:

1. Какие конфликты ставятся в пьесе?

2. В чем заключается нравственная и социальная проблематика пьесы?

3. Какой смысл названия пьесы?

  1. Повторение пройденного материала


  1. Объявление темы, цели урока






а) Сегодня мы будем анализировать драматическое произведение. Проанализировать сцену – значит, определить взаимоотношения персонажей, уяснить, что дает эта сцена для понимания характеров действующих лиц, их душевного состояния, показать, с помощью каких приемов в этой сцене раскрываются характеры и какова роль этой сцены в развитии действия и конфликта пьесы.


- Это необходимо режиссеру спектакля, чтобы правильно подобрать актеров, выбрать соответствующие декорации; актерам, чтобы наилучшим образом исполнить роль того или иного персонажа; работникам театра, принимающим участие в постановке спектакля; зрителям, чтобы они правильно понимали суть происходящего на сцене; критикам, которые должны дать верную оценку и литературному произведению, и театральной постановке.


б) Говорящие







-  Софья Павловна – мудрость. («Недоросль» Фонвизина)

Алексей Степанович Молчалин  – молчалив.

Чацкий Александр Андреевич – в черновом варианте Грибоедов писал эту фамилию Чадский, сократив фамилию Чаадаева.  Пётр Яковлевич Чаадаев – друг Пушкина. Участвовал в войне 1812 года. В 1821 году прервал военную карьеру и вступил тайное общество. С 1823 по 1826 год путешествовал по Европе, изучал философию. После возвращения в Россию в 1828 – 1830 годах написал и издал трактат «Философские письма». Эти письма придерживались прогрессивных взглядов, противоречили порядкам России. Указом царя Пётр Яковлевич Чаадаев был объявлен сумасшедшим. В образе Чацкого Грибоедов предсказал судьбу Чаадаева (Чацкий тоже объявлен сумасшедшим).


в) 1 действие комедии начинается с ремарки (текст)





- Интерьер уточнит постановщик пьесы. Запомним этот момент, чтобы при просмотре постановок обратить на это внимание



- Знакомит с обстановкой в доме Фамусова и некоторыми происходящими в нем событиями, предваряет первую конфликтную ситуацию


- У Софьи роман с Молчалиным, который она скрывает от отца




- «Минуй нас пуще всех печалей \ И барский гнев, и барская любовь» (Лиза). Выпишем ее на отдельный лист «Крылатые выражения из пьесы Грибоедова «Горе от ума»» (раздаточный материал).


- Фамусов – хороший отец, заботится о воспитании дочери, о её благочестии, старается сам стать для нее примером




- Молчалин не из богатой влиятельной семьи, даже не из Москвы, а Фамусов посодействовал его продвижению по службе. Фамусов имеет влияние и может позволить себе покровительство над кем-либо


- Ему не понравилось, что герой сна Софьи «в бедности рожден», а он не желает отдавать ее за бедного, пусть даже и любимого человека



- Она считает его недалеким, поэтому не сможет с ним жить: «Что за него, что в воду».






- Соня не воспринимает всерьез детскую дружбу, а говорит о своей влюбленности в Молчалина. 





- Восторг от встречи с Соней, он в приподнятом, даже в возбужденном настроении, поэтому многословен






- Довольно холодно, прикрываясь шаблонными светскими любезностями



- Замечание Чацкого о Молчалине





- Он восхищен ею, пытается вернуть прежний тон отношений





- «Что нового покажет мне Москва? / Вчера был бал, а завтра будет два»



- Из этого явления можно сделать вывод, что любовь к Софья – причина приезда


- «Чуть свет уж на ногах, и я у ваших ног»; «Помилуйте, не вам, чему же удивляться?»; «Гоненье на Москву!»; «И дым отечества нам сладок и приятен!»; «Смешенье языков – французского с нижегородским». Выпишем их на отдельный лист «Крылатые выражения из пьесы Грибоедова «Горе от ума»» (раздаточный материал).


- Потому что дальнейшее действие будет развиваться вокруг них, остальные герои – второстепенные















- Мотив лжи и мотив глухоты как нежелания слышать правду



г) 2 декабря 1829г. Давалось I действие, начиная с выхода Чацкого (с явл. 7), которого афиша именовала Чадским (его играл Сосницкий). По поводу этого спектакля сохранилось два отзыва. Инспектор труппы Храповицкий отметил на афише: «Сосницкий был очень хорош». «Северная Пчела» писала: «В театральном фойэ слышали мы две сцены из перла нашей комедии «Горе от ума». Слышали и мысленно повторяли: Горе! Горе! Неуменье артистов скрыло от нас ум незабвенного А. С. Грибоедова».

В том же 1830 г. на сцене петербургского театра было поставлено IV действие «Горя от ума», шедшее с III действием.

9 октября этого же года в Петербурге были даны сцены из I действия, III и IV действия.

В I действии были изъяты явления с первого по шестое включительно (до выхода Чацкого). Причина этого изъятия весьма показательна. Цензор рапортовал о том, что он читал рукопись «Горя от ума» и «нашёл, что в I-м и 3-м явл. первого действия представляется благородная девушка, проведшая с холостым мужчиною целую ночь в своей спальне и выходящая из оной с ним вместе без всякого стыда, а в 11-м и 12-м явл. четвёртого действия та же девушка присылает после полуночи горничную свою звать того же мужчину к себе на ночь: что он, ценсор, находя сии сцены противными благопристойности и нравственности, одобрить сей рукописи к печатанию не может».

В 1864 г. Неклюдов, ведавший московскими театрами, «задумал поставить «Горе от ума» совершенно согласно с предначертаниями автора и, принимая в соображение, что он не назвал своей пьесы «комедией с танцами», что самые танцы в шутовском виде, в коем поставлены доселе, служили лишь потехою для райка и что в высшем слое общества, в круг которого автор внёс своё действие, танцы никогда не были исполняемы с площадными кривляньями, которые дают им всю цену в представлении, хотел их вовсе выкинуть, ограничиваясь, согласно тексту Грибоедова, вальсом, начинающимся при звуках фортепьяно, во время последнего монолога Чацкого в 3-м действии...».

Слухи о предстоящих намерениях московской дирекции дошли до московского военного губернатора, который в официальном письме на имя Неклюдова предупреждал его «об ответственности, лежащей на дирекции в случае каких-либо манифестаций». Вмешалась петербургская дирекция, отдавшая распоряжение: танцы «следует оставить без изменения»: во-первых, потому, что они введены «с первого времени помянутого акта в представлении», а во-вторых, потому, что «большинство публики с ними освоилось». Ясно, что подобная уклончивость распоряжения не только оставила танцы в прежнем виде, но и лишила руководителей названного театра смелости на долгие годы поднимать вопрос об их уничтожении; лишь при возобновлении в 1887 г. танцы были в своём прежнем виде уничтожены.



- После просмотра беседа с детьми. Предполагаемые вопросы:

1. Какой внешний облик актеров? Какие плюсы и минусы вы можете заметить?

2. Какие черты грибоедовских персонажей более всего заметны в игре актеров? Как они это выражают?

3. Как представлены музыка и декорации в постановке? Какова и роль?

4. Как происходит перемещение по сцене актеров? Соответствует ли это вашим представлениям о данном действии?

5. Какие недостатки и достоинства вы можете назвать в такой постановке?


- Есть несколько традиционных для русской сцены путей сыграть “Горе от ума”. Один, “костюмно-исторический”. Другой, публицистический, предполагает нарочитое отстранение от эпохи, сознательное осовременивание речей Чацкого и его полемики с Фамусовым. Он хорош в переломные моменты в жизни общества, его часто выбирали в советское время в годы оттепели и застоя, и эзоповы речи находили восторженное понимание у интеллигенции. Меньшиков (режиссер) выбрал иной, упрощенный путь, преобразовав высокую комедию в водевиль. В его постановке акцент сделан на любовном треугольнике, точнее, многоугольнике Чацкий — Софья — Скалозуб — Молчалин — Лиза — Петрушка. Чацкий Меньшикова — просто влюбленный, и свои монологи он проговаривает точно наспех вызубренный чужой текст — его на самом деле не интересуют ни Фамусов с его Максимом Петровичем и сомнительными моральными принципами, ни Скалозуб сам по себе, ни Молчалин как личность (без-личность), но одна только Софья и все они — постольку, поскольку они к ней имеют хоть малейшее отношение.


  1. Формирование новых знаний и способов деятельности


а) Рассказать об анализе драматического произведения





- Кому и зачем может понадобиться анализ драматического произведения?




б) Некоторые черты характера можно прочесть уже в именах и фамилиях героев. Как называются такие имена и фамилии? 


- Какие же черты можно заметить у Софьи, Молчалина и Чацкого?










в) Чтение 1-го действия по лицам с комментированием и беседой


- Как вы думаете, почему гостиная не описана более подробно? 


- Какое место в композиции пьесы занимает 1 явление?


- Что мы узнаем о взаимоотношениях некоторых героев?


- Какую фразу из 2 явления можно считать крылатой?



- Какие стороны личности Фамусова раскрываются в 3 явлении?


- Что мы узнаем о судьбе Молчалина и роли Фамусова в ней?


- Что не понравилось Фамусову во сне дочери и почему?


- В 5 явлении Лиза и Соня наедине обсуждают возможных кандидатов на руку Сони.  Как относится Соня к Скалозубу? 


- Как воспринимает Соня чувства Чацкого?




- С 6 явления появляется Александр Андреич Чацкий. Какими чувствами переполнен Чацкий?


- Исходя из слов Чацкого, как  его встречает Соня?


- Что заставляет Софью перейти на почти враждебный тон?


- Почему Чацкий пытается не придавать значения иронии и холодности Софьи?


- Как Чацкий отзывается о Москве и ее  нравах? 


- Почему же тогда он вернулся?


- Какие крылатые выражения встретились нам в этих явлениях?



- В 9 явлении Чацкий встречается с Фамусовым, они беседуют, Чацкий не перестает восхищаться Софьей. На этом заканчивается 1 действие комедии. Мы познакомились не со всеми действующими лицами комедии. Почему автор знакомит нас в первую очередь именно с этими персонажами?


- Какие мотивы уже наметились в 1 действии?


г) Ознакомление со сценическими интерпретациями. Доклад одного из учеников по ранним постановкам. После этого дополнительные комментарии учителя




































- Просмотр 1-го действия в сценической интерпретации Театрального товарищества 814, 1997-1998 годов.








- После беседы или во время комментарий учителя о данной постановке.











Сегодня мы познакомились с несколькими главными действующими лицами пьесы, а именно Чацким, Софьей и Молчалиным. Так же мы узнали, каким представлен Чацкий в постановке народного артиста РФ Олега Евгеньевича Меньшикова. Замечательно, что пьеса жива и актуальна по сей день. Как вы могли заметить, одна из главных, отличительных особенностей пьесы, как литературного жанра, в том, что каждый актер может по своему отыгрывать и представлять персонажа. На следующем уроке мы рассматриваем столкновение Чацкого с фамусовским обществом.

  1. Обобщающее слово учителя


  1. Оценивание работы учащихся

Составить цитатную характеристику трех персонажей на выбор из фамусовского общества (Фамусов, Скалозуб, Горичи, Тугоуховские, Хрюмины, Загорецкий, старуха Хлестова, Г.Н. и Г.Д, Репетилов).


  1. Домашнее задание


Используемая литература:

1) Филиппов В. Ранние постановки «Горе от ума» // А.С. Грибоедов. – М.: Акад. Наук СССР, 1946. – С. 299-324

2) Генина В. А. С. Грибоедов. Горе от ума. Постановка Олега Меньшикова / В. Генина // Знамя. 1999. №5.



5